СЛОЖИ КВАДРАТ (СК) | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ
Материал взят из книги «Интеллектуальные игры».Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ полный комплект (36 квадратов)
Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 1 уровень
Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 2 уровень
Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 3 уровень
Описание игры
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.
Как сделать игру
Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80×80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).
Рис. 28
Рис. 29
Квадраты, изображенные на рис. 28–29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.
Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.
Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.
Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.
Как играть
Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.
Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: “Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать… Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики…” Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.
– Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы.
И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Но во втором пакете лежит не квадрат, а 2 прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже “удивлен”.
– Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?
Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой; они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: “Вот хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!” И она осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: “Хорошо положила!”, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет “Уля, уля!” (Ура!)
Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается – половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.– Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! – подбодрил я Ваню. – Сумеешь ты пробежать пальчиками по такой дорожке? Вот так! – ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно “переступаю” по ней. Ваня копирует мои движения, и после “прогулки” мы снова возвращаемся к СК-10.
– А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня!
Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок “по порядку”, т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание – “разложить пакеты по номерам”). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: “Сюда зеленые кусочки положи!” Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки.
Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков “паркетный пол”, у Любы получилось уже 3 квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.
Так постепенно малыши решают эти “задачки”: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру “забыли” на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.
В игре “Сложи квадрат” нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.
Усложнения в игре вводятся примерно в такой последовательности:
1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.
2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).
3. Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.
4. “Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).
5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то “неряха” свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85×85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. с № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1. Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.
6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.
7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”. Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.
8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!
nikitiny.ru
Квадраты Никитина
Многие родители ломают голову, не зная, что подарить своему малышу на день рождения или Новый год. Ведь в арсенале уже имеется целый автопарк или кукольный дом и ребенка заинтересовать такой игрушкой можно ненадолго. Другое дело — различные развивающие пособия, такие как квадраты Никитина, которые ребенок с удовольствием будет собирать вновь и вновь, а когда подрастет, то можно будет переходить на новый, более сложный уровень.
Если нет возможности приобрести готовую игру, то квадраты Никитина вполне можно сделать своими руками из цветного картона, пластика или окрашенной фанеры. На это не уйдет много времени, а потребуется всего лишь расчертить одинаковые квадраты и разрезать их по готовому шаблону, который можно посмотреть в интернете.
Квадраты Никитина 1 уровень
Игра состоит из трех уровней и первый самый простой. В нем есть две рамочки-планшета, в которые вставляются детали шести квадратов. На этом этапе они состоят из двух или трех частей. Малыши уже с полутора лет могут собирать такие простые головоломки и одновременно изучать цвета.
Перед тем как предложить малышу игру «Сложи квадрат» Никитина нужно предложить ему разделить все детальки по цветам, ведь кубик состоит только из одноцветных составляющих.
Квадраты Никитина 2 уровень
В этом комплекте, всё так же, состоящем из двух планшетов, разделенных на шесть квадратов, уже более сложное задание. Квадратики тут разделены уже на 4, 5 и 6 сегментов, что намного усложняет работу малышу и позволяет активизировать его умственные способности, развивая их.
Логическое и аналитическое мышление активно участвует в процессе игры, ведь недаром эти игры называются дидактическими – то есть развивающими. Если ребенку захотелось выйти за рамки простых квадратов, не мешайте ему, ведь пространственное мышление – это замечательно. Малыш может строить различные фигурки, которые придут ему на ум при помощи цветных кусочков.
Квадраты Никитина 3 уровень
Самый сложный уровень подразумевает деление квадратов на крупные и мелкие части – от 4 до 7. Это довольно непростая работа даже для взрослого и от ребенка она требует большой концентрации внимания и работы как зрительных, так и умственных анализаторов.
www.my-sunshine.ru
Квадраты Никитина
Достаточно сложная, но в то же время увлекательная игра «Сложи квадрат», разработанная семьей Никитиных, вносит свой вклад в развитие малышей.
Сложить квадрат из кусочков разной формы, порой, непросто даже взрослому, не говоря уже, сколько сил и терпения требуется от самых маленьких игроков.
Посредством игры детишки выполняют сразу несколько упражнений:
- во-первых, они тренируют цветоощущение, поскольку для того чтобы собрать квадрат, необходимо найти все его части, которые выкрашены в один цвет или оттенок;
- во-вторых, малыши развивают логику и сообразительность. Чтобы выполнить задание, фигурки нужно переворачивать и менять их расположение;
- в-третьих, самые маленькие начинают понимать, что из мелких частей не всегда понятной формы можно собрать уже знакомую геометрическую фигуру;
- ну и, в-четвертых, можно не ограничивать фантазию малыша. Так как составные части квадрата Никитина используются не только в рамках игры «Сложи квадрат». Из фигурок различной формы ребенок может построить домик, елочку, город, составить целую картину и всевозможные узоры, которые используют в качестве декораций в ролевых играх.
Стоит отметить, что игра «сложи квадрат» многоуровневая. В зависимости от количества составных частей, различают квадрат Никитина:
- 1 уровня — состоит из 2-3 частей;
- 2 уровня – состоит из 3-5 частей;
- 3 уровня – состоит из 4-7 частей.
Другими словами, это чудо-изобретение развивает творческие способности, воображение и логическое мышление, как самых маленьких, так и деток постарше. А чтоб порадовать свое чадо новой развивающей игрушкой, вовсе не обязательно ее покупать. Квадраты Никитина легко сделать своими руками.
Как сделать квадраты Никитина своими руками?
С помощью подручных средств, а именно картона, цветной бумаги, ножниц и клея можно легко сделать 24 квадрата Никитина, которые состоят из 85 кусочков. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.
womanadvice.ru
Сложи квадрат Никитина своими руками за 10 мин.
Сложи квадрат Никитина своими руками за 10 мин.Как делать.
Берем Никитинскую основу, т.е. не режим как вздумается, расчерчиваем квадраты и вырезаем их=)
Можно использовать картон, губки или как у меня листы пористой резины.
Если использовать губки, то такие( не знаю как правильно называется этот вид губок, я ими со стола вытираю)
Немножко теории.
У квадратов 3 уровня, нужно на первом уровне сделать целый квадрат, не разрезной. Не стоит перескакивать уровни, думая что для ребенка 3 лет первый уровень слишком легкий, если внимательно посмотреть как разрезал квадраты Никитин практически сразу бросается в глаза постоянное усложнение, т. е. легкий квадрат это разминка \подготовка к более сложному\хитро разрезанному.
Важно не подгонять, не подсказывать и внимание- не собирать в рамке, если у вас квадраты от оксавы к примеру.
Сборка в рамке это наполовину облегченная задача, т.е. кпд от этого пособия снижается из-за безграмотной эксплуатации.
Почему нельзя подсказывать?
Дело в том что у детей отличная память, и собрав пару раз квадрат с помощью мамы, ребенок просто запомнит как он складывается.
Нужно отдавать себе отчет в том что ребенок рано или поздно сможет сложить все квадраты, и радость от того что вот он сам смог стоит того что бы потерпеть.
Еще пара моментов- с квадратами нельзя разрешать играть не по правилам, их стоит держать отдельно от общей массы игрушек.
Почему я столько внимания уделила правилам игры.
Очень часто встречаются на просторах интернета заявления, что вот мой деть в 1,5 годика складывает первые два уровня=) и советы от всевозможных «развивалок».
Девушки, будте разумны, не портите изумительное по своим свойством пособие этой погоней.
вот так играть категорически нельзя.
«На первом занятии мы показываем два-три варианта складывания, а затем предлагаем сделать это ребенку. Но не давайте сразу все вкладыши, сперва можно обойтись двумя-шестью. Начать можно с простых фигур: двух прямоугольников или треугольников.
Если малышу трудно сообразить, как же все-таки вложить эти фигуры, Вы можете подсказать ему, опустив одну фигуру в рамку, а при вынимании постучать пальцем: «Клади треугольник вот сюда!».
Не забывайте описывать все фигуры, которые вы используете в игре и которые можно назвать: «Вот трапеция, давай ее вложим!».»
Квадраты из пористой резины.
Потребуется 24 одинаковых цветных квадрата, каждый из которых разрезан так, как показано на рисунках.
По задумке Никитина квадраты цветные только с одной стороны, если делать их двухстороними задача серьезно усложняется.
Рекомендации семьи Никитиных по игре сложи квадрат.
Все начинается со сказки, где главный герой – Ваш ребенок, который сможет самостоятельно построить, например, дорогу для машинки или куколки.
Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все имеющиеся элементы, получив в результате 23 условных квадрата (пока еще не собранных). Так ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, развивая при этом цветовое зрение. Во-вторых, сложить из разрозненных деталей квадрат такого же размера, как неразрезанный образец, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5. В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач для того, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Если мы хотим, чтобы игры увлекали ребенка, необходимо, чтобы начало новой игры было связано с приятными переживаниями. Усложнения в игре вводятся следующим образом:
1. Сначала ребенок получает целый квадрат как образец и конверт с квадратом для сборки из 2 или 3 частей. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Ребенок самостоятельно может доставать из конвертов кусочки квадрата, самостоятельно переворачивать их лицевой стороной вверх, подбирать элементы одного цвета (тона), самостоятельно выкладывать квадрат. По окончанию игры приучайте малыша складывать кусочки квадратов в конверты или пакеты для того, чтобы они не были потеряны.
2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1-2 новых (но можно предложить и 8-10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится). Предложите ребенку укладывать эти квадраты на плоскости в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).
3. Можно предварительно смешивать кусочки нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша появилась необходимость рассортировать их сначала по цвету в отдельные группы, а затем последовательно складывать квадраты.
4. Процесс выкладывания квадратов можно сопровождать сказочным сюжетом. Например, «Волшебник» смешал в одном пакете 5-10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в группы по цвету, но и по порядку номеров. Такое задание смогут сделать малыши уже в 2,5-3 года, когда они начинают считать и узнавать цифры.
Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это «непосильно», что знание цифр «превышает возрастные возможности», то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).
5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, элементы которых какой-то «неряха» просыпал и перемешал. Здесь понадобится коробка, например из под конфет, куда будут складываться собранные квадраты один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат № 1. Если к этому времени еще будут оставаться «труднющие квадраты», не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт.
6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля.
7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание «на время». Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом игры ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи «На старт! Внимание! Начали!» можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой «рекорд», т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.
8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся стандартным 24
Пористая резина есть в продаже в рид.ру
и в
А готовые квадраты( если совсем лениво их делать своими руками) можно купить тут
zhulan12.livejournal.com
Игра «Сложи квадрат» Никитиных — своими руками. Как играть?
Семья педагогов Никитиных разработала ряд методик для развития творческих способностей ребенка. Одной из таких методик стала игра «Сложи квадрат», которая помогает детям развивать сообразительность, пространственное мышление, находчивость. Развивающая игра Никитиных «Сложи квадрат» не имеет возрастных ограничений, она создана для развития и тренировки ума и взаимодействия ребенка с родителями.
Оглавление:
Об этой игре Никитины писали в своей книге «Ступени творчества или Развивающие игры».
Делаем квадраты Никитина своими руками
Смысл игры заключается в том, чтобы собрать целые квадраты разных цветов из частей.
У Никитиных было 24 варианта разделения квадрата на части. Есть схемы квадратов, по которым они делятся на части по разным направлениям. Получилось 85 кусочков 24-х квадратов разных цветов. Ниже предоставляем готовые шаблоны, распечатав которые, вы с легкостью сможете самостоятельно изготовить развивающую игру для своего ребенка и при этом не потратив ни копеечки.
Один квадрат остается целым для образца, 3 квадрата делятся на две части, 8 квадратов – на 3 части, далее они делятся на 4 части, на 5 частей, на 6 частей, на 7 частей.
Изготовить их проще всего из цветного картона, если найдется достаточное количество цветов. Если нет – надо будет самим раскрасить картонные, пластиковые или фанерные квадратики. Размер квадрата 8х8 см.
Квадрат имеет свой номер, который надо нанести на каждую часть квадрата с тыльной стороны.
Для хранения игры надо подобрать коробку, каждый разделенный квадрат положить в отдельный конверт.
Как играть в игру Никитина «Сложи квадрат» с ребенком
Первая задача для ребенка – разложить кусочки квадратов на 23 кучки по цветам. Развивается внимательность и цветовое зрение, ребенок учится различать оттенки цветов, происходит развитие цветоощущения.
Вторая задача – сложить из каждой кучки квадрат по целому образцу. В этом случае развивается логика и сообразительность, понимание взаиморасположения частей целого квадрата. Ребенок должен понять, что собирать надо квадрат из частей одного цвета. Чтобы собрать квадрат надо эти части состыковать между собой правильно, то есть покрутить-повертеть, подумать, выбрать вариант из множества возможных.
Начинать надо с несложных квадратов, разделенных на две части. После освоения простых примеров переходить к более сложным задачам. Сложность сбора квадратов должна возрастать постепенно.
Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества частей квадрата.
- 1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;
- 2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;
- 3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.
Основная рекомендация – ребенок сам должен собрать квадрат, без помощи взрослого. Задача родителей — заинтересовать ребенка результатом, мотивировать его, хвалить и направлять, но не решать за него задачи. Надо придумать задание, сюжет, по которому малышу необходимо разобраться в частях квадрата. Торопиться или заставлять детей работать с квадратами без их желания нельзя.
Не надо показывать ребенку, как собрать квадрат. Он может запомнить это зрительно и собирать квадрат, не включая логическое соображение.
Кроме основной задачи – правильно собрать квадрат, многие дети используют части квадрата для составления различных фантазийных фигур.
Несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость игры, она становится любимой для многих ребят. В наше время дети много время проводят не с игрушками, а с техническими гаджетами, они представлены сами себе.
Игра «Собери квадрат» хороша тем, что ребенок занимается творчеством вместе с родителями, которые тоже участвуют в игре. И эта игра объединяет ребенка с родителем, рождает атмосферу взаимопомощи и взаимопонимания.
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
wjday.ru
chto-takoe-kvadrat-chisla — запись пользователя Евгения (e-gr-ok) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Никитиных
Для наших математических игр сделала Ульяне игру из методики Никитиных «Сложи квадрат». Смысл в том, что из разноцветных кусочков нужно собрать несколько квадратов одного цвета.
При выполнении заданий происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
Схемы для изготовления квадратов
Как играть (рекомендации Никитиных)
Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все имеющиеся элементы, получив в результате 23 условных квадрата (пока еще не собранных). Так ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, развивая при этом цветовое зрение. Во-вторых, сложить из разрозненных деталей квадрат такого же размера, как неразрезанный образец, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5. В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач для того, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить.
Вариантов для игр очень много, и все они зависят от уровня сложности игры и фантазии родителя. В игру можно вводить игровые сюжеты, можно играть на «время», можно собирать из кусочков другие фигуры и целые городки и т.п.
КАК ИГРАЕМ МЫ И ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА САМОДЕЛЬНЫЙ,
А НЕ ПОКУПНОЙ ВАРИАНТ
Я точно для себя решила, что покупать игру не буду, а сделаю сама. Во-первых, это просто и недолго. Зачем тратить деньги? Но есть и еще одна причина…
Квадраты Никитина есть в продаже. Например, у производителя «ОКСВА».
Кстати, присмотритесь к их ассортименту. Очень много стоящих игрушек, ориентированных на методики раннего развития. И большой плюс - они из дерева!!!
Но!!! Многие игры, в том числе никитинские квадраты В РАМКАХ!!!!
Поэтому я их не взяла. Рамки полностью убивают смысл никитинской идеи, очень сильно облегчая задачу ребенку. Я и пазлы в рамках стараюсь не предлагать, кстати. Рамки, по моему твердому убеждению, - это ограничение фантазии и логики малыша! Можно, конечно, сподвигать ребенка собирать квадратики без рамок…но, согласитесь, мы все в жизни стараемся выбирать лёгкие пути. Так зачем же ребенок будет усложнять себе задачу, если в рамке собрать быстрее?
Пока мы играем с самыми легкосладываемыми 8 квадратами. Стараюсь помогать по минимуму, так как это основная рекомендация и дидактическая установка Никитиных. Если Вы будете показывать ребенку, как собирать, он будет делать это скорее «по памяти», нежели из логических умозаключений. Но я всегда даю задание, ввожу в игру сюжет, - давай сделаем дорожку для лошадки, или разложим на ковре полянки, по которым будет прыгать Винни-пух…или испечём торитики для Чебурашки и т.д. Справляется достаточно быстро. Скоро приступим к квадратам из 4 элементов.
Про игру «Сложи квадрат» и другие игры Никитиных можно прочитать в их книге «Ступеньки творчества, или Развивающие игры». Желающие могут скачать здесь
www.babyblog.ru
Как играть в квадраты Никитина
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
Но… не опаздывайте и, помогая,… думайте сами.
Б.П.Никитин
Сейчас мы с вами поговорим о всем известной методической развивающей игрушке Никитина «Сложи Квадрат». Много сказано о том, что и как развивает в каждом малыше эта игра, а мы просто покажем это на примерах.
Никитин предлагает сделать игрушку своими руками и есть много вариантов этой игры в продаже. Мы остановились на вот таком предложении фирмы «ОКСВА». Это эконом-вариант, вполне доступный каждой семье, имеет 3 уровня сложности.
Но в любом возрасте лучше ребенка знакомить с игрушкой, начиная с 1 уровня. И после предлагать задания соответственно его уровню развития.
Квадраты Никитина игры Квадраты Никитина игры Квадраты Никитина игрыПримеры игр с Квадратами Никитина
1. Берем первую рамочку и высыпаем из нее квадраты! Это кстати, тоже очень весело! Просим ребенка, перевернуть все кусочки цветной стороной вверх и просто сложить их по цвету в кучки. Здесь можно познакомить малыша с понятием холодные и теплые оттенки, естественно, приводя соответствующие примеры:
• желтое солнышко, красный огонь, оранжевые апельсины – теплые;
• голубое холодное море, синее дождливое небо — холодные;
• зеленый может быть и теплым и холодным, ведь он состоит из теплого желтого и холодного синего и все зависит от того, какого цвета в нем больше).
Здесь же вы знакомите малыша с последовательностью цветов в радуге и можно давать задания собрать квадраты в порядке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В квадратах отсутствует фиолетовый цвет.
2. Собираем квадраты в рамках. Все задания должны быть под силу малышу. Если затрудняется и не хочет, лучше не заставлять. Можно просто показать, что все кусочки переворачиваются и просто нужно пробовать разные варианты.
3. Собираем квадраты без рамок – на столе, на полу. Обязательно обыгрываем этот процесс – мы строим многоэтажный дом или поезд с вагончиками и т.д.
Квадраты Никитина игры Квадраты Никитина игры4. Собираем квадраты из разноцветных деталей. То есть не одного цвета, а комбинируем из разных деталей.
5. Строим из кусочков различные фигуры.
Если малыш еще не в состоянии сделать это сам, предлагаем родителям проявить творчество и придумать рисунки из отдельных кусочков (для упрощения можно обвести кусочки соответствующим цветом). Ребенку нужно просто найти каждую деталь и наложить на ваш пример.
Если малыш уже достаточно взрослый, ему будет понятно задание по одному вашему примеру.
Вот варианты фигур и рисунков ребенка в возрасте 3,5 года.
6. Вместе с квадратами можно знакомить малыша не только с цветами, но и с образом цифры. А именно – каждую деталь отдельного квадрата подписываем цифрой. Все детали красного квадрата первой рамки первого уровня – цифра 1, все детали оранжевого квадрата первой рамки первого уровня цифра 2 и т.д.
Если учесть, что у нас по 12 квадратов в каждом уровне, то 12*3=36. Значит ребенок будет знать числа до 36.
Задания: сортировать кусочки по числам; собирать квадраты тыльной стороной (не используя цвет, а числа).
Добавляем в Квадраты Никитина другие игрушки.
7. Учимся обводить предметы по контуру, усложняя задание – обвести несколько фигур так, чтобы получился рисунок (домик, кораблик). То есть это задание противоположно 5-му заданию. Ребенок не просто придумывает рисунок из деталей, но еще и зарисовывает картины.
Квадраты Никитина Обводим Квадраты Никитина Обводим Квадраты Никитина Обводим8. Берем 3 предмета (большой, средний и маленький) и просим поставить их на квадрат определенного цвета. По мере возможностей ребенка усложняем задание: поставь среднюю фигуру на квадрат между зеленым и синим квадратом, маленький предмет поставить над большим.
Таким образом комбинируем понятия цвета, размера, расположения в пространстве (слева, справа, сверху, внизу, над, под, между).
9. Усложняем третье задание – строим поезд или дом и заселяем его пассажирами или жителями. И снова комбинируем разнообразные задания, расширяя знакомство с цветами, расположением (впереди, сзади, между, слева, справа).
Можно присоединить еще и знакомство с фигурами (поставь круг в вагончик между зеленым и синим вагончиками и т.п.)
Не забываем о цифрах и в более позднем возрасте порядковый счет (первый вагончик, второй, третий, … десятый). На фото поезд едет вправо, а нумерация вагонов с головы:)
Квадраты Никитина новые игры Квадраты Никитина новые игры Квадраты Никитина новые игры10. Если есть в наличии карточки, например с животными и их детенышами, можно использовать рамки из-под квадратов как домики. Малыш поселяет в домики детенышей, а когда мамы возвращаются домой с охоты, помогает им найти своих деток.
Квадраты Никитина новые игры Квадраты Никитина новые игры11. Квадраты можно использовать логопедам при автоматизации звуков. Например, подбираете 7 картинок со звуком «Ш», причем 6 из них – одежда, 1 – обувь. Ребенок, называя правильно каждую картинку, вкладывает в рамку. Определяется с тем, какая картинка лишняя (в нашем случае — обувь) и накрывает 6 правильных квадратами. После пытается вспомнить, где какая картинка спрятана (тренировка визуальной памяти). Если же малыш не помнит, открываете не весь квадрат, а только одну деталь и ребенок по фрагменту вспоминает (формирование целого по фрагменту), что же там спрятано.
Квадраты Никитина для логопеда Квадраты Никитина для логопеда Квадраты Никитина для логопеда Квадраты Никитина для логопедаВсе игрушки в первую очередь развивают творческую личность. Мы сделали небольшой шаг по расширению применения простой игры Никитина. А вы, наши дорогие игромамы, как творческие люди, сможете добавить в этот список еще не один интересный вариант.
Хорошая игрушка – та, которая может менять свою форму, у которой всегда присутствует элемент новизны. Такая игрушка должна вести за собой, опережая развитие малыша на неделю, месяц, год и дальше. Такой игрой и является «Сложи квадрат», развивая такие качества как анализ, синтез, комбинирование, поиск закономерностей и связей. Все простое оказывается очень полезным и интересным, если добавить немного фантазии.
Играйте вместе с детьми и развивайтесь!
Автор: Дарья Мешкова
0igromama.com