Как сделать дымковскую игрушку: барыня, барышня, лошадка


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Содержание статьи

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.


www.toysew.ru

Дымковская барышня из пластилина и обрезанной бутылки



Поделиться:

Здравствуйте , уважаемые мастера! Подходит конец учебного года, сколько радости у ребят. В эти последние дни я решила сделать с ребятами что-то необычное. И , конечно, взор мой устремился в необъятный интернет По внеклассной работе пошла тема народно-прикладное искусство. Выбор я сделала по дымковской игрушке. Увидела на одной из фотографий использована была пластиковая обрезанная бутылка. Вот только ссылку я не запомнила и прошу извинения! Суть работы заключалась в том , что бутылка обмазывалась архитектурным пластилином , добавлялась голова и руки. Затем наносилась мука и начиналось рскрашивание барышни.
Всё мне понравилось , вот только зачем нужно было раскрашивать? Почему бы сразу не использовать цветной пластилин? Идея мне понравилась и я решила воплотить её в жизнь. Идея моя , а суд-ваш.
Для работы необходимы : обрезанная бутылка высотой 12-14 см , пластилин , стека.Белого пластилина понадобится 1,5 — 2 брусочка , т.к. он идёт в работе больше всего.

    

Делаем туловище и намечаем контур фартука.

 

Делаем линии.

Вид сбоку.Добавляем в орнамент кружочки.

Ещё пятнышки.

 

Солнышко на переднике.

Делаем «паричок»

Приготавливаем жгутики для волос.

Вот так получается . Сзади пучок тоже из жгутиков.

Делаем ручки.

 

Украшаем кокошник. Всё очень просто! От сложного к простому!

Вот так у нас получилось . Работу выполняли ученики 3 класса «А»
Макар Буянов.

Аня Сидорова

Ваня Шацких

Арина Удовенко

Оля Горбунова

Эвелина Недвигина

Денис Акиндинов . Одну барышню он не успел доделать.

Я ,надеюсь, вам пригодится для художественного творчества. До свидания ! До новых творческих встреч!

stranamasterov.ru

Старинный промысел России — дымковская игрушка – Ярмарка Мастеров

Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к  творческим людям и надо расширять кругозор.

В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон «Дымковская сказка» в доме союза художников России.

Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.

Изготовление глиняных игрушек  было семейным ремеслом. Люди  добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений.  По мере приближения дня ярмарки, именуемой

«Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и  взрослым.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев,  устюжанами.

Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки,  свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.

В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А  вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.  Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.


В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.



Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

А в 2010 г . в городе около областного Театра кукол появилась скульптурная группа семьи в стиле дымковской игрушки, с которой можно сфотографироваться на память. И как написано рядом с ней:

…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.

Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!

Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.

www.livemaster.ru

Игрушка с «дымковской росписью» «БАРЫШНЯ» из пластиковой бутылки

Поделки из пластиковых бутылочек
Поделки из пластиковых бутылочек Сегодня у нас опять тема про поделки из мусора, точнее — из пласти…

Павлин из пластиковых бутылок для сада
Все, что можно сделать из пластиковых бутылок, смотрите в соответствующем разделе: http://podelki-do…

Зимние картины в технике обратной пластилиновой аппликации
Картины Тимофея Захарова в технике «обратная пластилиновая аппликация» на зимнюю тему.  Эти работы о…

«Им было только 20 лет»
Рады вам представить новые работы нашего конкурса, посвященного Дню Победы. Поделка к 9 Мая. «Им бы…

Елочные шарики из пластиковой бутылки
Еще один мастер-класс от Елизаветы в нашу копилочку, как легко и просто сделать эффектные елочные ша…

Простые новогодние игрушки из пластиковых бутылок
Новогодние игрушки из пластиковых бутылок Продолжаем тему новогодних игрушек из пластиковых бутылок…

Игрушка «Обезьянка на прищепке»
Яремчук Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования, КГКУ «Детский дом 20», поселок Хур…

Поделка из пластиковых бутылок «Корзинка с подснежниками»
Продолжаем тему поделок из бросового материала. Мастер-класс Марии, как сделать поделку из пластиков…

Аквариум из пластиковой бутылки
Еще одна идея Марии, какую поделку можно сделать из пластиковых бутылок — это «аквариум». Пластмасс…

Кораблик из бересты
Мастер-класс на конкурс «Подарки своими руками» к 23 февраля — «Кораблик из бересты». Автор работы …

Мастер–класс по Энкаустике «Космический путешественник»
Мастер – класс по Энкаустике (техника рисования расплавленным воском):  «Космический путешествен…

Мастер-класс по изготовлению петушка из фольги
Новогодняя ёлочная игрушка «Петушок» Работа в номинацию «Золотые руки» нашего новогоднего конку…

podelki-doma.ru

Презентация и конспект проета «Дымковская кукла»

Творческий проект «Дымковская игрушка»

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. История промысла

2. Технология изготовления оригинала

3. Технология изготовления из пластиковой бутылки

4. Значение дымковской куклы

Заключение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта «Дымковская кукла»

Разработчики проекта: Фаизов Ильгиз, Бигильдина Оксана, Хуснудинова Карина.

Руководитель: Андреева Гульназ Танчулпановна, учитель начальных классов

Цель проекта: Пробудить интерес детей к творчеству, своими руками изготовить аналогичную игрушку из простой пластиковой бутылки, и убедиться, что наше творение ничем не хуже, чем из глины.

Задачи проекта:

– изучить историю возникновения дымковской игрушки;

– изучить технологию изготовления дымковской игрушки;

– создание стенгазеты;

– изготовление образцов;

– воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам надо прививать с начального класса, для того чтобы ребенок развивался творчески, познавал культуру не только своего народа. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Дымковская кукла считается одним из самых знаменитых символов России. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Я предложила ребятам попробовать сделать какую-нибудь игрушку, предварительно изучив историю происхождения и технологию изготовления. Они остановили свой выбор на дымковской кукле. Ребята поставили себе цель изготовить из подручных материалов дымковскую игрушку, которая будет смотреться не хуже оригинала.

Вначале им показалось, что будет очень трудно сделать что-то похожее. Как говорится в пословице: «Глаза боятся, руки делают», они шаг за шагом начали усердно трудиться над своим проектом. Когда они закончили, то были очень довольны своей проделанной работой, и восхищались работой друг друга.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения дымковской игрушки

2. Изучение технологии изготовления

4. Изготовление из пластиковой бутылки и пластилина дымковской игрушки

5. Презентация проекта

  1. История промысла

Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30–е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

  1. Технология изготовления

Для её производства используется местная ярко–красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

  1. Технология изготовления из пластиковой бутылки.

Берем 2х литровую пластиковую бутылку, аккуратно отрезаем высотой в 17 см от верха. Делаем лепешечку из пластилина и размазываем тонким слоем по всей наружной поверхности заготовки. Из целого куска пластилина делаем толстую лепешку и накрываем вверх бутылки. Соединяем лепешку с юбкой и приглаживаем, формируя туловище. Из 1/ 5 куска пластилина делаем шарик, вытягивая шею, а для головы лучше выбирать светлый цвет. Присоединяем голову к туловищу:

–сначала присоединяем голову со стороны внутренней шеи;
–после закрепляем голову со стороны туловища и приглаживаем.
Выравниваем, чтоб все было гладко. Делаем колбаску для рук (из целого куска), отрезаем нужную длину, из остатков формируем кокошник путем прищипывания. Можно прикрыть линию соединения косичкой. Делаем прическу сзади головы. Раскатываем тоненькие колбаски для косичек, перекручивая их между собой. Пристраиваем и формируем наши косички в прическу.
Закладываем желаемые складочки. Приминаем складочки с одной стороны и разглаживаем. Приминаем и разглаживаем рюшки. Дальше ваша фантазия. Добавляем пирог, полотенце, рюшки, на 10 минут обсыпаем нашу куклу мукой для обезжиривания пластилина перед покраской.

  1. Значение дымковской игрушки

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014, которая состоялась 7 февраля 2014 года на Олимпийском стадионе «Фишт» в Сочи.

Заключение

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Ребятам удалось воплотить свою идею. Они создали своими и общими усилиями такое чудо. Этот проект пошел ребятам на пользу не только в творческом плане, но и в познавательном, и коммуникативном. Они изучили историю происхождения, технологию изготовления, а также помогали друг другу советами.

infourok.ru

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — г.Вятка.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д.
С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились. Сохранившиеся от XIXначала XX вв. дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены.

Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.

Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы — до десяти цветов — придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры («барыни», «кормилицы»). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.

“Известный этнограф, изучавший вятскую деревню, писал, что в Вятке делают глиняные игрушки, что игрушки эти бессмысленны, и жаль — пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, — добавлял ученый, — в последнее время благодаря стараниям земских работников вятские кустари начали делать необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и Наполеонов. Так не понимал красоту вятской игрушки известный ученый … ” .

Промысел не стал развиваться по этому «полезному» пути, но к сожалению дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки — простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.

www.rukukla.ru

Дымковская народная игрушка кукла грелка

Дымковская народная игрушка кукла грелка

Дымковская народная игрушка из глины – оригинальный русский художественный промысел, пришедший к нам из глубины веков. В России в настоящее время существует устойчивая тенденция к возрождению национальных традиций. Многие хозяюшки украшают свои дома декоративными изделиями, оформленными в народном русском стиле. Как эффектно смотрятся на столах сервизы с росписью Гжель, как по-домашнему уютно и тепло выглядит вышивка на салфетках или плетеная ваза в углу комнаты!

Теперь в вашем доме может появиться еще один аксессуар, оформленный в народном стиле. Это грелка на чайник дымковская народная игрушка. Изделие выполнено в форме женской фигурки в национальном наряде. Такой аксессуар можно купить как в подарок к чаю дорогому человеку, так и для украшения собственной кухни.

 

Особенности дымковских игрушек

Изготовление самобытных дымковских глиняных игрушек — это оригинальный художественный промысел. Направление зародилось около 400 лет назад в слободе Дымково, неподалеку от городка Вятка. Это один из наиболее старинных народных ремесел в России. Его появление связано с древним языческим праздником «Свистунья» или «Свистопляска», который отмечался весной. Женщины Дымково изготавливали из глины игрушки свистульки в виде фигурок людей или животных. Изделия окрашивались в яркие цвета: зеленый, красный, синий, оранжевый, желтый.

В те времена дымковская игрушка в народе выполняла функцию защитного оберега. Считалось, что громкий свист отгоняет злых духов. Особая форма (культовая баба, птицы Гамаюн и Сирин, другие мифологические существа) была призвана усилить магические свойства изделий.В наши дни Дымковский художественный промысел превратился в оригинальное направление живописи и скульптуры. Это всегда семейное дело, которым традиционно занимаются женщины. Профессиональные секреты и приемы специфической дымковской раскраски одаренные матери передают своим дочерям по наследству.

Игрушки изготавливаются из красной глины, добываемой в этой местности. Материал смешивают с мельчайшим речным песком. Лепка осуществляется полностью вручную. Особенностью дымковской техники является изготовление фигурок по частям, из отдельных деталей. Все стыки народной игрушки тщательно выглаживаются влажной тряпицей и руками. Затем изделие отжигается в муфельной печи и отбеливается с помощью молочного раствора мела. Согласно новым технологиям, игрушка раскрашивается вручную темперными красками.

 

Преимущества грелки на чайник дымковская игрушка

Каждая хозяюшка стремится украсить свое гнездышко оригинальными авторскими вещами. При этом хочется, чтобы изделие было не только привлекательным или оригинальным, но и практичным. Понятно, что традиционная дымковская игрушка, изготовленная в виде свистульки, станет обычным сувениром, который без дела простоит на полке. Никто ведь не будет прогонять с ее помощью злых духов, как в старину.

Зато кукла на чайник, украшенная дымковской росписью – это по-настоящему полезная и очень практичная вещь. Она не только поможет вам оформить стол или кухонный интерьер, но и сохранит горячим напиток в чайнике. Вот основные преимущества нашей куклы грелки.

  • Привлекательный дизайн. Дымковской раскраске свойственны яркие нарядные цвета. Использование выраженных неразбавленных оттенков символизирует радость жизни, весеннее возрождение природы. Всё это вы найдете и в чайнице, оформленной согласно данному направлению. Такое декоративное изделие станет настоящим украшением стола.
  • Отражение русских традиций. Народ существует, пока живет его память. Она выражается не только в знании истории своей страны, но и в понимании традиций, использовании их в своем быту. Одним из наших обычаев является чаепитие. Также традиции могут отражаться в особенностях оформления стола и чайных аксессуаров. И поможет вам в этом грелка на чайник в стиле роспись Дымково.
  • Ручная работа. Каждая народная игрушка является уникальной, ведь она изготавливается мастером вручную. В этом и заключается ее ценность. Данная модель бабы на чайник тоже представляет собой искусную ручную работу. Это эксклюзивное изделие, которое может стать украшением самых элитных интерьеров. Не зря рукодельные аксессуары часто преподносят в качестве дорогих подарков.
  • Практичность и функциональность. Юбка куклы изготовлена из синтепона, поэтому служит превосходным утеплителем для заварочного чайника. Напиток под таким «покрывалом» длительное время сохраняет тепло, что и нужно для спокойного неторопливого чаепития. Руки и голова фигурки сделаны из фарфора, а платье – из высококачественного текстиля. Такие материалы отличаются долговечностью, и продолжительное время сохраняют свой нарядный вид.

 

С чем сочетается дымковская народная игрушка

  • Интерьер. Грелка на чайник в дымковском стиле гармонично сочетается с помещениями в стиле Кантри и Прованс, а также любыми другими оформлениями, в которых преобладает теплая гамма. Такой аксессуар превосходно смотрится и в кухне городской квартиры, и на веранде летней дачи. дымковская народная игрушка.
  • Сервиз. Дымковские мотивы перекликаются с росписью Хохлома и прочими стилями с цветочными узорами. Юбка данной куклы украшена крупными яркими кольцами. Поэтому модель будет хорошо смотреться с любым сервизом, который оформлен цветами или орнаментами с обилием круговых элементов и плавных линий.
  • Скатерть. Желательно, чтобы она была нежных пастельных цветов. Подобный фон превосходно оттенит яркость куклы на чайник, подчеркнет насыщенность и жизнерадостность ее красок. Пить чай за таким столом вдвойне приятно. Ведь яркие теплые цвета поднимают настроение и стимулируют аппетит.

Кукла грелка ручной работы – это отличный русский сувенир для любителей и ценителей чая. А оформление в одном из старейших народных стилей наполняет такой аксессуар сакральным смыслом.

Воспользуйтесь этой возможностью порадовать себя или близкого человека оригинальной и практичной вещью. Чтобы детальнее рассмотреть оформление изделия, наведите курсор на его фотографии. В недорогом интернет-магазине «Кукла в подарок» вы можете заказать грелки на чайник с оперативной доставкой по Москве и в регионы России.


 

20.03.2016

kukla-v-podarok.ru

Советы рукодельницам