Программа работы вокального кружка

вокальный кружок

«Капитошка»

Музыкальный руководитель 1КК

Осипова В.М.

МБДОУ д/с КВ № 180 г. Воронеж

Место проведения:

музыкальный зал

Программа вокального кружка «Капитошка».

Музыкальный руководитель

Осипова В.М. 1КК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Пение – это основной вид музыкальной деятельности ребенка.

Песня позволяет не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других эмоциональный отклик.

Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под пение пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение.

Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру.

Обучить детей пению путем создания необходимых условий для выявления и развития творческого начала в доступной и интересной детям форме — одна из важнейших задач.

Хотелось бы научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, а самое главное – красиво. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребенка. Так, занятия в вокальном кружке способствуют проявлению индивидуальности дошкольника и формируют гармоничную личность.

Цель программы

Способствовать развитию певческой культуры детей, их общему музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию их будущей личности.

Задачи работы вокального кружка.

Формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие выразительному пению

Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль)

Развивать детский голос, формируя естественное звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон

Помогать проявлению артистических и творческих способностей при исполнении песен.

Формировать коммуникативные качества личности.

Занятие проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (групповые, индивидуальные).

Структура занятия:

  1. Коммуникативная игра-приветствие.

  2. Артикуляционная гимнастика

  3. Интонационно-фонетические упражнения

  4. Скороговорки, чистоговорки.

  5. Упражнения для распевания

6 . Разучивание новых песен.

Методическое обеспечение:

  1. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.

  2. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина. М.; 2009

  3. «Учимся петь, играя» А.Евтодьева

  4. Авторское методическое пособие «Песенки-картинки»

  5. Сборник детских песен А.Ермолаева

  6. Журнал «Музыкальный руководитель» (2004 – 2009 г.)

  7. Журнал «Музыкальная палитра» (2006 — 2009)

  8. Музыкальные модели Т.Боровик и Т.Тютюнниковой

  9. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. — М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.

  10. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

  11. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.

  12. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.

  13. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. — 112 с.

  14. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

  15. Голиков В. П. По лесенке. М.: Классикс Стиль, 2003. – 48 с.

  16. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

  17. Кобалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. — М., 1988.

  18. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

  19. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

  20. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

  21. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

  22. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. — М..

  23. Родные напевы / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 56 с.

  24. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

  25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

  26. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. — Л., 1959.

Караоке для детей. Фонограммы без голоса

Список детей

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

№ группы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Диагностика

п/п

ФИ ребёнка

Знает некоторые виды искусства; имеет предпочтение в выборе искусства для восприятия

Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; испытывает эмоциональное удовольствие

Исполняет сольно и в ансамбле на ДМИ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Перспективное планирование

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Пропевать приветствие, правильно проговаривать слова.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«День добрый» музыка К. Андреаса.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Работа над дыханием.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить правильному певческому и речевому дыханию. Развивать умение развивать диафрагму. Учить плавно вдыхать и медленно выдыхать. Выполнять вдох через нос, выдох через рот, не поднимая плеч.

1. «Прогулка» (Занятие-игра).

2. «Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Аромат цветка»

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Речевая игра

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Четко, ритмично проговаривать слова в соответствии с ритмом потешки, показывать ритмичные движения руками.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

«Ай, туки, туки, туки» Т.Боровик

4.Скороговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

«Ехал Грека через реку».

«Бык тупогуб».

«Вёз корабль карамель».

5.Упражнения для распевания.

Музыкально– дидактические игры

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Петь песенку, распевая гласные и округляя звук (диапазон ре1 – до2)

Развивать певческие способности, вокально-интонационные навыки, ощущение в ладу, музыкальную память, чувство ритма. Развивать коммуникативные качества личности, способствовать развитию благоприятной эмоциональной атмосферы. Закреплять вокальные навыки в процессе игровой деятельности.

«У кота-воркота»

«Кот и мышка»

«Лиса и воробей»

«Рыбка и стрекоза»
А.Евтодьевой

«Музыкальное эхо» муз. Е.Тиличеевой,сл.А.Гангова

«Догадайся, кто поет»

6. Песни.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а капелла.

Развивать внимание, чувство ритма, дикционную моторику, координацию движений.

«Осень постучалась к нам», муз. И.Смирновой

«Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина

«Вредный дождик» муз. и сл. А. Лугарёва

«Добрый жук» А.Спадавекки

«Про лесенку» Муз.Слонова

Количество занятий — 4

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная

Психологическая настройка на занятие.

Реагировать на смену частей

музыки сменой движения.

Упражнения: 1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

М. Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Вдыхать глубоко носом,

развивать длительность вдоха, шумно выдыхать ртом в трубочку.

Упражнения:

  1. «Обезьянки».

  2. «Весёлый язычок».

Дыхательные упражнения: «Ветерок» , «Птичка».

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

4.Скороговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Четко проговаривать слова и выполнять действия.

1. Няня мылом мыла Милу…»

2. «Сорок сорок ели сырок…»

3 .«Шла Саша…»

4. Знакомый материал.

Речевая игра: «Ленивый жук» В.Фишкина

5Упражнения для распевания.

Музыкально– дидактические игры

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

Правильно интонировать мелодию, четко

проговаривать слова, выполнять движения в соответствии с текстом.

Проявлять двигательную активность, различать смену частей музыки. «Сколько нас поет». Развитие гармонического слуха.

«Фокус-покус».

«Чудо-лесенка».

«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

«Тигр проснулся»

«Не опоздай» Обработка М.

Раухвергера

6. Пение.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Капризная песенка» муз. и сл. И. Горбиной

«Ябеда-корябеда» Б.Савельева

«Бибика» из мюзикла «Мальчишки с нашего двора»

Муз. Островская «До ре ми фа соль», Песенка цветных карандашей»

Количество – 4 занятий.

Участие вокального кружка в осенних мероприятиях дошкольного учреждения.

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Пение по фразам. ( У педагога-

интонация вопроса, у детей — интонация ответа; вырабатывать чистое интонирование устойчивых ступеней)

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте ребята»

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Дыхательное упражнение: «Ладошки» по Стрельниковой

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Встать прямо,

Руки согнуты в локтях, «ладони показать зрителям» (поза экстрасенса). Делать шумные короткие вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд делать только 4резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустить и отдохнуть 4 секунды.

«Лошадка» — прищёлкивание, язычок;«Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик.

(Восход и заход солнца; парад планет — унисон).

«По волнам», «Качели», «По кочкам».

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Четко проговаривать слова с ускорением темпа,

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

Речевая игра: «Снег»

5 Упражнения для распевания.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Петь на 3-х ступенях , использовать и

другие согласные.

«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый репертуар.

«Ма-мэ-ми-мо-му»

6. Пение.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой

«Веселый Дед Мороз» муз. и сл. А.Варламова

Количество занятий — 4

Участие вокального кружка в новогодних мероприятиях дошкольного учреждения.

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

«Крик ослика» (Й – а…)

«Крик в лесу» (А – у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

4. Скороговорки.

Стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

«Король на корону копейку копил».

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

5.Упражнения для распевания.

Музыкально– дидактические игры

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

Вытягивая губы вперед.

Развивать музыкальный слух, двигательные навыки, координацию движений

Развивать мелодический слух, определять направление мелодии.

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

Упражнение «Трубочка – улыбка».

Музыкальная игра: «Кот и мыши»

«Лесенка»

6. Пение

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

Чисто интонировать в заданном диапазоне;

Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

Совершенствовать исполнительское мастерство.

Учить детей работать с микрофоном.

«Дело было в январе» В.Шаинского

Протасов «Песенка-чудесенка»

Повторение знакомых песен

Количество занятий – 4

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Петь мелодию , произносить слова, выполнять движения в соответствии с текстом.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Привет Земле, Ветру и Солнцу»

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Встать прямо, ноги чуть уже ширины

плеч, руки вдоль туловища. Сделать легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его)и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном, слегка приподняться, но не выпрямляться. Поклоны делаются ритмично и легко, спина круглая, а не прямая. («накачивать шину» нужно в темпоритместроевого шага», можно делать стоя и сидя)

1. «Прогулка» (Занятие-игра).

2. «Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Дыхательное упражнение: «Насос»

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У — меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

4.Скороговорки. Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

5. Упражнения для распевания.

Музыкально– дидактические игры

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Воспитывать слуховое внимание. Развивать тембровый слух.

1. «Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

Попевка на 5 ступенях в восходящем и нисходящем движении

с названием звуков «До, ре, ми, фа, соль»

«Кто позвал»

6. Песни.

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

Учить детей работать с микрофоном.

«Песенка про папу» В.Шаинского

«Модницы» И.Ростовцева

Сл. Е. Косцовой-Чучаловой, муз. С. Соснина «Сказка – это наша Жизнь»

«Музыкальный цветок» закрепление выученных песен, накопление песенного репертуара

Количество занятий — 4

Участие вокального кружка в мероприятиях дошкольного учреждения «День за-

щитника отечества».

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнение: «В гости».

«Здравствуйте». Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией.

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

Игры со звуком: «Волшебная коробочка»,«Волшебные предметы»

4.Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

5. Упражнения для распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

6. Пение.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Развивать коммуникативные

качества, навыки музицирования в оркестре. Закреплять музыкальные инструменты.

«Мамочка моя» А.Ермолаева»

«Пешки-ложки» Ю. Турнянского

Сл. М.Пляцковского, муз.И.Розенштейна «Светлячок»;

Сл. А.Середы, муз.Е.Попляновой «Два веселых человечка».

Музыкальная игра: «Кубик – оркестр»

Количество занятий -4

Участие вокального кружка в мероприятиях дошкольного учреждения

« Наши мамы».

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукооб-разованию, охране и укреплению здо-ровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» — прищёлкивание, язычок; «Паровоз» — короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

«Я хороший»,

«Да и нет» В.Н.Петрушина.

5. Упражнения для распевания.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка

мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

6. Пение.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

Развивать звуковысотный слух.

«Лошадка» (амер. нар.песня)

«Что такое семья?» Е.Гомоновой

Музыкально дидактическая игра «Музыкальное лото»

Количество занятий -4

Концерт для родителей в рамках «Дня открытых дверей».

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Прогулка» М. Лазарев.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Голосовая разминка: «Весна»,

Модель Т.Боровик

4.Скороговорки, стихи.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

5.Упражнения для распевания.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

Знакомый репертуар.

6. Пение.

Совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения;

Чисто интонировать в удобном диапазоне;

Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

«Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Количество занятий — 4

ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

1

2

3

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 — не справляется с заданием

1- справляется с помощью педагога

2 — справляется с частичной помощью педагога

3 — справляется самостоятельно

infourok.ru

Программа кружка вокальной группы для детей 7

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Мелекесского района

УТВЕРЖДАЮ

Директор Дома детского творчества

__________Коновалов В.А.

«___» _________________2015г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«вокальный»

Всего часов — 144

1 год обучения – 144 (2х2)

Возраст 7 – 12 лет

Рассмотрена и одобрена на заседании Программа разработана

педагогического совета ДДТ педагогом

Мелекесского района дополнительного

Протокол №__от_ 2015 образования

Секретарь________________ село Слобода Выходчево

Шиндейкиной Ольгой

Робертовной

Образование –

высшее

Стаж работы – 33 года.

2015г.

Программа

кружка «Вокальный»

срок реализации программы 1 год

возрастная группа детей 7 – 12 лет.

Пояснительная записка.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятеля культуры, философами, мыслителями всех времен н стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, т.к. именно в школах, на самом раннем образовательном уровне детей, существует возможность целенаправленного вокально-хоровоого воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Понимание методологии репетиционно-исполнительского процесса с хором основано, прежде всего, на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного процесса означает не только нарушения естественного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкального процесса, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребёнка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразный художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

В предлагаемой программе автор ставит своей задачей классифицировать основные приемы и принципы работы с детской вокально — хоровой группой, исследовать различные приёмы достижения ансамблевой звучности в детском хоре, определить необходимый перечень вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов в области хорового исполнительства.

Цель массового музыкального образования и воспитания

« развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры» наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Работа кружка направлена прежде всего на подготовку и проведение школьных праздников, участие детей в конкурсах и концертах. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные жанры музыкального искусства.

Отношение к произведениям музыки — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности, Воспитание творческой деятельности — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие

Задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно — эстетическому феномену;

  • осознание через музыку жизненных явлений;

  • овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала;

  • ассоциативности мышления;

  • развитие воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в
    общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа.

Вокально — хоровой коллектив.

1. Характеристика вокально — хорового коллектива.

Вокально — хоровой коллектив, как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало. Хор — это вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнительства: звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Т. о, раскрывается еще одна составляющая часть понятия: вокально — хоровой коллектив — ансамбль вокальных унисонов. Пение в вокальной группе может быть без сопровождения и с сопровождением, что повышает роль верной и точной интонации. Интонирование и ансамблирование — основные условия профессионально грамотной работы с вокальной группой. И последняя характерная особенность вокально — хорового исполнительства заключена в органическом объединении музыкального и литературно — поэтического начала. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно — выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально- литературной интерпретации.

Теоретически однородную вокальную группу минимально могут составлять шесть певцов: 3 сопрано+3 альта. Именно такую группу в исполнительской практике называют — вокальным ансамблем. Более полноценным считается состав в 24 человека: сопрано I — 6, альты I 6. сопрано 2-6, альты 2-6.

2. Воспитание вокально-хоровых навыков.

Певческая установка.

Под термином «певческая установка» понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая остановка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое и собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно — считается правильным положением корпуса. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе вокального коллектива, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и дисциплину.

3. Певческое дыхание.

Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения, грудо — брюшное дыхание, а также варианты смещений грудного и брюшного дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей певца. При формировании у детей правильных навыков дыхания необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми, так называемого ключичного дыхания.

Дыхание обычно рассматривают в трёх его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с хоровым коллективом уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества. Цепное дыхание — это вокально-хоровой прием, который применяется в тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса. При этом смена дыхания производится певцами хоровой партии не одновременно.

4. Звукообразование.

Атака звука, т, е. начало звука, воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембра звука, формирования гласных. Идеальный звук, в его точной форме должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Атаку звука условно разделяют на три типа: мягкая, твердая и придыхательная. Мягкая атака — сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твёрдой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака — смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме согласной «х».

Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия эластичной работы связок, В практической работе с хором рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями.

5. Артикуляция гласных.

Как известно, певческий звук формируется на гласных, в них выявляются все качества голоса. Гласные должны звучать выровнено и одинаково вокально, сохранять тембральное родство. Смена гласных должна производится плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемнено и ровно. Работая над певучестью и однотембровостью гласных, необходимо стремиться к распространению наилучших тембровых качеств одной из гласных на другие. Из известных разновидностей вокального звука в хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всём диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. В современной вокальной педагогике под прикрытым звуком подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. При формировании звука следует учитывать регистровые свойства голоса, границы регистров и использовать то звучание, и тот механизм звукообразования, которые присуще данному типу голоса на данном участке диапазона.

6. Особенности певческого голоса.

Детские голоса.

Вследствие специфичности голосового аппарата, детский голос отличается от голоса взрослого; ему свойственны высокое звучание, меньший диапазон, характерная мягкость тембра . Детские голоса звучат нежно и не отличаются силой, насыщенностью тембра. Высокий детский голос сопрано( у девочек) и дискант(у мальчиков)-диапазон от до первой октавы до ля второй. Низкий детский голос альт, его диапазон от соль, ля малой октавы до ми второй октавы. Детские голоса в вокальном коллективе разделяются условно на три группы. Первая, чисто детская, стадия — от самого младшего возраста до — 10 — 11 лег; голоса 2 — ой группы отличаются исключительно фальцетым (головным) звучанием. Диапазон максимум октава. Группы младшего детского возраста имеют в репертуаре главным образом одно, двух, голосные произведения. В этом периоде закладываются необходимые, профессиональные навыки пения -точное интонирование, элементы вокальной техники, ансамблирование. Вторая стадия формирования — от 11 до 13 лет. Здесь намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон несколько расширяется ( ля малой октавы — фа второй октавы). Исполнительские возможности средней группы порой значительны. В репертуаре могут быть произведения гармонического склада, а иногда и несложная полифония. Третья стадия — голоса подростков от 14 до 16 лет. Эти голоса в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского), голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 — 2 октав, звучание микстовое (смешанное). В репертуаре старшей группы — сложные произведения композиторов различных эпох и стилей. У девочек в этом возрасте заканчивается формирование голоса. Голоса мальчиков — старшеклассников подвержены мутации, и поэтому мальчики этого возраста редко поют.

7. Охрана и гигиена детского певческого голоса.

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью детского организма, его ростом. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и не удобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, и остерегаться принимать в вокальный коллектив детей, неспособных выдерживать перенагрузок.

Занятия с детским хором нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, или поздно вечером, когда наступаем время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка. Хормейстер обязан правильно организовать репетиции и концерты, питание, отдых, а также заботиться о защите детей от простудных заболеваний,

8. Подбор репертуара. Формирование концертных программ.

Подбор репертуара в детском вокально — хоровом коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания вокальной группой, в своем изначальном подходе должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными . Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю, что особенно важно — обладать высокими исполнительскими качествами. Руководитель обязан учитывать вокальные особенности коллектива, уровень его профессионально — хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях, Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограниченно, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста коллектива. Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы репертуар был интересен детям. Поддержание этого интереса даёт огромные преимущества в работе.

В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности групп. Произведения по тематике должны соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых песен произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть, например, сочинения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов- полифонистов (включая И.С, Баха), венских классиков, композиторов- романтиков. В русской музыке — произведения композиторов доглинкинской поры (духовная и светская музыка, канты) и русских композиторов-классиков, произведения композиторов советского периода, составляющих золотой фонд массовой песни. Уделить достойное внимание и произведениям современных композиторов.

Учебно – тематический план

144 часа (4 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Общее

кол- во

часов

теория

практика

1

Вводное занятие

4

4

2

Прослушивание голосов

4

4

Вокально – хоровая работа:

84

3

Певческая установка дыхания

4

4

4

Распевание

4

4

5

Дирижёрские жесты

4

2

2

6

Унисон

4

2

2

7

Вокальная позиция

4

4

8

Звуковедение

4

2

2

9

Дикция

4

4

10

Двухголосие

4

2

2

11

Работа с солистами

40

4

36

12

Генеральные репетиции

8

8

Музыкально – теоритическая подготовка

44

13

Основы музыкальной грамоты

24

24

14

Беседы о гигиене певческого голоса

4

4

15

Беседы о творчестве композиторов

16

16

Концертно – исполнительская деятельность

12

16

Концерт для родителей

4

4

17

Праздники, выступления

4

4

18

Экскурсии, концерты

4

4

Содержание программы

Содержание программы включает в себя три основных вида деятельности: вокально – хоровая работа; теоретическая подготовка; концертно – исполнительская деятельность.

Вводное занятие.

Введение в программу. Т.Б. Правила поведения.

Цель: Познакомить детей с работой творческого объединения, правилами поведения и техникой безопасности.

Входная диагностика.

Прослушивание голосов. Прослушивание музыкальных зарисовок.

Вокально – хоровая работа

Овладение первичными навыками дыхания.

Цель: Дать понятия о первичных навыках вокального дыхания.

Научить правильной осанке при пении сидя и стоя, постановке головы и положения рта.

Распевание

Цель: Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет роль разогрева голосовых связок и развивает вокально – хоровые навыки.

Дирижёрские жесты

Цель: Познакомит детей с дирижёрскими жестами и приёмами. Внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы метро – ритма.

Унисон

Цель: В самом начале работы приведение певцов к общему тону, умению тянуть звук, вслушиваясь в общее звучание.

Вокальная позиция

Цель: Дать первичные знания о разных свойствах вокального тембра. Научить слышать особенности голоса и грамотно использовать их в вокальных произведениях. Познакомить с резонаторами звука головными и грудными.

Звуковедение

Цель: Познакомить детей с правилами пения на legato. Дать понятие о контрастной динамике. Научить различать звук открытый и прикрытый, артикуляции всех гласных.

Дикция

Цель: Научить четкому активному произношению согласных звуков в словах. Разучивание скороговорок и вокальных упражнений с различными штрихами.

Двухголосие

Цель: Познакомить детей с элементами двухголосия в виде попевок и распевок.

Работа с солистами

Цель: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму — заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

Генеральные репетиции

Цель: Повторение и закрепление репертуара перед концертным выступлением.

Музыкально – теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты

Цель: Различать высокие и низкие звуки, различать тембры музыкальных инструментов и певческих голосов. Научить чисто петь мажорный и минорный звукоряд, а так же трезвучие.

Беседы о гигиене певческого голоса

Цель: Бережное отношение к здоровью ребёнка, недопущение перегрузок на голосовые связки, забота о формировании детского голосового аппарата.

Беседы о творчестве композиторов.

Цель: Познакомить детей с творчеством композиторов классиков, как русских, так и зарубежных. Представить творчество современных композиторов – песенников.

Концертно – исполнительская деятельность

Цель: Участие в школьных и городских концертах, внеучебных мероприятиях, в городских фестивалях детского творчества, выступления перед ветеранами.

Формы конроля

Концертно – исполнительская деятельность. Участие в школьных и городских концертах, внеучебных мероприятиях, в городских фестивалях детского творчества, выступления перед ветеранами.

Требования к уровню подготовки учащихся

Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки, которые помогут обучающимся в духовно-нравственном развитии, сформирует у них качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой творческий потенциал.

К концу первого года обучения ученики научатся:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Получат возможность научиться:

• понимать особенности и возможности певческого голоса;

• соблюдать гигиену певческого голоса;

•узнать строение артикуляционного аппарата;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко».

Учебно-методическое; материально-техническое

и информационное обеспечение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

  2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

  3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
    «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

  4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
    начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г

  5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

  6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

  7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

  8. Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.

  9. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986

  10. «100 великих композиторов» М.,1999.

  11. А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Литература для детей.

  1. «Молодежная эстрада» журналы

  2. «Молодежный меридиан» журналы

  3. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986

  4. «100 великих композиторов» М.,1999.

  5. А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Программу обеспечивают:

  1. технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей)

  2. музыкальный инструмент фортепиано

  3. видеоаппаратура

  4. наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point

  5. Интернет-ресурсы:

Единая коллекция — http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал — http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации — http://viki.rdf.ru/

Классическая музыка — http://classic.chubrik.ru/

Инновационные учебные материалы:

infourok.ru

Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Росинка» для детей в возрасте 5-7лет

Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Росинка» для детей в возрасте 5-7лет

срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

Автор-составитель: музыкальный руководитель Базаева Н. Б.

1. Пояснительная записка:

Программа «Росинка» разработана в соответствии:

с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

 

Скачать программу кружка

действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4. 3049-13);

Письмом Минобразования России от 18. 06. 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного об образования детей».

1. 1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

Голос — это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях по вокалу каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией! Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу! Однако, в сегодняшней практике музыкального воспитания в детском саду, педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими проблемами. Причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми кроются: в неверных методических установках программы по пению для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий. Последствиями такой работы является то, что в настоящее время значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию. Поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т.д., исполнение песен проходит не на должном художественном уровне, недостаточное развитие слухо – голосового аппарата влияет и на качество обучения в начальной школе.

Нужна дополнительная работа в вокальном кружке в условиях ДОУ для решения ряда проблем, описанных ранее. Ключевая проблема состоит в том, что многие музыкальные руководители отказываются от глубокой и целенаправленной работы по постановке голоса и слуха, при наличии устаревших методик по пению и постановке голоса, и, чувствуя незаинтересованное отношение родителей к развитию детей в этом направлении. Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 % всего времени, а само обучение длится 3 -4 года, дети к семи годам, то есть к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь! Подтверждением тому служит пение малолетних артистов во всевозможных телевизионных шоу, а также опыт работы с шестилетками в студиях, когда за год занятий все они развиваются в музыкально – певческом отношении заметно выше общего детсадовского уровня.

Исследования ведущих педагогов в области вокала, таких как

Г.П Стулова, В.А Шереметьев, Д.Е. Огороднов, Е.Е. Емельянов, К.В. Тарасова, показывают, что пение способствует общему и музыкальному развитию, развитию певческой культуры, песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме.

Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Как настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Методика обучения пению детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему- либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства посредством игровых методов обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Игровые способы обучения пению замечательны тем, что этот процесс проходит незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.

Вид программы: авторская. Программа «Росинка» разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева), программы формирования здоровья детей дошкольного возраста М. Л. Лазарева «Здравствуй!» с использованием учебно-методического пособия «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальный кружок «Росинка», направленная на духовное развитие обучающихся и на укрепление их здоровья.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Советы рукодельницам