Дополнительная образовательная программа кружка по обучению грамоте

Содержание

Автор: Коцолапенко Галина Васильевна
Учебное заведение: МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района
Краткое описание работы: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы,  негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам. 
Дата публикации: 2017-08-09 Дополнительная образовательная программа кружка по обучению грамоте Коцолапенко Галина Васильевна В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы,  негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.  

Просмотреть свитедельство о публикации

Загрузка… Дополнительное образование, Логопедия старший дошкольный возраст. постоянная ссылка.

konspekteka.ru

Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)

Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)

(образовательная область: речевое развитие)

Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6 Доржиева А.А. пос. Горный 2012 г.

Ι. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

 

Скачать программу

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение –

«питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-

это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

  • принципу продвижения от простого к сложному;
  • принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
  • принципу психологической комфортности;
  • принципу развития творческой личности.

Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.

Задачи программы.

Образовательные:

  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Познакомить детей со слоговой структурой слова;
  • Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарного запаса детей.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения работать в паре;
  • Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
  • Приобщать детей к художественной литературе.

Предполагаемые результаты:

  • Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Определять место звука в слове;
  • Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.

Данная программа модифицированная, основывается на использовании

«Азбучных сказок» М.С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.

Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.

ΙΙ. Содержание программы

Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.

Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.

Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

ΙV. Механизм определения результативности программы

  1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
  2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
  3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
  4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

Уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове

(гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Перспективное планирование занятий  кружка по обучению чтению детей подготовительной группы «АБВГДейка» 2017 – 2018 уч. год

Тема

Цель

Содержание

Тема 1. Работа гласных букв.

1

Звуковая природа букв. Буквы А и Я.

Научить детей распознавать два способа обозначения звука [А] зависимости от твердости и мягкости предшествующего согласного, закрепление  букв А и Я. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Воспитывать интерес к чтению.

1. Речевая игра «Доскажи словечко».

2. Закрепление звука [а], обозначающий буквы А и Я. Звуковой анализ слов «мал»  и «мял». Характеристика звуков. Конструирование букв.

3. Физкультминутка «Медведь».

4. Работа в тетради для закрепления графического образа букв: заштриховать буквы, найти буквы А и Я, определить место звука в слове.

5. Игры «Кто внимательный?», «Угадай букву», «Подбери картинку» (подбор картинок к звуковой модели слова).

2

Звуковая природа букв. Буквы О и Ё.

Научить детей распознавать два способа обозначения звука [А] зависимости от твердости и мягкости предшествующего согласного, знакомство с буквами А и Я. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Воспитывать интерес к чтению.

1. Повторение изученного материала. Игра «Назови пару», игра «Часовые».

2. Закрепление звука [о], обозначающий буквы О и Ё. Звуковой анализ слов «вол»  и «вёл». Характеристика звуков. Конструирование букв.

3. Физкультминутка «Хомячок».

4. Работа в тетради для закрепления графического образа букв: заштриховать буквы, найти буквы О и Ё, определить место звука в слове.

5. Игры «Превращение слов?», «Кто внимательный?», «Подбери слова к схеме».

3

Звуковая природа букв. Буквы У и Ю.

Научить детей распознавать два способа обозначения звука [У] зависимости от твердости и мягкости предшествующего согласного, закрепление букв У и Ю. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к принадлежностям.

1. Повторение изученного материала. Игра «Кто внимательный?», игра «Назови слова».

2. Закрепление звука [у], обозначающий буквы У и Ю. Звуковой анализ слов «лук»  и «люк». Характеристика звуков. Конструирование букв.

3. Физкультминутка «Медведь».

4. Работа в тетради для закрепления графического образа букв: заштриховать буквы, найти буквы У и Ю, определить место звука в слове.

5. Игры «Угадай букву», «Найди домик», «Доскажи словечко»

4

Звуковая природа букв. Буквы И и Ы

Закрепление гласные букву И и Ы, правила их написания после согласных звуков; упражнять в чтении буквенных сочетаний. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, способность подбирать слова к трехзвуковой модели слова. Воспитывать дружеские отношения друг другу.

1. Повторение изученного материала. Игра «Капитаны», игра «Найди букву».

2. Закрепление звуков [и] и [ы], обозначающий буквы Ии Ы. Звуковой анализ слов «мишка»  и «мышка». Характеристика звуков. Конструирование букв.

3. Физкультминутка «Раз, два, три, четыре».

4. Работа в тетради для закрепления графического образа букв: заштриховать буквы, найти буквы И и Ы, определить место звука в слове.

5. Игры «Кто внимательный?», «Найди звук».

5

Звуковая природа букв. Буквы Э и Е.

Научить детей распознавать два способа обозначения звука [Э] зависимости от твердости и мягкости предшествующего согласного, закрепление букв Э и Е. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Продолжать воспитывать дружеские отношения друг другу,  аккуратность.

1. Повторение изученного материала. Игра «Покорение вершины», игра «Найди домик».

2. Закрепление звука [э], обозначающий буквы Э и Е. Звуковой анализ слов. Характеристика звуков. Конструирование букв.

3. Физкультминутка «Дворник».

4. Работа в тетради для закрепления графического образа букв: заштриховать буквы, найти буквы Э и Ы, определить место звука в слове.

5. Игры «Животные», «Покажи букву», «Живые буквы».

6

Закрепление материала

Закреплять знания о гласных  буквах, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Развивать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

1.Речевая разминка. Чистоговорка.

2.Закрепление изученного материала: игра «Сложи букву», «Овощи». Фонетический анализ слов: Таня, Денис.

3.Физкультминутка «Дворник».

4.Игры «Назови слово», «Изменения слов», «Живые звуки».

Тема 2. Работа согласных букв.

7

Буква М. Обозначение звуков [м] и [м’] перед гласными

Закрепление согласной буквы М, научить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов. Формировать навык слогового чтения. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать речь детей, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух. Воспитывать усидчивость, интерес к учебной деятельности.

1.Речевая разминка: игра «Кто внимательней?»,  игра «Назови слова»

2. Закрепление звуков [м], [м’], обозначающие букву М. «Отгадай загадку» (выделение звука). Звуковой анализ слов «мак», «мяч». -Характеристика звука.

3.Физкультминутка «Помощники».

4.Работа в тетради: найти букву М, заштриховать букву.

5.Чтение слогов, слов по пособию «окошечки».

6.Игры: «Звуковое лото», «Назови слова»

8

Буква Н. Обозначение звуков [н] и [н’] перед гласными. 

Закрепление согласной буквы Н, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, умение делить слова на слоги; пополнять словарный запас. Воспитывать усидчивость, интерес к учебной деятельности.

1.Речевая разминка: игра «Живые слова»,  игра «Определи место звука в словах»

2. Закрепление звуков [н], [н’], обозначающие букву Н; звуковой анализ слов «нос», «Нина», характеристика звука, конструирование буквы.

3.Физкультминутка «Как солдаты на параде».

4.Работа в тетради:  «Починить букву Н», заштриховать букву, зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

5.Чтение слогов, слов по пособию «окошечки», составление слов, слогов с разрезными буквами.

6.Игры: «Какая буква потерялась», «Звуковой футбол»

9

Буквы М и Н.

Закрепить изученные буквы, способ слогового способа чтения. Повторять правила написания гласных букв после согласных. Продолжать совершенствовать  навыки выполнения звукового анализа слов. Развивать внимание, память, логическое мышление, фонематический слух. Воспитывать интерес к овладению навыком чтения.

1.Чистоговорка.

2. Работа с таблицей «Покажи букву», игра «Сложи букву», игра «Составь из букв слова», игра «Довези букву».

3.Физкультминутка «Медведь».

4.Составление звукобуквенного анализа слов: «мина», «кони».

5.Чтение слогов, слов: «Не разорви цепочку» (чтение строки на букву М и Н), «Прочитай слово по его половинке», чтение текста.

6. Работа в тетради: «Вставь букву», раскрась буквы в словах в свои цвета.

10

Две работы буквы Р.

Закрепление буквы Р; закрепить зрительный образ  и написание буквы Р, упражнять в составлении развернутого высказывания. Закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твердых, мягких). Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов. Развивать воображение, мелкую моторику, восприятие и память, фонематический слух. Воспитывать учебные навыки, поддерживать интерес к чтению художественной литературы.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Кто в домике живет?», игра «Цепочка слов».

2. Закрепление звуков [р],[р’] обозначающие букву Р. Игры: «Определи первый звук в слове», «Найди место звука в слове», звуковой анализ слов «Рома», «Рина», характеристика звука, конструирование и реконструирование буквы.

3.Физкультминутка «Дворник».

4.Работа в тетради: заштриховать букву, зачеркни букву, отличающую от остальных, найди букву Р и подчеркни.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Подбери слово к схеме», «Машины».

11

Две функции буквы Л

Закрепление согласной буквы Л, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, умение делить слова на слоги; пополнять словарный запас. Воспитывать усидчивость.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Буква потерялась», игра «Подружи звуки».

2. Закрепление звуков [л],[л’] обозначающие букву Л. Игры: «Кто внимательный?», звуковой анализ слов «луна», «Лена», характеристика звука, конструирование и реконструирование буквы.

3.Физкультминутка «Самолеты загудели».

4.Работа в тетради: разукрасить букву, найди букву Л и обведи.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Живые буквы», «Буква потерялась», «Кто больше»

12

Две работы буквы Г

Закрепление буквы Г. Закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твердых, мягких). Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов, совершенствовать навыки слогового чтения. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать речь детей, пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов; воображение, мелкую моторику, восприятие и память, фонематический слух. Воспитывать учебные навыки, поддерживать интерес к чтению художественной литературы.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Закончите фразу», -игра «Слоговое лото», чистоговорка.

2. Закрепление звуков [г],[г’] обозначающие букву Г. Игры: -«Отгадай загадку», «Любопытный», звуковой анализ слов «гриб», «гиря», характеристика звука, конструирование и реконструирование буквы.

3.Физкультминутка «В лесу долго мы идем».

4.Работа в тетради: разукрасить букву в словах разным цветом, в зависимости от мягкости и твердости, найди букву, отличную от других и зачеркни.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Скажи наоборот», «Слово рассыпалось».

13

Буква К.

Закрепление согласной буквы К, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, умение делить слова на слоги; пополнять словарный запас. Воспитывать дружеские отношения друг другу, бережное отношение к принадлежностям.

1.Актуализация полученных знаний: чтение слогов по пособию «окошки» с буквой Г, игра «Живые слова», чистоговорка.

2. Закрепление звуков [к],[к’] обозначающие букву К. Игра «Произнеси тихо-громко слово «огонь»».

-звуковой анализ слов «кукла», «Кира», характеристика звука, конструирование и реконструирование буквы.

3.Физкультминутка «Ходит по двору индюк».

4.Работа в тетради: разукрасить букву, почини букву, найди букву в словах и обведи.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Покажи букву», «Найди слова».

14

Буквы Г и К.

Закрепить изученные буквы Г и К, развивать слуховую дифференциацию [г]-[к] и [г’]-[к’], умение соотносить звуки с буквами, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Воспитывать положительное отношение к школе, желание уметь читать.

1.Организационный момент. Чистоговорка.

2.Игры:  «Кто у кого», «Что изменилось в слове?», чтение слоговой цепочки, отгадать загадки.

3.Физкультминутка «Зайцы скачут: скок-скок-скок!»

4.Звукобуквенный анализ слов «коса», «Гена».

5.Игры: «Малышки-коротышки» (Г), «Грамматическая арифметика» (К)

15

Две работы буквы С.

Закрепление согласной буквы С, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Совершенствовать звукобуквенный анализ слов, составлять цветную схему слова. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, умение делить слова на слоги; пополнять словарный запас. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Живые слова», -речевая разминка.

2. Закрепление звуков[с],[с’] обозначающие букву С: -отгадывание загадок, игра «Спрячь картинку под нужный сугроб», звуковой анализ слов «Сима», «Соня», характеристика звука, конструирование и реконструирование буквы.

3.Физкультминутка «Сугробы».

4.Работа в тетради: найди и подчеркни букву С в тексте, -заштриховать букву .

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «У самовара», «Добавь слово СОК», «Поймай звук».

16

Две работы буквы З.

Закрепление согласной буквы З, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Волшебная страница», речевая разминка.

2. Закрепление звуков [з],[з’] обозначающие букву З. Звуковой анализ слов «Зина», «Зоя», характеристика звука, конструирование буквы.

3.Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок».

4.Работа в тетради: найди в слове букву З и разукрась ее в зависимости от твердости и мягкости, -заштриховать букву.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Тим и Том», «Покажи букву», «Придумай слово».

17

Отработка навыка чтения с изученными буквами.

Закрепить изученные буквы, правила написания гласных после мягкости и твердости согласных, развивать слуховую дифференциацию [г]-[к] и [з]-[с]; выполнение звукового анализа слов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, внимание и память, логическое мышление. Воспитывать использовать полученные знания на практике; желание уметь читать.

1.Организационный момент. Чистоговорка.

2.Игры:  «Исправь ошибки клоуна», «Составь слова из слогов и букв», «Звонкий-глухой», «В слове слог договори, будь внимательным смотри!».

3.Физкультминутка «Сам, сам самолет…»

4.Чтение слогов и составление слов по слоговой таблице.

5.Звукобуквенный анализ слов: «коза», «сено».

6.Игры: «Напиши в пустых клетках слоги за, са, ги, ки», «Серединки» (вставить буквы), головоломки.

18

Две функции буквы Т.

Познакомить с согласной буквой Т, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать внимательное отношение к окружающим, самостоятельность, интерес к учебной деятельности.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Семья. Расшифруй подписи», чтение слоговой цепочки.

2. Закрепление звуков [т],[т’] обозначающие букву Т, игра «Доскажи словечко», звуковой анализ слов «торт», «дети», характеристика звука, конструирование буквы.

3.Работа в тетради: зачеркни букву, отличающуюся от других.

4.Физкультминутка «Дворник».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Твердый-мягкий», «Составь слово из слогов».

19

Буква Д.

Закрепление согласной буквы Д, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную; развивать слуховую дифференциацию [д]-[т] и [д’]-[т’]. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

1.Актуализация полученных знаний: Чистоговорка, игра «Засели город Дружбы», игра «Подружи буквы».

2.Изучение нового материала: игра «Отгадай загадки», звуковой анализ слов «дождь», «диван», характеристика звука, игра «Поймай звук», конструирование буквы.

3.Работа в тетради: «Найди букву», заштрихуйте буквы Д.

4.Физкультминутка. Игра «Перебежки».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Собери мячи и составь слова».

20

Введение букву Б.

Закрепление согласной буквы Б, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

1.Актуализация полученных знаний: чистоговорка, игра «Четыре Дракона», игра «Веселые буквы».

2.Изучение нового материала: игра «Кто внимательный», звуковой анализ слова «Бобик», характеристика звука, конструирование буквы.

3.Работа в тетради:  соедини картинки с соответствующими буквами П и Б, изограф, заштрихуйте буквы.

4.Физкультминутка «Волшебник».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Покажи букву», «Бабушкина игра», «Составь ромашку с буквой Б».

21

Две работы буквы П.

Закрепление согласной буквы П, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную; развивать слуховую дифференциацию [б]-[п] и [б’]-[п’]. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Составь из картинок слово», игра «Прочитай слова в таблице».

2.Изучение нового материала: игра «Кто внимательный», звуковой анализ слов «Петя», «папа», характеристика звука.

3.Работа в тетради: соедини картинки с соответствующими буквами П и Б, почини букву, заштрихуйте букву.

4.Физкультминутка «Перебежки».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Составь ромашку с П», «Закончи слово», «Кто быстрей найдет свою команду».

22

Две работы буквы В.

Закрепление согласной буквы В, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать аккуратность, интерес к учебной деятельности.

1.Актуализация полученных знаний: чистоговорка, игра «Горка», игра «Разрезные буквы», «Слоговое лото».

2. Закрепление звуков [в],[в’] обозначающие букву В: игра «Камень-вата», звуковой анализ слов «сова», «Вера», характеристика звука.

3.Работа в тетради: найди и подчеркни букву В в тексте, почини букву, заштрихуйте букву.

4.Физкультминутка «Утром дети в лес пошли».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Пирамида», «Закончи слово», «Подбери слово к схеме».

23

Две работы буквы Ф.

Закрепление согласной буквы Ф, продолжать учить распознавать мягкость и твердость согласного, ориентируясь на гласную; развивать слуховую дифференциацию [в]-[ф] и [в’]-[ф’]. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения, звукобуквенного анализа слов. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к учебной деятельности.

1.Актуализация полученных знаний: чистоговорка: игра «Горка», игра «Составь слово и измени его»,игра «Цепочка слов».

2. Закрепление звуков [ф],[ф’] обозначающие букву Ф: игра «Назови картинку. Найди общий звук», звуковой анализ слов «форма», «Федя», характеристика звука.

3.Работа в тетради:  найди и подчеркни букву Ф в тексте, -заштрихуйте букву.

4.Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Магазин. Подбери слоги, чтобы получились слова», -«Угадай слово», «Игра-загадка».

24

Закрепление материала.

Закрепить изученные буквы, фонетический анализ слов.  Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Воспитывать интерес к чтению, желание уметь читать.

1. Чистоговорка.

2.Игры:  «Живые буквы», «Собери слово». Чтение слов, текстов.

3. Работа в тетради. Вставить пропущенные буквы.

4.Физкультминутка «раз, два – стоит ракета».

5. Закрепление изученного: звуковой анализ слов (по группам): лиса, диван, мастер.

6. Игры: «Доскажи словечко», «Из одного слова — несколько», -«Отгадай кроссворд»

 

Тема 3. Гласные после согласных, непарных по мягкости-твердости

25

Особенность букв согласных Ж и Ш.

Закрепление букв Ж и Ш, развивать слуховую дифференциацию [ж]-[ш]. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать формировать навык слогового чтения, звукобуквенного анализа слов. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Мягко-твердо».

2. Закрепление звуков [ж],[ш] обозначающие букву Ж и Ш. Речевая зарядка. Звуковой анализ слов «жил», «шило». Характеристика звука.

3.Работа в тетради: найди и подчеркни букву Ш, а букву Ж обведи, заштрихуйте буквы, почини буквы.

4.Физкультминутка «На лужайке, на ромашке…».

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Какая буква в начале», «Вставь буквы».

26

Буквы Ч и Щ.

Закрепление букв Ч и Щ, продолжать учить соотносить звук и букву. Формировать навык слитного чтения слов. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, логическое мышление, пополнять словарный запас. Формировать морально-волевые качества,  воспитывать самостоятельность.

1.Актуализация полученных знаний: игра «В слове слог договори», «Поймай звук».

2. Закрепление звуков [ч’],[щ’] обозначающие букву Ч и Щ. Отгадать загадки. «Какой звук общий? Какой звук встречается?». Звуковой анализ слов «Чай», «роща».

3. Физкультминутка «Чи-чи-чи – черные грачи».

4.Работа в тетради: найди буквы Ч и Щ, заштриховать буквы.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Кто подберет больше слов», «Закончи слово».

27

Буквы Х и Ц.

Закрепление буквХ и Ц, продолжать учить соотносить звук и букву и ее графический образ. Формировать навык слитного чтения слов. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, развивать навык слогового чтения. Воспитывать интерес к чтению.

1.Актуализация полученных знаний: игра «Узнай букву», «Вставь букву».

2. Закрепление звуков [х] — [х’] и [ц]обозначающие букву Х и Ц. «Найди место буквам в домиках». Характеристика звуков.

-Анализ и синтез графического образа букв. Звуковой анализ слов «мухи», «хор», «певица».

3. Физкультминутка «Хомячок».

4.Работа в тетради: найди буквы Х и Ц, заштриховать буквы.

5.Чтение слогов, слов; составление слов, слогов с разрезными буквами.

6. Игры: «Поставь свои картинки под нужной рыбкой», «Подбери слова к схемам».

28

Закрепление материала

Закрепить изученные буквы Ж, Ш, Ч, Х, Ц. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового чтения. Воспитывать усидчивость, интерес к учебной деятельности.

1. Артикуляционная гимнастика.

2.Игры: «Договори слово и покажи слог или букву». «Угадай букву». «Живые буквы». «Составь слово из букв».

3.Физкультминутка «Черные грачи».

4.Звукобуквенный анализ слов: «чаща», «шина», «цех».

5.Чтение слогов по слоговой таблице: «Я начну, а ты продолжи», «Покажи слово».

6. Задание: закрасить кружки с буквами в определенные цвета.

 

Тема4. Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью мягкого и разделительного знака.

29

Мягкий знак.  Два способа обозначения мягкости согласных на письме. Ь знак в середине слова.

Закрепление буквы Ь и его смягчающей функцией, с разделительной функцией Ь. Продолжать учить соотносить букву и ее графический образ. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового и слитного чтения. Воспитывать интерес к чтению.

1.Актуализация имеющихся знаний: «Слоговой диктант»

2.Знакомство с новой темой. Прослушивание сказки «Сказка о мягком знаке». Схема слова. Подобрать слово (ТЕНИ). Звук  И уехал. Для мягкости согласных есть еще мягкий командир – Ь. Схема слова ТЕНЬ. «День-ночь». «Сложить слова ГУСИ-ГУСЬ, КАРАСЬ-КАРАСИ»

3.Физкультминутка «Хлоп, хлоп, хлоп…»

4.Работа в тетради: найди букву Ь, разукрасить букву.

5. Чтение слогов: с Ь в середине,

-Преобразование слов.

Чтение с разделительным Ь.

6.Игры: «Спрячьте Ь в словах в середине слова», «Добавь Ь в конце слова».

30

Предупредительные знаки Ъ.

Закрепление Ъ и его разделительной функцией. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память, развивать навык слогового и слитного чтения. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

1.Актуализация имеющихся знаний: «Вместо черточек — буквы»,  «Найди на рисунке слова с Ь в конце, в середине»

2.-Звуковой анализ слов «сел» и «съел».  Конструирование буквы.

3.Работа в тетради: найди букву Ъ, разукрасить букву, под каждым предметом написать первую букву в его названии.

4.Физкультминутка «Карусель»

5.Анализ слов. Значение Ъ. Чтение слов, предложений.

6.Игры: «Вставить буквы Ъ или Ь»

Тема 5. Обозначение звука Й на письме.

31

Буква Й.

Закрепление буквыЙ, продолжать учить соотносить звук и букву и ее графический образ. Формировать навык слитного чтения слов, упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, внимание, развивать навык слогового чтения. Воспитывать усидчивость, толерантность при взаимодействии в играх.

1.Актуализация имеющихся знаний: «Узнай букву»,  «Кто внимательный?»

2. Закрепление звука [й’] обозначающий букву Й: «Четыре брата», звуковой анализ слов «мухи», «хор», «певица», характеристика.

3.Работа в тетради:  найди букву Й в тексте. разукрасить букву

4.Физкультминутка «Две руки хлопают…»

5.Чтение слогов, слов по пособию «окошечки». Составление слов, слогов с разрезными буквами.

6.Игры: «Много-один». «Составь слово».

32

Тренировка в употреблении букв Ь, Ъ, Й.

Закрепить изученные буквы Ь, Ъ, Й и совершенствовать в чтении слогов, составлять слова по звуковой модели. Развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, фонематический анализ и синтез, внимание и память. Развивать навык слогового  и слитного чтения. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к грамматике.

1. Артикуляционная гимнастика.

2.Игры: «Город букв» (характеристика букв). «Собери слово».

3.Звуковой анализ слов: «мойка», «колья», «подъезд».

4.Физкультминутка «Поднимайте плечики…».

5.Работа в тетради: «Найди в словах Ь и обведи в кружок, Ъ обведи в квадратик». Напиши Й в пустых квадратах и прочитай слова. «Исправь ошибки Незнайки».

6.Чтение слов, предложений, текста.

Тема 6. Чтение

33

Чтение текстов. Закрепление навыка чтения.

Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. Побуждать интерес к слову, интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к принадлежностям.

1. Речевая гимнастика.

2. «Внимательные буквы». Чтение текста.

3.Звукобуквенный анализ слов: «капля», «ноль», «очки».

4.Физкультминутка «Буратино потянулся…».

5. Работа в тетради: «Составь слово». «Вычеркни лишние буквы, чтобы получились слова». «Вставь буквы».

34

Чтение

Закрепить изученные буквы. Упражнять в чтении слов, предложений, текстов. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.  Формировать морально-волевые качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимовыручку, воспитывать самостоятельность.

1. Речевая гимнастика.

2.Игра-соревнование «Какой ряд придумает больше слов» (назовите согласные звуки, непарные по мягкости-твердости. Придумайте слова со звуком [Ч’] и со звуком [Щ’]). Игра «Загадываем букву».

3.Физкультминутка «Кузнечики».

4.Чтение текста.

5. Игра «Волшебный мешочек».

6.Кроссворд.

girnyak-belosnegka.educrimea.ru

Программа кружка «Звуковичок» Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Практический опыт работы с детьми дошкольного

Пояснительная записка

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

Подробнее

Планируемые результаты

Пояснительная записка Актуальность. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число

Подробнее

Пояснительная записка

2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая учебная программа (далее по тексту Программа) разработана на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторы Филичева Т.Б.,

Подробнее

Использование специальных символов:

УДК 376.1-058.264 456.04 ББК 74.3 Т48 Рецензенты: Шаховская С.Н. профессор, канд. пед. наук; Чевелева Н.А. доцент, канд. пед. наук; Воронова Г.Г. канд. пед. наук Использование специальных символов: обеспечивает

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Дополнительная программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности

Подробнее

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ГРАМОТЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Подробнее

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ НЕТ НИЧЕГО СЛОЖНОГО»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ НЕТ НИЧЕГО СЛОЖНОГО» Подготовила:

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению общего нарушения речи (ОНР) у учащихся 1 класса и недостатков чтения и письма, обусловленных общим нарушением речи, у учащихся 2-3 классов составлена

Подробнее

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «АБВГДейка».

ОКТЯБРЬ. ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «АБВГДейка». Месяц. Неделя Тема занятия. Цели. 1. 1.Слово. Знакомить дошкольников со звучащим словом, формировать понятие «слово», учить детей самостоятельно называть слова,

Подробнее

«Дифференциация звуков Б,П»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 138» Конспект занятия: «Дифференциация звуков Б,П» Автор-разработчик конспекта: Курепина Ксения Андреевна

Подробнее

«ГРАММАТИК» для детей с 4 до 7 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 281» г.перми ПРИНЯТО: На педагогическом совете протокол 1от «30»августа 2016 16 Чащина ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подробнее

Старшая группа учебный год

Старшая группа 2016 2017 учебный год Воспитатель: Буранова Л.И. Пояснительная записка В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия,

Подробнее

Пла н работ ы кружка

Рассмотрено педагогический совет МАДОУ «Радость» 2015г. Протокол Утверждаю Заведующий МАДОУ «Радость» Л.А.Скоцкая 2015г. Приказ Пла н работ ы кружка «Г рамотейка» Подг от ов ит ель на я к шк о л е группа

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Перед каждым ребенком, приходящим в школу неизбежно встает самая главная задача — это овладение грамотой. Овладев грамотой, ребенок сможет овладеть всеми изучаемыми предметами. Следовательно,

Подробнее

Приложение часов

Приложение. Календарно тематическое планирование коррекционных занятий в -м классе с нарушением произношения Р, Рь (з раза в неделю) п/п Темы занятий Количество часов I четверть.. 0… Пространственно-временные

Подробнее

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, 1 КЛАСС

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, 1 КЛАСС Пояснительная записка. Программа разработана на основе основной образовательной программы школы,учебного плана школы на 2015-2016 учебный год и в соответствии с Программой для

Подробнее

Автор: Татьяна Босенко

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования и делает доступным качественное обучение на первой ступени. Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят

Подробнее

ЧОУДО ОЦ «Лингва-Плюс»

О УД ЧО ОЦ нг в а-п лю с «Л и » Программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода

Подробнее

выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков III К-КБ 9 IV П-ПЬ-Т-ТЬ 10 Декабрь I

Подробнее

Паспорт Логопедического кабинета

Логопедический пункт Советского района МБДОУ 55 Паспорт Логопедического кабинета Учитель-логопед Дмитриева Тамара Ивановна г. Красноярск 2015 год Задача работы кабинета учителя логопеда: обеспечение специализированной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе: Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

Подробнее

«Обучение детей звуковому анализу слов»

«Обучение детей звуковому анализу слов» Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а потом

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению недостатков чтения и письма, обусловленных общим нарушением речи, у учащихся 1 класса составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Образовательная программа «Грамотей-ка» разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Программа имеет социально-педагогическую направленность Новизна образовательной

Подробнее

«Логико математические игры»

«Логико математические игры» Пояснительная записка. Обновленная школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Предшкольная подготовка включает занятия по развитию

Подробнее

docplayer.ru

Советы рукодельницам