Центр Осипцовой / Осипцова Светлана Александровна — логопед, взрослый и детский специалист: «Сердце отдаю детям!» В.А. Сухомлинский

Содержание

Перед вами краткая статья по книге Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям!». 

Для прекрасного овладения родной речью, необходимо научиться  5 ве­щам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом.

 

       

Школа — это не только место, где дети приобретают  знания и умения: «Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспита­тель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».       

Воспитатель должен сам быть в какой-то мере ребенком, чтобы понять духовный мир своего воспитанника. Ни в коем случае нельзя «оценивать духовный мир ребенка только оценками и баллами, делить всех уча­щихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки».      Чтобы узнать хорошо детей, надо знать их семью, ибо «ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей».        

Школа не должна быть скучной для дошкольников: «Надо так ввести их в школьный мир, чтобы перед ними открывались все новые и новые радости, чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вме­сте с тем, чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру». Ребенок – исследователь по природе, поэтому нужно учить его «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество».          

Сухомлинский предлагал обучать дошкольников преимущественно вне школьных стен, на улице: «Среди природы ребенку надо дать воз­можность послушать, посмотреть, почувствовать. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов».      

Занятие Сухомлинский заканчивал на «самом интересном месте»: «Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня».   

Сухомлинский предлагал чередовать восприятие музыкальных произведений с восприятием природной музыки: «тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжанья пчел и шмелей». Школа должна научить малышей ценить прекрасное, «чтобы красота мира творила красоту в них самих».     

Серьезное внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знаний, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки: «Отметка должна вознаграждать трудо­любие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно под­стегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник».      

Процесс обучения письму и чтению должен представлять собой «яркий, захватывающий кусок жизни, наполненный живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным».      

У малышей обязательно надо развивать сочувствие: «Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем. Чтобы ребенок чувствовал сердцем дру­гого человека — так можно сформулировать важную вос­питательную задачу, которую я поставил перед собой».

Сухомлинский акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость: «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектер­ство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение — этот самый серьез­ный и самый кропотливый труд ребёнка — было в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и фи­зические силы детей. Это особенно важно для малышей, которые еще не могут понять цели труда, сущности труд­ностей».        

Одновременно с этим нельзя забывать, что начальная школа должна дать ученикам определенный круг знаний и умений: «Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную школу, но и после­дующие звенья обучения».        

Однако обучение Сухомлинский не хочет проводить путем «зубрежки»: «Не зубрежка, а бьющая клю­чом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества — таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».       

Задача начальной школы – научить учеников преодолевать трудности: «Ни в коем случае нельзя допу­скать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудности. Без домашних заданий обойтись нельзя. Ребенка надо учить сосредоточивать умственные усилия, напрягать вни­мание. Но делать это надо прежде всего на уроке, посте­пенно прививая навыки самостоятельного умственного труда».        

Знания должны быть средством, а не самоцелью: «Трудно добиться того, чтобы ребенка увлекли сами по себе таблица умножения или правила вычисления площади прямоугольника. Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они — средство достижения творческих, трудовых целей».  

Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли: «Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя — как человека, за­ботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников».        

«Учение — не механическая передача знаний от учи­теля к ребенку, а прежде всего человеческие отношения». Самое главное — «воспитание сердца, прикосно­вение человеческого благородства к сокровенным уголкам Детской души».    

Чтение не должно сводиться к умению читать: «Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Толь­ко тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружаю­щего мира. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».    

Педагог должен воспитать чувство любви к семейным ценностям и к Родине: «Одна из самых важных задач школы — воспитание чув­ства любви к Родине, семье, верности ее идеалам, готовности бороться за идеи. С малых лет каждый мой питомец чувствовал непримиримость к социальному злу — эксплуатации человека человеком, чтобы наша страна была безгранично дорога для него как первая в мире страна».  

В заключение автор сам подводит итоги своей «школы радости»: «Самым главным успехом своей воспитательной работы я считал то, что дети прошли школу человечности, научи­лись чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть ее врагов. Они поняли преобразующую роль труда, прекрасно овладели родной речью, научились 5 ве­щам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом. Я убедился, что научить говорить, читать и писать детей можно до 7-летнего возраста, то есть по существу до обуче­ния в 1 классе. Если эта цель достигнута, духовные силы ребенка освобождаются для мысли и творчества».
_______________________________________________
«Сердце отдаю детям!»  В.А.Сухомлинский
Скачать http://www.klex.ru/39o

logoped-osiptsova.blogspot.com

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» — доклад

Анализ книги  В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю  детям»

 

«Мы должны  быть для подростков примером  богатства духовной жизни; лишь  при этом условии мы имеем  моральное право воспитывать»

                                                                                           В.А. Сухомлинский

 

Василий Александрович  Сухомлинский – выдающаяся личность, великий педагог ,философ, мыслитель и  просто мастер своего дела сформировавшийся в условиях советской действительности особый, творческий подход к педагогической деятельности и процессам обучения и воспитания.

 

Научно обоснованные и  проверенные многолетней практикой  советы по вопросам воспитания всесторонне  развитой личности, организации учебно-воспитательной работы с учащимися можно найти  в его труде «Сердце отдаю  детям».

 

 «Сердце отдаю  детям» — название данной книги точно отражает девиз жизни Сухомлинского. В работе Василий Александрович раскрыл процесс развития и воспитания ребенка и подростка, значение умственного, физического, гражданского, нравственного, эстетического и трудового воспитания в становлении и формировании личности .  В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится.    

 

Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне  развитой личности.  Василий Александрович  акцентирует внимание на том, что  процесс обучения должен быть эмоционально окрашен.  Он считал, что «эмоциональная  насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это  требование, выдвигаемое законами развития детского мышления». Педагог стремился  тонко и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить  у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство  удивления и изумления. «Для  ребенка, писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой». В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Он выделил целью начальной школы — «научить детей учиться», сформировать чувства любви к Родине, своему народу, ненависти к ее врагам, помочь детям осознать свои творческие силы и способности, потому что «в этом осознании- есть сама  сущность формирования личности».

 

В первых главах своего труда В.А.  Сухомлинский восхваляет неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе, ведь именно там он «заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками» . Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е. чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В последующих главах особо отмечает то, что ребенок – это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо развить в нем эти качества, в особенности он описывает данные вопросы в таких главах как : школа под голубым небом, наш уголок мечты , каждый ребенок художник и т.д. Сухомлиинский высоко ценил красоту природы, а также прививал детям любовь к природе и музыке. Василий Александрович писал : «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда».

 

«В формирование совершенной  личности важно не только умственное и нравственное воспитание» —  писал  В.А. Сухомлинский, « Ребенку также  необходимо прививать любовь к труду  и уважение к людям труда».  Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

 

        Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

 

«Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых  преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». И, следовательно, утверждает Сухомлинский, должна быть культура мышления, которую формирует в своих воспитанниках школ.  Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Учитель для маленького ребенка — живое воплощение справедливости.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости  от конкретных условий того или иного  класса, урока, предмета, состояния  данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным  путем. В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой  силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть  человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

 

 

 

 

 


freepapers.ru

Сердце отдаю детям краткое содержание по главам

Что происходит в детском сердце , когда из случайно брошенного слова, из спора между матерью и отцом маленький человек узнаёт, что отец и мать не любят друг друга и разошлись бы, но их связывает ребёнок? Сердечные раны, невзгоды, обиды, печали, тревоги, страдания у отцов и матерей, о которых педагог рассказывает, настолько индивидуальны, что какого-то общего разговора не может быть. Когда перед ним раскрылось сложное переплетение хорошего и плохого в людях, он понял, что нет родителей, которые бы умышленно давали плохой пример своим детям. Сухомлинский часто задумывался, почему дети в семье так любят отца, мать, дедушку, бабушку? Наверное, всё доброе, вложенное в детское сердце, возвращается к матери и отцу во сто раз более сильной и чистой любовью. Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей. Педагог задумывался над хорошим и плохим в каждой семье.

В. а. сухомлинский

Важно

Питание почти у всех дома хорошее, главной причиной слабости и болезненности отдельных малышей было то, что они жили как бы в тепличной обстановке; матери оберегали их от малейшего дуновенья ветерка. Матери жаловались на плохой аппетит этих детей. Я убедил родителей в том, что чем больше они будут оберегать малышей от простуды, тем слабее будут дети.


Внимание

Все согласились с моей настоятельной просьбой посылать детей в жаркие дни в школу босиком — для ребят это было большой радостью. У нас стало правилом: И все это среди полей и лугов, в рощах и в лесу.


Пройденное за день расстояние незаметно для детей, потому что не ставится цель — пройти столько-то километров; движение, ходьба — средство достижения других целей. Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя открывателем мира.


Дети приходили домой усталые, но счастливые, жизнерадостные. А без усталости не может быть здоровья.

Краткое содержание книги сухомлинского- сердце отдаю детям

Может быть, всё то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, как раз и приходит лишь потому, что рядом с книгой — окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. С этими ребятами мне предстояло работать 10 лет. Анализ книги Сухомлинского.docx Когда я собрал всех родителей вместе с детьми и предложил послать ребят в школу за год до официального начала учения, мнения разделились: Эти слова еще раз заставили меня задуматься над тем, как вредна резкая ломка всего уклада детской жизни в школе, как важно дать простор для развития естественных сил ребенка.
Я рассказал, что посещение школы в течение года до занятий не будет сидением в классе.

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать

Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Бегло, выразительно , сознательно читать;; Бегло, достаточно быстро и правильно.

Слушать учителя и одновременно записывать кратко содержание. Автор многих научных работ, книг (в том числе «Сердце отдаю детям»),.

Рады представить вам краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам.. Советы для тех, кому тяжело вставать по утрам · Bon Jovi «You give love a bad name»..
матери доброта и заботливость отца

Инфо

Аркадия пленили ее сердце… Краткое… Прежде, чем читать краткое содержание пьесы Гоголя. … это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям «.. Сухомлинский работал с детьми, в сознании которых «как-то не укладывался тот факт,.


Как скачать бесплатное сочинение?. Краткое изложение текста. Содержание рассказа состоит из трех частей: начала действия, его.
Инновации в дополнительном образовании детей».

Статья на тему: конспект статьи в.а. сухомлинский «сердце отдаю детям»

Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца.

Выпрямить душу такого человека — одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом — значит, не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла.

В 8 часов утра пришло 29 человек. Не пришла Саша наверное, с матерью плохо. Не было Володи, по-видимому, заспал, матери не захотелось будить мальчика.

«сердце отдаю детям». к 95-летию со дня рождения в.а. сухомлинского. часть 2

Он видит этот путь, прежде всего, через доброе сердце. 33 года безвыездно проработал Сухомлинский в сельской школе. После 10 лет педагогической работы он был назначен директором Павлышевской средней школы. Уже с первых недель директорской работы он убедился, что путь к сердцу ребёнка навсегда останется для него закрытым, если бы он не имел прямого непосредственного влияния на детей. О личности педагога. Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят.

Сухомлинский был с детьми, переживал их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда.

Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом ребёнка. Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем.

В сухомлинский — сердце отдаю детям

Педагог тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить, без сказки окружающий мир превратится для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить.

Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.

Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине.

Анализ книги сухомлинского сердце отдаю детям

Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Чем ближе педагог знакомился с будущими воспитанниками, тем больше убеждался, что одной из важных задач, которые стоят перед ним, являются возвращение детства тем, кто в семье лишен его.

Исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольной и младший школьный возраст. Глубоко прав великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребёнок берёт из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.

Ту же мысль повторил и советский педагог А.

Сухомлинский «сердце отдаю детям».

Но при каких условиях осуществляется роль главного воспитателя? Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений. Удивительно, но факт! Вот наш жаворонок уже поет в небе; вот он уже устремился к земле Я думаю, что каждый сегодняшний учитель должен брать истины из книги Сухомлинского, потому что он — действительно учитель от Бога, и он действительно отдал сердце детям.

Без прямого, непосредственного воспитательного влияния на детей я как Директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя — способность чувствовать духовный мир ребят. Я твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Эссе сухомлинский в.а. сердце отдаю детям.

Скачать …… г) защиты своей системы работы: умение кратко, ярко, грамотно и. содержания дополнительного образования детей Самарской области. обновлению содержания и технологий воспитательной деятельности с учетом. Комсомольская, 5, с пометкой «Сердце отдаю детям»… Краткое описание опыта работы и сведения о наиболее значимых педагогических успехах.Скачать: статья: сердце отдаю детям… Это была Костякова Галина Давыдовна.

Краткое. содержание привлекло мое внимание, и я. (Сердце отдаю детям)…. Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити;….Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). http://shortname.ru и скачать игру бесплатно saints row the third http://kenis.ru и…. сердце отдаю детям краткое содержание военная. Содержание:

  • Menu
  • / сухомлинский.

Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами.

Другими словами, онапосвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком.Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

law-uradres.ru

В. А. Сухомлинский

Сердце отдаю детям

Издание четвертое

Издательство «Радянська школа»

Киев

1973.

Автор книги В. А. Сухомлинский (1918—1970 гг.) — выдающийся советский педагог, Ге­рой Социалистического Труда, член-корреспон­дент АПН СССР, заслуженный учитель Украин­ской ССР — на протяжении своей педагогиче­ской деятельности занимался проблемами воспи­тания и развития школьников.

«Сердце отдаю детям» — одна из немногих в современной педагогической литературе книг, завоевавших признание педагогов и родителей.

В своей книге автор не только ставит и ре­шает научно-теоретические проблемы, но и зна­комит читателя с тем, как на протяжении не­скольких лет, с того дня, когда маленький чело­век впервые переступил школьный порог, до окончания начальной школы, он вводил своих воспитанников в мир познания окружающей действительности, помогал овладевать знаниями, пробуждал умственные способности и утверждал благородные чувства, воспитывал гражданское достоинство, веру в доброе начало в человеке, беспредельную преданность Коммунистической партии и Социалистической Родине, чувство дружбы народов, интернационализм.

Издательство «Радянська школа», 1973.

Содержание

Предисловие

«Школа радости»

Директор школы

Первый год — изучение де­тей

Родители моих воспитанни­ков

Школа под голубым

Природа — источник здоро­вья

Каждый ребенок — худож­ник

Забота о живом и прекрас­ном

Наши путешествия в мир труда

Мы слушаем музыку при­роды

Зимние радости и заботы

Первый праздник жаворонка

Как мы учились читать и писать

Ты живешь среди людей, мой сын

Наш коллектив — дружная семья

Мы живем в Саду здоровья

Мысли накануне первого учебного года

Годы детства

Что такое начальная шко­ла?

Здоровье, здоровье и еще раз здоровье

Учение — частица духовной жизни

Триста страниц «Книги при­роды»

От мира вещей — к обще­ству. Что откуда берет­ся?

Тысяча задач из живого за­дачника

Наши «путешествия» по земному шару

Что такое империализм?

Дайте ребенку радость ум­ственного труда, радость успеха в учении

Комната сказки

Продолжение сказки — наш «Остров чудес»

Песня открывает перед ре­бенком красоту мира

Книга в духовной жизни ре­бенка

Родное слово

Наш уголок красоты

У истоков жизненного иде­ала

С думой о Коммунистиче­ской партии

Нельзя жить и дня без тре­воги о человеке

Труд одухотворен благород­ными чувствами

Вы будущие хозяева своей Родины, юные ленинцы

Дети вступают в организа­цию юных ленинцев

Бороться и побеждать — как Ленин

Звено «Смелых и бесстраш­ных»

Мы прощаемся с летом

Предисловие

Уважаемые читатели, коллеги — учителя, воспитатели, директора школ!

Этот труд является итогом многолетней работы в шко­ле — итогом раздумий, забот, тревог, волнений.

Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям, и после длитель­ных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется рассказать педа­гогам — и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас, — о большом периоде своей жизни — периоде, который равен десятилетию. От того дня, когда маленький ребенок-несмышленыш, как часто мы, педагоги, называем его, приходит в школу, до той тор­жественной минуты, когда юноша или девушка, получая из рук директора аттестат за среднюю школу, становится на путь самостоятельной трудовой жизни. Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к де­тям.

Может быть, вы, уважаемый читатель, с чем-то в моем труде не согласитесь, возможно, что-нибудь в нем пока­жется вам странным, удивительным, заранее прошу вас: не рассматривайте эту книгу как универсальное пособие по обучению детей, подростков, юношей, девушек. Если выразиться на языке педагогической терминологии, то этот труд посвящен внеклассной воспитательной работе (или воспитательной работе в узком смысле этого поня­тия). Я не ставил своей задачей охватить урок, все дидак­тические детали процесса изучения основ наук. Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. Я стремился рассказать о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить и утвердить в его Душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в че­ловеке, безграничную любовь к родной советской земле, как заронить в тонкий ум и чуткое сердце ребенка первые зер­на верности возвышенным коммунистическим идеалам.

Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена вос­питательной работе с начальными классами. Другими сло­вами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представ­лениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется го­дом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходи­мым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, слу­чайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безраз­лично, что делается внутри этого мира.

Еще одну оговорку хочется сделать в связи с содержа­нием книги и характером опыта. Начальная школа — это прежде всего творческий труд одного учителя. Поэтому я сознательно избегал показа труда педагогического коллек­тива, родителей. Если бы все это было показано в книге, она выросла бы до огромных размеров.

В книге о детстве невозможно было не сказать о семьях, из которых пришли дети, о родителях. В отдельных семь­ях, особенно после Отечественной войны, была мрачная иногда удручающая обстановка, некоторые родители никак не могли стать примером для детей. Я не мог умолчать об этом. Если бы я не дал полной, правдивой характеристики семейной обстановки, непонятна была бы направленность всей системы воспитательной работы. Я твердо верю в могучую силу воспитания — в то, во что верили Н. К. Круп­ская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги.

studfiles.net

Сердце отдаю детям краткое содержание по главам

  • Читать онлайн «сердце отдаю детям» автора сухомлинский в а — rulit — страница 4
  • Читать онлайн «сердце отдаю детям» автора сухомлинский в а — rulit — страница 5
  • Сердце отдаю детям
  • Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать

Важно В этом смысле проблема воспитания детей школьного возраста.. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина… себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых матери не работают и сами занимаются воспитанием. М.Ф. Квинтилиан и его сочинение «О воспитании оратора». Сравнительный…. В.А. Сухомлинский «Рождение гражданина». 4.2. Материалы для. Реферат. по истории педагогики. на тему: «Проблема поощрения и наказания в истории. 3.6 Поощрение и наказание в системе нравственного воспитания В.А. Сухомлинского….. 15) Сухомлинский В.А.

В. а. сухомлинский

Только в том случае, если мы будем помнить своё детство, свою пору. Опять сентябрь листьями осины. Прошелестел по школьному двору,Зажёг цветами лета георгины. И собирает в школе детвору. И снова я стою у этой двери,И снова в сердце лёгкий холодок.Да, пожалуй, и человечки эти, всегда тонко чувствующие.


Читать онлайн «сердце отдаю детям» автора сухомлинский в а — rulit — страница 4 Проведите ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик… Сухомлинский, В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания //. педагогов-гуманистов по проблемам образования и воспитания. 5. Охарактеризуйте. б) Педагогический анализ учебника «Мир чувственных вещей в картинках…..
Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее. человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина.. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного.. Скачать PDF.

Краткое содержание книги сухомлинского- сердце отдаю детям

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у. Важнейший период становления личности будущего гражданина Страны Советов. Принципы воспитания школьного коллектива · Забота человека о. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных.

поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и.. по педагогике давался односторонний анализ, часто фальсифицирующий и… А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в современном пространстве. Постановление снова привлекает внимание к вопросам содержания и методов. «Граждане СССР имеют право на образование», — гласит 45-я статья Конституции СССР… В.

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать

Важно

Чем больше он всматривается в рисунки детей, тем яснее для него становилось, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы ни пытался. Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности – всё это хорошо, не в то же время дайте простор для фантазии не ломайте детский язык сказочного видения мира. О нравственном воспитании. Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию.


Инфо

Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве.


Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь. Многого маленькому ребёнку ещё невозможно растолковать.

Статья на тему: конспект статьи в.а. сухомлинский «сердце отдаю детям»

Здоровье вливается в детский организм животворным источником тогда, когда после трудового напряжения ребенок отдыхает. Быть в движении — одно из важных условий физической закалки. На следующий день мы расположились на лужайке школьной усадьбы.
Перед нами был школьный сад и опытный участок, освещенные осенним солнцем. Предисловие Шура любовался легкими пушистыми облаками, плывущими по небу. Сереже нравились гуси на зеркальной поверхности пруда. Даньку захотелось нарисовать рыбок — он с воодушевлением рассказывал о том, как однажды с дядей ходил на рыбалку: Дети рисовали с увлечением, Я много читал о методике уроков рисования, а теперь передо мной были живые дети. Я увидел, что детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка.

«сердце отдаю детям». к 95-летию со дня рождения в.а. сухомлинского. часть 2

Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Ведь без доброты – подлинной доброты сердца, которую один человек отдаёт другому – невозможна душевная красота. Корень, источник доброты – в создании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой. Педагог вспоминает слова Я.

Корчака: «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Близки ему собака и птицы, ровня – собачка и цветок. В камушке и ракушке видит он брата». Да, всё это так, но добрый ребёнок не свалится с неба. Его надо воспитать. Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.

В сухомлинский — сердце отдаю детям

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – это эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребёнку.
Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей – это гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем. Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном — о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребёнка стали мать и отец. О природе. Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Анализ книги сухомлинского сердце отдаю детям

Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле. Чем больше я стремился претворить свои убеждения в практику, тем яснее становилось, что руководство учебно-воспитательной работой — это правильное сочетание решения идеологических и организационных задач в масштабе всей школы с личным примером в работе. Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей. Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Великий русский педагог К. Ушинский назвал директора главным воспитателем школы.

Сухомлинский «сердце отдаю детям».

Внимание

Книга состоит из двух глав: «Школа радости» и «Годы детства». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Однако автор предупреждает, что это не универсальное пособие по обучению.


Содержание книги он формулирует так: труд посвящен сердцу педагога. Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? Без раздумий отвечает: любовь к детям. Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него.
Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке? Благо, педагог даёт ответы на все вопросы. Книга посвящена миру детства. И Сухомлинский помогает найти ключ к этому сказочному дворцу.

Эссе сухомлинский в.а. сердце отдаю детям.

Толстой, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воля, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Ту же мысль повторил и советский педагог А. Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека.

Общетеоретическая – теоретический анализ закономерностей педагогического. Читать онлайн «сердце отдаю детям» автора сухомлинский в а — rulit — страница 5 Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего социалистического общества. Эти проблемы возникали как следствие практической деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а в конце 60-х стали для него самостоятельным и специальным объектом анализа.

Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых.

yuridicheskaya-praktika.ru

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать онлайн

После 10 лет педагогической работы я был назначен директором Павлышской средней школы. Здесь завершилось формирование моих «педагогических убеждений, которые складывались в первое 10-летие педагогического труда. Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле. Чем больше я стремился претворить свои убеждения в практику, тем яснее становилось, что руководство учебно-воспитательной работой-это правильное сочетание решения идеологических и организационных задач в масштабе всей школы с личным примером в работе. Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей. Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал директора главным воспитателем школы ‘. Но при каких условиях осуществляется роль главного воспитателя? Воспитывать детей через учителей, быть учителем учителей, учить науке и искусству воспитания — это очень важная, но только одна сторона многогранного процесса руководства школой. Если главный воспитатель только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестает быть воспитателем. Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений. Без прямого, непосредственного воспитательного влияния на детей я как директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя — способность чувствовать духовный мир ребят. Я завидовал классным руководителям: они всегда с детьми. Вот воспитатель проводит задушевную беседу, вот он собирается с воспитанниками в лес, на речку, на работу в поле. Ребята с нетерпением ожидают тех дней, когда они пойдут на экскурсию, будут варить кашу и ловить рыбу, ночевать под открытым небом, всматриваться в мерцание звезд. А директор остается как бы в стороне. Он вынужден только организовывать, советовать, замечать недостатки и исправлять их, поощрять нужное и запрещать нежелательное. Без этого, конечно, нельзя обойтись, но я чувствовал неудовлетворенность своей работой.

Читать онлайн Сердце отдаю детям автора Сухомлинский В А — RuLit — Страница 3

Краткое. содержание привлекло мое внимание, и я. (Сердце отдаю детям)…. Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити;….Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). http://shortname.ru и скачать игру бесплатно saints row the third http://kenis.ru и…. сердце отдаю детям краткое содержание военная. Содержание:

Сердце отдаю детям краткое содержание по главам

непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога -это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ» [с. 22]. В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в понимании Сухомлинского — это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство,- писал он,- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» [с. 22]. Третья составная часть воспитательного процесса-коллектив — предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В «школе радости» педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. В «Рождении гражданина» раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм вырастает в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых, коммунистических отношений. В. А. Сухомлинский утверждает, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди» [с. 395]. Выделив и обосновав важнейшие слагаемые учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и навсегда установленного места: учитель — руководитель, коллектив — средство, воспитанник — объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему диалектична, как и вся педагогическая система В. А. Сухомлинского. Учебно-воспитательный процесс происходит в школе. Мы видим, как Василий Александрович идет от необычной «школы под голубым небом», школы природы и чувственного, эмоционально-конкретного восприятия мира к школе как социальному институту, который «нельзя представлять в искусственно созданной обстановке идеологической стерильности. Вокруг подростков кипит сложная и противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных

В Сухомлинский — Сердце отдаю детям

непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога -это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ» [с. 22]. В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в понимании Сухомлинского — это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство,- писал он,- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» [с. 22]. Третья составная часть воспитательного процесса-коллектив — предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В «школе радости» педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. В «Рождении гражданина» раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм вырастает в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых, коммунистических отношений. В. А. Сухомлинский утверждает, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди» [с. 395]. Выделив и обосновав важнейшие слагаемые учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и навсегда установленного места: учитель — руководитель, коллектив — средство, воспитанник — объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему диалектична, как и вся педагогическая система В. А. Сухомлинского. Учебно-воспитательный процесс происходит в школе. Мы видим, как Василий Александрович идет от необычной «школы под голубым небом», школы природы и чувственного, эмоционально-конкретного восприятия мира к школе как социальному институту, который «нельзя представлять в искусственно созданной обстановке идеологической стерильности. Вокруг подростков кипит сложная и противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать онлайн

Название книги как нельзя точно отражает её содержание, девиз жизни автора данного произведения. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Сухомлинский дает детям возможность рассуждать самим, чтобы истина предстала перед ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом. Ему нравилось, что у детей возникают вопросы в процессе непосредственного общения с окружающим миром, старался чтобы их было всё больше и больше. К каждому своему ученику Сухомлинский старался найти индивидуальный подход. Он развивал образное мышление детей, стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство и др. Многолетний опыт Сухомлинского убедил его в том, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладение этими фактами невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания. Всё это они приобретали, читая «Книгу природы», оно было средством воспитания умственной активности детей.

Рецензия Сердце отдаю детям

Для наших клиентов выгодно, что мы не специализируемся на отдельном направлении отдыха и услуг, поэтому турагентство в Павлограде может предложить вам оптимальные варианты, именно то, что вас полностью устраивает. Например, туристическое агентство Павлоград Днепропетровская обл. не будет вас убеждать, что если вы поедете в Турцию, то там вам будет гораздо интереснее, чем в Испании, или, наоборот. Хотя, именно так и поступают многие тур компании, когда им требуется закрыть блок горящих путевок. Ваше желание для нас — закон, поэтому со своей стороны мы обязуемся подобрать для клиента такой тур отдых, который в полной мере соответствует для вас представлениям об элитном отдыхе высокого качества. Туры Павлоград Днепропетровская обл. неизменно пользуются популярностью, так как более девяносто процентов наших клиентов обращаются к нам снова, и рекомендуют своим знакомым.

С турагентством «Любимая история» по всему миру

А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», а также «Письма к сыну». Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

В Сухомлинский — Сердце отдаю детям

Однажды я заметил в стене оврага вход в пещеру. Внутри пещера оказалась просторной, с прочными сухими стенками. Здесь будет наш Уголок мечты. Трудно передать восторг ребят, когда я впервые повел их в пещеру. Дети визжали, пели, перекликались друг с другом, играли в прятки. В тот же день выстлали пол сухой травой. С восторгом дети приняли предложение устроить печурку, время от времени протапливать ее.

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать онлайн

Автор дает значимость данного мероприятия для детей: “Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”. Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил. их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

Сочинение Сухомлинский — Сердце отдаю детям

В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека.

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать онлайн

Цель начальной школы — «научить детей учиться», сформировать чувства любви к социалистической Родине, своему народу, Коммунистической партии, ненависти к ее врагам, помочь детям осознать свои творческие силы и способности, потому что «в этом осознании-самая сущность формирования личности» [с. 216]. В. А. Сухомлинский считал важным как можно раньше ознакомить детей с морально-нравственными основами нашего общества, сформировать положительное к ним отношение, вызвать обостренный интерес к понятиям добра и зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность, сопереживание, сочувствие, человечность проявлялись в деятельности. Когда школьник вступает в пору отрочества, школа, воспитатель, общество, сохраняя и развивая то, что заложено в детстве, формируют гражданина, для которого «моральные, политические идеи . превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной духовной деятельно-с т и, без которой нет устремления к идеалу, нет живой человеческой личности» [с. 384]. Теперь в центре внимания педагога — вопросы формирования коммунистической идейности, гражданственности, марксистско-ленинского мировоззрения, чувства общественного долга, воспитания культуры чувств, трудолюбия, ответственности перед коллективом и своей совестью, развития способности к самооценке, самовоспитанию, уважения к человеческой личности, сохранения богатства каждой индивидуальности. Вступив в жизнь, каждый юноша и каждая девушка на деле должны применять полученные знания, занять активную жизненную позицию, бороться со злом, неправдой, предательством. «Идейность без человеческой страсти,- пишет Василий Александрович,- превращается в ханжество. Есть у наев обществе много «борцов за правду», «искателей истины», которые не прочь «разоблачить» зло, а борется с ним пусть милиция. Эти демагоги, пустозвоны приносят много вреда. Задача заключается не в том, чтобы увидеть зло и во всеуслышание сказать о нем, а в том, чтобы преодолеть зло. Иногда надо не говорить, а действовать без разговоров» [с. 495]. Все эти гуманистические положения, развитые Сухомлинским, рассматриваются советской педагогической наукой как новый шаг в решении актуальных проблем воспитания. Василий Александрович создавал свои произведения в жанре педагогической публицистики, внеся в работы богатый педагогический опыт свой и своих коллег, правдивые жизненные ситуации, индивидуализированные образы, элементы фольклора. Показательна в этом отношении книга «Сердце отдаю детям». Впервые вышедшая в 1969 г., она сразу приобрела широкую популярность, выдержала 46 изданий на 23 языках мира, в том числе на английском, французском, немецком, японском, китайском. Своей популярностью она обязана и манере изложения, и поднятой проблематике. «Школа под голубым небом», описанная в книге,- это своеобразная творческая лаборатория, в которой идет сложный процесс физической закалки, умственного развития, духовного становления, эмоционально-эстетического роста, трудового приобщения, идейного пробуждения детей. Главными средствами педагогического воздействия здесь выступает природа, язык, творчество, труд: «. Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям» [с. 35-36],- писал Сухомлинский. Язык, слово Василий Александрович трактовал очень широко (это и слово учителя, и книга, и язык природы, и язык музыки, живописи) и придавал им очень большое значение. Слова призваны пробудить пытливую мысль ребенка, способствовать выявлению его творческой индивидуальности; дети должны понять нерасторжимую связь языка с Родиной, культурными традициями народа. В начальной школе слово объединяет в себе мысль и фантазию, ведь для детей этого возраста сказка, выдумка, игра — слагаемые духовного мира. «Сказка,-подчеркивал педагог,-это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи» [с. 36]. В книге «Сердце отдаю детям» широко представлено детское творчество как средство и результат воспитания. Создание сказок, тонкие наблюдения над природой, умение передать ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром — в этом Василий Александрович видел слияние творческою восприятия с анализом, с размышлением, с нравственным, гражданским содержанием. «Надо пойти с детьми к живому источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете, явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в душу и сердце. Эмоционально-эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки-вот в чем животворный источник детского творчества» [с. 177]. Большое место в книге «Сердце отдаю детям», как и во всех работах В. А. Сухомлинского, занимают идеи трудового воспитания как важнейшего фактора развития личности. Последовательный марксист, он рассматривал труд как главное содержание и смысл жизни, считал воспитание потребности трудиться основной задачей всей системы коммунистического воспитания, оценивал труд как результат сложных и нелегких умственных и физических операций. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,- утверждал он,- дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает великую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [с. 202]. Диалектический подход к процессу воспитания позволил Сухомлинскому обосновать идею о необходимости сочетания различных средств и методов влияния на воспитанников: «. педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия» [с. 207]. «Гармония педагогических воздействии» нашла свое отражение в своеобразных, подсказанных педагогу практикой и детьми формах организации учебно-воспитательной деятельности, в которой соединились воспитательные цели и их творческая, поэтическая трактовка. Это — праздник хлеба и праздник матери, праздник первого цветка и праздник жаворонка. Вторая книга трилогии — «Рождение гражданина» с момента выхода в свет (1970 г.) выдержала 25 изданий на 14 языках мира. Широкий и полный анализ проблем воспитания подростка с характеристикой противоречий и особенностей этого периода составляет основное ее содержание. В работе с подростками Василий Александрович применял ту же методику воспитательного воздействия, что и к детям 6-11 лет, но значительно обогатил ее, расширил и углубил новыми идеями. «Первый раз рождается живое существо, второй раз — гражданин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит не только окружающий мир, но и саму себя»,— утверждал Сухомлинский и, исходя из этого и из потребностей общества, строил воспитательную систему [с. 285]. . В. А. Сухомлинский утверждал, что при решении главных проблем воспитания подростков и формирования их научного мировоззрения необходимо учитывать психофизиологические особенности и противоречия этого возраста. Педагог видел, что правильное соотношение воспитательных воздействий с особенностями возраста — залог успеха. Поэтому он подробно раскрывает противоречия, свойственные отрочеству, и на этой основе строит свою педагогическую аргументацию, много внимания уделяет вопросам физического воспитания, психического развития, проблемам дружбы, товарищества, любви, придает особенно большое значение половому воспитанию и развитию эмоциональной сферы. Положение о единстве формирования марксистско-ленинского мировоззрения и становления духовного мира подростка дано в книге с научной и практической аргументацией. Василий Александрович раскрыл механизм умственного воспитания, который, по его мнению, состоит из следующих слагаемых: исследовательский подход к знанию на уроках и активное познание природы и труда; эмоциональное восприятие; практическое использование результатов познания. Конкретное воплощение такого подхода автор показал на примере уроков математики и труда. Формируя мировоззрение, учитель одновременно формирует и духовный мир подростка, потому что «мировоззрение человека — это личное его отношение к истинам, закономерностям, фактам, явлениям, правилам, обобщениям, идеям. Воспитание научно-материалистического мировоззрения является проникновением педагога в духовный мир воспитанника» [с. 324-325]. Педагог раскрывает весь сложный процесс формирования морально-нравственных качеств личности. Он ведет воспитанника через знакомство с элементарными нормами морали к пробуждению моральных чувств, а затем — к выработке моральных привычек и через упражнения в моральных поступках-к морально-нравственным убеждениям. В. А. Сухомлинский считал необходимым создать оптимальную систему педагогического воздействия на воспитанника, направленную на всемерное развитие его способностей и формирование основных духовных потребностей, которые в конечном итоге реализуются в творческом труде. «Только труд во всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира, на самовыражение, самоутверждение личности в творчестве, только насыщение свободного времени трудом, обогащающим духовную жизнь, может дать человеку счастье» [с. 475]. Третья книга трилогии — «Письма к сыну» — впервые вышла в свет в 1977 г.; над ней Василий Александрович работал до последних дней своей жизни. Она построена в форме диалога воспитателя со своим взрослым воспитанником, уже покинувшим стены школы, и поэтому педагогические идеи и мысли Сухомлинского получают новое содержание с ярко выраженной политической и нравс

questionlaw.ru

Эссе Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Эссе

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Книга посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

В.А.Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка». Василий Александрович утверждал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.

Сухомлинский считал недопустимым применение оценки в начальных классах. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научиться». Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.

В.А. Сухомлинский не только призывал к познанию личности ребенка, но и придавал большое значение мудрой власти наставников детей, так как непосредственное влияние воспитателя на воспитанника – необходимый и важный фактор воспитания. По мнению Сухомлинского нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан».

В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Много ценнейших наблюдений, обобщений и выводов несет стройная дидактическая система, применявшаяся им. Эта система основывалась на прогрессивных достижениях мировой и отечественной педагогической мысли, в частности на творческом развитии дидактических выводов таких выдающихся педагогов, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, С.Т. Шацкий, на обобщении многостороннего опыта организации учебного процесса в советской школе.

Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Вместе с тем в работе «Сердце отдаю детям» он акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость. «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение – этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка – был в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей».

Известно, что в начальных классах, особенно первоклассники, занимаются охотно и с энтузиазмом, а затем этот энтузиазм порой угасает, и школьные занятия превращаются в серые будни. Посетителей Павлышской школы удивляло, что ее воспитанники работали как-то приподнято во всех классах – с I по X. Эта атмосфера творческого, в меру напряженного учебного труда искусно создавалась слаженной работой педагогического и детского коллектива. Все педагогические поиски и построения, считал Сухомлинский, превращаются в крах, если нет у ученика желания учиться. А оно приходит только с успехом в учении. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость Сухомлинский называл вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха.

Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно дожжен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста. Павлышский учитель и возглавляемый им педагогический коллектив немало сделали для развития этих педагогических идей, глубоко интересующих нашу школу и сегодня. В этой школе применялась тонко разработанная система творческой работы учащихся. Уже в начальных классах дети после занятий с педагогами в лесу, поле, школьном саду писали сочинения творческого характера, сочиняли сказки, где игра детской фантазии отражала порой в наивной форме сложные проблемы борьбы добра и зла, и, как правило, эти работы были окрашены в мажорные тона. По мере взросления школьников, умственного и нравственного их развития творческие работы учащихся усложнялись, тематически разветвлялись в соответствии с интересами и склонностями их авторов, но линия на всемерное развитие самостоятельной творческой мысли воспитанников продолжалась неизменно.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Вместе с тем не разумна и такая организация дела, при которой процесс приобретения знаний чрезмерно облегчается, и школьник не работает в полную меру своих возможностей. «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием, — писал Сухомлинский. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей.

Известно, что чем выше продвигается по ступеням знания школьник, тем глубже и разностороннее у него должно развиваться абстрактное мышление. Ребенок мыслит образами. «Образное мышление, — считал Сухомлинский, — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания того, что ребенок видит своими глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, явления к абстрактному обобщению… Благодаря такой связи мышления с конкретными образами ребята приобретали навыки постепенного оперирования абстрактными понятиями. Конечно, это был длительный процесс, протекающий годы».

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

«Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов буде неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». И, следовательно, утверждает Сухомлинский, должна быть культура мышления, которую формирует в своих воспитанниках школа.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Сухомлинский считал, что нельзя создавать вокруг детей и юношества атмосферу «идейной стерильности», закрывать глаза на недостатки. Самое лучшее воспитание – воспитание правдой. Надо, чтобы ученики глубоко понимали великие завоевания советского народа, широкие перспективы развития нашей страны. В то же время следует вести и в школе упорную борьбу против лицемерия, бездушия, мещанства и других пороков.

Сухомлинский утверждал, что учитель должен идти к детям убежденным коммунистом и свои думы и переживания передавать детям, чтобы было гармоничное сочетание разума и чувства в борьбе за высокие идеалы партии.

Серьезное внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знаний, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки. Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость.

«Я всегда с большой тревогой думал, — писал он в труде «Сердце отдаю детям», — о психозе погони за отличными отметками, это психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, мирится с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя, чуть ли не преступником». По мнению Сухомлинского еще хуже ситуация, когда ребенок не видит успеха в учении, когда у него притупляется чувство собственного достоинства и он свыкается с мыслью, что ни к чему не способен. Но нельзя допускать и того, считал Сухомлинский, чтобы оценка баловала учащихся. В результате у школьников может сложиться легкомысленное отношение к учению.

В своем труде Сухомлинский значительное внимание уделял подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду в их жизни – школьным годам, — крупное завоевание. Теперь, когда подготовка детей пяти-шестилетнего возраста к школе получила широкое развитие через детские сады, и посредством организации подготовительных групп при начальных школах, драгоценный опыт павлышского учителя заслуживает самого внимательного изучения. Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Поэтому значительную роль отводил не только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд.

Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности т руду физическому, и выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в радость. «Чувство радости, писал Сухомлинский, — доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда… В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитывать любовь к труду невозможно, если ребенок не чувствует красоты этих отношений». Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Детский труд таит в себе огромную облагораживающую силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, считает Василий Александрович, не может стать недобрым человеком. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду. Произведение «Сердце отдаю детям» отличает характерная особенность языка его произведений – простота и ясность изложения, эмоциональная приподнятость, порой публицистическая страстность. И, можно сказать, афористичность стиля педагога-писателя. Недаром так часто и охотно его цитируют в своих выступлениях и педагоги, и общественно-политические работники. Он очень современен, созвучен нашей эпохе.

Имя и труды выдающегося советского педагога хорошо известны в нашей стране и за ее пределами. Круг читателей широк и разнообразен: учителя и научные работники, партийные и комсомольские пропагандисты, родители, ищущие в его книгах ответ на порой нелегкие вопросы воспитания детей, и читатели, интересующиеся современными проблемами воспитания. Каждого из них привлекает обширное многообразие литературного наследия педагога-новатора и яркого публициста.

Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь В.А.Сухомлинский — гуманист, мыслитель, педагог.

Сухомлинский полностью посвящает себя детям, главное для него — вырастить Человека, человека с большой буквы. И чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Наиболее важным автор считает развитие в человеке уважения к себе, чувство собственного достоинства, без которых невозможно стать борцом за справедливость, невозможно быть настоящим патриотом. Сухомлинский пытается в первую очередь найти путь воспитать в человеке гражданина, способного положить жизнь за Родину. В основе лежит постоянный умственный и физический труд, развитие эстетических и духовных качеств, постоянное расширение кругозора. Василий Александрович понимал сущность воспитания в сближении с ребенком, в знании его проблем и радостей, в разделении его проблем и радостей. Мне очень понравились слова этого замечательного педагога: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». И это правильно — без доверия не будет воспитания. Сухомлинский дает детям возможность рассуждать самим, чтобы истина предстала перед ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом. Автору нравится, что у детей возникают вопросы в процессе непосредственного общения с окружающим миром, старался, чтобы их было всё больше и больше. К каждому своему ученику Сухомлинский старался найти индивидуальный подход. Он развивал образное мышление детей, стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство.

Для себя делаю вывод: главное в работе педагога – наблюдать за детьми, суметь проникнуть в мир их фантазий, ценить их индивидуальность, а не работать по шаблону, уважать мнение каждого ученика. Думаю, что каждый сегодняшний учитель, если он – настоящий Учитель, должен любить детей, действительно отдавать им своё безмерное, доброе, открытое сердце!

Опыт лучших педагогов убеждает меня, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

infourok.ru

Советы рукодельницам