1 урок краеведения для младших школьников Башкирии

                                                                                                     «Россия – не государство. Россия – Вселенная!                   Сколько    в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований».
                                                                                                                                   Екатерина Великая.

Урок 1.
.
Мы живем в России. Россия – самая большая в мире страна.
Наша Россия такая огромная, что если бы из одного конца России в другой была проложена ровная дорога, и мы бы шли по ней по 10 часов в день, то потратили бы целых 200 дней! (Рисунок)

Это почти семь месяцев! Представь, что нам пришлось бы идти всю зиму и всю весну, шли бы мы без выходных, и только к лету мы бы дошли до другого края России! Потому что Россия простирается с запада на восток на 10 тысяч километров!
В России есть много городов, сел и деревень (рисунок – карта с картинками)

В России живут люди разных национальностей: русские, башкиры, татары, чуваши, украинцы, удмурты, эвенки, армяне, греки … И все мы живем дружной семьей (рисунок).

Есть у нас в стране древние Уральские горы. Они находятся вот тут (рисунок).

Когда-то, давным-давно, много сотен лет назад, здесь стали жить племена, которые назывались башкирами. И земля эта стала называться башкирской землей. Башкиры в то далекое время были кочевым народом и очень воинственным.  Воинственными им приходилось быть потому, что  на  их родную  землю постоянно и со всех сторон покушались враги: ведь башкирская земля очень богата и красива.

И мудрые башкиры решили: чтобы не потерять свою землю, чтобы успешно  защищать свою землю от многочисленных врагов,  нужно присоединиться к могучему Российскому государству. Башкиры решили просить русского царя принять их под свое подданство. Первыми признали себя подданными московского царя племена, живущие по нижнему течению реки Белой. Это произошло в далекие 1554 – 1555 годы. Предание рассказывает, что от племени Гайна ездил в Казань, к наместнику царя, Айсукбий.
В 1557 году башкирские посольства побывали  в Москве. Они привезли туда богатые подарки русскому царю и ясак (дань) в казну. Царь дал им жалованные грамоты, которыми закрепил их подданство русскому царю Ивану Грозному. (рисунок)

Итак, больше 400 лет назад на башкирской земле стали селиться русские люди, они строили города, фабрики и заводы. Постепенно наша земля стала заселяться и другими народами. Башкирия стала  их родиной. Сейчас в Башкирии проживает больше 120 народов! И у нас у всех одна большая Родина – Россия, и малая родина – Башкирия, – самое лучшее место на земле!
А вот так выглядит наша Башкирия на карте России сейчас (карта-рисунок).

А вот карта нашей Башкирии (рисунок крупно)

Башкирию еще называют Республикой Башкортостан. Башкортостан (страна башкир) – так называли свой край башкиры с давних времен.
Чтобы больше узнать о месте, где мы родились, живем и будем жить, когда вырастем, мы с тобой отправимся в путешествие по нашему родному краю .

Сначала мы будем путешествовать на страницах нашей книги. Ведь любой путешественник изучает маршрут по карте, много читает о местности, которую собрался посетить. И мы с тобой поступим так же.
А, когда ты подрастешь, то сможешь путешествовать и по-настоящему: сплавляться по рекам, спускаться в пещеры, бродить по заповедным местам, гостить у друзей, живущих в разных городах и селах, и тогда ты сможешь по-настоящему оценить – какой ты счастливый, что родился именно здесь – в прекрасной Башкирии!

В Башкирии живет замечательный народ. И есть у нас люди, которые прославили наш родной край на всю страну. Мы тебе будем рассказывать об этих людях.
У нас в Башкирии жил замечательный человек – Мустай Карим (фото).

Мустай Карим – известный башкирский поэт и писатель. Его книги читают не только в Башкирии, но и во всей России.

Прочитай его стихотворение:

О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ (сокращ.)
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.

Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!

Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,
И заморозки
С самого утра.

Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
Посмотри, как интересно сравнил поэт Башкирию с березовым листом, который растет на березе-России.

А еще можно нашу Россию представить в виде большого корабля. На этом корабле очень большая команда моряков, и живут они в разных каютах. Моряки дружно работают для того, чтобы корабль плыл по заданному курсу, и все дружат между собой. Потому что, если команда не будет дружной, то такой корабль, конечно, никуда не будет плыть, а, если случится шторм, то может и погибнуть.
РИСУНОК
Корабль с названием «Россия» имеет дружную команду! И моряки  отряда под названием «Башкирия» – сильные, дружные и смелые! Никакие бури и штормы  не страшны России!

Вопросы:
1. Как называется наша страна, наше государство?
2. Россия –  очень большая страна? Расскажи.
3. А где живем мы с тобой?
4. Где находится Башкирия? Сможешь найти на глобусе место, где находится Башкирия?
5. Как зовут башкирского поэта, который написал стихотворение «О березовом листе»?
6. Что случится с кораблем, если моряки будут лениться или ссориться между собой?
7. Как должны жить люди в России, чтобы всем было хорошо?

 Образец учебника нынешнего, для 1-2 классов “Живые родники”

lina-seregina.livejournal.com

Конспект занятия по краеведению (Республика Башкортостан) для старших дошкольников «Я край родной познать хочу»

Интегрированное занятие
(познавательное + развитие речи)
в подготовительной к школе  группе № 6
Тема: «Я край родной познать хочу»


Задачи:

Продолжать знакомить детей с природой родного края, с ее животными и растительным миром;
Учить детей рассказывать о природе родного края;
Развивать внимание, память, мышление;
Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть, чувствовать и понимать ее.

Словарная работа. Башкортостан, лиственные, хвойные, хищник, травоядный, волчье лыко, паслен, вороний глаз, черника, лекарственные, грызуны, ядовитый, съедобный, сыроежка, груздь, дурман.

Материал. Иллюстрации, мольберты, кроссворд, фломастеры, мяч, аудиозапись «Звуки природы».

Ход:
I часть.
Воспитатель.
Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по родному Башкортостану. Отправимся мы с вами в лес. Внимание. Ребята вокруг себя повернитесь, на лесной поляне окажитесь.
(Включается аудиозапись «Звуки природы»)
Представьте, что мы с вами в лесу, какие голоса вы слышали?
Дети. Шумит лесной ручеек, поют птицы.

Воспитатель.
Голоса каких птиц вы узнали?
Дети. Куковала кукушка, пел соловей, стучал дятел, каркала ворона.

Воспитатель. Каких еще птиц мы можем встретить в нашем лесу?
Дети. Сороку, синицу, скворца, грача, дрозда, дятла, поползня, королька.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру с мячом «Я начну, а ты продолжай». Перелетные птицы – это…
Дети.
Соловей, кукушка, скворец, грач, ласточка, журавль, стриж.

Воспитатель. Зимующие птицы – это…
Дети. Синица, ворона, воробей, галка, голубь, дятел, сова, клест.

Воспитатель. А кого еще мы можем встретить в нашем лесу?
Дети. Разных животных.

Воспитатель. Покажите на картинке хищников, почему их так называют?
Дети. Хищники – это волк, рысь, лиса, куница, медведь.  Эти звери охотятся, нападают на животных, едят мясо.

Воспитатель.  Какие еще животные обитают в лесу?
Дети.  Есть грызуны – белка, заяц, бобр.  Есть травоядные животные – это лось, олень, кабан. Они едят траву, ягоды, орехи, грибы, листья.

Воспитатель. Предлагаю игру «Кто где живет». Белка живет…
Дети. В дупле.

Воспитатель. Волк живет…
Дети. В логове.

Воспитатель. Медведь живет…
Дети. В берлоге.

Воспитатель. Лиса живет…
Дети. В норе.

Воспитатель. Птица живет…
Дети. В гнезде.

Также интересный сценарий для детей: Сценарий праздника, посвященного Дню республики «Башкортостан — чудесная земля»

Воспитатель. Скажите ребята, а без чего не смогут жить животные, птицы, без чего не будет леса?
Дети. Без растений, деревьев, кустарников.

Воспитатель. Какие деревья и кустарники мы можем встретить в наших лесах?
Дети. В лиственных: дуб, липа, клен, береза, тополь, рябина, калина, шиповник, орешник. В хвойных: пихта, ель, сосна, лиственница.

Воспитатель. Какие еще есть леса в нашей республике?
Дети. Есть смешанные леса, в них растут и лиственные, и хвойные деревья.
(Проводятся игры «С какого дерева листок», «Третий лишний».).

Воспитатель. Если мы заглянем под деревья, кустарники, что там найдем.
Дети. Ягоды, траву, грибы.

Воспитатель. Верно. Предлагаю игру «Я знаю…». Вы называете знакомые вам ягоды и грибы.
Дети. Я знаю белый гриб, лисички, опята, грузди, ежевику, малину, чернику, мухомор, белую поганку, ложные опята, вороний глаз, волчье лыко.

Воспитатель. Все ли они съедобные.
Дети. Среди них есть ядовитые: мухомор, поганка, вороний глаз, волчье лыко, ложные опята. Их нельзя собирать и есть.

Воспитатель. Верно, в лесу есть растения, которые могут принести вред, а есть растения какие?
Дети. Лекарственные, они могут лечить.

Воспитатель. Расскажите о них.
(Дети загадывают загадки)

Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги.          (Подорожник).
Был он желт,
А стал он бел,
Я подул – он улетел.    (Одуванчик).
Ай, не трогайте меня!
Обожгу я без огня.      (Крапива).
Есть и украшенье,
Есть и устрашенье;.
Гляди да любуйся
А руками не суйся.       (Шиповник).
Беленькие горошки,
На зеленой ножке.        (Ландыш).

Воспитатель. А теперь я вам загадаю загадки:
От цветка к цветку порхает,
Утомимся – отдыхает. (Бабочка).

На гору заберется,
С поклажей вернется.  (Муравей).

Восемь ног как восемь рук
Вышиваем шелком круг.                 (Паук).

У воды родится,
А вода боится.    (Стрекоза).

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)

Воспитатель. Как назвать этих маленьких обитателей леса одним словом?
Дети. Это – насекомые.

Воспитатель. А кто из них самый знаменитый?
Дети. Это – башкирская пчела. Она дает людям целебный мед, он вкусный и полезный для здоровья. Наш мед славится на всю страну.

Воспитатель. К сожалению, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. В следующий раз мы отправимся в горы, а сейчас: Мальчики и девочки повернитесь в детском саду окажитесь. Предлагаю отдохнуть и размяться.

Физкультминутка«Зверобика»

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы подходим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка – косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик славно потянулся.
(дети выполняют движение в соответствии с текстом)

II часть.
Воспитатель. Вы неплохо знаете природу родного края, я думаю эти знания помогут вам решить кроссворд.

Вопросы кроссворда:
1. Башкирский весенний праздник.
2. Самая большая река Башкортостана.
3. Животное, из молока которого делают кумыс.
4. Лесная ягода, очень полезная для глаз.5. Самый опасный хищник в Башкортостане
6. Лекарственное растение, растущее вдоль дорог.
7. Насекомоядная птица, похожая на ласточку.
8. Какого зверя зовут «сохатым» за форму рогов, самый большой зверь Башкортостана.
9. Хвойное дерево с длинными иголками.
10. Переносное жилище башкир.
11. Башкирский народный музыкальный инструмент, сделанный из стебля растения.
12. Хищный зверь, изображенный на гербе Уфы.Воспитатель. Молодцы ребята! Справились с кроссвордом, ответы записали правильно. А сейчас прочитайте слово, которое сложилось по горизонтали.
Дети. Это слово – Башкортостан, название республики, в которой мы живем.1 ребенок.
Наш край – чудесный край,
Красивые поля, и реки, и озера.
Наш край – целебный край,
Полезный мед, кумыс дают здоровье.2 ребенок.
Наш край – напевный край,
Слышны курая песни на просторе.
Наш край – веселый, дружный край.
Народы разные живут здесь в мире, а не в ссоре.

3 ребенок.
Наш край – богатый край,
Нефть и руда, газ и вода.
Животные и птицы, деревья и цветы,
А так же ягоды, грибы.
Мой край родной – всю землю обойди,
Милей и ближе не найти.

Воспитатель. А что мы с вами можем сделать для нашего родного края, чтобы приумножить его красоту, богатство, сохранить его для будущих поколений.
Дети. Для этого мы должны беречь и охранять природу, заботиться о ней.

4 ребенок.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.

5 ребенок.
Беречь будем, птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами.

Воспитатель. И тогда за вашу любовь и заботу природа одарит вас своим теплом и красотой, даст силы и здоровье, подарит хорошее настроение. А сейчас, я предлагаю целебного чая из душистых трав и отведать башкирского угощения – чак – чак.

 

 

Название:  Конспект занятия по краеведению (Республика Башкортостан) для старших дошкольников «Я край родной познать хочу»
Номинация: Детский сад,  Конспекты занятий, НОД , краеведение, Старшая — подготовительная группы
Автор: Чистополова Оксана Равитовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад №309
Месторасположение: г. Уфа Республика Башкортостан

portal2011.com

Программа краеведческого кружка “По малой родине моей”










































ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР
СПАСЁТСЯ”

Задача первого года занятий в кружке
– накопление эмоциональных и эстетических
впечатлений о своем городе и районе.
Эстетической категорией на этом этапе выступает
понятие красоты – родной природы, понятие добра,
понятие бережного отношения к земле.

Тема занятийСодержаниеКол-во часов
1Краеведение- наука о родном крае.Человек и его окружение. Что изучает
краеведение. Источники изучения родного края.
Творческое задание подобрать стихотворения,
пословицы и поговорки о родном крае.
2
2Красотою славится наша земля.Знакомство с природой района. Легенды и
предания. Воспитание бережного отношения к
природе.
2
3Давлекановская земля.Физико-географическая характеристика
района. Географическое положение. Климат.
Растительный мир. Животный мир.
4
4Наша жемчужина.Легенды и предания об Асылыкуле. Сказки
о Асылыкуле. Памятник природы. Красная книга.
Аслыкуль в республиканской печати.
4
5Топонимика нашего районаНаука топонимика. Объяснение названий
населенных пунктов, географических объектов на
территории Давлекановского района.
3
6Река, давшая жизнь нашему городу.Река Дёма. Дёма в произведениях
С.Т.Аксакова. Стихи о Дёме. Современное состояние
реки. Экология.
2
7Наш дом родной.Экскурсия по городу Давлеканово.3
8Откуда пошёл мой род.Знакомство со своей родословной.
Создание родословной своей семьи.
2
9Давлекановская земля в литературе,
живописи, музыке.
Знакомство с литературными
произведениями. Встреча с поэтессой Ольгой
Шелест.
2
10Я и мой город.Мой город через 10 лет. Создаем проекты
домов и зданий нашего города в будущем.
3
11От чистого истокаСочиняем легенды, предания, рассказы,
стихи о любви к родному краю.
1
12Подводим итоги работы кружка за год.Выступление руководителя кружка.
Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка
работ учащихся.
2
ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ
ДНЕЙ”

Задача второго года занятий развитие
интереса к прошлому родного края, приобщение к
культуре и быту народов проживающих в нашем
районе, наши земляки участники Великой
Отечественной войны.

1С чего всё начиналось.Наш край в древности. Археологические
памятники на территории района. Минские племена.
3
2Здесь пыль веков.Экскурсия в районный краеведческий
музей.
2
3О чём рассказали книги.Экскурсия в краеведческий отдел
районной библиотеки. Работа с краеведческой
литературой.
2
4Первые русские поселения.История появления на карте района
первых русских деревень. Знакомство с бытом и
традициями русских в нашем районе. Работа с
архивным материалом.
2
5Вся власть Советам!Установление советской власти в нашем
районе. Двоевластие в Давлекановской и
Казангуловской волости. Мероприятия Советской
власти.
2
6Столкновение различных политических
сил.
Гражданская война на территории нашего
района. Белочехи в деревне Имай-Кармалы.
Окончание гражданской войны.
2
7У каждого своя судьба.Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е
годы. Коллективизация. Образование нашего
района. Репрессии 30-х.
2
8Из одного металла льют медаль за бой
медаль за труд.
Наш город и район в годы войны. Тыл
фронту. История обувной фабрики. Работа с
архивными источниками.
2
9Я не участвую в войне, война участвует
во мне.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши
земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе
моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с
победой”. Военная доблесть наших земляков.
6
10О чём рассказали фотографии из
семейного альбома.
Составить рассказ о людях на старых
фотографиях в семейном альбоме. Человек и
история. История в лицах
2
11История моей страны в названиях улиц.Названия улиц нашего города.

История в
названиях улиц.

3
12Подводим итоги работы кружка.Отчёт руководителя кружка. Выступления
учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.
2
ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ
ДАВЛЕКАНОВСКИЙ

Задача третьего года занятий –
изучение истории и культуры нашего района через
знакомство с известными личностями,
прославившими наш город и район, развитие
интереса к жизни конкретных людей, воспитание
уважительного отношения к своим близким
бабушкам и дедушкам, показать историю в
контексте с историей страны.

1Создатель великого толкового словаря и
наш край.
Владимир Даль . “Башкирская русалка”
Асылыкуль.
2
2Рассказ о великом семьянине.С.Т.Аксаков. “Детские годы Багрова
внука”. Наш край в произведениях Сергея
Тимофеевича.
2
3Человек своего времени.Баязит Дим. Жизнь и творчество.2
4Народный писатель Башкортостана.Ахияр Хакимов. Жизнь и творчество.
Романы и стихотворения.
2
5Будем знакомы, Музей Ахияра Хакимова!Экскурсия в музей имени Ахияра
Хакимова.
2
6Летописец истории родного края.Амирхан Еникей. Жизнь и творчество.
Давлеканово начала ХХ века в произведениях
писателя.
2
7Им гордится наш район.Деревня Чуюнчи родина великого земляка.
Вклад в науку. Любовь к живописи.
2
8Вся жизнь игра.Тансулпан Бабичева. Знакомство с её
творчеством. Встреча с её одноклассниками
2
9“Не позволяй душе ленитьсяСбор материала о героях
социалистического труда. Они рядом с нами сбор
материалов о людях разных профессий
3
10Добро создаваемое добрыми руками.Экскурсия на Давлекановскую обувную
фабрику
3
11Гордое звание – учитель.Гордость нашей школы. Сбор материала об
учителях работающих в нашей школе. Оформление
папки.
3
12Люди в белых халатах.Известные врачи нашего района. Сбор
материала о врачах и медсёстрах работающих в
районной больнице.
2
13Подводим итоги работы кружка.Отчёт руководителя кружка. Выступления
учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.
2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рабочая программа по краеведению для 2-4 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

МО учителей русского языка и литературы, родных языков МАОУ “СОШ №12 с УИОП” г.Стерлитамак РБ

_________Л.Т.Лапухина Протокол№____ от «____»_____________2017г.

Согласовано

Заместитель директора

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

г. Стерлитамак РБ

_____________Ф.Р.Газизова

«____» __________ 2017 г.

Утверждено

Директор

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

г. Стерлитамак РБ

_____________Е.Н. Маркелова

Приказ № _______

от «______» _________ 2017 г.

Рабочая программа

по предмету «Культура родного края»

для 2-4 классов на 2017/2018 учебный год

(104 ч в год, в каждом классе по 1 ч в неделю)

Составитель: учитель высшей

квалификационной категории

Габбасов Р.М.

Стерлитамак-2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по культуре родного края разработана на основе:

1. Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

2. Учебного плана МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г.Стерлитамак Республики Башкортостан;

3. Образовательной программы по культуре Башкортостана и авторской программы М.Х. Идельбаева, А.М.Сулейманова и др. – Уфа: Китап, 2010, «Культура Башкортостана»: Программа для 1-10 классов школ, лицеев и гимназий. Идельбаева М.Х., Сулейманова А.М. «Живые родники» (История и культура Башкортостана): 2-4 классы.– Уфа: Китап, 2006.

Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе. В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан.

В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Основной целью данного курса является воспитание гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.

www.prodlenka.org

мой край родной». Конспект познавательного занятия для детей ⋆ Планета Детства

Программное содержание:

  •  Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
  •  Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
  •  Воспитывать любовь к родному краю.

 Материал. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента республики Башкортостан, музыкальное сопровождение – мелодия курая.

 Ход занятия

 Воспитатель:

 Здесь все прекрасно –

 И земля, и небо.

 Любовь моя,

 Мой солнечный край.

 Мне жаль того,

 Кто здесь ни разу не был,

 Мне жаль того,

 Кому не пел курай…

 — Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).

 — Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России. (Два – три воспитанника по очереди показывают).

 — Сегодня я приготовила для вас картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

 Открываю первое задание.

 (Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики». За каждый правильный ответ я буду давать по одной фишке.

 Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават и др.

 Воспитатель:

 А сейчас следующее задание курая.

(Снимает второй бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).

 Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Вспомните про него стихотворения. (Дети рассказывают стихи).

 Двести лет над родными степями

 Пронеслось с той поры грозовой,

 Но доныне не стерто годами

 Твое славное имя, герой.

 Рашит Нигмати.

 По краю герба расположен башкирский национальный орнамент-кускар. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

  Что они означают? (Ответы воспитанников). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).

 Слушают гимн Республики Башкортостан.

 Воспитатель:

 (Демонстрирует портрет Хамитова Р.З ). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).

  Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок).

Что здесь изображено? (Географическая карта).

 Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).

 Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание курая. (Снимает четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено? (Человечки). Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

 Игра « Юрта» /муз. Гершова

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы веселые ребята,

 Соберемся мы в кружок

 Поиграем, и попляшем,

 И, помчимся на лужок

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

 Воспитатель:

 Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

 Вы видите портреты народных поэтов и писателей Башкортостана. Назовите их имена.

 (М. Карим, З.Биишева, М.Гали). Кто хочет рассказать стихотворения, которые они написали? (Дети по желанию рассказывают стихи).

 Взгляни на глобус. Вот он шар земной

 На нем Башкирия с березовой листок величиной

 Всего лишь на всего

 Не больше обыкновенного листка

 Береза же — великая Россия

 Так зелена, так высока.

 Мустай Карим «О Березовом листе».

  Моң шишмәһе һандуғастай йырсы ла һин,

 Һығылма бил тал сыбыҡтай нәфис тә һин,

 Аллы-гөллө гөл-сәскәләй наҙлы ла һин,

 Эй, илһамлы, эй, хөрмәтле башҡорт теле!

 Зайнаб Биишева « БАШҠОРТ ТЕЛЕ».

 Воспитатель:

 Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на цветке. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.

 Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

 Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

 Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

 Подвижная игра «Курай»

 Дети делятся на четыре подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнат, чередуясь в определенном порядке — мальчик, девочка. Водящий (кураист) сидит в центре на стуле и играет на курае. Все воспитанники, поют и танцуют одновременно, и «кураист» ходит по кругу переменным шагом, в конце песни кланяется детям и кладет курай на стул. Исполняется плясовая мелодия. В конце музыки мальчики бегут, стараясь взять курай. Выигравший ребенок становится кураистом.

 Воспитатель:

 Но нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок). Что здесь нарисовано? Назовите, как называются элементы орнамента(птичья головка, цветок, рак, талия муравья и кускар и тд)

 Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Лилия, открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш).

 Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).

 В конце занятия проводится анализ игры и в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным мёдом.

 Подготовила: воспитатель МАДОУ ДС №7 «Колокольчик» г.Янаул Республика Башкортостан 

Хусаенова Аниса Рауиловна.

Статья размещена в авторской редакции.

 

planetadetstva.net

Г. В. Купцова Краеведение Башкортостана в вопросах и ответах – Документ

Г.В. Купцова

Краеведение Башкортостана

в вопросах и ответах

Содержание

Символика Башкортостана…………………………………………………..

4

Физико-географическое положение…………………………………..

5

Флора и фауна……………………………………………………………

6

Особо охраняемые территории Республики Башкортостан………..

6

Географические названия РБ…………………………………………..

7

Полезные ископаемые…………………………………………………

10

Промышленность Башкортостана……………………………………

11

Транспорт………………………………………………………………..

12

Сельское хозяйство……………………………………………………

14

История Башкортостана…………………………………………………

15

Материальная и духовная культура башкир………………………

19

Наука и образование……………………………………………………..

24

Просвещение в Башкортостане………………………………………

28

Литература…………………………………………………………………………………….

29

Музыкальная культура………………………………………………

34

Изобразительное искусство……………………………………………..

36

Уфа – столица Республики Башкортостан…………………………

37

Литература……………………………………………………………….

43

Символика Башкортостана

1. Что относится к Государственным символам Республики Башкортостан?

Государственные символы Республики Башкортостан – символы государственного суверенитета республики. Это государственный Флаг, государственный Герб, государственный Гимн.

2. Что представляет собой Государственный флаг Республики Башкортостан?

Государственный флаг Республики Башкортостан явля­ется символом ее государственного суверенитета, отражает стремление быть демократическим правовым государством, готовность к политическому и социально-экономическому со­трудничеству со всеми республиками и государствами, и, пре­жде всего, с Российской Федерацией. Государственный флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого, синего цветов (снизу вверх) на лицевой и оборотной стороне.

В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизован­ный цветок курая, состоящий из 7 лепестков.

Соотношение ширины флага к его длине – – 1:2. Верхняя, средняя и нижняя полосы составля­ют 1/3 ширины флага, круг располагается в цен­тре флага, и его диаметр составляет 1/8 длины или 1/4 ширины флага.

В Государственном флаге Республики Баш­кортостан синий цвет оз­начает ясность, доброде­тель и чистоту помыслов народов республики; бе­лый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству, зеленый – свободу, вечность жизни.

3. Что представляет собой Герб РБ?

Государственный герб РБ представляет собой изображение памятника Салавата Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага РБ, с надписью по белому полю «Башкортостан».

В цветном изображении Государственного герба РБ памятник Салавату Юлаеву и орнамент – золотистого, цветок курая – зеленого, восходящее Солнце – светло-золотистого цвета, лучи Солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно-золотистого цвета.

4. Кто является автором Гимна Республики Башкортостан?

Композитор Фарит Фатихович Идрисов.

5. Что символизирует цветок курая на Государственном флаге Республики Башкортостан?

Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало консолида­ции и единению народов Башкортостана на его территории.

6. Когда на Уфимском гербе впервые появляется изображение куницы?

В середине XVII в. в приказе Казанского дворца была изготовлена печать Уфимской приказной избы с изображением на ней первого герба Уфы – бегущей куницы. Задача создания гербов городов была возложена на Герольдмейстерскую контору в Санкт-Петербурге. Между 1724 – 1727 гг. товарищем герольдмейстера Ф. М. Санти и художниками Н. Чернавским и П. Гусятниковым были представлены 2 варианта проекта герба для Уфы: старый – с изображением куницы и новый – в «золотом щите на красном поле белая лошадь, бегущая по зеленой земле». Проекты были утверждены в 1730 г. В результате Уфа получила два одновременно функционирующих герба. Для знамени Уфимского гарнизонного полка был выбран новый герб с изображением белой лошади. Уфимская провинциальная канцелярия продолжала пользоваться печатью с изображением куницы. В 1782 г. были утверждены 12 гербов Башкирии. В состав каждого из них (за исключением Оренбургского) были включены герб Уфы как центрального наместничества. Герб Уфы вновь вернулся к изображению бегущей куницы. После Октябрьской революции 1917 г. прежняя символика была отменена, но основная ее составляющая – бегущая куница – остается на гербе Уфы и в наше время.

Физико-географическое положение

7. На стыке каких двух частей света располагается Республика Башкортостан?

Республика Башкортостан лежит на стыке двух частей света Европы и Азии, в глубине величайшего материка планеты Евразии.

8. Каким раем назвал Урал академик А.Е. Ферсман?

Один из лучших знатоков Урала, академик А.Е. Ферсман, назвал Урал «минералогическим раем», единственным на земле по богатству, разнообразию и своеобразию ископаемых недр.

9. На каких вершинах Башкортостана встречаются «каменные моря»?

Восточную часть республики занимают горы Южного Урала. Они образовались, как и весь Урал, более 250 млн. лет тому назад. Западнее, отделяясь от Уралтау долиной реки Белой, протянулся пояс самых высоких гор, называемых Ямантауским. Главные хребты – Машак, Зигальга, Нары; горные массивы Ямантау (1640 м) и Иремель (1582 м). Сложены эти горы мощной толщей очень твердых кварцевых песчаников и глинистых сланцев. Для рельефа гор характерны ступенчатые склоны, плоские вершины в виде нагорных террас с каменистыми сопками и стенообразными скалами – «останцами». Огромные каменные россыпи из крупных глыб – курумов – спускаются по крутым склонам до самого низа в виде бескрайнего каменного моря, врезающегося в темно – зеленую тайгу, как бы разрывая ее.

10. Как называется самая высокая гора Башкортостана?

Это гора Ямантау. Ее высота 1640 м.

11. Как называется самая длинная река республики?

Агидель

12. В Башкирии насчитывается более 1000 озер. Какое из них самое крупное?

Асылыкуль

13. В каком районе Башкортостана расположена пещеpа Шульган-Таш – уникальный спелеологический объект Урала?

В Бурзянском районе РБ

14. Как называется пещера-ледник в Архангельском районе РБ?

Аскинская пещера

15. Какая пещера РБ самая протяженная?

Кутук-Сумган

16. Сколько административных районов в РБ?

54

17. Сколько городов в РБ?

21

18. Какая из республик имеет общую границу с РБ?

Удмуртия

19. Какой город РБ занимает второе место по численности жителей?

Стерлитамак

20. Какой район Башкортостана самый южный?

Зианчуринский

21. Какой район Башкортостана самый северный?

Янаульский

22. Какой район Башкортостана самый восточный?

Учалинский

23. Какой район Башкортостана самый западный?

Бакалинский

24. Какое озеро в республике самое глубоководное?

Самое глубоководное озеро в Башкортостане Банное (другое название – Яктыкуль), расположено в 28 км к северо-востоку от с. Аскарово Абзелиловского района.

Флора и фауна

25. Какое дерево башкирских лесов называют «царицей» медоносной растительности?

Богатства Башкортостана не только в его недрах. Более одной трети его территории покрывают леса, которых, в таком значительном масштабе практически нет от Алтая до Карпат. Значение башкирских лесов повышается еще и тем, что они сосредоточивают самые обширные в стране площади липы – «царицы» медоносной растительности.

26. Какой кустарник, по поверьям башкир, обладает свойством отпугивать злых духов?

Можжевельник

27. Какие представители фауны севера и востока России были акклиматизированы в Башкортостане?

Выхухоль, марал, бобр, ондатра, норка.

28. Какие растения занесены в Красную книгу РБ?

Алтей лекарственный, ландыш, венерин башмачок и др.

Особо охраняемые территории Республики Башкортостан

29. Какими двумя уникальными природными объектами известен Салаватский район РБ?

На территории Салаватского района (районный центр с. Малояз. 183 км от Уфы) находится гора Янгантау и источник Кургазак. – уникальные памятники природы.

30. Чем знаменита пещера Шульган-Таш?

Своими наскaльными рисунками первобытного человека.

31. Сколько заповедников на территории Башкортостана?

3

32. В каком году был основан Башкирский государственный заповедник?

1930

33. На территории какого района находится Южно-Уральский заповедник?

Белорецкого района

34. Какие виды заказников находятся на территории Башкортостана?

Заказники – это участки территории, в пределах которых постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности, для обеспечения охраны одного или множества видов живых существ, биогеоценозов и сохранения общего пейзажного характера местности.

Государственные природные заказники различного профиля создаются с целью сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В Республике Башкортостан имеется 35 государственных природных заказников. Площадь, занимаемая ими, составляет 446,4 тыс. га.

Заказники имеют огромное значение для сохранения старовозрастных сосновых лесов, охраны гено- и ценофондов, предотвращения антропогенной трансформации естественных сообществ, создания условий для самовосстановления нарушенных биогеоценозов, водоразделов, охраняемых и ценных в хозяйственном отношении видов животных.

В Башкортостане организовано 15 заказников по охране охотничье-промысловых животных, созданные Постановлением Совета Министров Башкирской АССР: Ишимбайский-50,2 тыс. га, Карлыхановский-20,8, Бирский-19,3, Мелеузовский-12,8, Аскинский-5,1 и другие («Белокатайский», «Шингак-Куль», «Архангельский», «Белоозерский», «Икский», «Наказбашевский», «Федоровский», «Елановский», «Бижбулякский», «Алтын-Солок» (этномологический) «Шайтан-Тау», «Уршакский»). Создано более 10 заказников по охране лекарственных растений: горицвета весеннего – Абзелиловский-100 га, Белебеевский-100 га, Альшеевский-109 га, Усень-Ивановский-116 га, ландыша майского – Белебеевский-112,6 га, Дюртюлинский -100 га и др.; комплексные заказники: Кигинский -100 га, Дюртюлинский – 121 га, Альшеевский -100 га.

35. Каким заповедником охраняется знаменитая башкирская бортевая пчела?

Заповедником Шульган-Таш в Бурзянском районе

36. К какому типу санаториев относится санаторий «Шафраново»?

Кумысолечебный

37. Как называется климато-грязевой курорт в Абзелиловском районе на берегу озера, чье название носит курорт?

Курорт «Яктыкуль»

38. Как называется курорт, расположенный у подножья «горящей» горы, природные явления которой впервые описал П.С. Паллас в 1770 г.? В 3 км от этой горы находится минеральный источник «Кургазак». Курорт носит одноименное название с горой.

Курорт «Янгантау»

39. Как называется курорт, находящийся в Гафурийском районе, в долине р. Усолка, иловая грязь которой применяется в лечении? Основным лечебным фактором является хлоридно-натриевая с сероводородом и без него минеральная вода, которая носит название курорта.

Курорт «Красноусольский»

Географические названия РБ

40. Какие башкирские названия географических объектов указывают на наличие того или иного минерального сырья в этих районах?

Географические названия – топонимы отражают реальные и характерные признаки природных объектов. Башкирских названий географических объектов, указывающих на наличие того или другого минерального сырья, очень много в нашей республике. Так, поселок Алтынташ (золотой камень), Утлы-таш (огненный камень) в Учалинском районе, Бакр-узяк (медный дол) в Абзелиловском районе, Бакр-тау (медная гора) в Баймакском районе, гора Тимер – арка (железный хребет) в Архангельском районе, гора Тирмэн-таш (мельничный камень), Акъ-яр (белый яр), Бляутамак, Кайракташ (точильные камни), Ак-балсык (белая глина), Май-таш (масляный камень- тальк), Мамык-таш (ватный камень-асбест) в Хайбуллинском районе Тукан («тау-кан» – кровяная гора) и другие названия помогли башкирским геологам найти месторождения золота, медных и железных руд, ценных строительных материалов: высококачественного камня, добротной глины, для керамического и кирпичного производства.

В Хайбуллинском районе есть речка Тиргэмеш, а также одноименная деревня Тиргэмеш (Абубакирово). Недалеко от этой речки еще в XVIII в. местные рудознатцы нашли залежи ртути, образовавшиеся в зоне окисления Дергамышского меднокобальтового месторождения. Ртуть – по-башкирски «терекомош» (дословный перевод – живое серебро). Такое название этот жидкий металл получил за большую подвижность. Слово постепенно упростилось и видоизменилось в «тиргэмеш», а русские стали называть «дергымыш». Упоминание о ртути и натолкнуло геологов на мысль о наличии ее спутницы – медной руды.

Разработки по добыче медистых песчаников имелись и на территории Альшеевского района. Об этом говорят сохранившиеся до наших дней названия объектов «Намазлы кулбакыры» (медь озера намазлы), «Казындалы кул» (раскопанное озеро). О том, что здесь добывалась медная руда, говорят сохранившиеся мелкие штольни (горизонтальные выработки, пройденные обычно на крутом склоне горы) и остатки в них дубовых креплений.

Три потока реки Лемезы в Архангельском районе носят название «Кургашлы», что означает свинцовая. По преданию, здесь отливали пули для ружей. На территории Белорецкого и Архангельского районов Башкортостана геологам известно несколько месторождений свинца.

В Белорецком районе в реку Инзер впадает ручеек Ассы, что означает «горький». Таких ручейков всего 17 и все под одним и тем же названием Ассы. Их воды богаты фтором, магнием, натрием. Эти минеральные источники изучались в начале XX в. в научных лабораториях страны. В 1927г. вода белорецких минеральных источников исследовалась даже в лабораториях Берлина. По их данным – эти воды можно сравнить с водами одного из лучших санаториев мира -Кисельгофом.

Геологи по названиям не раз находили месторождения полезных ископаемых. Хотя из этих месторождений некоторые не представляют промышленного интереса, сам по себе факт помощи топономики в изучении минеральных ресурсов родного края очевиден.

41. Какая гора в переводе с башкирского означает «угольной гора»?

Открытие буроугольного бассейна на Южном Урале связано в какой-то мере с изучением топономики местных географических объектов. По преданию, шел обоз башкир по территории бывшего Куюргазинского района. Кругом привольные степи, ни единого деревца вокруг. Башкиры решили остановиться на ночлег у подножия одной горы. Из дерна они соорудили очаг и стали готовить ужин. К их большому удивлению с кизяком начал гореть и дерн. Оказалось, что они сделали очаг из бурого угля. С того момента гору стали называть «Кумер-тау». Слово «Кумер» в переводе с башкирского означает уголь, «тау»-гора, т.е. «угольная гора». В 1947 г. здесь основан город республиканского подчинения – Кумертау. В настоящее время на базе богатейших залежей бурого угля работает Кумертауский комбинат.

42. От какого башкирского слова произошло название населенного пункта РБ Учалы. Что оно означает?

Большинство географических названий отражают реальные и характерные признаки природных объектов. Полагают, что название Учалы тоже произошло от такого слова – «Юшалы» (в башкирском языке звука «ч» нет). В ряде документов упоминается горка Юшалы в районе Учалинского месторождения, где имеется именно такая почва. Но некоторые башкирские геологи полагают, что название Учалы произошло от слова “Юшалы”. Озеро Юшалы (Малые Учалы), расположенное как раз у подножия гор медно – колчеданного месторождения, но оно засыпано отвалом из Учалинских рудников. «Юша» на башкирском языке означает обобщенное название цветной гаммы слоев земли, горных песчано – глинистых отложений. Местные жители эти разноцветные глинисто-охристые породы использовали в виде красок. Название Юшалы возможно от «юша» («яшма, яшмовая»). А Учалинская земля славится как кладовая чудесных разноцветных яшм.

43. Как называются четыре горы-одиночки в Башкирском Предуралье, которые являются геологическими и геоморфологическими памятниками природы?

Изолированные возвышенности в Башкирском Предуралье, состоящие из четырех гор-одиночек, образующих узкую цепочку, вытянутую на расстояние 20 км вдоль реки Белой в меридиональном направлении называются Шиханы. Они представляют собой выведенную на дневную поверхность нижнепермские (поздний палеозой) рифовые массивы. Северный Шихан – Юрактау, в 3 км к югу от него находится Шихан Куштау, Шихан Шахтау находится в 5 км к юго-востоку от г. Стерлитамак; в 8 км южнее горы Шахтау находится самый высокий Шихан – Тратау.

Шиханы являются уникальными геологическими и геоморфологическими памятниками природы.

refdb.ru

Тема: «Башкортостан — мой край родной». Конспект познавательного занятия для детей

Тема: «Башкортостан — мой край родной».

Цель:  

·         Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

·          Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

·          Воспитывать любовь к родному краю.

 Материал. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана.

Ход занятия

Дети читают стихотворение «Наша Родина».

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса и степь и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то, едва домчится.

-Что вы видите на глобусе? (материки, страны, моря, океаны и т.д.)

Верно. Наша планета поделена людьми на страны, их очень много. Одну страну от другой отделяют границы. Посмотрите (обвести границу

нескольких стран, в том числе России)

-Кто может показать нашу страну?

-Как она называется? Наша страна одна из самых больших по площади .

-У каждой страны есть свой главный город, в котором работает его

правительство.

-Скажите, как называется этот город? (Столица)

-Как называется столица нашей Родины?

-Посмотрите, вот она на карте. (Попросить нескольких детей показать столицу России).

-Ребята, а в какой республике мы живем?

-Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей большой России.

-Вспомните ,как называется столица нашей республики?

-Покажите ее на карте.

Несколько детей показывают Уфу на карте Башкортостана).

Ребята, у каждой страны на нашей планете есть свои символы — герб, флаг, гимн. Сегодня мы поговорим о флаге нашей республики, гербе нашего города, его достопримечательностях.

Посмотрите — это флаг РБ- прямоугольное полотнище из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая эмблема — круг- внутри которого находится цветок курая.

– Что означают цвета на флаге Башкортостана?

-Синий означает небо- ясность , чистоту помыслов народов республики.

-Белый — воздух, миролюбие, открытость.

-Зеленый- землю, свободу, мудрость, вечную жизнь.

-Цветок курая — символ дружбы народов РБ

Флаг поднимается на зданиях городов, транспорте, во время соревнований,

праздников.

А сейчас поиграем в игру « Найди флаг своей республики».

-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге РБ?

Курай -это национальный инструмент башкир. Народы Башкирии с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость.

-Посмотрите как делают курай. (просмотр видеосюжета об изготовлении

курая).

Ребята, а как раньше назывался дом башкир? (Юрта)

Давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта».

Пока будет звучать башкирская национальная. мелодия вы будете бегать, танцевать, а как только она перестанет звучать вам нужно быстро построить юрту.( 2 раза)

Дом башкир это юрта. А наш с вами родной дом -это наш родной город.

-Давайте вспомним как он называется и найдем его на карте нашей республики (Баймак)

-Ребята, а как вы думаете сколько лет нашему родному городу?

Нашему городу Баймаку 75 лет. 

Наш город как и любой другой город в нашей стране имеет свой герб.

Давайте рассмотрим его.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб родного города» (разрезные картинки на 6-8-10 частей).

А теперь посмотрим на наш современный город и попробуем узнать его районы и улицы на фотографиях. 

(Слайды современного города).

Наш город красивый, богатый своими традициями и людьми.

Люди, которые живут в нашем городе, работают на заводах, в больницах, магазинах.

В конце проводится итог и в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным медом.

 


Просмотр содержимого документа

«Тема: «Башкортостан — мой край родной». Конспект познавательного занятия для детей »

Тема: «Башкортостан — мой край родной».

Цель:  

  • Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

  •  Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

  •  Воспитывать любовь к родному краю.

 Материал. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана.

Ход занятия

Дети читают стихотворение «Наша Родина».

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса и степь и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то, едва домчится.

-Что вы видите на глобусе? (материки, страны, моря, океаны и т.д.)

Верно. Наша планета поделена людьми на страны, их очень много. Одну страну от другой отделяют границы. Посмотрите (обвести границу

нескольких стран, в том числе России)

-Кто может показать нашу страну?

-Как она называется? Наша страна одна из самых больших по площади .

-У каждой страны есть свой главный город, в котором работает его

правительство.

-Скажите, как называется этот город? (Столица)

-Как называется столица нашей Родины?

-Посмотрите, вот она на карте. (Попросить нескольких детей показать столицу России).

-Ребята, а в какой республике мы живем?

-Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей большой России.

-Вспомните ,как называется столица нашей республики?

-Покажите ее на карте.

Несколько детей показывают Уфу на карте Башкортостана).

Ребята, у каждой страны на нашей планете есть свои символы — герб, флаг, гимн. Сегодня мы поговорим о флаге нашей республики, гербе нашего города, его достопримечательностях.

Посмотрите — это флаг РБ- прямоугольное полотнище из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая эмблема — круг- внутри которого находится цветок курая.

– Что означают цвета на флаге Башкортостана?

-Синий означает небо- ясность , чистоту помыслов народов республики.

-Белый — воздух, миролюбие, открытость.

-Зеленый- землю, свободу, мудрость, вечную жизнь.

-Цветок курая — символ дружбы народов РБ

Флаг поднимается на зданиях городов, транспорте, во время соревнований,

праздников.

А сейчас поиграем в игру « Найди флаг своей республики».

-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге РБ?

Курай -это национальный инструмент башкир. Народы Башкирии с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость.

-Посмотрите как делают курай. (просмотр видеосюжета об изготовлении

курая).

Ребята, а как раньше назывался дом башкир? (Юрта)

Давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта».

Пока будет звучать башкирская национальная. мелодия вы будете бегать, танцевать, а как только она перестанет звучать вам нужно быстро построить юрту.( 2 раза)

Дом башкир это юрта. А наш с вами родной дом -это наш родной город.

-Давайте вспомним как он называется и найдем его на карте нашей республики (Баймак)

-Ребята, а как вы думаете сколько лет нашему родному городу?

Нашему городу Баймаку 75 лет.

Наш город как и любой другой город в нашей стране имеет свой герб.

Давайте рассмотрим его.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб родного города» (разрезные картинки на 6-8-10 частей).

А теперь посмотрим на наш современный город и попробуем узнать его районы и улицы на фотографиях. 

(Слайды современного города).

Наш город красивый, богатый своими традициями и людьми.

Люди, которые живут в нашем городе, работают на заводах, в больницах, магазинах.

В конце проводится итог и в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным медом.

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам