Уроки ОПК

Нормативная база Программа повышения квалификации Методические материалы Выбор модуля ОПК курса ОРКСЭ Сборники отдела Уроки ОПК Положения о конкурсах и рекомендации Методическая копилка Интернет-ресурсы Дополнительная литература Детские конференции

А.В. Кураев «Основы православной культуры» Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов

Методические материалы Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»)

Материалы ко всем урокам ОПК (№ 1-29, 4 класс, презентации, задания, рабочие тетради) по учебнику протодиакона Андрея Кураева (35,5 Мв).

Сообщество преподавателей курса ОПК (поурочные разработки) Много притч!

Урок №1 Россия – наша Родина

Урок от Праволимпа

Конспект и презентация к уроку

Презентация

Урок № 2 Культура и религия

Урок от Праволимпа

Конспект урока

Презентация

Урок № 3 Человек и Бог в православии

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок № 4 Православная молитва

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий. О молитве

Мф «Отче наш»

Урок № 5 Библия и Евангелие

Урок от Праволимпа

Закон Божий. Священное писание. Библия

Презентация по МХК 

Презентация и текстовое сопровождение

Разработки уроков

Урок № 6 Проповедь Христа

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий:

  1. Нагорная проповедь
  2. Нагорная проповедь
  3. Нагорная проповедь

Урок № 7 Христос и Его крест

Урок от Праволимпа

Презентация

Что изображено на Голгофском Кресте

Урок № 8 Пасха

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок о посте. Журнал «Покров» с. 26

Урок № 9 Православное учение о человеке

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок № 10 Совесть и раскаяние

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок из журнала «Покров» с.22

Урок № 11 Заповеди

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий. О заповедях.

Урок № 12 Милосердие и сострадание

Урок от Праволимпа

Презентация

Евангельские сюжеты о милосердии в изобразительном искусстве

Урок из журнала «Покров» с. 24

Урок № 13 Золотое правило этики

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок из журнала «Покров». с.13

Урок № 14 Храм

Урок от Праволимпа

Презентация

Устройство православного храма

Урок № 15 Икона

Урок от Праволимпа

Презентация 

Урок № 16 Творческие работы учащихся

Урок от Праволимпа

С сайта Интевики

Урок № 17 Подведение итогов

Урок от Праволимпа

Урок 18 Как христианство пришло на Русь

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 19 Подвиг

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 20 Заповеди блаженств

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок из журнала «Покров» с. 22

Урок 21 Зачем творить добро?

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 22 Чудо в жизни христианина

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 23 Православие о Божием суде

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 24 Таинство Причастия

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 25 Монастырь

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 26 Отношение христианина к природе

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 27 Христианская семья

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 28 Защина Отечества

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок 29 Христианин в труде

Урок от Праволимпа

Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Урок от Праволимпа

Урок 31 Итоговый

Урок от Праволимпа

uralprosvet.ru

Конспект урока ОРКСЭ. (ОПК) Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры» Тема урока: Подвиг.

ГБОУ «Школа № 979»

Тимтишина С.А.

Конспект урока ОРКСЭ. (ОПК)

Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры»

Тема урока: Подвиг.

Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

Задачи:

1) формировать у учащихся представления о значении подвига и раскрыть взаимосвязь слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

2) выяснить , в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании.

3) поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, тетради,карточки, словари.

Ход урока.

1.Орг. момент

2. Мотивация к учебной деятельности

— Ребята, у вас на парте есть карточки с заданием:

На карточке записаны слова: пoдвиг, жаднoсть, кoрысть, жертва, щедрoсть, пoдвижник, эгoизм. (слайд 2)

-Ребята, подчеркните слова, которые, по- вашему, обозначают важнейшие нравственные понятия. Обсудите с соседом свою работу.

3. Актуализация знаний

Среди записанных слов, есть те слова, которые определят, о чём пойдёт речь на уроке. Это «подвиг», « жертва» и «подвижник.»!

Тема нашего урока «Подвиг»

— А что такое «подвиг»? .

-А теперь запишите на листе слова, которые, по-вашему мнению, имеют отношение к слову «подвиг».

Дети записывают слова. После обсуждения учитель выписывает слова, подобранные детьми, на доску ( Например: Родина, герой, смелость и т.д.).

Исследовательская работа.

Давайте рассмотрим, как слово подвиг трактуется в разных словарях. ( дети ищут и зачитывают определения из словарей Ожегова, Ушакова, Кузнецова, Словарь Православной церковной культуры» Г.Н. Скляревской)(Слайд )3

По мере работы со словарями дети находят и записывают синонимы к слову «Подвиг»: поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.(Слайд 4)

— Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову «подвиг»? (двигаться, движение и т.д.).

-Можем ли мы сказать, что подвиг- это движение.

-А какое это движение?

-Куда может двигаться человек, совершающий подвиг?

— Можем ли мы назвать любое движение подвигом?

-Ребята, а можете ли вы объяснить значение слов «жертва», «подвижник»?

4.Знакомство с новым материалом.

-А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 62.

(Чтение.)

При чтении обратите внимание на отношение между подвигом и эгоизмом.

Обсуждение прочитанного.

-Выберите наиболее подходящее определение понятию «эгоизм».(любовь к себе, себялюбие)

-Что противоположно эгоизму?

(Любовь.)

-Как можно назвать шаг от эгоизма к любви?

(Подвиг).

-Подвиг – это движение в сторону чего?(к добру)

-Ради кого могут совершаться подвиги? (Слайд 5)

(Ради самого себя. Ради другого человека. Ради Бога.)

-Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг».

-Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

-На стр.63 прочитаем притчу о подвижнике.

-Кто такой, «подвижник»? (Слайд 6)

-Можно ли сказать, что Акакий совершил подвиг? Почему?

На стр. 63прочитаем рубрику «это интересно». Можете ли вы сказать , что Наталья совершила подвиг?

— Давйте сравним как мы определяли, что такое «Подвиг» в начале урока и конце.

— Изменилось ли наше восприятие или осталось прежним? Если изменилось, то как?

Ребята, как вы думаете, совершаются ли подвиги в мирное время?

(дети приводят примеры).

Учитель рассказывает «Притчу о жертве ребёнка»(Слайд 7,8)

Многие бы из нас поступили бы так же? Нет.

А вот маленький ребёнок смог это сделать! Нам есть чему у него поучиться.

Вывод:

Человек ставит перед собой цель. Стать хорошим спортсменом, победить в олимпиаде, научиться хорошо играть на скрипке. Для достижения этой цели он отказывается от того, что может помешать ему. Это подвиг ради себя

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду.

Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.

Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.

Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.

Жертва Богу, приносимая христианином – это постоянная память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идет путем подвижничества.

Начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Займемся христианским подвигом.

Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва.

Жертва – то, что по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

5.Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке?

Какие новые определения и понятия нам встретились?

М. Горький в своей книге говорил: (слайд 9)

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

6.Д/з .учебник стр. 63 вопрос 3

multiurok.ru

Уроки, презентации по основам православной культуры

Уроки, презентации для уроков Основ Православной культуры.

Презентация Интерактивная карта “Монастыри горы Афон”

презентация скачать (8,8 мб)

Урок “Святой заступник Руси — Сергий Радонежский”

презентация скачать (22 мб)

Архив скачать

 

Урок “Истинная красота”

 

 

 

 

 

скачать (архив, 17 мб)

 

Урок “Православие о Божьем суде”

скачать ( архив, 16,3 мб)

 

Презентация “Святые места Кубани”

Скачать (архив, 56,7 мб)

 

 Урок “Совесть и раскаяние”

 

 Скачать (архив, 11,4 мб)

 

Презентация для интерактивной доски “Православная молитва”

Скачать (.notebook, 6,3 мб)  Презентация для интерактивной доски с программным обеспечением Smart.

 

Борьба с иконами

 

 

 

 

 

 

Скачать (презентация, 2 мб)

 

Иконография

 

 

 

 

 

скачать (презентация, 2 мб)

 

Святой праведный воин Феодор Ушаков

 

 

 

 

 

скачать (презентация, 4 мб)

 

Крещение Иисуса Христа

 

 

 

 

 

скачать (презентация, 378 кб)

 

Добро и зло

 

 

 

 

 

скачать (презентация, 3 мб)

 

Посещение русских земель апостолом Андреем Первозванным 

 

 

 

 

 

скачать (презентация, 3 мб)

Монастыри Кубани

 

 

 

 

 

скачать (презентация, 13 мб)

 

Поклонение волхвов младенцу Христу

 

 

 

 

 

скачать  (презентация, 4 мб)

 

Рождество Христово

 

 

 

 

 

скачать  (презентация, 4 мб)

 

 

Святой источник “Святая Ручка”

 

 

 

 

 

скачать  (презентация, 6 мб)

 

 

Картины художника Павла Рыженко

 

 

 

 

 

Скачать  (презентация, 11 мб)

 

 

Урок основ православной культуры
«Экскурсия к Святому источнику Преподобного Феодосия Кавказского»

скачать

 

Пасха Ветхозаветная

скачать  (презентация, 8 мб)

 

Гибель Содома и Гоморры

скачать  (презентация, 2 мб)

 

Умеют ли говорить иконы

скачать  (презентация, 2 мб)

 

Виды и названия колоколов

скачать   (презентация, 6 мб)

opk-ych.ru

Конспект урока по Основам православной культуры по теме «Пасха» 4 класс, учебник А.Кураева.

1.Шмакова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г.Навашино.

2.Модуль «Основы православной культуры».

3.Тема урока «Пасха», в тематическом планировании урок № 8. 4.Цель урока:

— сформировать представление о понятии «Пасха»; сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья; пасхальными традициями, обычаями;

Развивающая: помочь детям осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха», дать эмоционально- полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси.

Воспитывающая: воспитать уважение и интерес у школьников к православной культуре; приобщать детей к христианской культуре посредством музыки, литературы, предметов искусства.

5. Предварительная подготовка к уроку проводилась дифференцированно; учащиеся выполняли домашнее задание совместно с родителями.

Класс поделен на 3 группы.

1группа: нарисовать рисунки по теме «Вербное Воскресенье, «Пасха»; 2 группа: выполнить электронные презентации на тему «Пасхальные дары»; 3 группа: подготовить выразительное чтение стихотворений на тему «Пасха православная».

6.Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор. Дидактический материал: карточки: задания из православной тетради; рефлексия, синквейн; Музыкальный ряд: сборник в формате МР-3, изд. Русская православная церковь 2007 г. «Пасхальный гимн», «Колокольный звон». Зрительный ряд:  электронные презентации на темы «Урок по теме «Пасха», «Возрождение Христа», «Освещение пасхальных даров», «Выставка рисунков учащихся».

7.План урока с хронометражем.

этапа

Название этапа урока

Дозировка

1

 Организационный момент.

2 мин

2

Сообщение темы и цели урока.

2 мин

3

3.Работа над новым материалом.

1) Вводная беседа о православных праздниках.

2). Работа с электронной презентацией

№ 1. Работа с понятиями.

3). Работа с электронной презентацией

№ 2. «Воскресение Христа»

4).Самостоятельная работа учащихся в православной тетради.

5).Работа с учебником. Прослушивание Пасхального гимна.

15 мин

4

Физкультминутка.

2 мин

5

Проверка домашнего задания.

10 мин

6

Составление синквейна (дифференцированная работа).

5 мин

7

Рефлексия.

4 мин

8

Инструктаж домашнего задания.

3 мин

9

Итог урока.

2 мин

8.Ход урока.

I.  Организационный момент.

(Звучит музыка «Колокольный звон», на фоне музыки учитель приветствует учащихся))

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок,

А название урока — Основы православной культуры.

Урок наступает — Торжество нас ожидает.

Учитель: Ребята, о чем возвещает звон колокола? (Дети: Колокол звонит, когда начинается служба в церкви и завершается Богослужение; когда проходит ночное праздничное Богослужение. Звон колокола знаменует наступление праздника).

Учитель: Колокольный звон, который мы слышим сейчас, говорит нам о начале урока и будет звучать в завершении нашего урока.

2.Сообщение темы и цели урока. (Презентация № 1)

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами вспомним русские народные традиции. Познакомимся с историей празднования Светлого Христова Воскресения, пасхальными обычаями, традициями; данный урок поможет вам приобщиться к христианской культуре.

3.Работа над новым материалом.

1) Вводная беседа о православных праздниках.

Учитель: Пасха — международный праздник верующих в Бога. И, пожалуй, нет человека, даже среди людей далеких от церкви, кого бы не затронул, не захватил своим торжеством и красотой любимый народом праздник.

Пасха – это праздник какого времени года? (Дети: Праздник Пасхи отмечаем весной). Учитель: А как называется праздник, который предшествует Светлому Христову Воскресению и что является символом этого праздника? (Дети: Праздник – Вербное Воскресенье. Символ этого праздника — верба). Учитель: Согласно преданию, именно в этот день, сын Божий Иисус Христос вошел в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали своего долгожданного гостя веточками пальмы. К сожалению, у нас это дерево не растёт, но его прекрасно заменила верба – именно её освящают церкви в Вербное Воскресенье. В давние времена священные ветки хранились за иконами целый год – они были символом сохранения здоровья хозяев и оберегом дома.

Ученик читает стихотворение о вербе. Весна еще не сшила,
Лесам, лугам рубашки,
Лишь верба распустила
Кудрявые барашки
Верба ветки дарит нам —
 
Отнесем их в Божий храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.

2). Работа с электронной презентацией № 1.

Работа с понятиями:

Пасха. Великий пост. Молитва. Спаситель. Воскресение.

Учитель: Слово Пасха — в переводе с греческого,  означает «прихождение, избавление». Пасха — подвижный праздник. То есть, у него нет определенной  даты, поэтому число и месяц, на которые он приходится, меняется каждый год. В этом году праздник Пасхи мы будем отмечать 5 мая.

Учитель: А, что вы знаете о подготовке к празднику? 

(Дети: К празднику готовятся заранее  семинедельным постом-временем покаяния и духовного очищения. В эти семь недель до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. В  дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и добрым делам).

Учитель: А что такое молитва? (Дети: Молитва – это разговор человека с Богом; обращение к Богу за помощью когда болеют близкие люди, во время экзаменов, в путешествиях).

Учитель: Ребята, какие молитвы вы знаете?

(Дети: «Отче наш», «Богородица Дево, радуйся», «Молитва оптинских старцев»)

3). Работа с электронной презентацией № 2. «Воскресение Христа»

4).Самостоятельная работа учащихся в православной тетради.

Учитель: Пользуясь текстом учебника на с.28-29, дополни текст.

Имя Иисус значит ___________.

Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако после распятия он ____________.

Воскресение — ___________________.

В честь этого особенно торжественно отмечается ___________.

Учитель: Люди стоят в храмах на ночном Богослужении со свечами в руках, и свечи пасхальные красного цвета, как вы думаете, почему красного цвета?

(Дети: красный или пурпурный цвет свечи символизирует жертвенную кровь Христа)  Учитель: Верующие совершают крестный ход вокруг храмов и поют Пасхальный гимн.

5).Работа с учебником – с.30 прочитать текст Пасхального гимна.

Прослушивание Пасхального гимна. Учитель: Ребята, а кто из вас был на Пасхальной службе? (Ученики, посещающие Воскресную школу при Крестовоздвиженском Храме

с.Б-Окулов, присутствовали на Пасхальной службе. (Дети: мы были на Пасхальной службе, проходили со свечой вокруг Храма, слушали Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Стоять было трудно, но в конце службы почувствовали в душе радость и благодать).

4.Физкультминутка.

Мы дружно трудились, немножко устали,

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимаем и очень легко

Всей грудью вдохнём глубоко.

5.Проверка домашнего задания (групповая деятельность учащихся)

1)Ученики читают стихи о Пасхе  (задача: передать празднично-весеннее настроение, на фоне колокольного звона дети читают стихи).

1.Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ спешит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

2. С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из окон,

и зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

3.Вот просыпается земля,

И одевается поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

4.В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И, в небе синем исчезая,

Песнь Воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

 И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес!

5.Проснитесь горы, долы, реки.

Хвалите Господа с небес.

Побеждена им смерть вовеки,

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник ландыш серебристый,

Фиалка — зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, чья заповедь — любовь».

                                                  Е. Горчакова

2)Просмотр Презентации «Пасхальные дары».

3).Выставка рисунков. Учитель: К нашему уроку группа учащихся подготовили выставку рисунков на тему «Вербное воскресенье» и «Пасха».

-Дети обосновывают выбор сюжетов своих рисунков

(«Семья за праздничным столом»; «Цыпленок вылупился из яйца – символ жизни на земле»; «Вкусные куличи на нашем столе»; «Пасха наступила»;

«В ожидании праздника»)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему такие яркие краски использовались в работах?

(Дети: желтый цвет — символизирует тепло, радость, солнце; зеленый – символизирует жизнь, пробуждение природы ото сна; голубой – чистота, свежесть, небо)

6.Составление синквейна (дифференцированная работа).

Задание по группам. Составить синквейн по теме урока.

Подарок

Красивый, пасхальный.

Дарить, желать, получать.

Я готовил подарки.

Пасха.

Яйцо.

Крашеное, вареное.

Нести, освящать, меняться.

Мы готовились к празднику.

Дождались.

7. Инструктаж домашнего задания.

  1. Написать сочинение на тему «Традиции нашей семьи. Отмечаем Пасху».

  2. Расспросить бабушек и мам о секретах окрашивания пасхальных яиц; приготовления пасхи и кулича. Записать рецепты.

8.Рефлексия

Учащиеся заполняют карточку «Рефлексия».

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

(Примерный ответ ученицы:

На уроке я работала активно; своей работой довольна, время на уроке пролетело незаметно, за урок я узнала много интересного о праздновании Пасхи, мое настроение – отличное, материал урока был интересным и понятным).

9. Подведение итогов урока.

Учитель.

Дорогие ребята, сегодня на уроке вы узнали о празднование Светлого Христова Воскресения; пасхальных традициях, обычаях. Я выражаю благодарность вам и родителям за подготовку к уроку основы православной культуры.

Желаю успехов в изучении этого предмета! (Вывод на экране презентации № 1)

Звучит колокольный звон – ознаменует окончание урока.

9. Литература.

1.Андрианова Е.А. Детская библия, изд., Феникс-Премьер, 2010.

2.Дзюба П.П. Пасха красная, изд., Феникс-Премьер, 2004.

3.Кураев А.В. Основы православной культуры, М.; Просвещение, 2012. 4.Количенко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008.

5.Наперстникова С.Э. Основы православной культуры и этики. М.; Просвещение, 2012.

6. Методическое обеспечение экспериментальных уроков для 4-5 классов к учебнику А.Кураева, 2012.

7.Панкеев И. Пасха. Рождество. Масленица, изд., АСТ, 2012.

Использование ЭОР.

1.Духанин В. Начало познания духовного мира, сборник в формате МР-3, изд. Русская православная церковь 2007. «Пасхальный гимн», «Колокольный звон».

infourok.ru

Конспект открытого урока по ОПК на тему «Культура и религия»

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

по предмету «Основы православной культуры»

в 4г классе

на тему: «Культура и религия»

Учитель: Журавлёва Ольга Викторовна

Тема урока : Культура и религия

Цели урока:

  1. Дать понятие культуры и религии.

  2. Учить детей уважительному отношению к людям разных культур и вероисповеданий.

Задачи:

Обучающие: узнать, чем связаны культура и религия; формировать у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2010.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, наглядный материал в виде картинок, выставка книг, презентация.

Основные термины и понятия: Христианство. Православие. Культура. Религия.

«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»

Э. Эррио

  1. Орг. момент

Ученица читает стихотворение.

Стихотворение З. Александровой «Родина»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  1. Повторение пройденного материала.

— С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»?

Ученица читает под музыку (чтение сопровождается сменой слайдов)

Родина- это то место и та среда, в которой мы рождаемся и воспитываемся. С рождения мы слышим родную речь…видим окружающий мир, подрастая, знакомимся с городом или селением, в котором живём, с людьми, живущими рядом, со святынями родной земли, с книгами.

Мы узнаём о традициях и ценностях нашей Родины: сначала в семье, потом на улице , в школе. Так мы попадаем в мир, который называется культура нашей Родины России.

  1. Объяснение нового материала. Проблемная ситуация.

На доске цитаты.

-Обратите внимание на цитаты. Как вы их понимаете? Попробуйте предположить, какова будет тема нашего урока?

В жизни мы часто слышим слово культура, и такие понятия как:

— высокий уровень культуры

— низкий уровень культуры

— культурный человек

— некультурный человек

— культурность

— бескультурие.

Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура.

— Объясните, как вы понимаете, что такое культура?

Культура – это всё, что создано человеком.

Дикая природа – это естественный мир. Этот мир существует помимо человека. Его сотворил Бог.

Человек создаёт свой искусственный мир. Мир человека – это мир культуры. Бог сотворил мир и человека. Человек создаёт отображение Божьего мира – культуру.

Великий русский писатель М.М.Пришвин говорил:

« Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется!»

— Посмотрите на слайды. Это природа или культура? Приведите свои примеры.

Культура в латинском языке означает « возделывать».

« И взял Господь человека , которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие, глава 2, стих 15)

Культура, как сохранение окружающего мира и забота о нём, является богозаповедным деланием человека.

В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвящение».

Культура поведения – это навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.

Культура речи – это умение правильно говорить.

Правовая культура – это знание человеком законов и умение ими пользоваться.

Культура – « возделывание», «воспитание», «развитие».

Цель и задачи культуры – дать человеку представление о Боге и о Божьем мире. Посредством культуры, через мир культурных достижений и ценностей , мы познаём мир. Культура охватывает все области человеческой жизни.

Естественные дисциплины (физика, химия,биология,астрономия) раскрывают людям видение человека и мира, которое возросло из Евангелия. Культура передаётся из поколения к поколению через традиции.

Традиции – это важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия.

Культурные традиции придают особенность каждого из народов. Обращаться с традициями нужно бережно и умно.

— Как вы это понимаете?

— У вас было домашнее задание – приготовить сообщения о традициях своей семьи. (Доклады детей).

— Что же предают нам традиции? (Ценности)

Ценность – это общепризнанная норма, которая задаёт образцы поведения и оказывает влияние на выбор поступков.

Культура — это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории. Основной культурной ценностью является сам человек.

— Как вы это понимаете?

— Как формируется культура?

Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги. Всё это остаётся в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения. Кирпичи перед строительством сортируют.

— Как вы думаете зачем?

В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству!

— Посмотрите на символы добра и зла. Кого они вам напоминают?

Часто в нашей современной жизни встречается реклама. Нужна ли она? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.

Например, рекламу сигарет готовят профессиональные художники, она красива и завлекательна.

— Можно ли рекламу сигарет отнести к культуре?

Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. (Написанное от души поздравление или нацарапанное на парте плохое слово)

Всё созданное человеком можно также сравнить с огромным складом. И как со склада мы берём только то, что нам необходимо, так и из всего созданного народ выбирает только то, что полезно ему для жизни. Вот это отобранное многими поколениями из сделанного человеком и составляет культуру.

Культуру можно представить себе и как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён.

Культура – это не только область художества и эстетики. Культура обнимает всю нашу жизнь и помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное.

4. Первичное закрепление.

— Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей родины. Уберите то, что вам не нравится, нажимая на слова.

— Но как вы распознали, где добро, а где зло?( с помощью нравственных понятий)

5. Знакомство с понятием «религия».

Нравственные понятия содержаться в нравственном законе. Этот закон дал людям Бог. Нравственный закон сохраняется и передаётся религией.

— Как вы думаете, что такое религия?

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир.

Религия – вера в Бога не является культурой. Веру закладывает в наше сердце сам Бог. Но религиозные традиции, которые создаёт человек, чтобы встретиться с Богом становятся частью культуры. Религиозные традиции часто принято называть просто религиями.

Культура создаёт мосты между людьми, между душами. Религия создаёт мост между Богом и человеком. Религиозные традиции и обряды учат нас, как встретиться с Богом.

Человек в своей жизни 2 опоры: религию и культуру, веру и знания. Культура и религия – не случайные и внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества.

Культура имеет религиозные основы. Религиозных традиций за всю историю человечества было создано достаточно много.

— Какие религиозные традиции в нашей стране вам известны?

— Как вы думаете, чем отличаются между собой разные религии?

Религии отличаются своим пониманием человека, мира и Бога. И на основе этого понимания каждая религия устанавливает свои особые отношения к человеку и к внешним невидимым силам: к Богу, ангелам, духам…

— Объяснение учащимися понятий «культура» и «религия».

— Что человек вкладывает в культуру?

— Какие мысли несет религия?

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Большинство граждан нашей страны называют себя православными.

— Что же такое православие?

— Как вы думаете, какой смысл заключается в этом слове?

Православие – это неотъемлемая часть истории и культуры России.

Человек создаёт культуру. А культ, в свою очередь, формирует человека.

— Подумайте, как культура может влиять на нашу жизнь? (далее слайды)

— Давайте попробуем разобраться, усвоили ли вы понятия «Родина», «культура», «религия».

6. Работа в группах.

Задание: из данной группы выбрать только те слова, которые подойдут к данному вам понятию. Дополнить своими примерами.

1 группа – Родина

2 группа — культура

3 группа- религия

Мама, дом, гимн, любовь, берёза, спасибо, уступить, вежливость, икона, картина, молитва, крест, аккуратность, священник, пасха, церковь, порядочность, ангел, сад, книга, библия, улица, школа.

7. Итог урока

– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать для себя в первую очередь?

8. Домашнее задание.

Учебник с.7 (вопросы и задание)

Использованная литература:

  1. Богословские труды.  Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

  2. Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

  3. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

  4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

  5. Основы православной культуры. Методические рекомендации  — М: «Новое время». 2010

  6. Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

infourok.ru

Конспект урока ОПК «Заповеди»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская основная общеобразовательная школа»

Торбеевского муниципального района

Республики Мордовия

Номинация «Лучший урок по Основам православной культуры

дляобщеобразовательных организаций»

Тема: «Заповеди» урок № 11

Подготовила: Глухова Валентина Павловна,

учитель русского языка и литературы, ОРКСЭ,

1 квалификационной категории

МБОУ «Торбеевская ООШ»

Торбеево 2016г.

Цель: Знакомство с Библейскими Заповедями,осмысление моральных норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре. Слайд № 2

Задачи:

Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.

Развивающая: понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека. Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире. Прививать добрые человеческие качества: любовь к ближнему, сочувствие, милосердие, уважение. Слайд №3

Универсальные учебные действия. Слайд №4

Виды деятельности:беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:заповедь, различение добра и зла.

Оборудование: экран, компьютер, листочки с Заповедями на столах и правилами добра,дидактический материл (кроссворд, таблица «Любите друг друга», интеллектуальная карта).

Предварительная подготовка к уроку учащихся и родителей: совместный проект учащихся и родителей « Моя семья. Семейные заповеди»; чтение рассказа Н.Носова «Огурцы; рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик».

Подготовительная работа: электронная презентация, музыкальные аудиозаписи «Дорога добра» М.Миникова, Ю.Энтина; «Что такое доброта?», короткометражный фильм-притча «Что это?Воробей» , мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке».

План урока с хронометражем

I. Организационный момент — 1мин.

II. Актуализация знаний — 1,5 мин.

III. Словарная работа — 2,5 мин.

IV. Изучение нового материала -15мин.

1. Исследовательская работа с текстом

2. Просмотр короткометражного фильма «Что это? Воробей».

V. Физкультминутка — 1 мин.

VI. Закрепление 15 мин.

1.Притча о добром Самарянине.

2.Мини – сценка «Сереженька».

3.Обсуждение прочитанных произведений Н.Носова «Огурцы», В.Катаева «Цветик – семицветики».

VII. Самостоятельная работа — 5 мин.

VIII. Итог урока — 1,5 мин.

IX. Домашнее задание — 1 мин.

X. Рефлексия — 1,5 мин.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель:Землю обогнули тоненькие нити,

 Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек. (М. Пляцковский)

Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе…»(Ребята говорят пожелания друг другу.)

II. 1. Актуализация знаний.

Учитель: Многие из вас, ребята, пожелали друг другу любви, добра. А вспомните, пожалуйста, что такое добро? Ответы учеников.

Учитель: В христианском понимании добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. А что указывает нам на наши грехи, ошибки? (Совесть).

Учитель:У некоторых людей совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо. Многие ученые в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок. И для вас, учащихся школы, тоже существуют правила.Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)

Учитель: Ребята, кто из вас может рассказать, какие заповеди, традиции существуют в вашей семье, которые помогают создавать хорошие взаимоотношения? (Дети рассказывают о семейных заповедях. Совместные проекты родителей и детей прилагаются).

Учитель: Человек многое познал, но еще большего не знает. Мир сложен и многогранен. В нем существует гораздо больше того, что могут увидеть, услышать, почувствовать и понять люди. Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать определенные “правила”. И эти “правила” давным-давно человечеству даны. Где? (В Библии).

— Да, действительно, в качестве библейских заповедей, Заповедей, которые Творец дал пророку Моисею на горе Синай.

2. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

Учитель:Ребята, понятно ли вам значение слова «заповеди»? Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?(о заповедях).

Учитель: Тема нашего урока: «Заповеди ». Какую цель вы поставите для себя на уроке? (ответы детей).

Учитель: Цель урока: Знакомство с Библейскими Заповедями, осмысление моральных норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

III. Словарная работа. Слайд №4

(Работа учащихся с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова).

IV. Изучение нового материала. Слайд №5

Учитель: Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей с еврейским народом шли по пустыне. Остановились они у горы Синай. Густое облако покрывало вершину горы Синай, сверкали молнии, гремел гром. Моисей взошел на гору и предстал перед Богом. И пробыл там Моисей сорок дней, и дал ему Господь написанные на скрижалях (каменных плитках) 10 заповедей. Когда сходил Моисей, две скрижали были у него в руках. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.10 заповедей размещены на двух скрижалях, потому что в них содержатся два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные шесть заповедей касаются отношений людей друг к другу. Прочитаем первые четыре заповеди. Слайд №6

Согласно евангельскому свидетельству, Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; эта есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя; на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”.(Еванг.От Матф. 22, 37-40).

1.Исследовательская работа с текстом.

Учитель: Заповеди Библии ведут людей по дороге добра, поэтому они имеют огромное значение для всего человечества.

Слайд №7 Заповедь пятая: Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

Учитель: Прочитайте материал учебника на странице 40. Что сказано об этой заповеди.(Ученики читают).

Учитель:Ребята, что такое почитание?Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? (Почитание – это уважение , любовь , поддержка. Родители подарили нам жизнь, любят нас).

Учитель: Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

Просмотр и обсуждение краткометражного фильма «Что это? Воробей» (Диск)

Учитель: Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: любить их, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать их в трудах, заботиться о них в нужде, а особенно во время их болезни и старости. По этой же заповеди нужно почитать и родственников, и учителей, и взрослых, относиться ко всем с любовью, добром.

Слайд №8. Заповедь шестая: Не убивай.

Учитель: Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о шестой заповеди. Что нового узнали?

Учитель: Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? (Злобой, жестокими, несправедливыми словами.)

Учитель:Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, и у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишить самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. По этой заповеди нельзя издеваться надживотными.

Слайд №9 Заповедь седьмая: Не прелюбодействуй.

Учитель: Что сказано в учебнике об этой заповеди.( Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою).

Учитель: Данная заповедь учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой. Нельзя переступать через любовь. Не предавать. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

Слайд №10 Заповедь восьмая: Не кради.

Учитель: Прочитаем, что написано об этой заповеди в учебнике?

— Что общего у убийства и воровства? (Человек, который крадет и убивает, расценивают другого человека как помеху).

Учитель: Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до цели. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. Ребята, ничего не берите без спроса ни явно, ни тайно. Не обманывайте при продаже. Не скрывайте найденное.

Слайд №11 Заповедь девятая: Не лги.

Учитель: Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?

( Христиане верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь).

Учитель: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи.Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Поскольку заповедь, запрещающая ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

Слайд №12 Заповедь десятая: Не завидуй.

Учитель: Зависть является величайшим злом для души. Как ржавчина разъедает железо, так и зависть – душу, в которой она живет. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». (Диск)

Учитель: Как изменялся характер старухи в сказке? Раскаялась старуха в своих поступках?

Учитель: Почему нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней? (добрые дела, особенно тому, кому завидуешь).

Учитель: Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Учитель: Итак, ребята, какие заповеди узнали? Перечислите их, пожалуйста. Почему они так важны для людей?

Вывод: Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни, делать выбор между добром и злом.Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе.В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Если все мы будем соблюдать их, тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они — договор Бога с человеком!

V. Физкультминутка. Детская музыкальная группа «Барбарики» песня«Что такое доброта?» Виталий Осошник.

VI. Закрепление.

1. Притча о добром Самарянине. Слайд №13

Учитель: Послушайте притчу о добром Самарянине — жителя Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту небольшую историю рассказал людям Иисус.(Ученики слушают рассказ учителя о добром Самарянине.)

Учитель: Ребята, действительно ли Самарянин добрый?Какие добрые дела совершил Самаритянин?

— Как вы понимаете выражение: «Иди и ты поступай так же»?

— Все ли люди могут поступить так же, как он?

— К чему это может привести человечество?

2.Пример из жизни. Ситуация 1 (мини – сценка)

Отец говорит сыну: — Сереженька, ну, что же ты целый день на диване лежишь да телевизор смотришь? Помог бы маме в доме прибрать!
Сын: — Да отстань ты от меня! Устал я в школе! Буду еще и дома работать?! Оставь меня в покое!
Мать: — Помоги отцу в гараже порядок навести да в магазин сходи.

Сын: — Да что же это такое! Вы оба сговорились что ли! Я им говорю, что в школе устал, а они за свое! Ничего я делать не буду! Не хочу!

Беседа с учащимися:

Учитель: О какой Заповеди Божией забыл мальчик? («Почитай отца своего и матерь свою»). Что неверно сделал Сережа?

— Какими качествами он обладает?
— А как бы вы поступили на его месте?

3. Обсуждение прочитанных произведений / чтение вслух.Слайд №14

— В каких прочитанных нами произведениях авторы затрагивают эту проблему? (Обсуждение прочитанных рассказов в группах, выявление главной темы произведений и нравственных смыслов).

Ситуация 2

Анализ рассказа Н.Носова « Огурцы»и беседа с учащимися.

Учитель:О чём говорится в рассказе Н.Носова « Огурцы»?
— Какой Заповеди не придерживались мальчики? («Не укради»)

— Как отнеслась к поступку сына мать? Что вы можете сказать об отношении матери к сыну? А как себя повели бы вы, если бы ваш друг предложил что-то взять без спроса.

Ситуация 3: Слайд №15

Беседа по прочитанному рассказу В.Катаева «Цветик – семицветик»

Учитель: Ты лети, лети, лепесток… Узнали откуда строчки? А кто главная героиня?(девочка Женя)

— Вспомните, на какие желания израсходовала Женя лепестки цветика — семицветика? Принесли ли они ей радость и счастье? Почему?

— А последний лепесток? (Женя проявила милосердие к больному мальчику. Какую Заповедь она исполнила – любовь к ближнему!)

Учитель:Дети, постарайтесь каждый вечер задумываться над тем, правильно ли ты себя сегодня вел, не нарушал ли Заповедей Божьих. Если нарушал, постарайся исправить.Украл? – Верни. Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари. Сказал злое слово? – Попроси прощения. И благо тебе будет!

4. Правила доброго человека.

Учитель: Назовите как можно больше добрых человеческих качеств, которыми должен обладать человек, идущий дорогою добра.

(Милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, благодарность, уважение, бесстрашие, скромность…)

— Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя которые, мы могли бы победить зло и стать лучше?

— Предлагайте свои идеи, а потом сравним их с моими.Слайд № 16

VII. Самостоятельная работа

1группа (Заполнение таблицы « Любите друг друга»)

2 группа (Отгадывание кроссворда).Слайд№17

3 группа (Составление интеллектуальной карты по теме Заповеди) Слайд18

VII. Итог урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, от чего же и от кого зависит наличие зла в жизни? (От людей)

— Как вы думаете, в чем заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?

— Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких: да, мы идем дорогою добра?( Стараться жить по заповедям)

Учитель: По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Песня «Дорога добра» М. Миникова

VIII. Домашнее задание. Слайд №19

Учитель: Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего занятия (конверты с домашним заданием).

1.Нарисовать рисунок по теме “Дорогою добра”.

2.Написать сочинение – рассуждение по теме “Дорогою добра”.

3.Нарисовать цветик – семицветик, вырезать, написать в центре – дорога добра, а на лепестках – какие могут быть пути дороги.

4.Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

IX. Рефлексия.

— Хотите ли вы продолжить разговор о заповедях, о доброте?

— Над чем заставил задуматься этот урок?

— Какие выводы вы для себя сделали?

Учитель: Спасибо всем за урок. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из вас, только развивается и разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. Нужно совершать добрые дела и так по крупицам собирать доброту в своем сердце.

Литература:

1. А. В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011.

2.В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г.

3. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Методический комплект для учителя.М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2007.

4. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. М., 2009;

5. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 2010 г  

6. Материалы интернета: https://www.youtube.com/watch?v=UnI6WNMzfdw

 http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-polnyj-tekst-uchebnika/#ixzz3WMR1nZzH

infourok.ru

Конспект урока по курсу «Основы православной культуры» в 4 классе

Кузнецова Галина Николаевна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №12

Конспект урока по курсу «Основы православной культуры» в 4 классе

Технологическая карта

Тема урока: Сын человеческий

Класс: 4

Тип урока: урок первичного изучения новых знаний

Вид урока : комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии).

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, закрепление умения слушать, принимать участие в беседе и обсуждении услышанного.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: открытие новых знаний; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: рассказ, интерактивная беседа, художественная деятельность- интеграция с технологией

Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах.

Цель урока: формировать у детей образ благочестивой христианской жизни на примере Иисуса Христа

Задачи:

познакомить с тайной Бога-Троицы;

познакомить с историей возникновения православного праздника «Богоявления»;

— продолжить формирование понимания символического языка иконы;

-обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения;

— прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;

-воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;

— формировать знания об обрядах, традициях, стихах;

— воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям;

— воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру;

Оборудование: мультимедийная презентация (Microsoft Office Power Point 2010)

компьютер, интерактивная доска, учебник «Основы православной культуры»

Основные понятия: Святая Троица, «Богоявление», Иоанн Креститель.

Результативность урока определяется по рефлексии.

Деятельность учителя:

содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся:

1. Организационный этап.

Психологическая установка на урок

— Улыбнёмся друг другу глазами. Взгляд наш чистый и добрый. Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

-Добрый день ( звон колокольчика)

Этот звон снова призывает нас к началу совместной работы.

Включаются в деловой ритм урока.

2. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы перенесемся на более чем 2000 лет назад. Именно тогда родился мальчик, которого теперь знает весь православный мир.

— Как Вы думаете, люди говорили тогда те же слова, что и сейчас?

— Да, они использовали другие слова. Давайте уточним некоторые слова, чтобы понимать рассказы о том времени.

— Посмотрите на доску и ответьте, что же они означают:

«Вертеп» — т.е. пещера, которая использовалась для загона скота;

«Ясли» — решётчатый ящик, в который клали корм для скота;

«Иисус» — Спаситель ;

«Христос» — с греческого «Помазанник».

Молодцы.

-Что зажглось на небе в день Рождества Христова?  (звезда)

-Что принесли Спасителю в день Его Рождения? (золото, ладан, смирну)

-Какое дерево наряжают под Рождество? (елку)

-Кто первым пришел поклониться Младенцу Иисусу? (пастухи)

— Как называется город, в котором родился Спаситель? (Вифлеем)

Я вижу, что мы можем отправляться дальше за новыми открытиями

Вспоминают и обобщают знания, полученные на предыдущих уроках

3. Определение темы урока. Постановка цели и задач.

— Тему нашего занятия вы определите сами.

Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком.

« Ко Горе Святой, ко граду Божию
Различных множество дорог:
 Но всех начало у подножья
Креста, на Коем распят Бог!» (Н.Гурьянов)

Кто понял, о ком пойдет речь? ( о Иисусе, Спасителе, Богочеловеке)

Слайд 1.

Молодцы. Наш урок так и назовем:

«Сын человеческий…».

Мы познакомимся с тайной Бога-Троицы, с православным праздником «Богоявления», продолжим учиться понимать символический язык икон.

Высказывают свои предположения и обосновывают их.

Определяют тему урока.

4.Открытие новых знаний.

Как же случилось, что Бог создал Иисуса?

— Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.

Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.

Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.

Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть).

Веру в Иисуса Христа нельзя отделить от веры в Бога-Троицу.

Бог Един, но является миру в трёх Лицах: Бога Отца, Бога Сына (воплотившегося Господа Иисуса Христа) и Бога Святого Духа.

Эту тайну можно объяснить только образно.

Слайд 2

Святой Кирилл в объяснении тайны Бога-Троицы предлагает такое пояснение.
• Солнце — Бог-Отец , как солнечный круг, без начала и конца отдельно и солнечный круг, и свет, и тепло, но это не три солнца, так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный.

• От солнца идёт свет, от Бога Отца вечно рождается Сын Божий
• От солнца идёт тепло, от Бога Отца исходит Дух Святой
Но никакие сравнения не могут исчерпать эту великую тайну.

Тайна Бога-Троицы раскрывается в земной жизни Иисуса Христа.

Слайд 3

Когда пророк Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан, с Неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой…» — и в виде голубя на Христа опустился Святой Дух.

Это событие вспоминается в Церкви 19 января в праздник Богоявления.

Во Христе душа и тело – святые.

Святость доступна для нас – Таинства Церкви.

Земная жизнь Иисуса Христа – «служение»

Записывают новые слова в православный словарик:

Бога-Троица Богоявление

Работа в группах (4х)

-У вас в конвертах лежат пазлы, из которых надо сложить мозаику. Поможет справиться с работой УСЕРДИЕ, ВНИМАНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ.

Кому нужна помощь?

Кто справился с заданием?

Что вы видите на мозаике? (Богоявление)

Откройте стр. учебника 63. Прочитайте как называется мозаика (Святой Иоанн Предтеча указывает людям на пришедшего в мир Мессию Иисуса)

Молодцы.

Рассматривают мозаику, склеивают пазлы

(интеграция с технологией)

5. Физкультурная минутка

Мы шагаем по дорожке, (шагать)
Не устали наши ножки. (покачать головой)
Позади леса и горы (руки назад)
Впереди — полей просторы (руки вперёд)
Мы за Пастырем идём (всем взяться за руки и шагать)
Знаем, к цели мы дойдём (указать палец вверх).

Выполняют упражнения

Чудеса Христовы

-Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.

Слайд 4

-Ни один момент жизни Христос не живёт для себя. Ради любви к людям, 
утешения и облегчения их страданий Христос совершал чудеса, исцелял потерявших надежду людей, воскрешал умерших.

Чудесное насыщение народа пятью хлебами. 

В одном пустынном месте к Иисусу Христу собралось много народа, и Он учил его. Наступил вечер. Ученики подошли к Иисусу Христу и говорили: «место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в ближние деревни и селения купить себе хлеба». Но Господь ответил ученикам: «вы дайте им есть». Ученики сказали Ему: «у нас здесь только пять хлебов и две рыбы, но что это для такого множества»? Иисус Христос сказал ученикам рассадить народ рядами на траве по сто и по пятидесяти человек, потом Он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. И все ели и насытились, и еще собрали двенадцать коробов оставшихся кусков. Так чудесно насытились около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

Слайд 5.

Спасение Петра

Господь оставил своих учеников одних плыть по Галилейскому морю, а Сам остался на берегу, чтобы помолиться. Ветер дул сильный, бушевали волны, лодка, в которой плыли Апостолы, терпела бедствие. В четвертом часу утра Господь пошел к ним по водам. Для Апостолов пришествие Христово в момент их бедствия и полной беспомощности казалось неестественным и совершенно нереальным. Они испугались Его, как призрака. А Господь сказал им: «Это Я, не бойтесь». И вот Петр на это утверждение присутствия Господа в их беде произнес совершенно непостижимые слова: «Господи, если это Ты, то позволь мне идти к Тебе по водам». «Иди», – ответил Господь, Петр вылез из лодки, вступил в бушующую стихию и пошел ко Христу. В это время ветер усилился, Петр испугался, стал тонуть, и просил, – Спаси меня! И Господь простер к нему Свою руку, вытащил из воды и сказал: «Маловер, зачем же ты усомнился?». А Апостолы, увидев это чудо, поклонились Христу со словами: «Воистину Ты – Божий Сын».

6.Первичное закрепление.

Слайд 6

Расскажите, о какой тайне можно рассказать, глядя на этот рисунок? (О Боге-Троице)

А в каких Лицах является Бог? (Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа).

7.Включение в систему знаний

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Подпишите ответы на вопросы.

1.Кто крестил Иисуса Христа?

_______Иоанн Предтеча__________________________________
2.О каком событие вспоминает Церковь в праздник Богоявления? 

_______явление всех Лиц Бога-Троицы____________________
3. Где проходило крещение   Иисуса Христа?

________________в реке Иордан____________________________

Кто справился с заданием? Кому нужна помощь? Кто поможет?

Работают на карточках.

8. Итог урока. Рефлексия.

— Сегодняшний урок я хочу закончить отрывком из стихотворения монаха Лазаря (Афанасьева)

Спаситель приходит не в буре,

Не в шуме ветров и дождей,

А в тихом дыханье лазури

Над золотом русских полей.

 И чуткое сердце услышит,

Как в этом покое святом

Любовь и бессмертие дышат

И близится встреча с Христом.

А сейчас, ребята, давайте, выразим свои чувства от урока.

-Что тебя удивило, запомнилось?

-Все ли было понятно на уроке?

-Что надо сделать, чтобы справиться с трудностями?

Домашнее задание: с.62-67, подготовь перессказ одного из чудес совершенных Иисусом Христом.

(Звенит колокольчик)

Благодарю за работу!

Дети говорят о своих чувствах

infourok.ru

Советы рукодельницам