Открытый урок по основам православной культуры на тему: «Православный храм»

ГБОУ «Малониколаевская ООШ IIII ступеней»

Конспект урока на тему:

«Православный храм»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Горлова Ирина Викторовна

Конспект урока в 4 классе

по теме: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1.     Познакомить с понятием «православный храм».

2.     Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.     Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.     Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5.     Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

    Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

2. Сообщение темы занятия.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

 

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

 

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

 

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

     Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

     Можно ли представить себе современный город или село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

   Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

–  Храм – это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

– В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

– В храме много икон.

    Зачем люди посещают  храмы?

– В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала. 

     Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

1.Беседа с учащимися.

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

    Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

– У него есть купол, на котором находится крест.

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

     Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

     Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

     Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. 

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

– Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

– Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

     Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

·        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

·        Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника называется «трезвон».

·        Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

   Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

     Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

3. Физкультминутка

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли 
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись, 
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!.

4. Изучение устройства храма.

     Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

– Попробуйте дать определение слову «храм». 
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого  – небо  и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть –  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белою из полотна и верхней – из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

 VI. Коллективная работа.

       Часто ли вы бываете в храме?

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они…

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

 

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

 

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам…

 

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 Учитель:       

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

 

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

 

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

VII. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

VIII. Домашнее задание.

Общее:

– рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

– прочитать стр.48-51 учебника

– ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

–  нарисовать храм вашей мечты

–  подобрать и выучить стихотворение о храме

– составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

multiurok.ru

Методическая разработка урока по теме «Пасха». Курс ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Имени И.А Кобеляцкого п. Чульман

Логачёва Н.В.

Методическая разработка урока по теме «Пасха».

Курс ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».

Тема: Пасха.

Цель: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

·  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·  Развитие этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживание чувствам других людей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·  Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать иную точку зрения;

·  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно строить речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

·  Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Ключевые понятия: Великий пост, Воскресение, Спаситель, Пасха Христова.

Оборудование (урок проходит в кабинете информатики):

  1. Компьютеры, медиапроектор, экран.

  2. Презентация к уроку.

  3. Зрительный ряд: выставка детских работ.

  4. Музыкальный ряд: мелодия колокольного звона, музыка Глинки,

  5. План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Практическая часть.

  5. Итог. Выставка детских работ.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к урок

На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит

На вопросы отвечать.

Свои знанья подтверждать
Приготовились?
Тогда, в добрый путь
Вам всем, друзья!

  1. Актуализация знаний. (Беседа)

Почему люди должны знать историю, культуру и традиции своего народа?

Народное искусство – поистине источник и хранилище жизнетворной силы и человеческой мудрости. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, является частью его истории.

Сегодня мы познакомимся с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, символами, традициями, почитанием заветов предков.

  • Какие вы знаете христианские праздники?

  • Как называется священная книга христиан? Что в ней написано?

(О происхождении мира и человека, о божественных законах.)

  • Какой праздник на прошлой неделе праздновали верующие христиане?

  • Ребята, на прошлой неделе мы с вами праздновали один из величайших христианских праздников. Праздник- Пасха.

  1. Новый материал

За семь дней до Пасхи мы праздновали Вербное воскресенье. Библия нам рассказывает, что в этот день, Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим вместе со своими учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках как царя и чудотворца. У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.

1 ученик
Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая.

Для святого дня.

(А.АБлок )

2 ученик

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение лирное
Льется волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

( К.Бальмонт)

Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов.

Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь. 

И вот наступил светлый праздник Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского “песах”(избавление). Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, – огромное чудо! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!

3 ученик

Вот просыпается земля

И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

( А. Майков )

4 ученик

Христос Воскрес

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!

( А. Майков )

А сейчас прослушайте запись необычной, удивительной мелодии. (Праздничный колокольный перезвон)

Что вы услышали?

Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?

5 ученик

Под напев молитв пасхальных
Под напев молитв пасхальных
и под звон колоколов,
к нам летит весна из дальних,
из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
млеют темные леса,
небо блещет точно море,
море — точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
и душистая смола
по чешуйчатым колоннам
янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
я заметил, как тайком
похристосовался ландыш
с белокрылым мотыльком.

(К. Фофанов)

На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека, способствует жизненному успеху и исполнению желаний. Считалось, что если хоть раз в пасхальное воскресение ударишь в колокол, счастье будет целый год.

6 ученик

“Колокола”
Хорошо на колокольне позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье, этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.

( В. Шамонин)
– Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Куличи пекут в память о том, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскресение.

Творожная пасха— это символ пасхального веселья, Вечной жизни.

Особые свойства приписывались освященным куличам и творожным пасхам. Естественно, что для магических действий больше использовались куличи, так как в высушенном виде они могут храниться очень долго.

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. Пасхальное яйцо – это символ воскрешения Христа. Когда Мария Магдалина, которая первой увидела живого Иисуса после его казни, преподнесла императору Тиберию яйцо со словами ” Христос воскрес”, Тиберий лишь усмехнулся: “Этого не может быть, так же как и белое яйцо не может стать красным”. И каково же было его удивление, когда он увидел, что дар Марии Магдалины действительно стал красным!

В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Главный символ праздника – окрашенное яйцо. На Пасху мы радостно говорим: „Христос Воскрес!” и обмениваемся пасхальными яйцами. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни.

Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. Одно из самых радостных дел – красить и расписывать яйца. Как мы уже говорили, русский народ издавна славится своим мастерством. И, конечно же, народные умельцы расписывали не только пасхальные яйца. Какие же предметы ещё украшали? (Посуду, дом, одежду, игрушки).

  1. физминутка

Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. Расписывали яйца строго в один день – Чистый четверг.

С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть – писанками. Роспись писанок считалась обрядом магическим, поэтому к инструментам и яйцам никто не смел прикасаться, кроме мастерицы. Полотняную салфетку, которой снимали воск с готовых писанок, святили в церкви наравне с куличом и яйцами.
Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а обычным украшением яйца. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Яйца вытачивали из дерева, делали стеклянные.

Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из бисера, драгоценных камней. (видеофрагмент Пасхальные яйца Фаберже)

  • Какие символические узоры изображаются на писанках?

  • Почему солнце является самым распространённым символом?

  • Какую информацию несёт символика красок?

Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. (Показ элементов орнамента.)

Символы растений Символы солнца

Так на яйцах рисовали фигурки домашних животных-кормильцев, солнца, как показателя милости и хорошей погоды, растений, олицетворявших обильный урожай, деревья означали здоровье и силу,

Самые распространенные орнаменты – солнечные знаки, растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья)

Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. Голубь — символ души, сеточка — символ судьбы, белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Точечки — символ плодородия, сливы — символ любви, любая ягодка — матери.

Считалось, что пасхальные яйца могут быть облегчением от любого недуга. Если освященное яйцо пролежит от 3-12 лет, то потом можно им вылечить болезни, а если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще и такое мнение есть, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. Расписные яйца считались талисманом, который оберегал человека от грома, бездетности, болезни и других несчастий. Люди верили, что такое яйцо может потушить пожар, если его кинуть в огонь. Отсюда и появилась традиция хранить пасхальное яйцо за иконой на всякий случай. Если в хлеву болели домашние животные, их гладили по шерсти пасхальным священным яйцом, чтобы выгнать болезнетворных духов. Освященные на Пасху яйца клали в севалку с зерном и брали с собой в поле при засеве. Перед началом работы крестьянин или съедал яйцо сам, сидя на борозде, или закапывал в землю, или разбрасывал его кусочки по пашне. Верили, что эти действия предохраняют посевы от непогоды, болезней и вредителей. Воду, в которой варились пасхальные яйца, не выливали, ею умывались девушки и молодые женщины, чтобы иметь красивый цвет лица. Даже потерянные вещи искали при помощи яйца, которое заворачивали в тряпицы, чтобы не разбилось, и бросали в разные места в избе, в хлеву, во дворе. Места, куда упало яйцо, внимательно осматривали, случалось, что при этом и на самом деле находили потерянные предметы.

Магической силой обладали пасхальные качели, которые устанавливали к празднику. Человек мог посмотреть на землю с высоты. Да и стремительный подъем на качелях ввысь символизировал резкое поднятие посевов.

Свеча, огонь. Один из символов Пасхи – огонек свечи. Он символизирует рождение. В чистый четверг выливались особенные свечи – страстные. Ими можно было пользоваться несколько лет. Ими окуривали хлев, курятник, зажигали перед грозой.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

Использовали яйца и в разных веселых забавах, развлечениях и играх. Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете? (Ответы детей).

  • Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке – чье будет дольше вертеться.

  • Скатывали с положенной наклонно доски – чье яйцо покатится дальше.

  • Ударяли яйца друг о друга концами – чье самое крепкое.

Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Пасхи в старину не бывало без качелей.
Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на них веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели, или качули, были чрезвычайно любимы и популярны в пасхальных народных гуляньях.

7 ученик

Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не хватает!

  1. Практическая часть

Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц.

Но далеко не случайно мы на этом уроке оказались в компьютерном классе, и, перекинув мостик из того далёкого прошлого в сегодняшний день давайте посмотрим возможности техники. Чем сможет компьютер помочь нам в отработке рисования пасхальных яиц?

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров. Наиболее простой способ увидеть компьютерную графику на практике – включить телевизор. Заставки ко многим телевизионным программам представляют собой именно компьютерную графику. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее. Компьютерная графика – создание и изменение изображений при помощи компьютера. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника – такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями.

Сегодня на занятии мы с вами закрепим наши навыки работы с графическим редактором Paint, он предназначен для создания изображения в растровой графике. Работая в среде графического редактора, вы можете ощутить себя настоящим художником. В ваших руках окажутся удивительные инструменты. Они помогут любому, даже не имеющему художественных талантов человеку, создавать «шедевры» компьютерной графики.
Инструменты и эффекты программы Painter позволяют получить очень яркие, насыщенные работы на любые темы. Попробуем расписать яйца при помощи компьютера.

Напоминаю: программа запускается командой Пуск – Программы – Стандартные – Paint. При использовании основных элементов росписи вам могут понадобиться: инструменты: круг, прямые, волнистые линии. Ластик, заливка, карандаш, кисть, распылитель.

Для самостоятельного творчества на панели инструментов выбирается инструмент “овал”. Затем выбираем в палитре красок нужный цвет, потом мышью проводится область овала с левого верхнего угла до правого нижнего края рабочей области. После этого на панели инструментов выбирается инструмент «кисть», выполняются основные элементы росписи

  1. Итог урока

-Что было для вас новым на уроке?

– О чем вы расскажете дома родителям?

-Почему Пасха является одним из любимых христианских праздников?

-Что является главным символом праздника?

-Назовите приметы Пасхи.

-Перед вами результаты сегодняшнего урока. Вы не просто познакомились с историей и узнали, как выполняются элементы росписи, вы не просто узнали возможности компьютерной графики, но вы сделали это всё своими руками.

Вы рисовали “мышкой”, вы соприкоснулись с тайной древнего искусства и “перекинув” мостик в сегодняшний день, осуществили работу при помощи компьютерной техники.

Вывод: Человек без памяти прошлого, лишенный исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Мы должны принимать и возрождать те традиции, которые веками создавал наш народ, тогда это традиции будут жить вечно.

-И в завершении попробуйте ответить на вопросы теста. По результатам которого я пойму как вы усвоили данную тему (Работа в парах ( компьютеры))

-На все ли вопросы вы ответили правильно?

-Я предлагаю вам дома прочитать на страницах учебника «Урок 8» и ответить на вопросы кроссворда.

VII.Рефлексия.

-Какое настроение у вас в конце урока?

-А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами.

-И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок, то вы выберите красивое крашеное яйцо, в противном случае ваше яичко будет белым.

infourok.ru

Конспект урока по основам православной культуры

Конспект урока на тему

 «Православная духовная традиция»

Урок подготовила учитель ОРКСЭ Каменских Е.Е.

Цель урока: формирование у учащихся представления о православной духовной традиции, углубление преставлений  о России и семейных ценностях.

Задачи:

Воспитывающая:

– моделировать процесс воспитания уважения друг к другу, к традициям семьи, школы и страны;

– запечатлеть образ Родины, духовной ее составляющей;

– зародить мысль о важности духовной традиции в жизни человека.

Обучающая: истолковать содержание «Гимна РФ», распознать особенности духовных традиций в православной культуре, усвоить понятия «культура», «религия», «духовность», «традиция».

Развивающая: 

– развить представления о нравственных и духовных ценностях;

– исследовать качества необходимые гражданину;

– развивать личностные качества патриотизма, тактичности, сопереживания;

– начать развивать умение слушать и слышать членов семьи; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении жизненных ситуаций;  

– открыть свои умения в области построения связного высказывания, ответов на вопросы разных типов;

– захотеть изучать предмет ОПК.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организация деятельности.

– Здравствуйте, садитесь.

  «На части не делится солнце    лучистое

   И вечную землю нельзя поделить,

   Но искорку счастья луча золотистого

   Ты можешь, ты  в силах друзьям подарить»   

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

2. Мотивация к уроку. Готовясь к сегодняшнему уроку, я получила письмо от ваших сверстников, изучающих модуль ОСЭ. Вот что они пишут: «Здравствуйте, ребята! Мы тоже начали изучать в этом году новый предмет ОРКСЭ модуль ОСЭ. На первом уроке мы познакомились с темой «Россия – наша Родина», было очень интересно. Но у нас возник вопрос – почему нашу страну называют Святой Русью и «землей оттич и дедич»? А какие еще названия нашей страны вы знаете? И еще нам непонятно, что такое православная духовная традиция? Слово «традиция» мы уже встречали и оно нам знакомо, а вот два других слова – нет. Помогите, разъясните нам эти определения. А что бы вы не скучали, вот вам задание: 16 20 6 25 6 19 20 3 16; 17 18 1 3 16 19 13 1 3 10 6. Что за слова зашифрованы? Спасибо!»

– Ребята, попробуем ответить на вопросы ваших одноклассников? Первое задание выполняем по вариантам (ответ: отечество и православие). Как связаны между собой эти понятия?

Что будет являться продуктом нашего урока? А как мы можем сформулировать его тему?

2. Актуализация опорных знаний. 

Я предлагаю вам вспомнить названия нашей страны. Запишите в тетрадочку не менее трех (Россия, родина, отчизна, отечество, Русь, держава) «Земля Оттич и дедич»

3. Знакомство с темой  урока

Итак, тема нашего урока: «Православная духовная традиция».  

4. Работа над темой урока

– Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово традиция (ответы детей.)

Предложить обратиться к толковому  словарю Ожегова. (Традиции – самое важное, что люди сохраняют и передают из поколения в поколение; Культура – все, что создано человеком)

  • Православие (от греческого “правильное служение”, “правильное учение”) — одна из основных мировых религий, представляет собой направление в христианстве.

  • Духовность — это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. 

988 г. – Крещение Руси

Разделить на группы: правда, управление, слава, славься, прославленный, право, правило

(Православие)

Разделить на группы: строить дом, обычаи народа, нравственные законы, нарисовать рисунок, обрабатывать землю, взаимоотношения в семье (материальная и духовная культура)

Работа в группах: найдите строки, которые указывают на духовную православную традицию. Как вы понимаете содержание гимна?

  1. Россия — священная наша держава,
    Россия — любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава —
    Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

  1. От южных морей до полярного края
    Раскинулись наши леса и поля.
    Одна ты на свете! Одна ты такая —
    Хранимая Богом родная земля!

  1. Широкий простор для мечты и для жизни
    Грядущие нам открывают года.
    Нам силу даёт наша верность Отчизне.
    Так было, так есть и так будет всегда!

Подведем итоги нашей работы. Составьте, пожалуйста, синквейн на тему нашего урока: Духовная православная традиция.

Приложение 1.

«Родина… земля “оттич и дедич” – это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца вдаль веков. 

И ему померещилось многое – тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвиями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова – дым и пепелища великого разорения… Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения Смуты государство вышло и устроилось, и окрепло сильнее прежнего. Народный бунт, прокатившейся вслед за тем по всему государству, утвердил народ в том, что сил у него хватит, чтобы стать хозяином земли своей… 

Многое мог увидеть пращур, из-под ладони по солнцу… ”Ничего, мы сдюжим”, – сказал он и начал жить. Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, – вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной – землей оттич и дедич».

(А. Толстой.)

Приложение 2.

infourok.ru

Конспект урока по модулю “Основы православной культуры”на тему “Культура и религия” (4 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Денисенкова»

Смоленской области Гагаринского района

Курс ОРКСЭ

Модуль « Основы православной культуры »

Конспект урока по теме

«Культура и религия»

подготовила

учитель начальных классов

Косьяненко Ирина Владимировна

2014 г.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: интегрированный урок

Тема урока: «Культура и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: познакомить учеников с понятиями «культура» и «религия», «православие», актуализировать их представления о понятиях Отечество, Родина, культурные традиции, помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»; сделать акцент на неразрывную связь культуры России и православной религии, что нашло своё отражение в искусстве (храмы, иконы, книги) и даже в русском языке (работа со словом «спасибо»)

Развивающие: способствовать расширению кругозора, умению вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Улыбнулись, мы друг другу и сказали: «Здравствуйте!»

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»!

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?

Вот, видите, мы просто сказали: «здравствуйте!»,

А добрее стало все вокруг!

2. Фронтальная беседа.

– Какое имя носит наша замечательная страна?

– Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

– О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

– Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

3.Сообщение темы, постановка целей.

– Прочитайте тему сегодняшнего урока «Культура и религия»

– С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

– Культура

– Религия

– Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое культура? Что такое религия?)

– А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: связана ли культура и религия между собой?

4. Актуализация опорных знаний учащихся.

– Вы когда-нибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры.

(Сегодня в начале урока мы поприветствовали друг друга; в столовой поблагодарили повара за вкусный обед; оценили внешний вид такой нарядной и вежливой нашей Танюши; обратили внимание на благородный поступок вожатого….)

– Что же вы можете об этом сказать?

– А какого человека называют культурным?

– Начнём работу с небольшой таблицы. Работать будем в парах.

а) работа с таблицей

культура

религия

– Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум, когда слышите слова «культура» и «религия»?

– Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Поэзия

Живопись

Музыка

Театр

Библиотека

Дом культуры

Музей

Спасибо

Сдержать слово

Аккуратность Вежливость

Уважение

Бог

Ангелы

Церковь, храм

Священник

Крест

Церковные праздники

Купель

Святая вода

Пасха

Рождество

Алтарь

5.Объяснение нового материала.

– Ребята, когда мы слышим, говорим или пишем слово «Культура», то чаще всего предполагаем, что речь идет о художественной литературе, библиотеках, изобразительном искусстве, выставках, картинных галереях, музеях, музыке, концертах, театральном искусстве или о каком-либо конкретном памятнике архитектуры, литературы, музыкального искусства.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

а). Работа по учебнику.

– Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

– Как вы поняли, что такое культура?

– Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

– Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

– Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

– Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

– Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть, пришло время ответить на первый вопрос нашего урока:

Что такое культура? (ответы детей)

в). Рассказ учителя

Существуют различные общества культуры; целью их деятельности является сохранение и развитие национальной культуры или поддержка культурных связей между народами. Имеются также учреждения, которые координируют культурную жизнь общества и руководят учреждениями культуры. В Российской Федерации эти учреждения возглавляются Министерством культуры. Во всех областных и краевых администрациях есть департаменты, управления или комитеты по культуре. Заслуженным работникам культуры Российской Федерации присуждаются почетные звания и государственные награды.

Слово «культура» существует во многих языках и употребляется в различных контекстах. Оно остается одним из самых употребительных слов в сельскохозяйственной терминологии (культурные растения, культивация).

Термин «культура» входит в название некоторых школьных дисциплин: «Физическая культура», «Мировая художественная культура».

Широко распространены такие выражения, как «древнерусская культура», «европейская культура», «зарубежная культура». В XX веке в СССР употреблялся термин «советская культура». Появились также выражения «массовая культура», «псевдокультура».

Один из возрождающихся в России праздников называется «День славянской письменности и культуры».

Итак, что же такое «культура»?

В соответствии со словарем В.И. Даля, «культура — это обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят также культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать и пр.».

В «Словаре русского языка», изданном под редакцией Д.Н. Ушакова, культура определяется как «совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе».

Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова следует, что «культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

Современные философы дают целый ряд новых определений термина «культура». Чаще всего под культурой понимаются социально передаваемые виды человеческой деятельности или культурно-историческое наследие в целом, то есть то, что возделано, приобретено, сохранено человеком как членом общества.

В русской речи слово «культура» употребляется также для оценки достижений в художественном творчестве и в других видах человеческой деятельности. Известны выражения: «высокий уровень культуры», «высококультурный человек», или напротив: «бескультурье», «некультурный», «низкий культурный уровень».

Умение человека правильно говорить называют культурой речи. Навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе — культурой поведения. Правовая культура — это знание человеком законов и умение ими пользоваться.

Как граждане России, с отечественной культурой мы начинаем знакомиться с рождения, когда видим окружающий мир и слышим родную речь. Подрастая, человек знакомится с городом или селением, в котором живет, с людьми — носителями родной культуры, со святынями родной земли, с книгами и другими сокровищами культурно-исторического наследия России. Знакомству с отечественной культурой помогают родная история, русский язык и литература и многие другие учебные дисциплины. Любовь к книге и искусству также позволяет нам соприкоснуться с истоками родной культуры.

Поэтому для понимания и изучения культуры очень важно иметь ориентир, который помог бы безошибочно указать на образец подлинной культуры, то есть того, что созидает и украшает жизнь, а не омрачает, не отнимает и не укорачивает священный дар жизни.

Итак, культура — это не только область художества и эстетики. Культура обнимает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, разумное, доброе и вечное.

г). Работа в тетрадях.

– Запишите, пожалуйста, одно из определений в свою тетрадь.

  1. Работая с понятием «религия» важно сделать акцент на неразрывную связь культуры России и православной религии, что нашло своё отражение в искусстве (храмы, иконы, книги) и даже в русском языке (работа со словом «спасибо»)

д). Беседа о религии, осмысление материала учебника.

-Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло, как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Культура России и православной религии неразрывно связана. Это нашло своё отражение в искусстве (храмы, иконы, книги) и даже в русском языке (работа со словом «спасибо»)

– Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

– Как вы поняли, что такое религия?

– Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

– поведение людей в повседневной жизни;

– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

– Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

– Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

– Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

– Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

– Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

– Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия? (ответы детей)

е). Работа в тетрадях

– Запишите, пожалуйста, в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

ж). Работа с тренажёром..

Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

– Прочитайте внимательно задание.

– Кто справился с заданием на 100 %?

– Что вы отнесли к понятию культура?

– А к религии? –

– У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

6. Самостоятельная работа по новой теме

а) Работа с рассказом.

Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

– Прочитаем его ещё раз.

– Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

– Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

– Работай! За тебя люди молятся! – Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

– А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

– Говорят «спасибо», что же ещё?

– Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1. Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

  2. Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

– Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

– В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения (рассматривание иллюстраций)

– Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

– Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

– А у нас в городе Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как называются?

– А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

– Давайте посмотрим на некоторые из них.

– Только в храме находятся иконы?

– Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

– Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

7.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. _ – Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

– Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано по группам.

1 группа: – Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

2 группа: – Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

– Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

8.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

– Кто справился со всеми заданиями?

– Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

9.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия – …

10. Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе своего города (села).

Использованная литература:

Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.– М.: «Республика», 1994. (Сер.: «Мыслители XX века»).

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Лихачев Д.С. Русская культура.– М.: «Искусство», 2000.

Основы православной культуры. Методические рекомендации – М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.– М.: Изд. Московской Патриархии, 2000.

Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002 г.

«Словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Священник Павел Флоренский. Культ, религия и культура: Религиозно-философская лекция (май 1918 года) // Богословские труды. Сб. 17.– М.: Изд. Московской Патриархии, 1977, с. 101–119. (89{Библиотека}).

infourok.ru

План-конспект “Итоговый урок по предмету “Основы православной культуры””

План-конспект «Итогового урока по предмету ОПК в 4 классе»

Цель: доказать, что без знания родной культуры человек не может быть культурным

Задачи:

  • Проследить, как история христианской православной культуры связана с историей родной земли

  • Понять, что было главным в жизни христиан, определяло их мировоззрение

  • Осознать христианское понимание смысла жизни Святых и героев Отечества

  • Способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором узнали

Воспитательная цель: научить детей беречь святыни годной земли

Личностные УУД

  • Оценивать с точки зрения духовности нравственные принципы жизни человека

  • Объяснять поступки, основываясь на Заповеди как на высшую духовную ценность

  • Чувствовать ответственность за свои поступки

Регулятивные УУД

  • Формулировать задачи урока, основываясь на предварительном обсуждении

  • Совместно определять последовательность действий при выполнении заданий в группах для достижения конечного результата

  • Совместно находить способы действий

  • Вносить дополнения в план действий в случае необходимости

Познавательные УУД

  • Уметь найти и выделить необходимую информацию для решения учебной задачи

  • Создавать алгоритмы деятельности при выполнении заданий в группах и в парах

  • Выбирать наиболее эффективные способы деятельности при выполнении заданий в группах

  • Совместно перерабатывать полученную информацию, делать выводы

  • Уметь построить речевое высказывание, логическую цепь рассуждений в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • Планировать учебную деятельность совместно с учителем и одноклассниками

  • Уметь сотрудничать в группах, выполняя различные роли

  • Уметь слушать других, относиться с уважением, тактично отстаивать свою точку зрения и быть готовым изменить её

  • Корректировать поведение партнёра

Класс разделить на 3 группы, назначить ответственного

Слово учителя: сегодня мы прощаемся с предметом ОПК. Он для вас был новым и необычным.

Почему этот предмет необычный? (он помог узнать о возникновении и распространении христианства, его влиянии на историю нашего народа, на умы и сердца наших предков)

Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( обобщить изученный материал, доказать, что без знания культуры своего народа человек не может быть культурным)

Какие задачи стоят перед нами?

Проследить, как история христианской православной культуры связана с историей родной земли

Понять, что было главным в жизни христиан, определяло их мировоззрение

Осознать христианское понимание смысла жизни Святых и героев Отечества

Способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали

-О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( о том, что мы узнали на уроках по православной культуре, с какими понятиями познакомились)

1.Задание по группам. Что это значит? Раздать листочки с определениями, учащиеся должны закончить предложение.

1 группа. Правильно славить – это… (православие)

Всё, что создавал своими руками человек – это… (культура)

2 группа. Православная культура берёт начало из… (религии)

Определяла поведение и культуру человека …(вера в Бога)

3 группа. Русский народ принял православие в … (988 году)

Русские люди стали называть себя …(христианами)

(На слайде вывести эти определения для проверки)

Назовите самых первых христиан на Руси (показать икону Святых Ольги и Владимира)

Учитель: с принятием христианства изменилась внешняя и внутренняя культура человека. Как писал русский философ И.А.Ильин, «культура – это явление внутреннее, захватывающее глубину человеческой души»

-Откуда черпали христиане знания о том, какими они должны быть, как они должны жить?

(из Заповедей)

-Вспомните, как Заповеди попали к людям? (Заповеди дал Бог Моисею. Они записаны на скрижалях)

Вспомним эти Заповеди.

Задание: каждой группе предлагается расположить на скрижалях Заповеди в порядке своей значимости. В основании должна лежать главная Заповедь.

-Какая это Заповедь , на ваш взгляд. Обоснуйте свой ответ.

После обсуждения каждая группа прикрепляет свои скрижали на доску и объясняет, почему они так расположили Заповеди.

Учитель: теперь обратимся к Заповедям и посмотрим, как они были расположены на скрижалях, данных Моисею. В каком порядке вы бы их ни расположили, главное – жить по этим Заповедям и не нарушать их. Этим Заповедям старались следовать православные христиане, этому они учили своих детей.

Каждый человек мечтал и мечтает быть счастливым. Какого человека можно назвать счастливым? Как найти путь к счастью? Христос рассказал своим ученикам о «Заповедях блаженств» (блаженный – счастливый) в Нагорной проповеди. (Показать видеофильм «Нагорная проповедь Христа». Вспомним их) ( слайд).

Когда Его спросили, какая из этих Заповедей самая важная, Христос ответил: «Любить Бога и любить ближнего как самого себя»

-Что значит любовь к ближнему? Как понимали это христиане?

Задание группам. Как вы ответите на этот вопрос?. Записать понятие любовь к ближнему – это… Каждый член группы должен подобрать слово, раскрывающее значение понятия «любовь к ближнему». Каждая группа зачитывает подобранные слова.

(милосердие, сострадание, чуткость, добро, помощь, отзывчивость, душевность, забота, участливость, незлобливость, жалостливость….) (обратиться к слайду: к словам апостола Павла и к словам Христа)

Учитель:

Принятие христианства осветило жизнь русского народа светом познания. Вспомните, кто из Святых принёс христианам этот свет? (Святые Кирилл и Мефодий)

-Как повлияла письменность на жизнь русского народа? (появились летописи, жития, стали писать письма…)

– Как изменился внешний облик городов на Руси после принятия христианства?(жизнь христиан на Руси тесно связана с храмом, собором – Домом Иисуса Христа. Иначе этот Дом называют церковью. Церковь объединяет всех, кто верит в Иисуса Христа. В Евангелии говорится, что Сам Христос говорил Своим ученикам, чтобы они приходили в Его Дом.

Как мы должны относиться к соборам, храмам, к церкви? ( как к Святыне)

Зайдём ещё раз в храм.

-Как мы должны вести себя в храме?

Читается стихотворение игумена Виссариона.

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам –

Не полезно это нам.

Со смиреньем, как мытарь,

На Святой взирай алтарь,

Где дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

– Что мы видим в храме?

-Для чего христиане приходили в храм? «Дом Мой Домом молитвы называется»,- говорил Господь

-Почему Христос назвал Свой Дом Домом молитвы? (молитва -главное дело христиан)

Задание группам:

Как вы думаете, о чём могли молиться наши предки? (после обсуждения учащиеся зачитывают ответы)

– В наше время можно молиться об этом христианам? (молитва объединяет нас с нашими предками)

-К чему обращались с молитвой христиане? ( к иконе)

-Что такое икона? ( икона – священное изображение)

– К какой иконе чаще всего обращались наши предки?

-Кого считали Заступницей нашей Родины? ( иконы Божией Матери)

Прослушать песню-молитву к Пресвятой Богородице.

Вспомним имена православных христиан, которые совершили ратные подвиги, защищая наше Отечество. Их почитали и почитают как Святых

Задание группам. Работа в парах. Раздать листочки с изображением ликов Святых братьев Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова. Подписать имя Святого. По окончании работы проверить себя. Показать на слайде правильный ответ.

– Какие черты их объединяют? (любовь к Родине, народу, служение ему). Все они следовали «Золотому правилу христиан»

– Вспомним это правило. Продолжите слова Христа:

«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди,… (так поступайте и вы с ними)

Чему учит нас это Правило?( Оно учит нас, как надо относиться друг к другу)

Учитель: Не стало Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть, но православные христиане обращаются к Его учению, к Его жизни. Вспомним, откуда наши предки черпали эти знания?

Чтение стихотворения «О Книга книг» В.Я.Брюсова. 3 ученика читают по строфе.

О Книга книг! Кто не изведал

В твоей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомлённый дух – тебе!

Ты вечно новой век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаёшь – алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга книг!

Ты – правда тайны сокровенной,

Ты – откровенье, ты – завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!

Задания группам:

1 группа. Как ещё называют Библию? (Священной книгой) Из каких книг Она состоит? (Ветхий завет и Новый завет)

2.группа. О чём говорится в Ветхом завете и Новом завете?

3 группа. Сколько есть Евангелий? Кто писал Евангелие? Что означает Евангелие? (Добрая весть. Лука, Матфей, Иоанн, Марк)

Учитель: Библия была спутником жизни наших предков и остаётся мудрым советчиком наших современников. Она поддерживала христиан в трудные периоды, в счастливое время.

– Для чего дана человеку жизнь?

-Как он должен её прожить?

Предлагаю закончить наш урок чтением стихотворения , можно всем вместе повторять строчки «Будьте добры друг к другу»

Когда приходится туго

Будьте добры друг к другу!

Во время труда и в час досуга

Будьте добры друг к другу!

Зимой за окном свирепствует вьюга,

Будьте добры друг к другу!

Цветут цветом ярким растения луга

И летом жарким – Будьте добры друг к другу!

Вы живете на Западе иль приехали с Юга

Запомните заповедь – Будьте добры друг к другу!

Дети и взрослые! Молодые и старые!

Это всем говорит наука:

Во что бы то ни стало – Будьте добры друг к другу!

Вместе исполняется песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты….»

Спасибо вам за творческую работу, за активность, за любовь к предмету. Надеюсь, что зерно, посеянное в ваших душах на наших уроках, даст благодатные всходы.

infourok.ru

Советы рукодельницам