Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] – [ш]
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциациHYPERLINK «https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1366&bih=691&q=%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%81-%D1%88&spell=1&sa=X&ei=3Es-VO3lE-XPygPox4HAAw&ved=0CBgQvwUoAA»и звуков [с] – [ш]
Тема: дифференциация звуков [с] – [ш]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.
Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.
Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.
Воспитывать культуру поведения на занятии.
Формирование начальных учебных навыков.
Оборудование:
Ход занятия
№ п/п
Этап занятия
Содержание
1
Орг. момент
Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.
2
Артикуляционная гимнастика
Лопатка
(Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает)
Качели
(На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз)
Вкусное варенье
(Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.)
Чашечка
(Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка)
Маляр
(Мы работаем с утра,
Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к нёбу подними.
Поводи вперёд-назад —
Наш маляр работе рад.)
Почистим за верхними зубками
(Чищу зубы, Чищу зубы
И снаружи, И внутри.
Не болели, Не темнели,
Не желтели чтоб они.)
3
Пальчиковая гимнастика
Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем.
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу
Раз, два, три, четыре, пять-
Нам пора и отдыхать!
4
Самомассаж биологически активных зон
Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?
«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком»
(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны-вместе)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!
(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга)»
5
Объявление темы занятия
Сегодня, к нам в гости придут два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун.
Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?
6
Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции
Смотри, кто к нам идет. Это же Свистун. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)
Тук-тук-тук, кто стучит в дверь? Заглянул к нам, мальчик Шептун.
Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш)
Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.
Мы должны с тобой накормить друзей, ведь они пришли к нам в гости!
Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА
Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется?
Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх: ША-ША-ША
Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется?
Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые!
7
Развитие фонематического слуха
Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.
( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)
Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна!
8
Физминутка
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
9
Работа на уровне слога
Свистун очень понравилось, как ты хлопал в ладошки, что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:
Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.
Какие разные у нас получились песенки!
10
Работа на уровне слова
Посмотри вокруг!
Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С», а Шептуна, на звук «Ш»
11
Работа на уровне словосочетания
Наши друзья большие выдумщики.
Они нарисовали несколько картин. Знаешь, что на них изображено?
Большая собака, какой еще бывает собака? (маленькая, злая, добрая)
Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая)
Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым)
Синяя крышка, какой бывает крышка? (красная, желтая, маленькая)
12
Работа на уровне предложения
Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
Давай посмотрим, картинку, которую нарисовали девочки!
Мальчика зовут Саша, а собаку-Шарик.
Что увидела собака и куда побежала? (увидела цветок и побежала к нему)
Кто вылетел из цветка? (оса)
Что сделала оса? (укусила в нос)
СА-СА-СА-укусила в нос оса!
Какой ты молодец!
Вот и пришло время, говорить «до свидания» нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой.
13
Итог занятия
Оценивание
Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?
Им тоже с тобой понравилось!
Ты сегодня молодец!
14
Домашнее задание
Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
I. Орг.момент | Здравствуй! Сегодня я буду читать тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется: Пишет школьник Паша Шапка, шайба, каша Мышка, мошка, шутка, Шахматы, мишутка. А теперь в другом стихотворении: Самолет построим сам, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. | Здоровается, определяет звуки Ш, С. | II. Основной этап Артикуляционная гимнастика | Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки. Начинаем нашу зарядку для языка и губ:
| Зеркало | Анализ артикуляции звуков Характеристика звуков | Произнеси звук [с] «Песенку змеи» — ШШШ. Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый). А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша]. | Ребенок слушает, произносит звуки. Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый. Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок называет и прописывает звуки. | Зеркало, тетрадь, ручка | Дифференциация С-Ш в слогах | 1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай: са-ша со-шо су-шу сы-ши сэ-шэ ас-аш са-ша-са шо-со-шо ус-уш-ус аш-ос-уш Из тебя получился замечательный молодой попугайчик! 2. Теперь читаем слоги по таблице слева направо:
3. Постарайся повторить за мной чистоговорки: СА-СА-СА – под сосной живет лиса. ША-ША-ША – мы шагаем неспеша. СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу. ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу. СО-СО-СО – у машины колесо. ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо. СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы. Ты отлично справилась! | Ребенок повторяет. Ребенок читает. Ребенок повторяет. | Таблица со слогами | Дифференциация С-Ш в словах | 4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх: СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА. Ты очень внимательная! Умница! 5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: Карточка №1 КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ. Хорошо! 6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово: Карточка № 2 …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка. Воспроизведи этот ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке). Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась! 7.Закончи слово, добавив слог СА или ША: Карточка № 3 ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-…. Отлично справилась! 8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки). Хорошо получилось! 9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом: Кто поднимает штангу? (штангист) Кто играет в шахматы? (шахматист) А кто играет в хоккей? (хоккеист) Кто водит поезда? (машинист) А кто водит такси? (таксист) Кто играет на пианино? (пианист) Кто играет на гитаре? (гитарист). Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара — гитарист)? – однокоренные. Молодец! 10. Рифмовки-путаницы: Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно. Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры. Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке» Конфету дали «маске». У тебя все получилось! | Ребенок поднимает/опускает руки. Ребенок объясняет смысл слов. Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. Ребенок раскладывает картинки в две стопки. Ребенок отвечает. Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов. | Карточка с заданием Карточка с заданием, тетрадь, ручка Карточка с заданием Предметные картинки | Дифференциация С-Ш в предложениях | 11.Измени словосочетания по образцу: Карточка №4 Ты носишь – я ношу Ты спешишь – Ты спишь – Ты рисуешь – Ты сыплешь – Ты сеешь – Я ношу – ты носишь Я прошу – Я спешу – Я сплю – Я рисую – Я сыплю – Я сею – Молодец! 12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика: Карточка №5 Веселый шоссе Ясное пастушок Сухое солнышко Интересное кошка Серая путешествие Ты все правильно подобрала! 13.Придумай предложения с данными словосочетаниями: Карточка №6 Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем. У тебя получились замечательные полные предложения! | Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. | Карточки с заданиями |
studfiles.net
Логопедического занятие «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Цели занятия:
- уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
- учить различать эти звуки на слух;
- развивать фонематический слух;
- повторить родовые отличия имен существительных;
- повторить категорию числа имен существительных.
I. Орг. Момент
— Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
— С какого звука начинается имя первого героя? [с]
— С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
— Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
II. Основной этап
Уточнение артикуляционных укладов.
— Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
— Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
— Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.
Работа на уровне слога.
— Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.
— Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
Работа на уровне слова.
— Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].
— Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
— Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
— Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
— Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
— Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
— Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)
Работа на уровне словосочетания.
Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
— Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
— Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
— Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
— Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
— Сумка какая? ( Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
Савок какой?
Работа на уровне предложения.
— Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
— Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].
III. Итог занятия
— С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
— Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
— Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
Также по теме:
logoped18.ru
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [С], [Ш] — Путешествие за шишками
На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.
Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.
Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш».
Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.
Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».
Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.
Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.
Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.
В своем занятии я преследовала следующие цели:
— развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.
— развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.
— развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.
— создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.
Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»
Тема: Звуки С-Ш.
Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .
Задачи:
1. Образовательные:
— уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
2. Коррекционно – развивающие:
— развивать подвижность артикуляционного аппарата;
— уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
— развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
— развивать речевое дыхание;
— развитие мелкой моторики рук;
— дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
3. Воспитательные:
— формировать положительную мотивацию к занятиям;
— воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
— индивидуальное зеркало;
— квадраты синего, зеленого и красного цвета;
— мяч;
— сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
Молодцы, присаживайтесь.
2. Сообщение темы занятия
Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.
К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.
3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)
4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Пальчиковая гимнастика.
Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.
Сделаем гимнастику для рук:
— сжимания пальцев в кулаки;
— вращение кулаков;
— выгибание кистей рук;
— соединение пальчиков рук.
5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)
са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си
6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.
Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Игра «Отгадай слово»
. ишка . уба мы . ь
. ова . орока
. камья . анки
. арф . апоги
7. Деление слов на слоги, составление схем слов:
Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».
8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.
Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.
Кешка в спешке скушал пешку.
Старушки насушили сушки.
9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.
Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.
Итог занятия
Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»
Оценка речевой деятельности
Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).
Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва
logoportal.ru
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков С- Ш»
Конспект Вид занятия: фонетическое.
Тип занятия: фронтальное.
Тема занятия: «Дифференциация звуков С- Ш».
Цели: — дифференциация и закрепление правильного произношения звуков с-ш в слогах , в словах и фразах;
Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, активизация психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
Обогащение словаря, формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, стимулирование детей к речевым высказываниям; воспитание доброго отношения друг к другу.
Оборудование: зеркала, картинки с буквами С — Ш , пособие для артикуляционной гимнастики ( в виде гусеницы), игрушка лисы , прищепки с картинками, презентация «Чистоговорок с картинками», запись звуков ветра в лесу, письменные задания –обвести по точкам, мяч, письмо.
1.Мотивационный этап
Ребята, нам прислали письмо из лесной школы. Сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, у нас состоится конкурс «Учимся правильно говорить». Это конкурс для ребят, которые посещают детский сад.»
Постановка цели детьми.
Как вы думаете, а нас могут пригласить на этот конкурс?
-Дети, что нам нужно для того, чтобы участвовать в этом конкурсе?
— А вы готовы научится этому?
Для этого мы отправляемся в лес, к нашим друзьям. Может они нам помогут.
2.Основной этап
Дыхательная гимнастика.(звуки ветра)
Представим, что мы в лесу. Закрыли глазки, представили , что мы теплом летнем лесу, поют птички, порхают бабочки. В лесу много деревьев, подняли ручки представили, что мы деревья. Ветерок подул и листики зашелестели, ветки закачались. Подул теплый ветерок ш-ш-ш, вдруг подул холодный ветер с-с-с , снова подул теплый ветер ш-ш-ш. Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика
Пройдем на лесную полянку . Вспомним какой ветерок дул: произнесите как дул теплый ветер? Ш-ш-ш. Когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками. . как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?
Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Произнесите как холодный ветерок дул? С-с-с. Где находится язычок, когда мы произносим звук с? Между зубками. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?
Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
Что еще мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?
Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.
Логопед. Докажите, что это звуки глухие.
Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.
Мы знаем, что эти звуки можно обозначить буквами. Я буду произносить звук, а вы мне покажите букву.
Работа в тетрадях. О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно»
С- Ш письменные задания.
Артикуляционная гимнастика. В виде гусеницы.
Посмотрите кто это на лесной полянке. Это гусеница она тоже хочет с нами поиграть. Для нужно по очереди переворачивать каждый кружок у гусеницы, она нам поможет провести гимнастику.
Отгадайте загадку и вы узнаете кто к нам пришел, чтобы помочь подготовиться к конкурсу .
Посмотрите—ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Лиса
Какой согласный звук слышится в слове лиса? Лиса хочет с вами поиграть
Лиса хочет рассказать как она к нам шла. Только она будет не договаривать одно слово, вам нужно угадать какое.
Слуховой диктант.
Шла я к вам по дорожке, шла, шла и ….(пришла). Дальше шла, шла по поляне и сыроежку …(нашла). Шла, шла и к дереву …(подошла). На дереве пчелы свирепые я дальше…(пошла). Увидела избушку и к ней …(подошла). В избушку …(вошла), посмотреть нет ли там моих друзей, нет и я дальше …(пошла). Шла, шла и к вам ….(пришла).
Дети, скажите какой звук мы часто слышали в рассказе Лисы? (ш)
Определение звука на слух (в кругу)
Игра «Хлопни, если услышишь звук ш, топни ножкой, если услышишь звук с.»
(мышь, дом, кошка, стол, петрушка, сад, стол, елка, шуба, стул, шапка, автобус, шишки.
сапоги, соль, санки.)
Игра «Закончи слово звуком с или ш.»(с мячом)
Я вам буду бросать мяч с незаконченным словом , а вы мне будете возвращать мяч проговаривая готовое слово со добавленным звуком С или Ш
Малы(ш), абрико(с), мы(шь), анана(с), камы(ш).
Произношение звуков с-ш в слогах.
Игра «Запомни и повтори».(презентация)
са, са, са — вот летит оса
ша, ша, ша — у меня лапша
су, су, су — мы видели лису
шу, шу, шу — я флажком машу
со, со, со — у Сони колесо
шо, шо, шо — летом хорошо
сы, сы, сы — у сома усы
ши, ши, ши — шумят малыши
Физминутка
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево — вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Игра «Исправь ошибки»
Лиса принесла нам еще задания, чтобы мы могли подготовится к конкурсу.
Кошка ловит миску. Мама моет мышку. На виду у детворы крысу красят маляры. Пожарный носит кашку. Саша ела каску.
Игра «Распредели картинки» (сигнальные карточки)
На прищепках наклеены картинки нужно найти им место. Как вы думаете какой звук будет жить в этом домике? (с) А в этом домике? (ш). А чтобы правильно распределить нужно произнести слово и услышать какой звук слышится в этом слове ( с или ш) и прикрепить к нужному домику. ( Сапоги, стол, шуба, санки, шишка, автобус, собака, мышь, ананас, санки, кошка, шапка, машина)
3.Итог занятия
Какое у вас настроение? Как вы думаете мы подготовились к конкурсу? Кто нам помогал подготовится к конкурсу? Что мы для этого сделали? Где нам это пригодится? Лисичка говорит вам до свидания.
nsportal.ru
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Разделы: Логопедия
Цели:
- упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
- закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
- воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.
Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] — [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Заходит ребёнок, здоровается!
— Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)
— Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).
Упражнение “Качели”
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
— Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
— Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.
Упражнение “Накажем непослушный язычок”.
— Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.
Упражнение “Чашечка”.
Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)
— Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.
IV. Введение в тему. (Слайд 4)
— К нам сегодня пришёл ещё один гость — это кукла.
— Она сказала, что зовут её Фафа.
— Ты слышала когда – либо такое имя?
— А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.
— Поможем ей в этом?
— Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.
— И вот первое задание.
— Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.
V. Сообщение темы занятия.
— Как зовут нашу гостью? (Саша).
— Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?
— [С] и [Ш].
— Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.
— Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].
— Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)
Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.
— Сели в автобус. Садись на стульчик.
Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].
— Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.
— Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).
Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).
Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:
Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)
— Повторяй за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.
Са – ша – са Ус – уш – ус
шо – со – шо аш – ос – уш
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Са –са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)
— Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.
Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 — 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог — селим на первый этаж, если два слога — на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).
— Называй предметы, которые ты нашла.
4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)
Следующая остановка “Заменяй — ка”.Игра с мяом.
— Замени звук [С] на звук [Ш].
Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.
Са – ша со – шо су – шу Сы – ши ста – шта спа – шпа Сма – шма сла – шла сна — шна
Сутки – шутки миска мишка Каска – кашка касса – каша Маска – Машка плюс – плюш
5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)
Мы остановились у магазина.
— Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, — ой, — ые) Самолёт, слон, башня.
Про что можно сказать пушистый? (- ая, — ой, — ые) Кашка, собака, шапка, мишка.
— А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.
Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.
6. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)
Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)
— Необходимо выложить схему имени – Саша.
— Сколько слогов в слове Саша? Назови их.
— Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?
— Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
— Какие звуки во втором слоге?
8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.
Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)
Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).
Клоун – это …… У сосны огромный ………….. Кошка съела бедную …….. Снегурочка подарила Маше …… Малыш ест вкусную ……. У солдата большая ……..
9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.
Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)
— Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.
— Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.
— Назови звуки пропущенные в словах?
— А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.
VI. Итог занятия. (Слайд 18)
— Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] — [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.
Презентации.
20.11.2015
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]
25 Авг 2013 Автор EkaterinaТема:
Дифференциация «С» – «Ш».
Цель:
Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».
Печатание данных слогов.
Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
Учить соотносить звук с символом.
Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Игра «Скажи наоборот».
У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.
У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.
У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.
И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.
Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.
У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.
Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.
II. Знакомство с новой темой:
Артикуляционная гимнастика
Вкусное варенье;
Грибок;
Барабанчик.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Приготовьте руку.
Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.
Ветерок слабый!
Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!
Повторение стихотворения:
Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,
Притаилась мама – мышь.
«Не шумите, камыши!
Испугались малыши,
Разбежались кто куда,
Вот несчастье, вот беда!»
Игра «Угадай, чья песня».
«С» – это песня воды,
«Ш» – это песня змеи.
Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».
Игра «Дирижер»
Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.
Если опускаю вниз – песню воды.
Прочитайте слоги:
СА СО СУ ША ШО ШУ;
ША ШО ШУ СА СО СУ;
АР ОР УР АР ОР УР;
АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.
Прочитайте слова:
Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.
Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.
На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?
Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у Снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром
Повторение чистоговорок:
Ша – ша – ша – маша моет малыша,
Шу – шу – шу – я письмо пишу,
Ши – ши – ши – наши каши хороши,
Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,
Ши – ши – ши – зашумели камыши.
Прочитайте слоги:
РА РО РУ СМА СМО СМУ;
МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;
Выкладывание слогов под диктовку:
САШ СОШ СУШ;
ШУС ШОС ШАС;
Чтение предложений:
Марш хорош.
Саша хорош.
Маша хороша.
Шар хорош.
III. Итог.
Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?
Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!
Список литературы:
Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.
Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.
Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.
Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.
6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.
7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:
www.logolife.ru