Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. Многие знают, что порой автоматизация звука в речи ребенка занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому только ежедневный упорный труд дает положительные результаты. А для того, чтобы ребенку было интересно заниматься, очень важно провести занятие в интересной игровой форме, а еще лучше увлечь его в увлекательное путешествие со сказочными героями.

Надеюсь, что разработанный мною конспект подгруппового занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа)

Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.Оборудование: карандаши, листы с заданиями, сказочный герой мышонок Мыша.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения.
(появляется сказочный герой – игрушка мышонок Мыша)

2. Артикуляционные упражнения:

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение»,«Грибок», «Лошадка».

3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мыша и мышонок.? Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].


4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик.

– А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

– Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносимэтот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш мышонок Мыша шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Мыша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите мышонку Мыше все про звук [ш]. Какой он?

1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).

2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).

3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).

7. Развитие фонематического слуха.

– Мышонок Мыша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы».

Идет мышонок Мыша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:

Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.

– Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])

9. Звуко-буквенный анализ.

– Не успел мышонок Мыша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Мышонок поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мышонок охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем мышонку определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физминутка.

– Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети сидят на стульчиках, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая:

Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
(повторить 2-3 раза).

11. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Образование относительных прилагательных: А после того, как Мыша поиграл, он любит вкусно покушать.

Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие»?

Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

12. Игра «4-йлишний».

– Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами:

13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам».

Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш].

У Миши новая …
Папа едет на …
Даша нашла …
Маша помогает…

14. Загадки.

А сейчас, ребята, мышонок Мыша приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].

Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.

В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу.

Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица
Солнцу улыбается.

Кто я — догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.

Два брюшка, четыре ушка.

Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …..

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кто это?

15. Итог логопедического занятия.

– Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.

Коробцова Елена Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ Краснокаменский д/с №5 «Капелька»,
Курагинский район, Красноярский край


 Loading …

logoportal.ru

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

Конспект

логопедического занятия

по автоматизации звука [Ш]

Тема:

Автоматизация звука [Ш].

Цель:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].

2. Коррекционные:

  • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях и текстах;

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;

  • развивать фонематический слух;

  • развивать речевое дыхание;

  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  • закрепить умение определять место звука в слове;

  • развивать умение соединять звуки в слова;

  • развивать внимание, память, мышление;

  • упражнять в согласовании существительных с числительными;

  • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;

  • воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.

Оборудование:

предметные картинки, игрушки главных героев.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Орг. момент

– В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его:

«Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».

– Отправимся в гости? 

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

– Да.

Дети садятся на стулья.

2. Развитие фонематического слуха

– Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Логопед достаёт игрушки

(Мишку и Машу).

– В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? 

Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.

– Звук [Ш].

3. Объявление темы занятия

– Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).

4.Артикуляционная гимнастика

– Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

– В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

– Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

– Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

– Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).

 Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

– Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 1520 раз.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

5. Произношение изолированного звука

– Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят

(Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].

6. Анализ артикуляции

– Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?

– Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».

7. Характеристика звука

– Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? 

  • Какая преграда у звука [Ш]? 

  • Звонкий или глухой? 

  • Твёрдый или мягкий? 

  • Каким цветом обозначаем? 

– Найдите на доске символ звука [Ш].

  • Согласный;

  • Зубки, язык;

  • Глухой;

  • Твёрдый;

  • Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

8.Связь звука с буквой

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

– Вот домик, где живёт наш звук [Ш].

– Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш, ш. Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш)

9. Закрепление звука в слогах

(Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.)

– В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? 

– Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается

(опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо – ша – ша 

аш – уш – уш – уш 

– Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши 

шта – шту – шты – што 

– Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

– А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.

ша – аша – ша – аша

уш – ушу – уш – ушу

– Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.

ша – шо – шу – ши

аш – ош – уш – иш

– Листопад.

– Шо.

– Аш.

– Ша, ши.

– Шта, што.

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:

ша – аша – ша – аша

уш – ушу – уш – ушу

Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу – ши

аш – ош – уш – иш

10. Закрепление звука в словах

– Ребята, посмотрите наша знакомая змейка ползёт… И по – моему ей нужна наша помощь…

– Поможем ей доползти до её домика?

– Надо назвать картинки чётко проговаривая звук [Ш].

11. Звуковой анализ и синтез слов

– В благодарность наша змейка предлагает поиграть с ней в игру. Готовы?

– Игра называется «Найди слово». Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем змейке определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме. 

12. Физминутка

Упражнение на внимание

«Тик-так, Маша, проснись».

– Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.

Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.

13. Закрепление звука в предложении

– Наша Маша идёт по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у неё получается:

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу — я письмо пишу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Аш-аш-аш- дайте срочно карандаш.

Уш-уш-уш- я приму теплый душ.

Иш-иш-иш- у меня малыш.

Ошка-ошка- на окошке кошка.
– Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки?

Дети чётко проговаривают рифмы – предложения со звуком [Ш].

13. Закрепление звука в тексте

– Маша, молодец. Но Мишка тоже умница. Посмотрите ребята, он нам приготовил текст с картинками. Нам надо повторить предложения, заменяя картинки словами. А потом пересказать его с самого начала. Справитесь?

Дети повторяют предложения, заменяя картинки словами.

14.Домашнее задание

Выполнить упражнение «Раскрась звуковую схему»

15. Итог занятия

– Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

– В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

– Что было трудным для вас?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей

– Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

– Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком [Ш].

– Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка.

– ш, а, р, ы (шары).

Детям дарят воздушные шары.

infourok.ru

Конспект логопедического занятия на тему “Автоматизация звука [ш]”

КОНСПЕКТ логопедического занятия

Тема: Звук Ш.

Цель: Автоматизация звука [ш] в словах. Введение звука [ш] в словосочетания. Развитие фонематических процессов.

Задачи:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

  2. Автоматизация звука [ш] в словах;

  3. Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах;

  4. Введение звука [ш] в словосочетания;

  5. Формирование навыка звукового анализа;

  6. Развитие мелкой моторики;

  7. Развитие словесно-логического мышления;

  8. Развитие внимания.

Оборудование:

  1. Картинки для проведения артикуляционной гимнастики.

  2. Картинка мышонка.

  3. Картинки двух гномов.

  4. Карточки для загадок.

  5. Предметные картинки со звуками [ш], [с].

  6. Пособие «Накорми мышку сыром».

  7. Мяч.

Речевой материал: слова, словосочетания.

План занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы занятия.

  3. Артикуляционная гимнастика.

  4. Динамическая пауза.

  5. Автоматизация звука [ш] в словах.

  6. Формирование навыка звукового анализа.

  7. Дифференциация [с] – [ш] в словах на слух.

  8. Введение звука [ш] в словосочетания.

  9. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л: Здравствуй, Дима!

Р: Здравствуйте!

Л: Садись. Готовься к занятию.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Помнишь, с каким звуком мы подружились на прошлых занятиях?

Ребенок: Ш-ш-ш

Логопед: Правильно! А сейчас я расскажу тебе сказку.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Невоспитанный мышонок

Жил в лесу невоспитанный мышонок «Язык блинчик». Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить « Наказать непослушный язычок». Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и отправился со всеми здороваться. Видит, зайчик на качелях качается. «Качели».

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Мышонок решил на маленьких качелях покачаться. «Маленькие качели».

Улыбнулся зайчик «Улыбочка» и пригласил мышонка чай попить «Чашечка». Обрадовался мышонок, выпил чая, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был. И с ней он поздоровался. А потом решили они силой помериться «Язык-штангист». Но мышонок сильнее оказался.

Долго мышонок бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки. «Горка».

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили. «Заборчик». Увидел он на дереве – летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» Тут мышонок вспомнил, что мама его дома ждет и стал думать, как быстрее до дома добраться, чтобы мама не волновалась. А летучая мышь и говорит: «возьми этот парашют, быстро долетишь» «Парашют». Поблагодарил мышонок летучую мышь и вмиг до дома долетел.

  1. Динамическая пауза.

Звериная зарядка.

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала.

  1. Произнесение звука изолированно.

Л: Дима, ты помнишь, какую песенку поёт ветер?

Р: Ш-ш-ш-ш-ш

Л: Молодец!

  1. Автоматизация звука [ш] в словах.

Дима, мышонок очень любит загадывать загадки. Давай попробуем их сейчас отгадать (ребёнок отгадывает загадки, логопед сопровождает загадки картинками).

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл – (Штаны).

Пошуршу еще немножко,

Пусть понервничает кошка.

Ведь её я не боюсь,

Мигом в норке растворюсь.

Не смотри, что мала ростом,

Обману я кошку просто,

Как зовут меня, малыш?

Серый шалунишка – (Мышь).

Длинножка хвалится:

— Я ли не красавица?

А всего-то —

Косточка, да красненькая кофточка! – (Вишня).

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается – (Кошка).

Я в пруду живу с подружками.

Лакомлюсь жучками, мушками.

Песню «Ква» я запеваю.

Все меня отлично знают – (Лягушка).

  1. Формирование навыка звукового анализа.

Дима, давай теперь накормим нашего мышонка сыром. Называй картинку на кусочке сыра и в одну тарелочку клади кусочек, где песенка ветра в начале, в другую, где песенка ветра в середине и в третью, где песенка ветра в конце.

Умница! Теперь наш мышонок будет сыт.

  1. Введение звука в [ш] словосочетания.

Сейчас я буду бросать тебе мячик и говорить не одно слова, а два. Лови мячик и повторяй все слова за мной.

Наша школа, швейная машинка, шёлковая шаль, шумят камыши, ковш каши, наш душ, пышная плюшка, душистые ландыши, наша бабушка, большая ромашка, острый карандаш, шипы шиповника, большой шмель, шины для машины, пшенная каша.

Молодец!

8.Дифференциация [с] – [ш] в словах.

Дима, к нам в гости пришли два гнома: Смешник и Шутник. Они перепутали свои любимые картинки и поругались. Давай им поможем. Смешник любит картинки с песенкой киски, а Шутник с песенкой ветра (ребёнок называет, что изображено на картинке и в одну сторону складывает карточки со звуком [ш], в другую – со звуком [с]).

Отлично, ты справился с заданием.

9. Итог занятия.

Л: Ты сегодня очень хорошо занимался. Какую ещё песенку мы с тобой вспомнили?

Р: Киски, С-с-с.

Л: Молодец! Отлично сегодня поработал, награда твоя. Повторяй дома упражнения и выполняй домашнее задание.

kopilkaurokov.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический   слух;   силу   ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».  

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой:   мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

дорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один – много»:

шуба- шубы, машина-   шкаф-   шапка-   подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок                          Мышка моется под душем,

наш веселый …                                     моет хвостик, моет…              

Вот бежит малышка                              Зашуршали тихо шины –

Серенькая …                                         Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?

dohcolonoc.ru

Конспект открытого занятия”Автоматизация звука [ш] в слогах, словах.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Провела:

учитель–логопед Чудакова Е. А.

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

– закрепить навык правильного произношения звука [ш],

– учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

– развивать речевое дыхание,

– развивать фонематическое восприятие,

– учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

– упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

– упражнять в согласовании существительного с числительным,

– обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

– развивать дикцию, интонационную выразительность,

– продолжать развивать память, мышление, внимание,

– формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка – смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки – задания.

Ход занятия

I Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

– Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?

(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).

– Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Шарики – смешарики.

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Учащиеся сами называют имена героев).

II. Развитие фонематического слуха.

– Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

– Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.

– Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).

III. Артикуляционная гимнастика.

– Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться ( проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

IV. Автоматизация изолированного звука [ш]

– По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

V. Акустика – артикуляционная характеристика звука.

– А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

– Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

– Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

– Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).

VI. Автоматизация звука[ш] в слогах.

– Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША АШ – АШ – АШ

ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ – ОШ

ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ – УШ

ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ – ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII. Автоматизация звука [ш] в словах.

Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.

Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).

VIII. Физ. минутка

IX. Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).

– Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)

X. Итог занятия. Домашнее задание.

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

infourok.ru

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш]

Разделы:
Логопедия


Цель занятия: развитие правильного произношения звука [ш] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • автоматизировать звук [Ш];
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза
  • обогащать словарь
  • упражнять в образовании множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, слуховую память;
  • развивать логическое мышление;

Коррекционно-воспитательные:

  •  формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:  игрушки: кукла, мышка и мишка; фломастер с ребрами, картинка-лабиринт, предметные картинки на заданный звук, мяч, дидактическая игра “Логопедическое лото”(определение позиции звука в слове).

Ход занятия

I. Организационный момент

 Логопед: К нам пришла в гости кукла Даша, приглашает нас на прогулку в лес. Там живут ее друзья? Как ты думаете кто? Каких диких животных вы знаете?

Ребенок: перечисляет диких животных.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия.

Л: Молодец! Ты верно назвал мне диких животных, которых можем увидеть в лесу. А друзья у Даши мышка и миша.

Дашшша, мишшша, мышшшка – какой одинаковый согласный звук ты слышишь в этих словах?

Р: звук Ш.

Л: Давай с тобой отправимся с Дашей в гости к ее друзьям, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.

2. Развитие мелкой моторики.

Л: Упражнение «Ладошки». Берем фломастер (с ребрами, не круглый!) и катаем его в ладошках (от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой).

А теперь покажи мне правую руку. Упражнение  «Пальчики здороваются». Поочередно кончиком большой пальца правой руки касаться кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца в прямом и обратном порядке. А сейчас покажи левую руку. Делаем это же упр. Молодец! А теперь на двух руках одновременно. Глазки закрыли, а пальчики продолжают здороваться.

3. Артикуляционная гимнастика.

Л: А теперь выполним упражнения для язычка. Какие упражнения нам нужны, чтобы правильно и красиво произносить этот звук?

“Улыбка-хоботок”

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед.

“Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

“Чашечка”

Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!

“Вкусное варенье”

Нашей Даше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

4. Звукокоподражание.

Л: Теперь мы готовы отправляться  гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.

5. Проговаривание слогов.

Игра «Эхо»

ша – шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша

6. Проговаривание слов.

Игра с мячом «Один – много».

Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы,
машина-машины.

7. Развитие фонематического слуха.

а) Л: Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш]:

ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.

Л: Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш]:

шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш. 

б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).

Л: Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

9. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игра «Прятки»

Л: Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку,  и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки,  и просит ребенка вернуть их на месть)

10. Итог занятия.

Отгадай загадки:

На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).

Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

Л: Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)

4.10.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

Цель:

– закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи;
– развивать фонематический слух, звуковой анализ; развивать логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки  с изображением вишневого варенья, грушевого  компота, пшенной каши, шоколадного мороженого.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика

–  Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мышик. Он никому не говорил “Доброе утро” . Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить и  мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором.

Упражнение «Забор»

Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил Мышика морковкой. Обрадовался мышонок, побежал  дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

Упражнение «Бублик»

Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал : “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел, высунув язычок.

Упражнение « Уставший язычок»

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним зайчик и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай.

Упражнение « Чашечка»

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– К нам в гости пришел этот Мышонок Мышик. Какие звуки повторяются в словах Мышик и Мышонок?


– Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии  мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается   вверх)

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

– А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]?

Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук  шшшш.

– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах.

– Ребята, наш гость Мышик очень страшный шалун. Залезает он за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Мышка!!!”, – кричат все пугаясь.

– Ребята, как шуршал Мышика? (шу-шу-шу)

– Верно,  произнесем по цепочке: шу – шу – шу.

– А теперь, выделяя первый слог ШУ-шу-шу.

– Последний слог шу-шу-шу.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

5. Характеристика по акустическим признакам.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

6. Формирование фонематических представлений.

Играем в игру «Найди  звук». Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши.  Мышонок Мышик любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи.  Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет!

7. Произношение звука [ш] в скороговорках.

ыш-ыш-ыш-шумит под лавкой мышь.
шей-шей-шей-я боюсь мышей
ыш-ыш-ыш-боится кошки мышь
ошка-ошка-ошка-лови мышку кошка

– Молодцы.

8. Развитие звукового анализа и синтеза.

– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мышик?
–  Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове..

9. Физкультминутка

– Ребята Мышонок Мышик очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в нее. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутыми в локтях руками, будем двигаться по комнате, произнося звук ш за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”.
10. Развитие звуко-слогового анализа.

–  Когда мышонок шумит, то  мы слышим ШУМ. Давайте разберем это слово по звукам
– ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»?
– ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум?
– ШУМММ. Какой третий звук в слове шум?
– Назовите все звуки по порядку.
– Назовите гласный звук.
– Назовите согласные звуки.

Дети выкладывают звуковую схему слова.

11. Согласование существительных с прилагательным. Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

– А после того как Мышик поиграет, он любит вкусно покушать. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое?

– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?

– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?

– Пшенная.

– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?

– Верно, шоколадное. А вы, ребята любите вкусно покушать?

Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

12. Произношение звука [ш] в предложениях.

– А сейчас посмотрите внимательно на картинки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.

– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мышик остался очень доволен вами.

13. Итог занятия.

– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

–  Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук)

– Чем мы еще занимались на занятии?

– Понравилось ли вам занятие?

Волконская Татьяна Викторовна,
учитель-логопед ГОУ д/с № 2313, г. Москва


 Loading …

logoportal.ru

Советы рукодельницам