Конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Содержание

Конспект урока по литературному чтению

Автор учебника:  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 

Тема урока: Русская народная сказка  «Сивка- бурка»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с содержанием сказки.

2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Задачи:

Образовательные: путём наблюдения.

Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно — логического мышления, памяти, наблюдательности; умение рассуждать, анализировать; развивать устную речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД:

* общеучебные – ознакомление с рассказом  Н.Носова «На горке»; осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; логические – построение рассуждений.

Оборудования и технические средства обучения:  учебник, презентация, выставка книг.

Ход урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

На урок нужен учебник, дневник, пенал.

Эмоциональный настрой

Актуализация новых знаний

-Как называется большой раздел, из которого мы читали произведения на последних уроках литературного чтения?

Что значит устное?

-Что значит народное?

-Что значит творчество?

-Какие произведения входят в этот раздел?

-Какие произведения из этого раздела читаем сейчас?

-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши знания на практике.

-Наши последние сказки какого жанра?

-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?

-Какая это сказка?

Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Развитие речи

Поиск и выделение необходимой информации

Умение договориться, слушать, оценивать товарищей

Подготовка к первичному восприятию текста

Давайте докажем, что это сказка.

-По каким признакам это можно определить?

-Есть ли в нашей сказке зачин?

-Какие еще зачины бывают?

-Есть ли концовка?

-Какие еще концовки бывают?

-Есть ли троекратные повторы?

-Дома вы должны были в тексте найти сказочные слова и выражения.

Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.

Выборочное чтение.

Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

Свободно выражать своё мнение

Слушать товарищей

Проверка первичного восприятия текста

– Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.)

– Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».)

– С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.)

– Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки?

Определяют вид жанра, доказывают своё мнение

Объясняют смысл непонятных слов, лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника

Умение определять жанр произведения

Умение пользоваться толковым словарём

Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

  

Вторичное восприятие  произведения, анализ, выборочное чтение

 

-Какой пункт плана соответствует эпизоду, который сейчас прочитали?

-Кто же оказался настоящим героем?

-Для чего он прошел испытания?

-С каким древним обрядом это связано?

-Отправляется ли на это испытание  наш герой?

-А как же он приобретает волшебную силу?

-Можно ли сказать, что Сивка – бурка – герой-помощник?

-А как его назовем?

-Волшебный помощник здесь нужен, ведь это один из способов приобщения к потустороннему миру. Он состоит в том, чтобы разыграть поглощение человека животным.

-В каких еще сказках встречались с волшебными помощниками?

-Итак, Иван прошел испытания и

обрел волшебную силу. Поэтому только он смог выполнить условия царя. Какое?

-Смог ли он сразу жениться?

-Как усложняется сюжет?

-Узнали ли Ивана братья?

-Почему они смеялись над Иваном?

-Согласны ли вы с мнением братьев?

-Какие еще вопросы вы хотели бы задать своим товарищам?

-Какие лучшие черты характера человека вложил народ в образ Ивана-главного героя сказки?

Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста

 

Придумывают заголовок, составляют план

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Умение ориентироваться в тексте

Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению

Оценивать и себя и товарища

Рефлексия

Кому было интересно на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Когда было трудно?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

-Закрасьте первый квадратик цветом, соответствующим вашему настроению в начале урока, а второй в соответствии с вашим настроением в конце урока.

Подводят итог урока

Рефлексия способов и условий действия

Умение находить главное

Самооценка на основе критерия успешности 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по литературному чтению на тему «Сивка-бурка»

Регулятивные: сохранять учебную задачу в течение всего урока;

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Вспомните, какую сказку мы начали изучать на прошлом уроке?

Верно

Вспомним черты разных видов сказок.

Какие черты у волшебной сказки?

Какие черты у бытовой сказки?

Какие черты у сказки о животных?

Проверка домашнего задания.

С. 40-41.

«Сивка-Бурка»

Есть волшебство, герои злодеи, необычные (волшебные) испытания, волшебные предметы

Герои-простые люди, смешные ситуации и.т.

Герои-животные, животные разговаривают, сильный защищает слабого

3 мин.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы

Проверим ваши предположения

На доске

Попробуем определить к какому виду сказок относится сказка «Сивка -Бурка»

Главный герой сказки является кем?

Это признак, какой сказки?

Герой, который помогает главному герою, является кем?

Это признак, какой сказки?

Есть ли волшебство в сказке?

Это признак, какой сказки?

К какому же виду сказок относится «Сивка-Бурка»?

Простым человеком, бедняком

Бытовой

Животным, которое умеет разговаривать

Сказки о животных

Есть

Волшебной

Мы не знаем

6 мин.

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Познавательные:Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы

Попробуем точно определить, к какому виду относится эта сказка

Предположите тему урока

Какова будет цель урока?

Составим план нашего урока, чтобы достичь цели:

Физминутка

Буратино подтянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать.

Нужно на носочки встать.

«Сивка-Бурка. Особенности сказки»

Продолжить чтение и анализ волшебной сказки «Сивка-Бурка»

1. Продолжим чтение сказки

2.Проанализируем прочитанное

3.Узнаем к какому виду сказок относится «Сивка-Бурка»

3 мин.

Познавательные УУД:

осуществлять фиксацию выборочной 
информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью ИКТ.

строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Регулятивные УУД:

— Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение.

— Формулировать выводы из изученного материала,

Почему мы называем это произведение сказкой? Найдем все ее признаки.

Поработаем над сказкой. Откройте учебник на стр.43

Следите за моим чтением.

Чтение отрывка учителем выразительно

Зачем Иванушка едет к Елене прекрасной?

Кем стал Иванушка, когда вылез из левого уха коня?

Верно

Продолжает чтение «имя ученика»

Достал ли Иванушка до царевны?

Почему?

Зачем Иванушка заново превратился в Иванушку-дурачка?

Продолжает чтение «имя ученика»

Зачем Иванушка набрал мухоморы?

Как вы думаете, является ли Иванушка действительно дурачком?

В сказке сказано, что Иванушка сел на печь

Вы знали, что печь в старину служила не только для изготовления пищи ?

В старину печь была центром дома, от неё шло все тепло. Протопленная печь очень хорошо держала тепло, но к утру места у наружных стен все же выстуживались. А поскольку места на печи всем не хватало, спать на печи оставляли детей, стариков или больных. Прогревание на печи очень хорошо помогало раньше и действенно при простудных заболеваниях.

Продолжает чтение «имя ученика»

Зачем Иванушка спрашивает у братьев?

Какое отношение у братьев к Иванушке?

Правильно ли это? Почему

Чтение отрывка учителем выразительно

Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле?

Прочитаем еще раз этот отрывок по цепочке с первого ряда.

Молодцы

Продолжает чтение «имя ученика»

Почему ни кто не скачет к царевне?

А почему же Иванушка не боится?

Чтение отрывка учителем выразительно

Читать продолжим по ролям

Автор «имя ученика»

Иванушка «имя ученика»

Братья «имя ученика»

Сколько дней братья приезжали к царевне?

Является ли это подтверждение, что «Сивка-Бурка»это сказка?

Чтение отрывка учителем выразительно

(Примерный ответ. 1. В сказке есть зачин. (Зачитывают.)

2. Есть сказочные герои. Это Сивка-Бурка.

3. Есть волшебство: Иван влезает в правое ухо коню, вылезает из левого и превращается в молодца. Значит, это волшебная сказка. 4. В сказке есть троекратный повтор: 3 сына; 3 раза сторожили пшеницу; трижды пытался доскочить до царевны. 5. Есть сказочная концовка: «Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».)

Хочет посмотреть на царскую дочь

Молодцем

Не достал

Сивка-Бурка не достал на три бревна

Что бы братья ни чего не заподозрили

Что бы перед братьями казаться дурачком

Нет

Не знали

Хочет убедиться, не узнали ли братья его

Пренебрежительное, они смеются над ним

Не правильно, Иванушка больной человек

Нет. Это сказка

Они боятся, искалечатся

Он храбрый

3

Да, это троекратный повтор

20 мин.

Познавательные УУД:

Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Регулятивные УУД:

формирование положительной мотивации учения

Вернемся к главной цели урока, мы должны были определить к какому виду сказок относится «Сивка-Бурка»

Какие признаки вы еще нашли?

Какой можно сделать вывод?

Ребята, посмотрим у себя в тетради, что такое волшебная сказка?

Что мы можем сказать о нашей сказке?

Мы достигли цели нашего урока?

волшебные предметы, волшебные поступки, превращения.

«Сивка-Бурка» волшебная сказка

Читают что такое волшебная сказка

Что она волшебная

Да

5 мин.

infourok.ru

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе сивка — бурка


Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»
города Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся
Планируемые результаты
Предметные:
научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»
и «зло» Метапредметные:
познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения Личностные:
выражают собственные чувства при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных
задач при работе с художественным произведением
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки
Структура урока
Этап у

educontest.net

Русская народная сказка «Сивка- бурка»

Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка».

Цели урока: — Ознакомить учащихся с содержанием текста сказки;

— Учить анализировать поступки героев;

-Учить находить отрывок по вопросу;

— Обогащать словарный запас учащихся;

— Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;

— Развивать внимание, память, воображение, речь учащихся;

— Воспитывать уважение, доверие к ближнему, честность.

Оборудование: Выставка книг русской народной сказки «Сивка-бурка»;

Учебники; иллюстрация художника В.Васнецова.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  1. Рефлексия.

Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу.

  1. Подготовка к работе на основном этапе.

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Листочки» (Держа в руке листик на ниточке, произвести

вдох и подуть на них.

Струя воздуха длительная и холодная.)


  1. Артикуляционная гимнастика.

а) Упражнения для расслабления языка:

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять! ( «Блинчик»)

б) Упражнения для переключения языка:

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся. ( «Иголочка»- «Лопаточка»)

в) Упражнения для подвижности языка.

«Лошадка».


  1. Работа над интонацией.

Прочитайте то, что написано на доске:

«Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом-разумом смекай да на ус мотай.»

-Прочитайте «жужжащим» чтением. Что это? (Пословица)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Сказки читать полезно, мы можем многое из них узнать. Они чему-нибудь учат.)

-Назовите в этой пословице имена существительные. ( Кашу, сказку, умом-разумом, ус).

-А теперь давайте прочитаем эту пословицу, выделяя голосом эти имена существительные.

4. Развивающее задание. «Найди спрятанное слово».

— Ребята, среди букв спряталось слово. Найдите его, подчеркните и прочитайте.

К А Р Н И В С К А З К А П Р И С К


  1. Проверка домашнего задания.

У кого ты ни спроси-

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его …(Иван).

— Какие вы знаете сказки с этим героем? Назовите их.

— Дома вы должны были подготовить пересказ от имени одного из героев сказки.
IV. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, в которой главный герой является Иван.
V. Знакомство с содержанием сказки.

1. Первичное чтение (читают учитель и хорошо читающие ученики).

2. Первичная проверка понимания.

— Понравилась вам сказка?

— Какие чувства вы испытали, слушая её?

-Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

3. Словарная работа.

-Ребята, слушая сказку, вам смысл всех слов был понятен?

ВЕЩИЙ КАУРКА- вещий, то есть предсказатель будущего; каурка- это масть лошади, светло-каштанового, рыжеватого цвета;

КЛИКАТЬ- звать;

ХУДАЯ ОДЕЖОНКА- старая одежда;

ДОБРАЯ ПШЕНИЦА- хороший урожай.
VI. Физкультминутка.

-Вы, наверное, устали? –Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели: Ш-ш-ш.

Пошипели, помолчали.

И, как зайцы, поскакали

И за кустиком пропали.
VII. Деление сказки на части. Работа над содержанием первой части сказки.

1. Беседа по содержанию.

-На сколько можно разделить нашу сказку? (На пять частей.)

-Давайте определим первую часть сказки. Прочитайте её. (Дети читают до слов «Скоро после этого разослал царь гонцов..)

-Что мы узнаём из зачина сказки? (Мы узнаём, что у старика было 3 сына. Он посеял пшеницу. А её кто-то стал мять и топтать.)

— Не напоминает ли вам начало этой сказки какую-нибудь из прочитанных сказок? (Сказка «Иван-царевич и серый волк».)

2. Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте отрывки в тексте:

а) Как стерёг пшеницу старший брат? ( Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? ( На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кто же им оказался?

г) Найдите описание коня? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

3. Чтение по ролям.

Давайте прочитаем разговор Иванушки с конём. (учебник, с.41)


  1. Словесное рисование.

Мы с вами познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?
VIII. Домашнее задание.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части.

Слабым учащимся: прочитать 1 часть сказки.

Всему классу: нарисовать иллюстрацию к сказке.
IX. Итог урока.

Вспомните ещё раз сказку. Какова основная мысль сказки? ( Не бросай слов на ветер.). С каким настроением уходите с урока?

100-bal.ru

«Конспект урока по литературному чтению на тему «Сивка-бурка»


Конспект урока по литературному чтению
Используемый учебно-методический комплект: «Школа России».
Учебный предмет: литературное чтение
Класс:3 «А»
Тема урока: «Особенности волшебной сказки «Сивка-Бурка»
Цель урока: узнать особенности сказки «Сивка Бурка»
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристикагероев сказки.
Умения: пользоваться элементарными приёмами анализа текста; самостоятельно читать произведение, понимать главнуюмысль;
Метапредметные:
Познавательные УУД:определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; схемы и т. д.; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок;сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
Коммуникативные УУД:высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; l участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
Регулятивные УУД: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданнойзадачей; читать в соответствии с целью чтения; оценивать свои достижения и результаты сверстников; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
Личностные УУД: развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; •ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Ресурсы
Для учителя: учебник УМК «Школа России» 3 класс 1 часть (стр.43-46), мультимедийная доска
Для ученика: учебник УМК «Школа России» 3 к

schoolfiles.net

Технологическая карта урока « Русская народная сказка «Сивка-Бурка»», ФГОС

 

Урок литературного чтения 4 класс.

Подготовила: Габдулинова Лейля Мирамовна.

Тема урока: Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Тип урока: чтение и анализ художественное произведение.

Цель урока: ознакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”

Задачи урока:

Обучающая: учить давать оценку поступкам героев; вспомнить структурные элементы сказки.

Развивающая: расширять круг чтения, формировать осознанной мотивации чтения;

Воспитывающая: воспитывать систему нравственных и эстетических ценностей.

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивать свои поступки на основе сопоставления с героем произведения;

Регулятивные:

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданной цели;

Познавательные:

-применять известные понятия к новому материалу;

-формулировать выводы.

Коммуникативные:

-выражать свои мысли в устной речи;

-сопоставлять свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе, с мнением одноклассников.

:

Оборудование урока:

Презентация, Учебник Н.А. Чураковой. Литературное чтение 4 класс. 2 часть. Перспективная начальная школа.

Ход урока

Название этапа: организационный момент

Задача: проверить готовность детей к работе

Метод: словесный

Приемы: слово учителя

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

– Сейчас у нас урок литературного чтения.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

  

Название этапа: мотивационный этап

Задача: мотивировать учащихся к учебно-познавательной деятельности

Метод: словесный

Прием: побуждающий диалог

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв?

– А как эти слова могут быть связаны между собой?

Сказка, народ

Народная сказка


 


 

Слайд 2


 

Слайд 3

Слайд 4

Название этапа: проверка домашнего задания

Задача: проверить домашнее задание

Метод: опрос

Отводимое время: 5 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, а вы помните какое, домашнее задание вам было задано?

-Какое?

-По какому плану вы составляли характеристику героя?

-Посовещайтесь в группах, и составьте общий план.

-Да

-Нам нужно было составить план характеристики литературного героя.

Учащиеся озвучивают свои планы

Учащиеся совещаются и составляют единый план.

1. Описание внешности.

Слайд 5

-Запишите план в тетради и позже мы им воспользуемся.

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь – о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

 

Название этапа: Подготовка школьников к восприятию литературного произведения (подготовительный).

Задача: создание установки на чтение и восприятие произведения

Метод: беседа

Отводимое время: 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, а вы знаете значение слова сивка-бурка.

-Где вы встречали эти слова?

-Ребята, а что же такое русская народная сказка?

-Подумайте, какова же тема сегодняшнего занятия?

-Да

Ответы детей (появление на слайде значения)

Сивка-бурка — лошадь сивой масти; также распространённая кличка деревенской лошадки.

-Эти слова встречаются в названий, русской народной сказки.

— это сокровище народной мудрости.

-Познакомится с русской народной сказкой «Сивка-бурка».

Слайд 6

Название этапа: первичное восприятие школьниками текста

Задача: самостоятельное восприятие учащимися текста, а также мотивация к анализу произведения

Метод: чтение текста

Приемы: чтение произведения учителем вслух, чтение произведения специально подготовленными детьми.

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Сейчас, я вам прочитаю сказку «Сивка-бурка»(чтение учителем вслух; чтение специально подготовленными детьми;).Слушаем внимательно.

Слушают сказку

Слайд 7

Название этапа: выявления специфики восприятия

Задача: определить, как эмоционально школьники откликнулись на произведение

Метод: объяснительное чтение

Приемы: вопросно-ответная беседа

Отводимое время: 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Понравилась ли вам сказка?

-Какие чувства вы испытали при слушание сказки?

-В какие моменты вы испытали эти чувства?

-Да

-Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех.

-Ответы учащихся.

 

Название этапа: постановка учебной задачи

Задача:

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Ребята, найдите в тексте 3 самых главных действий которые совершил Иванушка-дурачок

— Ваша задача сделать иллюстрации к этим событиям. И на это задание вам дается 2 минуты.
— 1-ый ряд выполняет иллюстрацию к первому событию,

2-ой ряд ко второму событию и 3-ий ряд к третьему событию.

-Подумайте, и расскажите, как поступили бы вы? (учитель спрашивает 2-3 человека).

1) Когда он поймал Сивку – бурку

2) Когда допрыгнул до Елены Прекрасной

3) Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный

 

Название этапа: физминутка.

Задача: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Метод: практический.

Приемы: упражнение.

Отводимое время: 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

. Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Выполняют физминутку

 

Название этапа: перечитывание и анализ художественного произведения

Задача: решение поставленной проблемы

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, а теперь посмотрите н6а слайд, в правильной ли последовательности расположены иллюстраций к фрагментам сказки?

-Давайте озаглавим каждый фрагмент сказки.

-Давайте поближе познакомимся с главным героем сказки. Что вы узнали о младшем брате? А почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет «дурак»? Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

— Что же отличает его от братьев? Какой он?

Какое испытание должны пройти герои? Какими же качествами надо обладать, чтобы пройти это испытание?

-А есть ли в этой сказке помощник? Кто он?

Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

-Как описывает сказитель Сивку-бурку?

-Как заканчивается сказка? Получает ли герой свою заслуженную награду? Почему?

-Нет, исправляют ошибки.

— 1) Знакомство Ивана с Сивкой-Буркой.
2) Перевоплощение Ивана с помощью Сивки-Бурки и добыча кольца у Елены Прекрасной.
3) Свадьба Иванушки с Еленой Прекрасной.

Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой.

далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.

-Сивка-бурка.

— читаю эпизод (один школьник читает вслух).

Читают фрагмет. В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким

 

Слайд 8

 

молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

 

Название этапа: обобщения

Задача: помощь учащимся в осмыслении читательской позиций

Метод: практический

Приемы: упражнение

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?

— Давайте, вместе придумаем новую сказку.

  

Название этапа: Домашнее задание

Задача: закрепление умения учащихся на уроке

Метод: словесный.

Приемы: беседа.

Отводимое время: 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Составьте викторину в количестве пяти вопрос.

Записывают домашнее задание

 

Название этапа: Итог урока. Рефлексия

Задача: подведение итогов деятельности учеников

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Вывод: Что же получается, сказка с одной стороны говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны для этого оказывается еще необходимо чудо.

Сказка знает жизнь, но она может вместе с нами помечтать.

— Меня особенно удивило, как …

— Меня взволновало, что …

— Никогда не забуду, как …

Ответы детей

Слайд 9

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

урок литературного чтения в 3 классе сказка сивка бурка презентация

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов п/п Тема урока Количество часов Дата Примечания 1. Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире,

Подробнее

Урок по литературному чтению

Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных

Подробнее

Программа кружка «В мире сказки»

Программа кружка «В мире сказки» Пояснительная записка Обеспечивая детям социально-коммуникативное развитие, как одну из образовательных областей ФГОС, особое внимание необходимо уделить формированию моральных

Подробнее

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ и ЮНОШЕСКОЙ КНИГИ

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ и ЮНОШЕСКОЙ КНИГИ (Дату и время проведения мероприятия уточнять в библиотеке вашего населенного пункта) п/п Название мероприятия Дата и время проведения Место проведения ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой,

Подробнее

Пояснительная 2 записка

Пояснительная записка Программа по литературе, реализующая стандарты второго поколения, предполагает существенные изменения в организации учебного процесса. Прежде всего, это касается наличия обязательного

Подробнее

Проект «Хорошая книга наш друг»

Проект «Хорошая книга наш друг» Старший дошкольный возраст Срок реализации: 2 недели. Актуальность проекта: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить

Подробнее

конспект урока по чехову мальчики

11 мар 2013. umesccati.narod2.ru, чехов мальчики рассказ, Джон Брзенк на видео,. Конспект урока литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов.. 7981713957 Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.П.

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная учебная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность

Подробнее

Сентябрь Библиотека школы 224 Москва

Библиотека школы 224 Москва Бюллетень новых поступлений Книги для младшего школьного возраста Дорогие ребята, уважаемые родители! Предлагаем вам познакомиться с новинками детской литературы, поступившими

Подробнее

кроссворды по здоровью для 5-го класса

Отдельный раздел содержит разработки уроков физической культуры для учеников 5-го класса. В приложениях приведены комплексные тесты для. 0286179994 Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Данная программа «В гостях у зарубежных друзей» предназначена для детей 7-8 лет. Известно, что у детей данного возраста очень хорошо развита слуховая память. Они могут запомнить

Подробнее

Поурочно-тематический план

Поурочно-тематический план Этап обучения: Предмет: 3 параллель Литературное чтение Название: поурочно — тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Пери од Тема урока урока Домашнее на Контроль

Подробнее

Проект «Ребенок и книга»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2070» (ГБОУ Школа 2070) 142770, г. Москва, п. Сосенское пос. Коммунарка Телефон: (495)817-8802

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе

Подробнее

«Ты имеешь право» Игра-викторина 5-8 кл.

Калининградская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара АФИША ДЕКАБРЬ ’14 День Героев Отечества «Герой нашего времени» Урок мужества День Конституции Российской Федерации Рождество и Новый год «Ты

Подробнее

docplayer.ru

Советы рукодельницам