Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему «Что такое погода?»
Конспект урока по окружающему миру
2 класс
( Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс. Часть 1)
Тема: Что такое погода?
Цель урока:
1. Систематизировать и расширить представление детей о погоде, ее изменениях, о природных явлениях.
2. Создать условия для развития УУД
Задачи урока.
Познавательные:
— обобщить знания о таком явлении погоды как гроза, о правилах поведения во время грозы;
— учиться делать выводы, развивать речь детей, логическое мышление;
— работать с информацией учебника, анализировать представленный материал.
Регулятивные::
— определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Личностные:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— работать в паре.
Межпредметные:
— способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» А.А. Плешакова, карточки со словами для работы в паре, карточки с новыми словами «метеорология», «метеорологические», таблички для схемы-кластера «Погода», «Памятка» (для каждого ученика).
Ход урока.
Мотивация.
— Когда мы слышим слова «температура воздуха», то что мы понимаем? О чём идёт речь?
— Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
Прочитайте, чему мы будем учиться на уроке.(стр. 32)
Узнаем, из чего складывается погода.
Вспомним, какие бывают явления погоды.
Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Учитель.
Отгадайте загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Дети. Вода.
Учитель. Что вы узнали о воде?
( Ответы учеников.)
Учитель. Можно ли воду услышать?
Дети. Да. Шум дождя, журчание ручья, всплески моря, гул штормового океана.
Учитель. Отгадайте еще одну загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети. Воздух.
Учитель. Что узнали о воздухе?
Итоги.
3. Работа над новым материалом.
Учитель. Какой вопрос вы задаете утром дома, когда собираетесь в школу?
( Ответы детей
Учитель. Послушайте, о чем спрашивает Сережа своих родителей.
( Читаю текст на стр. 33 учебника)
— Зачем нужно знать, какая сегодня погода?
Дети. Чтобы знать, как одеваться.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами выясним, что такое погода; вспомним, какие бывают явления погоды: вы узнаете, кто изучает погоду.
Задание . Работа в паре.
-На карточке подчеркните слова, которые могут характеризовать погоду.
Ясная, сырая, большая, облачная, длинная, солнечная, широкая, сухая, дождливая, ветреная, круглая, жаркая, маленькая, холодная, теплая, узкая, короткая, квадратная.
Проверка работы. (Ученики читают подчеркнутые слова.)
Учитель. Что мы имеем ввиду, говоря:
ясная, облачная?
Дети. Какое небо. Есть ли облака.
Учитель. …сырая, солнечная, дождливая?
Дети. Есть ли осадки.
Учитель. …ветреная?
Дети. Есть ли ветер.
Учитель. …жаркая, холодная?
Дети. Какая температура воздуха.
Учитель. Так что же такое погода?
Коллективное определение. На доске появляется схема- кластер:
Погода
температура воздуха,
облачность,
осадки,
ветер.
Чтение вывода в учебнике на стр. 33. 4.Закрепление пройденного материала. Задание «Продолжи предложение»
Учитель. Холодно, тепло, жарко – это…
Дети. Температура воздуха.
Учитель. Ясно, облачно, пасмурно – это…
Дети. Облачность.
Учитель. Дождь, снег – это…
Дети. Осадки..
Учитель. Сильный, порывистый, слабый – это …
Дети. Ветер.
Физкультминутка.
Чтобы сильным стать и ловким
(руки к плечам, рывки в стороны)
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, выдох ртом.
(повторить 5-6 раз )
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
5.Продолжение работы над новым материалом.
Учитель. Природа удивительна, а погода очень переменчива. Ученые постоянно наблюдают за погодой и составляют прогнозы (предсказания) на завтра, на несколько дней вперед.
Как вы думаете, для чего это нужно?
Дети. Погоду нужно знать летчикам, капитанам кораблей, водителям машин, путешественникам, чтобы не попасть в беду.
Учитель. Кто знает, как называется наука о погоде?
(Ответы детей)
Работа с доской и учебником на стр. 35.
Учитель. Наука о погоде называется метеорология (слово читают хором)
Места, где ведутся наблюдения за погодой – метеорологические станции,
в космосе работают метеорологические спутники (найдите на рисунке),
в море устанавливают метеорологические буи (рисунок),
есть метеорологические самолеты и корабли (рисунки).
(По ходу рассказа на доске появляются карточки:
Метеорологические
станции
спутники
буи
корабли
самолеты)
Все наблюдения обрабатываются с помощью компьютера и составляется прогноз погоды.
Но есть еще много народных примет, которые помогают определить, какая будет погода.
Дома прочитаете приметы в учебнике и найдете новые народные приметы. Спросите у старших, узнайте в библиотеке.
Физкультминутка
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем.
Никогда не замерзаем.
.
6.Продолжение работы над новым материалом.
Учитель. Мы сегодня на уроке говорили о явлениях погоды. Отгадайте загадки.
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
Басовитый и серьезный,
У него характер крут;
Заворчит он очень грозно –
Все сейчас же убегут. (Гром)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
-Как вы думаете, опасна ли гроза для жизни человека?
Дети. Конечно, опасна.
Учитель. А какие еще явления погоды опасны для здоровья человека?
Дети. Мороз, метель, вьюга, гололед.
Учитель. Об этих явлениях погоды мы поговорим попозже на внеклассных занятиях. А сегодня разговор пойдет о грозе.
Что вы знаете о грозе?
Дети. Гроза – это молния, гром, ветер, дождь. Она чаще всего бывает летом и весной.
Учитель. Сначала надвигаются кучево-дождевые облака. Они занимают все небо. Усиливается ветер, сверкают молнии, раздаются раскаты грома и на землю обрушивается ливень.
А чем опасна гроза?
Дети. Молния может убить человека, свалить дерево. Мы читали рассказ Л.Н. Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».
Учитель. Гроза опасна прежде всего молниевым разрядом. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3 тысяч человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий деревья, строения.
И, наконец, сильный ливень, который бывает иногда с градом.
Каждый человек должен знать и помнить, как уберечься от грозы.
Знакомство с текстом памятки (Читают вслух цепочкой)
Памятка.
Правила поведения во время грозы.
Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
Если гроза застала на улице, укройтесь в ближайшем здании.
Если гроза застала в парке, в лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб и тополь.
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Можно сидеть, но постараться сжать колени вместе, обхватить их руками, опустить голову пониже.
Во время грозы не бегайте.
Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических предметов, влажных стен.
Если вы застигнуты грозой будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от них.
7. Закрепление пройденного материала.
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Дети. О погоде, о явлениях погоды, о грозе.
Учитель. Какие явления погоды вы знаете?
Дети. Дождь, снег, гроза, метель, туман …
Учитель. О каком явлении погоды говорится?
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
Дети. О грозе. Молния, гром, дождь.
Учитель. Что нельзя делать во время грозы?
Дети. Прятаться под одиноким деревом, купаться в реке, бегать, ездить на велосипеде.
8. Итог урока.
Учитель. Молодцы! Сегодня я увидела, что вы много знаете о погоде, о явлениях погоды и узнали еще больше. Очень надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни. С «Памяткой» познакомьте своих родных, друзей.
9. Домашнее задание.
Прочитать приметы, предсказывающие погоду, в учебнике и найти новые. Может быть, кто-то найдет народные приметы, предсказывающие грозу.
infourok.ru
Конспект урока для 2 класса «Что такое погода?»
Тема урока: «Что такое погода?»
Султайкина М.Л.
учитель начальных классов
Тип урока.
Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
— Познавательные УУД: — организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование:
Для учителя:
презентация «Что такое погода?»;
ноутбук, проектор, экран;
карточки со словами
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка;
учебник «Мир вокруг нас. 2 класс» А. А. Плешакова;
Для обучающихся:
1) учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;
2) рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;
Ход урока:
I. Организационный этап.
Давайте поприветствуем друг друга, гостей, посмотрим всё ли мы приготовили, всё ли в порядке. Тихонечко садимся.
— Сейчас посмотрите и выберите то настроение, которое возьмёте с собой на урок. Прикрепите, чтобы помнить, с каким настроением мы отправляемся делать открытия. (АМО «Тучка и солнышко»)
II. Актуализация знаний.
Игра «Поменяйтесь местами…»
— Вам нужно определить, что относится к живой природе, а что к неживой.
— А по каким признакам вы смогли определить, где живая, а где неживая природа?
III. Усвоение новых знаний.
1) Мотивация.
Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)
2) Постановка проблемы.
Посмотрите на следующий слайд 2-3
Обратите внимание на нашего друга Серёжу. Он собрался на улицу, но не знает в чём выходить?
А как узнать?
— А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?
— О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке? Что бы вы хотели узнать?
Что такое погода?
От чего она зависит?
Почему погода постоянно меняется?
Откуда знают о погоде на завтра?
Зачем о погоде надо знать заранее?
— Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы
3) Объяснение нового материала
Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?
Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду. Слайд 4 (Игра «Магазин»)
Итог выбора Слайд 5
— Что такое погода?
— В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»
— Какое слово оказалось непонятным? ( Вывешивается слово Атмосфера)
— Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Слайд 6
Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время. Слайд 7
Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами.
— Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
— От чего ещё зависит погода?
— Мы живём на самом дне воздушного океана.
Слайд 9 Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр.
Слайд 10. Человек это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. (Вывешивается слово Ветер) Слайд 11
— От чего ещё будет зависеть погода? (от ветра)
— Большая часть планеты Земля покрыта водой.
— Назовите водоёмы.
Слайд 13 Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. (вывешивается слово Осадки)
— Какие виды осадков вы знаете? Слайд 14 Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.
— Вот так их обозначают схематично.
— От чего ещё будет зависеть погода? От состояния неба
— Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. (Вывешивается слово Облачность) Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.
3) Работа с учебником.
— А вот какая бывает облачность, вы прочитаете по учебнику. Страница 33.
— Какая бывает облачность?
Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит? Слайд 18.
4) Физкультминутка.(Четыре стихии)
5) Расширение кругозора обучающихся.
Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.
На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд 19, 20.
— Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 21. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.
— А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?
В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 22. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 23.
Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду. Слайд 24.
IV. Закрепление новых знаний.
1. Составление мини-проекта по изучаемой теме.
Класс делится на 4 группы: «Синоптики», «Художники», Народные знатоки», «Ученые»
Практическая работа по составлению мини-проекта
«Синоптики» — описать погоду сегодня, сделать на доске запись.
«Ученые» — найти ответы на вопросы:
Составить «Кластер» о погоде
«Народные знатоки» — работа по слайду 21, назвать свои приметы о природе.
«Художники» — написать любую погоду. .
2.Отчет каждой группы и защита своего проекта.
3. Оценка выполнения проекта.
2) Рефлексия.
Отгадайте:.
1)Наука о погоде. (метеорология)
2)Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, ох не уймешь. (ветер)
3)Её узнать поможет нам термометр (температура)
4)Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)
5)От количества облаков на небе зависит… (облачность)
6)Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит… (погода)
7)Снег, дождь, град – это… (осадки)
8)Небо чистое, солнечно. Мы говорим:… (ясно)
V. Инструктаж о выполнении домашнего задания. Слайд 26
1)Дома прочитайте статью учебника на страницах 32-35.
2) Отгадайте загадки на 25 странице Рабочей тетради.
VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.
Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то возьмите солнышко, подойдите к доске и прикрепите его. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то возьмите тучку и тоже прикрепите ее к доске.
doc4web.ru
Конспект урока для 2 класса «Что такое погода?»
Тема урока: «Что такое погода?»
Султайкина М.Л.
учитель начальных классов
Тип урока.
Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
— Познавательные УУД: — организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование:
Для учителя:
презентация «Что такое погода?»;
ноутбук, проектор, экран;
карточки со словами
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка;
учебник «Мир вокруг нас. 2 класс» А. А. Плешакова;
Для обучающихся:
1) учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;
2) рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;
Ход урока:
I. Организационный этап.
Давайте поприветствуем друг друга, гостей, посмотрим всё ли мы приготовили, всё ли в порядке. Тихонечко садимся.
— Сейчас посмотрите и выберите то настроение, которое возьмёте с собой на урок. Прикрепите, чтобы помнить, с каким настроением мы отправляемся делать открытия. (АМО «Тучка и солнышко»)
II. Актуализация знаний.
Игра «Поменяйтесь местами…»
— Вам нужно определить, что относится к живой природе, а что к неживой.
— А по каким признакам вы смогли определить, где живая, а где неживая природа?
III. Усвоение новых знаний.
1) Мотивация.
Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)
2) Постановка проблемы.
Посмотрите на следующий слайд 2-3
Обратите внимание на нашего друга Серёжу. Он собрался на улицу, но не знает в чём выходить?
А как узнать?
— А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?
— О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке? Что бы вы хотели узнать?
Что такое погода?
От чего она зависит?
Почему погода постоянно меняется?
Откуда знают о погоде на завтра?
Зачем о погоде надо знать заранее?
— Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы
3) Объяснение нового материала
Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?
Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду. Слайд 4 (Игра «Магазин»)
Итог выбора Слайд 5
— Что такое погода?
— В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»
— Какое слово оказалось непонятным? ( Вывешивается слово Атмосфера)
— Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Слайд 6
Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время. Слайд 7
Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами.
— Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
— От чего ещё зависит погода?
— Мы живём на самом дне воздушного океана.
Слайд 9 Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр.
Слайд 10. Человек это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. (Вывешивается слово Ветер) Слайд 11
— От чего ещё будет зависеть погода? (от ветра)
— Большая часть планеты Земля покрыта водой.
— Назовите водоёмы.
Слайд 13 Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. (вывешивается слово Осадки)
— Какие виды осадков вы знаете? Слайд 14 Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.
— Вот так их обозначают схематично.
— От чего ещё будет зависеть погода? От состояния неба
— Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. (Вывешивается слово Облачность) Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.
3) Работа с учебником.
— А вот какая бывает облачность, вы прочитаете по учебнику. Страница 33.
— Какая бывает облачность?
Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит? Слайд 18.
4) Физкультминутка.(Четыре стихии)
5) Расширение кругозора обучающихся.
Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.
На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд 19, 20.
— Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 21. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.
— А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?
В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 22. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 23.
Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду. Слайд 24.
IV. Закрепление новых знаний.
1. Составление мини-проекта по изучаемой теме.
Класс делится на 4 группы: «Синоптики», «Художники», Народные знатоки», «Ученые»
Практическая работа по составлению мини-проекта
«Синоптики» — описать погоду сегодня, сделать на доске запись.
«Ученые» — найти ответы на вопросы:
Составить «Кластер» о погоде
«Народные знатоки» — работа по слайду 21, назвать свои приметы о природе.
«Художники» — написать любую погоду. .
2.Отчет каждой группы и защита своего проекта.
3. Оценка выполнения проекта.
2) Рефлексия.
Отгадайте:.
1)Наука о погоде. (метеорология)
2)Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, ох не уймешь. (ветер)
3)Её узнать поможет нам термометр (температура)
4)Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)
5)От количества облаков на небе зависит… (облачность)
6)Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит… (погода)
7)Снег, дождь, град – это… (осадки)
8)Небо чистое, солнечно. Мы говорим:… (ясно)
V. Инструктаж о выполнении домашнего задания. Слайд 26
1)Дома прочитайте статью учебника на страницах 32-35.
2) Отгадайте загадки на 25 странице Рабочей тетради.
VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.
Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то возьмите солнышко, подойдите к доске и прикрепите его. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то возьмите тучку и тоже прикрепите ее к доске.
globuss24.ru
3. Актуализация опорных знаний. | — Ребята, почему на Земле происходит смена времён года? – А чем отличается погода в разное время года? — В какое время года Солнце поднимается на небе выше? — Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? — Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года? — Одинаковая ли погода на Земном шаре? — Ребята, кто-нибудь уже догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке, какова тема нашего урока? — Правильно. И тема нашего сегодняшнего урока «Что такое погода?». — В космосе царит холод более сильный, чем в морозильнике. Все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью? — Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой. | 3. Изучение нового материала. | — Ребята, а как вы узнаете какая погода на улице? — А зачем нам нужно знать какая вообще погода на улице? — А какая может быть погода? — Правильно. Так что такое погода? — Давайте откроем учебники на странице 21 и прочитаем определение погоды. — Так что такое погода? — Правильною — Посмотрите на картинку в учебнике на странице 20. Что мы здесь видим? — Какая погода изображена на этих картинках? — А почему вы решили, что на второй картинке плохая погода? — А сейчас давайте ответим на вопрос под картинкой. — Итак, зачем же Сереже нужно знать погоду? — Итак, мы с вами выяснили, что погода – это сочетание температуры, воздуха, облачности, осадков и ветра. — А кто-нибудь знает, что такое температура воздуха? — Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 21. — Ребята, а чем измеряют температуру воздуха? — Если температура воздуха будет высокой, то, что мы скажем, какая погода? — А если, наоборот, температура воздуха будет низкой, то как мы скажем, какая погода на улице? | Ответы детей. 1ученик читает вслух. Термометром. Хорошая. Плохая, холодно. | 4. Физминутка. | Вновь у нас физкультминутка, (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, | 5. Продолжение изучения новой темы. | — Мы сказали, что на погоду также влияет и облачность. — Давайте на странице 21 в учебнике прочитаем об этом. — Итак, если у нас небо чистое, светит солнце, то что мы скажем, какая погода? — Посмотрите на улицу, сегодня какая погода, облачная? — Молодцы!!! Также, одной из составляющих погоды являются – осадки. — Ребята, как вы думаете, что такое осадки? — А в виде чего могут выпадать осадки? — Посмотрите снова на улицу, сегодня на улице есть осадки? — Летом, какие осадки выпадают? — А зимой? — А почему зимой не бывает дождя? — Правильно, молодцы! И последнее, что определяет погоду, это – ветер. — Какой может быть ветер? — Как вы думаете, от чего зависит характер ветра, почему он, то теплый, то холодный, сильный или слабый? — Какие ветры вы знаете? — А может ли ветер образовывать стихийные бедствия? Какие? — А сейчас давайте выполним задание. — У вас у каждого на парте лежат карточки с заданием, прочитайте его. Что здесь нужно сделать? — Выполняем самостоятельно, затем проверим. — Итак, какие осадки вы дописали? | Смерч, ураган, торнадо. Цунами. | 7. Итог урока. | — Чем мы сегодня занимались на уроке? — Какова тема нашего сегодняшнего урока? — Что такое погода? — Назовите основные составляющие погоды. — У вас у каждого на парте есть шкала самооценки. Если вам сегодня на уроке было все понятно, то ставьте плюсик в самом верху, если что – то не поняли, то в середине, если же совсем ничего не поняли, то ставьте плюсик в самом низу. — А теперь поднимите смайлик с соответствующим настроением. — Спасибо за урок, урок окончен! |
doc4web.ru
«Что такое погода» (2 класс)
Тема урока: «Что такое погода?»
Тип урока: изучение нового материала
Образовательная программа: «Школа России»
Цель: формирование представления о погоде;
Задачи:
дать общее представление о погоде, какая она бывает;
развитие умения правильно вести себя во время грозы;
воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: ТСО, учебник, конспект, презентация, наглядный материал
Ход урока
Деятельностьучителя
Деятельность ученика
УУД
Орг. момент
Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте познакомимся, меня зовут Виктория Васильевна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
— Ну что начнём?
Приветствие
ЛУУД
Актуализация знаний
Сегодня помогать вам открывать новые знания будет Муравьишка. Наша задача помочь ему добраться до дома, выполняя все предлагаемые задания.
И прежде чем пустить вас в страну знаний, решил устроить вам проверку. За 1 минуту мы с вами должны успеть ответить на все вопросы, которые нам приготовил Муравей.
Опрос
Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит у него поднялась…
Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.
Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой…
Температуру тела человека измеряет…
Пластинка с делениями
Одно деление обозначает…
Число градусов тепла записывается со знаком…
Число градусов холода записывается со знаком…
Отсчёт градусов мороза ведут от нуля…
Температура
Термометр
0
Медицинский термометр
Шкала
Градус
+
–
Вниз
РУУД
Формулирование темы урока, целеполагание
У.стр.32
Отгадайте, о чём идёт речь, и вы узнаете тему урока.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная. — Догадались? Ну, конечно, это…
(Открывает слово «погода» на доске)
— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
Прочитайте тему урока на стр. 32 учебника
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
— А что говорит об этом Муравьишка, прочитайте в учебнике на стр.32
Мы поставили перед собой задачи. Давайте искать их решение вместе.
Погода
О погоде
«Что такое погода?»
Узнаем, из чего складывается погода. Научимся обозначать явления погоды условными знаками. Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды.
РУУД
Открытие новых знаний
Работа со схемой
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Сегодня вы шли в школу. — Какой показалась вам погода?
В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
— Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?
-Взяли ли с собой зонт? Почему?
-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?
-Так что же такое погода?
-Посмотрите на схему и попробуйте объяснить из чего складывается погода?
А верны ли ваши предположения, давайте спросим у Муравьишки.
Во-первых, погода складывается из температуры воздуха.
-Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами.
+10 С0
-7 С0
— 15 С0
+24 С0
(Вызываю 2 человека к доске, для объяснения записи температуры, изображённой на карточках)
Карточки:
+6 С0
-19 С0
-Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
(Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
-От чего ещё зависит погода?
Давайте посмотрим, что нам предлагает Муравьишка
Во-вторых, погода складывается из…. (отгадайте загадку)
Летит- не птица, воет- не зверь.
-Что же такое ветер?
-Какие ветры бывают?
Определите по картинкам какой изображен ветер.
(Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
(Хорошая — плохая, ветреная — безветренная, солнечная — пасмурная)
Ответы на вопросы. Высказывают своё мнение
Температура воздуха (холодно, тепло или жарко)
Облачность (скопление облаков)
Осадки (дождь, снег, град)
Ветер (перемещение воздушных масс)
С0
Да
Предположения детей
Ветер
Ветер – это движение воздуха
Слабые и сильные
РУУД
ПУУД
КУУД
Физкультминутка
А теперь немножко отдохнём
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.)
Продолжение работы по теме урока
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
У.стр.33
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
У.стр.33
СЛАЙД 10
Раб.тетр.стр.12, зад.№1
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
-От чего ещё будет зависеть погода?
Спросим у Муравьишки
В-третьих, погода складывается из облачности
-А что такое облачность?
Вот какая бывает облачность, вы прочитаете сами по учебнику на странице 33.
-Какая бывает облачность?
(Вызваю 1 человека к доске, даю наглядный материал (солнце, тучи), прошу показать разную облачность: твоя задача собрать из предложенных картинок, предлагаемую Муравьишкой облачность) (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Большая часть планеты Земля покрыта водой. Назовите известные вам водоёмы.
-Что можно узнать по данной схеме, изображённой на слайде?
А вот что говорит Муравьишка:
При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки.
В-чётвёртых, погода складывается из осадков.
-Какие бывают осадки?
А вот какие осадки вам предлагает Муавьишка. Посмотрите на картинки и скажите какие виды осадков вы наблюдаете?(Работа с наглядным материалом) (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Снова вернёмся к статье учебника. Прочитайте текст на странице 33, абзац над картинками и сделайте вывод.
—Что такое погода и от чего она зависит?
Давайте поработаем с рабочей тетрадью. Открываем страницу 12, задание 1. (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Муравьишка предлагает вам такое задание: выбирете слова на слайде, которыми можно охарактеризовать погоду:
Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая дождливая, короткая, солнечная, ветреная. (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Обратите внимание на доску. Муравьишка предлагает вам новый термин «метеорология»
Кто знает, что это такое?
Вот какое определение даёт вам Муравьишка:
Метеорология – наука о погоде
Давайте прочтём второй абзац на странице 34 и узнаем для чего нужна эта наука.
Для чего нужна метеорология?
Как называют людей, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет? (вывешивается термин на доску)
-Подумайте и расскажите, для чего нужны прогнозы погоды?
А вы знаете, что не только метеостанции и учёные нам помогают предугадать погоду, но и сама природа.
По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?
Существуют народные приметы, которые тоже иногда помогают предсказать погоду Например: (показ наглядного материала) Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде Ласточки низко летают – к дождю Если солнце садится в облака – жди дождя Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.
Облачность – скопление облаков
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение.
Круговорот воды в природе
Дождь, снег, град,туман
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
Запись определения, самостоятельно
Метеорология
Наука о погоде
Она нужна, чтоб составлять прогнозы погоды
Метеорологи
Для того, чтобы знать какая будет погода
Высказывания предположений
Рефлексия
-Итак, что же такое погода?
-Как называется наука о погоде?
-Как называют людей, предсказывающих погоду?
-Что помогает предсказывать погоду?
-Удалось ли нам найти решения, поставленных нами задач?
-Какими способами мы их решали?
Посмотрите ребята, наш Муравьишка обрался до муравейника, но сделал он это благодаря вашей помощи. Спасибо, Вам!
-Что помогло нам, чтобы Муравьишка добрался до своего дома?
-Понравился ли вам урок?
-Возникли ли у вас трудности?
-Что было для вас легко, что сложно?
-Как мы можем использовать полученные знания?
РУУД
Итог урока
Выставление отметок
За урок поставлены оценки: а) активным учащимся за правильные и полные ответы; б) тем, кто выступил с результатами практической работы
ЛУУД
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на стр.32-33
В течении всей недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике (Объяснение по работе с научным дневником)
infourok.ru
«Что такое погода?» окружающий мир 2 класс
Гришова Ирина Петро
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Лужский район
УРОК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 КЛАСС
ТЕМА:
«Что такое погода?»
Тип урока: проблемный.
Луга – 2014г.
УМК «Школа России»
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс.
Тесты Плешаков А.А. Окружающий мир.
Тема урока:
— Что такое погода?
Новые знания:
— Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Проблема:
— Что такое погода? Из каких явлений состоит погода?
Цели:
— дать общее представление о погоде, какая она бывает;
— формировать у учащихся знания о совокупности явлений, составляющих погоду, умение рассказывать о погоде, опираясь на план;
— совершенствовать знания о явлениях природы, о термометре и температуре;
— развивать умение ставить вопрос и искать ответ, используя свои наблюдения, учебник;
— развивать умение наблюдать за явлениями погоды, сравнивать, обобщать и рассказывать о погоде;
— развивать умение работать в паре, обмениваться информацией, контролировать выполнение свое работы и работы партнёра;
— развивать умение работать с учебником и рабочей тетрадью, выполнять тестовые работы;
— воспитывать интерес к предмету через использование дополнительного материала к уроку.
Оборудование: проектор для воспроизведения презентации, сигнал обратной связи (светофорик), карточки для опроса.
Ход урока
Этапы урока
Содержание
Примечание
I Организация начала урока.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
II
Актуализация знаний.
1. Беседа о сезонных явлениях природы.
— Рассмотрите рисунки на слайде. Что на них изображено? (Времена года или сезоны)
— Какое время года соответствует сегодняшнему сезону? (Осень)
— С какими сезонными явлениями природы мы сталкиваемся осенью?
(Похолодало, дни становятся короче, мало солнышка, пожелтели листья, листопад, птицы улетают на юг…)
— Какие из этих явлений относятся к живой природе, а какие – к неживой?
Я ещё раз их перечислю, а вы покажите зелёным цветом светофорика явления, относящиеся к живой природе и красным цветом – к неживой.
— Молодцы, а проверить вы себя могли по цветам строчек на слайде.
2. Повторение знаний о термометре и температуре.
а) Беседа.
— Вспомните, каким образом можно измерить температуру воздуха, воды, человеческого тела? (Термометром)
— Что такое термометр?
(Прибор, измеряющий температуру)
б) Проверочная работа.
— У вас на столах лежат листочки с изображением термометра. Вспомните и подпишите названия его частей.
— А сейчас поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения работы по слайду.
— Встаньте ребята, справившиеся с заданием без ошибок.
— Вспомните, как правильно определять температуру по термометру? (Если столбик с окрашенной жидкостью, остановился ниже отметки 0, то это минусовая температура или холодно, а если выше – то, это тепло или плюсовая температура)
— Какая температура на термометрах, изображённых на слайде. (+ 40 градусов, + 20 градусов)
— Мы всё повторили и можем продолжить наш урок.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Читаю по слайду, ребята показывают светофориком.
Самоконтроль.
Слайд 4.
Листочки с рисунком термометра.
Взаимопроверка.
Слайд 5
Слайд 6. Ученик выходит к доске, отвечает и объясняет свой ответ.
III.
Работа по теме урока.
1. Постановка проблемы.
— Сегодня к нам на урок пришли наши друзья и помощники – Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.
— Муравьишка предлагает вам открыть учебник на стр. 28.
— Кого Вопросик увидел на рисунке? (Мальчика Серёжу)
— Вопросик предлагает узнать, чем занят сейчас Серёжа.
— Посмотрите на Серёжу, может ли он сразу отправиться на улицу? (Нет)
— Почему? (Он не знает, какая сегодня погода).
— А зачем Серёже необходимо знать, какая сегодня погода? (Чтобы правильно одеться…)
— Посмотрите на Вопросика. Он о чём-то задумался.… Поднимите руку те, кто знает, что такое погода? (Выслушать ответы детей)
— Значит, на какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?
(Что такое погода? Из чего она состоит?)
2. Выдвижение гипотез.
— Как вы думаете ребята, что надо сделать, чтобы узнать какая на улице погода? (Выслушать ответы)
— Вот такие предположения выдвинули вы.
А правы ли вы? Разобраться в этом вопросе вам и Мураьишке поможет учебник.
3. Поиск информации, доказывающей или опровергающей гипотезы.
2 абзац
— Итак, чтобы отправиться на улицу надо узнать температуру воздуха.
— Как вы можете узнать температуру воздуха? (Послушать телевизор, радио, выйти на балкон, посмотреть на термометр)
— Посмотри на наш термометр. Какую температуру он показывает?
( + 9 гарусов)
— Какой вывод можно сделать, на улице сейчас тепло или холодно? (Не очень тепло)
3 абзац
— Значит, чтобы знать о погоде, необходимо посмотреть на небо и определить облачность.
— Посмотрите за окно, какая сегодня облачность?
4 абзац
— Нельзя всё рассказать о погоде, промолчав об осадках.
— Вспомните, какие осадки выпадают осенью? (Дожди, снег)
— А что вы знаете о дождях?
— На земле много океанов и морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду, Она с испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше – на много километров. А там, на высоте, всегда холодно. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, Из него образуются, крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз, а тёплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землёй вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.
Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не в силах больше удерживаться, и начинается дождь…
Прошёл дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе, Но выглянуло солнце, высушило воду, Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и вновь пролиться на землю благодатным дождём.
Физминутка
5 абзац
— Кто из вас может рассказать, как образуется ветер? (Ответы детей)
— Каким бывает ветер? (Сильный, слабый)
— А какой ветер сегодня? Как вы это определили? (По деревьям за окном)
3. Выводы.
— Итак, чтобы отправиться на улицу мы должны узнать, какие явления нас там встретят. Посмотрите на слайд, на что мы должны обратить внимание? (Ученики читают вслух)
— А как все эти явления назвать одним словом? (Погода)
— Посмотрите на картинку в учебнике, с какими ещё явлениями погоды мы можем столкнуться на улице. (Ответы детей)
— Когда они бывают?
— Муравьишке интересно, а листопад может повлиять на погоду? (Нет, листопад – это явление природы, а не погоды)
3. Подтверждение гипотезы.
— Итак, ребята, на какой вопрос вы с Муравьишкой искали ответ? (Что такое погода?)
— Какие гипотезы мы с вами выдвинули? (Дети читают текст слайда)
— А что узнали из учебника? (Дети читают текст слайда)
— Прочитайте об этом 6 абзац на стр. 29 учебника.
— И всё же, давайте послушаем, что нам расскажет Мудрая Черепаха.
— Верными ли оказались наши предположения? (Да)
Слайд 7
Чтение текста на с. 28
(до рисунка) Читают подготовленные ученики.
Слайд 8
Слайд 9
Чтение текста учебника на с. 29
Слайд 10
(текст на слайде выступает постепенно)
Вызвать ученика.
Слайд 10
Слайд 10.
Выступление ученика.
Слайд 10
Слайд 10 (полностью)
Можно хором.
С. 29
Слайд 11.
Учебник с. 29
Слайд 12.
Можно хором.
IV.
Закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
а) 1 задание
— На какой вопрос мы сегодня отвечали?
— Прочитайте 1 задание.
В предложении не хватает некоторых явлений погоды.
— Вспомните сами, посмотрите на сообщение Мудрой черепахи или в учебник и дополните предложение.
— А теперь поменяйтесь тетрадями.
— Поднимите зелёный сигнал, если ваш сосед справился с заданием.
б) 2 задание.
— Прочитайте 2 задание.
— Чтобы выполнить его, я предлагаю вам посоветоваться с соседом по парте и вместе выполнить это задание.
— Вы замечательно справились с заданием.
— Дома вы выполните 3 задание.
Рабочая тетрадь стр. 12.
Дети читают сначала про себя, затем один ученик вслух.
Взаимопроверка.
1 ученик читает предложение, а остальные проверяют.
(Помочь тем, кто ошибся)
Работа в парах.
Проверка:
1 ученик читает вслух, а другие показывают зелёным цветом светофорика, согласны ли они с ответом.
Дом. задание.
V.
Дополнительные знания.
1. Беседа.
— Где чаще всего вы слышите о погоде? (По телевизору или радио во время передачи прогноза погоды)
— А вы никогда не задумывались, ребята, откуда ведущие передач знают о погоде у нас в стране и на всём земном шаре? (Наверно, им кто-то рассказывает)
2. Работа с учебником.
а)
— Верно! Испокон веков люди старались предсказать погоду. Существует целая наука о погоде. Давайте прочитаем об этом в учебнике.
— Так как называется наука, изучающая погоду?
— Рассмотрите рисунок в учебнике и на слайде.
— Что на нём изображено? (Ответы детей)
б)
— Прочитайте вопрос над рисунком. Зачем прогнозы погоды нужны и нам, и Серёже, и Муравьишке с Черепахой, и всем людям на Земле? (Выслушать ответы детей)
в)
— Я уверена, ребята, что у Муравьишки и Черепахи нет телевизора, нет радио, нет метеоспутников и метеостанций. Как им узнать о предстоящей погоде? (Они наблюдают за погодой)
— Верно, ребята, если внимательно наблюдать за природой и погодой, то можно заметить, что погода и природа связаны, так возникли приметы.
Давайте прочитаем о них в учебнике.
— Может вы тоже знаете приметы погоды? (Ответы детей)
— Вот вам ещё одно задание домой: поспрашивать у родителей, бабушек и дедушек о приметах.
Стр. 30
до рисунка.
Слайд 13
Слайд 14
Стр. 31
Дом. задание.
VI.
Итог
1.
— На какой вопрос мы сегодня отвечали?
— Что же такое погода? Из каких явлений она состоит? (Ответы детей)
2. Сейчас я предлагаю вам немного побыть ведущими передачи «Прогноз погоды», но рассказать о сегодняшней погоде, пользуясь знаниями, полученными сегодня на уроке.
-Чьё выступление вам понравилось больше? Почему?
— Теперь каждый урок, мы будем начинать с подробного описания погоды.
2.
Чтобы окончательно убедиться в том, что вы хорошо запомнили урок, я предлагаю выполнить тест.
— А теперь обменяйтесь тетрадями. Поставьте +, рядом с верным ответом.
— Встаньте ребята, получившие 4 +…, 3+… .
— Прочитайте на слайде свою оценку за сегодняшний урок.
Слайд 15
Выступления детей.
Тест.
С. 11
Задания 21, 22, 23, 24.
Взаимопроверка при помощи
слайда 16.
Слайд 17.
VII.
Домашнее задание.
Выучить правило на с.31.
Рассказывать о погоде, пользуясь правилом.
Выполнить задание 3 в рабочей тетради на стр. 12.
Спросить о народных приметах у своих родных, друзей и знакомых.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру «Что такое погода» (2 класс)
Урок окружающего мира по теме
«Что такое погода»
(«Школа России», 2 класс)
Цели урока:
1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД.
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
— Познавательные УУД: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ожидаемые результаты:
— Предметные:
знать что такое погода;
знать, из чего складывается погода;
знать, как предсказывают погоду;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
— Метапредметные:
уметь получать информацию из практической деятельности;
быть толерантным к мнению одноклассников;
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: изображение госпожи Погоды, презентация, опорная схема «Из чего складывается погода», схема «Круговорот воды в природе», модель термометра, вопросы в конверте от госпожи Погоды, бланки для ответов на кроссворд (для работы в паре и демонстрационный), карточки для рефлексии.
Используемые ресурсы: учебник «Окружающий мир», 2 класс. А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2012; интернет.
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Проверка домашнего задания (7 мин)
Оповещение темы и целей урока (1 мин)
Новый материал (19 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Закрепление (9 мин)
Итог урока (4 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
Организационный момент
— Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
– Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем урок окружающего мира.
Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлых уроках. (Явления природы и учились измерять температуру с помощью термометра.)
Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Расскажите мне и классу, какие сезонные явления происходят в природе. (опрос двух учеников)
А теперь … расскажет нам, что такое термометр и как им пользоваться. (показ модели термометра)
Оповещение темы и целей урока
— Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья — госпожа Погода. (изображение госпожи Погоды) Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы, которые она мне передала, давайте попробуем ответить на них. (вопросы в конверте)
IV. Новый материал
— Что означает моё имя? (Состояние атмосферы в данный момент.) Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка – атмосфера. Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково. Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.
— Какой я могу быть? (Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.)
— Какие атмосферные явления вы знаете? (Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег.)
— Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?
— Будет ли зависеть мое состояние от температуры? (Будет.) На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки. (схема круговорота воды в природе)
— Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?
— Неизвестно, где живёт,
Налетит — деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. Что это? (Ветер.)
— Что такое ветер? (Движение воздуха.)
— Какими словами можно выразить силу ветра? (Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган.)
— Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы госпожи Погоды. Она очень довольна вашими знаниями. А хотите ли вы узнать, как предсказывают погоду?
— Прогноз погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Самые обыкновенные и частые явления природы это облака, солнце, дождь и просто хорошая погода, гораздо реже природные явления образуют стихию. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара. Гигрометр — прибор для измерения влажности воздуха. Классический гигрометр основан на взаимодействии с обычного волоса с окружающей средой. В зависимости от влажности длина волоса меняется, он растягивается или сжимается, позволяя измерять влажность воздуха от 30% до 100%. Электронные гигрометры более удобные в быту, но значительно менее точные в измерениях. Барометр — прибор для измерения атмосферного давления. Существуют жидкостные барометры, основанные на свойствах изменения ртутного столба (часто используются на метеостанциях для более точного измерения атмосферного давления). В быту получили распространение механические барометры, принцип измерения которого лежит в небольшой гофрированной коробочке из тонких металлических стенок, в которой создается разрежение за счет действия атмосферного давления. Затем передаточная система действует на стрелку, которая двигается по шкале погоды. Анемометр — прибор для измерения силы и скорости ветра. Прибор внешне напоминающий флюгер состоит из двух чашечек, которые толкает ветер, приводя во вращение. От скорости вращения, замеренное от числа оборотов за определенные промежутки времени рассчитывается скорость ветра. Облакомер — прибор для определения высоты нижней границы облаков. Современные прибор состоит из направленного лазерного, либо другого источника когерентного света, направленного вертикально вверх, который измеряет расстояние до нижней границы облаков. Термограф — регистратор изменения температуры воздуха и воды. Прибор, задача которого непрерывно регистрировать и записывать температуру воздуха, воды, влажность и другие метеорологические параметры. Самый частый вид термографа имеет изогнутую биметаллическую пластину, которая изгибается при изменении температуры. перемещение части пластинки соединяется со стрелкой, которая чертит кривую на разграфленной ленте. Флюгер — прибор для измерения направления ветра. Верхняя часть прибора имеет металлический, деревянные или пластиковый флажок, который поворачивается от действия на него ветра. По изменению угла поворота измеряется направление ветра. МетеоЗонд — устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров. Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе. МетеоСпутник — устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на метеорологической карте. (презентация)
— Видите, как много приборов для наблюдения за погодой. Но они были не всегда. Когда их еще не изобрели и в древности люди предсказывали погоду по приметам. Вот некоторые из них: Летят журавли молча, низко и быстро — к плохой погоде. Если ласточки летают высоко, быть хорошей погоде, если низко — к дождю. Радуга видна после дождя но скоро пропадает — будет хорошая погода, если держится долго — к ненастью. Летом на небе много звезд — к ясной погоде. Усиление ветра к вечеру — к ухудшению погоды. Если в это время направление его меняется против движения часовой стрелки, будут продолжительные осадки. У папоротника перед хорошей погодой листья закручиваются вниз, а перед ненастной — раскручиваются. Собака роет землю — быть дождю, катается по земле — к ненастью, лежит, свернувшись в клубок, — ожидай холод, а лежит вытянувшись — к теплу. – и другие.
— … подготовил доклад про приметы и сейчас нам его расскажет.
— Итак, как вы думаете, из чего складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) (опорная схема)
V. Физкультминутка
— У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
VI. Закрепление
— Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового, и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.
Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки.
(Снег)
Как зовут нашу гостью?
(Погода)
Движение воздуха – это..?
(Ветер)
Как можно по-другому назвать сильный ветер?
(Ураган)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос?
(Мороз)
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой.
(Туман)
С помощью чего измеряется температура воздуха?
(Термометр)
Град она крупой бросает,
И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит.
(Гроза)
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор.
(Дождь)
VII. Итог урока
— Давайте подведем итог: из чего же складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) Как предсказывают погоду в современности? А в древности?
— Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: » Я знаю …», «Я смог …», » Я запомнил…».
— Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и за это госпожа Погода говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. За урок получают оценки … . Всем спасибо, урок окончен.
VIII. Домашнее задание: с. 32-35, найти приметы о погоде.
infourok.ru