Конспект урока Я. Аким «Первый снег»
Методическая тема школы: «Формирование функциональной грамотности учащихся, как условие
повышения качества образования в рамках обновления содержания».
Методическая тема учителя: «Развитие навыков устной и письменной речи учащихся для повышения
уровня орфографической зоркости»
Информационная карта урока
Дата: 05 .12.2016 г Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «А» Литвинова Т.А.
Тема урока: Я. Аким
Цель:
обучающая: познакомить учащихся с биографией Я.Л. Акима. Учить оперировать основными
литературными терминами при изучении поэзии. Используя задания творческого и
игрового характера создавать у школьников активную ученическую позицию;
развивающая: способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления учащихся;
продолжить работу над ведением литературного анализа стихотворения. Развивать
выразительность, точность и красочность устной речи.
воспитывающая: через создание комфортной среды, прививать у уч-ся любовь к красоте
художественного слова, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лекция с элементами презентации
Технология: ЛОТ
Методы: частично-поисковый, наглядный
Оборудование: текст стихотворения, презентация, иллюстрации
Применение знаний: социализация
(применение к жизни)Технологическая карта урока
I. Орг. момент Целеполагание.
II. Эмоциональный настрой.
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.
III. Проверка д/задания:
На прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя»
— Давайте вспомним, что мы узнали об авторе этого произведения.
— Молодцы, а теперь почитаем его наизусть.
— К какому жанру литературы оно относится? (стих)
— Докажите (рифма, ритм, интонация)
— Это лирическое стихотворение, т.к. через пейзажные картины поэт выражает нам свое настроение, мысли и чувства.
IV. Введение в тему:
Сегодня мы продолжим разговор о стихотворениях и узнаем много нового и интересного, а поможет нам в этом сказочная героиня, которая пришла к нам в гости. Отгадайте кто это?
В ледяной карете мчится
Девушка – краса
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
— Молодцы, это зимушка – зима. Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?
Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего
сказочного и веселого.Наша гостья принесла конверты с заданиями. Откроем 1 конверт.
№1 Узнайте об авторе.
V. Вступительное слово об авторе.
Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. В 1941 г. Яков окончил 9 классов, а уже в 1942 году пошел на фронт защищать Родину, тогда ему было всего 19 лет. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей. Яков Аким прожил долгую и интересную жизнь. Он умер всего три года назад, в возрасте 90 лет, в городе Москва.
VI. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.
№2 Стихотворение Я.Акима « Первый снег»
Стихотворение, с которым я вас сейчас познакомлю, поэт посвятил своей дочери, Танечке. Послушаете его и скажите, как бы вы его назвали и почему?
1.Чтение учителя
Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
— Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)
— Так как же оно, по-вашему, называется? Почему?
— Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчки речь идёт о снеге.
2. Словарная работа
Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.
Прикорнул – прислониться к чему-либо, прилечь.
Салазки – маленькие ручные санки.
— Давайте подберём к ним синонимы — это поможет нам лучше увидеть образ снега.
— Что такое синонимы?
Прикорнул – присел, прилёг, отдыхает;
Салазки –санки.
3.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
— Сейчас вы самостоятельно прочитаете это стихотворение и попробуете сказать, какие литературные приёмы использовал поэт.
VII.Чтение и анализ.
Чтение стихотворения по частям вслух .
— Найдём литературные приёмы, которые здесь встречаются.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как одушевлённых, при котором они
наделяются свойствами живых существ.
— Докажите текстом (он успел, расстелить, он белеет, прикорнул на фонаре)
Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.
— Докажите текстом (платок пуховый).
— Молодцы правильно нашли, а на что обращает внимание поэт когда называет снег «лёгкий, новый» ?
— Значит он какой? (очень чистый, очень белый).
Вот эти слова в литературе называют – эпитеты.
Эпитеты – это слова, которые использует автор для более яркого изображения главного предмета.
VIII. Составление диафильма.
№ 3 проиллюстрируйте стихотворение.
Ребята, обратите внимание, что в нашем стихотворении нет ни одной картинки. А Зимушка — зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Вот в её 3-ем конверте как раз задание: «составить иллюстрации может быть к будущему мультфильму». Но для того, чтобы это сделать поработаем в группах.
IX. Работа в группах
— Разделить класс на группы по рядам.
-1 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают предмет и относятся к снегу
(вкус, запах, платок)
-2 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают признак предмета и тоже относятся к снегу
(первый, лёгкий, новый, пуховый)
-3 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают действие предмета и так же относятся к
снегу (имеет, кружится, успел, расстелить, белеет, прикорнул).
— По одному представителю от группы зачитать эти слова.
— Каких же слов получилось больше?
— На что они указывают? (на действие предмета).
— Молодцы именно эти слова помогают нам увидеть, что происходит в картине зимней природы.
X. Словесное рисование
В ходе словесного рисования, с помощью наводящих вопросов учителя, дети создают образ, в результате
которого появляется электронная картинка.
Итак, 1 иллюстрация
— Кто принёс первый снег в дом? (кот)
— Как он это сделал? (на лапах)
— В какое время суток? Почему? (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)
— А как можно увидеть, что снег имеет вкус и запах?
(у кота на усах и носу тоже должен быть снег, и его морда выглядит очень довольно).
Вот и наш 1 кадр.
2 иллюстрация
— Что видим? Что изобразим?
(Дети стоят во дворе, головы подняты вверх. Кто-то ловит снежинки руками или ладошками.всем весело).
Молодцы получился 2 кадр.
3 иллюстрация
— Что изобразим? (мостовая покрыта белым, пушистым снегом).
Вот и 3 кадр.
— Можно сказать что, 3 и 4 иллюстрации похожи, только действие происходит в разных местах?
Обратите внимание, как лежит снег на фонаре. Он его совсем накрыл или только немножечко
припорошил?
Конечно, чуть присыпал, ведь поэт говорит «…прикорнул на фонаре».
Вот и 4 кадр.
— Ну что, у нас получилось проиллюстрировать это стихотворение?
— Какие знания и умения нам в этом помогли? (умение выразительно читать и находить
XI. Итог урока.
— С каким поэтом мы сегодня познакомились?
— Как называется стихотворение, которое прочитали?
— Как же зимушка – зима, меняет природу?
— Можно ли сказать, что зима самое весёлое время года?
XII. Рефлексия
XIII. Д/з
Ребята, вам осталось нарисовать 5 иллюстрацию к этому стихотворению. Сделайте это на альбом листе. Можно красками или карандашами. И главное выразительно прочитать стихотворение или выучить его наизусть.
kopilkaurokov.ru
Конспект открытого урока по литературе на тему: «Я. Л. Аким «Друг»
МОУ СОШ №8
Конспект
открытого урока
по литературе
на тему: «Я.Л.Аким «Друг»
Класс: II «Б»
Учитель: Шумейко И.А.
г.Острогожск
2010-2011 уч.год.
Цели и задачи:
Осмысление проблемы дружбы: кого можно считать настоящим другом? Осмысление учащимися возможных сложностей в дружеских отношениях, несовместимости дружбы и корысти, лицемерия; расширение представлений учащихся о способах художественного изображения.
Развивать представления учащихся о способах передачи чувств и настроения человека в лирике; развивать память, мышление, речь учащихся.
Прививать любовь к поэзии, воспитывать у учащихся умение быть верным и преданным другом.
Оборудование: портрет Я.Л.Акима, выставка книг с произведениями Я.Л.Акима, фото г.Галич, таблица с пословицами о дружбе.
I.Оргмомент.
II.Сообщение темы и цели урока.
— Сердечность, забота друг о друге, верность – основа дружбы. Без чего же невозможна дружба между людьми? Прочитайте еще раз эти слова… (Сердечность, забота друг о друге, верность).
— Сегодня мы продолжаем работу над произведениями детских поэтов и писателей о дружбе. Вспомним, как называется изучаемый раздел учебника? (Друзья – товарищи)
III.Проверка домашнего задания.
— Вспомним, с каким произведением о дружбе мы познакомились на предыдущем уроке (Я.Л.Аким «Жадина», О.Е.Григорьев «Кто прав?»
— Какое задание вы получили на дом? (научиться читать стихотворения выразительно, отвечать на вопросы)
— Сначала послушаем выразительное чтение стихотворения «Жадина» Я.Л.Акима. (…)
— Итак, скажите, почему автор именно так назвал свое стихотворение?
(В произведении говорится о жадном человеке)
— Кого мы называем жадиной?
(Того, кто «ни с кем, ни за что, ничем не поделится)
— Как автор относится к жадным людям? Может быть поэтому автор дал герою не имя, а прозвище?
(Автор отрицательно относится к жадным людям)
— Может ли жадный человек стать хорошим другом?
(Не может, потому что друг всегда готов делиться, дарить, угощать и т.д.)
— Прочитайте, как об этом говорит в стихотворении автор
(«Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его.
Поэтому –
Честно, ребята, скажу –
С жадными
Я никогда
Не дружу!»)
— А какую «проверку» устроил своему другу герой стихотворения Олега Евгеньевича Григорьева?
(Коля Сизов, чтоб друга проверить, не вымыл рук и решил пройти в класс. Клоков, его друг, дежурный в классе, не пропустил Колю. Коля стал возмущаться, говорил: «Да мы же друзья! С друзьями ведь так нельзя!» А дежурный Клоков в свою очередь возмутился: «А разве такими руками, здороваться можно с друзьями?»
— Послушаем выразительное чтение этого стихотворения. (…)
— Молодцы! А сейчас прочитаем вопросы на с.66 и ответим на эти вопросы. (…)
VI.Работа по теме урока.
1. Знакомство с творчеством Я.Л.Акима.
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о настоящей дружбе и познакомимся со стихотворением Я.Л.Акима «Друг». Прочитайте тему урока. (…)
На предыдущих уроках мы уже прикасались к творчеству Я.Л.Акима, а сегодня мы подробнее узнаем об этом поэте, о его жизни и творчестве. Посмотрите на доску, на доске портрет Я.Л.Акима. Обратите внимание, какой задумчивый взгляд, какие добрые глаза у этого человека. Только человек, у которого такой добрый и искренний взгляд может писать книги для детей.
Однажды Яков Аким заметил, что каждый человек, кроме биографии, мог бы поведать и свою душевную географию. А география его собственной души? Какая она?
Я родился на зеленой улице,
В деревянном тихом городке,
А по улице гуляла курица,
А коза паслась невдалеке.
Это – о детстве, которое прошло недалеко от старинного города Костромы. Здесь будущий поэт, а пока ученик второго класса, напишет свое первое стихотворение. Потом семья переедет в Москву.
Меняется география – меняется жизнь… 1941 год стал трагическим для поэта. Вначале – все, как обычно, — учеба в школе, поездка вожатым в пионерлагерь, а потом… война. Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец. Поэт вспоминал: «Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся».
В 1942 году Аким ушел в армию. После школы связистов был фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. Военную форму снял только в 1946 году. И, естественно, перед ним встал вопрос: «Кем быть? Он работал на «Мосфильме», поступал в химический институт. В это же время он начинает писать стихи.
Первое стихотворение «Дождик» было опубликовано в 1950 в журнале «Пионер». Через четыре года будет много: стихи, сказки. Толстые и тонкие, веселые и грустные – разные. Посмотрите на книги Я.Л.Акима, находящиеся у нас в классе. Их отличают, по замечанию поэта Давида Самойлова, лиризм, мягкость и ненавязчивость.
У каждого стихотворения своя биография. В одной из книг Яков Аким написал: «Как и большинство людей, я не вел дневника… Стихи заменили дневник. Скорее даже это были письма к дорогим мне людям. Иногда такое письмо оборачивалось стихотворением для детей».
А затем – новый виток географии.
Словно книгу, читаю
Бескрайнюю степь,
Для себя открываю
Пустыню мою…
Это стихотворение туркменского поэта Каюма Тангрыкулиева, по-русски «рассказанное» поэтом Яковом Акимом. Для него, поэта-переводчика, родными становятся дольние края. Он переводит стихи Г.Виеру (с молдавского), В.Витки (с белорусского) и многие-многие другие. За свою книгу переводов («Спешу к другу») Яков Аким был награжден Почетным дипломом имени Х.К.Андерсена.
Много у Акима произведений о дружбе. И прежде чем познакомиться со стихотворением «Друг», познакомимся со значением некоторых слов
2.Словарно-лексическая работа:
СТАНЦИЯ – пункт, место остановки и отправления поездов на железных дорогах.
ТУ-134 – название самолета.
АЭРОВОКЗАЛ – вокзал аэропорта.
3.Первичное чтение стихотворения учителем (с.67-69)
— Мы познакомились со стихотворением Я.Л.Акима «Друг». О чем говорится в этом стихотворении? (О переживаниях героя, когда уехал его друг). Понравилось вам это стихотворение? (…)
— А сейчас, прежде чем мы приступим к работе над этим произведение, отдохнем.
V.Физкультминутка.
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(Наклоны вперед)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолет.
(Вращения прямыми руками вперед и назад)
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем
Раз прыжок и два прыжок,
Поактивнее, дружок.
(Прыжки на месте)
Все, закончилась зарядка.
Мы пройдемся для порядка.
(Ходьба на месте)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы.
(Дети садятся за парты)
4.Вторичное чтение стихотворения учащимися (с 67-69)
— Прежде, чем приступать к чтению стихотворения в учебнике, прочитаем обращение к вам автора учебника, прочитаем на с.67, с какой целью мы будем читать стихотворение «Друг». (…)
— Итак читаем стихотворение «Друг» Я.Л.Акима по цепочке по строкам, будьте внимательны. Читаем правильно, громко. (…)
5.Проверка восприятия содержания текста. Анализ текста.
— Молодцы! Вы прочитали стихотворение, а теперь поработаем по вопросам в учебнике на с.69-70. Посмотрим, насколько при чтении вы были внимательны.
— Прочитаем первый вопрос (…) Можно ли героя стихотворения назвать настоящим другом? Почему?
(Можно, потому что он очень тосковал, скучал в разлуке с другом. Тяжесть разлуки была настолько сильной, что герой не выдержал и помчался к нему пешком, бегом, на машине, летел на самолете)
— Хорошо. Прочитаем вопрос второй. (…) Почему же поэт Яков Аким подробно описывает путь героя к другу?
(Для того, чтобы показать, что для настоящей дружбы нет преград, герой стихотворения проделал очень долгий путь для встречи с другом)
— А теперь прочитаем вопрос №3. (…) Как вы думаете, что хотел сказать своему другу герой стихотворения?
(Герой хотел сказать своему другу, как он скучал, насколько тяжело ему было переносить разлуку.)
— А почему он молчал при встрече?
(Он настолько был рад встрече с другом, настолько был взволнован, что просто растерялся)
— Ребята, кого же можно назвать настоящим другом? (…) Легко быть другом? (…)
Как вы понимаете пословицу «Друга любить себя не щадить»? (Помогать другу, жалеть друга, дарить улыбку, совершать добрые поступки и тогда друг будет поступать с вами так же)
— А о чем пословица «Хочешь дружбы – будь другом»?
(Чтобы иметь друзей, надо самому стать другом)
— А у кого из вас уже есть настоящий друг? (…)
— Что вы можете о нем рассказать? (…)
Дружба, доброта и отзывчивость – человеческие качества, которые помогают каждому из нас обрести друзей, стать настоящим Человеком. Настоящая дружба правдивая и искренняя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.
— Дальше работаем над вопросом №4. Прочитайте вопрос. (…) Найдите в тексте место, где очень короткие строчки. (…)
— Почему эти строчки такие короткие?
(Короткие строчки создают особый ритм – короткие энергичные строчки. Такая звукопись дает возможность понять, «прочувствовать» как двигался поезд, как летел самолет и как ощущал себя в это время герой, что чувствовал.)
— Изменилась бы стихотворение, если бы автор написал их в одну строчку?
(Изменилось бы, т.к. потерялся энергичный ритм звукописи и мы не поняли всего внутреннего волнения героя, его чувств и эмоций.)
— Прочитайте пятый вопрос. (…) Чтобы ответить на вопрос, давайте откроем в учебнике с.47 и прочитаем еще раз стихотворение В.Д.Берестова про урок листопада. (…)
— Сравните строки в этом стихотворении и в стихотворении «Друг».
(В стихотворении В.Д.Берестова очень длинные , а в стихотворении Я.Л.Акима короткие)
— Почему же в стихотворении про урок листопада строки длинные и ровные?
(В этом стихотворении В.Д.Берестов описывает экскурсию в природу после уроков. Осеннее время года, поэтому настроение печальное у учительницы. Поэт очень красочно описывает природу, использует красочные сравнения, чтобы выразить грусть, тоску, «осеннее» настроение. Читать это стихотворение необходимо медленно, грустно.)
— Прочитайте вопрос №6. (…) Какие же звуки чаще других повторяются в описании скорого поезда и самолета: гласные или согласные? Зачем это делает поэт?
(В описании поезда чаще повторяются согласные звуки. Таким образом создается ощущение движения поезда по рельсам. А в описании самолета чаще повторяются гласные звуки, особенно звук «у». Таким образом создается ощущение полета, гула самолета.)
— Молодцы! Подведем итог нашей работе и прочитаем вывод на с.70 в учебнике.
VI.Знакомство с прозой Я.Л.Якима.
Сейчас, ребята, мы вспомним жанры литературы:
Жанры литературы: писатель проза (рассказ, повесть, роман), поэт поэзия (стихи, поэма)
— Как называют человека, который пишет рассказы, повести, романы?
(Писатель)
— А как одним словом назвать можно рассказы, повести, романы?
(Проза)
— А как называют человека, который пишет стихи?
(Поэт)
— Как одним словом назвать стихи и поэмы?
(Поэзия)
— Ребята, а кто же у нас Я.Л.Аким? Поэт или писатель?
(Я.Л.Аким – поэт)
— Это удивительно, но Я.Л.Аким не только поэт, но и писатель. И сейчас я хочу вас познакомить с прозой Я.Л.Акима. Сейчас я прочитаю вам его рассказ о том, как у него получилось первое стихотворение.
Вот как получилось одно из первых моих стихотворений для детей. Шел я по улице, нес молоко своей дочке. Было это в начале зимы, падал снежок, медленный, пушистый. Первый снег! И только я это подумал, как вдруг, откуда не возьмись, вокруг меня вместе со снежинками заплясала, закружилась песенка:
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
От удивления я даже остановился. Ведь нигде раньше я не слыхал такой песенки. Выходит, сам сочинил? Хорошо бы, не ускользнули эти слова, надо их дочурке повторить. Или нет, пускай сама прочитает, когда выучится грамоте.
Немало лет прошло с тех пор, дочка уже взрослая, у нее самой растет дочь – моя внучка, но и теперь мне так же радостно сочинять стихи людям, которых люблю, с которыми дружу. Я счастливый человек: у меня есть друзья. Много друзей. Вот о них я и думаю, когда пишу. И о маме своей думаю – она всю жизнь работала в детской библиотеке, — ей первой я дарю новую книжку. И об отце, хотя он в самом начале войны погиб, но все равно об отце я думаю так, как будто он рядом. Еще о земляках своих думаю – они живут в небольшом городке Галиче Костромской области. В этом городе когда-то я родился и маленьким играл с приятелями у бабушки во дворе. Хорошо помню, как был маленьким, и никогда этого не забуду. Потому что, если забуду, ничего больше не смогу для вас написать.
— Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Посмотрим, насколько вы были внимательными на уроке.
1.Понравился ли вам этот человек? Чем особенно? (…)
2.Подтверждает ли стихотворение «Друг» то, что автор рассказывал о себе сам? (…)
3.Поняли ли вы, как сочиняются стихи? Что для этого нужно? (…)
VII.Игра с рифмами.
Я.Л.Аким признавался детям, хотел, чтобы дети знали, как рождаются настоящие стихи – «из ничего, из воздуха, из чуда первого снега, из души». Чем отличаются стихи от прозы. (Наличие рифмы в стихотворных текстах.) Сейчас мы с вами будем учиться сочинять стихи. Для этого мы поиграем в игры, будем упражняться в рифмовании.
1.»Подберите слово в рифму».
-Расскажи, охотник, толком:
Как же справился ты с волком?
-Я поймал его.
-А как?
-Забежал он в тот овраг,
Где растет трава-дурман,
Скок – и прямо в мой ка… (капкан)
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную ко… (корку)
Собаки не троньте верблюда.
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерется с врагами
Своими большими но… (ногами)
— Молодцы! Справились с заданием, подобрали последнее слово стихотворения в рифму.
2.Игра «Слова – в рифму».
А сейчас учимся самостоятельно подбирать слово в рифму.
Жук – лук, … (сук)
Вова – корова, …
Катушка – кормушка, … (избушка)
Бор – спор, … (сор)
Юла – легла, … (игла)
Дом – гром, … (сом)
— Молодцы! Мы учились подбирать слова в рифму, а теперь другое задание.
3.Игра «Создаем стихотворение».
У нас есть рифма, вы должны придумать остальные слова в строках, чтобы получилось стихотворение.
(Нынче щедрый) урожай –
(Не ленись, а) собирай!
(За обедом) крокодил
(Пять лягушек) проглотил!
(Прилетели) белобоки –
(Длиннохвостые) сороки.
— Молодцы, ребята! Я думаю, теперь многим из вас захочется заняться стихосложением. Стихи можно сочинять на любую тему, помните, что поэзию от прозы отличает рифма. Больше читайте, больше думайте, мыслите и удивляйтесь простым вещам, которые вас окружают.
VIII.Итог урока.
— Как называется произведение, с которым познакомились на уроке? («Друг»)
— Кто автор стихотворения? (Я.Л.Аким)
— Можно ли сказать, что прочитанное стихотворение о настоящей дружбе? (…)
— Ребята, а что сам человек должен делать, чтобы у него были друзья?
(Быть самому другом)
— Желаю вам иметь настоящих друзей и самим быть верными друзьями, честными и отзывчивыми.
IX.Домашнее задание.
Дома научитесь читать стихотворение выразительно (с.67-69). Приготовьтесь ответить на вопросы к тексту.
uchebana5.ru
Митины каникулы читать онлайн, Аким Яков Лазаревич
Яков Аким
Яков Аким
Митины каникулы
Тише,
Не шумите!
Каникулы у Мити!
Никто его не будит,
Никто не подтолкнёт.
– Пусть, — сказала бабушка,
Ребёнок отдохнёт.
Около двенадцати
Без лишней канители
Митя, неумытый,
Позавтракал
В постели.
С кровати перегнувшись,
Как в лодке
Через борт,
Достал он с пола
Книжку
Про горнолыжный
Спорт.
Перелистал картинки,
Зевнул,
Ещё зевнул
И как-то незаметно
За книгою
Уснул.
Тише,
Не шумите!
Каникулы
У Мити!
На улице стемнело.
Зажгли в квартире свет.
– Митя, — шепчет бабушка,
Проснись, дружок, обед!
Глаза продрал
Наш Митя,
Оделся, сел за стол
И говорит:
– Смотрите,
Когда же день
Прошел?
…Друзья,
С такого Мити
Примера
Не берите!
…knigogid.ru
Конспект урока по литературному чтению на тему Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Задачи:
Образовательная
Продолжить знакомить учащихся с произведениями о зиме русских поэтов Я. Аким « Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Развивающая
Развивать мышление, память, речь, творческое воображение, познавательный интерес
Воспитательная
Воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование для учителя:
Учебник «Литературное чтение», презентация, портреты поэтов, кроссворд, аудиозапись (муз. Чайковского «Времена года»)
Оборудование для учащихся:
Учебник «Литературное чтение», тетрадь.
Ход урока:
1.Орг. момент:
У. Здравствуйте, ребята!
Тихонько сядет первый ряд
Тихонько сядет второй ряд
Тихонько сядет третий ряд.
У. Меня зовут Снежана Михайловна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2. Минутка чтения:
3. Работа со скороговоркой:
Скороговорка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была.
У. Читаем скороговорку про себя.
У. Читаем скороговорку хором.
У. Кто прочитает вслух скороговорку?
4. Проверка домашнего задания:
У. Какое д/з вам было на дом?
О. Прочитать выразительно стихи Бунина и Бальмонта о первом снеге.
У. Кто мне прочтёт первое стихотворение?
О.
У. Кто прочтёт выразительно второе стихотворение?
О.
5. Изучение нового материала:
У. Какое время года сейчас?
О. Зима
У. С какими признаками у вас ассоциируется это время года?
О. Снег, уже холодно, мороз, всё замерзает….
У. С какими чувствами вы воспринимаете первый снег?
О.
У. Какой раздел вы изучаете?
О. Люблю природу русскую (зима)
У. С какими поэтами вы уже познакомились?
О. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло- пушистая снежинка белая…».
У. Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами новых стихотворений о первом снеге.
У. Чтобы узнать, с каким автором и стихотворение мы сейчас познакомимся, разгадайте кроссворд:
Загадки:
У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт-гвоздь упадёт.
(Сосулька)
С неба падают зимою и кружатся над землёю. Легкие пушинки, белые…
(Снежинки)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…
(Иней)
Нет колёс у меня. Я крылата и легка. Громче всех постовых я свищу без свистка. На лете, на лету, на лету, весь город я замету…
( Вьюга)
У. Составьте слово из выделенных букв. Какое слово получилось?
О. Снег.
У. Вы правильно угадали. Мы продолжим читать произведения о первом снеге.
У. Первый снег… какой он? Вспомните прочитанные вами произведения и подберите прилагательны к слову «снег».
О. Снег-пушистый, белый, лёгкий, искрящий…
У. Мы вернёмся к описанию снега позже. А в этом нам поможет стихотворение Якова Акима « Утром кот принёс на лапах..»
У. Откройте учебник на стр. 192
У. Сейчас я вас познакомлю с автором этого стих-ния.
У. Яков Аким родился 15.12. 1923г. в городе Галич. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой…. Первое стихотворение написал, учась во 2 классе. Сочинять стихи стал после войны, когда родилась дочка. Ей посвящено стих-ние « Первый снег».
У. Вы закроете глазки, а я вам прочитаю это стих-ние., а вы постараетесь представить картины, которые изобразил автор.
У. Какие чувства вызвал у автора первый снег?
О.
У. Какие картины природы вы представили себе?
О.
У. Каким настроением проникнуто это стихотворение?
О.
У. Какое настроение у вас?
О.
Словарная работа
У. Прочтите это стих-ние про себя. Какие слова вам не понятны?
О. Прикорнул
У. Прикорнул- прислонился, залёг.
У. Кто прочитает стих-ние полностью?
О.
У. Сейчас будем читать по одной строчке.
У. Как автор описывает первый снег?
О.
У. Снег ведёт себя как живое существо. Докажите это.
О.
6. Физминутка
7. Продолжение знакомства с новой темой:
У. А сейчас мы познакомимся ещё с одним стих-нием Ф. Тютчева « Чародейкою зимою…»
Это стихотворение о зимнем лесе.
У. Откройте учебник на стр. 194.
У. Сейчас я вас познакомлю с автором этого стихотворения
У. Ф. И. Тютчев родился в 1803г. Он был богато одарённым ребёнком с раннего детства. Первое стих-ние он опубликовал в 14 лет. У Тютчева много стих-ний о природе. Одно из лучших стих-ний представлено вашему вниманию. Послушайте, как поэт описывает зимний лес.
У. Я читаю, а вы закрываете глазки и представляете услышанное.
У. Какую картину вы представили себе?
О.
У. Захотелось ли вам попасть в этот лес?
О.
У. Почему?
О. Он таинственный и даже сказочный.
У.К то его сделал таким?
О. Зима.
У. Что вас впечатлило?
О. Как автор необычно описал зимний лес, подобрав красивы слова и выражения.
У. Прочтите это стих-ние про себя.
У. Какие слова вам непонятны?
Словарная работа:
Чародейка- волшебница, колдунья;
Мещут- метают, бросают, кидают.
У. Кто прочтёт стихотворение?
О.
У. Сейчас будем читать по цепочке
У. Почему зима названа чародейкою?
О.
У. Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
О.
8. Итог урока:
У. С какими стихотворениями мы познакомились сегодня?
О.
У. Чем похожи эти стих-ния?
О.
9. Рефлексия:
У. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если урок понравился- поднимите солнышко, если нет- тучку.
10. Домашнее задание:
Выразительно прочитать стих-ния стр. 192-194.
infourok.ru
Последние комментарии
|
|
www.rulit.me
Конспект урока по литературному чтению
И.С. Никитин. «Встреча зимы» 3 класс
Тема: Встреча зимы
Цели:
познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
продолжить формирование умения видеть изобразительно-выразительные средства;
развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
связно рассказывать о своих впечатлениях;
воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые УУД на уроке:
Личностные результаты:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
— способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Метапредметные результаты:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
— составлять план решения вопросов совместно с учителем;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
— проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
— находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
— владеть монологической и диалогической формой речи;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
— использовать простейшие приемы анализа стихотворения;
Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», ИКТ, учебник
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент
— Готовы ли вы к уроку?
Начинаем урок.
Дети приводят в порядок рабочее место.
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2. Актуализация знаний
-Ребята, какое время года следует за осенью?
-С чем вы ассоциируете зиму? Что происходит зимой?
-Зима
-Со снегом
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
Целеполагание
— Прочитайте тему сегодняшнего урока.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Мы продолжим знакомство с поэзией Никитина. И следующее произведение, с которым предстоит работа называется «Встреча зимы»
-Рассмотрите иллюстрации к нему.
-Ребята, сформулируйте цель нашего урока.
-Обратите внимание на доску – «Лесенка»
— Что мы сегодня будем изучать?
-Как мы будем это делать?
-Составим план нашей работы
-Встреча зимы
-О зиме
-Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.
Учиться понимать настроение и мысли поэта
К и О
План
Как?
Что?
-Стихотворение Никитина «Встреча зимы»
-Будем его читать
-1. Послушаем стихотворение
2. Прочитаем сами стихотворение
3. Проанализируем стихотворение
4.Подведем итог
Регулятивные УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Открытие нового знания
-Прежде чем мы начнем непосредственное знакомство со стихотворением, предлагаю провести словарно-лексическую работу:
а) Словарно-лексическая работа
в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним
Первичное восприятие текста
— Закройте глаза, внимательно послушайте стихотворение и представьте картины, которые поэт описывает.
-Понравилось стихотворение?
–Какие картины нарисовал поэт?
–Почему людей радует первый снег?
—Теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение. Приготовились следить. Читать будем по строфам.
Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? А на рассвете?
-Как описан снег?
-Что поэт пишет о зимнем лесе?
– Любит ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
-Как называется такой прием?
-Как пишет поэт про крестьянских детей?
-Как Русь называет?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?
-Про незваных гостей что говорит?
Дети выполняют задание на слайдах
Прослушивают аудиозапись.
Обмениваются впечатлениями о том, что представили.
Чтение детьми
Ответы зачитывают отрывками произведения
-олицетворение
-Святая Русь
Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Обмениваться впечатлениями
Коммуникативные УУД:
умение слушать ответы других детей
Физкультминутка
Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Историческая справка
Подготовленный ребёнок ведёт рассказ
Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Сейчас поработайте в парах. 2 минуты на задание. Если пара готова, то как мы это показываем? Опишите картину.
-Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями
-Беремся за руки и поднимаем вверх.
Коммуникативные УУД
Общеучебные УУД (работа со словарем)
Рефлексия
Работа с опорными словами
Высказывания детей
Регулятивные УУД (самооценка)
Итог урока
— Почему произведение называется «Встреча зимы?
— Каков же замысел И..С. Никитина?
— Описывая природу, поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку
— любовь к родной природе.
Коммуникативные УУД
Домашнее задание
С.68-71, выразительное чтение
infourok.ru
Жизнь и творчество Я.Акима — разработки уроков — Каталог файлов
Внеклассное мероприятие на тему
«Жизнь и творчество Якова Лазаревича Акима»
Материал подготовила
учитель начальных классов
Кирпичникова Н.К.
Цели
Познакомить детей с жизнью и творчеством детского поэта Акима Я.Л., ввести в круг чтения детей произведения детской литературы.
Задачи
Расширить знания детей о детских авторах, рассказать о жизни одного из них.
Развивать воображение, мышление, речь.
Прививать любовь к чтению.
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину
Оборудование: портрет Я.Л.Акима, выставка книг с произведениями Я.Л.Акима, электронная презентация «Жизнь и творчество Якова Акима», экран, проектор, компьютер.
Предварительная подготовка: разучивание стихотворений с отдельными учащимися.
Ход мероприятия:
(Слайд 1-2)
— Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего земляка Якова Лазаревича Акима. Несколько поколений выросло на его стихах. Вот они, его с детства знакомые строки. Раз услышал – не позабудешь никогда:
Ученик:
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «МАМА»
(Слайд 3)
— Яков Аким родился в старинном городе в Галиче Костромской области.
Ученик:
Город Галич.
Я вырос в городке заштатном,
Среди упряжек и рогож.
И не был на район плакатный
По счастью, город мой похож.
Над сонным озером вставал он,
Как терем сказочных времён,
Насыпанным издревле валом
От вражьих полчищ обнесён …
(Слайд 4)
-В славной семье, которой он посвятил немало нежных строк в детских стихах и взрослых. Вряд ли в Галиче, да что в Галиче, во всей России найдётся ещё одна такая семья, которая прославила бы этот город не только в России, но и в мире, как семья Акимов. Из этой семьи вышли выдающиеся учёные с мировым именем в области математики, химии, литературы, замечательные хозяйственники и организаторы производства, Лауреаты Ленинской и Государственных премий. Семья, которая без преувеличений, является гордостью Галича и Костромской области. Для Якова Акима все было важное, связанное с его детством, с его семьей, Галичем, родными.
(Слайд 5)
— Отец Яков Акима был прирожденным изобретателем. Главным инженером завода. Он был гением-самоучкой. Умел починить любой механизм, поставить коронку на зуб, мог сыграть на любом музыкальном инструменте. Прекрасно играл на флейте. Сам сделал скрипку. Мама наигрывала на мандолине и гитаре. Яша музицировал на гармошке.
-Был такой случай, к нему на улице, когда они жили в Москве уже после войны, подошел человек и сказал: « Я помню вашу семью. Мы жили с вами по соседству в Галиче. Я помню, как все собирались под окном и слушали, как вы музицировали, как вы играли и пели». Это был предводитель шпаны местной, который к Яше подкатил буквально на улице. Яков после этого написал стихотворение « Песенка из окна».
Ученик:
Папа после работы устал
И поэтому скрипку достал.
Мы старинную песенку любим одну,
Потому что она про весну.
«Ах, весна, не играй с нами в прятки!
Мы ведь знаем, что все в порядке,
Что зеленая травка уже подросла
И земля под травою тепла».
Вот и мама с гитарой идет,
Пусть сыграет она и споет,
До чего ж голосистая мама моя,
Целый день ее слушал бы я!
Я гармошку губную беру,
Мягкой тряпочкой пыль сотру,
Я на этой гармошке играю немножко
И даже мотив не совру.
(Слайд 6)
-В Галиче Яков Лазаревич пошёл в школу (сейчас это средняя школа №4). В школе ему приходилось редактировать стенгазету, в ней он поместил своё самое первое стихотворение. С 1933 года они живут в Москве. Яша учится в школе, он занимается на гармошке, он играет на барабане в джазе.
-Меняется география — меняется жизнь… Судьба у Якова Акима была непростая, как и всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной Войной. 1941 стал трагическим для поэта. Вначале — все, как обычно — учеба в школе, поездка вожатым в пионерлагерь, а потом… война. Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец. Поэт вспоминал: «Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся.»
-В 1942 Аким ушел в армию. Вначале была школа связистов, а потом фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. За боевые заслуги был награждён медалями. Военную форму снял только в 1946. И, естественно, перед ним встал вопрос «кем быть?» Он работал на «Мосфильме», поступил в химический институт. В это же время он начинает писать стихи.
Ученик:
Дождик
Туча серая накрыла
Нашу улицу — и вот,
На асфальте вдруг запрыгал
Теплых капель хоровод.
Набежали мигом лужи.
А на лужах, посмотри,
Заморгали неуклюже
Скороспелки-пузыри.
Капли пляшут, капли рады,
Что прохожие вокруг
Расступились по парадным…
Пляшут капли, шире круг!
Вышла бабушка в калошах,
А мальчишкам — нипочем:
С визгом хлопают в ладоши
И приплясывают тоже
Вместе с пляшушим дождем.
(Слайд 7)
-В 1950 г. Я. Аким начал публиковаться как детский поэт в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята». Первая книга его стихотворений для детей «Всегда готовы» выходит в 1954 г. Потом книг станет много: стихи, сказки; веселые и грустные – разные.
(Слайд 8)
-Стихи для детей в творчестве Якова Лазаревича занимают важнейшее место. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Ей посвящено одно из ранних его стихотворений «Первый снег».
Ученик:
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре —
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
-Благодаря дочери и С. Я. Маршаку, поддержавшему его первые опыты, Аким и стал детским поэтом.
(Слайд 9-10)
Произведения Якова Акима вам очень хорошо знакомы:»Мой брат Мишка», «Пишу тебе письмо», «Неумейка» , «Разноцветные дома», «Я маленький был». И многие другие.
(Слайд 11)
-Постановлением Костромской областной Думы за №1321 от 29 мая 2003 года Галичской детской библиотеке присвоено имя Я.Л. Акима.
К сожалению Яков Лазаревич не дожил до своего 90 дня рождения всего пару месяцев. 21 октября 2013 года он скончался после продолжительной болезни.
(Слайд 12)
-На некоторые стихи Яков Лазаревича была наложена музыка и появились песни «Про ослика», «Друг». Так же по некоторым произведениям были созданы замечательные мультфильмы «Девочка и лев», «Песенка в лесу».
(прослушивание «Песенки друзей»)
-Вот на такой доброй и весёлой ноте я хотела бы закончить наше мероприятие. Надеюсь вам захотелось перечитать знакомые стихотворения и познакомиться с новыми для вас произведения Якова Лазаревича Акима.
Список используемых источников:
Официальный сайт администрации города Галича-http://www.admgalich.ru/index.php?id=432&option=com_content&task=view
Музыкальный файл: http://muzofon.com/search/всем%20советуем%20дружить
Картинки:
https://yandex.ru/images/search?text=мультфильм%20песенка%20в%20лесу
http://rusmultik.ru/images/catalog/ee1301d934ab010b268c28bc399e96e7.jpg
Фотографии: http://zlobnig-v-2.livejournal.com/172999.html
Интервью Марины Москвиной (ученицы Я.Акима) http://echo.msk.ru/programs/time/1218085-echo/
naduscha.ucoz.ru