Урок-конспект по теме: «Природа, общество и человек»

Тема урока: Взаимодействие человека, живущего в обществе, с природой.

Основные цели и задачи: Ознакомить учеников 5 класса с тем, как человек существует в обществе, как он взаимодействует с природой, какой вред он может нанести природе, к чему уже привело потребительское отношение к природе и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

План урока:

  1. Взаимосвязь человеческого общества и природы
  2. История взаимодействия
  3. Кризисные явления в этой сфере
  4. Пути их преодоления
  5. Охрана природы

Ход урока

1. Взаимосвязь человеческого общества и природы

Человек живет в обществе. Он – существо социальное. На протяжении своей жизни он вступает во взаимодействие с себе подобными. Отец и мать, братья и сестры, бабушки и дедушки, одноклассники и учителя, продавцы в магазине и доктора в поликлинике – со всеми этими людьми сначала ребенок, потом подросток, а потом уже и взрослый волей-неволей вынужден контактировать.

При этом человек взаимосвязан с природой. Природа – естественная среда, в которой обитает человек. Состоит из биосферы – системы растений и животных, которые существуют на планете Земля вот уже более 4 млрд. лет и не исчезли с ее лица в связи с изменениями климата.

Именно в природе находятся все необходимые ресурсы для того, чтобы удовлетворить человеческие потребности, поддержать его физические силы, сохранить и приумножить здоровье. Человек питается теми продуктами, которые выращивает на природе или получает от животных, находящихся на природе. В древности, когда не было искусственных тканей и синтетических медпрепаратов, исходные материалы для одежды и травы, обладающие лечеными свойствами, человек тоже получал от природы.

Практическое задание:

Описать, в каких еще моментах человек взаимодействует с природой.

2. История взаимодействия

В глубокой древности первобытный человек занимался исключительно присваивающим хозяйством, собирательством и охотой. Уровень развития общества в то время был практически нулевым, а взаимодействие с природой было максимально гармоничным.

С развитием хозяйства производящего (прежде всего, скотоводства и земледелия), человек стал негативно влиять на природу. Он сжигал леса, освобождая места для пастбищ и полей. Он уничтожал степи, когда по ним неслись стада домашних животных.

В Средние века, когда появились большие города, значение общества существенно возросло, а природа стала медленно, но целенаправленно уничтожаться. В эпоху же индустриального общества, когда промышленность стала главной движущей силой развития общества, существованию природы стал наноситься непоправимый вред.

3. Кризисные явления в этой сфере

Конец прошлого, XX века, охарактеризовался так называемым экологическим кризисом. Главной причиной такого положения дел стал научно-технический прогресс, которые поставил под угрозу существование природы как естественной среды, в которой может обитать человек.

Основной особенностью этого кризиса стал тот факт, что он носит не локальный характер, как все предыдущие, а общепланетарный. Это означает, что на Земле практически не осталось места, где бы природа сохранилась в первозданном, неизмененном виде.

С каждым годом количество людей, живущих на планете, растет. А значит, уровень потребления человечества не планирует останавливаться. Ученые посчитали, что за последние 15 лет мы потребили столько природных ресурсов, сколько за все предыдущее время нашего существования. Площадь лесов катастрофически сокращается, а значит, свежего воздуха становится все меньше, и следовательно, условия жизни на планете ухудшаются с каждым днем. Здоровье людей, которое напрямую зависит от экологии, портится, а микробы, вирусы и бактерии, пользуясь ослаблением иммунной системы человека, проявляются все сильнее, и бороться с ними становится все сложнее.

Практическое задание:

Перечислите, в чем проявляется отрицательное влияние человека на природу.

4. Пути их преодоления

Что же должно делать человечество, чтобы исключить полностью или хотя бы немного снизить своё отрицательное воздействие на природу? Есть несколько направлений:

  • Создание новой техники, работающей на другом топливе;
  • Создание безотходного производства, чтобы не загрязнять воду, воздух и почвы;
  • Создание возможностей для переработки токсических веществ;
  • Борьба против болезней, голода и перенаселения.

В общем и целом, следует изменить отношения человека как общественного существа и природы с потребительского на сотрудничество.

Практическое задание:

Какие пути для гармонизации отношений человека и природы знаете Вы?

5. Охрана природы

Этими вопросами непосредственно занимается охрана природы. В ее ведении находятся все меры, направленные на сохранение, рациональное использование и всевозможное восстановление потраченных ресурсов нашей планеты. Главный вопрос – передать планету подрастающему поколению в состоянии, годном для счастливой жизни. Однако решить эти вопросы можно только путем объединения всех людей, проживающих в современном обществе на планете.

Для решения экологических проблем и снижения влияния экологического кризима на жизнь общества была создана международная общественная организация «Гринпис». Ее члены призывают общество к самоограничению и такому развитию общества, которое не приведет к дальнейшему разрушению природы, а наоборот, поможет экосистеме восстановиться.

Практическое задание:

Как вы можете помочь природе? Какие действия следует предпринимать

Оценивание: в конце урока необходимо оценить тех пятиклассников, которые давали максимально творческие ответы во время практических заданий.

6. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • С краткой историей взаимоотношений человека и природы, когда человек являлся лишь потребителем природных ресурсов, а не созидателем.
  • С тем, что представляет собой глобальный экологический кризис, поразивший нашу планету, а также изучили причины его появления и возможные последствия.
  • С тем, что надо делать для того, чтобы избавиться от последствий кризисных явлений в экосистеме.

Домашнее задание:

Проработать более подробно, используя данные из Интернета и других свободных источников, варианты бережного и партнерского взаимоотношения человека и природы (например, энергосберегающие технологии или новые виды топлива). Оценить, какой эффект это может дать для подрастающих поколений.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Конспект урока «Человек и природа»

Тема урока: Человек и природа.

Тип урока: изучение нового материала в рамках технологии критического мышления.

Цели урока:

  • Продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.
  • Развивать у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться вести дискуссию.
  • Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.

Учащиеся должны знать, что:

  • Природа – это естественная среда обитания человека.
  • Биосфера – земная оболочка планеты, охваченная жизнью.
  • Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.
  • Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.

Учащиеся должны уметь:

  • Раскрывать основные значения понятий.
  • Определять роль природы в жизни человека и общества.
  • Аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, — все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»

Вопрос:  Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?

Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.

Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».

Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?

              (Ребята высказывают свое мнение).

Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».

(Ребята работают с пунктом параграфа «Что такое природа» и составляют схему).

Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?

Ответ: Вся действительность и мир в целом.

Вопрос: А где в этом случае находится человек?

Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы.

Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?

       Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

       Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.

(Выступает ученик с заранее подготовленным докладом).

Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.

(Выступает ученик с сообщением на тему: «Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).

Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.

Учитель:  А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:

  • Человек – венец природы.
  • Человек – звено в цепи эволюции.

Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию.

Для начала давайте вспомним правила дискуссии:

  1. Следить за ходом дискуссии.
  2. Слушать внимательно.
  3. Выдвигать идеи.
  4. Не повторяться
  5. Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…
  6. Оставьте за мной последнее слово.

Нам необходимо выбрать группу экспертов. Задача экспертов следить:

  1. Каково было первоначальное мнение.
  2. В какой момент мнение изменилось.
  3. Как изменился ход дискуссии.
  4. К какому мнению пришли в конце.

Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума – Ноосферу (определение на доске).

Логическим завершением дискуссии и урока в целом станет написание эссе на тему «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».

( При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).

Цели урока будут достигнуты, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.

Домашнее задание:

       параграф 8, учебник «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова;

       вопросы и задания в конце параграфа.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Человек и природа» »

Урок обществознания в 8-м классе.

Тема урока: Человек и природа.

Тип урока: изучение нового материала в рамках технологии критического мышления.

Цели урока:

  • Продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.

  • Развивать у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться вести дискуссию.

  • Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.

Учащиеся должны знать, что:

  • Природа – это естественная среда обитания человека.

  • Биосфера – земная оболочка планеты, охваченная жизнью.

  • Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.

  • Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.

Учащиеся должны уметь:

  • Раскрывать основные значения понятий.

  • Определять роль природы в жизни человека и общества.

  • Аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, — все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»

Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?

Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.

Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».

Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?

(Ребята высказывают свое мнение).

Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».

(Ребята работают с пунктом параграфа «Что такое природа» и составляют схему).

Примерная схема:

Природа

Вся действительность

и мир в целом

Естественная среда

обитания человека Кладовая ресурсов

необходимых человеку

для жизни

Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?

Ответ: Вся действительность и мир в целом.

Вопрос: А где в этом случае находится человек?

Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы.

Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?

Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.

(Выступает ученик с заранее подготовленным докладом).

Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.

(Выступает ученик с сообщением на тему: «Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).

Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.

Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:

Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию.

Человек – венец природы

Человек – звено в цепи эволюции

Для начала давайте вспомним правила дискуссии:

  1. Следить за ходом дискуссии.

  2. Слушать внимательно.

  3. Выдвигать идеи.

  4. Не повторяться

  5. Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…

  6. Оставьте за мной последнее слово.

Нам необходимо выбрать группу экспертов. Задача экспертов следить:

  1. Каково было первоначальное мнение.

  2. В какой момент мнение изменилось.

  3. Как изменился ход дискуссии.

  4. К какому мнению пришли в конце.

Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума – Ноосферу (определение на доске).

Логическим завершением дискуссии и урока в целом станет написание эссе на тему «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».

( При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).

Цели урока будут достигнуты, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.

Домашнее задание:

параграф 8, учебник «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова;

вопросы и задания в конце параграфа.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему: Человек. Общество. Природа.

План-конспект урока «Человек. Общество. Природа»

8 класс, обществознание (ФГОС)

Тема урока: Человек. Общество. Природа.

Цели: сформулировать основные вопросы и проблемы

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; .владеть принципом работы с учебником, вести дискуссию, работать с документами, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

Метапредметные – 1).личностные: формировать компетентности в решении осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, извлекать информацию из мнений и взглядов других людей;

4) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии;

Оборудование: учебник, схемы к уроку, материал для работы в группах, мультимедийная презентация, ФГОС Контрольно- измерительные материалы Обществознание ,8 класс

Тип урока: общеметодологической направленности.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Мотивационно-целевой этап.

-Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

По дороге жизни брел странник. В пути он часто находил разные предметы и складывал их в мешок. С каждым днем ноша становилась все тяжелее. Страннику приходилось все чаще останавливаться и отдыхать.

Однажды он встретил мудреца.

— Что ты несешь с собой? А все ли тебе нужно в дороге?- спросил его мудрец.

-Я думаю, тебе просто необходимо избавиться от лишнего, — сказал мудрец.

Странник начал вытаскивать все, что попадалось.

-Посмотри на эти вещи и реши для себя, что тебе действительно необходимо в дороге? Остальное выбрось без сожаления ,-заметил мудрец.

Странник выбросил две трети своей ноши. Его жизнь наполнилась смыслом, он больше смотрел по сторонам, а не под ноги ,как раньше.

Но к сожалению, странник не сделал выводов и через годы его мешок стал неподъемным.

И снова ему посчастливилось встретиться с мудрецом. А мудрец не стал ничего говорить ему и прошел мимо. Странник сам решил обратиться к мудрецу.

-Почему ненужные вещи опять накапливаются?- спросил странник.

_Осознай , куда ты идешь и что тебе нужно для достижения твоей цели. Послушал путник этот совет и перестал собирать всякие вещи.

Вопрос классу

-О чем эта притча?

Тема урока: «Человек. Общество. Природа»

Девиз: успех учеников, радость учителю!

ПРОБЛЕМА: Почему человек должен научиться жить в обществе?

3.Изучение нового материала.

ПЛАН урока:

-Что такое природа?

-Биосфера и ноосфера.

-Взаимодействие человека и окружающей природы.

-Место человека в мире природы

-Человек и Вселенная.

-Человек – звено в цепи эволюции или «Вершина пирамиды»

Задание. Запишите в таблицу ,что вам известно по этой теме в графу «Знаю»,а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор ,пока не будет изучен параграф.

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

Словарь

Биосфера— нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.

Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества.

Работа в группах.

ТЕХНОЛОГИЯ активного редуктивного чтения, критического мышления.

Класс делится на 4 группы.

1 группа изучает раздел «Что такое природа?»

Дополнительное задание: покажи на известных примерах влияние природы на хозяйственную деятельность людей.

2 группа — «Связь человека с природой»

Дополнительное задание: проанализируй, что в рассказе Р.Бредбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.

3 группа – «Человек- венец природы?»

Дополнительное задание: заполни таблицу «Человек – венец природы»

Аргументы за

Аргументы против

4 группа- «Вершина пирамиды или звено в цепи?»

Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознании» и «География»?

В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни- работают с терминами, понятиями;

другие- с персоналиями;

третьи- с хронологией.

Затем материал обсуждается в группе, выполняют дополнительное задание. Выбирается лидер группы, который рассказывает содержание своего раздела другим одноклассникам.

Физминутка. Гимнастика для глаз.

4.Закрепление изученного материала

Технология «Дебаты». Обсуждаем высказывание мудрых. «Природа- единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах» И.В.Гете(1749-1832), немецкий поэт, философ, ученый

5.Рефлексия.

А). Заполните вторую и третью колонки в таблице, предложенную обучающимся вначале урока.

Б).Почему человек должен научиться в обществе?- ответ на проблему урока.

В). Оцени свою работу на уроке.

6.Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

параграф 2. Начать работу над проектом «Как судьба человека зависит от судьбы общества?

kopilkaurokov.ru

Урок обществознания «Человек, общество, природа». 8-й класс

Разделы: История и обществознание


Цели.

1. Изучить среду обитания человека.

2. Рассмотреть связь человека и природы, взаимодействие человеческого общества и природы.

3. Развитие у детей логики, мышления.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Определяем основной вопрос урока. Чтение проблемной ситуации.

“Коля вставай быстрее! — торопила мама. А то опять в школу опоздаешь. И не вздумай снова задирать мальчика из параллельного класса. Узнаю, еще раз, что ты у него мяч отобрал, устрою тебе “сладкую жизнь”. Как тебе не стыдно.

— Начинается…. с добрым утром! Проворчал Коля - Вот для чего это все выдумано? “стыдно”, “опоздаешь”… Вот волк в лесу захотел спать – спит, захотел есть – поймал какого-нибудь суслика и съел. Будет его за это кто-то упрекать?

— Волка не будет – он зверь, живет по инстинктам, по законам природы, но ты человек.

— А я тоже часть природы! Вот мы не соблюдаем ее законы и пожалуйста — реки грязные, леса исчезают, погода портится. Жили бы все как положено, по законам природы делали бы чего хочется, так нет же, напридумывали всяких правил”.

Вопросы: Чем отличаются мнения мамы и сына? Какой вопрос можно задать на основании их спора? Почему человек не живет по законам природы?

Определение целей урока.

3. Открываем новые знания.

В отличие от других живых существ, человек создал вокруг себя особую среду существования - общество. А что такое общество? (Ответы обучающихся).

Общество – это не просто множество людей. Это целостная система связей и отношений между людьми. Какие это связи и отношения? Что такое система?

Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т.е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Отношения, в которые вступают друг с другом люди в обществе, бывают самые разные: поддержка, соперничество, игнорирование… Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Жизнь человека вне общества невозможна. Почему? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, радоваться и творить.

Человек и природа (вопросы на экране).

Как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа под воздействием общества?

Природа – это среда существования общества. Природа – огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Реки, лес, руда… – активно используется людьми. Откажется сейчас человек от их использования?

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.

Второе определение природа – биосфера (на экране). Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью (запись определения в тетрадь). Только в отличие от животных и растений человека отделяет от природной среды, созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги…– все то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. С другой стороны, чтобы создать вокруг себя “оболочку культуры” люди берут исходные материалы, энергию из природы. Природа служит источником вдохновения для художников и поэтов, способна благотворно воздействовать на здоровье человека, его настроение. Однако и человек использует для своих нужд реки, лес.., постепенно изменяя облик Земли. Порой человек использует ресурсы нерационально, загрязняет окружающую среду.

4. Подводим итоги (ответы учащихся).

У человека две среды обитания – природа и встроенное в нее – общество, т.е. систма связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается во взаимодействии с природой, обеспечивая нас всем необходимым для жизни (схема на экране).

5. Решаем задания (на экране высказывания).

Выбери одно из высказываний и ответь на вопрос: “Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласен ли ты с ними?”

“Культура – есть вторая природа” (Гегель).

“Наша земля — это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники” (Генрих Гейне).

“В обществе каждый человек-камешек в мозаичном узоре” (Никола Себастиан Шамфор).

“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает” (Анатоль Франс).

6. Групповая работа.

Решаем жизненные задачи (класс делится на 6 групп, задание на экране).

В школе создается экологическое общество. Разработайте план работы на год, цели, задачи.

7. Оценивание учащихся. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить дополнительный материал “ноосфера”.

Презентация

15.11.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по Обществознанию «Человек, общество, природа» 6 класс

Урок изучения нового материала по теме « Человек, общество, природа», 6 класс.

Цели: — показать взаимосвязь человека, общества, природы; выяснить, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой и к каким последствиям это привело;

— способствовать развитию ОУУН, используя различные методы и приемы;

— способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде.

Учебно-методическое обеспечение: алгоритмы, памятки, критерии оценки деятельности групп, карточки с дополнительным материалом, документы

Время реализации занятия: 3 часа

Форма урока: обучение в сотрудничестве, метод «пила»

Методы, приемы:

словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы;

наглядные методы: демонстрация презентаций, иллюстрация,

практические методы: совместные действия в группе

ГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (познание): иллюстративно – объяснительные методы, эвристические методы (частично – поисковые)

ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ – методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала:

индуктивные (от частного к общему), конкретные и абстрактные (синтез и анализ, сравнение, обобщение, систематизация)

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ – методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности: методы учебной работы под руководством учителя; методы самостоятельной учебной деятельности учащегося.

Оборудование: — мультимедийный проектор, презентации;

Подготовительная работа:

формирование групп по желанию;подготовка презентаций; разработка критериев оценки деятельности групп;

— составление презентации, сценариев, кластеров

Ход урока

I. Организационный момент – 1 минута

II. Сообщение темы и целей урока – 2 минуты

Учащиеся сами формулируют, т.к. это делается в системе

Ш. Изучение нового материала

1. Слово учителя — подготовительная беседа, 5 минут

Ребята, мы с вами заканчиваем работать по разделу «Общество и человек»

Дайте определение понятия «общество» в узком и широком смысле.

Как вы понимаете смысл слов: «человек», «природа», « культура»?

Как вы понимаете выражения «Человек – биосоциальное существо»?

«Человек – общественное существо»?

С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX-началаXXI века?

Вывод. Общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Человек одновременно живет на природе и в обществе. Природа дает человеку ресурсы (как вы это понимаете?) для удовлетворения его потребностей (как вы это понимаете?) и играет большую роль в хозяйственной деятельности людей.

Дома вы познакомились с материалом, изложенным в шестом параграфе. Я вас просила подобрать дополнительный материал по вопросам на странице 48.

Посмотрите на экран и обратите внимание на вопросы, по которым вы работали (Приложение 1)

Каждая группа выбирает себе вопрос, в случае спора, проходит жеребьевка

2. Работа в группах по алгоритму – 5 минут

Алгоритм работы группы (Приложение 2)

3. Выступление групп, рецензирование, дополнения, выставление баллов, 20 минут

Рецензия (Приложение 3)

Оценочный лист (Приложение 4)

IV. Подведение итогов, выставление отметок

Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды?

Можно ли считать их достаточными?

V. Домашнее задание. Подготовка к деловой игре « Импровизация на тему…»

1 группа «Зоны охраны природы в нашем городе»

2 группа «Правила экологического поведения школьников»

3 группа «Сценарий по любому вопросу»

4 группа Кластер по теме «Красная книга природы»

5 группа Презентация по теме «Охранять природу – долг каждого гражданина!»

Комментарии учителя.

На данном уроке обучающиеся под руководством учителя давали теоретическое обоснование темы, основываясь на знаниях опережающего характера. Продолжали учиться работать в сотрудничестве, анализировать, рецензировать, аргументировано обосновывать, обобщать и делать выводы. На таких уроках я определяю: кто из ребят может работать над проектами, их привлекаю к участию в научно- исследовательских конференциях, в конкурсах, олимпиадах. Домашнее задание дала с учетом возможностей каждой группы.

На втором уроке идет подготовка к обобщению по теме

1. Обучающиеся объединяют собранные материалы, составляют сценарии

2. Главное условие – участие каждого члена группы

3. Учитель выступает в роли консультанта, работая с каждой группой

Урок 3. Обобщение по теме «Человек, общество, природа»

Цели:

— обобщить и систематизировать знания обучающихся, показать роль каждого гражданина в сохранении окружающей среды

— способствовать развитию коммуникативных навыков при обучении в сотрудничестве

— способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде.

Учебно-методическое обеспечение: критерии оценки деятельности групп, алгоритмы, дополнительный материал

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации

Форма урока: деловая игра «Импровизация на тему…»

Ход урока

I. Организационный момент – 1 минута

II. Сообщение темы и целей урока – 2 минуты

Ш. Обобщение и систематизация знаний обучающихся

Выступление групп.

1 группа «Зоны охраны природы в нашем городе» (Приложение 5)

2 группа «Правила экологического поведения школьников» (Приложение 6)

3 группа «Сценарий по любому вопросу» (Приложение 7)

4 группа Кластер по теме «Красная книга природы» (Приложение 8)

5 группа Презентация по теме «Охранять природу – долг каждого гражданина!» (Приложение 9)

IV. Подведение итогов урока, выставление отметок.

Критерии оценки деятельности групп (Приложение 10)

Приложения к уроку« Человек, общество, природа», 6 класс.

Приложение 1

Вопросы

1. В чем выражается взаимодействие человеческого общества и природы?

2. Как менялось взаимодействие человеческого общества и природы?

3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе

4. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?

5. Что означает обязанность беречь и охранять природу?

Приложение 2

Алгоритм работы группы

1. Обсудите вопрос, составьте план ответа группы

2. Распределите задания, перескажите по плану

3. Сделайте выводы

Приложение 3

Рецензия

1. Как группа раскрыла вопрос (полностью, частично, не раскрыла), обоснуйте

2. Исправьте ошибки, дополните

3. Поставьте баллы

Приложение 4

Оценочный лист

Группа

«3» — замечаний нет

«2» — есть замечания и дополнения

«1» — есть понимание, но отсутствует логичность, слабая аргументация, замечания к культуре речи

Приложение 5

1 группа. «Зоны охраны природы в нашем городе»

Инсценировка «В краеведческом музее города Качканара»

1. Добрый день, уважаемые посетители нашего музея. Работниками музея подготовлена экспозиция о зонах охраны природы в нашем городе. Качканар – город сравнительно молодой, но, к сожалению, экология требует повышенного внимания, т.к. у нас есть промышленные предприятия, в связи со строительством, вырубаются естественные лесополосы. Кроме этого сами жители, это особенно печально, не берегут ту красоту, в которой они живут. Вам будут представлены «зеленые зоны», которые взяты под охрану экологов нашего города, они сегодня присутствуют на экскурсии и могут ответить на ваши вопросы.

2. «Эколог». Красоты нашего города можно назвать «Красотами Швейцарии», так говорят многие гости: артисты, деловые люди, отдыхающие, которые к нам приезжают. Особенно всем нравиться территория около «Качканарского моря». Вода, деревья, кустарники – создают приятную для глаз красоту, однако пейзаж долгое время портят отдыхающие жители города. Засоряют территорию, ломают деревья, кострами сжигают естественный слой, гибнет трава. Мы — добровольцы, создали экологическое общество и составили важные зоны, которые необходимо охранять.

3. «Эколог» Кроме названной зоны, мы внесли в нашу карту территорию 10 квартала, где идет бурное строительство, и вырубаются зеленые насаждения. Зону, пригородных районов: поселков «Кулацкий» и «Татарский».

4. Парки, цветники создают прекрасную картину, однако их тоже необходимо охранять, особенно в весеннее время, когда появляется березовый сок и в летнее время, когда ночные прогулки молодежи приводят к уничтожению названной красоты

5. Вы можете задать вопросы нашим «экологам», а также дать советы.

Приложение 6

2 группа. «Правила экологического поведения школьников»

1. Отряд «Зеленых» призывает природу защищать!

2. Правила экологического поведения школьники должны знать!

3. Не сорите! Не губите! Охраняйте! Защищайте!

4. Место человека в природе – знайте!

1. Природа не прощает, когда ее уничтожают!

2. Природа мстит, катаклизмы разные посылает:

3. То наводнение, то снегопады, ураганы, бури, камнепады

4. Выводы сделай и правила соблюдай.

5 Советы наши на «ус намотай…»

1. Костер разжег – потуши, со стихией пожара, ты не шути!

2. Мусор в нужное место неси, где попало, не бросай, «свиньей» не прослыви!

3. Сок березовый пей, но деревья не губи, от хулиганов лесных, березки защити

4. Если каждый наши советы будет соблюдать, экология сохраниться

5. Глобальных проблем не случиться!

Приложение 7

3 группа. Сценарий «Послушайте нас, люди! /Обращение деревьев/»

Театрализованное представление

Автор. Воскресный вечер, загадочно шумит листвою лес.

Разъехались все люди, веселый смех исчез.

Однако, радости деревья, кустики не испытали.

Полянку – просто затоптали, оставили огонь в костре и мусор под кустами.

Появляются деревья.

Кедр. Обидно!

Клен. Горько!

Рябина. Люди, что творите! Послушайте вы нас и, наконец, поймите:

Природа радость вам приносит, но убедительно вас просит: поберегите лес, озера, реки!

Береза. Мы служим вам! Природа создана для человека!

Дуб. Подумайте, как мы страдаем, как после приходов ваших рассуждаем.

Клен. Мы, бедные деревья, мы, загрязненный лес.

Рябина. Листочки мои пожухли и ствол давно облез.

Кедр. Мы, люди, к вам с душою, со всем своим добром,

Зачем же губите вы нас, беду несете в общий дом?!

Береза. Я, березонька краса, белоствольна и стройна.

Да и сок мой просто чудо: всех подлечит, прочь простуда!

В баньке с веником моим хворь прогоните, друзья, будете бодры всегда.

Кедр. Я кедр, высок и строен, красавец и силен, как воин, а как полезен мой орех!

От солей лишних вас избавит, и то нарывов он спасет, большую пользу кедр несет!

Дуб. Мне поклонялись древние славяне. Царем лесов назвали вы не зря.

Я – символ твердости и символ стойкости, я – символ мудрости и символ духа.

Рябина. По красоте березке я ничуть не уступаю, и также как другие воздух очищаю.

Мои плоды здоровье укрепляют, вам, люди, помогают.

Клен. Я – клен высокий и могучий, я достаю до грозной тучи!

Мои листочки жар ваш остановят и раны заживят, а также от микробов вредных защитят.

Ива. Я – Ивушка плакучая, помочь всегда могу. Коры моей чуть- чуть возьмите, ее вы в кружке

измельчите и заварите: вмиг уйдет ваше напряжение, боль и головокружение.

Раны также заживляю, я малярию с ног валю и аллергию побеждаю, а кожу вашу сохраню.

Сосна. В сосновом лесу боль отступает и простуда ослабевает. Настроение поднимается, иммунитет повышается.

Пенек. Я тоже был прекрасным деревом и пользу людям приносил. В жару от зноя защищал, в грозу

от дождика спасал. Готов служить был людям долго, но участь многих я не избежал…

В один печальный день меня срубили, и жизнь цветущую сгубили.

За что? И кто? Вопросы вечны? Я думаю, что нет! Поймут же люди, что они творят!!!

А главное – себе вредят!!! Ведь человек, природа, общество – не отделимы,

Во взаимодействии живут всегда. Нарушение всей этой связи – неповторимая беда!

Лес рубят, климат изменяют, условия жизни ухудшают. Здоровье губят, болезни новые рождают,

все от того, что воздух загрязняют!

Все деревья.

Мы просим вас: экологический порядок сохраняйте;

— радиоактивными отходами, нефтепродуктами и бытовыми стоками – почву и воды не засоряйте;

— новую технику создавайте, но атмосферный воздух – не отравляйте;

— законы о сохранении окружающей среды вы создали, теперь их соблюдайте;

— потребительское отношение к природе истребляйте.

Автор. И помните! Деревья радуют и помогают, уверенность, добро в людей вселяют.

Приносят пользу, богатства множат, но лишь одно их всех тревожит: бездушие людей!

Пора, остановитесь, подумайте как дальше жить, как отношение к природе изменить?!

Приложение 8, 9

4 группа Кластер по теме «Красная книга природы» — презентация

5 группа Презентация по теме «Охранять природу – долг каждого гражданина»

Приложение 10

Критерии оценки деятельности групп

Группа

Логичность изложения материала -3б.

Аргументированность

(умение привести примеры, доказательства) -3б.

Выводы

3 б.

Выступление каждого члена группы – по 3б.

каждому

1

2

3

4

5

Логичность изложения материала -3б.

Умение выступать перед аудиторией-

3б.

Творчество-

5б.

Выступление каждого члена группы – по 3б.

каждому

1

2

3

doc4web.ru

разработка урока «Человек, общество, природа» (6 класс)

Урок обществознания в 6 классе «Человек, общество, природа.»

Цели:

Образовательная: выявить современные проблемы экологического состояния   страны, планеты и проблемы взаимоотношений человека и природы, а также причины этих проблем.

Развивающая: продолжить формирование критического мышления учащихся, их речи, развивать умения ориентироваться в тексте учебника, объяснять употребляемые обществоведческие термины.

Воспитательная: воспитание уважения и любви к родной природе, ответственности за ее  состояние

Оборудование: Презентация PowerPoint, памятки с терминами.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Что такое поколение? (группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же условиях)

2. Сколько сейчас живет людей на планете? (более 6 млрд человек)

3. Что такое культурное наследие? (Часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое)

5. Что такое материальная и нематериальная культура? (Материальная – все, созданное руками человека; нематериальная – создано человеческим разумом)

2. Новый материал (Слайд 1)

Мотивация

Учитель: Сейчас я прочитаю вам рассказ писателя В.В. Вересаева «Легенда». Внимательно послушайте его и подумайте над его смыслом.

«Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали веток, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья, жуть их взяла. Всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных веток капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались».

(Выслушиваются мнения учеников.)

Учитель: Давайте послушаем мнение самого писателя Вересаева: «Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. Л кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударяем топором, ждем- вот сейчас побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь…

Как все в нашей жизни сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякой, как в приятную рощу, и с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны». Вот такая история, а выводы каждый сделает свои собственные.

Как взаимодействуют природа и человеческое общество? По каким законам должны строиться их отношения? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (Тема по щелчку)

Учитель: Тема нашего урока — «Человек, общество, природа». На занятии мы будем объяснять понятия «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга»; характеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсуждать проблемы, которые встали перед человечеством в XXI веке, меры, предпринимаемые человечеством по охране окружающей среды; постараемся выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой.

Мы продолжим учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и с разных точек зрения.

Взаимосвязь человека, общества и природы. (Слайд 2)

Учитель: Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между человеком, обществом и природой?

(Выслушиваются ответы учеников)

Учитель: Что же подразумевает термин «природа» с позиции обществознания? (Слайд 3)

Природа — естественная среда обитания человека. Это биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете.

Каков же возраст нашей природы? Ученые предполагают, что она существует уже 4 млрд. лет.

Мир вокруг нас многообразен. Давайте оглянемся вокруг – мы увидим своих друзей, товарищей, свою классную комнату, выглядываем в окно – видим улицу, деревья, траву. Следовательно, мы живем в мире природы и в мире людей.

(Слайд 4) Учитель: Когда и как возникло человеческое общество? История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно возрастало воздействие человека на природу и к каким последствиям оно привело. На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек  приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С  переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться.   Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население,  значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла,  появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов.

(Слайд 5) Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека  особенно усилилось в эпоху индустриального общества. После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый  характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное  увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека.

(Слайд 6) Учитель: Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства. Все это результат деятельности человека – высшего и самого разумного существа и Земле. Но к природе человеку следует относиться бережно не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего друга; Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести.

Взаимосвязь человека, общества, природы

Экология – наука об окружающей человека среде

Взаимодействие человеческого общества и природы (Слайды7-9)

Сейчас ученые много спорят о том, возможно ли избежать человечеству экологической катастрофы? Научно-техническая революция и индустриализация привела в 20веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеком и природой – экологическому кризису.

Офтальмотренажер. (Слайд 10)

(Слайды 11-16) Опасность экологического кризиса: (загрязнение воздуха, загрязнение воды, уничтожение животных, загрязнение почвы, угроза ядерного взрыва)

(слайд 17) Сигнал бедствия

(Слайд 18) Ученые выделили глобальные проблемы человечества

  1. сокращается площадь лесов.

  2. Сокращается площадь земель, пригодных для с/хозяйства.

  3. Происходят климатические изменения.

  4. Экологические изменения отрицательно воздействуют на здоровье людей.

  5. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира.

  6. Происходит загрязнение природной среды.

(Слайд 19) Методы борьбы с экологическим кризисом (учащиеся зачитывают)

  1. Создание новой техники, которая сократит отходы промышленного производства

  2. Разработка безопасных способов переработки токсичных веществ и радиоактивных отходов.

  3. Вести активную борьбу против болезней

  4. Охранять природу

(Слайд 20) Красная книга, Черная книга. (краткие сообщения учеников)

(Слайд 21) Работа с текстом стр. 44-45. Прочитайте, ответьте на вопросы

  • Что обозначает термин «охрана природы»? (меры по сохранению, рациональному использованию и восстановлению ресурсов Земли)

  • Кто и как может решить задачу охраны природы? (ученые, общественные  деятели, политики на международных конференциях по окружающей среде)

— Какие вы знаете общественные организации, которые защищают природу? (Всемирный союз охраны природы, международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый  мир»)

  • Как называется наука об окружающей человека среде? (Экология)

  • Кто должен заниматься охраной природы? (государственные органы власти,  промышленники, общественные организации и граждане)

— Как наша страна участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы? (Наша страна активно участвует в международной деятельности в области  сохранения живой природы.)

— Назовите и охарактеризуйте законы Российской Федерации об охране окружающей среды. (В России приняты законодательные акты,  определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий,  организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды»)

— Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду? (В Конституции РФ  (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим  правонарушением)

— Что означает обязанность беречь и охранять природу? (В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны   принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов  об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе,  содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.)

(Слайд 22) Обобщение изученного.

Природа – естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.

 6. Домашнее задание.

1. Разработать правила экологического поведения для детей и взрослых нашего села.

(2. Нарисовать эмблему «Я  защитник окружающей среды».

3. Создать проект по защите окружающей среды. По желанию)

7. Рефлексия (Слайд 23)

— Что в ваших силах сделать для сохранения окружающей среды?

— Что вы уже предприняли?

— Что вы собираетесь сделать на благо природы?

Приложение 1

  •  Экологиянаука об окружающей человека среде

  • Экологическая катастрофамассовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов

  • Гармонияравновесие, баланс в чем — либо.

  • Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

  • Заповедникособо охраняемая территория или акватория, нацело исключенная из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами.

www.metod-kopilka.ru

Урок 8. Человек, общество, природа | Поурочные планы по обществознанию 6 класс к учебнику А.И. КРАВЧЕНКО

Урок 8. Человек, общество, природа