Урок изобразительного искусства по теме «Человек и его профессия»

Этапы
урока
Содержание
действия учителя действия учеников
(возможные варианты)
I. Орг. момент. — Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
 
II. Создание проблемной ситуации. 1. Внимательно посмотрите на доску.

Приложение 1. Слайд 1

— Кто это? (Продавец, строитель, врач).

— Расскажите, где вы встречали этих людей, чем они занимаются?

— Продавец, строитель, врач – как можно назвать одним словом? (Профессии).

Отвечают (профессии).
III. Форму-
лирование проблемы.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О профессиях)

— Вспомните, что мы еще с вами рисовали в течение четверти?

Сформулируйте тему урока.

Человек и его профессия.

Слайд 2

— Исходя из темы урока, скажите, что вы должны будетеизобразить?

— А для чего это вам надо?

Отвечают (о профессиях).

Отвечают (человека).

Отвечают: Какие профессии есть? Какая самая важная? Как показать профессию человека?

Отвечают. (Показать человека и его профессию)

Отвечают. (Показать свое отношение, выразить себя через профессию)

IV. Актуализация знаний. Выдвижение гипотез. Сегодня мы побываем в мире профессий. Какая профессия самая важная? Как вы думаете? В ходе нашего урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

— Как вы понимаете значение слова профессия? (Учащиеся высказывают свое мнение)

— Чтобы узнать наиболее точное значение этого слова обратимся к словарю Ожегова (ученик зачитывает определение из словаря).

Слайд 3

Профессия – это: …

— Исходя из этого определения, мы должны выявить какими качествами, каким отношением к труду должен обладать мастер, чтобы достойно нести миссию своей профессии в обществе. И в этом нам поможет следующая работа.

Отвечают.

Учащийся работает со словарем.

Профессия – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков

  Слайд 4

— В одной из книг я прочитала такую притчу:

Рабочие переносят бревна.

Спрашивают первого «Что ты делаешь?» Он в ответ: «Переношу бревна, выполняю тяжелую работу, которую вынужден делать»

Слайд 5

Спрашивают второго «Что ты делаешь?» - «Я деньги зарабатываю» — отвечает он.

Слайд 6

Спрашивают третьего: «Что ты делаешь?» Он в ответ: «Дом строю — людям радость приношу».

— Скажите: Что вложил в труд каждый из этих работников?

Слайд 7

— Я согласна с вашими ответами. Каждый человек должен с душой относиться к выполняемой работе

В течение ряда уроков мы говорили о красоте фигуры человека, о пропорциях фигуры человека в искусстве разных эпох.

Но, говоря об этом, нельзя обойти вниманием тему “Труд”, где человек выступает в качестве творца, созидателя.

Слайд 8

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

Давайте с вами посмотрим работы художников, которые тоже работали над темой “Человек и его профессия”.

Рассматриваем работы художников.

Слайд 9

Портрет балерины О. В. Лепешинской — Александр Михайлович Герасимов. 1939.

Художник застает балерину в момент репетиции. Героиня на миг замерла перед зрителем в типичном танцевальном па — она стоит на пуантах, руки опущены на балетную пачку, голова чуть повернута в сторону, словно приготовилась к следующему выходу на середину репетиционного зала. Еще мгновение — и балерина продолжит танец. Ее глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии.

Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования.

Слайд 10

Отдых на репетиции.

Борис Александрович Успенский. 1995

На этой картине мы видим с вами тоже балерину. При взгляде на нее возникает совсем другое настроение. Художник изображает балерину на холодном фоне, сидячая поза, опущенный взгляд показывают нам, что действительно она устала.

Слайд 11

Тракторист.

Александр Александрович Дейнека. 1956

Художник считает, что эта одна из самых лучших его работ. “Тракторист” — картина, которую он назвал “Весна”. Не композицией сильна эта картина, а душевностью молодого открытого лица тракториста, его спокойной поступью, простым весенним пейзажем, живой речкой, весенним гомоном птиц, чувством будущего, которое заложено во всей картине”.

Отвечают.

(Первый вложил силу, но дело свое не любит, в ней нет ничего для него привлекательного.

Второй зарабатывает деньги, чтобы прокормить себя и семью.

Третий в дело душу вложил и поэтому он счастливый из них).

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). — Есть такая профессия, которая вам нравится? А кто из вас знает, кем будет в будущем? Почему?

Слайд 12

— Как вы думаете, а какие профессии здесь “спрятались”?

Игра “Отгадай профессию по описанию”

— Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой.

Описание профессии спортсмен.

Она относятся к первой большой категории профессий, в которых важны физические данные: важна физическая выносливость и стремление превзойти себя и свои возможности.

Желание поставить рекорд или победить. К ним предъявляются высокие требования по здоровью и в частности к сердечно-легочной деятельности, а так же обязательно иногда наличие соперника, желание вступить с ним в непосредственный контакт, в борьбу за победу. Важно умение работать в команде. А также задатки руководителя, если Вы желаете быть капитаном команды. Важны красивые движения, растяжка, координация и даже музыкальный слух.

Физкультминутка “Спортсмен”

А теперь представьте, что вы спортсмен.

Как двигается бегун, поднимаем штангу, чтобы пловец нырнул на дно, он делает вдох, “ныряем на глубину” — садимся. Выдох.

Но я сегодня хотела особо остановиться на профессии профессиональный “спортсмен”.

— Как вы думаете почему?

— А что вы знаете об этой профессии из уроков обществознания.

Слайд 13

Гонять по полю мячик, плавать в бассейне или с удовольствием выписывать пируэты на льду — это же счастье! А тебе за это еще и деньги платят, и медалями награждают, и имя твое известно почти каждому человеку в стране. Путь профессионального спортсмена мог бы, с виду, показаться соблазнительным тысячам мальчишек и девчонок, которые дружат со спортом.

Однако нужно понимать разницу между такими понятиями, как “физическая культура” и “большой спорт”. Первое необходимо каждому человеку. Прогулки и игры на свежем воздухе, умеренные нагрузки в спортзале, туристические походы по выходным дням — все это способствует поддержанию тонуса мышц, здоровью сердечнососудистой системы, хорошему настроению.

Другое дело — большой спорт. Целью занятий большим спортом является выявление абсолютно всех возможностей организма человека. Занятия спортом на профессиональном уровне предполагают воспитание таких качеств, как упорство, трудолюбие, выносливость.

Отвечают. (Есть!)

Отвечают

(Дети выдвигают свои предположения).

Отвечают

— Дети выдвигают свои версии (спортсмен)

 

 

Отвечают

Дети выдвигают свои версии (приближающаяся Олимпиада в Сочи, тема по обществознанию “Выдающаяся личность”).

Отвечают.

  — Кто такие профессиональные спортсмены? (Дети высказывают свое мнение)

Причем, как правило, развитие этих качеств делается в ущерб всему остальному.

Слайд 14

Обратите внимание на то, как друг от друга отличаются спортсмены различных специализаций: жердеобразные прыгуны, накачанные спринтеры, оплывшие борцы Сумо, квадратные метатели молота.

Тренироваться на износ по нескольку часов каждый день — это совсем не то, что ходить в спортзал 2-3 раза в неделю.

При больших нагрузках (много ходить, выполнять разнообразные движения) организм человека просто не успевает до конца восстановиться. Именно поэтому многие спортсмены заканчивают карьеру с травмами той или иной степени тяжести.

Отвечают. (Это люди, которые по максимуму развили и без того хорошо выраженные физические качества, необходимые для какой-то спортивной деятельности).
VI. Первичная проверка понимания Слайд 15

— Так что же такое профессия? Как вы поняли?

Ребята, у каждой профессии еще есть специальность. С ними вы познакомитесь на уроках профориентации.

— Важна ли профессия спортсмен? Почему?

Отвечают.

Отвечают. (Защищают спортивную честь нашей страны).

VII. Применение знаний (продуктивные задания). — Сегодня вы должны изобразить человека “спортсмена”

— Как вы думаете смыслообразующим центром будущей композиции кто или что будет?

— Как его лучше изобразить в рост или в полроста?

Лучше изобразить в полный рост с передачей движения; можно изобразить группу спортсменов или людей ведущих совместную тренировку, игру.

— А теперь самостоятельно изобразите человека, занятого тем видом спорта, который вам интересен. (Рисунок 1. Карточки подсказки для слабых учеников). Работают под музыку.

Отвечают. (Человек, спортсмен)

Отвечают. (В рост)

Выполняют.

VIII. Итог урока. Рефлексия. Проверка домашнего задания.

- Ребята, а кто из вас нашел стихи о профессиях. (Обучающиеся используют подобранный литературный материал о профессиях)

— Отвечают на вопрос: Какая профессия самая важная?

Слайд 16

Отвечают
  Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

Рисунок 2

Слайд 17

Выполняют.
IX. Домашнее задание. Подготовить рассказ о профессии своих близких  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по изобразительному искусству 7 класс «Человек и его профессия»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству 7 класс «Человек и его профессия»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Человек и его профессия В течение ряда уроков мы говорили о красоте человека, о пропорциях искусства разных эпох. Но, говоря об этом, нельзя обойти вниманием тему «Труд», где человек выступает в качестве творца, созидателя и высшим проявлением красоты являются дела рук человеческих.

2 слайд Описание слайда:

У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

3 слайд Описание слайда:

Нужные работники Столяры и плотники!

4 слайд Описание слайда:

Столяру хорошо, а инженеру- Лучше, Я бы строить дом пошёл- Пусть меня научат.

5 слайд Описание слайда:

… Я б детей лечить пошел, пусть меня научат. Детям я лечу болезни, — Где занятие полезней?

6 слайд Описание слайда:

… я б в шоферы пошел-пусть меня научат.

7 слайд Описание слайда:

— Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот.

8 слайд Описание слайда:

М. Ф. Ахунов. Липецкий металлургический комбинат. 1974 г. Художник в своей графической композиции передает ритмичность конструкций металлургического комбината. Вся гравюра испещрена разнонаправленными штрихами: вспышки огней, исходящих в ночи, усиливают ощущение постоянного движения — трудовая вахта продолжается круглосуточно, и ночью идет работа. Гигантские печи-монстры смотрят глазами- прожекторами на людей, но этими громадами управляют металлурги. они размеренной поступью идут к своим рабочим местам.

9 слайд Описание слайда:

А.Герасимов. Портрет балерины

10 слайд Описание слайда:

И.Грабарь. Автопортрет

11 слайд Описание слайда:

Б.Успенский. Отдых на репетиции

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

А. Дейнека. Маяковский в мастерской РОСТА.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-079073

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Первый урок «Твоя будущая профессия». 7 класс

Первый урок в 7 классе на тему « Моя будущая профессия».

Классный руководитель: Н.П.Вербицкая

Цель: Выявление учащихся своей профессиональной направленности.

Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями некоторых профессий, отличием понятий профессия и специальность

  2. Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.

  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Оборудование: чистые листочки для теста, ручки, фломастеры, ТСО, ладошки.

Ход классного часа.

  1. Вступительная беседа.

Учитель.Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас отдохнувшими, веселыми! Вы стали еще на ступеньку взрослее, вы – семиклассники. Очень много нового вы узнаете и откроете для себя на уроках по предметам в этом учебном году, но мне хотелось бы, чтобы наш первый урок начался с самой главной, пожалуй, для каждого темы. А какой вы мне скажете после просмотра мультфильма.

Но сначала ответьте на вопрос: «Кем вы мечтали стать в детстве?»

(Просмотр мультфильма)

Давайте попробуем сформулировать тему урока? (ученики предлагают свои варианты)

(СЛАЙД) Тема урока «Моя будущая профессия».

— А какие цели вы сегодня перед собой поставите?

Успешность выбора дела на всю жизнь зависит от того, насколько широко вы ознакомились с миром профессий и специальностей, насколько реальны ваши представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»? (ученики называют отличия этих двух терминов)

Необходимо различать эти понятия.

(СЛАЙД)

Профессия — род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург. Строитель (облицовщик, маляр, штукатур)

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

— А как вы думаете, что может повлиять на выбор профессии? Прием «Мозговой штурм». Пишут на листочках свои варианты в парах и называют. Затем учитель (СЛАЙД) показывает факторы выбора профессии.

1. Деньги,
2. Склонности,
3. Родители,
4. Престижность профессии,
5. Интересы,
6. Успехи в школе,
7. Способности,
8. Связи,
9. Давление сверстников,
10. СМИ,
11. Семейные традиции,
12. Перспективы

Думаю, что каждый из вас мечтает о престижной и доходной профессии. Посмотрите сколько их по мнению нашего общества сегодня: (СЛАЙД)

  • Юрист, нотариус, прокурор, судья

  • менеджер

  • Врач, фармацевт

  • Банкир, служащий банка

  • Экономист, финансист

  • Бизнесмен, предприниматель

  • Министр, депутат, государственный служащий

  • Работник IT фирмы. Программист

  • Бухгалтер, аудитор

  • Работник шоу-бизнеса

  • В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращается обратно. Это означает, что надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Но при выборе профессии следует также еще помнить о трех словах: «ХОЧУ, МОГУ, НАДО» (на доске слова, несколько учеников раскрывают эту формулу на своем примере, после учителя).

Рассказ учителя о востребованных профессиях в Республике Крым. (СЛАЙД)

— А вы знаете, что в нашем регионе растет спрос на специалистов различных специальностей. Крым остро нуждается в медицинских кадрах, на предприятиях торговли, промышленности, строительства. Наиболее востребованы слесари различных квалификаций (по эксплуатации и ремонту газового оборудования, слесари-сантехники, по ремонту автомобилей, механосборочных работ), врачи различных специализаций, продавцы, уборщики служебных и производственных помещений, водители, охранники.В сельских регионах наблюдается повышенный спрос на агрономов, бухгалтеров, виноградарей, зоотехников, инженеров, овощеводов, трактористов-машинистов, садоводов и сторожей. В приморских городах и районах Крыма, где лидирует санаторно-курортная сфера, востребованы профессии горничных, официантов, уборщиков помещений и территорий, поваров и кухонных рабочих, матросов- спасателей. Кроме того, в курортных городах также не хватает медицинских работников – врачей различных квалификаций и медицинских сестер.

— Вы уже догадались, что к категории актуальных профессий относятся сегодня многие инженерные и строительные специальности: ни одно производство не может развиваться без инженеров-технологов, и ни одно строительство невозможно без создания проекта. И мне очень хочется вспомнить также близкую к ним профессию архитектора. Давайте посмотрим мультфильм о ней.

(просмотр мультфильма «Архитектор»)

— А вы как думаете, важна ли эта профессия сегодня в нашей стране? А в Крыму?
— А вы уже определились, кем хотите стать в будущем? Нам сможет помочь тест
«Профпригодность» (на листочках отвечают на вопросы теста)

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» — 2, «в» — 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов — советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте — вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Вывод:

Учитель.

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным — учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

А сейчас я дам каждому ладошку, на которой вы напишите свою будущую профессию и имя. И будете стремиться к своей мечте. (оставляют на доске)

Рефлексия

Сегодня на занятии :

  • Я научился……………………………………………………………

  • Было интересно…………………………………………………….

  • Было трудно………………………………………………………..

  • Заставило задуматься………………………………………………

Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

На этом наш классный час подошел к концу. Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?

Спасибо за работу на уроке. До свидания.

infourok.ru

План-конспект урока ИЗО для 7 класса на тему «Глиняная игрушка»

План – конспект урока ИЗО 7 – класс 

Тема урока: « Глиняная игрушка» ( Народное искусство как часть художественной культуры ) 

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о разнообразии видов народного декоративного искусства на примере глиняной игрушки разных регионов России.
Задачи урока: 

Обучающая: Продолжить знакомство с народными промыслами России, учить работать в технике компьютерной графики ; 

Развивающая: Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках ; 

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. прививать любовь к Родине и уважение к старшим, формировать художественный вкус, совершенствовать трудовую дисциплину, творческое начало личности. 

Межпредметные связи: информатика, история, технология, музыка, литература. 

Наглядные пособия: Электронное приложение к уроку ( презентация), детские работы из методического фонда образцов глиняных игрушек, образцы рисунков – упражнений « Геометрический орнамент на глиняной игрушке» , таблица «Цвет и форма». 

Раздаточный материал: Фрагменты узоров разных школ народной глиняной игрушки, рисунки глиняных игрушек, заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера. 

Оборудование: компьютеры для учителя и учащихся , проектор. 

Метод обучения: беседа, объяснение, практическая работа. 

Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии. 

Ход урока 

1. Организационный момент: / 2 мин/

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

Учитель : Внимание , ребята, давайте проверим, готовы ли вы к уроку,

«Всё ль на месте,все ль в порядке,карандаши, альбомы, краски,проверили — садитесь,с усердием трудитесь».

2. Постановка учебной задачи.

Ребята. Сегодня у нас не совсем необычный урок рисования. Я предлагаю вам познакомиться с одной удивительной профессией, которой люди овладев однажды, посвящают ей всю свою жизнь, это профессия игрушечник, или игрушечных дел мастер. Мы сегодня узнаем , как создают мастера игрушки свои произведения, познакомимся с приёмами росписи, а самое главное, вы научитесь сами создавать глиняные игрушки.

Но прежде чем начать, давайте вспомним историю зарождения народных промыслов на Руси.

Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст, основной материал в крестьянском быту – это дерево да береста.
Как вы думаете, почему стали развиваться народные промыслы на Руси?

( Человек хотел украсить свой быт, хотел сделать его нарядным, привлекательным.)


  • Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее вышита рубаха, у кого тоньше соткан сарафан. Хочешь прослыть добрым женихом – руби дом не только прочно, но и ладно – не жалей сил на резьбу, на украшения. Хочешь стать хорошей хозяйкой – научись шить, вышивать, расписывать, да не просто так, а чтоб глаз было не отвести. 


В чём же заключался секрет мастерства? 
( В трудолюбии, в старании, в усердии). 


  • Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. Народ смеялся над теми, кто ленился , кто не умел хорошо трудиться. А ведь настоящее мастерство не всем дается. 


(Слайд 1) 

III. Погружение в урок.

(Слайд 2)
Одним из самых древних декоративно — прикладных искусств – является деревянная посуда, расписанная умельцами Хохломы. Упоминание о ней встречается в документах 16 века при Иване Грозном. 

( Слайд 3)
Как вы думаете, почему хохломские изделия, а это тарелки, супницы, ложки, вазы да солонки так охотно раскупались на ярмарках? Почему эту утварь называли «золотой»? 

( Слайд 4)
Чтобы деревянная посуда быстро не изнашивалась её промасливали и покрывали олифой или лаком, а затем ставили в горячую печь. Как только закалится лак до жёлтого цвета, так и вспыхнет под ним блестящий фон, чем не золото? А на черном фоне – растительный орнамент, знаменитая травка, «кудрины» — завитки. Красный цвет символизировал любовь, преданность, золотистый цвет – солнце. 

(Слайд 5)Во всём мире известен посёлок Палех. Здесь работают замечательные мастера лаковой миниатюры, в основном они расписывали шкатулки и ювелирные украшения . А вот в посёлке Холуй живут и трудятся мастера- иконописцы. Этих мастеров отличает манера росписи, а стиль один – это бытовые картинки и сказочные сюжеты. 

Посмотрите на работы этих мастеров лаковой миниатюры и скажите, при помощи чего они передают необычность сказочных сюжетов? 

(Слайд 6,7)

А это школа Жостовских мастеров. Эти мастера славились своими расписными подносами. На черном фоне – растительный узор. Расписывали художники не чашки , не тарелки и даже не самовары , а расписывали они- подносы. 
На сверкающей лаком чёрной, синей, или красной поверхности – растительные узоры. Посмотрите как хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты , осенние мотивы из ягод и листьев. 


  • ( слайд 8-9)
    Еще один из старейших народных промыслов Руси – изготовление керамической посуды Гжельскими мастерами. Этому искусству более 650 лет. Только вслушайтесь в слово «Гжель» — улавливаете в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать». В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. 
    А как красива Гжельская роспись: синие цветы, синие листья, голубые бутоны. Покрытые глазурью и закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи — словно небеса, синяя гладь рек и озёр сошла на белизну этой посуды.

(слайд 10 -11)А вот Городецкая роспись – письмо по дереву. Это искусство зародилось в заволжском крае близ города Городца. Мастера этого края украшали своими знаменитыми розанами и купавками прялки, хлебницы, спинки стульев и другую домашнюю утварь. Обязательным элементом были черточки, точки, волнистые линии. Эти элементы росписи назывались «оживкой» 

( слайд 12 -13)
В чём же волшебство городецких узоров, красок – то всего 4 : красная, синяя, зелёная и немного жёлтой, а чёрная и белая только для оживки? 
Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета. 
— Матрешка – одна из любимых детских игрушек. В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности народного искусства. Вы думаете, что ей лет 200, 300? Нет, матрешка молода, ей всего 130 лет. Первую матрешку сделал игрушечных дел мастер из Загорска – Василий Звездочкин, а расписал потомственный художник – Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из 8 фигур, изображала девочку с петухом в руках. Окрестили ее матрешкой – от русского имени Матрена. По видам росписи матрешки делятся на Полхов-Мйдановских, Семеновских, Сергиево-Посадских. Сегодня матрешка является символ России.

( слайд 14 — 15)
IV. Знакомство с глиняными игрушками.

Глиняная игрушка — один из старейших народных промыслов России. Ещё в глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им присваивали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. При этом, яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

(Слайд 17)

Давайте разберём отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки разных регионов России.
Филимоновская игрушка ( слайд 18)

Центр производства этих игрушек – деревня Филимоново в Тульской области.
У филимоновоской игрушки вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными и изящными. Очень забавны полусказочные образы, которые олицетворяют силы природы , — это женская фигура, конь, медведь, птица, баран, корова, собака и т.д.

( слайд 19)

Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный Декор игрушки составляет узор, нанесённый прямо на поверхность глины . Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.

( слайд 20)
Каргопольская игрушка ( слайд 21 )

Её родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. По цвету эти игрушки красивы и необычны. Они расписаны в ярких или приглушенных тонах простым и ясным узором. Глиняные бабы с младенцами, с птицами и пирогами, Конь-Полкан или Полихан — любимые образы самых известных игрушечников .

( слайд 22) Крепкие деревенские бабы и мужики, большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом переходящим у мужиков в бороду — лопату . Вот они, игрушки, рождающие у нас добрую усмешку.

(слайд 23 – 24)

Роспись каргопольской игрушки своеобразна и выразительна.. Она сохраняет прочную связь с древними мотивами . На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. 

( слайд 25) 

Дымковская игрушка ( слайд 26)

Родина дымковской игрушки – Дымковская слобода, которая находится неподалёку от города Вятки .

Почему их так называют дымковской?

Да потому , что зимой, когда топили печи, вся Вятская слобода была как бы в тумане, в дымке.

( слайд 27)

Дымковская игрушка – настоящее чудо. Это и разряженные щеголихи, и лихие всадники, и важные индюки. В фигурах барынь выделяется голова в кокошнике , пышная грудь и юбка – колокол с передником.

У птиц – пышный хвост и крылья. У коня – крутая грива. Дымковская игрушка простая и незамысловатая, отличается от других игрушек белым фоном . Линии плавные, в них нет мелких деталей, характерно сильное обобщение и условность формы. 
( слайд 28-30) 


Основные элементы росписи – геометрический орнамент , выстроенный в узор , состоящий из кругов, овалов, клеток, полосок и точек . В росписи используют жёлтый , синий, малиново-красный и зелёный цвета . Белый цвет присутствует в фоне, а чёрный — придаёт выразительность и законченность рисунку.

( слайд31)
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга. 
Ребята, сделанные игрушки мастера продавали на ярмарке. 


  • Что такое ярмарка? 


  • Правильно. Торги, устраиваемые в одно время, в одном и том же месте с увеселениями. На ярмарке обязательно веселились: пели песни и танцевали. Давайте и мы потанцуем. 


  • IV . Физкультминутка ( Под русскую народную мелодию дети выполняют танцевальные движения) 


  • Молодцы! Поблагодарим, друг друга, поклонимся! 

Ребята, дымковскую игрушку уже в начале прошлого века коллекционировали и писали о ней, а некоторые пытались сделать и расписать самостоятельно. Сегодня я предлагаю вам приобщиться к мастерицам Дымковской игрушки. Вы будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.

Для того чтобы начать работу художника-скульптора, вам необходимо: 


V. Основная часть Практическая работа 

Задание: у вас на столе у каждого лежит глина ваша задача приготовить рабочее место для изготовления глиняной игрушки- Дымковскую игрушку в
VI. Заключительная часть:

Анализ работ учащихся.
Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек. 


VII. Рефлексия: 


  1. Понравился ли вам урок? 


  2. Какое у вас настроение? 


  3. У нас осталась, не расписана одна игрушка, если у вас хорошее настроение, то возьмите красный кружок, если плохое настроение, то возьмите синий кружок. Давайте распишем ее. 


Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны. 

За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.

— Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”. Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь, и улыбаться хочется.

Эскиз 

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по ИЗО» Фигура человека в движении»(7 класс)

Тема Фигура человека в движении

Цели

  • углубление знакомства с видами изобразительного искусства – графикой,

  • закрепление навыков рисования человека в движении,

  • выработка уверенности в своих возможностях,

  • эстетическое воспитание.

Оборудование и пособия для педагога:

  1. Терминологический словарь (ТС)

  2. Рисунок наскального изображения сражающихся лучников (Морелла-ла Вилла, Испания)

  3. Копии произведений Ф.П.Толстого. «Улица провинциального города» и фрагмент силуэта «В атаку»

  4. Лист с портретами людей, выполненными педагогом методом силуэта

  5. Лист с силуэтами фигур людей, выполненных педагогом

  6. Кисть и вода для демонстрации технологии работы

для учащихся:

  1. Альбомный лист

  2. Палитра – пол-листа

  3. Акварель темного цвета

  4. Кисть

  5. Вода

  6. Бумажная салфетка

Используемая литература

  1. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта.Л.,1970, 132с.

  2. Кузнецова Э.В. Федор Толстой. 1783-1873. Ленинград. «Художник РСФСР», 1981, 78с.

План

  1. Организационный момент. 1 м

  2. Сообщение темы и цели занятия. 1 м

  3. Изложение нового материала. Диалог об истории возникновения силуэтных изображений, об их достоинствах. 15 м

  4. Самостоятельная работа на альбомном листе. 8 м

  5. Требования к выполнению теста. 1 м

  6. Самостоятельное выполнение тестового задания. 15 м

  7. Подведение итогов. 3 м

  8. Организационный конец занятия. 1 м

Ход занятия

Вопрос. Согласно научным данным первые люди появились на нашей планете 4 – 5 млн. лет назад. Интересно, а когда появились изображения человека?

Предполагаемый ответ. По мнению археологов, 8 – 10 тыс. лет тому назад. В те времена жизнь человека была полна опасностей. Огромные мамонты, страшные ящеры населяли землю. Опасности грозили со всех сторон. Но человек наделен разумом. Покидая опасное место, древние люди думали о своих сородичах и, не умея писать, оставляли на скалах рисунки, рассказывающие о подстерегающих опасностях, о пережитом.

Таково изображение сражающихся лучников (рис.1) на одной из скал в Испании. Подобные изображения встречаются во многих местах. Рисунки представляют собой изображения людей и животных, выполненные несмываемыми красками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Рисунок 1

Вопрос. Что же сообщал древний художник?

Предполагаемый ответ. Скорее всего, здесь предупреждение дружественным племенам, которые возможно пришли бы на это место, о том, что где-то близко затаились враги, было сражение. Враги вооружены луками. Это изображение – предупреждение – осторожно!

Вопрос. Как изображены люди?

Предполагаемый ответ. В виде теневых профилей, без проработки деталей внутри контуров. Спустя тысячелетия в древнем Китае была изобретена бумага. И подобными теневыми профилями, вырезанными из бумаги, китайцы украшали свои жилища уже в 1 веке до н.э. Позже это искусство переняли в Японии, а в 18 веке рисованием и вырезанием силуэтов (ТС) увлеклись в Европе.

Вопрос. А почему – силуэт? Что это за слово?

Предполагаемый ответ. В 18 веке французский министр финансов Этьен де Силуэт заметил, что государственная казна быстро уменьшается. Силуэт установил, что знать тратит казенные деньги на заказы своих парадных портретов видным художникам. Портреты стоили баснословно. Министр немедленно выпустил указ, которым запрещалось расточительство. Было предложено делать портреты попроще – в виде теневых профилей. Силуэт и сам увлекся рисованием подобных портретов. Стены в его замке были разрисованы теневыми профилями гостей. Силуэт просто подводил их к стене напротив источника света и собственноручно обводил контур.

Некий шутник в ответ на указ нарисовал теневой профиль самого Силуэта в карикатурном виде – в парике с тощей косицей, с длинным гордо поднятым носом. Франция потешалась. Но мало-помалу художники заметили, что изображения информативны. Теневым профилем можно передать не только внешний облик, но и характер и настроение человека, его профессию, занятия, наконец, эпоху, в которую он жил.

Подобные изображения стали называть силуэтами.

Вопрос. Назовите известного русского художника первой половины 19 века, работавшего в жанре силуэта.

Предполагаемый ответ. Федор Петрович Толстой (1783 – 1873) – медальер, скульптор, общественный деятель, современник А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, О.А.Кипренского. Толстой поднял жанр силуэта на подлинно художественную высоту. Его силуэты выполнены с реалистической выразительностью и достоверностью. Работы Толстого представляют не только художественный, но и историко-культурный интерес.

Вопрос. Что же это за работы?

Предполагаемый ответ. По тематике их можно разделить на две группы – батальные и исторические сцены и сцены труда и быта.

Вопрос. Вот одна из картин (рис.2). Посмотрите внимательно, что здесь изображено?

Рисунок 2

Предполагаемый ответ. Перед нами бытовая зарисовка. Улица провинциального города. Окраина. Из сторожевой будки вышел будочник с алебардой, и очевидно объясняет конному военному, как проехать к начальнику. Поодаль бежит трубочист в характерной одежде с метлой и ведром, его преследует собака. Фонарщик пришел подлить масла в фонарь. У его ног бидон. Неподалеку женщина-простолюдинка в тулупе и платке прогуливает перед завтраком на санках барского ребенка.

А вот другая работа Толстого (рис.3) – батальная сцена. Мы видим военных на конях. Как умело художник передал движения коней и всадников. И все это черными силуэтами на белой бумаге.

Рисунок 3

Вопрос. Как выполнял Ф.П.Толстой свои силуэты?

Предполагаемый ответ. Из черной бумаги вырезал фигуры и наклеивал их на белый лист. Иногда фигуры вырезал из желтой бумаги и наклеивал на черную.

Но этому процессу предшествовало тщательное обдумывание и рисование, поиски удачных контурных линий. Некоторые фигуры перерисовывались по нескольку раз, пока не возникала единственно верная линия, удовлетворявшая художника.

Вопрос. Где можно полюбоваться силуэтами Федора Толстого?

Предполагаемый ответ. В Русском музее, что на площади Искусств.

Вопрос. А как добраться от школы до музея?

Предполагаемый ответ. На метро от станции «Электросила» до станции «Невский проспект» с выходом на канал Грибоедова. По Невскому дойти до улицы Бродского и повернуть к площади Искусств. Перейти площадь, и войти в чугунные ворота Русского музея.

Вопрос. А где в наше время используются силуэтные изображения?

Предполагаемый ответ. В книжных иллюстрациях, в эмблемах предприятий, например, «Хлебный Дом», в рекламе.

Вопрос. Итак, как можно подытожить то, о чем мы рассуждали?

Предполагаемый ответ. Метод силуэта – метод древний, он оригинален и информативен (рис.4 – 8).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Вопрос. Перед вами лист белого цвета. При каком условии силуэт будет на ней отчетливо виден?

Предполагаемый ответ. При использовании темной краски. Иначе говоря, при соблюдении контраста (ТС).

Вначале надо изобразить главное движение (учитель рисует мокрой кистью на доске), а затем уже рисовать все остальное.

Нарисуйте на альбомном листе хотя бы две фигуры, например, танцора, футболиста, прыгуна или боксера, то есть, человека в движении.

Замечательно, порисовав, вы убедились, что это задание вам по силам!

Поэтому теперь вы получите лист со специальным тестом в двух вариантах (рис.9 — 10). Слева я нарисовала кистью некие линии, которые надо перерисовывать, дополняя другими, до получения узнаваемой человеческой фигуры в самых разных движениях.

Рисунок 9

Рисунок 10

Потребуется воображение, внимательность, аккуратность и, конечно же, фантазия. Можно попробовать вначале на палитре.

В конце занятия педагог вывешивает все работы в два ряда по вариантам, и дети наглядно убеждаются в удивительных возможностях графики, в разнообразии силуэтов, возникающих из одной исходной линии.

Примеры выполнения тестов на рис.11 и 12.

Рисунок 11

Рисунок 12

infourok.ru

Человек и его профессия. Выставка работ « Моя будущая профессия» » Индивидуализация обучения (ТИО) Ю. А. Макарова. Обмен опытом

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Сообщение темы.

Знакомство с планом урока

1 мин

2

Беседа об изображении человека — творца, многообразии профессий.

Знакомство детей с темой урока.

Участие в беседе

4 мин

3

Демонстрация тематических таблиц с этапами рисования.

Объяснение поэтапного рисования

Участие, рассмотрение и обсуждение поэтапного рисования

3 мин

4

Демонстрация репродукций художников, рисунков

Знакомство с репродукциями иллюстрациями

Участие в рассмотрении иллюстраций

3 мин

5

Практическое выполнение задания

Обход и индивидуальная помощь обучающимся.

Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока

25 мин

6

Подведение итогов занятия, выставка работ

Организация тематической выставки и анализ работ

Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой

3 мин

7

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

1 мин

urokitio.ru

Етодическая разработка урока – игры по изобразительному искусству «Мир профессий»,7

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 1»

Ракитянского района Белгородской области

Методическая разработка

урока – игры

по изобразительному искусству

«Мир профессий»

  1. класс)

  1. Профориентационная работа педагогов

  2. общеобразовательных организаций

  3. Масалова Евгения Николаевна,

  4. учитель изобразительного искусства

25.04.2014 г., п. Ракитное

(Ракитянский район)

Предмет: изобразительное искусство.

Тема урока: «Мир профессий».

7 класс , I четверть «Понимание красоты человека», программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цели урока:

Сформировать представление о многообразии профессий и специальностей, умение видеть искусство в любой человеческой деятельности.

Задачи урока:

Выявление у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.

Формирование познавательного интереса к людям труда прошлых веков, видение красоты человека в профессии сегодня.

Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитание любви и уважения к людям разных профессий.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация.

Итоговая таблица. Приложение 1.

Листы с планом описания картины. Приложение 2.

Репродукции Г. Г. Мясоедова  «Косцы (Страдная пора)». Приложение 3.

Листы «Специальности профессии врач». Приложение 4.

Определения «профессия» и «специальность». Приложение 5.

Инивидуальные карточки с названиями профессий. Приложение 6.

Фотографии и рисунки детей на тему «Моя профессия»

План урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели.

  2. Представление новых знаний.

  3. Практическая работа. Игра.

  4. Физкультминутка.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-игра «Мир профессий». В ходе урока вы узнаете о многообразии профессий, научитесь отличать профессию от специальности, видеть искусство в любой человеческой деятельности.

II. Представление новых знаний.

— В детстве на вопрос “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” у каждого был четкий ответ. Он определялся отчасти временем. Наши бабушки и дедушки хотели стать метростроевцами и комбайнерами, мамы и папы – летчиками и космонавтами, наше поколение – артистами, музыкантами, банкирами, адвокатами. В детстве все казалось просто. Но, повзрослев, мы опять задаем себе этот вопрос “Кем быть?”. Как сложно найти свой ответ, ведь понимаешь. Что выбор нужно сделать на всю жизнь, чтобы не разочароваться самому, стать профессионалом и любить свое дело.[1]

Человек выбирает профессиональную деятельность в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Но по данным опросов около 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение.

— Что же в вашем представлении профессия и специальность? В чем их различия? (Ответы детей)

— Давайте проверим, правы ли вы были или нет? Прочитаем определения.

ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта, обеспечивающий условия существования человека.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.[3]

— Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы. Мы остановимся сегодня на типах профессий по предмету труда. Типы профессий  делятся на 5 видов. (Дет

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам