Конспект урока обучения грамоте «знакомство с буквой Яя» Программа «Школа XXI века»

Конспект составила учитель начальных классов

МБОУ «Карагалинская СОШ»

Мухамедова Гульчира Абсаттаровна

Учебный предмет: Обучение грамоте

Класс1 «Начальная школа XXI»

Тема урока «Знакомство с буквой Я я» (первый урок)

Цель урока: познакомить с буквой Я,я и её работой, обозначать звук [a]и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласный, твердый и мягкий согласный). Развивать фонематический слух, речь учащихся. Воспитать в детях интерес к познавательной деятельности и учению.

Оборудование: презентация, картинки, фишки, буквы для каждого.

Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. А сейчас начнем урок со звуковой разминки. Проговорить каждое слово, если есть звук [а], то хлоп в ладоши.(слайды (1-4)

3. Актуализация знаний

-Давайте вспомним какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие)

— Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук?

-Какой фишкой мы обозначаем твердый согласный звук?

-Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?

-А сейчас Вдовин Вова прочитает нам отрывок стихотворения Виктора Лунина «Я однажды видел сам»

Я однажды видел сам

Як летал по небесам,

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне. (5 слайд)

Словарная работа:

-Ребята, а вам знакомо слово Як

Як- это животное с длинным телом и короткими ногами. Як из семейства настоящие быки. Посмотрите , как это животное выглядит. (показать фотографию, картинку, рисунок на усмотрение учителя)

— Вика, скажи, пожалуйста, на какую букву начинается каждая строчка в отрывке стихотворения? (я)

4.Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

-Правильно, мы сегодня познакомимся с буквой я.

-Посмотрите как она выглядит.(6 слайд)

-Из каких элементов состоит буква я?(прямая, полуовал, наклонная)

-В какую сторону смотрит буква я?

-Давайте вместе покажем букву я.

Тихо сели

_ А сейчас открыли букварь на стр.32 (три, два)

-Ребята, без чего нельзя играть в футбол?

-И сейчас мы вместе произведем звуковой анализ слова мяч.

-Положили перед собой фишки.

Схема слова мяч из скольки окошков состоит?(трех)

-Значит сколько звуков в слове мяч? (3)

— Произнесем слово мяч так, чтобы отчетливо слышать первый звук.

-Какой первый звук в слове? (Согласный)

-Как мы его произносим? (мягко)

-Какой фишкой обозначим? (зеленой)

-Сейчас произнесем слово так, чтобы отчетливо слышать второй звук?

-Второй звук какой? (а)

-Он гласный или согласный? (гласный)

-Почему? (воздух свободно выходит без препятствий)

_Какой фишкой обозначим? (красной)

Запомните правило русского языка. Звук [а] после мягкого согласного никогда не обозначается буквой а, после мягкого согласного он обозначается буквой я.

_ У вас у каждого на столе лежит буква я, положите её под красную фишку.

-произнесите слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук

-Какой третий звук? (ч)-Как мы его произносим? ( с препятствием)

-Какой это звук? (согласный)-А теперь определите твердый или мягкий? (мягкий)

-какой фишкой обозначим? (зеленой)

У звука [ч] нет твердой пары, он всегда мягкий

-А сейчас разомнемся с веселыми человечками? Все встаньте.

Я загадаю загадки, а ответ вы покажете движением веселого человечка (по программе Базарного есть веселые человечки, под отгадками на стене вешаю их)

1.Белый дом

С желтым жильцом.

Дом трещит, жилец пищит

Что за дом? Показываем. (яйцо)

2.Я румяную матрешку

Ни за что не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (яблоко)

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

-ребята, что объединяет все три слова? (они начинаются на букву я)

-Молодцы. Садимся на места.

-Сейчас улыбнулись на соседа по парте, ведь вы будете работать в паре.

Вам надо провести звуковой анализ слова пять

А Егор со словом пять работает у доски .

_Молодцы. Егор правильно все выполнил. Садись на место.

Итог урока.

-С какой буквой мы сегодня познакомились?

Что нового узнали об этой букве? (после мягкого согласного он обозначается буквой я)

— Молодцы. Сегодня все хорошо работали на уроке, завтра мы продолжим знакомство с этой буквой.

infourok.ru

Знакомство с буквой я. Конспект урока по Обучению грамоте. Начальная школа XXI век.


Тема: Знакомство с буквой «Я, я».

Цель урока: Познакомить учащихся с гласной буквой «Я, я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.
Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).
Развивать фонематический слух, речь учащихся.
Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению.

Оборудование: мультфильм «Буква Я»; интерактивная доска, флипчарт с квадратиками для звукового анализа.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение.
Упражнение в слышании звука [а].
— Если в слове есть звук [а] — хлопок в ладоши.
Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.

III. Актуализация знаний.
— Давайте с вами вспомним, какие бывают буквы. (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие.)
— Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)

IV. Сообщение темы урока.
— Я задумала два слова, но надо сначала составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.
Схемы составляются на доске, и в блокнотах.
— В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делаем согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.
— Какова же тема нашего урока?
(Знакомство с буквой «Я, я».)
Просмотр мультфильма «Буква Я».

V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Букварь (с. 32-33). (Работа на интерактивной доске).
— Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».
Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить
·звук [а] после мягких согласных буквой «я».

— Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)

VI. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке:
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы поскачем, словно зайки
Стоп! Немножко отдохнем
И домой пешком пойдем.

VII. Работа по учебнику.
— Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.
— Рассмотрите рисунки на с.33, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.
— А теперь «прочитаем» эти предложения.

VIII. Закрепление нового материала.
— Следующие наше задание — разгадывание кроссворда.

VIII. Закрепление материала. Работа в печатной тетради.
Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 23.
Задание 1: раскрасить рисунок.

Задание 2: работа с моделями слов «мяч», «котята».

IX. Итог урока.
— О какой букве мы сегодня говорили на уроке?
— Какими звуками обозначают данную букву?
Буква а и буква я
Нам нужны для звука [а].

X. Рефлексия.
— Что особенно понравилось и запомнилось?
— С каким настроением вы уходите с урока?

13PAGE 14215

13PAGE 14315

Приложенные файлы

profhelp.net

Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Я»

№ п/
п

Название

этапа урока

 

Задача, которая должна быть

решена

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

 

    Мотивационный

    Включение учащихся в деятельность

    Фронтальная

    Включает в деятельность.

    — Ребята, улыбнитесь, поделитесь улыбкою своею и от всей души пожелайте добра и удачи друг другу.

    -Посмотрите на доску.

    — Посмотрите на схему школьного времени.

    — Определите и назовите наше место на схеме.

    — Начинаем урок обучения грамоте. Садитесь.

    Организует рабочее место, настраивается на урок.

    Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

    Осознает значимость собственной деятельности в процессе получения нового знания

    Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата; объединенение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

    Фронтальная

    Организует артикуляционную гимнастику. Демонстрирует верное произношение.

    — Оя-оя-оя — у ёлочки хвоя.
    Ая-ая-ая — в небе птичек стая.
    Уля-уля-уля — ест траву косуля.

    — Упражнения «Чашка», «Чашка и блюдце»

    Произносят за учителем чистоговорку

    Развитие речи — как средства коммуникации

    Четко проговаривает все звуки

     

      Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

      Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

      Фронтальная

      Акуализирует знания учащихся.

      Разгадайте загадки.

      1) С хвостиком, как поросенок,
      Полосатый, как зебра,
      С семечками, как подсолнух. (Арбуз)

      2) Длинноногий, длинноносый,
      Длинношеий, безголосый.
      Он летает на охоту
      За лягушками к болоту.
      (Аист)

      — Что общего в этих словах?

      Какой буквой обозначают звук [а]?

      Игра «Поймай звук»

      Демонстрирует картинки. Акула, арбуз, абрикос, телефон, собака, сыр, юла, дятел.

      — Если при произношении слов вы услышите звук [А]- хлопаете в ладоши.

      Разгадывают загадки.

      Выделяют первый звук в словах.

      Высказывают предположение.

      Отвечают на вопросы учителя.

      Выделяют нужный звук в слове, сигнализирует о его наличии.

      Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

      Принимает и сохраняет учебную задачу.

      Формулирует собственное мнение

      Внимательно слушает учителя, не перебивает учителя и одноклассников.

      Проводит звуко-буквенный анализ. Выделяет звук по предложенному учителем заданию.

       

        3. Выявление затруднения

        Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения . Формирование коммуникативного умения «Выслушивает мнения своих одноклассников»

        Фронтальная

        Организует диалог с учащимися.

        — Когда я показывала картинку с дятлом, некоторые учащиеся хлопнули, а некоторые нет.

        — В классе есть 2 мнения: 1) В слове дятел нет звука [а]; 2) В слове «дятел» есть звук [а].

        — Какое же из них верное?

        Высказывают мнение.

        Формулирует собственное мнение. Выявляет проблему. Выслушивает высказывания товарищей. Сохраняет доброжелательное отношение друг к другу.

        Формулирует затруднение, возникшее в ходе выполнения задания.

         

          Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

          Постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

          Фронтальная

          Индивидуальная

          Фронтальная

          Организует диалог с учащимися.

          — Давайте подумаем, каким образом мы решим эту проблему и придем к единому мнению.

          Составляет совместно с учениками план действий, фиксируя с помощью пиктограмм.

          1. Произнесем слово.

          2. Произнесем четко каждый звук.

          3. Выполним звуковую схему к слову.

          Возьмите фишки и выложите схему к слову ДЯТЕЛ.

          Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание (произносится каждый звук, ставится + за правильный ответ и — , если ответ ошибочный)

          Какой звук стоит перед звуком [А]? (мягкий согласный).

          Объявляет тему урока. Обобщает задачи, поставленные учащимися.

          — Сегодня мы познакомимся с буквой (знаком), которая тоже при произношении обозначает звук [А].

          — Какие задачи поставим на урок?

          — будем продолжать учиться составлять схемы к словам,

          — определять место звука [А] в слове;

          — узнаем как выглядит на письме эта буква.

          Высказывают мнение, составляют план.

          Выполняют звуковой анализ слова ДЯТЕЛ

          Проверяют себя и своих одноклассников, работающих у доски.

          Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

          Ставят учебные задачи на урок.

          Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

          Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

          Формулирует собственное мнение. Допускает возможность различных точек зрения.

          Дает оценку работе учащихся и адекватно воспринимает оценку своей работы.

          Составляет совместно с учителем план действий. Выполняет действие в соответствии с планом.

           

            Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

            Построение нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. Формирование УУД.

            Фронтальная

            Индивидуальная

            Фронтальная

            Парная

            Групповая

            Организует звуковой анализ слова.

            Круглый я как Шар земной
            Все гоняются за мной.
            Лупят ногами, руками,
            А я убегаю — прыжками. (Мяч)

            Начертите в тетради схему к слову мяч. Сравните с образцом на слайде.

            — Какой звук вы слышите после мягкого согласного [М]?

            — Звук [А] после мягкого согласного на письме обозначается буквой Я.

            Знакомит учащихся с образом буквы Я (печатные и письменные).

            — На что похожа буква я?

            — Изобразите букву Я в паре сосвоим соседом.

            Организует работу в группах, повторяет с учащимися правила работы в группах по схеме.

            Игра «живые звуки». Учитель говорит капитану каждой группы слово. Всего 6 групп: 1,4 — ДЫНЯ, 2,5 — ПЯТЬ, 3,6 — ВАНЯ.

            Организует проверку.

            Организует промежуточную рефлексию.

            — Зачем нам нужна буква Я?

            Обобщает мнения учащихся.

            — «Буква А и буква Я

            Нам нужны для звука [а]».

            Если звук один, то зачем нам необходимы 2 буквы?

            Вывод: буква А — показывает читателю, что согласный, который стоит перед ней надо читать твердо, буква Я показывает, что согласный, который стоит перед ней надо читать мягко.

            ФИЗМИНУТКА

            Разгадывают загадку.

            Выполняют звуковой анализ слова МЯЧ.

            Изображают букву в парах.

            Называют правила работы в группе по схеме.

            Обсуждают в группе какой цвет карточки выбрать, встают в нужном порядке, произносят только свой звук.

            Участники каждой группы выходят и демонстрируют свое слово. Участники других групп оценивают по шкале.

            «правильность»

            высказывают предположения.

            Высказывают свою точку зрения, делают вывод.

            Принимает и сохраняет учебную задачу.

            Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

            Называет по опоре правила групповой и парной работы. Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения.

            Отвечает на вопросы, чертит схему слова, оценивает правильность выполнения задания, формулирует вывод.

            Работает в группе, не создает конфликтных ситуаций.

             

              Первичное закрепление нового знания

              Применение нового знания в типовых заданиях. Формирование коммуникативного умения « Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения».

              Парная

              Групповая

              Фронтальная

              Организует работу по закреплению нового.

              — Ребята перед вами картинки со словами. Разделите слова на 2 группы (Тётя, вата, мясо, бабушка, диван, пятка).

              — На какие гуппы разделили слова.

              — Значит на что показывает буква Я? (что перед ней согласный надо читать мягко) Появляются на доске схемы.

              И

              Организует работу в учебнике.

              — Откройте «Букварь» с.33

              — Составьте рассказ по картинкам. Как можно это сделать быстро? (распределить в группе по одной картинке)

              — С помощью мимики и жестов за 5 секунд распределите картинки между всеми членами группы. Составьте по одному предложению к картинкам.

              — Каким образом мы оценим правильность выполнения. (Обсуждение и схематическое изображение критериев на доске. )

              Проверка правильности выполнения задания по критериям.

              Работают в паре по классификации картинок со словами.

              Отвечают на вопросы учителя.

              Распределяет роли в группе, составляет предложение к картинке.

              Представляет в группе результат своей работы.

              Оценивает работу других групп по критериям.

              Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует свою деятельность, осуществляет анализ объектов и синтез целого из частей. Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения. Называет по опоре правила групповой и парной работы

              Выполняет групповое задание без конфликтов.

               

                Самостоятельная работа и проверка по эталону.

                Закрепление нового знания. Формирование коммуникативного умения «Вступает в диалог с одноклассником, сохраняет доброжелательное отношение»

                Парная

                Организует работу в «Букваре» с.33.

                Разгадывание кроссворда в парах с последующей фронтальной проверкой.

                Работают в паре. «Решают» кроссворд.

                Проверяют по образцу, оценивают свою работу по шкале «Правильность» и по шкале «Работа в паре»

                Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

                Работает в группе, не создает конфликтных ситуаций.

                 

                  Включение в систему знаний и умений.

                  Выявление границы применимости нового знания, использование его в системе изученных ранее знаний

                  Фронтальная

                  Организует обобщение и систематизацию на уроке.

                  — Оцените правильное высказывание (+, -)

                  — Звук [а] на письме обозначается только буквой А;

                  — Звук [а] на письме может обозначаться буквой Я;

                  — Звук [а] на письме может обозначаться буквами А, Я;

                  — Буква Я, показывает читателю, что согласный перед ней надо читать мягко.

                  С помощью жестов оценивает высказывания.

                  Принимает и сохраняет учебную задачу.

                  Отвечает на вопросы с помощью жестов.

                   

                    Рефлексия

                    Организация самооценки учащимися результатов своей работы

                    Фронтальная

                    Проводит рефлексию, предлагает познакомиться с высказываниями.

                    — Продолжите предложение:

                    « Я сегодня на уроке узнал…»

                    « Я сегодня понял…»

                    « Мне было интересно…»

                    « Мне было трудно…»

                    — Чему учились на уроке?

                    — Как ученые расскажите всё, что узнали о букве Я?

                    — Оцените свою деятельность.

                    — С каким настроением вы уйдете с урока? Изобразите с помощью смайлика.

                    Дополняют высказывания

                    Изображают настроение.

                    Контроль, оценка, коррекция полученной информации.

                    Понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования.

                    Формулирует высказывания по опоре-клише. Оценивает свою деятельность на уроке, выявляет успехи и затруднения

                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                    Конспект урока обучения грамоте знакомство с буквой Яя Программа Школа XXI века


                    Конспект составила учитель начальных классов
                    МБОУ «Карагалинская СОШ»
                    Мухамедова Гульчира АбсаттаровнаУчебный предмет: Обучение грамоте
                    Класс1 «Начальная школа XXI»
                    Тема урока «Знакомство с буквой Я я» (первый урок)
                    Цель урока: познакомить с буквой Я,я и её работой, обозначать звук [a]и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласный, твердый и мягкий согласный). Развивать фонематический слух, речь учащихся. Воспитать в детях интерес к познавательной деятельности и учению.
                    Оборудование: презентация, картинки, фишки, буквы для каждого.
                    Ход урока
                    Орг.момент.
                    А сейчас начнем урок со звуковой разминки. Проговорить каждое слово, если есть звук [а], то хлоп в ладоши.(слайды (1-4)
                    3. Актуализация знаний
                    -Давайте вспомним какие бывают звуки? (гласные и согласные)
                    -А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие)
                    — Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук?
                    -Какой фишкой мы обозначаем твердый согласный звук?
                    -Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?
                    -А сейчас Вдовин Вова прочитает нам отрывок стихотворения Виктора Лунина «Я однажды видел сам»
                    Я однажды видел сам
                    Як летал по небесам,
                    Я не вру, поверьте мне,
                    Я видал это во сне. (5 слайд)
                    Словарная работа:
                    -Ребята, а вам знакомо слово Як
                    Як- это животное с длинным телом и короткими ногами. Як из семейства настоящие быки. Посмотрите , как это животное выглядит. (показать фотографию, картинку, рисунок на усмотрение учителя)
                    — Вика, скажи, пожалуйста, на какую букву начинается каждая строчка в отрывке стихотворения? (я)
                    4.Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
                    -Правильно, мы сегодня познакомимся с буквой я.
                    -Посмотрите как она выглядит.(6 слайд)
                    -Из каких элементов состоит буква я?(прямая, полуовал, наклонная)
                    -В какую сторону смотрит буква я?
                    -Давайте вместе покажем букву я.
                    Тихо сели
                    _ А сейчас открыли букварь на стр.32 (три, два)
                    -Ребята, без чего нельзя играть в футбол?
                    -И сейчас мы вместе произведем звуковой анализ слова мяч.
                    -Положили перед собой фишки.
                    Схема слова мяч из скольки окошков состоит?(трех)
                    -Значит сколько звуков в слове мяч? (3)
                    — Произнесем слово мяч так, чтобы отчетливо слышать первый звук.
                    -Какой первый звук в слове? (Согласный)
                    -Как мы его произносим? (мягко)
                    -Какой фишкой обозначим? (зеленой)
                    -Сейчас произнесем слово так, чтобы отчетливо слышать второй звук?
                    -Второй звук какой? (а)
                    -Он гласный или согласный? (гласный)
                    -Почему? (воздух свободно выходит без препятствий)
                    _Какой фишкой обозначим? (красной)
                    -Запомните правило русского языка. Звук [а] после мягкого согласного никогда не обозначается буквой а, после мягкого согласного он обозначается буквой я.
                    _ У вас у каждого на столе лежит буква я, положите её под красную фишку.
                    -произнесите слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук
                    -Какой третий звук? (ч)-Как мы его произносим? ( с препятствием)
                    -Какой это звук? (согласный)-А теперь определите твердый или мягкий? (мягкий)
                    -какой фишкой обозначим? (зеленой)
                    У звука [ч] нет твердой пары, он всегда мягкий
                    -А сейчас разомнемся с веселыми человечками? Все встаньте.
                    Я загадаю загадки, а ответ вы покажете движением веселого человечка (по программе Базарного есть веселые человечки, под отгадками на стене вешаю их)
                    1.Белый дом
                    С желтым жильцом.
                    Дом трещит, жилец пищит
                    Что за дом? Показываем. (яйцо)
                    2.Я румяную матрешку
                    Ни за что не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (яблоко)
                    Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
                    -ребята, что объединяет все три слова? (они начинаются на б

                    weburok.com

                    Конспект урока «Обучение грамоте. Знакомство с буквой «ы».1 класс. УКМ «Школа 21 века».

                    Урок обучения грамоте 1 класс. УКМ «Школа 21 века»

                    Тема: знакомство с буквой «Ы».

                    Цель: познакомить с буквой Ы, звуком ы

                    Задачи :
                    *образовательные: познакомить со звуком ы и графическим образцом буквы, формировать навыкизвукового анализа;
                    * развивающие: развивать речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух,пространственное восприятие, формировать навык плавного чтения, расширять словарный запас учащихся, развивать концентрацию внимания и произвольногоеё переключения;
                    *воспитательные: воспитывать уважение к мнению товарищей, уважуние друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

                    Ход урока.

                    1.Огранизационный момент.

                    2.Актуализация знаний.
                    — Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

                    Наш рассказ без буквы Ы
                    Как лужайка без травы.
                    Или, скажем, угощенье
                    Без айвы и без халвы.
                    Но великие умы,
                    В том числе, конечно, мы
                    Не слыхали, чтобы слово
                    Начиналось с буквы Ы.

                    Вспоминали безуспешно
                    И они, и мы, и вы
                    И рыдали безутешно
                    ы-ы-ы-ы-ы-ы!
                    — Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( знакомство с буквой «Ы»)
                    Слайд 1.
                    — Млолдцы! Давайте сформулируем цели урока.( Учиться слышать Ы в словах , учиться составлять звуковую схему слов, учиться правильно произносить звук Ы . )

                    — Кто приплыл к нам на урок и на хвосте принёс дежурную букву, узнаете, отгадав загадку.
                    В воде она живёт.
                    Нет клюва, а она клюёт.
                    (рыба)—картинка.
                    3.Работа по закреплению изученного.
                    — Чтобы составить звуковую схему слова «рыба», давайте вспомним алгоритм работы над звуковой схемой.
                    АЛГОРИТМ
                    1.Произношу слово.
                    2.Определяю количество звуков.
                    3.Анализирую звуки по порядку.
                    4.Определяю место нового звука.
                    5.Обозначаю новый звук.

                    4.Самостоятельная работа.
                    Работа над схемой слова «рыба» по алгоритму — работают самостоятельно на местах, у доски работает один ученик. Сверяемся с доской.
                    — А теперь определим положение буквы Ы на «ленте букв».

                    5.Формирование новых знаний.

                    Слайд 2.
                    — Посмотрите на экран и ответьте, на что похожа буква Ы? ( ответы ребят)

                    Слайд 3.
                    Чтение хором стихотворения, ученик у экрана следит указкой.
                    Вот топор. Полено рядом.
                    Получилось то, что надо.
                    Получилась буква ы —
                    Все мы знать её должны.

                    — Так на что похожа буква Ы?
                    — С чем ещё сравнивают букву Ы, узнаем из стихотворения на доске.
                    НА ДОСКЕ. Читают хором, ученик у доски следит указкой.

                    Ы… Какая ты толстушка!
                    Твой животик как подушка.
                    Чтобы легче ей ходить,
                    Палочку пришлось добыть.
                    (Дети отвечают на вопрос)

                    — А сейчас поиграем. Игра «.Услышь звук». Если в слове есть новый звук, ребята делают хлопок в ладошки. Если звука нет – молчат.
                    Рыба, прыгалка, кубик, буквы, парта, крыша, папа, открытка, птицы.
                    НА ДОСКЕ. Читают хором стихотворение.
                    —Какие ещё слова можно былобы добавить к нашей игре, узнаем из стихотворения?

                    Бывает эта бкува
                    В конце и в середине.
                    В конце капусты, брюквы,
                    А в середине дыни.
                    Ребята отвечают на вопрос, поставленный перед чтением.
                    —А сейчас проведём соревнование по группам «Кто больше придумает слов с «Ы».
                    — В какой части слова не может стоять буква Ы, как вы думаете? (предположения ребят)
                    — Сейчас мы и узнаем , кто из ребят прав.Прочитаем стихотворение.

                    НА ДОСКЕ. Читают хором стихотворение, ученик у доски следит указкой.

                    Спросили мы у маляров:
                    —Скажите, маляры,
                    Где отыскать десяток слов,
                    В которых есть звук «ы»?
                    Нам отвечали маляры:
                    — Нет случая такого,
                    Чтобы когда—нибудь звук «ы»
                    Бывал в начале слова!

                    ( Ребята отвечают на поставленный перед чтением вопрос.)

                    6.Самостоятельная работа. Работа в парах.Работа по учебнику на с.55. «Разгадай кроссворд».
                    Связь с ребятами учитель держит используя форму открытой ладони «Понятно – не понят- но».Подведение итогов работы.
                    САМООЦЕНКА
                    — Поднимите руку те ребята, кто отгадал все слова. Молодцы! И т.д.
                    — Назовите все слова, которые у вас получились. ( Сыр, козы, тыква, бусы.)

                    7.Рефлексия.
                    НА ДОСКЕ. Читают хором.
                    В русском языке, увы,
                    Не бывает слов на «ы».
                    — Итак, какой вывод можно сделать из этих строк. Есть ли в руссом языке заглавная буква «ы»?
                    — Почему?

                    8.Подведение итогов урока .

                    — Подведём итог урока используя слова:
                    Я понял…
                    Я узнал…

                    Я научился…
                    Я запомнил…

                    9.Самооценка за урок.

                    kopilkaurokov.ru

                    Знакомство с буквой Я.

                    Знакомство с буквой

                    я

                    «Школа XXI века»

                    Презентацию подготовила :

                    учитель начальных классов

                    МБОУ СОШ №17 им. В. Зангиева,

                    г. Владикавказа

                    Гаглоева Маргарита Анатольевна

                    Кто это?

                    Он и весел и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин – мальчик Робин, И приятель Пятачок.

                    Мишка в улей влез, и вот – С лапы каплет сладкий мёд. Пчёлы к мишке полетели, Зажужжали, загудели.

                    рой

                    Якоря кругом сверкают.

                    Явно бравый капитан

                    Яхтой ловко управляет,

                    Направляя в океан.

                    Я

                    ?

                    Гласная буква Я.

                    Эту букву, как тебя,

                    Называют буквой «Я».

                    «Я» заканчивает алфавит,

                    Тихо после всех стоит.

                    БУКВА Я ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА

                    Я

                    Й’ А

                    Я

                    а

                    й

                    Во тьме спокоен будь, моряк!

                    Своим лучом рассеивая мрак,

                    Тебе мигает с берега …

                    а

                    Й

                    я

                    ма .к

                    я

                    [й’]

                    [a]

                    я

                    яблоко

                    маяк

                    я

                    [а]

                    мяч

                    ЗАГАДКА

                    Без винта и без штурвала

                    Океаны бороздит,

                    Не страшась штормов и шквала.

                    На волнах он сладко спит,

                    Исполин могучий — …. .

                    Какое слово получится?

                    к

                    т

                    и

                    Итог урока

                    Какие звуки обозначает буква Я ?

                    Когда буква Я обозначает два звука?

                    МОЛОДЦЫ!

                    videouroki.net

                    Конспект урока обучения грамоте по теме «Гласная буква Я»

                    Этапы урока

                    Ход урока

                    УУД

                    Организационный момент. — Приветствие.

                    — Настроение.

                    — Желание работать на уроке и узнать новое.

                    Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция

                    Личностные: действия смыслообразования

                    Актуализация знаний. Деление букв на группы (работа в парах, 2 человека у доски)

                    а) Разделить изученные буквы на две группы:

                    Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование

                    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

                      а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я (гласные — согласные)

                    У:- Какие затруднения возникли?

                    Д: — Буква Я.

                    У:- Почему?

                    Д: -Ещё не изучали.

                    У:-Значит какая сегодня тема урока?

                    Д: -Буква Я.

                    У: — Как вы думаете, чем будем заниматься?

                    Д: -Узнавать всё о букве Я.

                    У:- Как отличить гласные от согласных?

                    Д: — Гласные тянутся и поются:

                    Регулятивные: целеполагание

                    Познавательные: общеучебные: структурирование знаний; логические: анализ объектов

                      б) Деление гласных на группы.

                    У: — Что можно сделать с гласными?

                    Д: — Разделить на две группы.

                    У: — Какие?

                    Д:- Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука.

                    В) Дальнейшее деление на группы.

                    У:- Можно ли разделить эту группу гласных (е, и) ещё на две группы?

                    У: — Каким образом?

                    Д: — Е — хитрая буква.

                    У: — Почему?

                    Д: — В начале слова и после гласной обозначает два звука. После согласной — приказывает читаться мягко.

                    У: — Как вы думаете для чего мы это вспоминали?

                    Д: — Пригодится при изучении новой темы.

                    Познавательные: общеучебные: структурирование знаний; логические: анализ объектов с целью выделения признаков
                    Изучение нового материала Работа со звуковыми схемами

                    а) Отгадайте загадку:

                    У: — Круглое, румяное
                    Я расту на ветке.
                    Любят меня взрослые
                    И маленькие детки. (Яблоко) (Приложение 1)

                    У: — Делим на слоги.

                    Д: — В этом слове три слога.

                    У: — Выделяем ударный слог.

                    Д: — Ударный слог первый.

                    У: — Составляем звуковую схему слова. Что слышим в начале первого слога?

                    Д: — Мягкий согласный звук [й], гласный звук [а], твёрдый звонкий согласный звук [б].и т.д.

                    Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
                      Знакомство с буквой Я

                    У: — Слияние [йа] принято обозначать буквой Я.

                    У: — Какую ещё хитрую букву знаете?

                    Д: — Е.

                    У: — На что похожа буква Я?

                    Д: (Предлагают свои варианты)

                    У: Поглядите-ка, друзья,

                    Смастерил скворечник я.

                    А в скворечник залетела

                    Вместо птички буква Я! (Приложение 2)

                    У: Я — сказала про себя:

                    Хоккеист известный я.

                    Шайба прямо в цель летит

                    Гол! Закончен алфавит. (Приложение 3)

                     
                      Физминутка 1: (показ движений)

                    У: — Как живёшь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — Как идёшь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — Как бежишь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — Ночью спишь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — Как даёшь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — А берёшь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — Как грозишь?

                    Д: — Вот так!

                    У: — А шалишь?

                    Д: — Вот так!

                    Коммуникативные: разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы
                      У: — Что узнали о букве Я?

                    Д: — В начале слова обозначает два звука.

                    У: — В какой домик её поселим? (красный, синий, зелёный)

                    Д: — Не понятно в какой.

                    У: — Можем уже определить её в группу?

                    Д: — Нет.

                     

                    Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

                    Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

                      Работа со звуковыми схемами.

                    У: - Отгадайте загадку:

                    Великан стоит в порту,

                    Освещая темноту,

                    И сигналит кораблям

                    Заходите в гости к нам. (Маяк) (Приложение 4 )

                    У: — А что такое маяк?

                    Д: (Предлагают свои ответы)

                    У: — Где можно узнать значение этого слова?

                    Д: — В толковом словаре.

                    Маяк

                    — башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей (судов).
                    Коммуникативные: разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы
                      У: — Делим на слоги.

                    Д: — В этом слове два слога.

                    У: — Выделяем ударный слог.

                    Д: — Ударный второй слог.

                    У:- Составляем звуковую схему. Что слышим в начале второго слога?

                    Д: — Слияние [йа]?

                    У: — После какого звука слышим это слияние?

                    Д: — После гласного звука [а].

                    У: — Как обозначим слияние [йа]?

                    Д: — Буквой Я.

                    У: — Какой вывод можно сделать?

                    Д: — После гласного буква Я тоже обозначает два звука.

                    У: — Можем определить в группу?

                    Д: — Нет.

                    Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
                      Работа с текстом

                    а) Чтение слов с доски

                    МАЯК ЯРКО

                    МАЯКИ МОРЕ

                    ВЫСОКО МОРСКАЯ

                    ВЫСОКАЯ ЯРОСТНО

                    Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
                      У: — Что значит ярко? Яростно?

                    Д: - Предлагают свои варианты.

                    У:- Где можно узнать значение слова?

                    Д: — В толковом словаре.

                    Ярко

                    — дающий сильный свет, сияющий.

                    Яростно

                    — ничем не сдерживаемый, неистовый, неукротимый.
                     
                      Б) Работа с учебником (Чтение текста на стр. 116 цепочкой по одному предложению)

                    В) Работа с текстом.

                    У: — Почему на море стало темно?

                    Д: — Начался шторм.

                    У: — Куда торопятся суда?

                    Д:- Суда торопятся в порт.

                    У: — Что им встречается на пути?

                    Д: — На пути встречаются подводные скалы и мели.

                    У: — Что помогает судам смело идти в порт?

                    Д: — Им ярко светит маяк.

                    Задания к тексту:

                    У: — Найдите в тексте слова с буквой Я. Определите её место в слове.

                    Д: Выполняют задание.

                    У: — Что мы с вами узнали?

                    Д: — Что такое маяк и для чего он нужен.

                    У: — А на главный вопрос ответили?

                    Д: — Нет.

                    У: — Сможем поселить её в домик?

                    Д: — Нет.

                    Регулятивные: оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
                      Физминутка 2: (показ движений)

                    У:

                    Ветер дует нам в лицо.
                    Закачалось деревцо.
                    Ветерок всё тише, тише.
                    Деревцо всё выше, выше!

                     
                      Продолжение изучения новой темы

                    У: - Как называется дерево, на котором растут яблоки?

                    Д: — Яблоня.

                    Коммуникативные: разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы.
                    Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Яблоня

                    У: — Составим схему.

                    У: — Что можете сказать про букву Я?

                    Д: — Их две.

                    У: — Сколько звуков буква Я обозначает в первом случае?

                    Д: — Два.[йа]

                    У: — Сколько во втором?

                    Д: — Один.[а].

                    У: — Какую функцию он выполняет?

                    Д: — Приказывает согласным: Читайся мягко!

                    Чтение слогов — слияний

                    а) У: — Подружим букву Я с другими согласными.

                    НЯ МЯ ЛЯ РЯ БЯ ВЯ ДЯ ЗЯ ПЯ КЯ ТЯ СЯ

                    б) У: — Значит в какой домик поселим?

                    Д: — В красный, т.к. буква я — гласная.

                    У: — К какой группе отнесём?

                    Д: — К группе гласных.

                    в)У: — Подумайте и назовите слова с этими слогами-слияниями?

                    Д: — Предлагают свои варианты.

                    У: — Мы ответили на вопрос, который ставили в начале урока?

                    Д: — Да.

                    У: — Какова тема урока?

                    Д: — Гласная буква Я.

                    У: — Чему мы сегодня научились?

                    Д: — Находить и читать слоги и слова с буквой Я. Определять место в слове буквы Я. Различать, где я обозначает два звука [йа], а где один [а].

                    Личностные: нравственно — этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания
                      Самооценка

                    У: — Поднимите пальцы вверх, кто всё понял и у кого всё получилось.

                    У: — У кого всё получилось, но было тяжело, поставьте большие пальцы навстречу друг другу.

                    У: -Кто ещё не понял и нужно поработать, опустите пальцы вниз.

                    Д: — Дети оценивают себя.

                     

                    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                    Советы рукодельницам