Конспект урока для 1 класса «Звук и буква Т т»

Класс: 1

Тема: Звук и буква Т т.

Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.

  • Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.

  • Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.

  • Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.

Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Мотивационно – целевой этап урока

  1. Эмоциональный настрой

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

  1. Актуализация знаний

В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.

— какие это буквы? (согласные и гласные)

— чем гласные буквы отличаются от согласных?

— что такое звук, что такое буква?

На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.

  1. Тема и цели урока

  1. Познавательно – закрепляющий этап урока

  1. Отгадывание загадок

Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.

А вещь обыкновенная! (телевизор)

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)

Золотая голова, отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (трактор)

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

К каждой отгадке показываю картинку.

— Что общего у этих загадок?

— С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).

— Чем отличаются эти буквы?

— Не забыли, для чего используем заглавные буквы?

— Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).

  1. Игра «На что похожа буква?»

Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?

(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

  1. Фонетическая зарядка.

Показываю картинку часов.

— Что это?

— Как тикают часы? (Тик – так)

— Какие звуки мы слышим в начале слов?

— Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».

— Как прозвучало первое слово? А второе?

* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»

— Чем отличаются эти слова?

— Какой вывод можно сделать?

(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).

  1. Музыкальная физическая минутка.

(Танцуем танец «У жирафа пятна»)

  1. Работа по Букварю (стр. 20).

— Какая буква написана в верхнем левом углу?

— На чем играют девочка и мальчик?

— Какие слоги у них летят с трубы?

(Чтение слогов по цепочке)

— Как называется музыкальный инструмент, на котором играют дети?

— Звуковой анализ слова «труба».

  1. Работа в парах.

Каждая пара получает карточку с заданием. На карточке изображены картинки и написана буква Т. Необходимо провести к букве Т стрелочками те картинки, в которых есть буква Т.

  1. Игра «Твердый – мягкий»

Называю разные слова, в которых есть буква Т. Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают.

  1. Чтение

Показываю слоги и слова, дети читают.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ

СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ

  1. Работа в прописи. (Письмо по образцу).

  2. Закрепление

Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.

  1. Рефлексивно – оценочный этап урока.

  1. Рефлексия

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Какая это буква?

— Сможем ли мы теперь прочитать слоги и слова с буквой Т?

— Было ли трудно на уроке?

— У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.

doc4web.ru

Конспект урока «Буква Т»

Тема: Согласная буква Т.

Цели:

1) учить распознавать звуки [т] и [т] и соответствующую букву; обучать технике выразительного чтения;

2) развивать речь, память, наблюдательность;

3) воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

Формируемые УУД:

1) предметные: распознавать звуки [т] и [т’] и соответствующую букву; давать характеристику изученных звуков; сравнивать звуки и буквы; отгадывать загадки.

2) метапредметные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя; построение рассуждений в форме связи простых суждений; формулировать собственное мнение и позицию.

3) личностные: высказывать свою точку мнения и уважать мнение собеседника.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

А девиз у нас каков?.. (Больше дела – меньше слов!)

2.Актуализация знаний.

— Работу на уроке мы начинаем с артикуляционной гимнастики? С какой целью? (Артикуляционная гимнастика…)

«Улыбочка», …

3. Введение в тему.

Внимательно послушайте меня: Ткет ткач ткани на платки Тане.

— Что я сейчас прочитала вам?.. (Скороговорку)

— А для чего мы разучиваем скороговорки?.. ((Чтобы чётко проговаривать звуки…)

— А какой звук выделяется в этой скороговорке?.. [т]

— Определим, какой у нас будет урок?..

— Урок открытия новых знаний. «Звуки [т], [т’] и буквы Т, т»

— Какие цели мы поставим перед собой на уроке?.. (Познакомимся с новым звуком, научимся читать).

Составим план работы.

— Работаем со звуком.

— Познакомимся с новой буквой.

— Читать слоги, слова, затем предложения с новой буквой.

4. Характеристика звука.

Сначала мы звук произносим и слушаем его, даём характеристику, то есть рассказываем какой он. Что это? (Картинка — три)

— Где находится новый звук? (В начале)

— Произнесите звук [т] и понаблюдайте, что происходит при произношении звука: [т] … (Рот немного приоткрылся, язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. )

— Значит, это … (Согласный звук)

А как он произносится?.. (Твёрдо)

— А может ли звук [т] быть мягким? И для ответа на этот вопрос проанализируйте еще одно слово… (Картинка – пять)

— Где находится новый звук? (В конце)

Игра «Поймай звук».

Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], встают мальчики, если слышите мягкий звук [т’]

девочки.

— Буфет, стол, секретер, кровать, кушетка, табурет, кресло… (Слово-ловушка, в нём нет новых звуков)

— А как называть одним словом все эти слова?.. (Мебель)

— Можете ли вы привести примеры мебели с нужными нам звуками [т] и [т’]?…

— Вот мои примеры: стул, тахта, сервант – это слова с твёрдым звуком [т]. Стенка – слово с мягким звуком [т’].

Звонкий – глухой.

— А что ещё мы можем рассказать про согласные звуки?..(Выяснить, звонкий или глухой)

— Помните приёмы: нужно положить ручки на шею или закрыть уши руками. Произнести звук и послушать его. Выполните… Что вы заметили?.. Ваше горлышко спокойное, не вибрирует. Это?.. (Глухой звук)

Значит, делаем

вывод: согласный звук [т] всегда глухой, может быть твёрдым или мягким.

Построение схемы слов.

Три и пять

5. Знакомство с буквой Т.

— Как обозначается этот звук на письме? Буквой т.

— Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

— Найдите на ленте букв букву тэ…

– На что похожа буква Т?

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Буква Т тебя укроет

От дождя, лт снега, зноя.

— Почему две буквы т ?. Одна большая и маленькая.

— Когда пишут большую букву?..

— Назовите имена на букву Т?..

— Города на букву Т?..

— Наш родной город называется Туймазы. В этом году наш район отметил две юбилейные даты: Туймазинскому району исполнилось 85 лет со дня образования и 55 лет городу Туймазы. В текущем году Туймазинскому району присвоено почетное звание «Район трудовой доблести и славы России».

6. Работа в паре. Развитие речи.

Посчитайте сколько букв т встретилось в пословицах. Чья пара закончит работу поднимает руки домиком. (8 букв)

Жить — Родине служить.

Где кто родится, там и пригодится.

Та земля мила, где мать родила.

— Прочитайте пословицы. О чём эти пословицы?.. (О Родине).

7. Чтение. Работа с «Азбукой» с. 53

— Познакомились с новым звуком, узнали какой буквой обозначается на письме новый звук. Следующий этап работы?.. (Чтение слогов с изученной буквой)

— Выполним перед чтением дыхательную гимнастику. Для чего выполняем дыхательную гимнастику? (Дыхательная гимнастика… развивать дыхательную систему, речевой аппарат, правильное ритмичное дыхание)

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

Читающие дети работают по карточкам.

а) Чтение слогов на с. 53

— Рассмотрите слоги. Как они образовались?..( Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.)

Какая первая буква во всех слогах? (Первая буква т)

– Вижу букву – называю звук…

Физминутка «Тик – так»

Тик – так, тик – так,

Кто умеет в доме так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

А внутри сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут по кругу,

Иногда вдруг отстают,

А бывают все спешат

В долг бежать хотят.

Если их не завидут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра

Нам за парту сесть пора.

б) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)

— Прочитайте слова. Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?.. (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным)

кот окуни

котик Никита

кто как

б) Работа с текстом «Хитрый кот».

Чтение хором.

Чтение по цепочке.

Чтение текста одним учеником (3-4 человека).

Беседа по содержанию и озаглавливание:

— Чей был кот?.. (Тани)

— У кого были окуни?.. (У Сани и Никиты)

— Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?.. ( Имена людей пишутся с большой буквы.)

— Что сказано про кота?..

— Рассмотрите первый рисунок в учебнике.

-Кто на нём изображён? (кот)

-Что делает кот? (прыгает на окно)

-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.

— Прочте это предложение вслух. (Кот скок на окно.)

Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением.

-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? (Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)

-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.

— Прочитайте предложение вслух.(Кот скок с окна.)

— -Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)

-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением.

-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)

-Каких домашних животных вы знаете?..

-У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)

— Как можно назвать этот рассказ?.. Пересказ текста учащимися.

— Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

— Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

в) Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Рассмотрите внимательно рисунок на с.52 и ответьте на вопросы:

— Кто изображён на рисунке?.. (Называют животных и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения.)

— Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?.. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке» и т.д.))

— Прочитайте выразительно отрывок из поэмы…

— На каком дереве была «златая цепь»?.. (На дубе)

– Как автор называет кота?.. (Учёный)

– Что делает кот?.. (Ходит по цепи кругом)

Словарная работа.

Лукоморье — изгиб морского берега.

Златая – золотая.

Кот учёный – умный кот.

8. Закрепление.

Подведём итог урока:

Сегодня на уроке я познакомился с…

Научился отличать…

Научился читать…

-Кто запомнил, почему говорят лукоморье? ( море изогнуто в форме лука)

-С творчеством и книгами какого поэта познакомились? ( А.С. Пушкина)

— Понравился ли вам урок?

9. Рефлексивно-оценочный.

— Мне больше всего удалось?..

— Я могу похвалить одноклассника за …

— Я не доволен своей работой на уроке, потому что …

— Я доволен своей работой на уроке, потому что …

Оценивание.

— Ребята! Я очень хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке. Вы — молодцы!

10. Дом. зад.

— Рассмотрите разворот учебника и подумайте о сегодняшних открытиях на уроке, которые вы дома расскажите.

_________________________________________________________________

Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?.. (Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога.)

— Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги ка, ко, ку надо произносить твердо…

— Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ки надо произносить мягко…

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте «Буква Тт, звуки [т], [т`]»

Сделаем вывод: с какими звуками мы познакомились? Что мы о них узнали? А какой буквой на письме обозначим эти звуки? Рассмотрите букву. — А на что похожа буква «Т»?(антенна, зонт) Кто хочет изобразить эту букву? (дети пробуют показать букву)

-Молодцы ребята!

-А теперь давайте снова поработаем с нашим учебником на стр.84. Давайте прочитаем слоги, которые у нас даны! Как надо прочитать слоги в слоговой таблице? Покажите, как надо читать слоги друг другу? (работа в парах)

Назовите лишний слог? (ти) Объясните, почему он лишний? А почему буква т читается, как мягкий звук?

— На интерактивную доску выводятся задания:

На интерактивную доску выводятся задания:

Составь звуковые схемы слов!

1.Такси.2.Автобус 3.Самолет 4.Катер

— Молодцы!

— Ребята, а какое слово у нас написано в учебнике, под слогами?

— Антон

— Правильно! А почему это слово написано с большой буквы? (потому что имена, клички животных, города и т.д. пишутся с большой буквы)

— А какой звук, обозначает в этом слове буква т? (твердый)

-Где он находится? ( в середине)

— А как вы думаете, подходит нам схема, которая нам предложена? (подходит)

–Молодцы ребята!

— В каких словах есть звук [т]? В начале или в конце? Приведите свои примеры.

-Давайте с вами поработаем с картинкой. Прочитайте название картинки! (Картина) Что такое картина?

Видели ли вы картины когда-нибудь?

Были ли вы в картинной галереи?

Кто изображен на картинке? (Художник и ворона)

-Что необходимо художнику? (краски, палитра)

— А что такое палитра?

–А мы можем с вами сказать, как зовут художника? (Антон)

-Что в руках у Антона? (Кисточка, палитра). Зачем они ему? (чтобы рисовать)

-А на чем сидит ворона? (на ветке)

— А что вы еще видите на картине? Что за предмет, на котором рисует художник? (мольберт)

Мольберт — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.

— Какая ситуация изображена на картинке?

— Куда смотрит ворона? Как вы думаете, что привлекло ее внимание?

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И за парту сесть опять.

Молодцы! А теперь давайте поработаем над текстом!

Давайте посмотрим, что обозначает каждый рисунок в предложениях?

(Антон, рисует-действие, ветка, ворона)

Прочитайте рассказ шепотом (жужжащее чтение)

Вам понравился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали текст. Как вы считаете, текст соответствует картинке выше?

Прочитаем текст по предложениям. (У сосны стоит Антон. Он рисует. А на ветке сосны ворона. Она носом: «Та-та, то-то, тон-тон! Ан-тон – та-лант».)

Дети, найдите три последних предложения. Кто их прочитает?

Что необычного в этих предложениях?

Как мы будем читать эти предложения? (по ролям)

-А какие роли здесь представлены? (роль автора и вороны)

-Правильно!

— А с какой интонацией нужно читать за ворону? А за автора?

— Теперь попробуйте потренироваться со своим соседом в чтении по ролям. Сначала распределите роли: кто-то из вас будет читать за автора, а кто-то — за ворону. (Работа в парах.)

А кто хочет прочитать всему классу? Обсуждение услышанного. (Понравилось — не понравилось. Удалось передать интонация или не удалось)

Давайте, теперь обратим внимание на картинки и схемы, которые у нас находятся внизу страницы!

— Что это за слова? Назовите каждое! (труба-труба, лист-лист)

— Смотрите ребята, а к словам даны картинки? Скажите картинки у нас одинаковые к одному слову? ( нет, разные)

— Ребята, а разве такое возможно?

— Оказывается да, такое очень часто встречается, когда одно слово, а предметы разные. А называются такие слова многозначными.

Эти слова одинаково произносятся и пишутся, но обозначают разные предметы. (лук, коса, кисть, ключ) примеры в презентации

— А давайте скажем про каждое слово из учебника, что они обозначают?

— Слева – труба (медный духовой инструмент), а справа труба (длинный пустой предмет на крыше)

— Вторую строчку: лист (орган растения), лист (то, на чем мы пишем)

-А кто предложит свои многозначные слова? (ответы детей)

-Молодцы ребята!

videouroki.net

Конспект урока по азбуке на тему: «Звук и буква Тт»

Класс: 1

Тема: Звук и буква Т т.

Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.

  • Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.

  • Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.

  • Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.

Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Мотивационно – целевой этап урока

  1. Эмоциональный настрой

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

  1. Актуализация знаний

В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.

— какие это буквы? (согласные и гласные)

— чем гласные буквы отличаются от согласных?

— что такое звук, что такое буква?

На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.

  1. Тема и цели урока

  1. Познавательно – закрепляющий этап урока

  1. Отгадывание загадок

Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

— Что общего у этих загадок?

— С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).

— Чем отличаются эти буквы?

— Не забыли, для чего используем заглавные буквы?

— Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).

  1. Игра «На что похожа буква?»

Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?

(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

  1. Фонетическая зарядка.

— Как тикают часы? (Тик – так)

— Какие звуки мы слышим в начале слов?

— Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».

— Как прозвучало первое слово? А второе?

* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»

— Чем отличаются эти слова?

— Какой вывод можно сделать?

(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).

  1. Музыкальная физическая минутка.

(Танцуем танец «У жирафа пятна»)

Работа по «Азбуке» (с. 84)

  • Что изображено на «волшебном» рисунке? (Труба.)

  • Для чего нужна такая труба? (Из неё выходит дым, когда топят печь.)

  • Дайте характеристику этого звука. (Согласный, твёрдый, глухой.)

  • Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.

  • Что вы заметили? (Перед буквой и произносится мягкий звук [т’], а перед остальными буквами — твёрдый звук [т].)

— Какой можно сделать вывод? (Звуки [т] и [m’J парные по твёрдости-мягкости.)

  • В названиях каких предметов, изображённых на рисунке, есть твёрдый звук [т]? (Мольберт, ствол, бант, штрих.)

  • В названиях каких предметов есть мягкий звук [т’]? (Птица, кисть.)

  • А как зовут художника? Прочитайте его имя под звуковой схемой.(Антон.)

(Звуко-буквенный анализ слова Антон. Следует обратить внимание учащихся на стечение согласных.

Далее чтение текста в парах. Учащиеся читают текст по очереди по одному предложению. Затем чтение вслух.)

—        Что такое талант? (Выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.)

(Звуко-буквенный анализ слов труба, лист. Анализ значений слов через составление предложений.)

Работа по «Азбуке» (с. 85)

(Анализ слов аист — аисты, сон — сны, уснул — уснули, стоит стоит.Далее чтение текста «Сон аиста» по цепочке.)

  • Продолжите: что мог видеть во сне аист?

  • Прочитайте заголовок к следующему заданию. Обрати!: внимание на знак препинания.

  • С какой интонацией нужно читать это предложение? (С восклицательной интонацией и одновременно с интонацией удивления.)

  • Чем же нас так может удивить слово нос? (Оно имеет много значений.)

  • Назовите эти значения.

  • Как вы понимаете выражения «зима на носу», «заруби себе на носу»? (Зима на носу — скоро (близко) зима, заруби себе на носу — запомни.)

  1. Игра «Твердый – мягкий»

Называю разные слова, в которых есть буква Т. ()Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают. (стол, труба, картина, артист, тьма, торт)

  1. Чтение

Показываю слоги и слова, дети читают.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ

СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ

  1. Закрепление

Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.

  1. Рефлексивно – оценочный этап урока.

  1. Рефлексия

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Какая это буква?

— Сможем ли мы теперь прочитать слоги и слова с буквой Т?

— Было ли трудно на уроке?

— У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.

multiurok.ru

Конспект урока обучения грамоте по теме «Согласный звук т, буквы Тт»

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №1 Костромской области

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: «Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т».

Цели: а) дать представление о звуках [т], [т’], буквах Т,т , учить различать звук твердый и мягкий, читать слоги и слова с новой буквой;

б) формировать навык четкого произношения звука [т] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие и внимание, устную (монологическую и диалогическую) речь, смекалку; учить анализу и синтезу слогов;
в) воспитывать интерес к чтению.

Оборудование, материалы:

для учителя: «Русская азбука» В.Горецкого, образцы печатных букв, предметные картинки для дидактических игр, цветной мел;


для учащихся: «Русская азбука» В.Горецкого, сигнальные карточки, счетные палочки, карточки для развития зрительного восприятия, тетради для печатания, цветные и простые карандаши.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

I подготовительный этап.

а) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность уроку.

Самостоятельность, умение организовать свое рабочее место.

б) Сообщение темы, цели урока.

Сегодня познакомимся с новой буквой и звуками, будем учиться отличать этот звук от других звуков речи, читать слоги, слова, предложения.

Слушают, запоминают

Слуховое восприятие, понимание учебной задачи.

в) Задание на развитие зрительного восприятия и внимания «Узнавание наложенных изображений».

Рассмотрите рисунок, найдите и назовите предметы. Какой предмет лишний? ( Ведро, кисточка.) Как назвать одним словом оставшиеся предметы?( Ножницы, топор, грабли – инструменты.)

Рассматривают, отвечают, делают обобщение.

Зрительное восприятие и внимание, мыслительная операция: обобщение.

г) Артикуляционная гимнастика (для губ и языка). Улыбка- трубочка, заборчик- хоботок. Лопатка- иголочка-лошадка-часики-вкусное варенье-почистим зубки.

Повторяют за учителем.

Развитие органов речевого аппарата.

II Повторение пройденного.

а) Голосовая гимнастика:

а
ао
аоу
аоуы
аоуыи

Какие звуки произносили?
Как вы определили?

Проговаривают гласные хором и индивидуально на одном выдохе.

Припоминают, отвечают.

Работа над голосом.

б) Игра «Сосчитай слоги, придумай свое слово, которое состоит из такого же количества слогов». (Учитель показывает предметные картинки: гриб, белка)

Делят на слоги, подбирают новые слова.

Мыслительная операция: анализ.

в) «Хлоп, хлоп» (Учитель называет звуки, дети хлопают, услышав гласный, молчат- услышав согласный. О Н С А У Ы К)

Как определить согласный звук?

Слушают, отвечают.

Внимание к звучащей речи, фонематический слух.

г) Чтение слогов с доски. У доски двое: один- называет и показывает согласный звук, другой- гласный, затем повторяют хором ( Са, Ку)

Выходят к доске, отвечают.

Навык выступления перед классом.

III основной этап.

Новый материал. Знакомство с новым звуком.

а) Фонетическая зарядка. Как стучит молоток? (Тук) Какой первый звук в слове? С каким же звуком будем знакомиться?

Слушают, отвечают.

Слуховое внимание.

б) Артикуляция звука [т]. Что происходит с языком при произношении звука [т]? (ударяется о верхние зубы). Проговорите хором, по одному.

Произносят звук, наблюдают за органами речи.

Навыки чёткого произношения.

в) Характеристика звука. Какой звук [т]? (согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

Дают характеристику.

Связная речь.

г) «Назови предмет по картинке и первый звук в слове.» Услышав звук мягкий- встают девочки, твердый- встают мальчики. (Предметные картинки: терка, труба, тарелка, телевизор.)

Рассматривают картинки, называют звуки.

Фонематический слух.

д) Речевая зарядка:

Та-та-та- у нас дома чистота.

Ты-ты-ты- сметану съели всю коты.

То-то-то- стали мы играть в лото.

Проговаривают за учителем.

Навыки чёткого произношения.

е) Дидактическая игра «Светофор» (узнавание звука в словах: краски, полотенце, капуста, шоколад, книга и др.) Покажите зеленую сигнальную карточку, услышав звук Т, красную – если его нет.

Слушают, рассматривают картинки, показывают сигнальную карточку.

Фонематический слух.

Знакомство с буквой.

а) Работа по учебнику с. 57. Рассматривание старинного начертания буквы. Показ буквы на демонстрационной карточке. Из скольких элементов состоит буква? Выложите букву из палочек. Прорисуем в воздухе. На что похожа буква Т? ( Антенна, грабли, труба.) Напечатаем в тетради.

Рассматривают букву в учебнике и на доске, анализируют. Выкладывают из палочек, прорисовывают в воздухе, печатают.

Навык работы с учебником. Мыслительная операция анализ. Мелкая моторика.

б) Физкультминутка (речь с движением) Мы топаем ногами: топ-топ-топ

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп

Качаем головой

Мы руки поднимаем

Мы руки отпускаем

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Выполняют за учителем

Общая моторика.

в) Слого- звуковой анализ слов: три, пять (Из учебника, стр. 57 ) Деление на слоги, четкое произношение, определение звуков в слове отдельных звуков и слияний, вычерчивание схем в тетрадях.

Прорисовывают схему в тетради, анализируют слова.

Мыслительная операция анализ, аккуратность, фонематический слух.

г) Чтение слогов по учебнику ( та, то, ту, ти, ты ). В каком слоге [т] мягкий?

Читают хором и индивидуально.

Навык правильного чтения.

д) Физминутка для глаз (Зажмурились- удивились- поморгали- глаза вверх- вниз- влево-вправо).

Выполняют упражнения.

Снятие напряжение с глаз.

Закрепление.

а) Чтение слов на с.57 (хором, по одному). Назовите слова из одного слога, двух, трех. Когда говорят «кот», «котик»?

Отвечают, объясняют значение, читают.

Активизация и обогащение словаря, навык правильного чтения.

б) Работа с текстом с. 57. Чтение и анализ текста (Сколько слов в 1, 2,3 предложении? Сколько предложений в тексте? Какой знак стоит в конце 3 предложения? С какой буквы пишут начало предложения ? О ком говорится в рассказе? Придумайте заголовок).

Читают по учебнику, отвечают на вопросы, анализируют, подбирают заголовок.

Навык чтения. Орфографическая подготовка. Фантазия. Мыслительная операция анализ.

в) Работа по рисункам с. 57 (Рассматривание , составление предложений, чтение предложений под рисунками) Что значит «скок на окно», «скок с окна»?

Рассматривают, рассказывают, объясняют значение.

Связная речь, обогащение словаря.

IV итог урока, оценивание.

С какими новыми звуками и буквами познакомились? Дайте характеристику.

Кто на уроке работал активнее всех?

Дают характеристику, дают оценку работе друг друга

Мыслительная операция: обобщение. Самооценка.

infourok.ru

Конспекты по обучению грамоте «Буква Т»

Конспект урока

по обучению грамоте (чтение).

1 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Согласные буквы Т т, обозначающие согласные звуки (т) и (ть).

Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.

Задачи:

Предметные УУД:

— совершенствование знаний о звуках (т) и (ть) и буквах Т и т;

— углубление знаний учащихся об изученных звуках и буквах;
— совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;

— выявление на основе анализа гласных звуков, способов обозначения твёрдости и мягкости согласного звук

— обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой т;

— работать над выразительностью чтения произведений: текст.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

— элементы рефлексии

Познавательные УУД:

— учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

— развитие устной речи учащихся на основе работы с иллюстрацией, с текстом (ответы на вопросы).

Коммуникативные УУД:

— учить строить высказывания

Личностные:

— учить ставить перед собой цель

Этапы урока

Содержание

Орг. момент

У: здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сейчас у нас с вами урок чтения.

Включение в учебную деятельность

Постановка целей и определение темы урока.

У: (на доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой)

Ребята, назовите буквы, представленные в лепестках ромашки.

Д: А, О, И, Ы, У, Н, С, К

У: можно ли эти буквы разделить на две группы?

Д: да

У: на какие группы можно разделить эти буквы?

Д: гласные и согласные

У: назовите гласные буквы

Д: А, О, И, Ы, У

У: докажите, что это гласные

Д: звуки, обозначаемые этими буквами, произносятся легко, состоят только из голоса

У: что мы знаем о гласных звуках?

Д: бывают ударные и безударные, образуют слог, указывают на твёрдость или мягкость согласного звука

У: назовите согласные буквы

Д: Н, С, К

У: докажите, что это согласные буквы

Д: обозначают согласные звуки короткие, при произношении встречают преграду, состоят из голоса и шума

У: что мы знаем о согласных звуках?

Д: бывают мягкие и твёрдые, звонкие и глухие

У: Верно. Ребята, посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили?

Д: один лепесток пустой

У: как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Д: познакомимся с новой буквой

Знакомство с новыми звуками и буквами

-выделение звуков в словах

У: с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете, отгадав правильно загадки

Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный… (ТИГР)

Почему тигра называют грациозным?

Д: он стройный, красив в движении

У: почему его называют грозным?

Д: он величественный, суровый

У: Солнце светит, но не греет,
Словно сахар, снег белеет.
Средь торосов целый день
Дремлет северный…

(Тюлень )

Кто такой тюлень?

Д: морское животное, у которого лапы – ласты (как лопаты)

У: что такое торосы?

Д: ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов в морях, озёрах, реках. Тюлени обычно прячутся между ледяными глыбами – камнями.

У: Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это — …(КИТ)

У: молодцы, вы все загадки отгадали правильно

У: чем похожи все слова-отгадки: тигр, кот, тюлень?

Д: это животные, в каждом слове присутствует буква т

У: Давайте произнесём первое слово- отгадку, выделяя при этом первый звук

У: какой звук выделили?

Д: (ть)

У: произнесём второе слово- отгадку, выделяя при этом первый звук

У: какой звук выделили?

Д: (ть)

У: произнесём третье слово- отгадку, выделяя при этом последний звук

У: какой звук выделили?

Д: (т)

У: ребята, как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить на уроке?

Д: (т) и (ть)

У: Ребята, посмотрите внимательно на первую картинку, кто изображён? (под картинкой схема)

Д: тигр

У: давайте произнесём это слово, выделяя при этом первый звук

Д: тттигр

У: охарактеризуйте звук (ть)

Д: согласный, мягкий, глухой

У: если звук мягкий, то каким цветом закрашиваем треугольник на схеме?

Д: зелёным

У: ребята, посмотрите на вторую картинку, кто изображён? (под картинкой схема)

Д: кит

У: давайте произнесём слово кит, выделяя при этом последний звук

Д: киттт

У: охарактеризуйте звук (т)

Д: согласный, твёрдый, глухой

У: если звук твёрдый, то каким цветом закрашиваем квадратик на схеме?

Д: синим

У: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть слова, если вы услышите твёрдый звук т, то поднимаете синию карточку, если вы услышите мягкий звук ть – зелёную карточку:

Тюлень, таракан, утка, лошадь, телёнок, петух, медведь.

Физминутка

У: с какими же звуками мы познакомились?

Д: т и ть

Знакомство с новой буквой

У: кто-нибудь из вас знает, какой буквой обозначают звуки (т) и (ть)?

Ребята, звуки (т) и (ть) обозначаются буквой Т (на доске буква).

У: почему две буквы т?

Д: одна заглавная, а другая строчная

У: из каких элементов состоит печатная буква Т?

Д: из вертикальной и горизонтальной палочек

У: а на что похожа буква Т?

Д: …….

У: Т – в антенну превратилась,
И на крыше очутилась. (на доске картинка)

«Тэ» и в дождик и в жару

Укрывает детвору. (зонт – на доске картинка)

Сейчас давайте сконструируем букву т из счётных палочек

У: Ребята, кто сможет охарактеризовать букву Т?

Д: буква Т согласная, обозначает твёрдый звук т и мягкий звук ть

Первичное закрепление

-чтение слогов

(работа с компьютером)

-чтение слов

У: Прочитайте слоги: ты, ту, та, то, ти. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком».

У: сейчас откройте учебник (азбуку) на с. 53, это значит 5 и 3

Найдите первый столбик слов, вверху страницы под текстом.

Читаем первое слово по слогам

-ко-т

У: Читаем второй раз с выделением ударения слово целиком

-кот

У: Прочитаем хором слово кот.

У: прочитаем второе слово сначала по слогам

Ко-ти-к

У: Прочитаем второй раз слово целиком с выделением ударения

Котик

У: Прочитаем ещё раз это слово хором.

У: чем отличается слово котик от слова кот?

Д: в первом слове 2 слога, во втором-1 слог, котик- это уменьшительно-ласкательное слово, так называют ласково котов.

У: давайте прочитаем текст вверху этой страницы (по одному предложению):

У: обратите внимание на восклицательный знак в конце третьей строчки, при выразительном чтении её надо читать эмоциально, с усмешкой, улыбаясь

У Тани кот.

У Сани и Никиты окуни.

А кот тут как тут!

Ну и котик-коток.

У: Давайте прочитаем текст ещё раз (другой человек читает)

У: у кого кот?

Д: у Тани

У: а у кого окуни?

Д: у Сани и Никиты

У: как понимаете выражение «тут как тут»?

Д: появился неожиданно, вдруг

У: почему автор так говорит о коте: ну и котик-коток?

Д: потому что кот умный, хитрый хотел съесть окуней

Давайте прочитаем теперь выразительно этот текст(2 человека)

Д:

Закрепление и развитие речи учащихся.

Рефлексия

У: ребята рассмотрите иллюстрацию (компьютер) и скажите: «В какое время суток происходит действие? Откуда это видно? (Утром или вечером. ) Какая погода на улице? Кто подъехал к остановке? (Подъехал трамвай, за рулем водитель-тигр). Кто стоит на остановке? (Страус) Куда спешит страус? (в школу). Кто еще спешит к трамваю? (Утка с утенком). Найдите предметы, в названии которых слышатся звуки [т] и [т’].
У: составьте самостоятельно рассказ по сюжетным картинкам.
У: прочитаем текст (для читающих детей):
«К остановке тихо подъехал трамвай. К трамваю бежит страус он торопится в школу. Водитель-тигр ждет утку с утенком: «Не спешите, мы вас ждем!»
У: придумайте заголовок к данному тексту. Укажите буквы согласных звуков [т] и [ть]».
У: какие буквы мы сегодня узнали?

Д: буквы Т, т.

У: какие звуки соответствуют букве Т?

Д: согласные звуки [т] и [ть].

У: чем отличается буква от звука?

Д: звуки мы слышим и произносим! Буквы мы видим и пишем.

У: Оцените свою работу с помощью светофора

Итог урока

У: что нового узнали на уроке?

Д : мы узнали буквы Т, т. Мы знаем, что буквы Т, т согласная, обозначает два звука: согласный твёрдый (т) и согласный мягкий (ть), из каких элементов состоит печатная буква т, бывает заглавной и строчной

У: что ещё?

У: что запомнили?

С вами приятно было сегодня работать, спасибо.

infourok.ru

Конспект урока чтения 1 класс: Звуки [т], [т]. Буква Т, т.

Предмет:  Чтение

 

Тема урока: Звуки [т], [т]. Буква Т, т.

Цели урока: Развитие личности школьников на основе учебной деятельности,   становление их как субъектов этой деятельности.

Задачи урока

 Развивающие:

                          — развитие мотивации;

                          развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.

Обучающие:

                          — обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах;

                          знакомство с согласными звуками [т], [т ?]?, буквами Т, т;

                          — учить читать слоги, слова с изученными буквами;

Воспитательные:       

                          — формирование работоспособного коллектива младших школьников;

                          учить работать в парах.

Оборудование:

учебник «Букварь» Журовой Л.Е., Евдокимовой Ф.О., часть 1;

толковый словарь С.И.Ожегова;

слоговые таблицы;

карточки с буквами;

карточки со словами;

карточка с рисунком;

фишки красного, синего, зеленого цветов;

буква Т;

рисунки  тигра, трубы;

 

Ход урока

 

I.Орг.момент.

(приветствие гостей)

— Присядут ребята, чье имя начинается с согласного звука; с гласного.

— Улыбнулись друг другу.

— Слышите, кто-то плачет? Да это же зайчишка. Он просит нас найти букву из его имени.

(Карточка …ИМА)

— Поможем зайчику?

— Для этого нам нужно отправиться в страну ЧИТАЛИЮ.

(СЛАЙД 1)

? ?. Работа над новым матетиалом.

 

— А чем мы сегодня будем заниматься, путешествуя по этой стране?

(читать, писать, знакомиться с новыми буквами и звуками).

— Чем звук отличается от буквы?

— С нами вместе отправится ещё один сказочный герой.

А кто это, вы узнаете, собрав слово из букв КЛОООКБ .

 

(СЛАЙД 2 )

— Правильно, это наш гость КОЛОБОК.

— Что бы попасть в эту страну, мы должны правильно определить код входного замка.

 — Какая буква лишняя?

 

      А Й О И У

 

 покатился по дорожке.

А на встречу ему заяц с рисунками: тигр и труба.

(СЛАЙД 3)

— Значит с каким звуком мы знакомимся сегодня?

— Произнесём эти слова и определим первый звук, дав характеристику.

— Назовите слова, где есть звук [т]

— А какой буквой будем обозначать эти звуки?

— На что похожа эта буква? (таблица с буквой Т)

— Когда нам встретится большая буква Т?

(слова с мягким звуком и твёрдым)

 

— Покатился КОЛОБОК дальше. А на пути ВОЛК:

(СЛАЙД 4)

 

            — Колобок, колобок, прочитай мне слоги и доскажи словечко.

(читаем слоги)

— На доске слоги. Разделите их на две группы: с мягким согласным и с твёрдым.

 

— Покатился КОЛОБОК дальше. А на пути станция ЧИТАЙКИНО

(СЛАЙД5)

— Здесь мы разделимся и пойдём по разным дорожкам: у кого зелёный квадрат, те идут по привой тропинке с колобком и читают самостоятельно «Хитрый», а остальные с жёлтым квадратом идут со мной и читают слоги.

— Но перед чтением, давайте по тренируем свой язычок при помощи скороговорки:

Ткёт ткач ткани

На платки Тане.

— А сейчас приступаем к работе. (чтение цепочкой и ответы по содержанию).

— Как хомяк пробовал перенести яйцо?

— А как можно продолжить рассказ?

 

             (физминутка)

 

— Покатился КОЛОБОК дальше. А на пути МЕДВЕДЬ

(Слайд)

— Помогите соединить слова и составить предложение:

(СЛАЙД)

Самолёт                     делает зарядку

Таня                           улетают на юг

Утки                           делает зарядку

         

 

— Покатился КОЛОБОК дальше. А на пути домик ЗАГАДКИНО

Работа по группам: собрать предложения и отгадать загадку.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Кто такая я?

 (тетрадь)

— А сейчас отгадайте мою загадку:

Сделал дырку, вырыл норку,

Солнце сияет, а он не знает.

(СЛАЙД)

КРОТ

— Какие слова спрятаны ещё в слова КРОТ (кот, рот, ток)

— Покатился КОЛОБОК дальше. А на пути ЛИСА

(СЛАЙД)

Она просит к схемам подобрать слова, но слова спрятаны. Давайте их расставим. Определите количество слогов в слове.

 

— Покатился КОЛОБОК дальше. А на пути домик нашей буквы.

(СЛАЙД)

 Она согласна вернуться к зайке, если вы её узнаете:

        Отвечайте, кто знаток?

        Похожа я на молоток.

 

Игра «Живые звуки»

 

— Составьте слово из букв: ТАСАЛ (салат)

— Дайте характеристику каждому знаку.

(я буква С , обозначаю согласный глухой, твёрдый  звук,)

III.  РЕФЛЕКСИЯ

— Колобок устал и я предлагаю вернуться на воздушных шариках:

— У вас на партах шарика, если вам понравилось наше путешествие, то вы приклеиваете на доску розовые шары, а если мам было трудно на уроке – жёлтые.

Итог урока:

— Так как же зовут нашего зайку?

— Давайте ему расскажем про наше петешествие. Какую букву мы искали? Какой звук она обозначает?

— Давайте закрасим её в тетради.

— Зайка дарит нам свои портреты за помощь.

СПАСИБО ЗА УРОК!

 

 

 

   

 

 

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам