Конспект урока по биологии «Простейшие» (7 класс)

Конспект урока

Тема. Общая характеристика Простейших.

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

Задачи:

дать первичные представления о строении и жизнедеятельности

одноклеточных животных;

продолжить формировать умения работать с текстом учебника и

дополнительной литературой, готовить микропрепараты, работать с микроскопом;

работать с презентацией и интернет — ресурсами, развивать умения анализа и синтеза материала;

заполнять таблицу;

воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Тип урока: комбинированный

Вид: с элементами исследования в виде лабораторной работы.

Оборудование: таблицы, презентация, учебник, ученическая тетрадь. Микроскоп. Культура простейших. Микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты. Карта урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з.

— индивидуальный письменный опрос в виде тестов и самопроверка

Тесты.

Вариант №1

1. Наука, которая изучает животных называется:

А) ботаника

Б) зоология

В) микология

Г) география

2. Сколько подцарств входит в царство Животные

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

3. В клетке животного отсутствует

А) ядро

Б) пластиды

В) Аппарат Гольджи

4. Животные в отличие от растений обладают

А) корнями

Б) подвижностью

В) красотой

5. Для растений характерен тип питания

А) гетеротрофное

Б) автотрофное

В) миксотрофное

6. Животные имеют

А) клеточные стенки

Б) системы органов

В) крупные вакуоли с клеточным соком.

Тесты

Вариант №2.

1. В клетке животного отсутствует

А) ядро

Б) пластиды

В) Аппарат Гольджи

2. Животные в отличие от растений обладают

А) корнями

Б) подвижностью

В) красотой

3. Наука, которая изучает животных называется:

А) ботаника

Б) зоология

В) микология

Г) география

4. Сколько подцарств входит в царство Животные

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

5. Животные имеют

А) клеточные стенки

Б) системы органов

В) крупные вакуоли с клеточным соком.

6. Для растений характерен тип питания

А) гетеротрофное

Б) автотрофное

В) миксотрофное

— фронтальный опрос

Назовите отличительные признаки животных от растений.

Гетеротрофный тип питания – это…

В царство животные входит сколько подцарств?

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Игра «Чёрный ящик»

Вопрос: Антоний ван Левенгук открыл мир маленьких существ. Только при помощи этого прибора.

Как вы думаете, а зачем этот прибор нам на уроке.

Правильно мы будем изучать царство Одноклеточные.

(Записать тему урока в тетрадь)

Тема. Общая характеристика Простейших.

4.Сообщение нового материала

Попытаться сформулировать цель урока.

Давайте вспомним наш девиз на уроке «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Протистология –это наука изучающая одноклеточные Эукариотические организмы.

Откройте учебник на странице 87 и назовите, из каких типов состоит п\ц Одноклеточные.

Мы сегодня будем учеными биологами и будем изучать п\ц одноклеточные.

Поставить задачу: в течении всего урока найти доказательства или опровержения высказывания о том что инфузория туфелька сложноорганизованный организм.

Перед вами карта урока с ней мы будем работать.

Карта урока.

Общая характеристика Простейших

  1. Тело состоит из 1 эукариотической клетки.

Структура

Амеба

Инфузория-туфелька

Оболочка

Форма тела

Цитоплазма

Ядро

Органоиды движения

Тип питания

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Наличие цисты

Жизненный цикл

Сообщение Ники

(фронтальный опрос)

Пресноводные животные. Размеры 5-6см.

Питание
Амёба протей питается путем фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз — заглатывание жидкости. При этом образуется на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает.

Передвижение
Тело Амёбы протей образует выступы — ложноножки. Выпуская ложноножки в определённом направлении, амёба протей передвигается со скоростью около 0,2 мм в минуту.
Реакция на раздражение
Положительный таксис на пищу и свет, отрицательный на соль.
Размножение
Только агамное, бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Полового процесса нет.

5.Физкультминутка

Ответы на вопросы да – хлопнуть, нет – топнуть

Страна, в которой мы живём Россия – да

У нас все мальчики в классе – нет

Изучаем сегодня — многоклеточных – нет

Амёба движется с помощью ресничек – нет

Циста – это состояния покоя – да.

Нам интересно на уроке –

Гимнастика для глаз.

6. Лабораторная работа

Тема: Строение инфузории- туфельки

 

 

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

 

Техника безопасности:

 

1. Микроскоп должен располагаться на расстоянии 5-8 см от края стола.

2. Свет направляется зеркалом в отверстие предметного столика.

3. Поместив препарат на предметный столик, пользуясь винтом, опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на 1-2 мм от препарата.

4. Смотря  в окуляр, медленно поднимайте тубус пока не появиться четкое изображение предмета.

5. После работы уберите предметное стекло, промойте его водой или поместите в специально отведенную для этого ванночку, готовые препараты необходимо убрать в коробку.

6. После работы микроскоп убрать в футляр.

7. При работе с предметными стеклами и готовыми препаратами следует проявлять осторожность, чтобы не разбить их.

Инструктивная карточка

Ход работы:

1. Прочитайте дополнение. 

1.1. Поместите на предметное стекло каплю культуры инфузории туфельки

2. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат, обратите внимание на форму тела простейших.

3. Рассмотрите готовые препараты на презентации. Сравните увиденное с рисунками и таблицами. Определите передний (тупой) и задний (заостренный) конец, предротовое углубление.

4. Зарисуйте инфузорию туфельку.

5. Сделайте вывод об особенностях строения и передвижения инфузории туфельки. Для этого сформулируйте ответы на вопросы:

А) По каким признакам инфузорию можно назвать животным

Б) Можно ли инфузорию назвать более сложноорганизованным животным по сравнению с амёбой и почему.

 Лабораторная работа

 

Тема: Строение инфузории- туфельки

 

 

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

 

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Записать в словарь терминов: псевдоподии, реснички, макронуклеус, микронуклеус, пелликула.

Дополнение.

Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.

Конъюгация

Бесполое размножение повторяется много раз подряд, но время от времени в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс, который носит характер конъюгации . Главное отличие конъюгации инфузорий заключается в том, что она представляет временное соединение двух инфузорий. Последние обмениваются частями своего ядерного аппарата, после чего расходятся. Полного слияния конъюгирующих особей не происходит, поэтому их нельзя приравнять к гаметам прочих простейших. Во время конъюгации инфузории сходятся попарно и чаще всего прикладываются друг к другу брюшной стороной.

У некоторых видов на месте соприкосновения пелликула обеих особей растворяется и между конъюгантами образуется более или менее широкий соединительный цитоплазматический мостик. У других видов во время конъюгации целостность пелликулы не нарушается.

Существенные изменения во время конъюгации претерпевает ядерный аппарат. Макронуклеус конъюгантов распадается на части и постепенно резорбируется в цитоплазме. Микронуклеус сначала делится дважды. Это мейоз, во время которого происходит редукция числа хромосом, и диплоидный комплекс их превращается в гаплоидный, далее три из четырех ядер разрушаются и резорбируются в цитоплазме, а четвертое снова делится.

В результате каждый конъюгант обладает двумя ядрами, происшедшими из микронуклеуса. Это половые ядра — пронуклеусы. Одно из них (мигрирующее, или мужское) покидает конъюгант и переходит в соседнюю особь, где и сливается с единственным оставшимся в нем стационарным (женским) ядром; то же происходит и в другом конъюганте. Оба половых ядра (стационарное и мигрирующее) сливаются, и таким образом восстанавливается диплоидный комплекс хромосом. У некоторых инфузорий на мигрирующем ядре появляется на одном конце острый носик, на другом — хвостообразный вырост и оно по строению становится похожим на живчик, лишний раз подтверждая мужскую природу мигрирующего ядра.

Так, к концу конъюгации каждый конъюгант имеет по одному ядру двойственного происхождения, или синкарион . Примерно в это время инфузории отделяются друг от друга. У разошедшихся конъюгантов (которые теперь называются эксконъюгантами) происходит процесс реконструкции нормального ядерного аппарата. Он довольно сложен и в деталях протекает неодинаково у разных видов инфузорий. Сущность его сводится к тому, что синкарион митотически делится один, два или три раза и часть ядер — продуктов деления — становится микронуклеусами, другая часть преобразуется в макронуклеусы. Процесс преобразования продуктов деления синкариона в макронуклеусы выражается прежде всего в повышении содержания ДНК, в основе которого лежит многократная репликация макромолекул. В развивающемся макронуклеусе появляются многочисленные ядрышки, которые в микронуклеусах и синкарионе отсутствуют. После завершения реконструкции ядерного аппарата инфузории вновь приступают к бесполому размножению.

Выводы сделали,

7 . Закрепление (таблицу заполнили.), см. карту урока.

Если останется время, то работа с текстом и кроссворд.

8. Подведение итогов

Ответить на вопросы 1-5 на стр.98 учебника. Рабочая тетрадь выполнить задание№49, №51.

*подготовить сообщение с презентацией Темы «Эвглена зелёная», «Малярийный плазмодий», «Раковинные амёбы»

infourok.ru

«Конспект урока по биологии в 7 классе «Подцарство Одноклеточные. Простейшие»


Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов
Тема: Многообразие животных — результат эволюции.
Урок № 35
Дата урока:
Тема урока: Подцарство Одноклеточные, или Простейшие.
Цель: изучить общие признаки простейших; роль простейших в экосистемах; характерные признаки подцарства Одноклеточные, типов Споровики, Саркожгутиконосцы
Задачи:
— формировать знания учащихся   о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных; простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника; изучить особенности строения , разнообразия типов Споровики, Саркожгтиконосцы.
— закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории;  уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;
— закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.
— воспитание бережного отношения к живым организмам.
Ключевые слова и понятия: одноклеточные или простейшие, циста, саркожгутиконосцы, саркодовые, ложноножки, радиолярии, солнечники, фораминиферы, жгутиконосцы.Планируемые результаты обучения:
Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типов Споровики, Саркожгутиконосцы.
Описывать отличительные признаки класса растений Однодольные семейства Лилейные
Приводить примеры представителей типа.
Распознавать представителей подцарства и типов по рисункам, фотографиям.
Обосновывать роль простейших в экосиситемахТип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)
Оборудование: Учебник Биология Разнообразие живых организмов 7 класс изд-во «Просвещение» 2014 г., таблицы, рисунки, тетрадь по биологии, компьютер, телевизор, : таблица «Одноклеточные», Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.
Форма организации урока: беседа, игра в ассоциации, работа в группах, работа с текстом учебника.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Технологии обучения: игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы
Структура урока
Организационный этап……………………………1—2 мин.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.
III. Изучение нового материала …………20 мин.
IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 15мин
Домашнее задание…………………………… 1—2 мин.
Подведение итогов урока…………………………3 мин.
Ход урока
I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/
II. Проверка знаний учащихся.
Ответить на вопросы:
— Что такое систематика?
— Что такое классификация?
— Какие особенности животных взяты за основу классификации?
— На какие группы делятся животные?
— Почему животные объединяются в группу хордовых?
— Какую номенклатуру предложил Карл Линей?
— Что такое бинарная номенклатура?
— Как проходила эволюция животных?
III. Объяснение новой темы:
Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь – в путь!
➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)
➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие?  (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).
➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)
➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему?  (потому что все они имеют различия в строении тела)
Мы ознакомимся с простейшими:
❖ Саркомастигофорами — (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) —  клетки не им

schoolfiles.net

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему: «Животные .Простейшие»

Тема урока Общая характеристика простейших, их строение и процессы жизнедеятельности

Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Задачи урока: 

Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Развивающаясформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.

Воспитательная  организация мыслительной деятельности учащихся, творческой       самореализации; создание  позитивного микроклимата, искренности и  открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: география, биология, экология,  литература.

Для рукодельных — макеты представителей Простейших.

Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.

Для знающих –немые схемы Для любознательных — сообщение о простейших.

ХОД УРОКА

Сегодня на урок к нам пришёл журналист и хочет взять у вас блиц-интервью.задать вам несколько вопросов.

1 Сколько млн видов животных насчитывается на нашей планете?(1,5-2 млн)

2. Как называется наука изучающая животных? (зоология)

3.Назовите основные признаки животных? (подвижность,наличие систем

органов,ограниченный рост,специфические особенности обмена вещеста,)

4. Чем отличаютя животные от растений? (нет клеточной стенки,пластид,вакуолей)

5.Что значит чёткая симметрия тела и какая она бывает ? (у подвижных животных двусторонняя,а у мало-подвижных лучевая)

6. На какие подцарства делят цорство животных (одноклеточные и многоклеточные)?

1. Экспозиция урока.

Сегодня классная доска

учитель показывает на доску

Сказала мелу свысока:

берёт в руки мел

— Смотри, с меня не сводит глаз

 

Весь класс!  А ты — пачкун!

 

Спасибо мокрой тряпке,

 

Что стерла за тобою грязь:

 

Твои каракули, крючки, царапки!

 

— Эх ты, хвастунья! —

берёт тряпку

Тряпка возразила. —

 

В тебе ли сила?

 

Когда бы не писал слова и цифры Мел, —

пишет «Что такое мел?»

Никто бы на тебя и не смотрел!

 

                                                      

                                                       Агния Барто

 

 

Ученики: отвечают на вопрос «Что такое мел?»

Учитель: почему «пачкун», оставляет грязь, откуда «царапки»?

 

Слайд 1.

Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких «скорлупок»!

 На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу — известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек.

Учитель: Давным – давно, еще в 1632, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик Антонии ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учебу закончил и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги” затем он открыл собственное дело — торговал тканями. Так и жил бы себе потихоньку, но была у него одна страсть – хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стекла увеличительные шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стекла мир невидимый рассматривать. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз.

До чего же вокруг все интересно! Вот вы подумайте, капля воды из лужи – ну, что, казалось в ней такого? А если на ту каплю через увеличительное стекло посмотреть? Кто в ней только не живет! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное о котором мы сегодня будем говорить. . Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

Учитель: Мы совершим с вами непродолжительное трансвековое путешествие. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества:

Ученик читает: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки…” То были одноклеточные или простейшие животные!

Учитель: сформулируйте тему урока.

Учитель: Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “ одноклеточные животные их многообразие и значение ”.

Ученики:  «Одноклеточные организмы. Простейшие».

 В биологии есть науки изучающие:

Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.

Протистология– наука, изучающая простейших.

В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших. Одноклеточные  образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, Всех простейших можно отнести к трем классам: Саркожгутиковые, Споровики, Инфузории.

 Слайд 2.

 

Тело простейших состоит из одной клетки.

 (Выделите основные признаки амёбы)

1.Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.

3.Движение посредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочек из мембранной кожи

Густая цитоплазма, как сироп.

2.Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.

4.В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

 «Амеба» в переводе с латинского означает «изменчивая». Встречается на дне прудов с загрязненной водой. Похожа на маленький, студенистый комочек, который постоянно меняет свою форму.

У амебы одновременно может образовываться несколько ложноножек, и тогда они окружают пищу – бактерии, водоросли, других простейших. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пузырек – пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ, входящих в состав пищи, и переваривает их. В результате пищеварения образуются питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму и идут на построение тела амебы. Нерастворенные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.

В цитоплазме имеется сократительная вакуоль, функция которой — регуляция осмотического давления внутри тела амебы.

Размножение у амебы бесполое, происходит путем деления клетки надвое. При наступлении неблагоприятных условий амеба превращается в цисту.

Слайд 4.

Класс Жгутиковые

Рассмотрим строение жгутиконосцев на примере Эвглены Зелёной.

На переднем конце клетки расположен жгутик. Сбоку от него расположено небольшое красноватое пятнышко – светочувствительный глазок. Почти весь объем клетки эвглены занимают многочисленные хлоропласты неправильно-округлой формы и травянисто-зеленого цвета. В центральной зоне клетки расположено ядро. Между хлоропластами в большом количестве накапливаются мелкие зерна – отложения резервного углевода. Единственная сократительная вакуоль располагается в непосредственной близости от жгутикового кармана. В цитоплазме эвглены имеется хлоропласты, придающих ей зеленый цвет. Эвглена может питаться двумя различными способами: на свету – как зеленые растения; в темноте – как животные, усваивая готовые органические вещества. Свободнодвижущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных.

  Слайд 5.

К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, для движения им необходимо большое количество ресничек. У большинства инфузорий два ядера: большое и малое.

Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных. К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку.

Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, которые перевариваются в пищеварительных вакуолях. Непереваренные остатки выбрасываются через порошицу.Сократительные вакуоли сокращаются поочередно.Бесполое размножение осуществляется путем поперечного деления и сопровождается делением макро- и микронуклеусов. Через несколько поколений в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс конъюгация.

Слайд 6.

 Реагируют простейшие на внешние   раздражители .

а) механические; б) химические; в) световые; г) звуковые.

Фототаксис – реакция на свет. Эвглена движется по направлению к свету с помощью светочувствительного глазка.

 А теперь ребята представьте, что лужа высохла или вода в пруду замерзла, т.е. наступили неблагоприятные условия. Что может произойти с амебой? Но на следующий год в воде мы снова можем встретить это животное. Как амеба будет переносить неблагоприятные условия? Оказывается.

В неблагоприятных условиях существования простейшие образуют цисту: ядро с небольшим объемом цитоплазмы, содержащей необходимые органоиды окружается толстой многослойной капсулой и переходит от активного состояния к покою.В цистах процессы обмена веществ прекращаются; они могут сохранять жизнеспособность в течение многих лет. При попадании в благоприятные условия цисты раскрываются ,и из них выходят простейшие в виде активных и подвижных особей.

  • А вот теперь, ребята, самое сложное! Процесс, о котором я буду сейчас говорить, вы будете изучать по физике в старших классах. Дело в том, что в цитоплазме простейших растворены соли. Но в теле их гораздо больше, чем в пресном водоеме, в котором простейшие живут. Поэтому вода все время просачивается внутрь их тела.

  • Как вы думаете, к чему это может привести? Что должны простейшие делать с поступающей в тело водой?

  • Для этого существует сократительная вакуоль — в ней собираются избытки воды и через каждые 3 минуты амеба и др. простейшие их удаляют из тела — действует как насос.

  • Мы выяснили и доказали, что простейшие – это животные, а все животные обладают раздражимостью, т.е. отвечают на воздействие окружающей среды, амеба уползает от яркого света, механического раздражения, эвглена зеленая обладает способностью к фототаксису, т. е. Перемещается в водоеме под влиянием света.

Слайд 7 — 8 – 9.

 

  Слайд 12.

Слайд 13.

      1. IV. Закрепление материала.

      2. Коллективное заполнение таблицы «Строение одноклеточных животных» на доске (в каждой из колонок ставится знак «+» или «–» (наличие или отсутствие указанной в левой колонке структуры).

Структура

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

Оболочка

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+(2)

Ложноножки

+

Жгутик

+

Реснички

+

Пищеварительная вакуоль

+

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

Слайд 14 — итоги урока.

Слайд 15 — домашнее задание.

Приложение

Работа в группах:

1группа – Подготовить рассказ про амёбу обыкновенную по плану:

______________________________________________________________

2группа — Подготовить рассказ про инфузорию- туфельку по плану:

__________________________________________________________________

3 группа — Подготовить рассказ про малярийного плазмодия по плану:

__________________________________________________________________

4группа – 1) Выпишите значение простейших в природе и жизни человека

2)Чем различается амёба и инфузория туфелька

3) Чем животные отличаются от растений

_________________________________________________________________

  1. группа — Выпишите общую характеристику простейших по плану:

  • жизненные функции

  • питание

  • среда обитания

  • представители простейших

Задание «Семафор» №1

  1. Тело простейших состоит из одной и более клеток

  2. Амеба способна к фотосинтезу

  3. Эвглена зеленая передвигается при помощи ресничек

  4. Малярийный плазмодий – простейшее паразит

  5. Амеба живет в пресных водоемах

_____________________________________________________________

Задание «Семафор» №1

  1. Животные питаются готовыми органическими веществами

  2. Инфузория-туфелька передвигается при помощи ресничек

  3. Некоторые простейшие могут вызывать заболевания

  4. Известно 3 млн видов простейших

  5. Простейшие обитают в воде ,воздухе ,почве и в теле растений и животных.

_________________________________________________________________

Задание «Семафор» №2

  1. Все простейшие животные имеют постоянную форму тела.

  2. В клетке простейших имеется одно ядро.

  3. Амеба передвигается с помощью ложноножек.

  4. Инфузория туфелька питается бактериями, обрывками водорослей.

  5. Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.

_____________________________________________________________

Задание «Семафор» №2

  1. В питании эвглена зеленой участвуют хлоропласты.

  2. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

  3. Пищеварительные вакуоли не образуются.

  4. В цитоплазме инфузории туфельки два ядра.

  5. Могут питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами

_____________________________________________________________

Задание «Семафор» №3

  1. Отметьте номера характеристик понятия «паразит»:

1.Животное, которое обитает в организме другого животного и человека, приносит ему вред

2.Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому

3.Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому

4.Малярийный комар

5.Человек

6.Малярийный плазмодий

7.Дизентерийная амеба

8.Лямблия

infourok.ru

«Конспект урока по биологии на тему «Под царство Простейшие» (7 класс)»


7 класс Дата________________________ Предмет Биология
Тема: Подцарство Простейшие
Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.
Развивающая – сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.
Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Оборудование: плакат «Тип Простейшие», учебник 6 класса, интернет ресурсы.
Ход урока
1.Орг. момент: приветствие, отметить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку.
2.Положительный настрой и одновременно мотивация к изучению нового материала:
Сегодня классная доска учитель показывает на доску
Сказала мелу свысока: берёт в руки мел
— Смотри, с меня не сводит глаз Весь класс! А ты — пачкун! Спасибо мокрой тряпке, Что стерла за тобою грязь: Твои каракули, крючки, царапки! — Эх ты, хвастунья! — берёт тряпку
Тряпка возразила. — В тебе ли сила? Когда бы не писал слова и цифры Мел, — пишет «Что такое мел?»
Никто бы на тебя и не смотрел! Агния БартоУченики отвечают на вопрос: «Что такое мел?»
Учитель: почему «пачкун», «крючки», что такое «царапки»? Откуда они взялись?
3. Определение темы, целей урока.
4. Изучение нового материала: просмотрите видеофрагмент и назовите признаки одноклеточных организмов:
— Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.
— Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.
-Органы движения.
-Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается.Учитель: Достойны звания «животные» — почему их относят к животным?
Одноклеточные образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки:

В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших.
Изучать простейших будем, заполняя данную таблицу по учебнику 6 класса §§ 30, 31:
План характеристики одноклеточных организмов.
Признаки Амёба обыкновенная Эвглена зелёная Инфузория-туфелька
Среда обитания Строение: размеры форма, органоиды движения ядро пищеварение выделение чувствительный органоид хлоропласты Питание Дыхание Размножение Реакция на внешние раздражители
Про Амёбу обыкновенную вы заполните таблицу, также прослушав стих Андрея Черникова
Амёба
Амёба обитает в пресных водах,
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.
Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут.
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.
Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочке из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.
В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.
Самостоятельное изучение нового материала:
Вариант I Вариант II
характеристика класса Жгутиконосцы характеристика типа Инфузорий
строение эвглены зеленой строение инфузории-туфельки
учебник 6 класс১30,31

schoolfiles.net

Поурочный план по биологии 7 класс «Болезнетворные простейшие»

Проверил______________

7 класс.

Дата_______________

Урок7. Тема: «Болезнетворные простейшие: дизентерийная амёба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амёбой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.»

Цели урока: формирование представления о значении простейших, продолжить формирование навыков работы с учебником и др. источниками информации, воспитание санитарно-гигиенических навыков по предупреждению различных заболеваний, вызываемых простейшими.
Тип урока: комбинированный урок.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 мин)

Приветствие, проверка посещаемости, настрой класса на рабочий лад.

II. Актуализация опорных знаний по теме «Простейшие» (7 мин)

Для проверки знаний по теме классу предоставляются карточки по основным фактам жизни простейших:

— строение тела, органы передвижения, дыхание, питание, размножение и т.д.

III. Изучение нового материала (25 мин)

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает сведения об одном из представителей болезнетворных простейших или их значении: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, значение простейших в природе и жизни человека. Приложение 1,2,3.

Каждая группа готовит выступление по плану: вызываемое протерозойное заболевание, симптомы, переносчики, ареал обитания переносчика, способы предотвращения заболевания; положительная и отрицательная роль простейших организмов в природе и в жизни человека.

— Дизентерийная амеба

— малярийный плазмодий

— значение простейших в природе и жизни человека

IV. Закрепление (5 мин)

Какие болезни вызывают дизентерийная амеба, малярийный плазмодий?

Кто является переносчиком болезней?

Как можно предотвратить заражение этими заболеваниями?

V. Рефлексия (4 мин)

На стикере написать то что узнал на уроке нового; что уже знал и вспомнил, что бы хотелось узнать на уроке биологии.

VI Д/з Сообщение об одиночном или колониальных одноклеточных (1 мин)

Приложение 1.

Малярийный плазмодий относится к простейшим микроорганизмам царства Протиста (Protista), класса Споровиков (Sporozoa), отряда гемоспоридий (Haemosporidia), рода Plasmodium.

Виды малярийных плазмодиев Plasmodium vivax, Plasmodium malariae, Plasmodium falciparum и Plasmodium ovale опасны для человека, так как являются причиной возникновения малярии.

Малярийный плазмодий вызывает у человека такое опасное протозойное заболевание, притом хроническое и протекающее с рецидивами, как малярия, от которого, по данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире каждый год уходит из жизни почти 2 млн. человек.

У человека паразитирует в кровяных тельцах – эритроцитах и клетках печени. Наиболее распространены следующие виды малярийных плазмодиев:

  • возбудитель трехдневной малярии Plasmodium vivax с приступами лихорадки через двое суток (48 часов),

  • возбудитель четырехдневной малярии Plasmodium malariae с приступами лихорадки через трое суток (72 часа),

  •  возбудитель тропической малярии Plasmodium falciparum с приступами через сутки (24 часа) и двое суток (48 часов).

Эти виды встречаются в субтропических и тропических странах. В Центральной Африке встречается возбудитель овалемалярии Plasmodium ovale — близкий к трехдневной малярии.

Жизненный цикл плазмодия малярийного

Жизненный цикл плазмодия отмечается сменой хозяев и проходит в двух стадиях – бесполой и половой. Человек является промежуточным хозяином, в его организме происходит бесполое размножение (шизогония) паразита. Половое размножение происходит в организме переносчика — самки комары рода анофелеса (Anopheles), которая является основным хозяином.

В организме человека малярийный плазмодий начинает развиваться с момента, когда инфицированный комар прокалывает кожу и его слюна, содержащая спорозоиты плазмодия, попадает в кровь. Спорозоиты с током крови проникают в печень, где происходит тканевая или преэритроцитарная шизогония, что соответствует инкубационному периоду болезни. В клетках печени спорозоиты развиваются в тканевых шизонтов, которые растут и размножаются путем многократного деления. В процессе деления образуются молодые особи – тканевые мерозоиты. Это тканевой или внеэритроцитарный цикл. Тканевые мерозоиты покидают поврежденные ими клетки и проникают в новые, где снова проходят цикл развития. Развитие плазмодия в тканях печени не вызывает реакции организма. Далее мерозоиты внедряются в эритроциты, где происходит эритроцитарная шизогония. Паразит питается гемоглобином клеток крови, точнее его белковой частью – глобином. При этом он растет, и размножается способом шизогонии – один малярийный плазмодий дает от 8-ми до 24-х мерозоитов. Когда эритроцит разрушается и паразит попадает в кровяное русло, в плазму крови выбрасываются продукты распада гемоглобина и токсические продукты жизнедеятельности паразита. Это вызывает сильнейшие приступы малярийной лихорадки. Эритроцитарная шизогония повторяется многократно. В эритроците рост трофозоита занимает определенное время, которое постоянно для каждого вида плазмодиев. Лихорадочный приступ соответствует выходу паразита в плазму крови и повторяется каждые три или четыре дня.

После нескольких циклов шизогонии начинается подготовка к половому процессу. Мерозоиты, проникающие в эритроциты, дают начало незрелым гамонтам. При укусе больного человека гамонты с кровью попадают в кишечник комара, где превращаются в зрелые гаметы. Образующаяся после оплодотворения зигота (оокинета), внедряется в стенку кишечника комара, превращаясь в ооцисту. Внутри ооцисты происходит многократное деление и образуется огромное число спорозоитов. Когда оболочка ооцисты лопается, плазмодии проникают во все ткани комара, но больше всего их в слюнных железах. При укусе человека спорозоиты через ранку на коже попадают в его кров

Приложение 2.

Дизентерийная амеба (Entamoeba histolylica) принадлежит к типу Саркодовые. Этот вид простейших организмов был открыт в 1875 году Ф. А. Лешем.

У дизентерийной амебы отсутствует фотосинтез и хемосинтез. Питается паразит готовыми органическими веществами. Такой способ питания называется гетеротрофным.

Дизентерийная амеба вызывает амебиаз

Амебиаз распространен в тропических странах.

Развитие амебы включает нескольких стадий. На каждом этапе своего развития паразит меняет формы, которые по строению и действию на организм человека отличаются друг от друга. Вегетативная форма – это мелкие клетки размером 8—20 мкм, которые населяют просвет кишки.

Где живет и чем питается дизентерийная амеба?

Дизентерийная амеба является паразитом. Она живет в толстом кишечнике человека. Дизентерийная амеба питается разрушенными эритроцитами и эпителиальными клетками кишечника. Она вызывает тяжелое заболевание — амебную дизентерию.

Дизентерийная амёба (Entamoeba histolytica), простейшее из отряда амёб.

Как происходит заражение человека?

Человек заражается амебиазом, проглотив мелкие четырехъядерные цисты. Они заносятся в организм вместе с немытыми фруктами, овощами, при употреблении и некипяченой воды и через грязные руки. Фекалии применяют как удобрение, вместе с навозом цисты попадают на грядки, а затем с частицами почвы на овощи и фрукты.

Дизентерийная амеба паразитирует только в человеке.

Цисты приспособились переносить неблагоприятные воздействия внешней среды. В пищеварительной системе цисты лопаются и из них появляются мелкие паразиты. Они растут и становятся крупными, проникают в слизистую кишки. При этом паразиты вырабатывают гиалуронидазу, протеолитические ферменты, растворяющие белки клеток в тканях кишечника. В слизистой оболочке образуются язвы. Стенки кровеносных сосудов разрушаются, кровь попадает в полость кишки.

Как и у любого паразита, у дизентерийной амебы есть 2 формы жизни.

Признаком анабиоза являются выделения с кровью из прямой кишки. Мухи, тараканы могут переносить цисты из загрязненных мест на продукты, способствуя распространению паразита.

Развитие дизентерийной амебы

Жизненный цикл паразита довольно сложный. Развитие паразита начинается с цисты, эта клетка округлой формы с плотной оболочкой 8-15 мкм, в которой находится 1-4 ядра в виде колечек.

Дизентерийная амеба вызывает особую форму кровавого поноса — амебную дизентерию.

В толстом кишечнике циста делится и дает восемь мелких клеток. Из них развивается мелкие вегетативные формы паразита. На этой стадии дизентерийная амеба не способна наносить вред. Мелкие формы снова превращаются в цисты и выходят с фекалиями наружу.

При ослаблении организма человека из мелких вегетативных клеток развиваются крупные формы, дающие глубокие язвы при внедрении в слизистую оболочку кишечника. Крупная вегетативная форма развивается в язвах с гноем в кишечной стенке. Размеры этой формы достигают 45 мкм. Внутреннее содержимое клетки состоит из эндоплазмы и эктоплазмы. Ядро имеет окрашенную темную кариосому. Крупные формы питаются эритроцитами и перемещаются, используя широкие тупые псевдоподий. Затем они становятся эритрофагами.

При остром течении болезни у больного в фекалиях выявляются не только цисты, но и трофозоиты.

Достигнув клеток тканей, становятся тканевой формой. Они имеют мелкие размеры, эритроциты в цитоплазме отсутствуют. В этом случае паразиты попадают во внутренние органы человека при движении крови, образуют абсцессы в легких и печени и других органах.

Признаки и диагностика амебиаза

При развитии амебиаза разрушаются стенки кишечника. Заболевание сопровождается обильным, жидким, частым (10-20), в котором заметны примеси крови и слизи. При развитии эритрофагов инфекция попадает в органы, образуя очаговые нагноения.

Размером дизентерийная амёба мельче обыкновенной амёбы.

Инфицирование дизентерийной амебой обнаруживается при анализе кала в бактериологической лаборатории. Диагноз подтверждается при обнаружении стадии трофозоитов с захваченными эритроцитами. При диагностировании 4-ядерных цисты дают заключение о хроническом протекании заболевания, которое протекает бессимптомно. В этом случае организм человека является паразитоносителем.

Профилактика заражения дизентерийной амебой

Профилактика амебиоза заключается в соблюдении правил личной гигиены. Фрукты и овощи перед употреблением мойте кипяченой водой.Перед каждым приемом пищи и после посещения туалета обязательно обрабатывать руки с мылом. Употреблять только прокипяченную воду, особенно если источник воды – открытый водоем. К общественной профилактике относятся: обеззараживание воды, борьба с мусором, уничтожение насекомых – переносчиков, обследование работников сферы общественного питания и торговли на наличие цист, лечение инфицированных больных.

При отсутствии врачебного вмешательства смертность от амебиаза достигает 40 процентов.

Приложение 3.

Значение простейших в природе и в жизни человека

Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие — участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. Вдревние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Изучение ископаемых остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.

Борьба с загрязненностью водоемов — важнейшая государственная задача. Простейшие — показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейшихдает возможность судить о степени его загрязненности.

Простейшие — возбудители болезней человека и животных. Среди простейших очень многие ведут паразитический образ жизни. Они поселяются в различных органах человека и животных и часто бывают причиной тяжелых заболеваний. К болезням, вызываемым простейшими, относятся, например, малярия и кожный лейшманиоз (см. ст. «Насекомые и клещи — хранители и переносчики возбудителей болезней»).

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, напротив, опасны.

infourok.ru

Урок биологии – 7 класс: Подцарство Простейшие.

Данные об авторе

Автор(ы): 

Козлова Светлана Георгиевна

Место работы, должность: 

МОУ Средняя Общеобразовательная школа № 2 г. Великие Луки Псковская область

Регион: 

Псковская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

7 класс

Предмет(ы): 

Биология

Цель урока: 

 

Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

25

Используемая методическая литература: 

 

  1. Биология. 7 класс. Животные — образовательный комплекс 1С: Школа.
  2. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Электронное учебное издание, ООО «Дрофа», 2006. Фото  из мультимедийного приложения.

Используемое оборудование: 

Компьютер, медиапроектор, экран, ИД  Smart Board.

Используемые ЦОР: 

 

  1. видеофрагмент «Одноклеточные организмы»,  «Инфузория туфелька». 
  2. интерактивный рисунок «Строение амёбы», «Строение эвглены зеленой», «Строение инфузории-туфельки», «Типы простейших».
  3. анимации «Сократительная вакуоль», «Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли»,
  4. интерактивное тестовое задание по теме «Тип саркодовые жгутиконосцы»,  «Класс жгутиконосцы», «Тип Инфузории».
  5. интерактивные средства из коллекции LAT2.0: «Amoeba proteus», «Paramecium»; на соответствие, тестовые.

Краткое описание: 

Урок по изучению представителей подцарства Простейшие с использованием арт-педагогической технологии. На уроке для изучения и закрепления знаний применяются ЦОРы и тесты, созданные в режиме ИД.

Ресурс для профильной школы: 

Ресурс для профильной школы

 

Урок 7. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.

Тип Инфузории, или Ресничные.

Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Задачи урока: 

Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Развивающаясформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.

Воспитательная  организация мыслительной деятельности учащихся, творческой       самореализации; создание  позитивного микроклимата, искренности и  открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: география, биология, экология,  литература.

Домашнее задание:

С. 96-97, 99. Вопросы.

Для рукодельных — макеты представителей Простейших.

Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.

Для знающих – кроссворд.

Для любознательных — сообщение о морских простейших.

1. Экспозиция урока.

Педагогическая экспозиция-  этап, на котором учитель устанавливает и реализует первичный контакт с учащимися; формирует творческую, психологически комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

Сегодня классная доска

учитель показывает на доску

Сказала мелу свысока:

берёт в руки мел

— Смотри, с меня не сводит глаз

 

Весь класс!  А ты — пачкун!

 

Спасибо мокрой тряпке,

 

Что стерла за тобою грязь:

 

Твои каракули, крючки, царапки!

 

— Эх ты, хвастунья! —

берёт тряпку

Тряпка возразила. —

 

В тебе ли сила?

 

Когда бы не писал слова и цифры Мел, —

пишет «Что такое мел?»

Никто бы на тебя и не смотрел!

 

                                                      

                                                       Агния Барто

 

 

Ученики: отвечают на вопрос «Что такое мел?»

Учитель: почему «пачкун», оставляет грязь, откуда «царапки»?

 

2.Завязка действия.

Завязка арт-урока — начальный этап, где  учитель формирует первые представления о теме урока, о предполагаемых проблемах, задачах и целях, требующих своего разрешения в ходе урока, определяет  ход мыслительной деятельности участников урока, систему событий.

 

Слайд 1.

Учитель: что общего между изображением на фото слайда и кусочками мела:

Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких «скорлупок»!

 

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ученики:                            «Одноклеточные организмы».

 

Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.

Протистология– наука, изучающая простейших.

 

Просмотрите видеофрагмент и назовите признаки одноклеточных организмов.

  • Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.
  • Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.
  • Органы движения.
  • Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается. 

 

Достойны звания «животные»- почему их относят к животным?

 

3. Действие урока (развитие его сюжета)

Кульминация   арт-урока-  высшее  напряжение  мыслительной деятельности учителя и учащихся,  достижение поставленных целей и разрешение  задач,  т.е.    обогащение    учащихся    новыми    знаниями,    умениями,    позволяющими    в дальнейшем сформировать на их базе необходимые навыки.На данном этапе применяется педагогическая интрига- обострение сюжета, хода урока с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, стимулирующих творческий ход мысли учащихся. 

 

Слайд 2.

 

Одноклеточные  образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки.

В настоящее время известно около 70 тыс. видовпростейших.

План характеристики одноклеточных организмов.

 

  1. Среда обитания

 

  1. Строение:
  • размеры
  • форма тела
  • органоиды движения
  • ядро
  • пищеварительная вакуоль
  • сократительная вакуоль
  • светочувствительный глазок
  • хлоропласты
  1. Питание

 

  1. Дыхание

 

  1. Выделение

 

  1. Размножение

 

  1. Реакция на внешние раздражители

 

 

Слайд 3.

Учитель:  прочитав стихотворение «Амёба» Андрея Черникова, определите признаки амёбы – представителя класса Саркодовые. Запишите их в таблицу.

 

  • Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus — амёба протей).

 

Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.

Движениепосредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочкеиз мембраннойкожи

Густая цитоплазма, как сироп.

Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.

В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

 

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда:

  1. интерактивное средство из коллекции LAT2.0: «Amoeba proteus» — ядро;
  2. питание –  анимации  «Питание амебы»,

      образование пищеварительной вакуоли путём фагоцитоза;

  1. выделение – анимации «Сократительная вакуоль»,

      образование сократительной вакуоли;

Закрепление знаний:

 Работа с интерактивным рисунком «Строение амёбы» в  режиме  тестового задания.

Самостоятельное изучение нового материала:

 

Вариант I

Вариант II

характеристика класса Жгутиконосцы

характеристика типа Инфузорий

строение эвглены зеленой

строение инфузории-туфельки

учебник с. 97

учебник с. 99

 

Слайд 4.

  • Эвглена зелёная (Euglena viridis).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.

Закрепление знаний:

 Работа с интерактивным рисунком «Строение эвглены зеленой» в  режиме  тестового задания.

 

Слайд 5.

  • Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.

  1. видеофрагмент  «Инфузория туфелька» — движение.
  2. интерактивное средство из коллекции LAT2.0: «Paramecium» — ядро, сократительные вакуоли действуют поочерёдно, движение цитоплазмы;

Закрепление знаний:

 Работа с интерактивным рисунком «Строение инфузории-туфельки» в  режиме  тестового задания.

 

Размножение Простейших.

Сравните способы размножения амебы протея и эвглены зеленой. Кратко охарактеризуйте их. Размножаются амёба и эвглена путем продольного деленияклетки.

Слайд 6.

Реакция на внешние раздражители.                                                                                                                     

Цель работы: рассмотреть особенности реакции на внешние раздражители у различных простейших.                                                                                                                                                                    

Ход работы:

  1. Амёба – назвать реакцию из стихотворения «Амёба»;
  2. Эвглена и инфузория — просмотр слайда в режиме «Запись страницы».                                                                                                                         
  3. Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным «мостиком». На край одной капли положите кристаллик соли. Понаблюдайте за происходящими явлениями. Объясните их.

 

На   какие   внешние   раздражители   реагируют простейшие?

а) механические; б) химические; в) световые; г) звуковые.

Фототаксис – реакция на свет. Эвглена движется по направлению к свету с помощью светочувствительного глазка.

 

4. Развязка.

Развязка   арт-урока  —   духовно   и нравственно окрашенное завершение урока, содержащее в себе рефлексию всего того, что произошло на уроке, его оценку, итоги.

Слайд 7 — 8 – 9.

 

На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу — известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек.

 

Слайд 10 — 11.

Известняк, мел под микроскопом.

Контроль знаний:

Слайд 12.

Признаки одноклеточных животных – интерактивный тест на соответствие.

 

Слайд 13.

Интерактивный тест – 8 вопросов.

Одновременно учащиеся выполняют тестовые задания, заполняя бланки ответов.

 

5. Эпилог.

Эпилог- краткий взгляд в будущее, в то, что может стать продолжением творческой работы учителя и учащихся, что станет импульсом к дальнейшему более глубокому освоению темы.

Слайд 14 — итоги урока.

Слайд 15 — домашнее задание.

 

 

www.openclass.ru

Презентация к уроку биологии 7 класс на тему «Подцарство простейшие».

Царство животные

Подцарство одноклеточные (простейшие)

Подцарство многоклеточные

Все эти живые организмы по типу питания гетеротрофы

Систематика

Империя Клеточные

н/царство эукариоты

н/царство прокариоты

царство

царство

царство

бактерии

грибы

растения

царство

животные

п/царство

п/царство

простейшие

многоклеточные Metazoa

Protozoa

Тема : Подцарство простейшие( Protozoa ).

Словарь

Протозоология – наука изучающая простейших.

В настоящее время известно около 70тыс. видов простейших, большинство из которых являются одноклеточными организмами, как правило микроскопических размеров.

Одноклеточные животные были обнаружены в 1675 году, благодаря исследованиям голландского ученого Антони ван Левенгука.

Общие признаки

  • Одноклеточные, микроскопические животные , размер от 2 – 5 мкм до 1 см.
  • Некоторые являются колониальными организмами(вольвокс).

3. Форма тела разнообразная, у многих непостоянная.

4.Среды обитания: морские и пресные водоемы, почва, организмы растений, животных и человека.

Общие признаки

5. У некоторых имеется раковинка.

Систематика

Эрнст Геккель

Понятие «Простейшие» или «Протисты» впервые применено Геккелем в 1866 году для обозначения большой группы организмов которые не относились ни к животным, ни к растениям

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы Класс Саркодовые

Около 11 тыс. видов

В морских и пресных водоемах, влажной почве, в органах человека и животных.

Ведут как свободноживущий, так и паразитический образ жизни

Амеба протей, дизентерийная амеба, фораминиферы, радиолярии, арцелла, диффлюгия

Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые (Корненожки)

Большинство – обитатели морей, пресных водоемов, почвы.

Движение осуществляется с помощью ложноножек , тело перетекает из одной части в другую.

Один из представителей этого класса – амеба обыкновенная.

Назовите, какие органоиды образуют клетку амебы?

Среда обитания

Амеба протей

  • Амеба протей имеет простое внешнее строение, напоминая маленький студенистый комочек.
  • Самостоятельный одноклеточный организм амебы содержит цитоплазму , покрытую цитоплазматической мембраной .
  • Наружный слой цитоплазмы прозрачный и более плотный. Внутренний слой цитоплазмы зернистый и более текучий.
  • В цитоплазме находятся ядро и вакуолипищеварительная и сократительная
  • (рис. 20, А ).

Строение амебы

Движение.

  • Передвигаясь, амеба как бы медленно перетекает по дну. Сначала у нее в каком-либо месте тела появляется выступ – ложноножка .
  • Она закрепляется на дне, а затем в нее медленно перемещается цитоплазма. Выпуская ложноножки в определенном направлении, амеба ползет со скоростью до 0,2 мм в минуту.

Питание.

  • Амеба питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами – остатками умерших животных и растений. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон (рис. 22, Б, В ).

Питание

Этот процесс называется фагоцитозом

Питание .

  • Вокруг этой добычи образуется пищеварительная вакуоль, в которой пища переваривается и из которой она всасывается в цитоплазму. После того как это произойдет, пищеварительная вакуоль перемещается к поверхности любой части тела амебы и непереварившееся содержимое вакуоли выбрасывается наружу. Для переваривания пищи с помощью одной вакуоли амебе требуется от 12 часов до 5 суток.

Выделение .

  • В цитоплазме амебы имеется одна сократительная (или пульсирующая) вакуоль. В нее периодически собираются растворимые вредные вещества, которые образуются в теле амебы в процессе жизнедеятельности. Один раз в несколько минут вакуоль наполняется и, достигнув предельной величины, подходит к поверхности тела. Затем содержимое сократительной вакуоли выталкивается наружу.

Выделение .

  • Кроме вредных веществ сократительная вакуоль выводит из тела амебы избыток воды, которая попадает из окружающей среды. Так как концентрация солей и органических веществ в теле амебы выше, чем в окружающей среде, вода постоянно поступает в организм, поэтому без ее выделения амеба могла бы лопнуть.

Дыхание .

  • Амеба дышит растворенным в воде кислородом, который проникает в клетку: газообмен происходит через всю поверхность тела. Сложные органические вещества тела амебы окисляются поступившим кислородом. В результате этого процесса выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности амебы. При этом образуются вода, углекислый газ и некоторые другие химические соединения, которые удаляются из организма.

Размножение .

  • Амебы размножаются бесполым путем – делением клетки надвое (рис. 23). Сначала пополам делится ядро амебы. Потом на теле амебы появляется перетяжка. Она делит его на две почти равные части, в каждой из которых оказывается по ядру. В благоприятных условиях амеба делится примерно раз в сутки.

циста .

  • В неблагоприятных условиях амеба образует цисту .
  • При этом её тело становится округлым, а на его поверхности формируется плотная защитная оболочка.
  • Образование цисты в природе происходит осенью, когда в водоемах понижается температура, или летом, если водоемы пересыхают.

Переживание

неблагоприятных

условий

Цисты, разносимые ветром, способствуют расселению амебы.

циста .

  • В состоянии цисты животное может переживать очень низкие температуры, иссушение и другие неблагоприятные условия. Легкие цисты переносятся ветром на большие расстояния – так происходит заселение амебами других водоемов. При попадании в благоприятные условия амеба покидает оболочку (рис. 24) и переходит к активному образу жизни, начинает питаться и размножаться.

Жизненный цикл амёбы

  • Клетка растёт, развивается (1) и делится бесполым путём (2). В плохих условиях любой организм может «временно умереть» — превратиться в цисту (3). При улучшении условий он «возвращается к жизни» и усиленно размножается.

Раздражимость .

  • Как и все животные, амеба обладает раздражимостью, т. е. реагирует на сигналы, поступающие в ее организм, отвечает на воздействие (раздражение) окружающей среды.
  • Амеба распознает разные микроскопические организмы, служащие ей пищей, уползает от яркого света, механического раздражения и повышенных концентраций растворенных в воде веществ (например, от расположенного рядом с ней кристаллика поваренной соли).

Раздражимость

Способность организмов реагировать на действие раздражителей называется раздражимостью .

Реакция амебы (1) на поваренную соль (2)

Реакция амеб на свет

Вывод

  • Тело амебы протея состоит из одной клетки и выполняет все функции живого организма. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.
  • Она обладает раздражимостью – способностью отвечать на воздействие окружающей среды. Амеба протей не имеет постоянной формы тела, так как цитоплазма постоянно образует выпячивания – ложноножки, с помощью которых она передвигается.

КЛАСС САРКОДОВЫЕ

П Р Е Д С Т А В И Т Е Л И

Корненожки

Солнечники

Радиолярии

Фораминиферы

(Лучевики)

Раковинные амебы(корненожки)

Морские корненожки – одни из самых древних животных, некоторые их виды жили миллионы лет назад, когда такие корненожки погибали, их раковинки скапливались на дне моря, и постепенно из них образовались месторождения ценного строительного материала – известняка.

Раковинные амебы

  • Раковинка – наружный скелет амебы

Класс Радиолярии

Эти простейшие – обитатели морей, у них – внутренний минеральный скелет, который имеет правильную геометрическую форму.

Радиолярии

  • Скелет чаще из кремнезема, выполняет защитную функцию и увеличивает площадь поверхности тела

Фораминиферы

  • Наружный скелет известковый или из сцементированных песчинок.
  • Пустые раковинки образуют осадочные породы

Класс Жгутиконосцы

Главный отличительный признак жгутиконосцев – наличие одного или нескольких жгутиков, с помощью которых они передвигаются.

  • Эв­гле­на зе­лё­ная
  • Рис. 2. Эв­гле­на зе­лё­ная ( Ис­точ­ник )
  • Клет­ка эв­гле­ны зе­лё­ной ве­ре­те­но­вид­ной формы, с двумя жгу­ти­ка­ми, один из ко­то­рых ко­рот­кий и неза­мет­ный (Рис. 2). Она зе­лё­но­го цвета с крас­ным све­то­чув­стви­тель­ным глаз­ком у пе­ред­не­го конца. Раз­мно­жа­ет­ся путем про­доль­но­го де­ле­ния клет­ки. Ино­гда эв­гле­на, раз­мно­жа­ясь в огром­ных ко­ли­че­ствах, вы­зы­ва­ет «цве­те­ние» воды. Спо­соб­на как к ге­те­ро­троф­но­му, так и к ав­то­троф­но­му типу пи­та­ния за счёт на­ли­чия хло­ро­пла­стов. Фо­то­син­тез про­ис­хо­дит на свету. В тем­но­те, вслед­ствие его невоз­мож­но­сти, эв­гле­на зе­лё­ная пи­та­ет­ся ге­те­ро­троф­но. Дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в ма­ло­осве­щён­ных ме­стах при­во­дит к «обес­цве­чи­ва­нию» эв­гле­ны. В таких слу­ча­ях хло­ро­филл в хло­ро­пла­стах раз­ру­ша­ет­ся. Од­на­ко при воз­вра­ще­нии в осве­щён­ные места эв­гле­на вновь на­чи­на­ет пи­тать­ся ав­то­троф­но. Яв­ля­ет­ся мик­со­тро­фом.
  • Хла­ми­до­мо­на́да пе­ре­дви­га­ет­ся при по­мо­щи вра­ще­ния сразу двух длин­ных жгу­ти­ков (Рис. 3). Обыч­но каж­дая клет­ка со­дер­жит две ва­ку­о­ли, один круп­ный хло­ро­пласт и имеет крас­ный гла­зок. Гла­зок ре­а­ги­ру­ет на свет. Хла­ми­до­мо­на­да дви­жет­ся по на­прав­ле­нию к свету – это на­зы­ва­ет­ся по­ло­жи­тель­ным фо­то­так­си­сом. Хло­ро­пласт за­ни­ма­ет боль­шую часть клет­ки, в нём на свету от­кла­ды­ва­ет­ся крах­мал. Пи­та­ние как ав­то­троф­ное, так и ге­те­ро­троф­ное – хла­ми­до­мо­на­да, как и эв­гле­на, яв­ля­ет­ся мик­со­тро­фом. Раз­мно­жа­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но ве­ге­та­тив­но, од­на­ко име­ет­ся и по­ло­вое раз­мно­же­ние. «Жи­вот­ные» жгу­ти­ко­нос­цы не имеют хло­ро­пла­стов. Среди них есть как сво­бод­но­жи­ву­щие, так и па­ра­зи­ти­че­ские формы. От во­рот­нич­ко­вых жгу­ти­ко­нос­цев, сво­бод­но­жи­ву­щих филь­тра­то­ров, ве­ро­ят­но, про­изо­шли жи­вот­ные. Из па­ра­зи­тов мы рас­смот­рим три­па­но­сом, лямб­лий и лейш­ма­ний.

класс Растительные жгутиконосцы

Эвглена Зеленая

Вольвокс

Эглена зеленая

  • Обитатель пресных водоемов. Клетка имеет один жгутик, ядро, хлоропласты, форма тела постоянная. Способы питания – автотрофный и гетеротрофный, в зависимости от условий.
  • Обитатель пресных водоемов. Клетка имеет один жгутик, ядро, хлоропласты, форма тела постоянная. Способы питания – автотрофный и гетеротрофный, в зависимости от условий.
  • Обитатель пресных водоемов. Клетка имеет один жгутик, ядро, хлоропласты, форма тела постоянная. Способы питания – автотрофный и гетеротрофный, в зависимости от условий.

Домашнее задание

  • § 8 учебник и печатная тетрадь. Сообщения: вольвокс, гониум.

videouroki.net

Советы рукодельницам