Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей №69 «Радуга»

Конспект итоговой

непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе №5

на тему: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»

Воспитатель гр. №5

Тюрина О.В.

г. Набережные Челны

октябрь, 2015 год

Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

  • Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные ;

  • Упражнять в делении слов на слоги;

  • Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;

  • Упражнять в определении места звука в словах, в определении

  • количества слогов в слове;

  • Закрепить умение читать слова;

  • Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;

  • Закрепить знания о многозначных словах.

  • Закрепить умение подбирать родственные слова.

  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;

  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

Наглядные: игра «Лишняя буква», игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;

Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,

Материал (оборудование):

Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.

Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.

Организация детей на НОД:

  1. Дети стоят на ковре полукругом;

  2. Дети сидят на стульях;

  3. Дети сидят за столами;

  4. Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;

  5. Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.

Ход НОД:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

— Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.

(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)

— На адрес нашего детского сада пришла посылка — вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).

Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.

Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».

— Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?

— Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.

-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

— Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

— Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)

— Давайте назовем гласные звуки.

— Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)

— Давайте назовем согласные звуки.

— А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).

— Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

1 задание.

Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).

(Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т.д.)

2 задание.

Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)

Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).

Например: АОИКУ, БТЛА

К, МВАГШ, УЫИЖЮ и т.д.

3 задание.

«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)

  1. Рак, рыба, тигр, радуга. (Звук «р»)

  2. Заяц, зуб, зонт, арбуз. (звук «з»)

  3. Жираф, баклажан, ёж, пожар. (звук «ж»)

  4. Фонарь, флаг, светофор, шарф. (звук «ф»)

4 задание. (Физминутка)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)

(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)

Стул из дерева – деревянный,

Шапка из меха – меховая.

Компот из вишни – вишневый,

Суп из капусты – капустный,

Мяч из резины – резиновый,

Стакан из стекла – стеклянный,

Конструктор из пластмассы – пластмассовый,

Самолетик из бумаги – бумажный,

Дровосек из железа – железный,

Салат из огурца – огуречный,

Мороженое из молока – молочное,

Варенье из яблока – яблочное,

Сок из тыквы – тыквенный.

Дом из кирпича – кирпичный,

Носки из шерсти – шерстяные,

Флаг России – российский,

Конфета из шоколада – шоколадная.

5 задание. (дети садятся на стулья)

«Чтение слов с пропущенными буквами».

(на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)

Например: д..м, рядом картинка «дом»

Лук, сыр, рак, кот, гриб, лес, и т.д.

6 задание.

«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)

ЛИМОН — 5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,

составьте предложение со словом «лимон».

7 задание.

Настольная игра «Найди слог, получится слово»

(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)

Ар-буз зеб-ра мас-ка

Ба-нан руч-ка ёл-ка

Ли-са са-хар зи-ма

Ва-за ры-ба зу-бы

(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).

8 задание.

«Назови одним словом»

(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)

Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т.д.

9 задание.

«В мире сказок».

( воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).

  1. Не послушал он сестрицу,

Грязную попил водицу.

Из нормального ребёнка

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

  1. Помог он сыну мельника

Маркизом стать богатым.

Есть у него усы и хвост,

Есть сапоги и шляпа. (Кот в сапогах)

  1. Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам праздник. (Буратино)

  1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

  1. Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже свою потеряла. (Золушка)

  1. Удивляется народ:

Едет печь и дым идёт.

Едет парень на печи,

Ест большие калачи. (По щучьему велению)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

  1. Покупала самовар,

А спасал ее комар.. (Муха — цокотуха)

  1. И зайчонок, и волчица —
    Все бегут к нему лечиться… (Айболит)

  1. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет

И в дороге слёзы льет… (Федорино горе)

  1. Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк. (Три поросенка)

Гимнастика для глаз. (На экране)

10 задание.

— А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.

— Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.

— Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.

— Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).

Итог НОД:

— Скажите, пожалуйста, где вы побывали?

— Чем вы там занимались?

— Трудно ли было вам получить ключик?

— Какие трудности были у вас на пути?

— Как вы оцениваете свои старания?

— Справились ли вы с заданиями?

На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?

Что вам больше всех понравилось?

infourok.ru

Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе «АБВГДейка»

Конспект

НОД по подготовки к обучению грамоте

подготовительная группа

Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

г. Осташков Тверской области

Тема: «АБВГДейка»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

  • Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

  • Формировать умение читать слова, делить слова на слоги.

  • Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок .

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.

  • Развивать память и внимание.

  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

  • Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: проектор, видео презентация ( отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Ход НОД :

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

Игра «Волшебные звуки»

Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

Логопед:  Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

-Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки , не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Логопед: Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

Учитель-логопед: Ребята, поможем клоунам?

-Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Дети: Да, конечно.

Логопед: Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки»

Логопед: Для начала отгадаем загадки :

  1. Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

  2. Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). 

(А чем буква отличается от звука?)

  1. Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).

  2. Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово). 

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение). 

-Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

Педагог предлагает открыть и прочитать первое слово.

2 задание « Найди звук »

На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Р»

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Ответы детей.

На экране картинки:

Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа ,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Л».

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» — хлопаем , если звук «Р» — топаем.

Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

— Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

Предлагает открыть и прочитать второе слово.

3 задание «Раздели слово на слога»

Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!  

Назовите, что изображено на экране.

Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

Логопед: —Ребята, из чего состоят слова?

Ответы детей.

-Как узнать, сколько слогов слове?

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

-Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

  • Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

  • Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

  • Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

  • Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

4 задание «Закончи предложение»

Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

— В небе летит…..

— В парке растут…..

-В комнате стоит…..

-У Маши воздушный….

-Рыбаки поймали ……

-Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

— Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

Предлагает открыть и прочитать четвертое слово.

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть.  Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот — котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

-Задание понятно? Игра начинается:  мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.  

                 

-Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

Логопед: Вы ребята очень сообразительные . Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? ( О ) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вы тогда точно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

Логопед: посмотрите, клоуны очень рады и благодарны , что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

— Ребята ,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите — смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно — грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся .

До новых встреч!

kopilkaurokov.ru

НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

«Путешествие в страну звуков и букв ».

Цель:

Обобщение пройденного материала о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.

Продолжать учить определять количество частей в слове.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Закреплять графические образы гласных и согласных букв.

Упражнять в чтении по слоговой таблице.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (ворота, королева Знаний, солнце).

Игровой.

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка , ворота в страну Звукобуквия, картинка Королева Знаний, буквы на ключиках, слоговая таблица, ребусы( прилагаются в конце конспекта).

Раздаточный материал: карандаши, карточки с кружками.

Интеграция с другими образовательными областями.

1.Физ. культура: физкультминутка.

2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами.

3.Социализация : воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить приходить друг другу на помощь.

4.Труд: помощь в раздаче раздаточного материала для занятия, уборка своего места.

5.Познание: (образовательные задачи).

6.Коммуникация: развивать речь, желание говорить красиво, правильно,

внимательно слушать друг друга и не перебивать.

I. Организационный момент.

— Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся .

— Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как мы готовимся стать школьниками. Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости , (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да кости . (втянули щеки )

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись. (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы , (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы . (язычок двигается — между верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи ,

С нижними зубками тоже мы дружим.

II. Введение в тему занятия.

— Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Звукобуквию к королеве Знаний. Нас ждут тайны, загадки и чудесные превращения. Но попасть туда не так просто: нужно пройти трудные испытания.

— Как вы думаете, мы справимся?

1. Игра «Угадай букву»

— Вот мы и у ворот королевства.

Чтобы открыть ворота, надо найти ключик. Для этого отгадаем загадки.

— Готовы?

-Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

-Посмотри на колесо –

И увидишь букву … (О)

-Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква …(Ю)

-Что за буква – завитушка?

Наша давняя подружка:

Слово «зайка» начинает,

Цифру «три» напоминает. (З)

( дети ищут ключики с написанными на них буквами и выставляются на доску)

А О Ю З

— Вот сколько ключиков мы отыскали!

Но только один сможет открыть ворота. Чтобы узнать какой, найдите «лишнюю» букву.

2. Игра «Буква заблудилась».

А О Ю З

— Почему вы думаете, что она лишняя? (З – согласная, остальные гласные)

— Споем песенку гласных.

Дети поют песенки: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

-Как произносятся гласные звуки? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

-Каким цветом обозначаются гласные?(красным)

-Как произносятся согласные звуки?

-Каким цветом они обозначаются?(синим – твердые, зеленим – мягкие)

— Дети, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

— Вот и открылись ворота королевства.

Нас встречает королева Знаний.

Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Попробуем?

3. Игра «Волшебные бусы»

— Давайте сделаем подарок королеве.

Что же мы ей подарим?

— Подарим ей волшебные бусы .

Каждая бусинка – это звук.

Звуковой разбор слова.

-Королеве очень понравились бусы, и она в ответ разрешает открыть слово.

4. Игра « Раздели слова на части»

-Разделите слово на части. Сколько частей?

Сколько гласных в этом слове?

Деление на слоги этих слов.(трава, солнце, небо, лист, цветок, зеленый)

Показ картинок . Дети называют и делят на слоги.

— Ребята, как узнать сколько частей в слове?

С заданием справились, можно еще открыть слово.

IV. Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше

(поднять руки вверх, подтянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже

(присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо солнышко смеётся

А под солнышком нам весело живётся.

(хлопать в ладоши, улыбаться)

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

   Я буду говорить короткое слово, а вы превращать это слово в длинное. (Например: кот – котик). Можно открыть следующее слово.

6. Игра «Нарисуй букву»

— У вас на карточке нарисован круг, превратите его в букву.

(спросить, кто какую букву нарисовал, гласную или согласную). Справились с заданием, открываем еще слово.

7 . Игра « Поищи слово»

Придумать родственные слова к слову снег.

8.Разгадывание ребусов.

— Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла.

А у Миши корзина с грибами.)

-Из чего состоит наша речь?( Из предложений).

— Предложение — это одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

-А предложения…(из слов)

-Из чего состоят слова? ( из звуков и букв) Какую пословицу мы узнали ?А какие еще знаете ?

V. Итог занятия.

— Дети, вам понравилось наше путешествие в страну Звукобуквию?

-Чем мы сегодня занимались?

-Королева Знаний рада, что вы старались, многому научились и дарит вам по ключику, чтобы вы смогли открыть дверь в Стану Знаний. Вы же будущие первоклассники.

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

infourok.ru

№ 3633 Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе — Воспитателю.ру

 

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

 

Составила воспитатель МДОУ д/с № 1

Бедрикова О.И.

Цель:  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить  детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги;  в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в  определении места  звука в слове.  Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова;  схему деления слов на слоги; схему предложения.

Индивидуальная работа: упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков –

 

Демонстрационный материал: слайды (презентация), полоска – схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.

Раздаточный материал: полоски — схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны,  тетради, простые и цветные карандаши.

 

Ход:

— Какой сегодня день недели (вторник). Правильно  и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

— Ребята, давайте вспомним из чего состоят  слоги и слова? (из звуков).

— На какие  две группы делятся все  звуки? (гласные и согласные).

— А все согласные звуки  как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).  

— Скажите, а все ли  согласные звуки имеют пару? (Нет). 

— Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).  

— Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать  тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

   Игра «Кто внимательный».

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным). 

— Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).

   Звуковой анализ слова  гуси (слайд 1)  — у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

— Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).

— Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой  это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

— Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

— Третий звук в слове гуси? (звук «сь» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

— И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).  

— Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). — Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (гу), второй слог (си).

— Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии.  Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

 В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

— Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).

— А какой гласный ударный? («у»).

— Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

— Какой безударный звук в слове гуси? («и»).

— Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).

— Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).

— А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например,  воспитатель показывает картинку  «апельсин», просит пропрыгать слово А – ПЕЛЬ – СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.

    — А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый – на отрезке (слайд 2), второй  — проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).

(Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.

— Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.

— Сколько всего слов в предложении?

— Какое слово первое?

— Какое второе?

— Какое третье?

Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?

— Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы). 

— А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).

   Игра «Магазин». (Слайд 5).

— Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).

— А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) — (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).

— Может кто  — то  ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.

    Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем — домиков).

Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.  

 

   Итог занятия.

 

Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.

 
 

2.vospitately.ru

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик-семицветик»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4

г.Нелидово Тверской обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие цветика семицветика

Разработала и провела:

воспитатель

1 квалификационной категории

Сухарева Н.Ю.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг

(Дети становятся в круг)

-Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Слайд1.

Воспитатель:

-Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети:

— Да

Воспитатель:

-А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»

-Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети:

-Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

 

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Слайд 2.

Воспитатель:

Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика — семицветика?

Дети:

-Да

Воспитатель:

— Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Слайд 3.

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

( Детям предлагается угадать звуки по их изображению)

Воспитатель:

-Какие они?

Дети:

Гласные

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

— Красным

Воспитатель:

-Какие звуки вы еще знаете?

Дети:

— Согласные

Воспитатель:

-Какие они бывают?

Дети:

-Твердые и мягкие

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

-Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

Слайд 4.

— Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?

Дети: 6 лепестков

Слайд 5.

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:


 

— Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

 Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: Волк

Воспитатель:

-Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.

( на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)


Слайд 6.

Воспитатель:

— Сколько лепестков осталось у цветика – семицветика?

Дети: 5

Воспитатель:

— Скажем: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 7.

— Следующий лепесток — предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

( детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Слайд 8.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы!

— Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 4

Воспитатель:

Продолжаем дальше путешествие.

— Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 9. (схемы предложений)

— Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

Дети:

-Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

-Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Слайд 10.

Воспитатель:

— Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 3

Воспитатель:

— Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 11.

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

-Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Дети: Ваня

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

Дети: Катя

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Дети: сын

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Дети: волк

Слайд 12.

Воспитатель:

-Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Дети: 2

Воспитатель:

— Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 13.

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

— Прочитайте слово, которое здесь написано:

М А

Ш И

Н

Дети читают:

МАШИНА

Слайд 14.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 1

Воспитатель:

— Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 15.

Последний лепесток предлагает машины.

-Какие вы видите машины?

Дети:

-грузовые, легковые

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

-Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую — горизонтальными.

(дети выполняют задания за столами)

Слайд16.

Воспитатель:

— Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Дети:

-ни одного

Воспитатель:

.Это значит, что мы выполнили все задания.

— А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Дети:

-все понравилось

-отгадывать загадки

-рисовать машины

Слайд 17.

Воспитатель:

— А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Дети:

-появился подарок.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

-А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

-Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Список литературы:

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. –Волгоград: Учитель, 2004

Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. – Москва: Просвещение, 1991

Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. – Москва; Просвещение, 2016

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия Развития, 1998

Катаев В. Цветик – семицветик. Москва: Детская литература, 2016

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

    «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

    Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

    Ход занятия:

    /Стук в дверь/

    Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

    (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

    Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

    «Дорогие дети старшей группы!

    Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

    Дед Грамотей. »

    Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

    Есть в комнате портрет,

    Во всём на вас похожий.

    Засмейтесь – и в ответ

    Он засмеётся тоже.

    Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

    (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

    Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием — один замок откроем!

    Задание №1.

    Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

    Дети: Мак

    Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

    звук?

    Дети: М-м-м…

    Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

    Дети: Губы

    Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

    Дети: Согласный

    Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

    Дети: М-аааа-к! Звук А

    Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

    Дети: А-а-а…

    Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

    Дети: Гласный.

    Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

    (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

    Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

    Не куст, а с листочками,

    Не человек, а разговаривает,

    Не рубашка, а сшита.

    Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

    (Находят второй ключ, выполняют второе задание./

    Задание №2.

    Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

    Над лугами, над водой

    Хлынул дождик проливной,

    А потом повисло

    В небе коромысло.

    Ребятишек радует

    Цветная … (радуга).

    Утром дед спросил у внучки:

    Почему не моешь… (ручки)

    Михаил играл в футбол

    И забил в ворота…(гол)

    4) Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

    Где обедал воробей?

    В зоопарке у…(зверей)

    У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки)

    Жук упал и встать не может,

    Ждёт он, кто ему…(поможет)

    (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

    Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

    Посмотрите, дом стоит,

    До краёв водой налит,

    Без окошек, но не мрачный,

    С четырёх сторон прозрачный.

    В этом домике жильцы –

    Все умелые пловцы.

    (Аквариум)

    (Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

    Задание №3.

    Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

    «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

    Вопросы к детям:

    Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

    Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

    Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

    (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

    Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

    Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

    Физминутка:

    Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

    Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

    Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

    Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

    (Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

    Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

    Пишет он, когда диктуют,

    Он и чертит, и рисует, —

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит наш альбом.

    Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

    Задание №4.

    Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

    (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

    Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

    Что за чудо – кирпичи

    Я в подарок получил.

    Что сложу из них – сломаю,

    Всё сначала начинаю.

    (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

    Задание №5.

    Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

    Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

    Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

    Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

    Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

    Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

    Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

    Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

    (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

    Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

    Бьют его, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет!

    Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

    Задание №6.

    Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

    А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

    Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

    (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

    После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

    Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

    Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

    Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

    multiurok.ru

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

    Задачи:

    Образовательные:

    • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

    • совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

    Развивающие:

    • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

    • развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

    Воспитательные:

    • создать хорошее настроение;

    • воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

    • поощрять активность и самостоятельность.

    Словарная работа:

    звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

    Организация занятия:

    1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.

    Материал:

    Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.

    Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».

    Ход занятия:

    «Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться:

    — Доброе утро!

    — Доброе утро! солнцу и птицам.

    — Доброе утро! улыбчивым лицам.

    И каждый становится добрым, доверчивым.

    Доброе утро длится до вечера».

    — Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

    — Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

    — Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.

    — Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы) .

    — Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем) .

    — Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

    — На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

    (А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

    — Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.

    — Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .

    — Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог) .

    — Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог) .

    «Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    Могут в кроватке баюкать ребёнка,

    Но не желают свистеть и ворчать».

    «А согласные согласны

    Шелестеть, шептать, шипеть,

    Но не хочется им петь».

    — А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

    — Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р») .

    — Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

    (река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

    — Молодцы, ребята, справились с заданием.

    — Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

    С, О, Л, Н — СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

    «Много с буквами хлопот

    Уж, такой они народ,

    Но когда с умом толково

    Их построить в четкий ряд,

    Превратятся буквы в слово

    И с тобой заговорят».

    — СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

    — Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).

    — Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор) .

    — А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

    — Помогите мне найти свой домик.

    — Молодцы, займите свои места за столами.

    «Всему название дано –

    И зверю, и предмету.

    Вещей кругом полным-полно,

    А безымянных нету!

    И все, что видит только глаз –

    Над нами и под нами

    И все, что в памяти у нас,

    Означено словами».

    — Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

    — «ЗИМА» — давайте разберём это слово.

    — Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

    — А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

    — Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М) .

    — Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине) .

    Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

    Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

    — Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

    — Какие это звуки? (и, а).

    — Какой гласный находится в середине слова? (И)

    — Где находится звук «а»? (в конце слова)

    — Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

    — Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

    Вспомним правило — «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

    — Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА) .

    — На какой слог падает ударение? (МА).

    — Назовите безударный слог? (ЗИ)

    — Молодцы, ребята, справились с заданием.

    — Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

    СО ВЫ ВО

    СЫ РО ЛО

    НА ТА КА

    КО ВА РО

    (сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы) .

    — У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

    ГРУ. ША МА. ЛЫШ

    МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А

    — Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

    — Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА) .

    — Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова) .

    — Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

    — Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

    — Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ) .

    — Какой знак ставится в конце предложения? (точка) .

    — А еще какие знаки ставятся в конце предложения?! )

    — Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,, )

    Решение ребуса :

    К Л О В В О Л К В А С О С О В А

    4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

    Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

    СО. КА МА. НА

    DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ

    — Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

    — Какое задание понравилось больше всего?

    — Какое занятие показалось трудным?

    — Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

    «Как хорошо быть грамотным на свете,

    Всё знать и много так читать.

    Ведь грамота — ступенька к свету,

    Которую не нужно пропускать».

    Спасибо вам за работу!

    infourok.ru

    Советы рукодельницам