Повсюду музыка слышна 1 класс

Урок 4. « Повсюду музыка слышна»

Цель урока: показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке.

Музыкальный материал: русские народные песни-заклички.

Проблема урока: как рождается музыка?

Дополнительный материал: мультимедийная презентация «Повсюду музыка слышна».

Ход урока.

  1. Организационный момент:

  • К нам на урок снова пришла Муза. Она хочет познакомить нас с необычным человеком. Что этот человек делает? (пишет музыку).(слайд 1)

  • А как называют такого человека, который пишет музыку? (Композитором).(слайд 2)

  • Кого мы называем композитором? (Человека, который пишет музыку).

  • Что нужно знать композитору, чтобы услышать и «рассказать» музыку? (знать ноты, играть на инструменте). (слайд 3)

  • Представим, что композитор написал музыку. Мы её слышим? (нет, мы видим нотки) (слайд 4)

  • А что нужно сделать, чтобы все музыку услышали? (музыку нужно исполнить)

  • Посмотрите, композитор Чайковский написал музыку, девочка на рояле её исполняет, но в зале нет никого. Люди могут услышать музыку? ( нет, нужно, чтобы музыку кто-то слушал).

  • Правильно нужны слушатели. Даниил Трифонов, когда ему было 8 лет, выступил на конкурсе пианистов, занял 1 место, его услышали, полюбили и сейчас знают во всем мире.(слайд 5)

  • А вы хотите стать композиторами? Что нужно сделать нам, чтобы стать композиторами? (Петь, выучить нотки и играть на музыкальных инструментах).

  • Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как. У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой, музыкальный инструмент – это голос. Им мы и воспользуемся.

  1. Ролевая игра «Играем в композитора».

  1. Давайте познакомимся с первым четверостишием – «Солнышко». К нему есть иллюстрация.

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?

  • Как его называют?

  • Чего больше в четверостишии – изображения солнышка или отношения к нему детей?

  • С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например, интонацию просьбы. Мелодия основывается на нисходящем движении, так как характерный жест – поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

  1. Второе четверостишие – «Дождик». Чтение текста.

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?

  • Что от него хотят?

  • С какой интонацией выражается это обращение? Выясняют, что одной из разновидности интонации просьбы являются её строгие формы произношения.

Получилась песенка-закличка.

  1. Третий стихотворный текст – «Трим, трам, трам».

Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.

  1. Четвертый стихотворный текст – «Баю, баюшки, баю».

Разбор содержания:

  • Какой должна получиться наша музыка? {Нежной).

  • Можно ли голосом изобразить покачивание колыбели? Как она качается? {Вверх, вниз).

  • Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний. (Дети поют на двух звуках «баю-бай», изображая покачивание колыбели). Получилась колыбельная песенка.

  1. Вывод:

  • Какими по настроению получились наши песенки? {Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).

  • Кто нам подсказал, как писать музыку?(Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).

  • Какие песенки вам больше всего понравились?

  1. Хоровое пение

  • А мы с вами поем песни похожие на колыбельную? Назовите их. (песня «Неваляшка» Д. Тухманов)

  • Правильно. В этой песне мелодия тоже движется так, как будто покачивается, как кукла Неваляшка. Давайте споем её.

  • А какая у нас песня радостная, задорная? («Теперь мы первоклашки») А похожа эта песня на марш? Давайте попробуем спеть её и маршировать.

  • Скажите, кем мы сегодня были на уроке? (композиторами – сочиняли песенки. Исполнителями – исполняли песни)

infourok.ru

Открытый урок “Повсюду музыка слышна” (1 класс)

Открытый урок по теме «Повсюду музыка слышна».1 класс.

Цели:

Образовательная:

Углубить ключевые знания.

Познакомить с творчеством П.И.Чайковского.

Развивающая:

Развивать вокально-хоровые навыки.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

Воспитывать музыкальный вкус учащихся.

Потребность в общении с музыкой.

Формировать интерес детей к классическому искусству.

Технические средства обучения:

Фортепиано, проектор, компьютер.

Ход урока:

Учитель – Мы продолжаем знакомиться с удивительным миром музыки. Музыка- это волшебная страна. Жители которой – звуки. Кто же заселяет этих жителей в страну? Откуда берутся звуки? Как появляется музыка?

Дети – Это композитор.

У – С каким композитором вы уже успели познакомиться на уроке музыки?

Д – Пётр Ильич Чайковский.

[Слайд №1 (Портрет П.И.Чайковского)]

У – Сегодня мы продолжим знакомиться с его музыкой. Представьте, что мы пришли в концертный зал, сели на свои места. Кто мы сейчас? [Слайд №2 (Концертный зал)]

Д – Слушатели.

У – Как мы слушаем музыку?

Д – Молча. Сосредоточенно.

[Слайд №3 – Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» – Вальс цветов]

У – Что вы увидели, прослушав музыку?

Д – {ответы}

У – Вы очень хорошие слушатели. Кто исполняет музыку?

Д – Музыканты-исполнители.

У – А музыкантов было много или один?

Д – Много.

У – Когда исполнителей много, и они играют одновременно, то это-оркестр.

[Слайд №4(Изображение оркестра)]

У – Ребята ,вам понравилась музыка П.И.Чайковского?

Д – {ответы}

У – А композитором быть трудно?

Д – {ответы}

У – Что нужно сделать, чтобы стать композитором?

Д – Долго учиться.

У – А мы можем стать настоящими композиторами прямо сейчас?

Д – Нет.

У – А мы можем попробовать сочинять?

Д – Да.

У – Давайте попробуем сочинить музыку к считалке? Какой должна быть музыка у считалки?

Д – Озорная, веселая, задорная, энергичная.

[Слайд №5 (текст считалки

Ра , два, три, четыре, пять.

Будем в жмурки мы играть.

Угадай кто с тобой

Вместе водит хоровод. ) ]

Прослушивание всех желающих. Всех участников я приглашаю к доске. Провожу с ними игру. Дети встают в хоровод. Выбирают водящего. Дети идут по кругу и поют считалку. Как только музыка заканчивается, останавливаются, и водящий с закрытыми глазами должен угадать на ощупь того, кто стоит перед ним. (Игра проводится несколько раз.)

[Физкульт. минутка]

[Слайд №6]

У – А сейчас задача усложняется. Мы будем сочинять слова и музыку для колыбельной песни. Какие слова можно использовать?

Д – баю бай, засыпай, усни…

У – Правильно. А какой должна быть музыка?

Д – Спокойная, тихая, неторопливая.

У – Правильно.

Слушаем варианты сочинений учащихся. Изображаем укачивание ребенка.

Баю бай, баю бай,

Спи, малышка, засыпай,

Крепко глазки закрывай.

Спи, малышка, баю бай.

У – Ребята, скажите, у нас получилось сочинить музыку?

Д – Да.

У – Мы очень старались. Давайте поаплодируем себе.

Мы сегодня на уроке были слушателями, композиторами. А мы можем быть исполнителями?

Д – Да.

У – А что мы можем исполнить все вместе?

Д – Песню.

У – Как мы исполняем песни?

Д – Стоя.

[Слайд №7]

Исполняем песню «Первоклассник» с движениями рук.

Обсуждаем исполнение. Дети сами делают себе замечания.

Исполняем еще раз с солистами.

Итог урока:

У – Вы сегодня молодцы. Вы хорошие слушатели, исполнители. Вы успешно сочиняли музыку. Я желаю вам успехов в познании этого удивительного мира музыки.

infourok.ru

Конспект урока по музыке: “Повсюду музыка слышна”

Тема: «Повсюду музыка слышна»

УМК «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)

Задачи урока:

  • развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;

  • закрепить понятия – звук, композитор, исполнитель, слушатель;

  • прививать навыки эмоционального исполнения и внимательного слушания;

  • воспитывать интерес к музыкальным занятиям, к творчеству.

План урока

1. Организация урока

Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Подровнялись тихо встали, глазки на меня подняли.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Учитель: Начнем наше занятие с ритмической минутки – выполняем упражнение на развитие чувства ритма, памяти, включаемся в работу.

Учитель хлопает ритм, а дети запоминают и повторяют по одному, затем всем классом.

2. Вводная часть урока

Слайд 3

Учитель читает эпиграф:

Послушай, как щебечут птицы

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится,

Повсюду музыка слышна!

Ребята, я приглашаю вас начать урок, тема которого «Повсюду музыка слышна». На этом уроке мы еще раз вспомним, откуда берутся звуки, какими они бывают, а так же вы узнаете, как появляется музыка из звуков и без кого музыка не может существовать.

Итак, начинаем!

3. Основная часть урока

Учитель: Послушайте стихотворение, которое я прочту и ответьте на вопрос, что такое звук?

Что такое звуки? За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром,

Ничего нет в мире музыки чудесней,

Потому что музыка живет во всем!

– Что такое звук?

Дети: Ответы детей

Учитель: Звук – это то, что слышат наши уши. На первом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.

Вспомните игру «Шумит, поет, играет»

Слова для игры:

автомобиль, певец, самолет, рояль, соловей, ветер, гитара, хоровод, самовар, оркестр и др.

шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.

Учитель: А теперь определите по карточкам, где звуки шумовые, а где музыкальные.

Дети: по карточкам определяют звуки.

Учитель: Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника, мультфильмы, кино были бы скучны, если бы в них не было музыки. Музыка – это часть нашей жизни. В мире есть люди, которые музыку сделали своей профессией, делом своей жизни.

Слайд 4

Учитель: С кого начинается музыка?

Дети: С того, кто её сочиняет. Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.

Учитель: Но разве этого достаточно?

Дети: Нет

Слайд 5

Учитель: Тут на помощь приходят певцы, скрипачи, пианисты, одним словом, исполнители.

Когда музыку сочинили, исполнили, то кого не хватает? Для кого написана и исполнена музыка?

Слайд 6

Дети: Для слушателя.

Слайд 7

Учитель: Три звена одной цепочки, композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!

Учитель: А можете ли вы быть исполнителями?

Дети: Да

Учитель: У каждого из вас сейчас есть музыкальный инструмент. Он дан каждому человеку от природы и у каждого он особенный. Как вы думаете, что это за инструмент?

Дети: Ответы детей

Учитель: Это ваш голос.

Вокально-хоровая работа

Учитель: Тема прошлого урока была «Хоровод муз», мы с вами слушали хороводы разных народов мира и даже разучили русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». Давайте её исполним. Но сначала мы должны инструмент свой подготовить, распеться.

Дыхательное упражнение «Ладошки»

Слайд 8

Учитель: Посмотрите на картинку, что делает солнышко? Послушайте!

Дети: Улыбается, смеётся, веселиться

Учитель: Пропоем фразу «Солнышко смеётся» по музыкальной лесенке вверх и вниз.

Физминутка

Учитель: Посмотрите, ребята, на доске Муза и она куда-то нас зовет. Она зовет нас заглянуть в учебник на страницу 12-13. Что вы здесь видите?

Дети: Стихи, картинки.

Учитель: Муза хочет, чтобы вы попытались сами придумать, найти музыку, т.е. стать кем?

Дети: Композиторами.

Учитель: Читаем первое стихотворение

Солнышко, солнышко, красно колоколнышко,

Выйди поскорее, будь к нам подобрее.

Слайд 8

Учитель: На картинке и в стихах дети к кому обращаются, чего они хотят?

Дети: К солнышку. Они просят его выглянуть и быть добрым.

Учитель: Можно ли это стихотворение напеть? С каким настроением вы будете это делать?

Дети: Весело, жалобно, ласково, певуче и т.д.

Учитель: Что может украсить нашу песенку?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Посмотрите у меня на столе лежать музыкальные инструменты. Значит можно подыграть на них, исполняя песенку. Кто желает попробовать?

Дети: исполняют песенку, подыгрывая себе на простых музыкальных инструментах.

Учитель: Молодцы! Вы сейчас были самыми настоящими композиторами! Сложно было?

Дети: Ответы детей.

4. Подведение итогов урока

Учитель:

Где можно услышать музыку?

Дети: Везде

Учитель: Какие бывают звуки?

Дети: Шумовые и музыкальные

Учитель: Какой музыкальный инструмент есть у каждого человека?

Дети: Голос

Учитель: В роли кого вы сегодня были на уроке?

Дети: В роли слушателя, исполнителя и композитора

5. Рефлексия

На доске три смайлика, если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой, если у вас возникли затруднения, то смайлику с задумчивым лицом, а если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то смайлику с грустным лицом. У нас получилось замечательное солнышко! Спасибо вам за урок! До свидания!

kopilkaurokov.ru

Конспект по музыке на тему “Повсюду музыка слышна” (1 класс)

Урок 3. ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА

З а д а ч а: Развивать творческие способности.

Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: «Веснянка»; Наигрыш «Ах ты, береза». Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

ХОД УРОКА

  1. Вход в класс под мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла».

После входа в класс выясняем:

– Кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных инструментов?

– Народ.

– Какие народные песни знают или любят петь в твоей семье?

– Народные песенки-попевки сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в народной музыке.

Слушание:

  1. Рус. нар. наигрыш «Ах ты, береза»

  2. Песенки-заклички: «Веснянка», «Выйди, выйди, солнышко», «Дождик, дождик, посильней»

УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, мы с вами тоже попробуем сочинять песни – поиграем в композиторов: войдем в увлекательный мир композиторского творчества.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ

УЧИТЕЛЬ. Прежде чем сочинить мелодию песенки, надо подобрать стихи. Послушайте слова народных стихов-песенок. Расскажите, о каких событиях они рассказывают?

  1. Чтение народных песенок-стихов, поиск нужной (речевой) интонации:

«Солнышко»:

– Когда с такими словами обращаются к солнышку?

– Когда звали, закликали весну.

– Как? С каким настроением надо прочитать, чтобы получилась закличка? Выберите из словаря те слова, которые наиболее соответствуют характеру этого фольклорного текста.

– Кто хочет прочитать так, чтобы солнышко услышало?

«Дождик»:

– В каком характере, с каким настроение будем читать стихотворение? (Используем слова-подсказки.) Произнесем слова в темпе шепотом – изобразим шелест листвы.

«Гори, гори ясно»:

– Определите настроение и характер этого фольклорного текста. Какое слово из словаря эмоциональных настроений подходит к характеру данного стихотворения? Прочитайте как считалку (добавляем треугольник).

«Трам, трам, трам»:

– С какой интонацией, с каким настроением следует прочитать это стихотворение? Выбери соответствующее слово из эмоционального словаря. Читаем как марш и играем на воображаемом барабане (используется прием «эхо». Учитель обращает внимание уч-ся на четкую дикцию.)

«Баю, баюшки, баю»:

– Мы устали за день: и солнышко встречали, и дождик призывали, и маршировали. Наступил вечер. А какие песни поют детям вечером?

Колыбельные.

– Как звучат колыбельные? Найдите соответствующее слово в словаре эмоций.

Нежно.

– Прочитайте мягко, ласково, нежно с имитацией покачивания колыбельки.

  1. Ролевая «игра в композитора» – сочинение мелодий песенок:

– А сейчас мы с вами превратимся в композиторов. Но чтобы песенка у вас получилась красивой и мелодия соответствовала тексту, нужно определить ее жанровую основу.

Скажите, какие из этих стихотворений можно исполнить как песню, а какие – как танец или марш? Подумайте также над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную?

(В результате беседы возникают «Солнышко» как оживленно-призывная песенка-закличка, «Гори, гори ясно…» — радостно-игровая песенка-считалка, «Трам, трам, трам» — задорный марш-песня, «Баю, баюшки, баю» — тихая и ласковая колыбельная песенка).

Дети выбирают стихотворение, к которому будут сочинять мелодию, выразительно поют собственные мелодии песенок. Вокальные «опусы» детей можно усилить ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений.

Приёмы исполнения:

– сочинение по фразам

– по цепочке

– разучивание и повторение хором наиболее удавшихся индивидуальных импровизаций: самых ярких мелодий или даже отдельных интонаций.

(Учитель при работе с детьми должен быть готовым к тому, чтобы предложить школьникам свои короткие импровизации-сочинения на предложенные тексты. Если класс не очень активно включается в процесс сочинительства, желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам убедительно и аргументированно ответить на вопросы.)

  1. ПОВТОРЕНИЕ «ПЕСНИ О ШКОЛЕ» (муз. Д. Кабалевского):

Работа над плавным, мягким звучанием, чистым интонированием, отчётливой дикцией.

  1. РАЗУЧИВАНИЕ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ» (муз. В. Шаинского)

  1. Итог.

Выход из класса под музыку песни Кабалевского «Песня о школе».

infourok.ru

“Повсюду музыка слышна”. 1 класс

Тема: “Повсюду музыка слышна”.

Цель урока: показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке.

Музыкальный материал: русские народные песни-заклички.

Проблема урока: как рождается музыка?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Повсюду музыка слышна».

Ход урока

1. Организационный момент.

— Давайте вспомним, кого музыка называет музыкантами? Чем отличаются они друг от друга?

(Композитор, исполнитель, слушатель).

— Кем мы были на прошлом уроке? (Исполнителями и слушателями).

— Кого мы называем композитором? (Человека, который пишет музыку).

— Что нужно знать композитору, чтобы услышать и рассказать» музыку?

— А хотите стать композиторами?

— Откроем страницу 12 нашего учебника-тетради. Картинки на этих страницах подсказывают, что Муза приглашает нас самим найти музыку.

Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам, можно услышать музыку. Что, показывает Муза, нам нужно сделать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?

(Петь, играть на музыкальных инструментах).

— Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как.

У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой музыкальный инструмент — это голос. Им мы и воспользуемся.

2.Ролевая игра «Играем в композитора».

1) — Давайте познакомимся с первым четверостишием — «Солнышко».

Разбор содержания:

— К кому обращаются дети?

— Как его называют?

— Чего больше в четверостишии — изображения солнышка или отношения к нему детей?

— С какой интонацией необходимо выразить это обращение?

Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например, интонацию просьбы.

Мелодия основывается на нисходящем движении, так как характерный жест — поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

2) Второе четверостишие — «Дождик». Чтение текста.

Разбор содержания:

— К кому обращаются дети?

— Что от него хотят?

— С какой интонацией выражается это обращение?

Выясняют, что одной из разновидности интонации просьбы являются её строгие формы произношения.

Получилась песенка-закличка.

З)Третий стихотворный текст — «Гори, гори ясно».

— Читаем текст. Вы заметили, что текст интонационно делится на три

части?

— А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, чтобы слово «бегать» двигалось, а не стояло.

Идет работа со словом (слова соединяются в смысловые «цепочки» — «гори, гори, ясно».

Работа над ритмическим рисунком и длительностью произношения отдельных звуков.

— Как исполняется наша музыка? (Призывно).

Выбирается интонация призыва (выявляются признаки призывной интонации).

Вокальное исполнение. Получилась песенка-считалка.

4) Четвертый стихотворный текст – «Трим, трам, трам».

Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.

5) Пятый стихотворный текст — «Баю, баюшки, баю».

Разбор содержания:

— Какой должна получиться наша музыка? (Нежной).

— Можно ли голосом изобразить покачивание колыбели? Как она качается? (Вверх, вниз).

— Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний.

(Дети поют на двух звуках “баю-бай”, изображая покачивание колыбели).

Получилась колыбельная песенка.

Вывод:

— Какими по настроению получились наши песенки?

(Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).

— Кто нам подсказал, как писать музыку?

(Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).

— Какие песенки вам больше всего понравились?

infourok.ru

Конспект урока музыки в 1 классе на тему “Повсюду музыка слышна”

Урок 3. ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА

З а д а ч а: Развивать творческие способности.

Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: «Веснянка»; Наигрыш «Ах ты, береза». Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

ХОД УРОКА

  1. Вход в класс под мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла».

После входа в класс выясняем:

– Кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных инструментов?

– Народ.

– Какие народные песни знают или любят петь в твоей семье?

– Народные песенки-попевки сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в народной музыке.

Слушание:

  1. Рус. нар. наигрыш «Ах ты, береза»

  2. Песенки-заклички: «Веснянка», «Выйди, выйди, солнышко», «Дождик, дождик, посильней»

УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, мы с вами тоже попробуем сочинять песни – поиграем в композиторов: войдем в увлекательный мир композиторского творчества.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ

УЧИТЕЛЬ. Прежде чем сочинить мелодию песенки, надо подобрать стихи. Послушайте слова народных стихов-песенок. Расскажите, о каких событиях они рассказывают?

  1. Чтение народных песенок-стихов, поиск нужной (речевой) интонации:

«Солнышко»:

– Когда с такими словами обращаются к солнышку?

– Когда звали, закликали весну.

– Как? С каким настроением надо прочитать, чтобы получилась закличка? Выберите из словаря те слова, которые наиболее соответствуют характеру этого фольклорного текста.

– Кто хочет прочитать так, чтобы солнышко услышало?

«Дождик»:

– В каком характере, с каким настроение будем читать стихотворение? (Используем слова-подсказки.) Произнесем слова в темпе шепотом – изобразим шелест листвы.

«Гори, гори ясно»:

– Определите настроение и характер этого фольклорного текста. Какое слово из словаря эмоциональных настроений подходит к характеру данного стихотворения? Прочитайте как считалку (добавляем треугольник).

«Трам, трам, трам»:

– С какой интонацией, с каким настроением следует прочитать это стихотворение? Выбери соответствующее слово из эмоционального словаря. Читаем как марш и играем на воображаемом барабане (используется прием «эхо». Учитель обращает внимание уч-ся на четкую дикцию.)

«Баю, баюшки, баю»:

– Мы устали за день: и солнышко встречали, и дождик призывали, и маршировали. Наступил вечер. А какие песни поют детям вечером?

Колыбельные.

– Как звучат колыбельные? Найдите соответствующее слово в словаре эмоций.

Нежно.

– Прочитайте мягко, ласково, нежно с имитацией покачивания колыбельки.

  1. Ролевая «игра в композитора» – сочинение мелодий песенок:

– А сейчас мы с вами превратимся в композиторов. Но чтобы песенка у вас получилась красивой и мелодия соответствовала тексту, нужно определить ее жанровую основу.

Скажите, какие из этих стихотворений можно исполнить как песню, а какие – как танец или марш? Подумайте также над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную?

(В результате беседы возникают «Солнышко» как оживленно-призывная песенка-закличка, «Гори, гори ясно…» — радостно-игровая песенка-считалка, «Трам, трам, трам» — задорный марш-песня, «Баю, баюшки, баю» — тихая и ласковая колыбельная песенка).

Дети выбирают стихотворение, к которому будут сочинять мелодию, выразительно поют собственные мелодии песенок. Вокальные «опусы» детей можно усилить ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений.

Приёмы исполнения:

– сочинение по фразам

– по цепочке

– разучивание и повторение хором наиболее удавшихся индивидуальных импровизаций: самых ярких мелодий или даже отдельных интонаций.

(Учитель при работе с детьми должен быть готовым к тому, чтобы предложить школьникам свои короткие импровизации-сочинения на предложенные тексты. Если класс не очень активно включается в процесс сочинительства, желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам убедительно и аргументированно ответить на вопросы.)

  1. ПОВТОРЕНИЕ «ПЕСНИ О ШКОЛЕ» (муз. Д. Кабалевского):

Работа над плавным, мягким звучанием, чистым интонированием, отчётливой дикцией.

  1. РАЗУЧИВАНИЕ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ» (муз. В. Шаинского)

  1. Итог.

Выход из класса под музыку песни Кабалевского «Песня о школе».

multiurok.ru

Урок музыки в 1 классе тему: «Повсюду музыка слышна»

Урок музыки в 1 классе

Выполнила и провела: Скороходова А.Е.

Тема урока: «Повсюду музыка слышна»

Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель).

Образовательные задачи:

1. приобщение детей к музыкальной культуре;

2. знакомство с произведениями народной, современной музыкой;

3. привить желание играть на музыкальных инструментах:

4. развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка;

5. развитие ритмических навыков.

Развивающие задачи

1. обучение детей приемами коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

2. научить ученика не только понимать язык ритма, но и научить пользоваться им для самовыражения;

3. организация творческой деятельности.

Воспитательные задачи

1. создание базы для творческого мышления детей.

2. занятия должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

3. формирование музыкальных вкусов и интересов.

4 формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.

5. воспитать интерес к просветительской деятельности, стремление пропагандировать народную, современную музыку.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  2. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре;

  3. Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки

  4. Умение оценивать произведения разных видов искусства;

  5. Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной и композиторский музыки.

Метапредметные:

  1. Размышление о роли музыки в жизни человека;

  2. Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  3. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

  1. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и использовании музыкальных произведений;

  2. Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

  3. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

  4. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности в реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

  5. Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к народной и композиторский музыке.

Тип урока: Творческая мастерская

Вид урока: Комбинированный.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран, проектор, музыкальные инструменты (гармошка, бубен, макет балалайки, дудочки, ложки), шумовые звуки (звук полиэтилена, бумаги, железных ложек, звук терки, звук монет).

Методы: словесный, наглядный, показ, слушание, видео показ.

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки.

  2. Игра.

  3. Музыкально-пластическое движение.

  4. Шумовой оркестр.

Ход урока

  1. Организация урока

(Слайд 1) Улыбка. Вовремя входа детей в класс.

Звучит мелодия «Звуки природы» (Слайд 2)

Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Подравнялись тихо встали, глазки на меня подняли.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

2. Вводная часть урока

(Слайд 3-4)

Учитель читает эпиграф:

Послушай, как щебечут птицы

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится,

Повсюду музыка слышна!

Ребята, я приглашаю вас начать урок, тема которого «Повсюду музыка слышна». На этом уроке мы еще раз вспомним, откуда берутся звуки, какими они бывают, а так же вы узнаете, как появляется музыка из звуков и без кого музыка не может существовать.

Итак, начинаем!

3. Основная часть урока

Учитель: Послушайте стихотворение, которое я прочту и ответьте на вопрос, что такое звук?

Что такое звуки? За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром,

Ничего нет в мире музыки чудесней,

Потому что музыка живет во всем!

– Что такое звук?

Дети: Ответы детей

Учитель: Звук – это то, что слышат наши уши. На прошлом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Давайте вспомним! Музыкальные звуки – эт

infourok.ru

Советы рукодельницам