Русская классическая музыка для детей

Содержание

До XI века русская музыка существовала только в устном виде. Нотной записи  не было. Во времена Петра  I из-за границы выписывали  иностранных музыкантов. Многие из них стали учителями первых русских исполнителей и композиторов.

Сначала развитие получила русская вокальная музыка. В 1759 году был напечатан первый сборник российских песен. При царском дворе проходили музыкальные театральные представления. Первая русская опера, дошедшая до нас, была поставлена в 1779 году. Она называлась «Мельник – колдун, обманщик и сват».

Послушайте эту мелодию

Это знаменитый «Соловей» Алябьева. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) музыкой увлекался с детства. Но музыкантом он стал не сразу. Он служил в Горном департаменте, потом в армии, принимал участие в военных действиях. Его молодые и зрелые годы прошли в переездах между Сибирью и Кавказом. С 30-х годов он постоянно жил в Москве. Алябьев писал оперы, баллады, романсы. Кроме «Соловья» большую популярность получил романс «Нищая» на слова Беранже. Произведения Алябьева востребованы и в наши дни.

Кто был Пушкиным в русской музыке?

Если Пушкин был создателем русского литературного языка, то Глинка был создателем музыкального языка. Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской области. Там и прошло его детство. Михаил был одаренным ребенком, много читал, занимался рисованием, но больше всего он любил музыку. Родители не хотели, чтобы он стал музыкантом, поэтому отправили его учиться в Петербург. После учебы, он должен был поступить на службу чиновником. Михаил окончил учебу, но все равно стал заниматься музыкой, он пел, играл на скрипке. Со временем он стал известен среди петербургских любителей музыки.

Первым крупным произведением Глинки была опера «Иван Сусанин». Она была посвящена подвигу крестьянина из села Домнина. Он ценой своей жизни спас от польско-литовских захватчиков юного царя Михаила Романова и его мать, которые скрывались в селе.

Глинка писал романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье», оперу «Руслан и Людмила»

Одним из знаковых произведений Глинки является «Комаринская» – фантазия для оркестра на темы русских песен. Она стала одним из самых замечательных произведений русской симфонической музыки.

А. С. Даргомыжский

Александр Сергеевич сочинял музыку с детства. Как и многие композиторы его времени, став взрослым, он сначала поступил на государственную службу. Серьезное отношение к искусству появилось у него после знакомства с Глинкой. В 30 лет Даргомыжский принял окончательное решение – посвятить себя музыке.

Важной вехой в его творчестве является опера «Русалка». Она была написана на основе незавершенной драмы Пушкина.

Даргомыжский дописал стихи и сочинил к ним музыку. Композитор писал романсы на стихи Лермонтова, Кольцова. Дельвига. Но Пушкин оставался его любимым поэтом. Романсы к его стихам и еще две оперы «Торжество Вакха» и «Каменный цветок» написал Даргомыжский. Последнюю оперу он не завершил, дописывали ее уже его друзья из «могучей кучки».

Могучая кучка

В 1855 году в Петербург приехал молодой композитор Милий Алексеевич Балакирев. Он сдружился с маститыми музыкантами, к нему потянулась талантливая молодежь. Балакирев стал собирать их всех вместе на занятия кружка, который и получил название «могучая кучка».  На собраниях обсуждались произведения участников кружка, в котором участвовали Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. В 1862 году усилиями могучей кучки в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа.

М. П. Мусоргский

Талант у Модеста Петровича проявился с детства, но он не думал становиться музыкантов. Выходец из небогатой семьи, он вынужден был зарабатывать на жизнь, будучи сначала гвардейским прапорщиком, а затем мелким чиновником. В эти и последующие годы Мусоргский написал много замечательных романсов, большая часть из которых положена на слова его собственного сочинения.

Одно из самых крупных музыкальных произведений Мусоргского – опера «Борис Годунов». Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» композитор не закончил. В 1881 году он тяжело заболел и умер. «Хованщину» дописал Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» Кюи и Людов.

А. П. Бородин

Композитор, химик, общественный деятель, педагог – все это об Александре Порфирьевиче Бородине. Таланты этого удивительного человека проявились еще в детстве. Он рано научился играть на музыкальных инструментах, в десять лет начал сочинят музыку. Его комната была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для опытов.

Александр Порфирьевич закончил Медико-хирургическую академию, защитил диссертацию по химии. Все это время он продолжал заниматься музыкой. Встреча с Балакиревым вдохновила Бородина на создание симфонии. Но сочинять он мог только в свободное от основной работы время – на отдыхе или во время болезни. Поэтому музыка продвигалась медленно первая и вторая симфонии писались по нескольку лет. Оперу «Князь Игорь» Бородин писал 18 лет до самой смерти и так не успел закончить. Композиторы Римский-Корсаков и Глазунов дописали это замечательное произведение до конца. Опера «Князь Игорь» имела большой успех, была поставлена множество раз на сценах всего мира.

Н. А. Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской области. В 12 лет его отвезли в Петербург, где он поступил учиться в Морской корпус. В 17 лет вошел в «могучую кучку» и приступил к написанию своей первой симфонии. Затем была написана симфоническая картина «Садко», несколько романсов, опера «Псковитянка». В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.

Выдающийся композитор написал 15 опер, многие из которых навеяны сказками: «Снегурочка», «Кащей Бессметрный», «Золотой петушок»

П. И. Чайковский

Петр Ильич родился в городе Воткинске. Играть на пианино он научился в пять лет. Чайковский окончил петербургское училище правоведения и поступил на службу в министерство юстиции. Но он хотел посвятить себя музыке, поэтому поступил в Петербургскую консерваторию и за три года окончил ее с золотой медалью. Затем его приняли туда на должность преподавателя.

Чайковский был очень плодотворным композитором. Он написал несколько симфоний, опер («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта»), музыку для балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).

С. В. Рахманинов

Сергей Васильевич родился в имении Онег под Новгородом. С четырех лет он начал учиться музыке, а в девять поступил в консерваторию. Он учился сразу на двух отделениях: фортепиано и сочинения. На выпускном экзамене Рахманинов представил оперу «Алеко». Спустя год эта опера была поставлена на сцене Большого театра.

В двадцатом веке Рахманинов создает Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, кантату «Весна» и другие произведения.

Таким образом, знакомясь с русскими композиторами XVIII – начала XX века, мы можем заметить, что все они были увлечены музыкой с детства. Не у каждого была возможность посвятить все свое время любимому делу, приходилось зарабатывать средства на жизнь. Зачастую их специальность была далека от музыки. Но трудолюбие помогло им создавать произведения, которые стали гордостью русской классической музыки.

xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai

Современные детские песни

Детская музыка, как и детские песни, существовала всегда. В 19 веке были созданы целые музыкальные циклы, предназначенные для маленьких слушателей. Детские мелодии писали:

  1. Шуман,
  2. Равель,
  3. Дебюсси,
  4. Чайковский.

Не обошли вниманием этот жанр и современные композиторы. В советское время происходит настоящий бум детской песни, связанной с появлением мультфильмов и многочисленных художественных фильмов для аудитории малышей. Работали авторы мелодий вместе  с выдающимися поэтами, такими как

  1. В. И. Лебедев-Кумач,
  2. А. Барто,
  3. С. Я. Маршак,
  4. С.В. Михалков и другими.

Известные композиторы –

  1. И.О.Дунаевский,
  2. В. Шаинский,
  3. Д.Б.Кабалевский

– создали веселые детские песни-шедевры. До сих пор мы продолжаем с удовольствием слушать их, напевать, а сегодня с появлением интернета можно просто скачать мелодии и наслаждаться их прослушиванием.

Детские песни современных композиторов наполнены жизнерадостностью и оптимизмом. И хотя многие из них написаны были еще полвека назад, они остаются актуальными и для сегодняшнего поколения. Наиболее знаменитые композиторы – Г. Гладков и В. Шаинский. Они, пожалуй, написали наибольшее количество детских мелодий. Среди них и танцевальные, и просто веселые, заводные, поднимающие настроение. Вы можете слушать их онлайн или скачать с нашего сайта на свой компьютер.

Гладков

Г. Гладков – настоящий детский композитор. Ему принадлежат песни из таких известных фильмов, как:

  • «Дети капитана Гранта»,
  • «Красная шапочка»,
  • мультфильмов «Пластилиновая ворона»,
  • «По щучьему веленью»,
  • «Про Федота – стрельца» и т.д.

Эти мелодии также можно слушать на нашем сайте, а также скачать их при необходимости.

Нажмите на картинку, чтобы скачать альбом Веселая дискотека Г. Гладкова:

Здесь можно послушать самые лучшие песни Глакова.

Легендарные современные композиторы писали не только веселые песни, танцевальные мелодии, но и целые детские оперетты и даже оперы. Среди них:

  1. «Доктор Айболит»,
  2. «Буратино»,
  3. «Три толстяка»,
  4. «Морозко»,
  5. «Конек-горбунок» и другие.

Все они были созданы в основном в 60-е годы, и сегодня несколько подзабыты. Но, тем не менее, отрывки из этих опер нет-нет, да и напевает какой-нибудь нынешний школьник!

Шаинский

Еще одна легенда современных детских мелодий – В. Шаинский.  Его песни стали практически народными – настолько часто они поются по поводу и без повода. Всего В. Шаинский создал их более 300. Все знают такие веселые мультфильмы, как:

  • «Чебурашка»,
  • «Крошка-енот»,
  • «Мама для мамонтенка»

и не менее веселые, жизнерадостные детские песни, которые в них поются.  Вы можете скачать их или слушать онлайн на нашем сайте, наслаждаясь легкостью формы и глубиной смысла.

Скачать альбом с песнями Шаинского можно здесь — нажмите на картинку:

Есть, однако,  современные композиторы, не столь известные среди молодежи нашего времени, но не менее значимые в истории детских песен. Популярность их меньше не потому, что их произведения трудно найти, слушать или скачать в интернете: сегодня такая проблема возникает крайне редко. Просто их мелодии не отвечают запросам широкой публики. Если В. Шаинский создавал в основном танцевальные мелодии, под которые легко двигаться, а, следовательно, их можно использовать на детских праздниках, при постановке танцевальных номеров в кружках и т. д., то, например, Евгения Зарицкая и ее творчество не отвечаю данным требованиям. Евгения Зарицкая организовала  детскую шоу-группу «САМАНТА», и произведения были написаны в основном для ее репертуара.  Песни Зарицкой хорошо исполнять в хоре, в тематических спектаклях. И хотя они, как и песни других композиторов, бывают грустные и веселые, рассказывающие о добре и зле, поистине народными их назвать пока нельзя.

Хор Великан

Большой популярностью среди современных детских песен пользуется репертуар детского хора Великан.

Песня «Ай будет круто»:

«Ускакала в поле молодая лошадь»

Барбарики

Песенка про зайца:

Песенка «Арам Зам Зам»:

Песня «Чумачечая весна» со Смешариками:

Конечно, современные детские песни не ограничиваются тем, что было создано в советские времена. Композиторы продолжают писать музыку для детей, которую легко можно скачать или слушать в интернет сетях. Исполнителями веселых современных мелодий являются, как и прежде, дети, несущие новые интонации и манеру исполнения в привычные для нас темы. Это могут быть старые детские песни в современной обработке или необычном, непривычном нашему уху исполнении. Активно заимствуют композиторы иностранные мелодии, переводя текст или создавая свое произведение на основе услышанного. Музыка приспосабливается к нынешней действительности, и детская песня не отстает от своих жанровых собратьев. Если вы хотите слушать или скачать детские песни, вы с легкостью можете это сделать на нашем сайте. Даже если вы пожилой человек, детская музыка поднимет вам настроение, напомнит о золотых днях, и вы вновь почувствуете единственное счастье на земле, данное только детям, — всегда быть самим собой. Пусть песни подарят вам вдохновение!

steshka.ru

Какие композиторы первыми стали писать музыку о детях и для детей

Знакомство с культурой дети чаще всего начинают с детской литературы: в ней и слово, и изображение адаптированы специально для юных читателей. Но существует ли классическая детская музыка? Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие композиторы первыми стали писать музыку о детях и для детей.

Как появилась детская музыка

Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.


На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века. До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми. Например, знаменитую «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», менуэты и полонезы из которой входят сейчас в обязательный репертуар детских музыкальных школ, Иоганн Себастьян Бах составил для своей второй жены, которая была на тот момент вполне взрослой девушкой.

Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» («Album für die Jugend», 1843) Роберта Шумана (1810–1856). Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей. Она так и называется — «Для младшего возраста» — и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов. Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детский альбом» Чайковского

«Детский альбом» (1878) Петра Чайковского, написанный, как указано на титульном листе, «в подражание Шуману», стал не просто следующей ступенью в развитии детской музыки, но и непревзойденной до сих пор вершиной этого жанра. «Подражание» Шуману выразилось не столько в звучании музыки этого альбома, сколько в самой идее сборника пьес, предназначенных для детей, и в использовании похожих образов: игра в солдатики («Солдатский марш» у Шумана и «Марш деревянных солдатиков» у Чайковского), игрушечная лошадка («Смелый наездник» и «Игра в лошадки»), страшилки («Дед Мороз» и «Баба-яга»), люди из народа («Веселый крестьянин, возвращающийся с работы домой» и «Мужик на гармонике играет»), церковная тема («Хорал» и «В церкви») и многие другие.

Роберт Шуман, «Смелый наездник». Исполняет Виталина Ефремова



Петр Ильич Чайковский, «Игра в лошадки». Исполняет Денис Кириллов



В отличие от «Альбома для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского был настоящим циклом, пьесы которого объединены даже некоторым внутренним сюжетом. В «Детском альбоме» описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам Чайковский. Он начинается с молитвы («Утренняя молитва») и заканчивается доносящимся из храма пением («В церкви»). В нем есть и близкие люди («Мама», «Нянина сказка»), и любимые забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), и мечты и воспоминания («Сладкая грезы», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»). Особое место в «Детском альбоме» занимают внутренние мини-циклы: сюита танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), сюита песенок и сюжет про куклу.

Играя в игрушки, ребенок отчасти играет во взрослую жизнь. Он уже знает, что люди болеют и даже умирают. В пьесе «Болезнь куклы», пожалуй самой знаменитой из всего альбома, Чайковскому удалось всего в нескольких нотах передать печаль. А следующие за ней «Похороны куклы» перекликаются с «Траурным маршем на смерть героя» из 12-й фортепианной сонаты Людвига ван Бетховена. Пьеса «Новая кукла», завершающая этот мини-цикл, не просто отражает радость ребенка по поводу подаренной игрушки, но и таит в себе философскую идею о круговороте жизни и даже назидание: все бывает, все проходит, радуйся настоящему.

О детях и для детей

Линию «детских альбомов» продолжили «Бирюльки» (1900) Самуила Майкапара, «Детский альбом» (1923) Александра Гречанинова, «Детская музыка» (1935) Сергея Прокофьева и другие. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: структурная ясность, несложность для исполнения и «детский» круг образов, — и потому их активно разучивают в музыкальных школах.

Самуил Майкапар, «Пастушок» из цикла «Бирюльки». Исполняет Мария Куницына

Сергей Прокофьев, «Сказочка» из сборника «Детская музыка». Исполняет Тихон Сильвестров



Помимо детской музыки, предназначенной для самостоятельного исполнения детьми, существует еще ряд произведений, написанных для детского слушания, притом что сами дети вряд ли в состоянии исполнить их должным образом. Это сюиты «Детские игры» («Jeux d’enfants», 1871) Жоржа Бизе и «Детский уголок» («Children’s Corner», 1908) Клода Дебюсси, сказки Сергея Прокофьева «Гадкий утенок» (1914) на текст Ханса Кристиана Андерсена и «Петя и волк» (1936), задуманная как детский путеводитель по инструментам симфонического оркестра.

Существует и музыка «взрослым о детях»: фортепианный цикл «Детские сцены» («Kinderszenen», 1838) Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» (1873) Модеста Мусоргского, «Три детские сценки» (1926) Александра Мосолова и другие произведения. В них дети выступают уже не как целевая аудитория, а как один из характерных образов или тем взрослого искусства. Сами дети уже не в состоянии не то что сыграть такую музыку, но и порой даже понять ее смысл.


Автор: Алексей Сканави


Из: Культура.РФ

www.izbrannoe.com

Знакомство детей с великими русскими композиторами

Знакомство детей с великими русскими композиторами

Музыкальный руководитель Павлова М.Б

Рахманинов С.В. (1873 -1943)

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом “самый русский композитор».

Лучшие его произведения 2 и 3 фортепианные концерты, вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма “Колокола” для хора, солистов и оркестра.

Глинка М.И (1804 -1857)


 

Скачать презентацию

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Успех пришел к М.И. Глинке после постановки оперы “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”) (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика.

Бородин А.П. (1833 -1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века,

Центральное место в творчестве А.П. Бородина занимает опера “Князь Игорь” (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В “Князе Игоре”, на фоне исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей

Мусоргский М.П. (1839 -1881)

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия,

“. Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх “Борис Годунов” и “Хованщина” запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей.

Чайковский П.И. (1840-1893)

Пётр Ильич Чайковский, самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Римский – Корсаков Н.А. (1844 -1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния..

Центральное место в наследии Римского Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора,

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище “сказочник”.

Прокофьев С.С. (1891 -1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер

И один из немногих русских музыкальных “вундеркиндов”, с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию),

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы “Война и мир”, “Повесть о настоящем человеке”; балеты “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория “На страже мира”; музыка к фильмам “Александр Невский” и “Иван Грозный”; симфонии № 5,6, 7;

Шостакович Д.Д. (1906 -1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо.

Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7, 8, 10, 15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Современные композиторы – детям

Разделы:
Музыка


“Художник – это тот, для кого мир прозрачен,
кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде
светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)


Что мы знаем о профессиональных композиторах,
живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между
тем в России много новых и интересных
композиторов, именно они — лицо современной
России. К сожалению, новые музыкальные
произведения практически отсутствуют в нашем
пространстве, до музыкальных школ российской
глубинки в абсолютном большинстве произведения
этих композиторов просто не доходят.


Мы живем с новыми композиторами в одно время,
однако не стоит ждать, когда имена этих
композиторов станут очень известны, так как наши
дети – юные музыканты должны разбираться не
только в творчестве великих классиков, но и жить
в мире современной музыки и ее создателей.
Множество причин делают эту задачу
трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш
взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об
авторах современной музыки. Чтобы изменить это
положение, вот уже на протяжении пяти лет мы с
детьми проводим мероприятия под названием
“Новые имена”. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев,
В.Коровицын, И. Парфенов – они живут и сочиняют в
настоящее время. Эти композиторы и их
произведения стали героями тематические
ежегодных вечеров, на которых учащиеся готовят
информацию и с удовольствием играют пьесы,
сочиненные авторами. Можно с уверенностью
сказать: успех каждого такого мероприятия -
потрясающий. Дети не только с большим
удовольствием ищут информацию о композиторах,
разучивают современную музыку, но подбирают к
произведениям стихи, рисуют музыку, так как они
её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях
для учащихся, преподавателей и родителей с
произведениями композитора-героя очередного
мероприятия, помогает учащимся в овладении
концертным мастерством. Почему эта музыка так
нравится детям?.. В музыке современных
композиторов раскрывается перед нами мир
детства – особый мир, близкий нашим детям, в
котором нет места серости, унынию и будничности,
где живут эмоциональная открытость,
бесхитростность, внутренняя приподнятость,
мечтательность и детская непосредственность.
“Шествие котят, которые слопали сметану”,
“Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”,
“Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая
музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети
становятся её подлинными соавторами.


Музыка, написанная этими композиторами,
уникальна разнообразием форм и жанров, тем и
образов, творческих находок. Язык композиторов
чрезвычайно демократичен, доступен и самым
маленьким малышам и подросткам. Детская публика -
это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И
дети получают его. Опыт прошедших пяти лет
показывает, что чем раньше начинается приобщение
юных пианистов к сочинениям современных
композиторов, тем выше эффективность
музыкального обучения, тем шире и глубже
постигают исполнители закономерности
музыкального искусства в целом. “Исполнение
произведений современного композитора требует
полноценного музыкального представления о его
творческом стиле, ознакомления как минимум с
несколькими разнохарактерными произведениями, и
только тогда, научившись понимать музыкальный
язык конкретного композитора, юный пианист
постепенно проникается её образным миром и
содержанием”.


Цель:


Развитие интереса к современной музыке на
примере творчества композиторов Ю.Савалова, Ю.
Савельева, В. Коровицина.




Задачи:


– уметь определять и анализировать
произведения современных композиторов;


– научить детей понимать музыкальный язык
конкретного композитора через музыку, поэзию,
живопись;


– пробуждать и развивать у детей художественный
и музыкальный вкус, изобразительные и
музыкальные способности, помочь ощутить себя
художником и музыкантом через открытие звуков,
формы, цвета;


– развивать музыкальное восприятие,
способность чувствовать настроения в музыке и
передавать эмоциональную окраску мелодии путем
выразительного исполнения пьес;


– стремления к разностороннему развитию
личности.



Композитор Юрий Савалов




Ведущий:
Савалова Юрия Владимировича к великому
сожалению нет в живых. Он был талантливым
композитором и аранжировщиком, замечательным
педагогом и просто очень хорошим и добрым
человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой
теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот
что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он
очень любил своих учеников, гордился их успехами,
достижениями. Особенно увлеченно руководил
оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь,
что произведения, написанные им для учащихся,
помогут полюбить сложный, но прекрасный мир
музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и
клавишных инструментах, руководил хором и
школьным оркестром, сочинял музыку для разных
инструментов. Мы познакомимся с произведениями
для фортепиано


Пьес будет девять. Но будем не только слушать
эти произведения, но и попробуем их нарисовать.
Выберете наиболее для вас приемлемую пьесу и
творите! Соединяйте музыку и краски! Музыкальное
настроение пьесы можно передавать и с помощью
цветовых пятен, точек, линий и т.д.


Послушайте название пьес: “Колыбельная”,
“Мама”, “Вальс”, “Признание”, “Марш”,
“Вдохновение”, “Ветер странствий”, “Бал в
замке принца”, “Прелюдия”.


Мы отправляемся с вами в увлекательное
путешествие.На нашем пути встретятся прекрасные
и удивительные пьесы Юрия Савалова.


Вот видим уютный домик вдалеке. Какой красивый
и милый! Давайте заглянем в него. Прислушайтесь: в
доме укладывают малыша и для него звучит
колыбельная.


“Наступила ночка, спи, моя ты дочка

Спи, моя красотка, лучшая заботка.

Кругленькие щечки и веснушки точки.

Маленькие ушки, ушки – непослушки.

Мы тебя все любим. Нежим и голубим

Вырастешь большая, спи моя родная!

Спят в лесу все звери,

Детки спят в постели.

Спят цветы в горшочке

Затихает ночка. Спи моя дочурка,

Дремлет кошка Мурка

Мы с тобой зевнули,

И, как все, уснули.


Звучит пьеса Ю. Савалова “Колыбельная”.



Кто же может петь такую замечательную
колыбельную?. Ну, конечно же – Мама, Мамочка,
Матушка.


Всю любовь не выразить словами

Пожеланий всех не перечесть

Мы хотим сказать любимой маме,

Хорошо, что ты на свете есть.

Будь всегда ты с нами дорогая,

Всей душой заботясь и любя.

Просим об одном тебя родная,

Будь здорова, береги себя…


Звучит пьеса Ю. Савалова “Мама”.



А сейчас нам пора войти в сказочный лес. Ах, как
красиво в чудесном царстве природы. Человек
должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь
тогда на земле будет вечная красота.


Прекрасный вальс танцуют с ветром дети,

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это

Давайте же любить ее всегда.


Ю. Савалов “Вальс”.



Послушаем очень необычную пьесу Юрия Савалова
“Признание”. Это может быть признание в любви,
или признания себя как человека, как композитора,
как маэстро, а может признанием чего-то очень
важного в жизни человека.


“Маэстро”


В прекрасном фраке с галунами

Надушенный встал маэстро,

Он рассыпал перед нами

Звуки легкие оркестра.

Как виденья, как гиганты

И метались в гулком зале,

И роняли бриллианты.


Ю. Савалов “Признание”.



Продолжаем путешествие и веселым маршем идем
дальше.


Идет – гудет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые

Подымет пыль цветочную

Как облако: все зелено

И воздух и вода!

Идет-гудет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум.


Ю. Савалов “Марш”


А что такое вдохновение? Как нарисовать
вдохновение? Какие краски взять для вдохновения?
“Вдохновение” – так называется следующая пьеса
Ю. Савалова.


Послушайте Пастернака:


Во всем мне хочется дойти до самой сути

В работе. В поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время схватывая нить судеб, событий

Жить, думать, чувствовать, любить

Свершать открытья.


Ю. Савалов “Вдохновенье”.



А что если нам пуститься путешествовать вместе
с ветром странствий. Так называется следующая
пьеса Ю. Савалова.


Н.Гумилев


Уедем, бросим край докучный

И каменные города

Где вам и холодно и скучно,

И даже страшно иногда.


Ю. Савалов “Ветер странствий”.



Куда же это нас ветер странствий занес? Вы не
поверите: на бал в замок принца.


Ю. Савалов “Бал в замке принца”.



Вот и подходит к концу наше с вами путешествие
по стране Музыки и Красок. Теперь вы знаете, что
музыку можно не только слушать, но и рисовать. Для
вас звучит “Прелюдия”Ю. Савалова, а вы
заканчиваете свои работы.


Ю. Савалов “Прелюдия”.


Выставка рисунков.


Рассказ учащихся о своих рисунках и
музыкальных образах в них.




Ведущая: Ребята, мы сегодня познакомились с
творчеством композитора Юрия Савалова!


Играйте его пьесы, рисуйте его музыку,
расскажите о ней другим!


Всего доброго!




Примечание: в тексте использованы рисунки
учащихся по мотивам прослушанных произведений.



Композитор

Владимир Коровицын


Ведущий:
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом
Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ
№1), выпускник Новгородского музыкального
училища (по классу баяна), с отличием окончил
Ленинградскую консерваторию имени
Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных
конкурсов, член Союза композиторов России. В
настоящее время живет в родном городе. В его
творческом багаже – музыка разных жанров: для
хора, для камерного и симфонического оркестра,
романсы, песни, духовные
сочинения.Отличительными чертами музыки
Владимира Коровицына являются безусловное
преобладание мелодического начала и
благородный, тяготеющий к традиционному
гармонический язык.


Сегодня нам предоставляется возможность
познакомиться с музыкой Владимира Коровицына,
будем играть и немного расскажем о его
произведениях.


Владимир Коровицин автор девяти сборников:


1. Сборник детских песен “Радуйся
солнцу”.




2. Фортепианный цикл “Музыкальное
путешествие по странам Западной Европы”.




3. “Две пьесы для скрипки и фортепиано”.




4. “Пьесы для флейты и фортепиано”.




5. “Романсы на стихи поэтов “серебряного
века”.




6. В юбилей Великого Новгорода
Санкт-Петербургское издание “Композитор”
опубликовало концерт для фортепиано с оркестром.
Сочинение новгородского автора является первым
сочинением подобного рода, написанным в Великом
Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет
на титульном листе посвящение 1150-летию города.




7. Сборник пьес для фортепиано “Детский
альбом”. Пьесы, представленные в сборнике,
являются хорошим пополнением учебного
репертуара учеников ДМШ. Сборник
содержит не только музыкально-инструктивные
пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов
композитора:   “Русская тетрадь”,
“Джазовая коллекция”, “Обаяние ушедших
эпох”. Программность пьес будит детскую
фантазию, стимулируя работу над развитием
образа.


Полька “Деревянные башмаки” – написана в
характере народного немецкого танца и как бы
передает постукивание деревянных башмаков по
булыжной мостовой.


Название пьесы “Дюймовочка” говорит сама
за себя. Подвижный темп, штрих стаккато передает
музыкальный портрет сказочной героини.




“Емеля на печке едет” – задорная мелодия,
стилизованная под народную плясовую.


“Вариации мужичок с гармошкой” – русская
плясовая песня. Все вариации выдержаны в
танцевальном стиле.


Следующая пьеса “Грустная принцесса”. Все
девочки в детстве мечтают стать принцессами и
поэтому с удовольствием будут играть эту пьесу.




“Девичий хоровод” – очень выразительная
мелодия, напевная, широкая.


Есть в сборнике 4 пьесы из цикла “Джазовая
коллекция”. Пьесы этого цикла имеют капризный,
синкопированный ритмический рисунок и
современные гармонии. Три пьесы из этого цикла
разучили дети, занимающиеся на синтезаторе.
Первая пьеса называется “Кот Василий”.
Вторая пьеса называется “Два клоуна” – яркая
концертная пьеса. Третья пьеса “Хорошее
настроение”.


8. Сборник “Исполнение желаний”. Вот что
пишет сам автор об этом сборнике. Пьесы,
составившие сборник, предназначены для средних и
старших классов ДМШ. Здесь есть и крупная форма
(“Баллада”, “Адажио”), и этюды, и дуэты, о
дефиците которых в учебной практике я знаю не
понаслышке и, конечно, пьесы (“Пять пасторалей”).


Очень хотелось бы надеется, что это мелодически
привлекательная, образно яркая, достаточно
разнообразная по фактуре музыка найдет своих
почитателей и будет востребована в
педагогической и концертной практике.


Мы из этого сборника взяли две пьесы: “Поэтическое
настроение”
и “Адажио” (крупная форма).


Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас
с произведениями композитора Владимира
Коровицына.


Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы
композитора будут звучать со сцены нашей школы. А
закончить хочется словами Владимира Коровицына:
“Музыкальное образование — это большой труд над
самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех
родителей, кто несмотря ни на что даёт
возможность своему ребёнку посещать музыкальную
школу. Сам по себе вкус к действительно красивой
музыке не придёт. В то же время понимание
настоящей музыки может сделать человека
по-настоящему счастливым”


Полный текст сценария по творчеству Владимира
Коровицына можно посмотреть на сайте www.divdmsh.narod.ru,
а презентацию к тематическому вечеру можно
посмотреть здесь



Композитор Юрий Савельев




Рязанский композитор Юрий Савельев родился на
Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго
жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере
и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он
живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит,
принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители –
родом из Рязани), здесь он учился в старших
классах средней школы, окончил Рязанский
медицинский институт; здесь живут его
многочисленные родственники, друзья по школе,
институту, соратники по искусству.


Произведения Ю.Савельева неизменно включались
для печати в коллективные сборники творческого
объединения композиторов и поэтов-песенников
Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани
издано пять сборников композитора. С участием
композитора в разное время проходили концерты в
Российском Доме композиторов в Москве, в
Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах
Подмосковья.


Вечер в музыкальной школе, посвященный
творчеству композитора Ю.Савельева проведен с
использованием произведений, включенных в
сборник “ На крыльях весны”. Со сценарием вечера
можно ознакомиться на сайте www.divdmsh.narod.ru.


Презентация

19.12.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Современные композиторы-классики. Произведения современных композиторов

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова – как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить величайших композиторов, а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности – ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так – великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.

  • Пахмутова Александра Николаевна.
  • Прокофьев Сергей Сергеевич.
  • Рахманинов Сергей Васильевич.
  • Свиридов Георгий Васильевич.
  • Скрябин Александр Николаевич.
  • Слонимский Сергей Михайлович.
  • Стравинский Игорь Федорович.
  • Хачатурян Арам Ильич.
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич.
  • Шнитке Альфред Гарриевич.
  • Щедрин Родион Константинович.

Зарубежные композиторы 20 века. Список

  • Альбан Брег.
  • Антон Веберн.
  • Арнольд Шенберг.
  • Бела Барток.
  • Вилла-Лобос Эйтор.
  • Витольд Лютославский.
  • Дьердь Лигети.
  • Джон Кейдж.
  • Джордж Гершвин.
  • Леонард Бернстайн.
  • Луиджи Ноно.
  • Микалоюс Чюрленис.
  • Надя Буланже.
  • Оливье Мессиан.
  • Пауль Хиндемит.
  • Чарльз Айвз.
  • Эдвард Бенджамин Бриттен.
  • Эдгар Варез.
  • Янис Ксенакис.

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) – композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и “продвинутость”. Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это “В созвездии Гончих псов” (музыка написана для флейт и фонограммы), “Сиамский концерт” (предназначенный для двух фортепиано), “Сублимации” (для симфонического оркестра), “27 разрушений” (для ударных инструментов) и многие другие.

Сергеева Татьяна (р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) – композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется “Безответный звонок”, написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений – это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: “Мама”, “Признание”, “Ветер странствий”, “Вдохновение”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”, “Марш”, “Вальс”, “Колыбельная”. Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных жанрах: песни, романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием “Радуйся солнцу” и “Детский альбом” для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: “Дюймовочка”, “Деревянные башмаки”, “Вариации мужичок с гармошкой”, “Емеля на печке едет”, “Грустная принцесса”, “Девичий хоровод”.

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми известными композиторами считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как “Красная шапочка”, “Про Федота-стрельца”, “Дети капитана Гранта”, “По щучьему веленью”, “Пластилиновая ворона” и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей – В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать “Голубой вагон”, “Хрюшку”, “Чунга-Чангу”, “Антошку” и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

fb.ru

Великие композиторы-классики: список лучших. Русские композиторы-классики

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения – неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII – начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения – начало 14 – последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко – пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм – период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм – направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия – современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс – длительный период развития всех направлений культуры. Композиторы эпохи Возрождения – Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко – в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения великие композиторы-классики Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. Произведения Моцарта и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения – это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия – характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы–классики

Чайковский П.И. – русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. – произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые – драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать – это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» – народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер – восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. – известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А. – талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди – выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения “Трубадур”, “Травиата”, “Отелло”, “Аида”.

Никколо Паганини – родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини – творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения – “Севильский цирюльник”, “Отелло”, “Золушка”, “Сорока-воровка”, “Семирамида”.

Антонио Вивальди – один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим инструментальным концертам. Наиболее известная работа – 4 скрипичных концерта “Времена года”. Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» – симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» – это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

fb.ru

Советы рукодельницам