Скрипит очеп, ныряет зыбка. Люльки, зыбки, колыбели. Путешествие в страну колыбелей

Дорогие друзья! Сегодня я покажу вам колыбели.
Я не буду углубляться в историю. В интернете достаточно много материалов на эту тему. Есть статьи по истории люльки, мастер-классы по изготовлению берестяной зыбки, множество мастер-классов по изготовлению колыбелей для кукол из подручных материалов.

Мне не хочется копировать чужие тексты из интернета и посему: если кто-то из вас заинтересуется этой темой — ищите и обрящете!

А сама я решила собирать изображения колыбелей разных народов почти тридцать лет назад. Подтолкнул меня к этой мысли набор открыток «Жилища народов Мира», выпущенный в восьмидесятых годах прошлого века. Ещё тогда я подумала, что неплохо было бы сделать такую подборку о колыбелях разных народов. Но воплотить задуманное оказалось довольно сложно. За долгие годы набралось всего полтора десятка изображений в разных книгах и журналах, кое-что из них уже безвозвратно потеряно. Но интерес не угас и с появлением оргтехники и интернета даже усилился. Имеющиеся в книгах изображения были отсканированы, а на просторах интернета найдены новые. Эти изображения и составят основу моего топика.

Начну с подвесной зыбки — русской и, конечно же, народов центральной России.






А по изготовлению вот этой берестяной зыбки в интернете есть подробный мастер-класс и даже не на одном сайте, кто захочет изготовить, всегда можно найти.


Остановлюсь немного на этой фотографии. Домовница. Фотограф Лобовиков Сергей Александрович. Фотография примерно 1910 года. Интересна сделанная по мотивам этой фотографии иллюстрация современного художника к «Атласу нородов России» для школьников, изданному в 2000 году. Там картинка называется «Праздничное убранство русской избы». Метаморфоза была замечена мною сразу же после покупки атласа. Увидев эту иллюстрацию, я тут же кинулась искать в своих архивах фотографию «Домовницы». Да! действительно это она! Та же поза у девочки и накинутая на зыбку материнская юбка, только вместо бедного убранства избы и спящего на лавке мальчугана появился вполне благополучный антураж…


Однако продолжим!








Лубяная зыбка, на следующем фото показано крепление.












Люлька для переноски ребёнка. Национальный музей республики Башкортостан


Люлька для подвещивания в жилище. Ханты. Российский музей Этнографии г. Санкт-Петербург

Колыбели на опоре-качалке были больше распространены у европейских народов.





А теперь немного живописи.







И ещё несколько разных колыбелей, в том числе колыбель-качалка.







Современные плетёные колыбели

Саамы(саами)в национальных костюмах. г.Тромсё, Норвегия. Фото из книги известного путешественника Карло Маури «Когда риск – это жизнь»:

Осетинская деревянная люлька (авдан) аналогична люльке многих соседних народов Кавказа и Средней Азии. Такая же штука используется индейцами Северной Америки.

На теме азиатской люльки остановлюсь отдельно. Много читала и «за» и «против»! Причём, сейчас в интернете пишут что, совсем недавно обнаружили, что бешик опасен. А я об этом читала ещё в советском журнале «Здоровье» в семидесятых годах прошлого века. К слову сказать, и укачивание некоторые считают полезным (развивается вестибулярный аппарат), а некоторые — вредным, якобы страдает головной мозг. Опасность бешика в тугом пеленании и в том, что младенец лежит без движения. Прямые ноги не самое лучшее положение для развития тазобедренных суставов. У детей этих регионов количество дисплазии тазобедренных суставов, в том числе вывихов бедра, самое высокое в мире: «Бешик – узкая и тесная традиционная восточная колыбель, в которой ребенку негде развернуться. В бешике проделано специальное отверстие, где устанавливается горшок, к которому от ребенка подводится специальная трубка. Это устройство заменяет младенцу туалет, в результате он остается сухим, а мать освобождена от необходимости менять пеленки. По мнению многих родителей, бешик является идеальной постелью для ребенка».




Мастера в Узбекистане изготавливают очень красивые бешики.
Следующая фотография тоже из книги Карло Маури «Когда риск – это жизнь» семья афганских киргизов:

И вот наконец-то, я вам покажу самые красивые колыбели, которые мне понравились очень, очень!

Это чеченские колыбели. Первая колыбель называется гянгли, три другие называются ага. Они разные. Гянгли качается.




А теперь колыбели енисейского народа кеты. Фото из книги Е.А. Андреевой ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО НОВОРОЖДЕННОГО В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КЕТОВ. Меня чем-то привлёк этот народ, и может я ещё вернусь к этой теме…

Деревянная колыбель. Кеты. Елогуйский район, Туруханский край.
Собиратель А.К. Львов, 1929 г. РЭМ, колл. № 8761-10478а

Деревянная колыбель с берестяной подстилкой. Кеты.
Елогуйский район, Туруханский край. Собиратель А.К. Львов, 1929 г.
РЭМ, колл. № 8761-10478а, б

Топик грузился с самого утра почти пятнадцать часов, это к слову о скорости интернета в российской провинции… Пока создавала топик, переделала кучу дел, а самое главное сделала колыбельку-зыбку для любимого Васеньки. Основой послужила корзинка из металлического прута, обшила её стареньким жаккардовым покрывалом, накидка винтажная, ещё бабушкина из 1950-х годов! Всё в тему, а то когда бы ещё собралась. Всем сразу захотелось понянчить Васеньку, а Ксения даже забралась в зыбку покачаться!




Ну вот и закончилось наше путешествие в страну колыбелей. Я показала и русскую, и европейскую, и азиатскую, и сибирскую колыбель. В общем — очень это увлекательная наука — этнография! Спасибо за внимание!

babiki.ru

Узнайте кто рисует картинки к колыбельным песням

В последнее время на прилавках книжных магазинов всё чаще стали появляться сборники колыбельных песен, оформленные красочно и разнообразно. Родители могут выбрать для своих детей иллюстрации на любой вкус: в классическом или воздушно-фэнтезийном стиле, в акварели, масляных красках или компьютерной графике.

Кто же рисует все эти прекрасные картинки к колыбельным песням? Кто дополняет слова маминых песен яркими образами, помогая детям лучше понять смысл колыбельной песни и прививая вкус и чувство прекрасного? Мы отобрали для вас 7 лучших художников-иллюстраторов, рисующих картинки на тему детских колыбельных, чтобы вы смогли познакомиться с этими замечательными людьми и их работами.

1. Анна Силивончик


Анна – это «лицо» проекта «Колыбельные для всей семьи». Именно её руками создан облик сайта Dreamsong.ru. Эта белорусская художница создаёт в своих работах завораживающий мир народности, искренности и удивительного ощущения «родства». Все её герои кажутся нам близкими и понятными, а места – полными жизни и настроения. Анна работает в особом стиле, мотивы которого напоминают древнеславянские лубки и роспись, должно быть, поэтому её работы и отзываются в сердце знакомыми нотками.

Нежные образы, доброта и невероятная сила её картинок на тему колыбельных послужили тому, что именно Анины работы стали зрительным наполнением нашей книги «Колыбельные для всей семьи». Её иллюстрации дополнили слова колыбельных прекрасными зрительными образами, превратив нашу книгу в верного проводника и помощника на пути познания истинной силы колыбельных песен. Просматривая эту книгу вместе с родителями, дети смогут успокоиться, расслабиться и лучше настроиться на сон.


2. Татьяна Дерий


Картины Татьяны напоминают старые, с любовью вышитые гобелены: чуть приглушённые, но яркие краски, точные живые линии и пойманные на взлёте мгновения жизни, радости и вдохновения. Дети на её картинах чисты и любопытны, и мир вокруг них представлен, словно сквозь призму этих же детских глаз — он полон волшебных чудес и ожидания новых открытий.


3. Игорь Олейников


Игорь – человек, который стоит за полюбившимися нам с детства мультиками «Тайна третьей планеты» и «Сказка о царе Салтане», но особенно интересны его иллюстрации к «Колыбельной книге» Андрея Усачёва. Нежные, немного расплывчатые, словно бы сами они – часть волшебного сна, картинки Игоря наполнены добротой и неистребимым юмором. Наверняка каждый, кто видел его спящего лунатика-астронавта, не мог сдержать улыбки!


4. Виктор Низовцев


Виктор малоизвестен в России, хотя его «дедушкины сказки» — это одна из наиболее ярких и необычных серий детских иллюстраций, написанных маслом. Очень красочные и выразительные, наполненные фольклорной символикой, его работы приковывают внимание добротой и искренностью. Герои его картинок к колыбельным песням, казалось, сошли из воспоминаний нашего детства, и оттого так особенно дороги нам, уже выросшим детям. Если вы с любовью и благодарностью вспоминаете своё детство, если вам дороги ваши бабушки и дедушки, то вам обязательно понравятся работы Виктора!


5. Джейн Хисси


Англичанка Джейн Хисси известна за свои добрые истории про плюшевого мишку и картинки к ним. На её книгах выросли уже несколько поколений англичан, а не так давно книги Джейн были изданы на русском языке. В одном из интервью художница рассказывала, что все её трое детей очень любили плюшевых мишек, поэтому она и начала создавать свои работы. Мишки Джейн очень разные, у каждого из них есть свой характер и своё настроение, но любой из них станет верным спутником малыша на пути к крепкому ночному сну.


6. Полина Яковлева


Полина работает в современном стиле компьютерной графики, но глядя на её завораживающие картинки, кажется, что руками этой художницы творил настоящий волшебник! Атмосфера рисованных иллюстраций Полины полна удивительного света и лёгкости, в её мирах бродят лунные кошки и прыгают смешные солнечные зайцы. Каждый, кто хотя бы раз увидел эти удивительные картинки, навсегда останется поклонником этой талантливой молодой художницы!

Мы взяли у Полины интервью, где она рассказала, как именно возникают её сказочные иллюстрации для детей.
 

7. Наталья Бендус-Петровская

Эта харьковская художница известна своими нежными акварелями для сборников колыбельных «Сонная книжка для малышки» и «Сонная книжка для малыша». На её рисунках круглолицые малыши сладко посапывают в своих колыбельках, мамы и папы полны заботы и ласки, а животные, которые окружают детей, добродушны и совсем нестрашные. Сама будучи мамой, Наталья как нельзя лучше знает, чем можно успокоить расшалившуюся к вечеру детвору, поэтому все её картинки к колыбельным песням полны внутреннего умиротворения и непередаваемой тихой радости.

dreamsong.ru

История детской колыбели. Чудо из глубины веков

Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.

И сто лет,  и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.

Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.

У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.

 

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.

Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.

Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.

Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:

полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.

К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.

У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.

Только в полете растет человек

Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на березе», что значит в подвешенной люльке.

Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.

Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.

Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребенок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения.

Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка.

У некоторых народов колыбелька подвешивалась на очеп — деревянную довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая береза.

Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:

у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.

К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.

Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.

Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.

Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.

В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Короб ставился на высокие ножки — полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, ее лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище, она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Малышу открывался более широкий обзор. Относительно источника света, окна или лампы, качалку поворачивали ежедневно по горизонтали, чтобы у ребенка не развилось косоглазие.

Недостатком «ваньки-встаньки» была нетранспортабельность: в поле или лес ее с собой не возьмешь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь.
Эта идея съемной части сохранилась и в наши дни.

С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве:

• Для спокойного сна чада в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».

• На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.

•  У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит  райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звезды.

•  В ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.

•  Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.

•  Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — березу.

•  Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:

o  Клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»

o  Выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай на сон-упокой».

o  Бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу. А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»

• Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.

•  Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперед.

•  Не следовало колыбельку с ребенком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребенка на своего детеныша.

Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет.
В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях.

Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:

наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Завершить статью позвольте прекрасными строками Марины Цветаевой:

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!

 

Берегите и лелейте Ваших детей и будьте счастливы!

Источники: «Литературная газета», 2003, shkolazhizni.ru, avega.net.ua

Предлагаю Вам подборку из 25 лучших колыбельных песен с Ютуб, а также тексты к ним. Надеюсь среди них Вы найдете для себя и своих малышей любимую баюшку.


Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайт
Sna-kantata.ru!


Рекомендую прочитать:

sna-kantata.ru

Как пошагово нарисовать маленького спящего ребенка

Сегодня будем рисовать маленькую девочку, которая сладко уснула на подушке. Инструкция для начинающих. Если у вас есть навыки рисования более сложных рисунков детей, можете по этой инструкции изобразить спящего младенца в кроватке или в колыбели.

С чего начать? Проще всего в качестве частей тела использовать геометрические фигуры. Им легко придать нужные формы и пропорции. Приступим?

1

Рисуем голову

Чтобы рисунок поместился на листе, голову в виде круга нарисуйте в левой части.

2

Туловище

Добавьте вытянутый овал.

Превращаем овал в туловище, соединяя его с головой.

3

Рука

Мы рисуем сон ребенка, поэтому руку лучше рисовать под головой. Даже взрослые любят класть ладони под голову во время отдыха. Так сон кажется намного слаще.

 Лишние линии стираем.

6

Лицо

Сон ребенка очень сладкий, нарисуйте ему красивую улыбку.

Нарисуйте реснички, брови, ушко и подкорректируйте форму пальчиков. На голове добавьте несколько волосков.

7

Бантик

Поскольку мы рисуем спящую девочку, “завяжите” волосы красивым бантиком.

8

Одежда

На животике малыша рисуйте пуговицы и кармашек в виде сердечка.

9

Подушка

Спит девочка на подушке.

10

Раскрашиваем

Раскрасить рисунок можно цветными карандашами, красками.

Или раскрасить в онлайн-режиме.

Выберите как хотите закрашивать.

11

Коллаж

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

evrikak.ru

Воспитание ребенка., нарисовать ребенка в колыбельке.

«Уроки в колыбельке»
Что такое колыбельные? Для каждого из нас – это определенные песни, которые поются матерью перед сном своему ребенку для того, чтобы он быстрее уснул. Но задумывались ли мы о том, о чем поет мать? Какие образы, картины рисует она своему младенцу? Только ли тема сна встречается в колыбельных? Наши пра-прабабушки пели эти песни, отчетливо понимая смысл, заложенный в текстах. Мы же напеваем любимые колыбельные даже не догадываясь о возможностях этих, казалось бы, простых песен.
Если рассмотреть дошедшие до нас народные тексты колыбельных, то можно выделить несколько общих тем:
Окружающий мир ребенка: сама его колыбелька, явления природы, звери как домашние, так и дикие.
Семья: состав, домашние обязанности каждого члена семьи
Песни о будущем ребенка: род деятельности, пожелания родителей тех или иных качеств характера у ребенка, счастливой судьбы.
Так же в колыбельных песнях есть определенные слова, образы, которые встречаются чаще других: запев «Люли – люли», различные птицы и кот.

Запев « люли-люли».
Понятный нами смысл слов « баюшки-баю» (от слова « баять», «баюкать») несколько отличается от «люли-люли». Если в первом случае «баю-бай» – пожелание сна, то во втором «Люли-люли» – обращение к богине Лели, дочери богини Лады. Леля (она же Ляля) – славянская языческая богиня, покровительница всего нарождающегося, защитница новорожденных. Вот поэтому наши пра-прабабушки в первую очередь просили покровительства Лели. Мы же начинаем петь колыбельную словами «Ай, люлю-люлю..» даже не задумываясь о их смысле. Производные от этого слова: «ляля» – ребенок, «люлечка», « лелеять».
Еще один часто встречающийся образ – птицы. Когда в доме должен был родиться ребенок, для него вырезали деревянную колыбельку. Если ее заказывали у мастера, то обращали внимание на его репутацию: он должен был славиться не только своим мастерством, но и добрым сердцем. В момент же изготовления самой колыбельки читали молитвы или приговоры. Украшали колыбельку вырезанными изображениями или нарисованными птицами – тетерками, которые призваны были оберегать новорожденного.
В те времена малыш находился в колыбельке приблизительно до полугода ( к 6 месяцам начинался период активного познавания мира ребенком: он вставал на ножки, начинал ползать, и оставлять его в подвешенной люльке становилось небезопасно). Если до этого возраста малыш рос крепеньким и здоровым, то колыбелька считалась счастливой и оставалась в семье до появления следующего ребенка. Когда со временем она ветшала, ее относили в лес и подвешивали на березу. Там птицы вили гнездо, и люлька продолжала свою жизнь уже в другом качестве. В самих же колыбельных песнях мы можем встретить самых разнообразных пернатых: голубей, грачей, журавлей. Как правило, они прилетают к дому или самой колыбельке и приносят дары, да непростые: счастье, здоровье, сон.
* * *
Баю-баюшки-баю,
Прилети птичка с леску,
Прилети птичка с леску,
Принеси дитю сонку…
* * *
А баю-баю-баю
Сидит ворон на краю,
И играет во трубу.
Звонко трубушка играет,
Сон и дрему нагоняет.
Ассоциация с птицами очень проста: птицы – защитники – ангелы ( и у тех и у других есть крылья)

ще один «персонаж» особо любимый матерями: кот. Коты считались собирателями негативной энергии: все недоброе, что посылалось на дом и хозяев, он собирал на себя. Поэтому существовал такой обычай: прежде чем положить новорожденного в колыбель, туда сажали кота. Кот считался хорошей «нянькой» – его мурчание быстро убаюкивало ребенка, что позволяло матери заниматься большим хозяйством во время сна младенца.
* * *
Ой, ты котик серенький,
Не ходи по сеням,
Иди на полати,
Сына покачати.
* * *
Уж вы коты вы коты
Принесите дремоты
А ты котенька с поморья
Принеси сынку здоровья.
Этот котенька-коток
Нам здоровья приволок
Целый полный коробок
Бросил в зыбку в уголок
* * *
И еще одна тематика колыбельных, которых хотелось коснуться: песни – пугалки про серого волчка. Существует различное множество завершения всем известной колыбельной, о которых мы не все знаем. Известный нам вариант нельзя петь без завершения!
Баю -баюшки-баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток…
Обязательное условие народных колыбельных – благополучное завершение. Эти песни были призваны не только усыплять малыша, но так же давать ему определенные знания! И первый урок – безвыходных ситуаций не бывает. Вот возможные варианты окончания песни:
***
… Кустик затрясется,
Детка засмеется.
***
… Там птички поют
Тебе спать не дадут
(птицы поют только днем, поэтому нет угрозы)
***
…У нас Ванечка один
Мы его не отдадим
***
Принесет в кабачок
И продаст за пятачок
В кабачке на полочке
Золотые ложечки
( идея выгоды).
Вы можете спросить: «А как ребенок поймет, о чем поют? Он же еще очень маленький». Если говорить языком науки, состояние малыша, слушающего колыбельную, можно назвать трансовым. Он находится между активным бодрствованием и сном, В этот период ребенок все слышит, впускает в себя и запоминает. Вот почему о некоторых явлениях или знаниях мы говорим: «Я это просто знаю, не могу понять откуда и как давно, но точно знаю».
Колыбельные песни имеют огромнейшие возможности. При помощи пения, выбирая тот или иной текст, мы даем нашему ребенку необыкновенную уверенность в самом себе и в мире

www.baby.ru

ДЕТСКИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Практически у каждого народа существуют колыбельные песни. Это замечательный дар, подаренный нам прошлыми поколениями.

Издревле укачивая малышей им пели колыбельные песни, способные усыпить даже самых капризных и беспокойных детей. Младенец не способен понимать слов взрослых и не может объяснить, чего хочет и что его беспокоит, колыбельная же выступает в качестве универсального языка, который, понимают все дети в любом возрасте. Утверждают, что ещё будучи в утробе матери, малыш способен слышать и понимать колыбельные.

Разумеется, речь идёт об интонации, эмоциях, которые передаются малышу от мамы, которая поёт ему колыбельную песенку.

Колыбельная – это своеобразный заговор ребёнка на сон, погружение его в трансовое состояние специально созданной для этого мелодией. Слово «баюкать», имеет значение уговаривать, заговаривать.

Поэтому, в колыбельных есть что-то волшебное. В колыбельных нет точек, каждое предложение заканчивается запятой, создавая ощущение бесконечного орнамента, способного усыпить не только малыша, но также и взрослого человека.

Младенец ещё не способен понимать, что такое любовь и как мама к нему относится, но её тихий, ласковый голос даёт ощущение тепла и покоя, поэтому так важно, чтобы именно мама пела ребёнку колыбельные. Для малышей долгое время мама является неотъемлемой частью его самого, он не разделает себя с ней, поэтому, засыпать слыша материнский голос малышу намного проще.

Колыбельная дарит малышу чувство спокойствия и уверенности. Мама может читать короткие колыбельные для ребенка, или напевать длинные сказания, это совершенно не имеет значения, главное, чтобы звучал её умиротворяющий голос.

Также колыбельные помогают запоминать слова, структуру предложения и т. д.

Страшные колыбельные

Однако, стоит отметить, что старинные колыбельные порой отличаются совершенно жуткими текстами, дело в том, что наши предки считали, будто дети, приходя из небытия, не принадлежат полностью этому миру, а в его теле живёт дух того мира, который нужно изгнать и от которого необходимо защищать малыша. Таким образом, колыбельная выполняла роль оберега. Надо сказать, что пока ребёнок не понимает значения слов, петь можно практически о чём угодно, лишь бы песенка была мелодичной, ритмичной и исполнялась нараспев.

Но когда малыш уже подрос и начал понимать то, о чём ему поют, над словами детских колыбельных песен совершенно необходимо задумываться. Детские колыбельные песни текст «Бай, да побай, хоть сейчас помирай, На погост тебя снесем и земелькой затрясем» напевать малышу не желательно ни в каком возрасте, тем более, когда он уже понимает смысл произносимых фраз.

Во многих колыбельных упоминаются жуткие вещи, всевозможные волчки, которые придут и укусят за бочок, цыганки, похищающие детей и прочие зловещие существ, от которых можно ожидать самых страшных и ужасных вещей. Многие мамы и сейчас поют подобные колыбельные, однако, делать этого не следует. Колыбельные должны успокаивать малыша, а песни про злобных существ способны разве что напугать ребёнка.

Многие страхи у взрослых развиваются именно из-за подобных колыбельных, когда после прослушивания маминой колыбельной ребёнок полночи кутается в одеяло и в ужасе ждёт когда придёт волчок и покусает его.

Поэтому слова детских колыбельных песен, для детей постарше имеют большое значение. Здесь важно понимать, что изначально страшные колыбельные напевались именно для того, чтобы наслать на малыша страшные сны, ведь наши предки верили, что всё, что приснится во сне, никогда не случится на самом деле. Сейчас же не стоит прибегать к таким методам.

Вообще же для того чтобы петь малышу колыбельные, совсем необязательно знать наизусть множество песен, ведь в колыбельной главное это ритм, мелодичность и нежный, любящий голос, а читать колыбельные для ребенка или петь можно практически о чём угодно, поэтому, сочинять колыбельную можно прямо на ходу.

Читать колыбельные для ребенка

 


Источник

Самое читаемое:

www.podelkidetkam.ru

Как нарисовать кровать карандашом поэтапно


В этом уроке я хочу продемонстрировать, как изобразить кровать карандашом поэтапно. Рисовать я буду в графическом редакторе SAI, однако вы можете использовать бумагу, карандаш, краски, либо же рисовать на компьютере с помощью мыши и графического планшета.

Каждый из нас вечером или поздно ночью отправляется спать, в любимую кровать. Кровати бывают разных типов и материалов – на пружинах, складные, откидные, односпальные и двуспальные, железные и кровати из массива березы или сосны. Давайте попробуем нарисовать односпальную кровать с одеялом и подушкой в мультяшном стиле.

Для того чтобы наша нарисованная кровать была ровной и не разваливалась, нам просто необходим каркас. Кроме того, рисование основы позволяет облегчить дальнейшую работу. Нарисуйте вот такую конструкцию, обозначающую элементы кровати.

Далее нам потребуется нарисовать следующие элементы:

  • Ножки;
  • Переднюю и заднюю спинку кровати;
  • Одеяло;
  • Подушку;
  • Матрас.

Чтобы было проще рисовать, я начинаю именно с задней спинки кровати. Рисуем ее сразу вместе с ножками. Я изображаю деревянную кровать, вы же можете проявить фантазию – например, сделать узор или рисунок. Ножки могут быть тонкими, ровно как и сама спинка, можно сделать каждый из элементов резным.

Далее нарисуем пушистое, мягкое и объемное одеяло в пододеяльнике. На поверхность одеяла также можно нанести орнамент или какие-то забавные рисунки персонажей мультфильмов.

Теперь нарисуем мягкую подушку и матрас под ней (его видимую часть). Эти элементы можно нарисовать в клеточку или полосочку, если вам нравятся такие узоры. Также вы можете изобразить полностью заправленную кровать, покрытую пледом – в общем, дайте волю своей фантазии, или используйте собственную кровать либо фотографию в качестве референса.

Осталось нарисовать вторую спинку и оставшиеся ножки кровати. Видимость задней ножки зависит от ракурса, с которого мы рисуем кровать.

Получившийся рисунок вы можете раскрасить карандашами, красками или фломастерами, либо же оставить в черно-белом варианте, ограничившись легкой штриховкой для придания объема рисунку.

Надеемся, вам понравился этот урок. С его помощью вы можете обставить нарисованную комнату, дополнив ее интерьер.


www.lessdraw.com

Советы рукодельницам