Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие на школьные острова»

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.
  • Закрепить умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
  • Закрепить умения работы с линейкой.
  • Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия.
  • Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку.
  • Упражнять детей в определении времени по часам.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.
  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам.
  • Развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методические приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
  • Упражнения на логическое мышление творческого характера.
  • Вопросы к детям.
  • Использование дидактических пособий, наглядного материала.
  • Физкультминутка.
  • Пальчиковая гимнастика.

Оборудование: Фланелеграф, мольберт, мяч, цифры от 1 до 20, таблицы с комбинацией геометрических фигур, карандаши, линейка, знаки неравенств, циферблат, медали, пригласительные на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на школьные острова. На этих островах нас ожидают задания, если мы правильно выполним все задания, то получим медали и если мы соберем семь медалей, то получим приглашение в школьную страну. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся. Вот первое задание.

Игра «Круглый год».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Какое время года наступит после весны?

Дети: Лето.

Воспитатель: Молодцы. А затем?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А после осени?

Дети: Зима.

Воспитатель: Молодцы. Давайте назовем осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно. А теперь назовите весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Молодцы. Зимние.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно. И назовите летние.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали.

Игра «Дни недели».

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, год состоит из месяцев, а месяц состоит из чего?

Дети: Из недель.

Воспитатель: Правильно. А неделя из чего состоит?

Дети: Из дней.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним дни недели. Первый.

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Второй.

Дети: Вторник.

Воспитатель: Третий.

Дети: Среда.

Воспитатель: Четвертый.

Дети: Четверг.

Воспитатель: Пятый.

Дети: Пятница.

Воспитатель: Шестой.

Дети: Суббота.

Воспитатель: Седьмой.

Дети: Воскресенье.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я буду бросать мяч, и задавать вопросы о днях недели, слушайте внимательно и отвечайте. Какой день наступит после среды?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Какой день недели перед вторником?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?

Дети: Пятница.

Воспитатель: Какой день послезавтра будет, если сегодня понедельник?

Дети: Среда.

Воспитатель: Какие дни рабочие в неделе?

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Воспитатель: Какие дни выходные?

Дети: Суббота, воскресенье.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали и за это мы получаем медаль. Слушайте следующее задание.

Игра «Часики».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, человеку нужны часы? А для чего?

Дети: Чтобы знать, когда спать ложиться, когда просыпаться, когда в садик идти, чтобы на поезд (самолет) не опоздать.

Воспитатель: Правильно ребята. Вот и мы сейчас с вами будем определять время. Вот у нас циферблат. Давайте вспомним, какая стрелка обозначает часы?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Какая стрелка обозначает минуты?

Дети: Большая.

Воспитатель: Правильно. Послушайте задание.

Петя проснулся в 7 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 7. Совершенно верно.

Папа выходит на работу в 2часа 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 2 и 3. Совершенно верно.

Маша ложится спать в 9 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 9. Совершенно верно.

Мама пришла с работы в 5часов 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 5 и 6. Совершенно верно.

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Чем отличается?»

Воспитатель: Ребята, смотрите на карточке изображены геометрические фигуры, но каждая следующая фигура отличается от предыдущей. Нам с вами нужно определить, по каким признакам они отличаются. (Ребенок выходит к мольберту и называет признаки отличия.)

Физкультминутка.

Поднимают руки дети – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,|
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Игра «Составь задачу».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача?

Дети: Задача состоит из условия и вопроса.

Воспитатель

: Правильно. Давайте сейчас вы составите задачи на сложение или вычитание. (Дети придумывают задачи и решают).

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Сравнение чисел».

Воспитатель: Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать?

Дети: Вставить знаки <, >, =.

Воспитатель: Совершенно верно. (На фланелеграфе пары чисел 11 и 12, 7 и 8, 15и 16, 19и 19, 13 и 12, 0 и 5).

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Измеряем линейкой».

Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания нам нужно сесть за столы. Посмотрите на первое задание. Что у вас нарисовано?

Дети: Отрезки.

Воспитатель: Правильно. Что нужно сделать?

Дети: Измерить длину.

Воспитатель: Замеряйте и рядом напишите длину каждого отрезка.

Скажите, у кого какой длины получился отрезок?

Дети: 5сантиметров и 7 сантиметров.

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте поиграем с вами с пальчиками.

Игра с пальчиками.

В школу осенью пойду
(пальчики шагают по столу),
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
(загибают пальчики на обеих руках),
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду
(грозят указательным пальчиком).

Воспитатель: А сейчас мы с вами выполним последнее задание. «Математический диктант»

Я вам буду говорить, какие фигуры, где нужно нарисовать, вы слушайте внимательно и чертите.

В правом верхнем углу начертите овал.

В центре – прямоугольник.

В нижнем левом углу – квадрат.

В нижнем правом углу – круг.

В левом верхнем углу – треугольник.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте посчитаем, сколько медалей мы заработали. Совершенно верно семь, значит, все задания мы выполнили правильно и за это получаем приглашение в школьную страну. Всех вас ждут осенью в школе.

Литература:

  1. Казинцева Е. А. «Формирование математических представлений» издательство «Учитель» Волгоград 2009год.
  2. Колесникова Е. В. «Математика для детей 6-7 лет» издательство «Сфера творческий центр» Москва 2009ггод.

19.03.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия по математике в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

«Конспект занятия по математике в подготовительной группе А»

Воспитатель:

Котлярова Наталья Александровна

Бехтеевка 2017

Конспект занятия по математике в подготовительной группе А.

Тема: Простые арифметические числа, знакомство с числом 15. Занятие № 17 ( Е.В. Колесникова)

Цель занятия: продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание, знакомиться с числами в пределах 20.

Задачи:

Образовательная

Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду; закреплять знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку и умения ориентироваться в пространстве, пространственные представления.

Развивающая

Развивать смекалку, память, связную речь.

Воспитательная

Воспитывать дружеские отношения, аккуратность.

Материалы: ручка, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия:

1.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас 14 декабря. День недели- четверг, и сейчас занятие по математике- будем работать в печатной тетради, проверьте все ли у вас готова к занятию.

— открываем тетради с занятием №17 и начинаем работать.

Задание «Слушай, считай, записывай» (лист 17, рис.1)

— Ребята, послушайте стихотворение:

Есть игра одна у Вани

В бой матросы веселей

Дунул и поплыли в ванне

Все 15 кораблей

  • Сколько больших кораблей на рисунке?

  • Как можно сказать по другому?

  • Сколько маленьких корабликов на рисунке?

  • Сколько всего корабликов на рисунке?

  • Как получилось число 15?

  • Напишите как получилось число 15 и прочитайте запись

Приветствие

Проверка готовности к занятию

Дети отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради

Развитие мышления, умения отвечать на вопросы

2.

«Пишем число 15» (лист 17, рис. 2)

— Ребята, напишите число 15 до конца строчки

Дети выполняют задание в рабочей тетради, самостоятельно формулируют задание

Развитие умения самостоятельно формулировать условие задачи

3.

Пальчиковая гимнастика «Шляпка для Лили».

Девочке Лиле шляпку подарили

(соединять поочередно пальцы обеих с большими пальцами рук) ;

На шляпке у Лили (хлопают в ладоши)

Ленточка с лилией (упражнение цветок) ;

Ленточка с лилией крепиться к шляпке,

(соединять поочередно пальцы обеих руках с большими пальцами рук) ;

У девочки Лилии всегда все в порядке (хлопают в ладоши, на последнее слово выставляют большой палец вперед, остальные пальцы собраны в кулак) .

Дети выполняют движения в соответствие с текстом

Развитие умения выполнять движения в соответствие с текстом

4.

Игровое упражнение «Допиши и соедини правильно» (лист 17, рис. 3)

  • Что нужно сделать в этом задание?

  • Напишите цифры числа в пустые квадраты, назовите их

  • Соедините цифру с карточкой, которое количество предметов соответствует этой цифре

  • С какой цифрой соединили карточку с цветами? Почему?

  • С каким числом соединили карточку с мячами? Почему?

  • С каким числом соединили карточку с листиками? Почему?

  • С каким числом соединили карточку с жуками? Почему?

Дети отвечаю на вопросы воспитателя, выполняют задание в тетради

Формирование умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой

5.

«Рисуем кошку (лист 17, рис.4)

— Ребята, как вы думаете что нужно сделать в этом задание?

  • Нарисуйте кошку как показано на рисунке

  • На какую геометрическую фигуру похож хвост у кошки?

  • На какую геометрическую фигуру похожа голова у кошки?

  • На какую геометрическую фигуру похожи уши у кошки?

  • На какую геометрическую фигуру похожи лапы у кошки?

Дети формулируют задание и записывают решение в рабочей тетради

Развитие умение ориентироваться по клеткам

6.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

— О чем мы сегодня говорили?

Дети отвечают на вопросы педагога, анализируют что получилось, а где испытывали затруднение.

Развитие связной речи, формирование навыкам самоконтроля

infourok.ru

Колесникова Е.В. Математика для детей 6 — 7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради [PDF]

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,…

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

2-е изд., доп. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. — ISBN 5-89144-211-6. Третья часть цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы) предназначена для работы с детьми 5—6 лет (старшая группа). Она включает методическое пособие по проведению 32 учебно-игровых занятий и тетрадь «Я считаю до 10» для выполнения заданий ребенком. Рекомендуется широкому кругу специалистов,…

  • 98,02 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. — М.: ТЦ Сфера. 2007. — 64 с. Тетрадь является приложением к четвертой части цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы) и предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами до 20, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических фигурах, научатся…

  • 144,83 МБ
  • добавлен
  • изменен

2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. Тетрадь является приложением к третьей части цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы) и предназначена для работы с детьми 5-6 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 10, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических…

  • 869,11 КБ
  • добавлен
  • изменен

М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. — (Математические ступеньки). — ISBN 978-5-9949-0514-2. Тетрадь по формированию элементарных математических представлений — заключительная час

www.twirpx.com

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Помоги Буратино»

Программное содержание:

1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели;
2. Упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
3. Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
4. Способствовать развитию логического мышления, внимания;
5. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

 

Ход занятия:

Орг. момент

Видеозвонок от Буратино. Воспитатель обращает внимание детей на компьютер и говорит , что до нас пытается кто то дозвониться. Давайте мы с вами ответим на этот звонок.

Буратино (через другой компьютер обращение к детям): «Дорогие дети! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Дети, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Вопросы в конверте я отправил на ваш адрес. (Воспитатель берет конверты с номерами.)

Воспитатель:

— Ну, что, дети? Поможем Буратино?

Дети:

Да!

Воспитатель: Буратино наши дети согласились тебе помочь, ты сейчас не отключай компьютер, а смотри и запоминай.

Задание №1

Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Как называются рабочие дни?

Молодцы! Справились.

Второй вопрос в конверте под номером 2

Задание №2

Воспитатель нужно помочь решить задачи:

1. На заборе рыжий кот

Греет лапки и живот.

Он позвал еще кота

И теперь их стало.. ( два)

 

2. Песик ест одну сосиску,

Две лежат спокойно в миске.

И теперь, дружок смотри,

Всех сосисок стало .. (три)

 

3. Мышь несет кусочек сыра,

К ней бегут еще четыре.

Нам не трудно сосчитать,

Стало мышек ровно.. (пять)

 

4. У Ванюшки три редиски,

Есть четыре у Лариски.

А теперь скажите всем-

У детей редисок.. (семь)

 

5. Три зеленые лягушки

Загорают кверху брюшком.

Три решили муху съесть,

А всего лягушек .. (шесть)

 

6. Мы надули три шара

Улетели в небо два.

А теперь сидим, грустим:

Ведь остался шар.. (один)

 

7. Пять качанчиков на грядке

С червячком играют в прятки.

Мы три взяли качана,

Их теперь осталось .. (два)

 

8. Восемь желтеньких цыплят

Червячка достать хотят.

Три пошли жучка искать

И цыплят осталось .. (пять)

 

9. Ой! Беда, беда, беда!

Птенчик выпал из гнезда.

Было восемь, а теперь

Всех птенцов осталось.. (семь)

 

10. Десять сереньких мышат

Корку поделить спешат.

Убежал один, что делать?

Всех мышат осталось .. (девять)

Третье задание в конверте под номером 3

Задание №3

Задание на смекалку, сообразительность.

1. Сколько ушей у двух мышей? (четыре уха)

2. Сколько лап у двух медвежат? (восемь лап)
3. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще одна яблоня. Сколько яблонь расцвело? (ни одной)

4. У кошки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние. Сколько лап у кошки? (четыре лапы)
5. Сколько ушей у двух ежей?
6. Сколько хвостов у четырех котов?
7. Сколько носов у трех слонов?
8. Сколько орехов в пустом стакане?

Физминутка «Сидели два медведя»:

Сидели два медведя

На тоненьком суку (раскачиваемся с ноги на ногу)

Один читал газету (читаем газету),

Другой — мешал муку (мешаем муку).

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку (лечь на спину и болтать ногами в воздухе).

Четвертое задание в конверте под номером 4

Задание №4

Воспитатель: На мольберте написаны числа, которые нужно сравнить. Поставить знаки «больше», «меньше» или «равно»

5   8                                     7    1
3   5                                     6    8
6   6                                     2    5
7   4                                     8    8
4    0                                    5    6
1    7                                    9    10
9    6                                    4    8 
4    4                                    6    0
2     3                                   2    2
10   9                                   3    1

Воспитатель:

— Дети, нам спасибо. А от кого оно? — Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.

Чтение письма

«Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».

Воспитатель:

— Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте листок бумаги, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 4 клетки – вправо, 2 клетки – вверх ,4 клетки – вправо ,5 клеток – вниз,4 клетки – влево, 2 клетки – вверх 4 клетки – влево ,1 клетка – вниз ,1 клетка – влево ,1 клетка – вниз ,1 клетка – влево, 3 клетки – вверх.

Воспитатель:

— Что получилось?

Дети:

Ключик.

Воспитатель:

— Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино. (работы собираются и выносятся за пределы группы). Подводится итог занятия, во время которого «почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо – ответ.

«Дети! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!», а вам в подарок отправляю диск « Занимательная математика»

Воспитатель:

Молодцы, дети! Я рада, что всё у вас получилось. Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Наше занятие закончилось. Спасибо.

 

Используемая литература:

1. Е. В. Колесникова « Я считаю до 20» — рабочая тетрадь

2. ФГТ «Комплексные занятия в ДОУ» , под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

3. В.П. Новикова « Математика в детском саду»

4. Л.В. Управителева «Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление»

5. Картотека физминуток.

dohcolonoc.ru

Советы рукодельницам