Классные часы на тему экологии — Классные часы

Содержание

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

pedsovet.su

Классный час «Колокола тревоги» ( экология 10 класс)

Тематический классный час на экологическую тему

«Колокола тревоги»,

посвященный Дню Земли.

Классный руководитель 10 класса- Калашникова И.А.

Задачи: — Привлечь внимание ребят к глобальным экологическим проблемам

планеты Земля;

-Помочь в осознании ими необходимости личного вклада каждого

человека в сохранении окружающей среды;

-Воспитание ответственного отношения к природе.

/Мыслить глобально действовать локально/

Учитель: Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Экологическая драма Земли находилась в тени опас­ности «ядерного конфликта». Сейчас, когда миновало время «холодной» войны, стало ясно, что «экологическая бомба» для человечества столь же опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой. Ибо:

В природе шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг…

Будущее планеты за нами… Этой актуальной экологичес­кой теме и посвящается наше мероприятие, называемое Коло­кола тревоги.

1в.— Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали «во дни торжеств» и людских бед, когда голосу челове­ческому не под силу было выкричать боль…

— По ком звонят колокола сегодня ? Они звонят по каждо­му из нас, живущему на планете Земля, и возвещают о прибли­зившейся вплотную ко всем нам экологической катастрофе.

2в.— Моя планета — человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава — океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу!»

— Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!..

Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.

— Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали сознавать: наш дом — планета Земля — в опасности! Она медленно погибает.

2в.— Давайте окинем мысленным взором нашу голубую пла­нету!

Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности… Она нуждается в скорой экологической помощи.

1в.— Скорая экологическая помощь?

2в.— Да! Центр экологической помощи создаётся при ООН. Со временем ученые-экологи по заданию центра будут выезжать в места экологического бедствия, а сейчас ими проводится при­страстный «врачебный»

осмотр планеты. Каков же диагноз?

.— Если говорить, пользуясь терминологией американского ученого-биолога Поля Эрхила, «кожа» нашей планеты, её живая оболочка, биосфера заболела «раком», и возникает вопрос, излечи­ма ли эта болезнь? Многие серьёзные специалисты отвечают на него отрицательно. Они указывают на распространившиеся по­всюду «опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности оке­анов,

трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами.

4в.— Словно гигантские «гнойники» на теле Земли — свал­ки, вызывающие боль и отвращение.

«Шрамы» на Земле — асфальтовые дороги. Бетон про­должает поглощать Землю.

— В опасности «лёгкие» планеты — тропические леса. Исчезновение их приобрело всемирный характер: «полысение планеты» сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает ре­альная угроза потерять «лёгкие» Земли.

3в.— Затуманились

«глаза Земли» — озёра, моря, океаны… Наша планета — планета океанов:

3/4 поверхности её занято морями и океанами, которые сегодня покрыты почти сплошной нефтяной плёнкой, и всё живое в океане может погибнуть, заг­лохнуть навсегда.

— Вот они, очаги экологического нездоровья на нашей пла­нете!

1в.Средиземное море… Это сегодня уже не большое синее море, а «резервуар чёрной жижи». Океанографы предсказыва­ют, что эта закрытая акватория, без приливов и отливов, уже через 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём!

2в.— Неужели это мрачное пророчество есть верный прогноз?

1в.— Ученые-оптимисты считают, что дело можно поправить, а пессимисты говорят: «Битва проиграна!»

Есть и грустная золотая середина во мнениях. На вопрос: «Можно ли спасти море?» — отвечают: «Может быть».

2в. В предынфарктном состоянии сегодня Чёрное море, Азов­ское — уже охватил обширный инфаркт. Критические точки там, где в моря впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.

3в. Принц Чарльз, наследник английского престола, назвал Северное море большой клоакой, заявив, что пока мы будем ждать диагноза врачей, пациент может умереть.

4в. А вот диагноз, поставленный учеными-экологами Балтийс­кому морю: «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного, страдающего отдышкой человека, который к тому же напичкан наркотиками. Главные враги Балтики — городские и промыш­ленные сбросы: фосфор и азот, попадающие в море с городски­ми стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород. Всё живое здесь на грани вымирания. Значит и Бал­тика больна безнадёжно?

Среди тех, кого тревожит судьба Балтики, есть пессимисты, но есть и такие, которые, несмотря на угрозу, нависшую над бассейном, считают, что Балтику можно, если и не полностью вылечить, то хотя бы подлечить.

3в. Буквально задыхается сегод­ня от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Не­сколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине-зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда.

1в. Очаг вели­чайшего экологического бедствия — Аральское море, «испа­рившееся» на глазах одного поколения. Когда-то богатое рыбой, оно ныне на огромных пространствах представляет собой полу­пустыню, в которой навсегда похоронены плававшие здесь ко­рабли. Среди районов экологического бедствия на нашей пла­нете Арал стоит на первом месте не только по алфавиту. Здесь есть жертвы: люди, которые на всю жизнь останутся калеками, есть отравления, изуродованная земля, брошенные селения…

2в. Экологическая катастрофа нависла тёмной тенью над каждым человеком нашей планеты!

(Фрагменты видеозаписи о стихийном бедствии на Земле.)

Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что ещё чьи-то дни уже сочтены.

3в. Великие умы прошлого предвидели последствия безумно­го покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя, истребляя растительный и жи­вотный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и при-родой.

Мы живём словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час — бомба замедленного действия, готовая в любой момент взорваться.

4в. Бомба замедленного действия?… I

Океан седой гремит набатно, I

Он таит обиду в глубине, |

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век,

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

1в.— Настало время каждому осознать, что мы живём в озоно­вом одуванчике, что наша Земля — одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взры­ваем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую обо­лочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.

2в.— Человек должен понять, что всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, все для неё любимые дети: и человек, и какая-нибудь гусеница, и божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой-либо ниточки несущественно. Заблуж­дение — «ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.

.— Поэтому мы обращаемся ко всем. Будем же беречь нашу Землю. Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в от­дельности! Другого нам не дано… Земля с её биосферой — ве­личайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасет надежда, она останется жить в каждом человеческом сердце.

4в. Берегите Землю! Берегите!

Времени крутые повороты.

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства.

1в. Дерево, надежду беспокойства,

Откровения земли и неба.

Сладость жизни, молока и хлеба,

Берегите доброту и жалость.

Чтоб она за слабого сражалась,

Берегите будущего ради.

— И блекнет день, и нежно затухает

В берёзовой истоме облаков,

Как будто вовсе не имеет края,

А кровью переходит в нашу кровь…

3в. — Как же всё это дорого, как всё это сберечь, что же нам делать? Детство, отрочество, юность — прекрасная пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зелёного мира будет утрачено?

Мы не должны этого допустить! Человечество должно жить. И оно должно сделать всё возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых.

4в 26 апреля 1986 года в 1 ч 27 мин ударил Чернобыльский колокол…

— Его услышали жители всей планеты. Он звучит и сегод­ня… Последствия Чернобыльской катастрофы оказались более серьёзными, чем мы предполагали…

Притаилась радиация в затонах, в тишине, в жабах, в кустах … Время распада стронция — 300 лет!

А плутония?…

— Заросли огороды библейской полынью.

— И погасли на реках костры. Тихо перекликаются слова «болиголова», «тошнота и болит голова»…

— Тихо в лесах и полях. Тихо на плесе пустом в Белорус­ском городе Могилеве. Оказывается, на краю Чернобыльской воронки совсем исчезли бабочки, они просто не могут жить в столь загрязненном воздухе. А человек?

1в.— Катастрофически растёт во всём мире число экологичес­ки неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промыш­ленными выбросами, становится непригодным для жизни.

— Такая же ситуация наблюдается и в нашей Ростовской области. Вырубается лес, ежегодно лесные пожары уничтожают тысячи гектаров лесных массивов, загрязняются наши реки, озера, люди бросают мусор в городе и оставляют его в лесу во время походов.

Мы тесно связаны с природой нашего края, нашего города. И мы должны приложить все наши силы, чтобы сохранить нашу природу и не допускать загрязнения территории нашего поселка и школы.

infourok.ru

Классный час «10 глобальных экологических проблем»

НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…

еще… КОММЕНТАРИИ
еще… Галина Геннадьевна, спасибо за дидактический материал, он пригодится не только д… Хороший праздник 1 Мая! С каким добрым чувством вспоминаются сейчас наши первома… Интересный блог, Виктория Валерьяновна! И Татьяна молодец, в школу пошла!!! В уч… Лидия Петровна, благодарю Вас за качественный ресурс! Скачала для урока. Уверена… А Вам-то зачем грустить?

Классный час «Человечество»

• любой
• повторение, систематизация, классный час , видео
28.02.2017
На сегодняшний день перед человечеством стоит немало экологических проблем, картинки на эту тему наиболее красноречивы. В ролике перечислены десять глобальных экологических проблем, как России, так и во всем мире. Каждый человек несет ответственность за сохранение жизни на Земле. Данный ресурс будет полезен классным руководителям. Можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, посвящённых защите окружающей среды.
Цель: Способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе. © Молодых Елена Николаевна Молодых Елена Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала Классный час «10 глобальных экологических проблем» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе Классный час «Человечество» и представляет собой повторение, систематизация, классный час.



Скачать материал 9.9Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

GOR154 #1 | 01.03.2017 | 13:47 | 0

Интересно! Актуально! Познавательно! Благодарю за работу,Елена Николаевна!


Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна! Всего хорошего!


Очень пригодится при проведении Недели биологии. Спасибо за ресурс. Красиво оформлено, материал тщательно подобран. Все четко и ясно.

DAN64 #3 | 01.03.2017 | 15:52 | 0

Елена Николаевна, спасибо Вам за интересную и познавательную работу. Очень понравилось, прибрала. Новых Вам идей и всего доброго!


Спасибо, Надежда Георгиевна, за оценку моей работы! Всего Вам доброго!


С удовольствием посмотрела Вашу работу, Елена Николаевна! Готовый материал для классного часа Вы представили! Благодарю Вас за актуальный ресурс!


Спасибо, Елена Владимировна, за отзыв о моей работе! Всего наилучшего Вам!


Елена Николаевна, очень понравился Ваш материал. Спасибо. Дальнейших Вам творческих успехов.


Спасибо, Стелла Ивановна! Приятно, что Вам понравилась моя работа. Всего доброго!


Елена Николаевна, работа понравилось! Актуально и познавательно.

Спасибо, Лариса Викторовна!

81059 #8 | 01.03.2017 | 21:15 | 0

Елена Николаевна, спасибо за интересную и познавательную работу! Сейчас эта тема актуальна.


Спасибо, Елена Дмитриевна, за внимание к моей работе! Да, в Год экологии такие ресурсы актуальны. Вам всего доброго!


Спасибо за актуальный ресурс, Елена Николаевна!


Спасибо, Галина Викторовна, за внимание! Вам творческих идей и успехов!


relikt #14 | 02.03.2017 | 23:23 | 0

Елена Николаевна, спасибо! С интересом посмотрела Вашу работу. Верно выделены основные экологические проблемы, но они — следствие одной глобальной! Самая главная проблема в том, что человек перестал ощущать себя частью природы, отделил себя от природы, вознёсся над ней, стал переделывать её под свои запросы, не учитывая природные законы, по которым живут все остальные живые организмы…
В ролике (или при обсуждении после его просмотра) необходимо задать  вопрос: Почему возникли эти проблемы?  Ответ однозначный:   «Человек забыл, что он — часть природы!» Учащиеся, да и многие взрослые не осознают, что человечество — это всего лишь ОДИН ВИД среди множества других видов. В загрязнённой окружающей среде человечеству не выжить, а большинство других видов приспособится и выживет. И далее по ролику (2 мин. 28 сек), ПОЭТОМУ нужно жить в согласии с природой  и т.д. С уважением, Раиса Поликарповна.


Спасибо, Раиса Поликарповна, за объемный комментарий! Согласна с Вами. Ролик создан в помощь классным руководителям, каждый использует его на свое усмотрение. Всего Вам доброго!


Vagu #15 | 03.03.2017 | 01:51 | 0

Елена Николаевна, спасибо за актуальную работу! Качественный ресурс!


Спасибо за высокую оценку, Мария Викторовна. Всех благ!


Елена Николаевна, спасибо за прекрасный видеоматериал! Обязательно воспользуюсь!


Благодарю за внимание, Татьяна Григорьевна! Приятно, когда коллеги используют ресурс  в работе. Всего наилучшего!


easyen.ru

«От экологии природы к экологии души». 10 класс

Классный час на тему:

«От экологии природы к экологии души».

(10 класс)

Составила: Копачева Т.А.

Классный час на тему: «От экологии природы к экологии души».

Цель:

Задачи:

  • Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.

  • Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.

  • Воспитывать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

  • Привлечь внимание школьников к экологической проблеме, познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу, объяснить, что значит экология души

  • Развивать лидерские качества у учащихся

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), ватман

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Форма проведения: дебаты

Предполагаемый результат: привлечение школьников к проблемам экологии, организация совместной деятельности при поиске материала.

Участники дебатов – две команды, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.

В каждой команде есть человек, представляющий свою группу. Эксперты – от одного до 3-х. Тайм-спикер следит за временем выступлений и пауз.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Добрый день, уважаемые гости! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии. Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить одну из самых важных проблем в современном мире. Но для начала давайте проведем с вами одно небольшое упражнение, которое называется «Поделись улыбкою своей….!» Давайте улыбнемся друг другу и скажем, как мы рады друг друга сегодня видеть.

Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, теперь мы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.

  1. Постановка проблемы, темы занятия.

«Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, — этого довольно: смотришь на небо — и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»» Эта фраза из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Наша планета прекрасна, ее красоту мы не просто видим, а стараемся пропустить через себя, свою душу. Мы как «Маленький принц», живущий на своей планете. Мы отвечаем за нее, мы неделимы.

Я предлагаю вам посмотреть фильм и попробовать пропустить его через свою душу. (фильм)

Какие чувства вызвал у вас этот фильм?

Что мы с вами сегодня будем обсуждать? Какие проблемы?

  1. Ход дебатов.

Итак, сегодняшнее наше мероприятие посвящено проблемам экологии, и я предлагаю перейти к нашей работе, которую мы с вами проведем в форме дебатов:

Участники дебатов – две команды, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.

В каждой команде есть человек, представляющий свою группу. Эксперты – от одного до 3-х. Тайм-спикер (Учитель) следит за временем выступлений и пауз.

За ходом дебатов будут следить наши эксперты, которые подведут итоги и огласят результаты, чья сторона была наиболее убедительна.

Сегодня у нас представлены сторонники двух утверждений. Первые утверждают, что экология нашей с вами планеты начинается, прежде всего, с экологии нашей конкретной души.

— доводы (2-3):выступления родителей

Но есть и противники данного утверждения, которые заявляют о том, что экология нашей планеты – это задача специальных организаций.

— доводы (2-3): выступления обучающихся

Вед.: Что понравилось у оппонентов? Какой довод был наиболее убедителен? Переубедили ли вас оппоненты?

Вед: Мы можем сами уже что-то сделать, изменить свои привычки. Экономьте воду (горячую и холодную), утепляйте свой дом, помните, ресурсы нашей страны не бесконечны. Любой прогресс в науке и технике, наряду с ярко выраженными, безусловно, положительными явлениями неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны (пример с энергосберегающими лампами). Вопросы ресурсосбережения в нашем обществе ставятся во главу угла. Именно поэтому важно ценить каждую каплю чистой пресной воды, беречь тепло, и электроэнергию.

VI. Итоговый этап.

Подводя итог нашего с вами мероприятия, я бы хотела зачитать одно высказывание:

«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е.Л. Прасолова

Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем. И мы все должны приложить совместные усилия, чтобы сохранить ее. Я прошу всех вас взять заготовки ладоней и наклеить их на этот ватман вокруг нашей планеты, в знак того, что каждый из нас должен помогать нашей земле, сохранить ее красоту, ведь только совместные усилия приведут к нужному результату.

Спасибо за внимание!

infourok.ru

Открытый классный час «Экология»

Классный час :

Экологическое ассорти

Классный руководитель: Пахомова Елена Евгеньевна

3 класс

ОСШЛМФИ, 2014 г.

Пояснительная записка

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальной школе свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанного классного часа продиктована необходимостью экологического образования в начальной школе.

Цель: создание условий для экологического воспитания учащихся

Задачи: 1. Формировать первоначальные представления учащихся об экологии и её значении в жизни человека.

2. Способствовать формированию и развитию основ экологической

грамотности, развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.

3. Воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Оборудование: мультимедийная презентация, листы с заданиями для каждого ребёнка, цветные листы для коллективного коллажа, стихи русских поэтов по теме, музыкальное оформление.

Экологическая компетентность современного человека является одним из важнейших условий реализации гуманитарной стратегии решения глобальных экологических проблем и устойчивого развития цивилизации. 
Высшая цель современного образования согласно государственным образовательным стандартам – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Казахстан, принимающий судьбу государства как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Достичь этой цели возможно в контексте решения задач экологического образования , начиная с раннего детства. Особая ответственность в формировании экологической культуры личности лежит на педагоге начального этапа школьного образования. 
Стандарт в качестве результатов экологического воспитания младших школьников выделяет: 
— развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; 
— понимание активной роли человека в природе; 
— ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 
— элементарный опыт природоохранительной деятельности; 
— бережное отношение к растениям и животным. 
Таким образом, разработанный классный час является частью экологического образования как приоритетного направления работы современной школы.

Ход классного часа:

I Орг момент.

Звучит песня «Притяжение Земли» ( муз. Д. Тухманова).

Ребята входят в класс, рассаживаются за парты.

II Основная часть урока.

Определение темы занятия. Знакомство с теоретическим материалом.

— Сегодня на занятии речь пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

— Ребята, мы много говорим об охране природы.

Для кого мы охраняем природу? (Для человека)

От кого мы охраняем природу? ( От человека)

В последнее время мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать?

(Звучит стихотворение Р. Рождественского в исполнении подготовленного ученика) 
Кромсаем лед, 
Меняем рек теченье, 
Твердим о том, что дел невпроворот… 
Но мы еще придем просить прощения 
У этих рек, барханов и болот. 
У самого гигантского восхода, 
У самого мельчайшего малька… 
Пока об этом думать неохота, 
Сейчас нам не до этого. Пока. 
Аэродромы, пирсы и перроны, 
Леса без птиц и земли без воды… 
Все меньше окружающей природы, 
Все больше окружающей среды.

— Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» — «жилище, дом» и «логос» — учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

— Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не прийдёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

— В общепланетном доме люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

Международный день охраны озонового слоя Земли

20 марта

День леса

25 сентября

День моря

4 сентября

День защиты животных

22 марта

Всемирный день воды

1 апреля

День птиц

22 апреля

День Земли

5 июня

День охраны окружающей среды

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой

22 апреля 1989 года вблизи небольшого американского городка Санта Барбара произошёл разрыв нефтепровода. В ликвидации последствий этого экологического бедствия приняло участие всё население городка и многие добровольцы из других городов Америки. Известный американский учёный-эколого профессор Денис Хейс обратился к мировой общественности с призывом отмечать, начиная с 1990 г., 22 апреля «День Земли» и вносить в этот день свой посильный вклад в облагораживание и благоустройство территорий родной планеты и природных памятников.

В апреле отмечается праздник, который знают во всём мире – День Земли. Как возникла идея – отмечать этот день, как особенный?

— Я хочу познакомить вас с символами Дня Земли, которые известны во всём мире:

(слайд : Символ, флаг, колокол Мира)

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Природа нас окружила дивной своей красотой.

Природа нам подарила воздух лесной и степной.

Берег крутой с быстрой рекой,

Синее небо над головой.

— Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете, а человек – это маленькая часть этой природы. Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается всё хуже год от года. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения 70% населения нашей планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

Практическая часть занятия

— А теперь я предлагаю вам пройти несколько испытаний, чтобы доказать, что вы любите и знаете природу и готовы прийти к ней на помощь.

Конкурс эрудитов:

  1. Что в переводе означает экология:

А) наука о доме;

В) наука о природе.

2. Какое растение называют сосной сибирской:

А) лиственницу;

В) кедр.

3. Кит – это:

А) рыба;

В) млекопитающее.

4. Название «адмирал» носит:

А) жук;

В) бабочка.

5. С какой стороны дерева растёт мох:

А) с северной;

В) с южной.

6. Сколько пар ног у паука:

А) три;

В) четыре.

7. На стволе берёзы растёт гриб:

А) чага;

В) подберёзовик.

8. Какой газ используют для дыхания все живые существа:

А) кислород;

В) углекислый газ.

Конкурс «Лесная аптека»

Задание 1 Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом. (Подорожник)

Задание 2 У мальчика Миши болит горло. Порекомендуйте ему лечение.

Задание 3 У ребёнка простуда, сильный кашель. Что вы посоветуете его маме? Что поможет вылечить кашель?

Конкурс «Бюро прогнозов»

А: хорошая погода

В: плохая погода

  • Пчёлы сидят в улье и громко гудят;

  • Ласточки и стрижи летают высоко;

  • Воробьи купаются в пыли;

  • Благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

  • Раскрыты цветы кувшинки;

  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

  • Поздно вечером трещат кузнечики;

  • Крот нагребает высокие холмики;

  • Паук усиленно плетёт паутину;

  • Голуби разворковались

А) 2, 5, 6, 8, 10, 11 В) 1, 3, 4, 7, 9

Конкурс «Цветочный калейдоскоп» ( на доске прикрепляются фотографии цветов)

  1. Ландыш

В рассветный час, сырой и сумрачный,

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки.

Да так, что глаз не отвести.

  1. Пастушья сумка

Много беленьких цветочков по 4 лепестка.

Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.

  1. Тысячелистник

Тысяча долек в зелёном листе.

Белых цветочков в корзинке не счесть.

  1. Ромашка

Нарядные платьица. Жёлтые брошки.

Ни пятнышка нет на красивой одёжке.

  1. Шиповник

Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.

Шипами огорожен я, об этом не забудь.

  1. Дуб

Он раскидист и могуч.

Головой коснулся туч.

  1. Черёмуха

Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,

Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

  1. Берёза

В белом сарафане

Стояла на поляне.

Прилетели сестрицы

Сели на косицы.

  1. Ель

Её всегда в лесу найдёшь,

Стоит колючая как ёж.

(По результатам конкурса определяется лучший знаток природы)

III Заключение . Посадка растения. Выполнение коллективного коллажа.

— Вы показали неплохие знания природы. Ребятам, продемонстрировавшим лучшие знания, предоставляется замечательная возможность – посадить комнатное растение, которое будет украшать наш класс.

— Остальные ребята, посмотрите, у вас вас на столах лежат листочки бумаги. Обведите ваши ладошки и напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля.

(Дети прикрепляют вырезанные ладошки с надписями на плакат на доске. Звучит мелодия «Счастливые дни на зелёном холме)»

— Итак, посмотрим, как же каждый из нас может сохранить Землю. (Чтение высказываний детей на коллаже)

Ученик читает стихотворение:

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас.

— Вот мы и перелистнули очередную страницу книги знаний о природе. Каждый человек, живущий на планете Земля, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе всё взаимосвязано. Каждый из нас сегодня предложил свою «щепотку» добра для сохранения природы.

Природа – это дом, украшенный трудом.

Храните этот дом, в котором мы живём.

Другого дома нет на целом свете.

Список использованной литературы 

1. Беззащитный океан: Учеб. пособие по экологии для шк./Под ред.А.Агеева. – Волгоград: кооператив «Книга», «Международный Центр просвещения «Вайланд-Волгоград», 1994. 

  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

3. Музыка «Счастливые дни на зеленом холме» — http://www.ru-musicxxl.ru/music/103458/muzika-dlya-malishey-2009.html 
4. «Притяжение Земли», музыка Д.Тухманова, слова Р.Рождественского 
http://poiskm.ru/song/324295-Lev-Leshchenko-Prityazhenie-Zemli 
5. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2006. 
6. Тревоги пятого океана: Учеб. пособие по экологии для шк./Под ред.А.Агеева. – Волгоград: кооператив «Книга», «Международный Центр просвещения «Вайланд-Волгоград», 1994. 
7. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Сост. Е.С. Галанжина. – М.: «Планета», 2010. 
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

infourok.ru

Классные часы на тему экологии — Классные часы

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

pedsovet.su

Классные часы на тему экологии — Классные часы

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

pedsovet.su

Советы рукодельницам