Перспективное планирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Содержание

Перспективное планирование деятельности

по формированию культурно-гигиенических навыков и культуры поведения у детей

Сезон

месяц

Недели

Обучающие

Упражняющие

Закрепление

Совершенствование

осень

Сентябрь

1 неделя

Выявить умение следить за своим внешним видом.

Выявить умение полоскать рот после еды.

Выявить умение поддерживать порядок в шкафу.

Выявить умение пользоваться носовым платком.

2 неделя

Выявить умение правильно мыть руки.

Выявить умение следить за своим внешним видом.

Выявить умение полоскать рот после еды.

Выявить умение поддерживать порядок в шкафу.

3 неделя

Учить правильно пользоваться салфеткой.

Упражнять в умении правильно мыть руки.

Закреплять умение следить за своим внешним видом.

Совершенствовать умение полоскать рот после еды.

4 неделя

Учить пользоваться носовым платком.

Упражнять в умении правильно пользоваться салфеткой

Закреплять умение правильно мыть руки.

Совершенствовать умение следить за своим внешним видом.

неделя

октябрь

1 неделя

Учить следить за чистотой тела.

Упражнять в умении пользоваться носовым платком.

Закреплять умение правильно пользоваться салфеткой.

Совершенствовать умение правильно мыть руки.

2 неделя

Учить следить за опрятностью одежды.

Упражнять следить за чистотой тела.

Закреплять умение правильно пользоваться носовым платком.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой.

3 неделя

Учить мыть руки с мылом.

Упражнять в умении следить за опрятностью одежды.

Закреплять умение следить за чистотой тела.

Совершенствовать умение пользоваться носовым платком.

4 неделя

Учить самостоятельно умываться.

Упражнять мыть руки с мылом.

Закреплять умение следить за опрятностью одежды.

Совершенствовать умение следить за чистотой тела.

неделя

ноябрь

1 неделя

Учить брать пищу по не многу.

Упражнять в умении самостоятельно умываться.

Закреплять умение мыть руки с мылом.

Совершенствовать умение следить за опрятностью одежды.

2 неделя

Учить правильно пользоваться ложкой.

Упражнять в умении брать пищу по не многу.

Закреплять умение самостоятельно умываться.

Совершенствовать умение мыть руки с мылом.

3 неделя

Учить пользоваться расчёской.

Упражнять в умении правильно пользоваться ложкой.

Закреплять умение брать пищу по не многу.

Совершенствовать умение самостоятельно умываться.

4 неделя

Учить при кашле прикрывать рот.

Упражнять в умении пользоваться расчёской.

Закреплять умение правильно пользоваться ложкой.

Совершенствовать умение брать пищу по не многу.

неделя

зима

декабрь

1 неделя

Учить следить за опрятностью причёски.

Упражнять в умении закрывать рот платком при кашле и чихании.

Закреплять умение правильно пользоваться расчёской.

Совершенствовать умение пользоваться ложкой.

2 неделя

Учить самостоятельно чистить зубы.

Упражнять в умении следить за опрятностью причёски.

Закреплять умение закрывать рот при кашле.

Совершенствовать умение правильно пользоваться расчёской.

3 неделя

Учить быстро и аккуратно раздеваться.

Упражнять в умении самостоятельно чистить зубы.

Закреплять умение следить за опрятностью причёски

Совершенствовать умение прикрывать рот при кашле и чихании.

4 неделя

Учить опрятно убирать постель.

Упражнять в умении самостоятельно следить за чистотой ногтей.

Закреплять умение самостоятельно чистить зубы.

Совершенствовать умение следить за опрятностью причёски.

неделя

январь

1 неделя

Учить быстро и аккуратно одеваться.

Упражнять в умении закрывать рот платком при кашле и чихании.

Закреплять умение следить за чистотой ногтей.

Совершенствовать умение чистить зубы.

2 неделя

Учить соблюдать порядок в своём шкафу.

Упражнять в умении быстро и аккуратно одеваться.

Закреплять умение закрывать рот при кашле.

Совершенствовать умение следить за чистотой ногтей.

3 неделя

Учить быстро и аккуратно раздеваться.

Упражнять в умении соблюдать порядок в своём шкафу.

Закреплять умение быстро и аккуратно одеваться.

Совершенствовать умение прикрывать рот при кашле и чихании.

4 неделя

Учить опрятно убирать постель.

Упражнять в умении быстро и самостоятельно раздеваться.

Закреплять умение соблюдать порядок в своём шкафу.

Совершенствовать умение быстро и аккуратно одеваться.

неделя

февраль

1 неделя

Учить есть аккуратно.

Упражнять в умении опрятно убирать постель.

Закреплять умение быстро и аккуратно раздеваться.

Совершенствовать умение соблюдать порядок в шкафу.

2 неделя

Учить правильно пользоваться вилкой.

Упражнять в умении есть аккуратно.

Закреплять умение опрятно убирать постель.

Совершенствовать умение быстро и аккуратно раздеваться.

3 неделя

Учить сохранять правильную осанку за столом.

Упражнять в умении пользоваться вилкой.

Закреплять умение есть аккуратно.

Совершенствовать умение опрятно убирать постель.

4 неделя

Учить аккуратно складывать одежду.

Упражнять в умении сохранять правильную осанку за столом.

Закреплять умение пользоваться вилкой.

Совершенствовать умение есть аккуратно.

неделя

март

1 неделя

Учить правильно пользоваться ножом.

Упражнять в умении аккуратно складывать одежду.

Закреплять умение сохранять правильную осанку за столом.

Совершенствовать умение правильно пользоваться вилкой.

2 неделя

Учить правильно полоскать рот после еды.

Упражнять в умении пользоваться ножом.

Закреплять умение аккуратно складывать одежду.

Совершенствовать умение сохранять правильную осанку за столом.

3 неделя

Учить вешать полотенце на место.

Упражнять в умении полоскать рот после еды.

Закреплять умение правильно пользоваться ножом.

Совершенствовать умение аккуратно складывать одежду.

4 неделя

Учить не разговаривать с полным ртом.

Упражнять в умении вешать полотенце на место.

Закреплять умение полоскать рот после еды.

Совершенствовать умение пользоваться вилкой.

неделя

апрель

1 неделя

Учить пережевывать пищу.

Упражнять не разговаривать с полным ртом.

Закреплять умение вешать полотенце на место.

Совершенствовать умение правильно полоскать рот после еды.

2 неделя

Учить следить за своим внешним видом.

Упражнять пережевывать пищу.

Закреплять умение не разговаривать с полным ртом.

Совершенствовать умение вешать полотенце на место.

3 неделя

Учить насухо вытираться после умывания.

Упражнять в умении следить за своим внешнем видом.

Закреплять умение пережевывать пищу.

Совершенствовать умение не разговаривать с полным ртом.

4 неделя

Учить есть бесшумно.

Упражнять в умении насухо вытираться после умывания.

Закреплять умение следить за своим внешним видом.

Совершенствовать умение пережевывать пищу.

май

1 неделя

Учить правильно пользоваться мылом.

Упражнять в умении есть бесшумно.

Закреплять умение насухо вытираться после умывания.

Совершенствовать умение следить за своим внешним видом.

2 неделя

Учить есть аккуратно.

Упражнять в умении правильно пользоваться мылом.

Закреплять умение есть бесшумно.

Совершенствовать умение насухо вытираться после умывания.

3 неделя

Учить полоскать рот после еды.

Упражнять в умении есть аккуратно.

Закреплять умение правильно пользоваться мылом.

Совершенствовать умение есть бесшумно.

4 неделя

Учить вешать полотенце на место.

Упражняться в умении полоскать рот.

Закреплять умение есть аккуратно.

Совершенствовать умение правильно пользоваться мылом.

неделя

infourok.ru

Перспективный план по КГН в старшей группе

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приёмы

Сентябрь

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

Октябрь

Питание

Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».

Одевание-раздевание.

Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Беседа «Каждой вещи своё место».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Заправка кровати

Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Чтение С. Михалков «Я сам».

Ноябрь

Питание

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Одевание-раздевание

Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам».

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком.

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).

Заправка кровати

Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

Декабрь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Одевание –раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».

Умывание

Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем.

Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Январь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Беседа «Культура поведения во время еды».

Одевание-раздевание

Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и правильно умываться.

Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.

Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья.

Чтение Д.Крупской «Чистота»

Февраль

Питание

Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках».

Умывание

Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё».

Март

Питание

Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой».

Одевание-раздевание

Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь

Чтение М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Беседа «Микробы – наши враги»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья.

Беседа «Чистота – залог здоровья»

Апрель

Питание

Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

Беседа «Культура еды – серьёзное дело».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный»

Умывание

Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.

Чтение Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло.

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

Май

Питание

Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости

Беседа «Чистые руки – здоровые дети»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.

Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Июнь

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой.

Чтение О. Григорьев «Варенье».

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник.

Чтение С. Михалков «Всё сам».

Умывание

Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела

Чтение Т. Кожомбердиев « Всё равно».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»

Июль

Питание

Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле.

Чтение Я. Аким «Неумейка».

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.

Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Полностью заправлять кровать после сна.

Показ, напоминание, указание.

Август

Питание

Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе».

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам.

Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный».

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости.

Напоминание

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.

Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

freedocs.xyz

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

Октябрь

Питание

Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».

Одевание-раздевание.

Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Беседа «Каждой вещи своё место».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Заправка кровати

Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Чтение С. Михалков «Я сам».

Ноябрь

Питание

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Одевание-раздевание

Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам».

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком.

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).

Заправка кровати

Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

Декабрь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Одевание –раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».

Умывание

Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем.

Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Январь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Беседа «Культура поведения во время еды».

Одевание-раздевание

Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и правильно умываться.

Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.

Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья.

Чтение Д.Крупской «Чистота»

Февраль

Питание

Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках».

Умывание

Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё».

Март

Питание

Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой».

Одевание-раздевание

Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь

Чтение М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Беседа «Микробы – наши враги»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья.

Беседа «Чистота – залог здоровья»

Апрель

Питание

Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

Беседа «Культура еды – серьёзное дело».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный»

Умывание

Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.

Чтение Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло.

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

Май

Питание

Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости

Беседа «Чистые руки – здоровые дети»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.

Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Июнь

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой.

Чтение О. Григорьев «Варенье».

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник.

Чтение С. Михалков «Всё сам».

Умывание

Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела

Чтение Т. Кожомбердиев « Всё равно».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»

Июль

Питание

Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле.

Чтение Я. Аким «Неумейка».

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.

Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Полностью заправлять кровать после сна.

Показ, напоминание, указание.

Август

Питание

Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе».

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам.

Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный».

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости.

Напоминание

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.

Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

infourok.ru

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Формирование картотеки КГН в старшей группе с целями по ФГОС способствует ведению результативной воспитательно-образовательной работы в старшей группе, позволяет сформировать у детей круг положительных привычек и укрепить их здоровье.

Скачать картотеку культурно-гигиенических навыков в старшей группе по месяцам
Скачать в .docx

Привитие культурно-гигиенических навыков (далее — КГН) дошкольникам является обязательной составляющей современного воспитательного процесса. Формирование картотеки КГН в старшей группе с целями по ФГОС позволяет воспитателю решить ряд приоритетных задач:

  • обеспечить последовательную, систематическую деятельность, направленную на приобщение малышей к обязательному выполнению гигиенических норм и правил поведения в обществе;
  • составить поэтапный план формирования у детей полезных привычек на основе навыков;
  • реализовывать различные педагогические методы и приемы с целью достижения поставленных результатов, фиксируя наиболее действенные для составления личной методической копилки.

Привитие КГН в старшей группе: составление картотеки с целями по ФГОС

Процесс культурно-гигиенического воспитания для дошкольников является привычной практикой, которая реализуется во время тематических занятий и режимных моментов.

В этом возрасте воспитанники уже хорошо освоили базовые умения, необходимые для защиты здоровья и успешной социальной адаптации. Поэтому педагогам дошкольного образования бывает сложно определить границы содержания педработы по привитию КГН в старшей группе детского сада, и составление картотеки с целями в соответствии с ФГОС способствует повышению эффективности процесса воспитания малышей в средней, старшей и подготовительных группах ДОУ.

Объем КГН для старшей группы по ФГОС определяется следующими требованиями к детям:

  1. Самостоятельно и при содействии взрослых поддерживать личную гигиену, опрятность одежды и прически.
  2. Закрепить умение переодеваться, застилать постель и убирать игрушки, складывать личные вещи.
  3. Уверенно пользоваться столовыми приборами, соблюдать нормы поведения во время принятия пищи.
  4. Соблюдать правила игры в детском коллективе, не только в ДОУ, но и за его пределами.
  5. Уметь идентифицировать хорошее (одобряемое социумом) и плохое поведение, высоко оценивать нравственно-волевые качества, соблюдать общепринятые правила поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
  6. Освоить понятие дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки.
  7. Проявлять уважение к старшим по возрасту.
  8. Продолжать осваивать нормы культурного общения и применять полученные навыки.
  9. Проявлять социально активную жизненную позицию, учиться высказывать свое мнение и аргументировано отстаивать его, уважительно воспринимать мнение других детей и взрослых.

Скачать картотеку культурно-гигиенических навыков в старшей группе по месяцам
Скачать в .docx

Режимные моменты и тематические занятия Порядок формирования культурно-гигиенических навыков в старшей группе Методические и дидактические приемы
сентябрь-ноябрь декабрь-февраль март-май июнь-август
Принятие пищи. Закреплять умение правильно держать вилку во время приема  пищи разной плотности и консистенции(без  перекладывания прибора из правой руки в левую и обратно), сформировать навыки владения столовым  ножом (отрезание кусочков пищи, намазывание масла на кусочек хлеба). Формировать умение правильно кушать вторые блюда (с использованием  вилки и ножа), пользоваться салфетками. Продолжать работу над формированием умений воспитанников корректно использовать столовые приборы во время принятия твердой пищи, жевать тщательно, не спеша и не разговаривая, с закрытым ртом. Формировать привычку использовать столовые приборы по назначению,  удерживать их над тарелкой во время еды и класть на тарелку после окончания  приема пищи, использовать салфетки по мере необходимости. Беседы «Вспомним правила владения ножом и вилкой»,  «Едим вторые блюда по правилам», «Культура поведения за обеденным столом», чтение тематической  литературы (сказок «Спор вилки и ложки», притчи  Л. Толстого «Дурак и нож», стихотворения О. Григорьева «Варенье»), упражнения «Как вести себя за столом», «Кушаем культурно», сюжетно-ролевые игры  «Я в кафе», «Меня пригласили на праздник».
Одевание и раздевание. Сформировать привычку раздеваться в озвученной воспитателем последовательности, аккуратно размещать вещи в шкафу или тумбочке,  актуализировать навык завязывания шнурков на обуви. Развить умение бережного использования разного вида фурнитуры. Мотивировать детей совершенствовать умение развешивать предметы гардероба на стуле, определяться в определенности, без помощи родителей и воспитателя поддерживать порядок в своем шкафчике. Продолжать воспитательно-образовательную работу над закреплением  навыков самообслуживания. Учить детей выворачивать снятую одежду налицо и  расправлять рукава, развешивать предметы гардероба перед тем, как лечь спать,  аккуратно ставить обувь, бережно обращаться с различными элементами  фурнитуры. Закреплять навыки оказания взаимопомощи в группе при  одевании (расправить воротник, помочь надеть капюшон), поддержания чистоты в личном шкафчике. Развивать у воспитанников снимать и одевать одежду  быстро. Беседы «Как навести порядок в шкафчике», упражнения «Кто быстрее сложит одежду правильно», «Плановая уборка в шкафчике», подготовка  инсценировки «Маша-растеряша», чтение тематической литературы (рассказы И.  Бурсова «Галоши», С. Михалкова «Все сам», Я. Акима «Неумейка», М. Зощенко «Глупая  история»), коллективные игры-соревнования «У кого в шкафу порядок», «Кто  самый аккуратный», «Кто оденется быстрее всех».
Умывание лица, поддержание опрятности. Актуализировать навыки умывания (ополоснуть лицо,  намылить руки до образования пены и аккуратно провести ими по лицу, смыть мыло, насухо вытереться личным полотенцем). Закрепить умение следить за состоянием прически, своевременно использовать салфетки для очищения носа. Продолжить работу над закреплением навыков умывания, учить воспитанников вытираться насухо, разворачивая полотенце в  ладошках на достаточную длину. Закреплять привычку умывать лицо быстро и аккуратно, соблюдать порядок в ванной комнате, мыть руки с мылом после посещения  туалета. Формировать у детей устойчивую привычку следить за  чистотой тела и опрятностью внешнего вида, мыть руки с мылом после каждого  посещения туалетной комнаты. Беседы «Почему микробы опасны для нас», «Как нужно  правильно умываться», «Чистые руки — залог здоровья», чтение тематической  литературы (отрывки из «Мойдодыра» К. Чуковского, сказки «Про Витю-грязнулю»,  стихотворения А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Да  здравствует мыло душистое…»), дидактическое упражнение «У того полотенце  чистое, кто умывается правильно», «Моем руки старательно».
Содержание в порядке кровати, одежды и обуви. Закрепить умение аккуратно застилать кровать (расправлять простыню, разравнивать одеяло, застилать покрывало). Формировать навыки по уходу за одеждой и обувью в случае их загрязнения. Продолжать учить воспитанников следить за состоянием своей одежды, своевременно протирать обувь. Формирование у малышей умение пришивать к одежде пуговицы. Приобщение к процедуре смены постельного  белья.
 
Закреплять привычку следить за своим внешним видом и видом товарищей по группе во время подготовки к прогулке (при необходимости тактично напоминать о  неопрятности), формировать навыки смены постельного белья (самостоятельно застилать  простынь, менять наволочку, с помощью взрослого — менять пододеяльник). Совершенствовать умения чистить и сушить одежду, обувь, поддерживать внешний вид в порядке, в том числе после активных игр  и сна, самостоятельно застилать постель после тихого часа. Учить детей  пришивать петли. Беседы «Вспомним, как правильно застилать кровать»,  «Учимся заботиться об одежде и обуви», «От чистоты зависит наше здоровье», чтение  тематической литературы, упражнения «Помоги другу», «Самый опрятный», продуктивная деятельность (оказание помощи младшему воспитателю при плановой смене постельного белья, шитье одежды для кукол).

Условия воспитания культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС

Формирование способностей ребенка к самообслуживанию и следованию культурным нормам общества закладывается задолго до поступления в детский сад, еще в раннем возрасте. Система воспитания культурно-гигиенических навыков в старшей группе является лишь частью образовательного комплекса, который реализуется во время общения малыша с родителями и членами семьи, пребывания в общественных местах. С первых дней взросления ребенок наблюдает стереотипы поведения (потребление пищи с помощью столовых приборов, соблюдение гигиенических норм), которые позже становятся основой для формирования сознательных навыков привычного поведения.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Педагогам дошкольного образования важно понимать, что целью работы над закреплением культурно-гигиенических навыков в старшей группе является формирование правильных привычек — «ритуалов», которые ребенок выполняет практически бессознательно, в обязательном порядке, без дополнительных напоминаний. Благодаря воздействию со стороны мам и пап, воспитателей на момент достижения пятилетнего возраста малыши научились мыть руки и умываться, следить за своей одеждой, следовать правилам поведения за столом, но эти умения являются неустойчивыми. Нередки ситуации, когда дошколята забывают или ленятся мыть руки перед принятием пищи, наводить порядок в своем шкафчике, заправлять постель. Систематическое закрепление ранее разученных навыков позволяет сформировать у детей положительный опыт решения бытовых задач и выработать стойкие привычки, которые, в свою очередь, станут базой для повышения культурного и эстетического уровня в будущем.

Для формирования культурно-гигиенических навыков в старшей группе необходимо создать условия, отвечающие требованиям ФГОС:

  1. Создание правильных примеров. Воспитатели и младший педагогический персонал обязаны выполнять правила, озвучиваемые детям и ежедневно демонстрировать положительный пример. Для достижения результата необходимо проводить личные консультации, беседы с представителями семей для согласования единой воспитательной тактики. Педагоги ДОУ должны донести до родителей, что перевоспитать в ребенке привычки гораздо сложнее, чем привить новые.
  2. Обеспечение комфортных условий для выполнения культурно-гигиенических требований. Оснащение умывальных и туалетных комнат, размер мебели практически во всех детских садах соответствует возрасту воспитанников, но об отдельных моментах, необходимых для привития КГН, нужно позаботиться воспитателю. Обеспечение бумажными салфетками или носовыми платками, наличие столовых ножей для намазывания масла на хлеб — эти и многие другие нюансы следует продумать заранее, а также проинформировать родителей о важности обеспечения свободного доступа малыша к безопасным средствам личной гигиены.
  3. Привлечение внимания воспитанников к оснащению, необходимому для формирования КГН, через декорирование мебели и отдельных предметов в группе. Яркие цветовые решения, наклейки, игрушки помогают актуализировать внимание детей старшей группы на отдельных предметах интерьера и создать своеобразные «якоря» — напоминалки, помогающие формировать правильные привычки. Благодаря наклейкам малыши безошибочно находят свои шкафчики и индивидуальные полотенца, а тематическая картинка возле умывальника служит подсказкой при мытье рук или умывании лица.
  4. Строгое соблюдение режима дня в ДОУ.
  5. Закрепление культурно-гигиенических привычек систематически, независимо от места пребывания дошколят.
  6. Учет индивидуальных особенностей, оказание помощи воспитанникам, которые в силу разных причин не могут освоить отдельные нормы поведения и навыки самообслуживания.

Составление картотеки культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Составление личного методического пособия для воспитателя в вопросах культурно-гигиенического воспитания старших дошкольников предусматривает проведение обширной работы, результаты которой станут опорой при определении педагогической тактики и использоваться на протяжении из года в год. Формирование картотеки культурно-гигиенических навыков в старшей группе — документа с указанием целей и задач, практическими рекомендациями — выполняется согласно  утвержденному алгоритму:

  1. Проработать рабочую программу на предмет указания культурно-гигиенических навыков, которыми необходимо овладеть  воспитанникам старшей группы.
  2. Запланировать педагогическую работу по  закреплению КГН понедельно.
  3. Выбрать методические приемы (беседы, упражнения, игры), направленные на закрепление правильных привычек у малышей.
  4. Указать цели дидактической и игровой деятельности, необходимый для их проведения инвентарь.
  5. После проведения запланированных видов активности зафиксировать результаты, при необходимости — внести изменения в картотеку.

Составление картотеки культурно-гигиенических навыков будет способствовать ведению результативной воспитательно-образовательной  работы в старшей группе, позволит сформировать у детей круг положительных привычек и укрепить их здоровье, сделать ощутимый вклад в воспитание самостоятельных, социально активных личностей.

Читать еще по теме:

www.resobr.ru

Воспитание кгн в старшей группе

Воспитание культурно-гигиенических навыков старшая группа

I квартал

II квартал

III квартал

Питание
Совершенствовать умения:
Держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем,
есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.
Закреплять умение:
намазывать ножом масло на хлеб
отрезать кусочек мяса, сосиски.

Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке
Закреплять
умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
полоскать рот после приема пищи.

Закреплять умения
правильно пользоваться столовыми приборами,
есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку,
есть с закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.

Одевание-
раздевание
Закреплять умения:
самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности,
правильно размещать свои вещи в шкафу,
аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Закреплять умения:
пользоваться всеми видами застежек,
узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.
Закреплять умения:
самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
просьбу о помощи выражать словесно, обращаясь к детям или взрослому, не забывать говорить «пожалуйста» и благодарить.
Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:
— не сорить,
— помогать товарищам,
— не мешать другим,
— вытирать ноги при входе в помещение.

Закреплять умение:
аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
выворачивать рукава рубашки или платья,
расправлять одежду,
аккуратно ставить обувь.
Совершенствовать умения:
наводить порядок в своем шкафчике.
Аккуратно развешивать вещи в шкафу.
Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.

Умывание
Совершенствовать навыки:
намыливать руки до образован

educontest.net

Перспективный план по КГН в старшей группе


Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков
Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы
Сентябрь
Питание Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Одевание-раздевание Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
Умывание Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».
Октябрь
Питание Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».
Одевание-раздевание. Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. Беседа «Каждой вещи своё место».
Умывание Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».
Заправка кровати Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню. Чтение С. Михалков «Я сам».

Ноябрь
Питание Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»
Одевание-раздевание Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам».
Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
Умывание Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).
Заправка кровати Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».
Декабрь
Питание Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке. Беседа «Как правильно есть второе блюдо».
Одевание –раздевание Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».
Умывание Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Январь
Питание Закреплять умение есть второе блюдо.
Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды».
Одевание-раздевание Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»
Умывание Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.
Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. Чтение Д.Круп

filesclub.net

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе: картотека с целями

Дом и семья 15 января 2016

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.

Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил личной гигиены. То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.

Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились — благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом — основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

Видео по теме

Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:

  1. Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
  2. Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
  3. Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
  4. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
  5. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
  6. Четкое соблюдение режима дня.

Объем КГН в старшей группе по ФГОС

Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:

  • освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
  • дружбы;
  • уважения к старшим;
  • правила игр в коллективе сверстников;
  • различать хорошее и плохое поведение;
  • закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
  • учиться культуре общения;
  • следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
  • закрепить навык переодевания;
  • формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель;
  • пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

Что такое картотека КГН?

В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным помощником воспитателя в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.

Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

Настольная игра «Подбери пару»

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.

Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Как составить картотеку для старшей группы?

Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:

  1. Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
  2. Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
  3. Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
  4. Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
  5. Подготовить материал к проведению деятельности.
  6. Провести игровое занятие согласно плану.
  7. Оценить результат проведенной работы.

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.

Источник: fb.ru

monateka.com

Советы рукодельницам