Великие батыры казахской степи | МИКС Tengrinews.kz

Настоящий батыр, сын степей, защитник Родины. Тот, кто готов отдать жизнь за свой народ. Их имена навечно останутся в памяти казахстанцев. В честь Дня защитника Отечества и наступающего Дня Победы предлагаем еще раз вспомнить о нескольких великих воинах казахской земли. Это только малая часть тех, кто достойно сражался за мир.

Кобыланды Токтарбайулы

Народный герой, ставший легендой, происходит из рода кипчак, племени кара-кипчак. В сохранившихся преданиях и народных летописях его называют «Кара-кипчак Кобыланды». Судя по летописям, Кобыланды жил во времена хана Абулхаира (XV век), внука Джучи-хана, и был его полководцем.


Фото с сайта altyn-orda.kz

Жалантос-батыр
1576 — 1656

Жалантос происходил из рода торткара Младшего жуза. Полководец, эмир Самарканда. В 1646 году происходит конфликт между бухарским ханом Абдул-Азизом и иранским шахом. На стратегические города Хорасан и Балх претендовали как бухарское ханство, так и монгольская династия, правящая в то время в Иране. В результате разгорелась война. Согласно сведениям из исторического источника «Тарихи Кыпчакхани» Хаджамкули Балхи, Жалантос-батыр собрал 100-тысячное войско, состоящее из бухарских воинов и казахских ополченцев, и разгромил иранцев.


Иллюстрация с сайта kazakhstan.orexca.com

Карасай-батыр
1598 — 1671

Много легенд сложено народом о Карасай-батыре. Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за ее пределами. Не раз приходил он на помощь киргизскому народу. Джунгары, китайцы дрожали при упоминании его имени. Хан Есим присвоил Карасаю титул «Казахский Карасай-батыр». В настоящее время потомки Карасая-батыра проживают в Жетысу.


Иллюстрация с сайта tarih-begalinka.kz

Букенбай Карабатырулы
1667 — 1742

Видный государственный деятель, известнейший батыр и потомственный бий, один из основных организаторов освободительной борьбы против джунгарско-калмыцкой агрессии в XVIII в. Букенбай-батыр всю сознательную жизнь провел в военных походах и войнах с внешними врагами. Начал свой героический путь в 1690-х в войнах с калмыками, джунгарами, русскими казаками и частично с башкирами.


Иллюстрация с сайта e-history.kz

Богенбай-батыр
1680 — 1778

Национальный герой Казахстана, великий казахский полководец, главнокомандующий армиями трех казахских жузов, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (103 сражения), дипломат. В честь Богенбай-батыра названы проспект в Астане, на котором находится памятник ему, улицы областных и районных центров Республики Казахстан, историко-краеведческий музей и казахская средняя школа города Ерейментау, Акмолинская областная школа-интернат для одаренных в спорте детей и т.д.

Иллюстрация с сайта hameleons.com

Кабанбай-батыр
1692 — 1770

Кабанбай Кожакулулы, Каракерей Кабанбай, Дарабоз — знаменитый казахский батыр. Настоящее имя — Ерасыл. Один из военачальников, непосредственно участвовавший в борьбе против джунгарских завоевателей. В народе его прозвали Каракерей Кабанбай. О батыре сохранилось много дастанов, поэм, написаны специальные исследования. Жизнь и героизм Кабанбая воспели Бухар жырау, Актамберды, Умбетбай, Дулат и другие акыны. В национальной академии наук о нем есть материалы в отделе древних рукописей.


Иллюстрация с сайта ehistory.kazakh.ru

Отеген-батыр
1699 — 1773

Отеген — один из знаменитых батыров, боровшихся с джунгарскими захватчиками в 1-ой половине XVIII века, происходит из племени дулат Старшего жуза. Имя Отеген-батыра стало в народе легендой. Первым его воспел дед Суюнбая, акын Кусен. По материалам историка Делебаева, такие акыны, как Тлемис и Майкот тоже воспевали подвиги Отеген-батыра. До нас дошел дастан «Отеген-батыр» в исполнении Жамбыла.


Иллюстрация с сайта old-korday.zhambyl.kz

Райымбек-батыр 
1705 — 1785

Жизнь батыра Райымбека прошла на переломных этапах казахской истории. Вступив с детских лет в народное ополчение, Райымбек был очевидцем трагических событий Великого бедствия, джунгарского владычества. Его имя стало символом целого рода и приобрело священный ореол.

В боях и походах с ним были любимый конь Кокмойнак и огромный белый верблюд-атан. Райымбек сыграл большую роль в окончательном вытеснении джунгар с юго-восточных рубежей казахских земель. При его активном участии были определены границы по рекам Текес и Каркара. Воздвигнутая им огромная красная стела в Нарынколе стала памятным знаком при определении казахско-китайской границы.


Фото с сайта bmtv.kz

Наурызбай-батыр
1706 — 1781

Наурызбай Куттымбетулы — герой войны против джунгар, один из трех знаменосцев (Кабанбай, Богенбай, Наурызбай) Абылай-хана, полководец — глава тумена, десятитысячного войска. Вся жизнь Наурызбай-батыра прошла в войнах с джунгарами. В 1750-1752 годах он вместе с батырами Малайсары, Кыстык Малаем и Шапрашты Каскары одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (нынешняя территория КНР) и освободив из плена множество казахов.


Иллюстрация с сайта worlds-earth.ru

Сырым Датов
1712 — 1802

Старшина казахского рода Байбакты, предводитель народного антифеодального и антиколониального движения казахов Младшего жуза в 1783-1797 годах. В 1947 году российский историк Михаил Вяткин опубликовал книгу «Батыр Сырым», за которую получил Сталинскую премию. Но времена быстро изменились и через несколько лет имя Сырыма Датова оказалось в СССР под запретом. В независимом Казахстане имя предводителя первого освободительного движения против национального угнетения подняли из забытья.


Иллюстрация с сайта kaznpu.nci.kz

Барак Сатыбалдыулы
1743 — 1840

Известнейший батыр, управляющий бий-родоправитель, организатор освободительного восстания против колониальной политики Российской империи. Барак Сатыбалдыулы был одним из самых авторитетных и влиятельнейших личностей в Западном Казахстане, за свою долгую жизнь участвовал почти во всех социально-политических событиях региона. 


Иллюстрация с сайта e-history.kz

Асау Баракулы


1763 — 1846

Известный батыр, потомственный управляющий бий-родоправитель, организатор освободительной борьбы против колониальной политики царской России, сын Барака Сатыбалдыулы. В 1783-1797 годах участвовал в восстании Сырыма Датулы, в 1822-1826 годах был одним из организаторов освободительной борьбы под руководством Жоламана Тленшиулы.


Иллюстрация с сайта asaubarakh.ucoz.kz

Даут Асауулы
1787 — 1874

Известный батыр, потомственный управляющий бий-родоправитель, организатор освободительной борьбы против колониальной политики царской России, сын Асау Баракулы. 

Исатай Тайманов
1791 — 1838

Казахский батыр, старшина Младшего жуза, руководитель народно-освободительного, крестьянского восстания казахов в Бокеевской Орде и западной части Младшего жуза в 1836-1838 годах. 12 июля 1838 года основная группа повстанцев численностью около 500 человек во главе с Исатаем в районе междуречья Акбулак и Киул вступила в бой с превосходящим по численности карательным отрядом подполковника А. Геке и потерпела поражение, а их руководитель Исатай погиб.


Иллюстрация с сайта aktobegazeti.kz

 Амангельды Иманов
1873 — 1919

Народный батыр, организатор национально-освободительного восстания казахского народа 1916, потомок Иман-батыра, сподвижника и соратника Кенесары Касымова. Жизнь и борьба Амангельды отражены в произведениях поэтов и писателей, художников, композиторов, кинорежиссеров.

Иллюстрация с сайта russinitalia.it

Кажымукан Мунайтпасулы
1883 — 1948

Легендарный казахский палуан, многократный призер международных соревнований по французской и вольной борьбе. Первый казах, завоевавший известность в международных чемпионатах зарубежных стран. В годы Великой Отечественной войны выступал с цирковыми представлениями. На вырученные деньги построил самолет-истребитель, которому было дано имя Амангельды Иманова. Казахский летчик Кажытай Шалабаев выполнил на этом самолете 120 вылетов. Кажымукан завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей. 


Фото с сайта kazpravda.kz

Алиби Джангильдин
1884 — 1953

Один из руководителей Среднеазиатского восстания 1916 года, герой гражданской войны, великий государственный деятель. Судьба этого выдающегося человека связана с Крымом. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что на обессмертившее его восстание он выезжает из… Симферополя. А в 1917 году он возвращается в Симферополь устанавливать власть Советов.

В 1908 году он с двумя товарищами начал кругосветное путешествие. В день приятели проходили по сорок-пятьдесят верст. В селах они читали лекции, в городах устраивали платные вечера. В 1912 году (спустя четыре года), пройдя пешком по трем континентам, Джангильдин возвращается в Тургайские степи. 


Фото с сайта rusplt.ru

Тохтаров Тулеген
1920 — 1942

Герой Советского Союза. «Любишь жизнь — умей драться за нее» — эти слова принадлежат нашему земляку. Вот как описывала один из боевых подвигов Тулегена дивизионная газета «За Родину»: «… Тулеген остался один в охваченном пламенем доме. Было невыносимо жарко. Едкий дым резал глаза. Не смолкая, бил автомат Тохтарова. Силы постепенно покидали Тулегена, но вот он услышал знакомый призывный клич, который взбудоражил, удесятерил силы… Несокрушимой лавиной неслись на врага советские бойцы. Тулеген выскочил во двор и с тыла забросал немцев гранатами. Это вызвало смятение в рядах врага, и они в панике обратились в бегство. Сам Тулеген лично истребил за одни сутки 150 немецких солдат и офицеров». Тулеген мечтал вернуться на завод в родной рабочий коллектив, но вражеская пуля оборвала его жизнь.


Фото с сайта veteranvov.kz

Ережепбай Молдабаев
1925 — 1944

Участник Великой Отечественной войны, командир отделения 545-го стрелкового полка, 389-й Бердичевской стрелковой дивизии (3-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт). Герой Советского Союза, младший сержант. В июле 1944 года двое суток, не имея связи с полком, Молдабаев в числе 11-ти оставшихся на Западном берегу солдат отбивал контратаки немцев. За это время ими было отражено 9 контратак, превосходящих по численности сил противника. Плацдарм был удержан, что обеспечило переправу остальным подразделениям полка. Он погиб в бою 7 августа 1944 года.  


Фото с сайта wikimedia.org

Панфилов Иван Васильевич
1893 — 1941

Генерал-майор, в битве под Москвой участвовал в должности командира 8-й гвардейской стрелковой дивизии (16-я армия, Западный фронт). 14 июля 1941 года генерал-майора Панфилова назначили на должность командира 316-й стрелковой дивизии. В кратчайшие сроки дивизия была сформирована и направлена на фронт. Эта дивизия набиралась из жителей Алма-Аты (ныне Алматы) и Фрунзе (ныне Бишкек). За мужество и отвагу, проявленные личным составом в борьбе с немецкими захватчиками, 316-я стрелковая дивизия была преобразована в 8-ю гвардейскую дивизию 18 ноября 1941 года.


Фото с сайта infourok.ru

Луганский Сергей Данилович
1918 — 1977

Командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), капитан; командир эскадрильи того же полка 2-го Украинского фронта, майор. Боевой путь закончил в Берлине. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, лично сбил 37 и в группе 6 самолетов противника. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. Служил на командных должностях в войсках ПВО.


Фото с сайта tengrinews.kz

Бегельдинов Талгат Якубекович
1922 — 2014

Советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Казахстана. За годы Великой Отечественной войны Талгат Бигельдинов прошел фронтовой путь от рядового летчика до командира авиационного полка, совершил 305 боевых вылетов.

Фото с сайта vechastana.kz

Источник: e-history.kz 

mix.tn.kz

Народные герои – защитники мира

В эпосах, былинах, сказаниях казахов, русских и других народов Казахстана есть герои, олицетворяющие образ защитника отечества. У всех они разные, так же как и их история. Но есть у наших народов общая история, и общие герои, которые являются символами защитников Мира на Земле.

Герои казахских эпосов

Эпосы передавались из поколения в поколение устным путем. Многие из них повествуют о народной борьбе против захватчиков, стремлении народа к справедливой и мирной жизни, достижению высоких человеческих идеалов. И, в то же время, сказители могли смещать историческое время, события и персонажи, заменяя старых врагов новыми, то есть основной сюжет эпоса ранних времен мог быть переработан в соответствии с текущим временем.

Источником для формирования эпосов могли служить события 8-11 веков. Еще в героическом эпосе рассматривались исторические события XVI-XVII веков. В дастанах часто звучал призыв к объединению трех жузов. Вместе с тем воспевались горячая любовь батыров к своей Родине и массовый героизм народа.

Например, эпос «Кобланды батыр» повествует о стародавних временах, когда на земле кыпчаков, у самого подножия горы Караспан, родился полулегендарный казахский батыр Кобланды. Рос он не по дням, а по часам. И был у него конь – Тайбурыл, такой же сильный и могучий, как его хозяин. Согласно эпосу, бывало так, что Кобланды часто откликался на просьбу о защите со стороны других родов и племен, но вернувшись с походов, заставал свое кочевье разграбленным.

Эпос «Алпамыс батыр» рассказывает о том, как в древности на земле Жидели-Байсын жил очень богатый человек Байборы. Когда ему исполнилось восемьдесят лет, родила его жена сына, и нарекли его Алпамысом. Вырос Алпамыс сильным и смелым батыром, защищающим свой народ от захватчиков.

Главная идея эпоса «Камбар батыр» – воспевание трудовых и ратных подвигов батыра. Поступки героя определяются двумя основными целями. Первая – честно трудиться на благо народа, добывать для него пищу, помогать в жизни. Вторая – защищать народ от иноземных врагов.

Основная идея эпоса «Ер-Таргын» – утверждение единства формирующегося этноса қазақ. Ер-Таргын прекрасно понимает, что в случае его ухода поверженный враг завтра же предпримет поход и разгромит ногайлинские аулы, захватит земли.

Батыры из реальной истории

Как и легендарные герои, батыры из реальной истории казахов были защитниками отечества в борьбе с джунгарскими /калмыцкими/ захватчиками.

Разве что, Жалантос Батыр Сейткулулы (1576 -1656) – полководец, эмир Самарканда, помимо сражений с джунгарами участвовал в отражении экспансии иранцев.

Он является дедом знаменитого Айтеке Би. Жалантос Батыр родился в присырдарьинских землях в 1576 году, в родовых кочевьях рода Алимулы. Это территория современного Казалинского района Кызылординской области.

Согласно сведениям из исторического источника «Тарихи Кыпчак-хани» Хаджамкули Балхи, Жалантос батыр собрал 100-тысячное войско, состоящее из бухарских воинов и казахских ополченцев, и разгромил иранцев.

Канжыгалы́ Богенба́й баты́р (1680-1778) – национальный герой Казахстана, великий казахский полководец, главнокомандующий армиями трех казахских жузов, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (103 сражения). Родился в 1680 году на родовом зимнем пастбище рода Қанжығалы племени Аргын — на берегу реки Бугунь (ныне Байдибекский район Южно-Казахстанской области).

Кабанбай-батыр (настоящее имя Ерасыл, 1692-1770) родился в семье батыра Кожакула – один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Выходец из племени Найман и рода Каракерей, он удостаивался звания «Хан батыры». Прошел карьеру воина от рядового бойца до руководителя казахской армией в целом ряде стратегически важных сражений.

Герои древнерусских былин

Были́ны (стáрины) – героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков, являются видом устного народного творчества общих предков украинцев, русских и белорусов.

Богатыри стояли на страже Руси и были ее супергероями. Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Их знают, наверное, все. А ведь были и другие герои былин.

Святого́р – в восточно-славянской мифологии богатырь-великан, – относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса, находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович – богатырь от сохи, был представителем земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.

Илья Муромец, будучи главным защитником русской земли, являлся представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которую сопровождает сила нравственная. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником.

Добрыня Никитич – олицетворение «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях». Он – представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника.

Алеша Попович был же «младшенький из младших» богатырей.

Михаил Потык – богатырь, – представитель земской служилой силы. Возможно, его имя изначально звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой».

А был и богатырь заезжий, являвшийся олицетворением молодости, дерзости и богатства, – Чурила Пленкович.

Защитники мира

У всех народов – свои эпосы, свои былины, батыры и богатыри. Но у многонационального народа Казахстана есть общая история, и есть герои, которые являются олицетворением объединяющего начала, поскольку почитаются всеми жителями нашей республики как защитники отечества.

Об этом стоит вспомнить в годовщину 70-летия победы над фашистской Германией.

Республикой было направлено на фронт 12 стрелковых дивизий, 4 национальные кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, в том числе 2 национальные стрелковые бригады. Кроме того, в Казахстане было сформировано около 50 полков и батальонов различных видов войск.

Воинский путь казахстанских героев и соединений начался в грозное время в Бресте, под Москвой в 1941 году, и завершился весной 1945 года в Берлине и Праге. Они обороняли Брестскую крепость, Ленинград, бились под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, страны Балтии, избавили от фашистского ига и народы Европы.

Битва за Москву имела значение огромнейшей важности, поскольку именно она переломила ход всей войны. И всем известно, что подвиг панфиловской дивизии в этой битве сыграл решающую роль. Это многонациональное воинское соединение на 40% состояло из казахов, 30% – составляли русские и столько же – представители еще 26 народов Советского Союза.

Именно офицера панфиловской дивизии Бауржана Момышулы, удостоившегося звания героя Советского Союза лишь в 1990 году, Че Гевара назвал самым ярким героем Второй мировой войны.

Казах Рахимжан Кошкарбаев вместе с рядовым Григорием Булатовым первыми водрузили красное знамя на фронтоне Рейхстага.

В годы войны около 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, более 100 – полными кавалерами ордена Славы. Четверо были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Это Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский.

Среди упомянутых 500 героев есть представители многих народов Казахстана. А вообще, на фронт ушли около 1 миллиона 200 тысяч казахстанцев, – каждый пятый.

Все они – герои эпоса нашей общей истории, защитники мира на Земле.

www.unikaz.asia

Легенды о казахских батырах — catch.today

Существует великое множество легенд о батырах. Их подвиги и достижения останутся в истории казахского народа навечно. Подобные мифы и сказки давно уже обрели статус культурного наследия, они переходят из поколения в поколение, никак не искажаясь. Мы предлагаем вам познакомиться с самыми интересными и захватывающими легендами о казахских батырах.


Кобланды батыр и сказ о потерянном времени

Вот уже на протяжении многих лет эта загадочная и мистическая история Кобланды батыра ставит в замешательство самых опытных ученых. Великий воин принимал участие во многих битвах с перерывом в несколько десятков лет. Одна из казахских легенд гласит, что по странному стечению обстоятельств батыр попал на остров Барсакельмес, на котором провел три дня, в то время как в реальном мире прошло аж 33 года.

Об этом странном происшествии бытует несколько легенд. Из достоверных источников выяснилось, что Кобланды батыр принимал непосредственное участие в зарождении Казахского ханства. Будучи вождем кипчаков, он поддержал ханов Жанибека и Керея. Произошло это событие в 1465 году. Также в исторические сводки попала схватка с бием Акжолом, которого он случайно убил. Именно это повлияло на первый серьезный кризис Казахского ханства.

Между тем, есть и иные поверья. Из достоверных источников выяснилось, что Кобланды под знаменем Золотой орды Токтамыша сражался с армией железного Тимура. В одной из баталий Кобланды чуть было не лишил жизни копьем насквозь железного Тимура, но ему удалось лишь повредить его ногу. Только битва эта состоялась на реке Терек в 1395 году. Интервал между этими двумя датами насчитывает целых 70 лет. Назревает несколько вопросов: где же все это время находился Кобланды, куда он мог исчезнуть на более чем полстолетия, интереснее всего в этом моменте то, как после всех этих лет ему удалось остаться несокрушимым воином, способным повергнуть врага трехметровой саблей.

Также история гласит, что Кобланды принимал участие еще и в походе на Казань вместе с ногайцами. Помимо этого, он сражался с кызылбашами, которые намеревались возвести ханство на территории Дагестана. Все эти события случились сразу же после распада Золотой орды, то есть за 60 лет до возникновения казахского ханства. Можно предположить, что во время появления Казахского ханства батыр был уже в 90-летнем возрасте. Маловероятно, что он был в хорошей физической форме, чтобы одолеть бия Акжола.

Ответом на эту задачу служит сказание об острове Барсакельмес. Согласно ему, преследуемый врагами народный герой переплыл Арал и очутился на пустынном острове. На нем он проспал три дня кряду, после чего двинулся в обратный путь. Вернувшись, он понял, что прошло уже 33 года. Все его враги стали седыми стариками, а любимая жена — старухой. С тех пор остров Барсакельмес и обрел в народе дурную славу. Возможно, ловушка существует и по сей день.


Легенда о Толагай батыре

Жили когда-то в степях Сарыарки несколько кочевых племен. Всего у них было вдоволь, были они счастливы. И поскольку все у них было, эти люди так и говорили: «Всего у нас достаточно, все у нас есть, вот только одного у нас нет. Нет у нас батыра, который мог бы защитить нас, наше благополучие и наше богатство». И вот в одной семье родился ребенок с золотым хохолком на голове. Увидев, что мальчик этот необычный, собрался весь народ и затеял великий пир по случаю рождения своего батыра.

Мальчик рос не по дням, а по часам, через некоторое время он стал настоящим богатырем. Его родственники, чтобы не сглазить его, стали называть его не собственным именем, а придуманным — Толагай. Так за ним это имя и утвердилось.

В один год перестали идти дожди, жара высушила землю. Бедствие, обрушившееся на людей, заставило задуматься и Толагая. И тогда обратился он за советом к старцу по имени Дана.

Старец Дана ему сказал: «Дорогой Толагай, мы живем на открытой местности, рядом с нами нет гор, вокруг которых останавливались бы тучи. Поэтому и дождей у нас нет».

На это Толагай сказал: «Дедушка, если вы разрешите, я пойду и принесу на своей спине такую гору. Можно так сделать? «Тогда старик сказал: «Свет моих очей, Толагай, ты думаешь о своей родной земле, о своем народе, переживаешь за них! Нелегко принести на спине гору. И, тем не менее, на юге есть огромные горы Алатау, и там есть у них свой старец. Сходи, попроси у него разрешения!» И Дана благословил Толагая, пожелав ему доброго пути.

Отправился Толагай к горам Алатау, дошел до Великих гор и приветствовал их: «Мир вашему дому!» И изложил он тут горам свою просьбу. Древние горы Алатау выслушали его, оказали ему почет, поняли и, выполняя его просьбу, положили ему на плечи молодую гору, совсем еще ребенка среди гор.

И вот пошел Толагай, неся на себе гору, поначалу шел он легко, но через некоторое время тяжесть горы стала сказываться, ослабел Толагай. Прошло много времени, пока батыр медленно шел к себе домой, осторожно неся на плечах молодую гору. Очень устал Толагай, едва добрался до края родной земли, как упал и заснул, а гора, которую он нес на плечах, так и придавила его.

С того дня, говорят, Толагай спит под горой. Спит до сих пор. А маленькая гора-ребенок, которую принес батыр, с годами выросла, да так и называется — Толагай.


Легенда о Коруглы

Коруглы — герой, воин, поэт, певец и музыкант, о нем имеется множество эпических поэм. Мать легендарного Коруглы умерла при родах в могиле, поэтому мальчика назвали Коруглы — «сын могилы».

В городе Жамбильбель правил хан по имени Агалык. После него правителем был хан Жыгалы, после него с пятнадцатилетнего возраста городом и местностью правил султан Коруглы, у которого постоянно рядом была личная охрана из сорока смелых джигитов.

Богатым и славным городом стал город Жамбильбель с его правлением, множество народа стекалось в него. Город был таким большим, что распространялся на сорок верст вокруг, имел сорок башен, стены были шириной шесть метров, на них стояли стражники. Внутри города были построены красивые здания, мечети, медресе. Народ жил богато и счастливо. В сравнении с ханским троном хана Коруглы, подобный трон царя Соломона казался небольшим невзрачным креслом. Сады во дворце Коруглы были такие пышные и красивые, что по сравнению с ними сады иранских царей казались небольшими садиками с цветочками. Стоило лишь один раз увидеть сказочно прекрасный Жамбильбель, как мечта о том, чтобы еще и еще оказаться в нем, навеки поселялась в душе человека.

Когда Коруглы исполнилось тридцать лет, к нему приехали старец Кызыр и сорок паломников, а вместе с ними двенадцать имамов-священнослужителей.

Они сказали: «О, великий султан! Разве могут быть у нас мечты, разве могут быть у нас желания?! Ты проси у нас чего хочешь, а мы попросим за тебя у бога, чтобы он исполнил твои мечты!»

Коруглы ответил святым старцам: «Мои отцы и деды были правителями в этом городе. Но ни у одного из них имя не стало известным на весь мир! Я прошу у вас, чтобы жизнь моя оказалась длинная, лет мне прожить сто и более и чтобы имя мое стало известным всему миру! Других желаний у меня нет!»

Услышав эти его слова, святые старцы вознесли господу молитву, в которой просили исполнить желания Коруглы. Так они выпросили для Коруглы у бога сто двадцать лет жизни. И все эти годы он не терпел бедствия или несчастья, жил всегда счастливо, а слава о нем распространилась во всех странах и народах мира. Коруглы со своим войском участвовал во многочисленных войнах и всегда побеждал. Стоило врагам услышать, что Коруглы идет на них войной, так они тут же падали духом, и кызылбасы (персы) разбегались в разные стороны.

Когда Коруглы исполнилось сорок лет, в его славу, богатство и в него самого влюбилась дочь царя горы Кап (Кавказ) по имени Агажунус и стала ему женой. Когда Коруглы исполнилось сорок пять лет, в него влюбилась дочь индийского царя Мыскал и стала ему женой. В пятьдесят лет в него влюбилась дочь иранского царя Гульнар и стала его женой.

От других народов он взял по одной девушке. Всего у Коруглы было двенадцать жен.

Но ни одна из этих женщин не родила ему ребенка. Когда Коруглы просил у святых старцев долгих лет, славы, богатства и счастья, он не задумывался о наследнике. Он думал, что все в его власти. Старцы трижды спрашивали у Коруглы, чего он желает больше всего, и все три раза Коруглы не догадался попросить у бога сына или дочь.

Когда Коруглы исполнилось сто лет, он сильно сокрушался по поводу того, что не имеет своих детей. И как-то он решился и выкрал у человека по имени Калдар сына, которого звали Хасан. Коруглы полюбил Хасана как родного и желал сделать его наследником своего богатства.

Когда городом стал править хан Хасан, город и его жители зажили еще лучше, наступило время, «когда на спине у барана жаворонок вьет гнездо». Очень счастливая пора.

В возрасте ста двадцати лет Коруглы удалился в горную пещеру, выход из которой знал только он один. Дорога эта вела в подземное царство.


Легенда о Жеке батыре

О времени, в котором жил Жеке батыр, известно нам совсем немного. Но в каждом народе есть свои герои, которые непременно сражались за правду, за честь казахской земли до последнего вздоха. Характер Жеке батыра поражает набором своих человеческих качеств. Это сильная, волевая, самодостаточная личность. Он был скоромным человеком, но в то же время очень ответственным и решительным в своих действиях. С громадного расстояния длинная стрела батыра вонзалась прямо в сердце противнику. Яростные бои сменялись короткими передышками. Одинокий рыцарь в жесточайшей борьбе в одиночку сражался, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. Потеряв зрение, батыр разрывал врагов руками с такой силой, которой хватило бы на двоих. Однако, силы были совсем не равны, неиссякаемое упорство и мужество билось внутри батыра. Едва поняв для себя, что каким бы мужественным ни казался он, воевать в одиночку не имеет смысла. Обескровленный, одинокий рыцарь, упав на спину, окаменел в родных степях.

Источник: http://www.ertegi.ru/

catch.today

Богатырь казахских степей — Борьба

  • Сообщить об ошибке

    Ошибка отправлена. Спасибо!

  • Печать
  • 33
Известный мастер классической борьбы Кажымукан Мунайтпасов родился в начале апреля 1886 года (по другим, не самым, впрочем, правдоподобным данным — в 1891 году) в ауле Курама (опять-таки, есть сведения, что в ауле Караоткель — возможно, это один и тот же населенный пункт? — авт.) Акмолинской области. Род свой вел от кыпшаков, родового подразделения алтыбас, который издавна славен был подвигами своих батыров. Один из дедов Кажымукана в четвертом поколении — батыр Шади, живший во времена хана Абылая.

В 1904 году по рекомендации известного русского циркового борца А. Н. Злобина (где только он увидел будущую звезду цирковой борьбы? — авт.) совсем юный Мукан Мунайтпасов был принят в школу И. В. Лебедева в Санкт-Петербурге, где обучался цирковому искусству классической борьбы с 1905 по 1907 годы. Затем он начал выступать в составе цирковой труппы профессионального борца чемпиона Мира Георга Луриха. Под псевдонимами (сначала — подозрительно японским) Ямагата Муханура (налет экзотичности у цирковых борцов был тогда непременным атрибутом — авт.), затем — Кара-Мустафа, Махмут и так далее он участвует в различных международных соревнованиях по французской и вольной борьбе. Спустя недолгое время казах (вернее, как в то время писали — киргиз-кайсак) Мунайтпасов становится победителем и призером всероссийских турниров в Саратове, Казани, Омске, Троицке, Уфе и других городах, а также международных чемпионатов в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Варшаве, Харбине. В составе цирковой труппы молодой кыпшак совершал турне по странам Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока. В 1909–1911 годах он успешно выступил в схватках с сильнейшими турецкими борцами. Та поездка оказалась для атлета судьбоносной, как признание его силы и таланта в ходе этого турне в его имени появилась приставка «Кажы» («Хаджи») — совершивший паломничество ко святым местам. Покорение в одиночку Муканом борцовской Турции было воспринято его российскими единоверцами именно так.

В 1909 году на чемпионате Мира по французской борьбе в Гетеборге (Швеция) теперь уже Кажымукан стал обладателем золотой медали. Сильнейшим он стал и на мировом чемпионате в Варшаве (1911). В 1913 году в Троицке степной богатырь одержал победу над 18 борцами из разных стран.

Под именем Кара-Иван Мунайтпасов защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране, Харбине и других городах. Обаятельный и добродушный казахский палуан дружил со знаменитыми русскими борцами, которых звали Иванами — Поддубным, Заикиным, Шемякиным. Ему приходилось меряться силами на ковре со всемирно известными богатырями — эстонцем Алексом Абергом, поляком Станиславом Збышко-Цыганевичем, турком Нурла, японцем Саракики Йендофу. Стоит ли лишний раз упоминать, кто выходил из тех схваток победителем?

В советском Казахстане Кажымукан Мунайтпасов, как бы совсем не приветствовалось его по праву заработанное имя, отдавал все свои силы на организацию передвижного цирка. Он участвовал в выступлениях в Петрозаводске, Фрунзе, Ташкенте, Одессе, Пензе, Семипалатинске. В 1927 году Президиум ЦИК Казахской АССР присвоил Кажымукану почетное звание «Богатырь казахских степей». На тот момент им больше не владел никто.
Показательные выступления атлета производили на зрителей незабываемое впечатление. Среди его номеров были разбивание тяжестей на груди, завязывание железного лома в узел на голой шее, поднятие нескольких человек на вытянутых руках и многие другие.

В 1929–1931 годах Богатырь казахских степей с успехом выступал в Петропавловске, Омске, Новосибирске, на Алтае. Достоянием истории стал тот факт, что Кажымукан своим авторитетом способствовал освобождению родственников, которые были раскулачены и оказались на выселении в Омской области как «байские элементы». Трагедия 30-х годов — «голощекинский» голод — глубоко печалила Кажымукана, который прилагал все силы, чтобы выручить из беды своих земляков.

Любовь всего советского народа казахстанский батыр заслужил и своим гражданским поступком в военную пору. В годы Великой Отечественной войны Кажымукан выступал с цирковыми представлениями среди населения, а вырученные средства перечислял в Фонд обороны. На эти средства был в итоге построен целый самолет-истребитель. А борца наградили орденом «Знак Почета».

Однако последние годы жизни прославленного атлета, который жил и скончался в 1948 году в маленьком селении (ныне — им. Кажымукана Арысского района Южно-Казахстанской области), оказались безрадостными: оставшись без внимания со стороны властей, недавняя звезда спорта вынужден был продавать за бесценок свои медали, чтобы содержать семью. Власти полагали, что, будучи за рубежами Союза, атлет поддался антисоветской пропаганде и представлял потенциальную опасность для советской системы. НКВД взялся тогда преследовать спортсменов за их, якобы, служение царизму и прочие «преступления».

Очень много еще неисследованного в биографии Кажымукана, оставившего свой неповторимый след в истории спорта и физической культуры Казахстана.
Жизненный путь Кажымукана Мунайтпасова — пример беззаветного служения любимому виду спорта. В историю российской и казахстанской школы борьбы он вписал свое имя золотыми буквами.

А нам остается только восхищаться своим неуступчивым предком…

www.sports.kz

Казахские батыры — герои войны с джунгарами

Имена казахских батыров высечены в веках. Их подвиги до сих пор прославляют Казахстан и его народ. Они командовали огромными армиями, голыми руками побеждали диких зверей и лучших вражеских воинов. Множество батыров вышло из народа во время джунгарского нашествия на территорию Казахстана. Предлагаем вспомнить славных казахских батыров — героев войны с джунгарами:

Примечание: батыр — это приставка к имени, которая давалась людям, отличившимся в ходе военных действий. По сути, это почетный титул героя, славного воина, богатыря.

Богенбай

Один из самых отважных полководцев, которые служили под предводительством Абылай-хана. Пользовался нерушимым авторитетом среди знати и простых людей. Считался мудрым человеком — не раз сопровождал дипломатические миссии.

Отличился в войне с джунгарскими и китайскими войсками. Вместе с Абылаем возглавлял освобождение Туркестана и Саурана. В 1727 году гнал отступающих ойратов за Джунгарский хребет.

Источник фото: yvision.kz

В середине 1750-х, разбив войска калмыков, Богенбай вынудил их полководцев отрубить головы своим лошадям в доказательство клятвы больше никогда не воевать с Казахским ханством. В 1757 году китайские войска были не рады встрече с ним. Батыр нанес им сокрушительное поражение и преследовал от восточного Туркестана до Урумчи.

Основал школу военного дела. Обучал юных воинов владению саблей и пикой. В последнем Богенбаю не было равных. Развивал кузнечное дело, литье пушек и ядер. За это его неоднократно поднимали на смех. Однако с приходом на трон Абылая к славному батыру стали прислушиваться.

Абылай-хан любил и уважал Богенбая, хоть их отношения были непростыми. Когда батыра не стало, хан долго не мог избавиться от гнетущего чувства пустоты. Великий герой скончался сидя на коне в 1778 году. На тот момент ему было девяносто восемь лет.

Кабанбай

Ойраты убили его отца, поэтому с малых лет батыр считал своим долгом отправить на тот свет как можно больше джунгаров. Каракерей Кабанбай был одним из организаторов ополчения против захватчиков.

Отличался отвагой и непревзойденным боевым мастерством. В шестнадцать лет в честном поединке одолел джунгарского богатыря Долана Даши. Участвовал в освобождении Ташкента и Сайрама.

За всю жизнь не проиграл ни одной битвы, которых насчитывается более сотни. В личных тяжелых сражениях убил 54 вражеских воина. Поговаривали, что он был способен поднять на плечах 500 килограммов.

Свою военную карьеру Каракерей начал с рядового воина, постепенно поднявшись до главного полководца Казахского ханства. После того как султан Барак убил хана Абулхаира, Кабанбай открыто обвинил его в этом, развязав тем самым с ним вражду.

Райымбек

Народный герой и один из самых эпических воинов джунгарской войны. За храбрость и отвагу, неоднократно проявленные в боях, хан Абылай назначил его одним из своих полководцев.

Батыром стал в 17 лет, после того как победил в схватке с туранским тигром. Во время войны возглавлял передовые отряды ополчения, которые регулярно нападали на неприятеля. Под его руководством, а также героев Кабанбая и Богенбая объединенная армия трех жузов в ходе Аныракайской битвы изгнала врага из Семиречья.

Кроме сабли и копья, Райымбек искусно владел словом. В народе он прослыл умелым дипломатом, который пытался предотвратить кровопролитие, ведя переговоры с врагом. С помощью мудрых речей и силы он добился значительных уступок от китайского правителя Манжу. Еще при жизни прославленного воина нарекли Әулие, что означает ‘святой’.

Читайте также: Джунгарское нашествие на территорию Казахстана

Букенбай

Казахский герой из рода Табын, потомственный бий и прославленный воин. Стоял у истоков объединения трех жузов и создания освободительной армии против джунгарского ига. Вместе с ханом Младшего жуза Абулхаиром выступал за дружбу с Российской империей.

Практически всю сознательную жизнь провел в седле с оружием в руках. Воевал с ойратами, башкирами, русскими казаками. До своей последней битвы всегда находился в авангарде сражения.

В 1735 году именно Букенбай предупредил правителей Великой Степи о готовящемся вторжении джунгаров. Его слова не приняли во внимание, за что казахский народ дорого заплатил. В семьдесят пять лет, несмотря на возраст, доблестно сражался с туркменами в 1742 году. Там же и погиб. Славная смерть для достойного воина.

Отеген

Прославленный казахский герой первой половины XVIII века. О нем слагали песни акыны Кусен, Тлемис и Майкот. На защиту своего народа Отеген стал в пятнадцать лет. Бил джунгаров в 1723 году вместе с батырами Райымбеком, Тауасаром и Хангельдом.

Участвовал во множестве битв, доблестно сражаясь с неприятелем. В 1740 году очистил казахские земли от ойратской напасти близ реки Или. После падения Джунгарского ханства воевал с китайцами и выступал против перемирия с ними, которого придерживался Абылай-хан.

Отеген стал подарком Аллаха его отцу Отегулу. По преданию, до рождения батыра все его двенадцать братьев умерли во время эпидемии чумы. Убитый горем отец не находил себе места, когда однажды ему приснился мудрец, который сказал: «Не горюй, Отегул. Вскоре у тебя родится сын, который будет стоить двенадцати умерших». Через некоторое время родился мальчик, которому было суждено прославить свою семью и народ.

Наурызбай

Один из самых сильных и могучих казахских воинов. Вместе с пятью братьями Наурызбай наводил ужас на врага. Еще с детства будущий герой отличался высоким ростом и крепким телосложением. Поговаривали, что размах его плеч был таким же, как расстояние между горбами верблюда, и в высоту он был почти вровень с животным.

Бить проклятых джунгаров начал в шестнадцать лет, постепенно зарабатывая славу и боевой опыт. Дослужился до командира соединения, участвовал в Аныракайской битве и многих других крупных сражениях. Известность в народе ему принесла победа над ойратским ханом Каскеленом, который надеялся быстро сразить Наурызбая.

Однако когда батыр подошел на своем коне вплотную к джунгарским силам, вражеские воины вздрогнули, увидев гигантские размеры казахского богатыря. Каскелен озлобился и галопом поскакал на Наурызбая. Хватило одного удара пики, чтобы ойратский предводитель слетел с коня и сложился пополам. После этого Наурызбай стал полководцем.

В дальнейшем великий воин командовал десятитысячным войском и стал одним из трех знаменосцев Абылай-хана. После уничтожения Джунгарского ханства Наурызбай не выпускал из рук пики вплоть до семидесяти лет.

Без сомнения, каждый из батыров Джунгарской войны достоин упоминания. Это были шесть героев, шесть примеров самоотверженности и невероятной силы духа.

Батыры казахского народа противостояли как внешним, так и внутренним врагам, не жалея своей жизни. Физическая сила, тактика, стратегия и мудрость помогли казахским воинам выгнать и уничтожить кровожадных ойратов.

Читайте также: Жизнь и трагическая гибель последнего казахского батыра (фото, видео)

www.nur.kz

богатырь — с русского на казахский

  • богатырь — Атлет, геркулес (Геркулес), герой, здоровяк, силач; Самсон. Семи пядей во лбу.. Ср. . См …   Словарь синонимов

  • БОГАТЫРЬ — муж., татар. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. | Богатырями назывались (в твер …   Толковый словарь Даля

  • БОГАТЫРЬ — на распутье. Разг. Шутл. 1. О выборе направления движения. 2. О выборе решения проблемы. /em> От названия картины В. Васнецова «Витязь на распутье» (1882 г.). Дядечко 1, 54. Горный богатырь. Публ. Устар. Патет. Экскаватор (в угольных разрезах).… …   Большой словарь русских поговорок

  • БОГАТЫРЬ — (в былинах богатырь), богатыря, муж. (от перс. bahadur). Герой русских былин, преим. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь Илья Муромец. || Силач, храбрец. «Богатырь ты будешь с виду и казак душой.» Лермонтов. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • БОГАТЫРЬ — (монг.). Силач, герой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОГАТЫРЬ монг. Силач, герой. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д …   Словарь иностранных слов русского языка

  • БОГАТЫРЬ — крупнейший в мире угольный разрез ок. г. Павлодар в Казахстане …   Большой Энциклопедический словарь

  • «Богатырь» —         угольный разрез ПО Экибастузуголь , крупнейший в мире. Расположен в 130 км от г. Павлодар Казах. ССР. Производств. мощность 50 млн. т угля в год (1981). Стр во началось в 1965. 1 я очередь мощностью 5 млн. т введена в 1970.… …   Геологическая энциклопедия

  • БОГАТЫРЬ — БОГАТЫРЬ, я, муж. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. | прил. богатырский, ая, ое. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Б. рост (очень высокий) …   Толковый словарь Ожегова

  • «Богатырь» — БОГАТЫРЬ , крейс. 1 го ранга въ 6.650 тоннъ водоизм., постр. въ 1901 г. въ Штетинѣ. Во время русско японск. войны Б. находился подъ командой кап. 1 го ранга Стеммана въ отрядѣ крейсеровъ во Владивостокѣ, но дѣятельное участіе принималъ только до… …   Военная энциклопедия

  • «Богатырь» — БОГАТЫРЬ , пароходъ воен. вѣд., водоизм. ок. 450 тоннъ, скор. хода 10 узл.; во время русско японск. войны находился въ П. Артурѣ и б. превращенъ въ минный транспортъ по образцу вышедшаго изъ строя Амура: часть фальшъ борта въ кормѣ Б. б. снята,… …   Военная энциклопедия

  • БОГАТЫРЬ — см. Крупные плоды великолепного вкуса. Среднеранний. Растения невысокие. Масса плода 100 120 г. Сорт обладает повышенной лежкостью и транспортабельностью …   Энциклопедия семян. Овощные культуры

  • translate.academic.ru

    Прославленные батыры трех жузов · Новости · Портал «История Казахстана»

    Каждый жуз имел своих батыров от мала до велика: Наурызбай, Кабанбай и Есет показали силу, отвагу и незыблемый дух в борьбе против джунгар

    Наурызбай Куттымбетулы Батыр, старший жуз (1706–1781 гг.) 

    Наурызбай Куттымбетулы — отважно проявил себя в войне против джунгар, был одним из трех знаменосцев Абылай хана, полководец — глава десятитысячного войска тумена. Наурызбай родился в 1706 году в окрестностях Жалпактас-Сериктас, сейчас это территория Жамбылского района Алматинской области. Происходит он из старшего жуза, а именно из рода толемис племенного союза шапрашты. Он был высоким и крупным мальчиком. Его отец был состоятельным человеком. Заметив, что его сын с ранних лет отличался мощным телосложением, отец стал растить для него двух крупных жеребят, которых он кормил только молоком. Эти кони отслужили ему 18 лет, на которых он отправился в битву с джунгарами, тем самым, умножая славу своего народа. В войне против джунгар Наурызбай потерял трех братьев: Кудайбергена, Шолпана и Дуйсена. Его полководческая и общественная деятельность обрела особый успех в 30-40-ых годах XVIII века. По всей казахской степи прогремела новость о победе Наурызбая в 1729 году над Шамал ханом и Каскеленом. В 1750-52-ых годах, совместно с батырами Малайсары, Кыстык Малаем и Шапрашты Каскары, одержав победу над джунгарами, они отбросили их за Турфан, ныне территория КНДР и спасли немалое число казахов. Наурызбай приобрел великую славу в степях. Он стол полководцем тумена и получил Шапрашты Наурызбай батыр. Почти всю свою жизнь Наурызбай батыр провел в войне против джунгар, до семидесяти лет он не отпускал из рук оружия.  

    Кабанбай Батыр, средний жуз (1692 — 1770 гг.) 

    Кабанбай Кожакулулы — один из великих полководцев в войне против джунгар. Происходил он из среднего жуза, племени найман из рода каракерей. Его настоящее имя Ерасыл, которое означает драгоценное мужество. Этим именем он был назван отцом Кожакул батыром. В народе его прозвали Каракерей Кабанбай. Также в народе у него было несколько имен. Его называли Избасар — следующий геройским путем отца, Нарболу — молодой атлет, наделенный силой верблюда, далее Дарабоза — первый среди равных. Из Дарабоза он стал Кабаном — тревожащим беспрестанно врага. Имя Кабанбай широко укрепилось в народе, которое стало в дальнейшем боевым кличем. Уже в 7 лет Кабанбай лишился отца и в 16 лет старшего брата, которые погибли при джунгаро-казахской войне. Чтобы отомстить за смерть брата, юноша проник в стан врага и убил джунгарского батыра. Выросший в военно-аристократической среде, Кабанбай отлично знал тактику ведения боевых действий, был мастером рукопашного боя. Это помогло ему быстро завоевать себе авторитет. Начинал Кабанбай рядовым воином. Был замечен, и выдвинут в жузбасы — командиры отряда из сотни бойцов. Через некоторое время отважному жузбасы доверили полк. А вскоре доблестный мынбасы стал и туменбасы — начальником крупных воинских соединений. Кабанбай встал во главе казахской национально-освободительной армии. Вместе с Богенбаем, Жанибеком, Отегеном и другими батырами он руководил отрядами казахского ополчения. В 1723 году — в год великого бедствия — Кабанбай назначают начальником обороны священной столицы Казахского ханства — Туркестана. Кроме боевых походов, Кабанбай батыр участвовал и в делах мирных, к примеру, в организации казахско-китайской торговли. А в 1745 году был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию в своей поддержке в ее борьбе против джунгар. 

    Есет Батыр, младший жуз (1667–1749 гг.) 

    Есет Кокиулы — казахский полководец, тархан, знатнейший старшина Младшего жуза рода тама поколения жетыру. В переводе с персидского языка слово «есет» имеет значение «достойный», «соответствующий». Активный участник борьбы с джунгарами и волжскими калмыками в течение почти полувека, один из близких сподвижников хана Абулхаира. В период «Ақтабан шұбырынды» наряду с борьбой в составе единого казахского ополчения трех жузов против джунгарских войск совместно с Абулхаиром вел боевые действия в 1723–1726 гг. на северо-западе Казахстана против волжских калмыков, где командовал крупным отрядом казахских джигитов Младшего жуза. С 1726 по 1728 г. вместе с батыром Букенбаем находился в ставке наместника Калмыцкого ханства Цэрен-Дондука в качестве аманата. В победных сражениях при Тауке хане Есет батыр возглавил войско Младшего жуза. Замеченный самим Тауке ханом в одной из схваток, за проявленный исключительный героизм и бесстрашие Есет получил напутствие Тауке хана. А в исторической Аныракайской битве, решившей исход войны, Есет батыр вел войско Младшего жуза со знаменем в руках. В течение семи лет находился в плену у волжских калмык. В 1743 году был удостоен присвоения ему царским правительством почетного звания тархана. Похоронен на местности современного поселка Бестамак Алгинского района Актюбинской области. Есет в своем завещании сказал: «После моей смерти похороните меня головой на восток, ногами на запад, чтобы быть покойным, мой дух должен задержать продвижение русских войск вглубь казахской степи». Отец Есета, Кокы, был известным батыром, его прозвали «Таймас батыр».

    Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

    e-history.kz

    Советы рукодельницам