Блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал — Суворова Надежда Владимировна

Содержание

1 282

Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Разработчиком логических блоков является  венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Он настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, фор-мой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки , на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Помимо самих блоков и карточек существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.

Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей 2-3 лет

«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом- приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. Можно также для этого альбома сделать блоки Дьенеша своими руками, например, вырезать геометрические фигуры из картона.

Альбом «Маленькие логики» – это тоже альбом (12 страниц), идущий в дополнение к блокам. На 8 страницах картинки, состоящие из блоков одинаковой формы. На развороте альбома расположены 2 игровых поля – «Цветочные полянки» и «Лесные лужайки» (на первом надо разложить блоки по цвету, на втором – по размеру).

Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей: 3-4 года

«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Что приятно, задания можно усложнять.

Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей: 4-5 лет«Лепим нелепицы» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша (8 страниц). Первые страницы подойдут для малышей – на картинку надо положить соответствующий блок. На следующих страницах блоки, из которых состоит изображение, зашифрованы специальными символами, принятыми для работы с методикой Дьенеша (цвет изображается кляксой того же цвета, толщина – худым и толстым человечком, размер – большим и маленьким домиком, форма – контуром фигур). Забавные небылицы сопровождают каждую картинку, например: «Мимо улья проходил косолапый…»

Лепим нелепицы

Наглядные  альбомы и пособия с заданиями для детей: 5-7 лет

«Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.

Описание

«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально- нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

«Альбом с заданиями №3: Спасатели приходят на помощь»     (14 страниц) состоит из задач разного уровня сложности: есть игры,  схемы интеллектуальные загадки, лабиринты. Так, в игре «Ступени      успеха» дети знакомятся с блоками Дьенеша, тренируют память и  внимание.

Описание-1

Методическое обеспечение.

27_bloki_djenesha

1panova_e_n_sost_didakticheskie_igry_zanyatiya_v_dou_mladshiy

 

«Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.

Igri

xn—-7sbfac9ddarhw.xn--p1ai

Игры с блоками Дьенеша в средней группе: методика работы с детьми

В средней группе продолжается работа по развитию познавательных способностей у дошкольников. Развивающие блоки Дьенеша — отличный материал для формирования элементарных математических представлений, образно-логического мышления, восприятия и других психических процессов. Игры с блоками Дьенеша в средней группе не требуют особой подготовки, в работе с ними можно использовать самостоятельно изготовленные карточки.

Игры с блоками Дьенеша в средней группе: методика работы с детьми

В средней группе дети уже знакомы с карточками-символами и могут выделять 2-3 признака предметов. Для развития логического мышления целесообразно предлагать дошкольникам составлять загадки с использованием карточек-символов.

Для этого можно воспользоваться пустой таблицей 1х3 (или специальными заготовками). Выложите в квадраты два знака, например: толстая и круглая, а в третий ребёнок должен положить соответствующую фигуру из набора — толстый круг (цвет при этом не учитывается).

Я в своей работе использую логические таблицы с блоками и играю с детьми в игру «Какой фигуры не хватает». Квадрат разделите на 9 частей, в 8 из них положите определенные значки или воспользуйтесь готовыми таблицами. Ребёнок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки.

Варианты игр с блоками Дьенеша в средней группе

Игра «Волшебный кубик»

Для некоторых игр могут понадобиться кубики, на гранях которых наклеены символы (и символы-отрицания, для более сложного варианта). Я изготовила 8 таких кубиков, соответствующих свойствам фигур.


На гранях первого изображены символы цвета, на втором — символы формы, на третьем — символы размера, на четвёртом — символы толщины. Остальные четыре дублируются, но на них уже символы-отрицания. Такие кубики можно использовать для классификации фигур по 1-4 признакам, выбрасывая одновременно от 1 до 4 кубиков с разными признаками. Ребёнок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2, 3, 4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2, 3, 4 свойства.

Игра «Магазин»

Карточки-символы — это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребёнка карточка с символом — большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак толстая фигура, то можно купить все толстые фигуры.

Символы-отрицания в играх с блоками Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша в средней группе во втором полугодии усложняются. Можно познакомить детей со вторым набором карточек-отрицания: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или жёлтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку (квадратную, круглую или прямоугольную).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. Символы-отрицания можно вводить в любые знакомые игры типа «Выложи дорожку», «Логические таблицы», усложняя тем самым задачи игры.


Идей для игр может быть много, они могут соответствовать теме занятия или недели, варианты карточек каждый педагог может разработать с учётом своей группы. Для начала можете скачать архив и воспользоваться такими, как у меня. В архив входят карточки-символы (знаки), обозначающие свойства и признаки фигуры, символы-отрицания, «Логические таблицы» для детей с разным уровнем подготовки, а так же карточки для игр «Выложи дорожку» и «Отгадай загадку» с учётом двух и трёх признаков фигуры.

Знакомить с подобными, более лёгкими упражнениями можно и малышей, используя карточки-символы для логических игр с блоками Дьенеша во второй младшей группе. Надеюсь, материал оказался вам полезен, и в следующей статье мы разберём игры старшей группы с блоками Дьенеша.

Если у Вас имеются интересные идеи игр с блоками Дьенеша, можете поделиться ими в комментариях ? ? ?

infodoo.ru

Блоки Дьенеша. Игры на развитие логики, альбомы с заданиями

Если в нашем детстве все разнообразие логических игр ограничивалось пособиями Никитина, то сейчас просто глаза разбегаются В этой статье я не буду перечислять их все, а хочу рассказать об одном, может быть, не очень известном, но совершенно уникальном пособии для развития логического мышления ребенка. Это блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom). Мы с Таисией так много играли с ними (и сейчас периодически их достаем), что я по праву могу назвать блоки Дьенеша одним из самых используемых развивающих материалов в нашем доме.

Блоки Дьенеша. Что это такое?

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых интересных и полезных играх с блоками Дьенеша.

Преимуществом набора также является его относительно невысокая цена (если сравнивать с другими популярными логическими играми). А из недостатков же могу отметить, что блоки не так уж легко найти в продаже. В популярных интернет-магазинах их долгое время совсем нельзя было купить, недавно пособие появилось на Ozone, еще есть в магазине KoroBoom.

Блоки Дьенеша. Альбомы заданий | Скачать

Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.

В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.

Примеры самых простых альбомов:

Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года) (Ozon, KoroBoom)

Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года) (Ozon, KoroBoom)

Маленькие логики (Ozon, KoroBoom)

Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.

Некоторые альбомы заданий можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Игры с блоками Дьенеша

Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. Приступим

  • Сортируем блоки по наличию одного признака

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

  • Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

 ,  ,   – синий, красный, желтый блок

 ,   – большой и маленький блок

 ,  – толстый и тонкий блок

 , ,  , — блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например,  – не синий,  – не круглый,  – не толстый,  – не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.  Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

  • Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

  • Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

  • Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать  только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом  – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку  и полного человечка  – ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.

  • Альбом заданий «Лепим нелепицы»

Отдельно хочется сказать про альбом заданий «Лепим нелепицы» (Ozon, KoroBoom). Если честно, мне он понравился больше всех остальных пособий. На обложке возрастное ограничение от 4х лет, на деле его смело можно использовать с 3х лет, особенно, если малыш уже не первый раз играет с блоками Дьенеша.

Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой

Да, и скачать альбом можно ЗДЕСЬ.

  • Строим дорожку / круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета / размера

Строим дорожку или круг с одним единственным условием – рядом не должны попадаться блоки, например, одинакового цвета. В другой раз условием может быть неодинаковая форма / размер / толщина.

  • Знакомимся с понятием пересекающихся множеств

На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс , но на самом деле для маленького ребенка оно вполне доступно. Таисия справлялась с таким заданием, когда ей еще не было 3 лет

Итак, выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Учимся работать с таблицей

Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач.

С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это вполне посильная задача.

В наименованиях строк лучше всего использовать формы или цвета (т.к. их больше), а в наименованиях столбцов может быть толщина или размер фигуры.

Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).

Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.

Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить малышу зарисовать получившуюся фигуру.

  • Игра «Блоки путешествуют»

По-моему, это один из самых увлекательных вариантов игр с блоками, он будет интересен детям от 3,5-4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков

К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам»  можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.

Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.

Игра станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка… Все зависит от ваших художественных способностей Мои способности невелики, поэтому детский сад у нас ничем не отличается от магазина :), к счастью дочь уже может прочитать название, чтобы не запутаться.

В ходе игры мы с дочкой заметили, что бОльшая часть «путешественников» скапливается в одних и тех же объектах, а до некоторых вообще никто не доходит (к примеру, у нас это хлебный магазин). В этом случае можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.

Предлагаю вашему вниманию три варианта поиска клада:

Первый, самый простой. Вы раскладываете перед ребенком несколько фигур, при этом, пока малыш не видит, под одним из блоков прячете какой-то секрет, допустим, наклейку или вырезанную картинку. Затем предлагаете ребенку найти клад и сообщаете, что пираты спрятали его, например, под толстым и немаленьким блоком или красным и тонким, т.е. конкретно задаете условие поиска. Малышу нужно догадаться, о какой фигуре идет речь.

Во втором варианте игры клад прячет ребенок. Чтобы отгадать, где находится клад, взрослый задает наводящие вопросы. Малыш отвечает «да» или «нет».

Третий вариант игры у нас с Таисией самый любимый. Здесь, чтобы найти клад, нужно разгадать целую цепочку условий. Выкладываю суть игры на видео.

  • Игра «Волшебное стеклышко»

Игра будет интересна примерно с 4 лет. Скажите ребенку, что у вас появилось волшебное зеркало / стекло / коробочка, которая умеет менять свойства блоков, и предложите поиграть в фокусников.

Первый вариант игры. Фокусником работаете вы. Выберите какую-то одну фигуру и поставьте рядом с ней «волшебное стеклышко» (в качестве магического атрибута можно использовать любую привлекательную вещицу). Затем проведите ряд «магических ритуалов» и незаметно подложите по другую сторону стеклышка другой блок (или поставьте его взамен прежнего). У нового блока должно быть изменено одно свойство, все остальные характеристики неизменны. Попросите малыша назвать, какое свойство у блока изменилось.

Второй вариант игры. Фокусником работает ребенок. Вы задаете или решаете вместе с ребенком, какое свойство ваше волшебное стеклышко сейчас будет менять. Например, вы решили, что изменяться будет форма. Когда вы закроете глаза, ребенок должен поставить новый блок с измененной формой (все остальные свойства должны быть неизменны).

Когда малыш освоится с игрой, пробуйте одновременно изменять сразу два свойства.

Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы. Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам

Еще хочу обратить ваше внимание на палочки Кюизенера (Ozon, KoroBoom), о них часто говорят в одном контексте с блоками Дьенеша, действительно эти два материала отлично дополняют друг друга и в некоторых играх даже используются одновременно. Палочки Кюизенера явно заслуживают отдельной статьи

Искренне ваша, Яна Разначенко


РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ



ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ



ГОТОВЫЙ ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ


 

jili-blog.ru

Игры с блоками Дьенеша – дошкольное образование, презентации


Использование логических блоков Дьенеша


Карточки – символы свойств блока.

Квадратный

Круглый

Треугольный

Прямоугольный

Красный

Синий

Желтый

Маленький

Толстый

Тонкий

Большой


Карточки –отрицания свойств блока.

Не квадратный

Не прямоугольный

Не круглый

Не треугольный

Не желтый

Не синий

Не красный

Не толстый

Не маленький

Не большой

Не тонкий


«Кубики»

Форма

Толщина

Размер


«Найди блок» 1.

  • 1. Найди блоки, которые такие как этот по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие как этот по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие как этот по размеру.
  • 4. Найди блоки, которые такие как этот по толщине.

1. 2. 3. 4.


«Найди блок» 2.

  • 1. Найди блоки, которые не такие, как этот по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые не такие, как этот по форме.
  • 3. Найди блок, который не такой, как этот по размеру.
  • 4. Найди блок, который не такой, как этот по толщине.

1. 2. 3. 4.


«Найди блоки» 3.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по размеру.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по толщине.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 4.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по размеру.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по толщине.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 5.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по толщине .

1. 2 3.


«Найди блоки» 6.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по размеру.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 7.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме и размеру.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету и размеру.

1. 2.


«Найди блоки» 8.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме, толщине и размеру.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету, толщине и размеру.

1.

2.


«Найди блоки» 8.

  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету, форме и толщине.
  • 4. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету, форме и размеру.

3.

4.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

1.Чтобы рядом не было блоков одинаковых

  • 1.1. по форме;
  • 1.2. по цвету;
  • 1.3. по размеру;
  • 1.4. по толщине.


1.1.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме.


1.2.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету.


1.3.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по величине.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

2. Чтобы рядом не было блоков , одинаковых

  • 2.1. по цвету и форме;
  • 2.2. по цвету и размеру;
  • 2.3. по размеру и форме;
  • 2.4. по цвету и толщине;
  • 2.5. по размеру и толщине;
  • 2.6. по форме и толщине.


2.1.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету и форме.


2.2.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету и величине.


2.3.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме и величине.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

3 . Чтобы рядом были блоки

  • 3.1. Одинакового размера, но разной формы;
  • 3.2. одинакового размера, но разного цвета;
  • 3.3. одинакового размера, но разной толщины.
  • 3.4. Одинакового цвета, но разной формы;
  • 3.5. одинакового цвета, но разного размера;
  • 3.6. одинакового цвета, но разной толщины.
  • 3.7. Одинаковой формы, но разного размера;
  • 3.8. одинаковой формы, но разного цвета;
  • 3.9. одинаковой формы, но разной толщины.
  • 3.10. Одинаковой толщины, но разной формы;
  • 3.11. одинаковой толщины, но разного размера;
  • 3.12. одинакового толщины, но разного цвета.


3.1. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по форме.


3.2. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по цвету.


3.4. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового цвета, но разные по форме.


3.5. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового цвета, но разные по величине.


3.7. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по величине.


3.8. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по цвету.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки :

4. Чтобы рядом были блоки:

  • 4.1. Одинакового цвета и размера, но разной формы.
  • 4.2. Одинакового цвета и размера, но разной толщины.
  • 4.3. Одинакового цвета и толщины, но разного размера.
  • 4.4. Одинакового цвета и толщины, но разной формы.
  • 4.5. Одинакового цвета и формы, но разной толщины.
  • 4.6. Одинакового цвета и формы, но разного размера.
  • 4.7. Одинакового размера и толщины, но разной формы.
  • 4.8. Одинакового размера и толщины, но разного цвета.
  • 4.9. Одинакового размера и формы, но разной толщины.
  • 4.10. Одинакового размера и формы, но разного цвета.
  • 4.11. Одинаковой формы и толщины, но разного размера.
  • 4.12. Одинаковой формы и толщины, но разного цвета.


Варианты построения цепочки: 4. Чтобы рядом были блоки :

«Цепочки»

1

Одинаковые

Цвет

Одинаковые

2

3

Разные

Цвет

Размер

Размер

Цвет

Форма

4

Толщина

Цвет

5

Толщина

Размер

Толщина

Цвет

6

Форма

Форма

7

Цвет

Толщина

Форма

Размер

8

9

Размер

Размер

Толщина

Толщина

Форма

10

Размер

Форма

Размер

Цвет

11

Толщина

Форма

Форма

12

Цвет

Толщина

Форма

Размер

Толщина

Цвет


4.1. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по цвету , величине, но разные по форме.


4.6. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по по форме, цвету, но разные по размеру.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

5. Чтобы рядом были блоки

разные по цвету, форме, размеру, толщине.

Все цепочки строятся от произвольно выбранного блока.


5.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме, величине, цвету и толщине.


«Красный, треугольный, большой блок какой по счету?» «Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока».


«Какой блок находится между..?» «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…»


« Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: зайчик, лиса, медведь, машинка, паровоз, дом, башня.


Ракета


Экскаватор


Лисичка Мишка


«Магазин игрушек» .


«Посмотри, запомни и найди изменения».

1 2

3 4


«Найди блок по карточкам –отрицаниям свойств».

  • Не желтый.
  • Не синий.
  • Не квадратный.
  • Не треугольный.
  • Не тонкий.
  • Не маленький.


Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами ( не во всех клетках). Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.






«Построй дорожку»


«Построй дорожку»


«Построй дорожку»


«Построй дорожку»


«Найди лишний блок».

Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу ( по цвету, по форме, по размеру, по толщине).

1 2 3 4 5


«Найди лишний блок».

1 2 3 4 5


«Найди лишний блок»

1 2 3 4 5


«Найди заданный блок».

1 2 3 4 5

1

2

3

4

5

« Покажи заданный блок, назови строчку, столбец» «3строка, 2 столбец – назови блок»


«Лесенка успеха»

Первый уровень сложности

  • Сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур?

(В первой строке? В первом столбце? Во второй строке? И т. д. )

  • Сколько треугольных фигур, сколько круглых, квадратных, прямоугольных фигур?

(В первой строке? В первом столбце? Во второй строке? И т. д. )

Второй уровень сложности

  • Сколько красных и синих фигур в таблице (желтых и синих и т. д.).

(Считай: одна синяя, одна красная, две синих, одна красная, две синих, две красных …)

  • Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.

Третий уровень сложности

  • Сколько красных , сколько желтых и синих фигур в таблице .

(Считай: одна синяя, одна красная, две синих, одна красная, две синих, две красных,

две синих, две красных, одна желтая и т. д.)


1

2

3

4

5


«Собери картинку по заданной схеме»

Транспорт «Камаз»


Город «Башня»


«Изменить по одному признаку»


«Изменить по двум признакам»


«Изменить по трем признакам»


«Изменить по четырем признакам»


«Расставь блоки по местам»


«Расставь блоки по местам»


«Расставь блоки по местам»


«Расставь блоки по местам»


«Превращение блоков»


«Доставка грузов»

А


«Доставка грузов» (12 маршрутов)


«Поиск драгоценных камней»

4 6 5 3 10-6

5 0 8 2 8-8

3 7 1 5 3+4

2 3 6 4 4+2


«Поставь заданный блок в заданный угол»


«Поставь блок в заданный угол»


«Поставь блок в заданный угол»


«Украсим елочку игрушками»»


«Помоги сказочным героям разделить блоки»


«Логический поезд»

1 2 3

4 5 6

7 8 9


Начало

да нет да нет

Конец


«Игра с одним обручем»

( 2) Не красные (2) Не красные

(1) Красные

(2) Не красные (2) Не красные

  • Какие блоки внутри красного обруча.
  • Какие блоки вне красного обруча.

Блоки надо назвать с помощью одного свойства –цвета.


«Раздели блоки. Игра с двумя обручами»

(2)Круглые

4

(1)Красные (3)

4


«Раздели блоки. Игра с двумя обручами»

  • 1. Какие блоки внутри синего обруча.
  • 2. Какие блоки внутри красного обруча.
  • 3. Какие блоки внутри обоих обручей.
  • 4. Какие блоки внутри синего обруча, но вне красного обруча.
  • 5. Какие блоки внутри красного обруча, но вне синего обруча.
  • 6. Какие блоки вне синего и вне красного обручей.
  • 7. Какие блоки вне синего обруча.
  • 8. Какие блоки вне красного обруча.

Блоки надо назвать с помощью двух свойств – формы и цвета.


«Раздели блоки. Игра с тремя обручами»

3

4

2

1

7

6

5

8

8


«Раздели блоки. Игра с тремя обручами»

  • 1. Внутри желтого, но вне синего и красного обруча.
  • 2. Внутри красного, но вне синего и желтого обруча.
  • 3. Внутри синего, но вне красного и желтого. обруча.
  • 4. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча.
  • 5. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча.
  • 6. Внутри желтого и синего, но вне красного обруча.
  • 7. Внутри всех трех обручей.
  • 8. Вне всех трех обручей .

Моделируется разбиение множества на восемь классов с помощью

трех свойств ( например, быть красным, быть квадратным, быть

большим).


Варианты сюжетных игр с блоками Дьенеша

Название

1

Замещение предмета

День рождения

2

Рыбалка

Игровые действия

Подарки

3

Садовники

Преподнесение подарков

Рыбы

4

Дополнительн.

материал

Лов рыбы

Игрушка

(Именинник)

Цветы

Стройка

5

Строит. материалы

Ведерки для рыбы

Посадка клумбы

Кулинары

6

Клумбы (Обручи)

Постройка дома

7

Цукаты

Космос

Машины для перевозки

8

Бусы

Украшение торта

Инопланетяне

Конструирование ракеты

Круги разного цвета

Бусинки

Кондитер.фабрика

9

10

Собирание бус

Конфеты

Силуэт ракеты

Сочинение сказки

Найди на ощупь

Раскладывание конфет в коробки

Герои сказок

Сочинение сюжета

Схемы коробок

Драгоц. камни

Нахождение блоков на ощупь

kopilkaurokov.ru

Блоки Дьенеша + cкачать пособия

Пособие состоит из 48 элементов, которые различаются четырьмя свойствами:

Толщиной – тонкие и толстые.

Цветом – желтые, красные, синие.

Формой – круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные.

Размером маленькие и большие

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
  • Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  19. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  20. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  21. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  22. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

  23. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
    • цвет обозначается пятном
    • величина — силуэт домика (большой, маленький).
    • форма — контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
    • толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

Скачать альбом для малышей

https://vk.com/doc125284251_134736065?hash=52a113cc5dae77e41b&dl=896716adedd9243283

Карточки с символами свойств.


На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства (например: синяя), и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого либо свойства (например: не квадратный). Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры.

Логические кубики.

5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков. Кубики помогут ребенку придумать разные игры, также они в свою очередь будут полезны для овладения навыками кодирования и декодирования.

Схемы алгоритмы.


Карточки с изображением предметов для игры в магазин и поезд.

В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.

С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.

Пособие впервые познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.

Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.

С совсем маленькими детьми занятия эффективны при ознакомлении с геометрическими фигурами, формой и размером предметов.

Примерные варианты игр с блоками.

Поиск одинаковых фигур.

Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

Угости игрушку.

Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

Домик.

Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Найди такой же.

Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету).

Что лишнее.

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Игра с кругом.

Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

Дорожки.

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

Покажи не.

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

Цепочка.

Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.

Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.

Угадай- ка.

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Группы.

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

Магазин.

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Архитектор.

Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке.

По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту варианты игр.

https://disk.yandex.ua/public/?hash=mcx/zbrutmWuu7U9CwV038OeDrC01EH9HP0nBiqr9Cc%3D
https://disk.yandex.ua/public/?hash=dLec9%2B5tWNKKZQE23idUWKtB7tx9bhiquDGIn20MOyk%3D
https://yadi.sk/d/nTRov_O2YY9zs

www.baby.ru

Блоки Дьенеша

Блоки
Дьенеша.

 

Блоки
Дьенеша придумал венгерский психолог,
профессор, создатель авторской методики
«Новая математика» – Золтан Дьенеш. 
Этот
конструктор, совмещенный с игрой

заслуживает самого пристального внимания
родителей.

Пособие
состоит из 48 элементов
,
которые различаются четырьмя свойствами:

Толщиной
– тонкие и толстые.

Цветом
– желтые, красные, синие.

Формой
– круглые, треугольные, прямоугольные,
квадратные.

Размером

маленькие
и большие.

Карточки
с символами свойств
.

На
карточках условно изображены свойства
блоков – цвет, форма, размер, толщина.
11 карточек подтверждают наличие у фигуры
того или иного свойства (например:
синяя), и 11 карточек, которые указывают
на отрицание какого либо свойства
(например: не квадратный). Знакомство с
этими символами очень важная ступень
в освоении знаковой культуры.

Логические
кубики.

5
кубиков  на гранях которых изображены
символы свойств блоков. Кубики помогут
ребенку придумать разные игры, также
они в свою очередь будут полезны для
овладения навыками кодирования и
декодирования.

Схемы
алгоритмы.

Карточки
с изображением предметов для игры в
магазин и поезд.

В
наборе есть методическое пособие, в
котором визуально изображены и описаны
возможные варианты игр.

С
логическими блоками ребенок выполняет
много действий: меняет местами, убирает,
выкладывает, ищет, делит, сравнивает.

Пособие
впервые познакомит ребенка с понятиями
кодировка информации, алгоритмы,
логическая операция.

Игры
разовьют комбинаторику, аналитические
способности, умение выделять различные
свойства, называть их, обозначать словом
их отсутствие. Обобщать по нескольким
свойствам, разовьют память, воображение,
творческие способности, научат сравнивать,
анализировать, классифицировать.

С
совсем маленькими детьми занятия
эффективны при ознакомлении с
геометрическими фигурами, формой и
размером предметов.

Примерные
варианты игр с блоками.

Поиск
одинаковых фигур
.

Играть
можно даже с малышами. Предложите малышу
разложить фигуры по их свойствам, собрать
все красные, или все квадратные.

Угости
игрушку
.

Ребенку
нужно разложить фигуры таким образом,
чтобы у каждой игрушки были фигуры
только одинаковой толщины, одного
размера и т. п.

Домик.

Вам
понадобится лист бумаги и карандаш.
Лист расчертите на 6 квадратов – это
будут комнаты. В 5 комнат положите блоки
определенных цветов, а шестую оставьте
пустой, Ребенок должен догадаться какого
цвета фигура должна быть в этой комнате.

Найди такой
же.

Покажите
ребенку любой выбранный блок и попросите
его найти такой же. Можно усложнить
задание и искать фигуры по двум одинаковым
признакам ( толщине и цвету).

Что лишнее.

Разложите
перед малышом 4-5 блоков. В ряду один
лишний – он может отличаться цветом,
формой. Малыш должен объяснить, почему
он думает, что эта фигура лишняя.

Игра с
кругом.

Нарисуйте
круг. Малыш должен расположить все
фигуры красные внутри круга, а все синие
– снаружи.

Дорожки.

Выложить
полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой
фигурой разложить фигуры другого размера
(цвета, формы).

Покажи не.

Попросите
малыша показать – не круг и не квадрат,
не синий и не толстый блок,  не круглый
и не красный и т. п.

Цепочка.

Научите
выкладывать блоки с определенной
последовательностью: синий, красны,
синий, красный. Или круг, треугольник,
круг, треугольник. Добавьте третью
фигуру. Вы можете усложнить задание –
выложить цепочку, но пропустить середину.
Предложите собрать дорожку, чтобы каждая
следующая фигура отличалась от предыдущей
одним признаком.

Когда
ребенок освоит простейшие логические
операции – переходите к более сложным
задачам.

Угадай-
ка.

Спрячьте
одну фигуру. Ребенок должен угадать,
какой именно блок спрятан, он задает
наводящие вопросы, ответ на которые
только «да» или «нет». Например, ребенок
спрашивает – эта фигура квадратная?
Нет. Вместе убирает все круглые формы.
– Она красная? Нет. Убирает красные.

Группы.

Нарисуйте
два пересекающихся круга. Все синие
фигуры могут лежать в левом круге, а все
треугольники в правом. В середину нужно
положить фигуры, которые подходят и к
первому и к второму кругу. Проблема
возникнет, когда ребенок возьмет синий 
треугольник, куда его положить? Отлично,
если ребенок сам догадается, что фигура
принадлежит обоим множествам. Это
задание только кажется простым, но очень
важно для формирования умения разделить
множества предметов на разные группы.

Разгадывание
фигуры по знаково

– символическим изображениям. Ребенок
бросает кубики и ищет походящую фигуру.

Магазин.

Товар
– карточки с изображением предметов.
Ребенок приходит в магазин с игрушками.
У него 3 логические фигуры «денежки».
На одну «денежку» можно купить одну
игрушку, в которой есть хотя бы одно
свойство логической фигуры. Например,
если «денежка «синий треугольник, то
ребенок может купить игрушку, в составе
которой есть или синий треугольник или
просто треугольник. Правила усложняются
выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Архитектор.

Ребенок
должен разработать проект детской
игровой площадки. Материал для постройки
выбирается в строгом соответствии с
правилами. Например: ре6енок берет любой
блок. Допустим синий большой толстый
блок. «Начало» подскажет, откуда мы
начинаем строить. В ромбе вопрос: красный
ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос
второго ромба – круглый ваш блок? –
нет, попадаем на конец схемы . Этот блок
может использоваться при постройке.

По
аналогии Вы можете придумать свои, новые
варианты игр, есть также специальные
альбомы, с которыми ваши занятия станут
намного легче, так как там уже есть
специально подобранные по возрасту 
варианты игр.

Игра
содержит набор графики, готовой для
печати на цветном принтере.

Возраст:
от 4 лет

Цель игры:
научится классифицировать предметы
по 1,2,3 признакам, развитие логики,
развитие внимания.

 

Необходимые
умения ребенка:
играть карточками, а не грызть их

Помощь взрослого:
нужна, взрослый организует игру.

 

Состав набора:

1.
Набор больших фигур, 24 шт.
2. Набор
маленьких фигур, 24 шт.
3. Таблицы

 

Изготовление
игры:
настольная игра «Блоки Дьенеша»
содержит комплект необходимых для
игры карточек. Распечатайте карточки
на цветном принтере (можно печатать
страницы выборочно, устанавливая
или убирая «галочки» возле эскизов
страниц).

Распечатанные
материалы нужно разрезать. Вырежьте
все геометрические фигуры. В фигурах,
где предусмотрено отверстие, вырежьте
отверстие. У Вас должно получиться
24 маленькие фигуры и 24 большие.

Распечатайте
таблицы. Пустую таблицу из 6 ячеек
распечатайте дважды. Вырежьте ее и
склейте, чтобы получилась таблица
3 ячейки по горизонтали и 4 ячейки по
вертикали. Таблицу с цветными пятнами
распечатайте, вырежьте и склейте
так, чтобы получилась таблица 1 ячейка
по горизонтали и 4 по вертикали.
Остальные таблице нужно вырезать
так, как они представлены на бумаге.

Карточки
будут более долговечными и удобными
в обращении, если их наклеить на
плотный картон или заламинировать.

Игра
«Блоки Дьенеша» готова!

 

Описание игры:
эту игру придумал венгерский математик
Золтан Дьенеш. Набор состоит из 48
геометрических фигур. Каждая фигура
представлена в 2 размерах (большая
и маленькая), 4 цветах (красная, синяя,
желтая, зеленая), 2 видах (с отверстием
и без), в 3 формах (круг, прямоугольник,
квадрат). Игра заключается в различных
способах классификации фигур по
одному или нескольким признакам.

 

Правила игры:

Вариант
1. Сортировка.

Предлагаем
ребенку рассортировать геометрические
фигуры, т.е. сформировать несколько
групп. Сортировка может производиться
по цвету, размеру, форме, наличию или
отсутствию отверствия.

 

Вариант
2. Последовательности.

Предложите
ребенку построить из фигур дорожку,
где фигуры будут чередоваться по 1
признаку. Например: маленькая-большая
или красная-желтая, или круг-квадрат.

 

Вариант
3. Лишний.

Положите
перед ребенком три фигуры, две из
которых объединены одним признаком,
а третья лишняя. Попросите ребенка
найти лишнюю фигуру. А затем объяснить,
почему эта фигура лишняя. Чтобы
усложнить задачу, можно давать
ребенку задание, где будет два или
3 правильных ответа, которые так же
нужно объяснить. Например: синий
круг, синий квадрат, красный круг. В
этом задании лишний красный круг,
потому что остальные фигуры синие.
Или лишний синий квадрат, потому что
остальные фигуры – круги.

 

Вариант
4.

Непересекающиеся
множества.

Для
игры Вам понадобятся несколько
веревочек. Веревочки нужно положить
на столе в виде колец. Предложите
малышу разложить фигуры внутри
колец, например, по цвету. Малыш
раскладывает фигуры в четыре разных
кольца.

 

Одно
множество включает в себя другое.

Когда
малыш разложит фигуры по цветам,
т.е. есть четыре кольца, в каждом
кольце фигуры только одного цвета.
Предложите ребенку рассортировать
фигуры внутри кольца, например по
форме. Спросите у малыша, сколько
колец должно получиться, и расположите
внутри основного кольца 3 внутренних
кольца, куда малыш рассортирует
имеющиеся фигуры одного цвета по
форме.

 

Пересекающиеся
множества.

Самое
сложное задание для детей. Положите
перед ребенком два кольца так, чтобы
они пересекались и имели общее
пространство. Предложите малышу
разложить фигуры по двум разным
признакам, например: в это кольцо
кладем все большие, а в это все
квадраты. Проблема возникнет, когда
малыш возьмет в руки большой квадрат.
Куда его отнести? Очень хорошо, если
малыш сам догадается, что фигура
принадлежит обоим множествам, и ее
нужно расположить в общем пространстве
двух колец.

 

Вариант
5. Таблицы.

Возьмите
распечатанную таблицу 3 на 4 ячейки,
положите ее перед ребенком. В ячейки
этой таблицы малыш будет раскладывать
фигуры. Вверху таблицы по горизонтали
расположите одну из таблиц с рисунками
(например, с фигурами). Слева от
таблицы по вертикали расположите
другую таблицу с рисунками (например,
цвета). Ребенку нужно расположить
фигурки так, чтобы фигурка выполняла
условия столбика по вертикали и по
горизонтали.

Комбинируя
разные варианты, Вы можете сортировать
фигуры по двум признакам сразу.

 

Вариант
6. Покажи все.

Положите
перед ребенком фигуры. Попросите
его выбрать все фигуры с каким-то
одним признаком. Например: «Выбери
все красные». Чтобы усложнить задание,
предложите ребенку сразу два признака,
например: «Выбери все маленькие
фигуры с дырочками»

 

Вариант
7. Покажи не.

Положите
перед ребенком фигуры. Попросите
его выбрать все фигуры, у которых
названный признак отсутствует,
например: «Выбери все не квадраты»
или «Выбери все некрасные фигуры».

 

Вариант
8. Покажи или.

Положите
перед ребенком фигуры. Попросите
его выбрать все фигуры, у которых
присутствует только один из названных
признаков, например: «Выбери фигуры,
которые красные или квадратные».
Попросите ребенка комментировать
свой выбор для каждой фигуры. А
выбранные фигуры раскладывать в две
кучки. Обратите внимание ребенка,
что в первую группу попадут все
квадраты, а во вторую все красные
фигуры, и будут еще фигуры, которые
попадут в обе группы

 

Вариант
9. Отличие в 1 признаке.

Предложите
ребенку собрать дорожку из фигур
так, чтобы каждый последующий элемент
отличался от предыдущего 1 признаком.
Например: маленький желтый круг без
дырочки->маленький желтый квадрат
без дырочки->большой желтый квадрат
без дырочки->большой синий квадрат
без дырочки и т.д. Ходить в такой игре
можно по очереди.

 

Вариант
10.  Аппликация.

Попробуйте
пофантазировать с малышом и собрать
из геометрических фигур различные
объекты.

studfiles.net

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления. Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша.

Игра «Отгадай загадку»

На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.

Развивающая игра «Рассели жильцов»

Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и подготовишки могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Развивающая игра «Лабиринт»

Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.

Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.

Развивающая игра «Хоровод»

Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.

Игры с обручами и блоками Дьенеша

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

«Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

«Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.


Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

  1. Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  2. Внутри синего, но вне красного обруча?
  3. Внутри красного, но вне синего?
  4. Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

«Игра с тремя обручами»

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.


После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

  • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
  • Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.

infodoo.ru

Советы рукодельницам