Автоматизация звука [Л]. «Котенок-шалун» | Логопед по Скайпу

Содержание



Игра на автоматизацию звука [Л]
«Котенок—шалун»

( по материалам книги Шинкарёва Л.Н.
«Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста» )

 

 

Цель игры:

  1. Автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л], [Ль].
  2. Дифференциация звуков [C]- [З] — [Ш]- [Ж]; [Р]- [Л]- [Ль].
  3. Развитие лексико-грамматического строя речи, в частности, тренировка в употреблении падежных конструкций

 

Материал:

Кружочки из цветного картона, раскрашенные «под клубочки«. Картинки на клубочки вырезаются отдельно и  приклеиваются.

  

Правила игры «Котенок—шалун»

Клубочки  раскладываются  на  столе.  Ребенку  объясняем,  что  котенок  разбросал  бабушкины  клубочки. Чтобы бабушка не огорчилась, их надо собрать.

Вы можете собрать клубочки в любую красивую коробочку, или разложить  возле  сидящей  в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.

Для тренировки в различении (дифференциации) звуков можно предложить ребенку собрать клубочки с картинками, содержащими разные звуки (например, звуки [C] — [Ш] или [Р] — [Л]) в разные стопки или разные коробки.

Можно задать вопрос: «Какие картинки ты собрал?»,  «Какую картинку спрятал котёнок?», тренируя в употреблении винительного падежа.

На обратной стороне клубочков имеются предметные картинки, которые ребенок  должен правильно назвать.

 

Приложение к игре: см. ниже

 

Игру подготовила:

 учитель-логопед

Людмила Федирко

 МДОУ Детский сад №1 с. Акша



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Автоматизация звука Л

 

 Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляционная поза:
губы раскрыты, лучше растянуть в «улыбку», так чтобы зубы были обнажены,
зубы разомкнуты,
язык свободный, распластанный «лопаткой»,
кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних рез¬цов и образует с ними плотную смычку,
боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух, корень языка поднят.

 Произносить чётко звук [л] в слогах сначала по вертикали, затем по горизонтали:
ла            ал             ала                лал
ло            ол            оло                лол
лу            ул            улу                лул
лы           ыл            ылы               лыл

Закрепляем произношение звука Л в конце слов:

овал            бокал       канал          обвал          пенал
подвал        вокзал      металл       капитал      самосвал
угол            укол         стол           ствол          сокол
козёл           котёл       костёл       футбол       буйвол
узел            дятел        Павел         пепел         факел
новосёл      осёл          стул           баскетбол    

 Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»

Бал — мал — зал.                      Обвал — металл — бокал.                 Копал — кивал — зевал.
Вол — гол — кол.                      Котёл — козёл — щегол.                   Осёл — чехол — футбол.
Факел — дятел — пепел.           Шумел — шипел — шагал.

Звук  Л в конце слова в ряду слов

 Перечень слов: Зал, канал, бокал, подвал,
    Бал, пенал, коралл, шакал.

Перечень слов: Стол, котел, козел, щегол,
    Вол, осел, футбол, чехол.

Закрепляем произношение звука Л в начале слов:

лак            лавка        лама          лампа        лапша           лапоть
ласка        латка        ладонь      лавина       ласточка      лампада
лоб           лом           ловкий      лодка        локоть
лось         лоза          ловить       ломать      ломоть         лоток
луг           луна          лужа         лужок        Лука             лужайка
лук           лубок        лупа         лукошко     лубяной       лукавый

 Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»

Лавка — лапа — лампа.    
Лакомство — лодочник — лавочник.
Локоть — ложка — лодка.    
Лук — лупа — лужа.
Луша — лунка — лучик.

Звук  Л в начале слова в ряду слов

Перечень слов: Лапы,  лодка, лампочка,
        локоть, лапоть, ласточка.

Перечень слов: ландыш, лавка, лампа, ложка,
        лось, лопата, лак, ладошка.

Перечень слов: лук, лучи, луна, лужайка,
        лошадь, лотос, лобик, лайка.

 Закрепляем произношение звука Л в середине слов:

пила           пиала        юла           скала           акула    
кулак         салат         халат        талант        малахит   
балка         белка         булка        галка           палка
вилка         полка         иголка      фиалка        заколка
булавка     бутылка    колонка     палатка      лопатка   
метёлка     солонка     болонка    скакалка      копилка
посылка     носилки

улов            полоть          колоть         молоть

волосы        голова           золото         молоко
голод           голос            холод           колос
баллон        болото          солома         колонна
холодный    полоскать     половина     молоток

валун      колун         шалун        тулуп
голубь     голубок     голубка
белуга     Калуга       жёлуди       палуба

вилы            пилы          каникулы
алый            милый       белый
колыбель    полынь      улыбка           

 Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»

Дела — зола — пила.    
Халат — салат — скала.
Колос — голос — волос.    
Палатки-булавки — салазки.
Болото — Володя — поломка.    
Голодный — холодный — колодец.
Улыбка — булыжник — волынка.

 Звук  Л в середине слова в ряду слов

Перечень слов: школа, яблоко, юла,
        мыло, молоко, пила.

Перечень слов:        балкон, колпак, иголка, полка,
        Фиалка, галка и  футболка.

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице Автоматизация звуков.

logopediy-dly-detey.ru

Подборка картинок для автоматизации звука Л в начале слова

Подборка картинок для автоматизации звука Л в начале слова
31.01.2014 16:49

Предметные картинки для автоматизации звука Л в начале слова

лак

Лампочка1

 

лапта

лавра

ландыш

ладанка

лама

лапти

лаваш

лавка

ластик

ласты

лава

лапа

лошадь

ларчик

лассо, ловит, лошадь

латы

лапша

ласка

лайм

лампочка

лампа

ладья

ладонь

лайка

 

 

< Предыдущая   Следующая >

www.logoped.kh.ua

Задания и упражнения на автоматизацию звука [л]

Подборка заданий и упражнений на автоматизацию звука [л]

Переодетые буквы 

Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.

Найди букву на картинке

Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Л на картинках, покажи их пальчиком и назови.

Балаболки 

Буква Л хочет тебе рассказать о своих подружках-балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуй запомнить их язык.

ЛА-ЛА-ЛО 

ЛЫ-ЛЭ-ЛА

ЛЭ-ЛЫ-ЛЭ

ЛА-ЛЫ-ЛО

ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛОЛЫ-ЛА

ЛУ-ЛЫ-ЛЭ

ЛУ-ЛО-ЛА

Комната Л

Это комната Л. Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назови все эти предметы, а потом раскрась их.

Загадки звука Л

Перед тобой стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных. А теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них.

Что находится между яблоком и луком? 

Что находится слева от куклы и над яблоком?

Что находится под луком и справа от ложки?

Что находится между лопаткой и молотком?

Что находится под юлой и над вилкой?

Игра «Скажи наоборот» 

Л хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Л будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: молоко бывает горячее, а бывает холодное.


Волшебник бывает добрый, а бывает … (злой). Волк бывает сытый, а бывает … (голодный). Лошадь бывает черная, а бывает… (белая). Бокал бывает пустой, а бывает … (полный). Волосы бывают темные, а бывают … (светлые). Человек бывает пожилой, а бывает … (молодой). 

Вагончики

У Л гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуком Л в начале слова посади в первый вагон, со звуком Л в середине слова — в средний вагончик, со звуком Л в конце слова — в последний вагон. Нарисуй стрелочку от пассажира к вагончику, в котором он будет ехать.

Поход в лес 

Л с друзьями в лесу. Посмотри внимательно на левую картинку и назови всё со звуком Л. А теперь посмотри на правую картинку и скажи: что дети забрали с собой, а что забыли в

лесу?

Автоматизация звука Л в словах

Письмо

Сочини вместе с Л письмо ее бабушке. В этом тебе помогут картинки. Я начну предложение, а ты его закончишь.

Колдунья на балу… что делает?

Плакса в комнате… что делает?

Плот по воде…?
У Милы каблук…?
Малыш по полу…?
Клоун лукаво…?
Болтунья на лавке…?
На балу колдует… кто? В комнате плачет…? По воде плывет…? У Милы сломался…? По полу ползает…? Лукаво улыбается…? На лавке болтает…?

Подбери картинку

Назови все картинки в окошках. Найди подходящую картинку, назови ее и помести в пустое окошко (нарисуй стрелочку от картинки к окошку). Объясни, почему ты так сделал.

Половинки 

Злой волшебник утащил половинки картинок со звуком Л. Скажи, половинки каких предметов утащил волшебник? Например: половинку луны, половинку яблока. А теперь дорисуй предметы, чтобы они стали целыми.


У Л есть знакомый волшебник. Сегодня он не выспался и написал письмо, в котором все перепутал. Помоги волшебнику исправить ошибки в письме, а потом найди подходящую картинку.

Волшебник

  1. На луне небо.

  2. Мама сделала свеклу из салата.

  3. Холодильник в колбасе.

  4. На платке голова.

  5. Калач съел Славу.

  6. Яблоко выжало сок из Милы.

  7. Волны плывут по лодке.

Мила в гостях (цепной текст)

Мила ездила в гости в село. Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Мила поехала в село к тете Клаве.

У тети Клавы была лошадь.

На лошади каталась Мила.

Для Милы тетя Клава купила удобное седло.


Ленивый Павел (пересказ по серии картинок)

У звука Л есть знакомый мальчик Павел. Он — лентяй. Любит сидеть сложа руки. Послушай рассказ о нем и постарайся запомнить.

Павел вышел на улицу, сел на лавку. Сидел на лавке и глядел на солнышко. Напекло ему голову.

Зашел Павел домой. Сел на стул. Сидел и глядел в потолок. Посидел на стуле, встал и сел на лошадку-качалку. Сидел на качалке и глядел на пол. Встал с качалки, походил, походил и сел на пол. На полу и уснул.

Так Павел целый день бил баклуши.

Котенок Шалун (пересказ по серии картинок)

Л побывал в гостях у своей подружки Лады и нарисовал об этом картинки. Теперь он хочет рассказать тебе о своих друзьях: Ладе и ее котенке. Попробуй запомнить этот рассказ. Будь внимателен! Л перепутала все картинки. Пожалуйста, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ Л.

У Лады был милый котенок. Он был белолапый, белолобый, белохвостый и очень шаловливый. Лада гладила котенка и поила его молоком из голубой плошки. Когда Лада садилась учить букву Л, котенок шалил. Он катал по полу клубки для вязания. Потом котенок уставал и ложился спать на мягкую теплую подстилку под столом.

Найти, покажи и назови букву Л

Упражнение «Пароход». Рассмотри картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л…) Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…

Упражнение «Песенки». Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Белочкой. Постарайся не ошибаться.

Упражнение «Скажи наоборот». Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.

У берёзки ствол тонкий, а у дуба — … (толстый) Заяц трусливый, а лев — … (смелый) Суп горячий, а эскимо — … (холодное) Собака сытая, а волк — … (голодный) Воздушный шар лёгкий, а гиря — … (тяжёлая) Великан сильный, а Дюймовочка — … (слабая) Марфушка грубая, а Настенька — … (ласковая)

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Л. Найди слова, в которых звук Л находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ласточке долететь до своего гнёздышка. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке из облаков. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Слоговое лото». Помоги Ладе собрать необычный букет. Прочитай записанные на цветах слоги и составь из них слова. Справиться с заданием тебе поможет цвет лепестков. Вместе с Ладой составь предложения с получившимися словами.

infourok.ru

Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л»

Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л» помогут детям научиться правильно говорить звук в предложениях и легко запоминать текст для пересказа.

Просмотр содержимого документа
«Алла и Слава.»

Просмотр содержимого документа
«Белка и дятел»

Просмотр содержимого документа
«Волчата»

Просмотр содержимого документа
«Голубая лампа»

Просмотр содержимого документа
«Кукла для Ланы»

Просмотр содержимого документа
«Лосиха и лосёнок»

Просмотр содержимого документа
«Лунтик и Мила»

Просмотр содержимого документа
«Человек паук»

kopilkaurokov.ru

Звукотаблица на звук Л

Слова – подсказки: сЛон, игоЛка, акуЛа, футбоЛка,
  пЛатье, Лошадь, метЛа, беЛка,
  осеЛ, еЛка, воЛк, Ложка,
  Лук, крокодиЛ, Лопата, пчеЛа



1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)

2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:

Я встаЛ(а) на сЛона
Я встаЛ(а) на игоЛку
Я встаЛ(а) на акуЛу и т.д.

3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.

(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон — живой, игоЛка неживая и т.д.

5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.

6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно:

сЛон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.

7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.

8. Показывай и называй сЛон – жеЛтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.

9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над …., под… и т.д. (задание может быть любой сложности).

10. С каждым предметом придумай по одному предложению.

(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сЛон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)

Следи за правильным произношением звука Л!

Автор материала: Инга Дидковская

Также по теме: «Автоматизация звуков»

logoped18.ru

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.

Образец:

  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.

— Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
— Я не бегал,
Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.

www.logopeda.net

Советы рукодельницам