Карточки PECS – система альтернативной коммуникации

Содержание

Что такое PECS

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Например: картинка с конфеткой.  Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги.  Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

autizmy-net.ru

Карточки pecs: действия | Обучалка

Чтобы скачать карточки, нажмите на изображение!

Также рекомендуем посмотреть карточки pecs на сайте http://pecs.in.ua

Карточки пекс «Гигиена, туалет»

Карточки пекс «Уборка»

obuchalka-dlya-detey.ru

Как сделать КАРТОЧКИ ПЕКС самому.

Что такое ПЕКС?

Многие дети с аутизмом имеют задержку в развитии речи.

Если очень кратко, то карточки пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.

Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения.

Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете – достаточно в поисковике задать название.

Более пробно про карточки ПЕКС — можно прочитать здесь Вспомогательный метод коммуникации РЕСS — все «за» и «против»
Там же (внизу) – дополнительные статьи – более подробные шаги…

Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

В нашей небольшой статье мы хотим поделиться тем, как можно самому сделать эти карточки.

Практические советы по изготовлению карточек и папки ПЕКС
Что же нужно для того что бы изготовить карточки?

Инструмент:

—  ножницы, линейку, дырокол, клей;

— «липучки», т.е. ленты контактные. Их можно приобрести в магазине;

— бумагу для печати офисную (на которой распечатываются сами карточки).
Есть вариант, когда обычную бумагу заменяли на бумагу этикеточную самоклеющуюся, это уже Вам решать…

— «большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)

 

 

1. Картинки

Сами картинки можно в большом количестве найти в интернете – достаточно уделить некоторое время и «погуглить» — наберите в поисковике «картинки PECS скачать» -смотрите только что бы разрешение (отсутствие сильной зернистости при увеличении) было подходящим…

В качестве редактора лучше всего использовать фотошоп, но если не умеете, это не страшно.
Можно воспользоваться и более простым встроенным (интегрированным) в Windows графическим редактором Paint
(кнопка “Пуск | Стандартные | Paint )

В крайнем случае для редактирования картинок подойдет даже Word – можно создать таблицу с одинаковым размером ячеек, куда и вставляются нужные (найденные и обработанные) картинки.
После этого распечатываем – желательно на цветном принтере.

 

Распечатанный лист наклеиваем на картон и нарезаем на карточки:

 

Многие, кто делает карточки своими силами, рекомендуют ламинировать – так долговечнее.
Это решать Вам.
Самое долговечное (и дорогое) решение – использовать ламинатор.
Альтернативный вариант – ручная ламинация широким скотчем

Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.

2. Папка для карточек ПЕКС

Обложка книги — это папка с широким «корешком» и кольцами – в нее вставляются листы, отверстия для крепления делаются дыроколом.
3. Листы

— пластиковые папки для бумаг (непрозрачные)
Количество определяется так: из каждой папки получится два листа для книги. На каждом листе обычно умещают по 16-20 картинок.
Можно использовать не пластиковые листы а картонные, тогда можно их «ламинировать» цветной бумагой, как на фото :

Листы книги вырезаем по тем же размерам минус 0,5 сантиметра.

Можно сбоку оставлять небольшой кусочек, чтобы удобнее было листать.
Некоторые наклеивают на него название категории карточек на каждом листе.

Теперь аккуратно клеим ленту от липучки на каждую страницу с двух сторон, приклеивая (или прикладывая липучку к двухсторонему скотчу).
Лучше сначала приложить вместе с карточками, чтобы не ошибиться с расстоянием между линиями. Ребенку должно быть удобно снимать карточки с полосок.

Теперь отрезаем кусочек липучки, и разрезаем её пополам в длину.

 

Результат :

Вот такое получилось пособие.

Желаем, что бы эта статья помогла Вам и принесла пользу!
Дополнительные ссылки :

О КАРТОЧКАХ ПЕКС подробнее…
Форумы

Общение с помощью картинок ….

Особые дети: Нижегородский форум о детях с особенностями здоровья или развития

Как сделать карточки пекс….

Как самостоятельно изготовить Flash Cards

Карточки пекс

https://www.facebook.com/groups/717407234981660/719088904813493/

Как сделать книгу PECS самостоятельно

Вопрос по карточкам PECS

Пособие по альтернативной коммуникации Штягиновой Е. А. http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/al%27ternativnaya%20kommunikatsiya.pdf

Можно купить уже готовые элементы или целые альбомы…

http://raspisanie.me/

Автор Владимир Вялов.


semjadom.ru

Система ПЕКС (PECS) для аутистов

  1. Преимущества альтернативной коммуникации PECS
  2. Для кого подходит обучение PECS?
  3. Методика системы PECS в обучении аутистов
  4. Типы символов в карточках для обучения аутистов

Аббревиатура PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). Как видно из названия, ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используют и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» (ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.).

Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. По сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается, в ее рамках ученики разных возрастов учатся выражению собственных желаний и комментированию различных ситуаций.

Как правило, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS преподается параллельно с обычным языковым развитием. Система позволяет обучать аутистов не только различению картинок и выражению просьб с их использованием, но и тому, как подойти к постороннему человеку или выйти в другую комнату для коммуникации, а затем – как пользоваться прочими коммуникативными способами (комментированием и др.). На каждом из этапов ПЕКС предусмотрено моделирование устной речи и стимулирование ее развития. В случаях, когда аутист не смотрит в глаза, эта система показывает себя эффективной за счет работы не напрямую, а посредством вспомогательных предметов. 

Преимущества альтернативной коммуникации PECS

Материалы системы в большинстве случаев помогают достичь значительных успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные затруднения, а иногда их использование может быть продолжено и во взрослой жизни.

Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:

  • поиску нужной карточки;
  • привлечению внимания собеседника-партнера;
  • обмену карточки на желаемый предмет.

Индивидуально подобранные карточки PECS для аутистов позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов. Поскольку нарушения коммуникации у аутичных людей затрудняют их понимание самого процесса коммуникации, задача тераписта – научить аутиста пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.

Наглядная коммуникация

Если карточка выбрана неправильно, то партнер не примет ее – то есть коммуникация не состоится. Благодаря передаче карточек «из рук в руки» коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто аутичные люди желают сообщить что-либо вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщения в итоге игнорируются.

Уменьшение нежелательного поведения

В случаях, когда использование PECS начинает решать те же задачи, что и проблемное поведение (стимы, стереотипии, агрессия, аутоагрессия и др.), проблемные проявления начинают уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая получить яблоко – можно научить его попросить яблоко при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.

Самостоятельная коммуникация

Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача ПЕКС – научить аутиста начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание.

На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения. С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор. Когда ученик уже умеет быстро и правильно сообщать о своих желаниях при помощи изображений – его начинают учить самостоятельному преодолению расстояния до карточек, а затем и до собеседника, которому нужно передать карточку.

Способствует развитию устной речи

Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что аутист начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».

За годы использования ПЕКС было установлено, что применение этой и некоторых других систем альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь. Таким образом, тревоги многих родителей и педагогов о том, что вспомогательная коммуникация может нарушить развитие обычной, являются необоснованными. Во всяком случае, на сегодняшний день не существует ни одного исследования, которое подтвердило бы эти тревоги.

Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS ученики работают: учатся, познают, размышляют. К тому же, в систему обучения обязательно включаются и дополнительные стратегические методики для стимулирования именно вербальной коммуникации. Также если проявление аутизма, в том числе эхолалия в 4 года, вовремя включить в общую схему лечения, результат будет более проявленным. 

Эффективность

Высокая эффективность программ PECS в 2014 году была подтверждена вхождением системы в отчет Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism Spectrum Disorder («Научно обоснованные практики для детей, молодежи и молодых людей с расстройствами аутистического спектра»), подготовленный американским Национальным центром профразвития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.

Методика ПЕКС может быть чрезвычайно полезной для многих людей с РАС, помогая им обучиться эффективному коммуницированию. Разумеется, решение об использовании программы с любыми модификациями и дополнениями должно приниматься с учетом индивидуальных потребностей каждого конкретного человека.

Обучение по этой системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать – перманентно молчащие дети обучаются:

  • самовыражаться;
  • сообщать о своих желаниях и потребностях;
  • продуктивно коммуницировать с другими людьми.


Специалисты, работающие в сферах коммуникации и прикладного анализа поведения, признают обучение ПЕКС одной из наиболее эффективных инновационных методик, направленных на развитие у аутистов навыков общения в социуме.

Для кого подходит обучение PECS?

Обучение по данной методике не имеет возрастных ограничений, благодаря чему может быть предложено как взрослым людям, имеющим когнитивные нарушения, так и маленьким детям, не имеющим таковых. Однако некоторые критерии, необходимые для успешного обучения ПЕКС, все-таки есть, и в первую очередь к ним относится преднамеренная коммуникация. То есть человек должен понимать необходимость в передаче некой информации другому человеку.

Например, если потенциальный ученик, желая получить какой-либо предмет, берет за руку другого человека и подтаскивает его к предмету – можно говорить о том, что он располагает как минимум зачатками преднамеренной коммуникации. Если же он просто хочет получить предмет, не пытаясь при этом каким-либо образом обратиться к другому человеку – возможно, способность к преднамеренной коммуникации у него отсутствует, и перед применением PECS необходимо использовать другой подход, чтобы развить эту способность.

А вот умение различать изображения не относится к факторам, обязательным для обучения ПЕКС, хотя ученики, умеющие различать изображения, закономерно быстрее добиваются успехов на начальных этапах программы, чем ученики, не обладающие этой способностью.

Методика Picture Exchange Communication System применяется преимущественно для обучения «невербальных» учеников, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении людей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).

Методика системы PECS в обучении аутистов

В методику включены шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т. д.).

Этапы PECS таковы:

  1. представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми;
  2. увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика;
  3. дифференциация изображений – ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;
  4. построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;
  5. обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек;
  6. обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т. д.).


Все перечисленные этапы основываются на определенной области прикладного поведенческого анализа АВА – науке о вербальном (речевом) поведении. Этот раздел изучает все возможные виды вербального поведения – тексты, устную речь и др., а также все формы коммуникационного взаимодействия. Поскольку метод коммуникации PECS представляет собой одну из программ АВА, всестороннее представление о правильном использовании системы дают дистанционные курсы АВА терапии для родителей аутичных детей, а также для специалистов, работающих в сфере РАС.

Типы символов в карточках для обучения аутистов

Карточки для обучения аутистов по системе ПЕКС содержат изображения предметов и действий в виде:

  • цветных или ч/б графических рисунков;
  • цветных или ч/б фото.

Под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском или другом языке, родном для ученика.

Процесс обучения по карточкам вводится с помощью АВА-тераписта, дефектолога, коррекционного педагога или другого специалиста, который сможет определить уровень развития навыков ученика и правильно расставить акценты в дальнейшем обучении.

На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах – например, зеленом и красном. Эти карточки необходимы, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ученик способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, использовать такие карточки нет необходимости.

На втором этапе вводится набор карточек с мотивационными предметами (банан, чупа-чупс, мороженое, яблоко, зефир) и конкретными действиями. Как только ученик перестанет смотреть на картинку и начнет называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки нужно прекратить. Действия, обозначаемые картинками, используются так же, как и предметы (кататься на качели, прыгать на батуте, играть с мячом и т. д.).

На третьем этапе обучения ПЕКС начинают использовать карточки с обозначением различных событий дня – расписание (умываться, кушать, гулять на улице, учиться и т. д.).

Все необходимые картинки-«пексы» для аутистов можно сделать своими руками, или же приобрести готовые альбомы с наборами изображений для разных этапов обучения.

aba-kurs.com

Использование карточек по системе РЕСS (пекс)

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутического спектра – общение с окружающими. Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль. В общении с такими детьми помогает использование карточек пекс (РЕСS).

Однако многие родители не желают ничего слышать о них, приводя следующие доводы:

  • ребенок, используя картинки в общении, будет выглядеть странно на фоне нормальных сверстников;
  • аутист будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь.

Для чего нужна система РЕСS?

Как ведет себя нормальный ребенок? Он подходит ко взрослому, обращает на себя внимание и просит то, что ему нужно. Аутичные дети не умеют этого делать!

Аутичные дети также довольно часто не могут высказать свою мысль. Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет ко взрослому и не попросит нужную ему вещь. Не зная, как добиться желаемого, дети-аутисты закатывают истерику. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его.

Использование РЕСS помогает избежать этих проблем. Понятие коммуникация в данном методе подразумевает общение на доступном ребенку-аутисту языке — с помощью картинок.

Немного истории

Систему общения с помощью обмена карточками-картинками (the Picture Exchange Communication System; сокращенно — PECS) разработали доктора Лори Фрост и Энди Бонди в рамках проводимой в штате Делавэр Программы по исправлению аутизма. Цель системы — быстрое обучение целенаправленному, самостоятельно и активному общению детей, больных аутизмом.

Суть метода

Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. РЕСS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа РЕСS способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.

Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения.

Конечно же метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и врачей не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Этапы обучения

Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек пекс следующие:

  • На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.
  • Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.
  • На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал предметы, изображенные на карточке. Все ошибки, возможные на этом этапе, связаны с неумением ребенка распознать предмет.
  • Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне…(предмет)» — задача четвертого этапа обучения.
  • Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.
  • На заключительном, шестом этапе, ребенок должен научиться различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы.

obuchalka-dlya-detey.ru

Искусство в себе: рисунки аутистов (+Фото)

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Как правило, в этот день СМИ говорят о статистике страдающих от аутизма детей и взрослых среди населения. Однако следует понять, что аутизм — не болезнь, а особый тип восприятия окружающего мира. Это взгляд из другой реальности, под другим ракурсом. И в то же время важно помнить, что аутисты такие же люди как и остальные.

Свойственная художникам-аутистам замкнутость очень часто граничит с гениальностью. Мы можем вспомнить великих живописцев, которые в той или иной мере имели степень аутизма. Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и даже, возможно, Иероним Босх когда-то творили и не знали о том, что имеют то же, что и тысячи других людей сегодня. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение и их взгляд на свое место в обществе.

AdMe.ru предлагает вам оценить потрясающие творческие способности людей, живущих в своем особенном мире.

Художник Стивен Вилтшер рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутного полета над городом на вертолете.

Панорама Токио

Панорама Лондона

Он воссоздает панорамы городов исключительно по памяти. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования.

Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм»(«Drawing Autism«) произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.

«Птицы», Дэвид Барт (10 лет)

Из письма его матери: «…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»

«Аутсайдер», Донна Уильямс

«Война во Вьетнаме», Милда Бандзайт

«Смерть Любви», Чарльз Д. Топпинг

«Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)

«Танцующие с собакой», Элен Майкл

«Дом Марка Твена», Джессика Парк

«Индия», Веда Ранган

«Большие полевые друзья», D.J. Svoboda

«Високосные годы», Эмили Л. Уильямс

«Они забрали твою бритву, шнурки и ремень», Эмили Л. Уильямс

«Зеркало разума», Эрик Чен

«Друзья», Уил Си Кернер (12 лет)

«Оборотень», Вут Деволдер (14 лет)

«Смена времен года», Джош Педдл (12 лет)

«Каменный дом», Шон Беланджер

«Девочка и коза», Джастин Кан

«Посещение художественной выставки», Сэмюэл Босуорт

«Авраам Линкольн», аппликация Джона Уильямса

По словам автора, окружающий мир кажется хаотичным, поэтому создавать из разрозненных частей целостное изображение доставляет удовольствие.

«Кошачий дом» известной аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс

«Cлепой полет», Мадалена Телло

Источник: AdMe.ru

www.matrony.ru

Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

Календари, ежедневники, дорожные знаки, вывески и указатели,  списки продуктов и прочее-прочее-прочее. А теперь представьте, как может быть важна такая поддержка для ребёнка с РАС, только вступающего в большой мир и делающего первые усилия, чтобы понять, как работает всё вокруг.

Почему именно визуальная поддержка всегда облегчает обучение детей и делает коммуникацию  с ними легче?

  • Слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остаётся на долгое время
  • Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребёнка
  • Визуальный образ предоставляет ребёнку много времени на формирование понимания
  • Визуальная помощь помогает в запоминании на долгое время

Важно также и то, что используя одни и те же символы и подписанные слова, визуальные материалы очень успешно закрепляют новые слова в словарном запасе вашего ребёнка.

Обратите внимание на широту этого термина – визуальная поддержка. Сюда входит всё, что помогает нам в коммуникации с другими людьми, предоставляя нам информацию через зрение.  Качество визуальной поддержки определяется просто: чем удобнее и точнее информация, которую может получить ребёнок через зрение, чтобы легче объясняться с окружающими, тем лучше визуальная поддержка.

Приведём примеры визуальной поддержки и основные цели её использования. Ярлыки на ящиках и предметах в школе и дома помогают ребёнку правильно складывать вещи по местам и легко находить нужные материалы.

Указатели внутри школы или во дворе направляют ребёнка в процессе неизбежных передвижений.

Другие виды визуальной поддержки могут предоставлять информацию о логике любого процесса. Например, достаточно длительного, когда это социальная история о поведении в магазине или на детской площадке. Или краткого и рутинного, когда это алгоритм действий «Как чистить зубы», «Как приготовить чай», «Как мыть посуду».

Ещё один вариант визуальной помощи – расписание на день. Оно структурирует временное пространство, что позволяет не только планировать своё время, но и снизить у ребёнка уровень тревожности о ближайшем будущем.

Также полезны краткие причинно-следственные визуальные иллюстрации по принципу «Сначала…/Потом…», которые хорошо объясняют ребёнку любые необходимые знания о логике взаимоотношений, эмоций или бытовых дел. Или доска с отметкой активности в классе, которая улучшает понимание детей о том, чья очередь отвечать или вступать в игру.

Как видите, есть много способов извлечь максимальную пользу из визуальной поддержки.

Форматы изображений для визуальной поддержки

Описанные примеры могут быть исполнены в нескольких форматах. Выбор формата зависит от уровня понимания различных символов у вашего ребёнка. Если распределить возможные форматы визуальной поддержки от наиболее конкретных до самых абстрактных, то последовательность будет следующей:

  • ОБЪЕКТЫ – это самый первый уровень визуальной поддержки, предельно понятный и часто спонтанно применяемый из-за положительно реакции ребёнка. Например, кусок хлеба или яблока в руке родителя становится хорошо понимаемым знаком, что пора кушать, ребёнок идёт на кухню и занимает своё место.
  • ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ – речь идёт о фотографиях конкретных объектов, зачастую уже знакомых ребёнку в жизни. Например, фотография проходящего неподалёку автобуса может сообщать малышу, что в процессе прогулки нужно будет сесть на общественный транспорт, чтобы куда-то добраться.
  • ЧЁРНО-БЕЛЫЕ ФОТОГРАФИИ – принцип тот же, что и предыдущий пункт, только фотографии чёрно-белые.
  • ЦВЕТНЫЕ РИСУНКИ – этот формат требует способности ребёнка к некоторому уровню абстракции. Применяются цветные рисунки по таким же принципам, что и предыдущие форматы, однако помогут они лишь в том случае, когда ребёнок с РАС уже достиг понимания, что яблоко – везде яблоко, а кушать – касается всех, а не только девочки на изображении.
  • ЧЁРНО-БЕЛЫЕ ФОТОГРАФИИ – принцип тот же, что и пункт выше.
  • МИНИАТЮРНЫЕ ЗНАЧКИ (ИКОНКИ) – наиболее абстрактный формат для визуальной поддержки, может применяться для детей с РАС ближе к школьному возрасту и в последующей жизни.

Следует учитывать и НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ – для наиболее успешной визуальной поддержки детей с РАС.

Размеры картинок

Если ребёнок только учиться пониманию вещей на абстрактном уровне, для него имеет смысл использовать картинки большого размера.

Картинки маленького размера появляются тогда, когда дети уже понимают, какие объекты имеются в виду: они знают их в реальной жизни, или уже умеют ими пользоваться.

Для помощи ребёнку в продвижении с уровня больших картинок к маленьким (и от фотографий к рисункам) можно использовать сборное изображение. Для этого на большой фотографии одного объекта в углу приклейте маленький рисунок этого же объекта. Например, фотография автобуса включает в себя небольшую схематичную картинку автобуса – в нижнем углу. Это поможет ребёнку осознать, что оба изображения обозначают одно и то же.

Расположение изображений в пособии

Когда формат предусматривает 2 и более изображений, многие специалисты советуют, чтобы они были ориентированы вертикально – от верха к низу – для тех детей, кто только начинаем работать с такими материалами. Или горизонтально – слева направо – для тех детей, кто уже демонстрирует любые признаки готовности к освоению чтения.

Расположение изображений в доме

Помните, что любые указательные картинки должны располагаться на уровне глаз ребёнка (а не взрослого!)

Давайте подробно рассмотрим перечисленные форматы визуальной поддержки в местах их применения – с иллюстрациями.

ЯРЛЫКИ ДЛЯ ДОМА И ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Чем полезны:

  • Обеспечивают информацией, где что лежит
  • Показывают, куда класть вещи после использования
  • Дают больше независимости в получении необходимых вещей и материалов
  • Улучшают понимание визуальной поддержки в целом

Как использовать:

  • Один формат для всех помещений (спальня, гостиная, кухня)      
  • Расположение – на уровне глаз ребёнка
  • Всегда печатать название под изображением
  • Ярлыки для игрушек и полки с игрушками: одинаковые изображения
  • Корзины с игрушками и расписание: одинаковые изображения
  • Корзины и коробки с игрушками: можно вешать ярлыки как на сами корзины, так и на полку/дверцу шкафа, где должна стоять ёмкость

Секреты успеха:

  • Чёткое объяснение, зачем повешены ярлыки, и чего вы ждёте от ребёнка
  • Обсудите применение ярлыков и их расположение с самим ребёнком
  • Когда ярлыки прикреплены в легкодоступных местах, их можно использовать как помощь и подсказку в тех ситуациях, когда ребенок не понимает, чего от него хотят
  • Используйте только позитивные формулировки для подписей (например, «Сложи аккуратно» вместо «Не разбрасывай!»)
  • Обращайтесь к визуальным знакам каждый раз, когда ребёнок не делает так, как договорились.

РАСПИСАНИЕ

Чем полезно:

  • Помогает уменьшить тревожность ребёнка с РАС
  • Улучшает понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации
  • Обеспечивает ребёнка с РАС необходимой информацией:
    • Какие привычные действия будут сделаны в этот день
    • Какова последовательность событий в будущем
    • Какие новые виды деятельности появятся
    • Каких видов деятельности не будет
    • Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому

Какие изображения использовать:

  • Используйте максимум 6-7 изображений
  • Указывайте время, когда виды деятельности меняются или меняется расположение ребёнка в пространстве
  • Привлекайте общие символы, которые покрывают всю категорию (например, значок «Завтрак» с ребёнком за столом и солнцем в окне вместо конкретных видов еды)
  • Указывайте точные слова, которые вы будете использовать и при общении с ребёнком по поводу этого вида деятельности

Куда повесить расписание:

  • Крепите на видном месте, где легче всего показать на график (на доске в классной комнате, или на стене в кухне/детской комнате)
  • Вешайте так, чтобы ребёнок мог сам обращаться к расписанию для коммуникации с вами

Как использовать расписание:

  • Определите специальное чёткое время, когда вы сможете не торопясь объяснить ребёнку расписание.
  • Удаляйте изображение как только деятельность закончена (например, убирайте картинку «Завтрак», когда ребёнок поел)
  • Показывайте на картинку приближающегося действия, особенно, когда ребёнок заведомо не хочет его выполнять (например, «Уборка комнаты», а потом «Прогулка»)
  • Объясняйте изменения в привычных рутинных делах, открепляя одну картинку и прикрепляя другую (например, не будет «Продлёнка», вместо неё — «Игры дома»)

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Чем полезен:

  • Поддерживает расписание на день
  • Содержит прямые краткие инструкции в ситуациях выбора или для рутинных действий
  • Более детальный, чем расписание, поэтому может научить конкретным действиям

Как использовать алгоритм действий:

  • Закрепляйте алгоритмы непосредственно в тех местах, где надо осуществлять комплексный навык. Например, алгоритм чистки зубов – на зеркале в ванной, последовательность действий при мытье посуды – на стене над раковиной в кухне, алгоритм развешивания белья – на веранде у сушилки.
  • Добавляйте алгоритмы всюду, где важно правильно завершить комплексное действие. Например, закрыть воду после умывания, слить воду в унитазе после того, как побывал в туалете, налить шампунь при мытье головы, вытереть лицо полотенцем, поставить грязную посуду в раковину.
  • Разъясняйте алгоритмы в процессе самого действия – обращаясь к уже подготовленным изображениям.
  • Указывайте на отдельную картинку, называйте шаг одним и тем же словом и доводите объяснение до конца.
  • Придерживайтесь единожды выбранного словаря для каждого алгоритма, делайте предложения короткими (в идеале = глагол + существительное) с ударением на каждом слове, например, «Возьми мыло».

«СНАЧАЛА…/ПОТОМ…»

Чем полезно:

  • Учит причинно-следственным связям для понимания эмоций
  • Учит последовательности действий во времени
  • Исчерпывающе поясняет трудные для понимания шаги внутри комплексной деятельности
  • Воодушевляет ребёнка сделать что-то не особо приятное ради того приятного, что случится потом

Как использовать:

  • Действие для «Сначала…» — это тот навык, которому вы хотите научить ребёнка или который он не любит практиковать.
  • Действие для «Потом…» — этот та деятельность, которую любит ваш ребёнок.
  • Показывайте последовательность ребёнку и называйте действия.
  • Помогайте ребёнку в выполнении последовательности.

ОБЛЕГЧЕНИЕ ВЫБОРА: ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Чем полезна:

  • Обеспечивает информацией о том, из чего можно выбирать
  • Можно использовать, чтобы наблюдать и расширять интересы вашего ребёнка
  • Подталкивает ребёнка к необходимости сделать выбор
  • Уточняет разговорный язык

Как использовать:

  • Если вы используете карточки выбора при решении об игровых активностях, то всегда подкладывайте и те виды игр, которые ребёнок до сих пор не выбирал.
  • Следите, чтобы ребёнок действительно делал самостоятельный выбор, для чего кладите рядом любимый и нелюбимый объекты.
  • Начинайте с 2 объектов для выбора и постепенно и неуклонно увеличивайте их число.
  • Ваш ребёнок может выражать свой выбор вокализацией, речью или жестом.
  • Давайте ребёнку выбранный объект (игру, игрушку, еду) сразу же после того, как он сделал отчётливый выбор.

В классной комнате в школе:

В школах западного образца для инклюзии детей с РАС присутствуют два вида визуальной поддержки для коммуникации с такими детьми:

1.     Вариант для всех детей — обычно представляет собой доску с карманами для каждого из видов занятий, куда ребенок может положить карточку со своим именем или фотографией. Карманы могут быть большими, чтобы все дети клали свои карточки в общий для всех карман, или же какая-то деятельность может иметь много маленьких кармашков — отдельный для каждого ребенка. Некоторые преподаватели меняют занятия самостоятельно, а дети следуют за их выбором, перемещая карточку из кармана в карман.

2.     Индивидуальный вариант — на доске указаны несколько занятий на выбор. Варианты выбора могут быть предложены, чтобы расширить круг занятий ребенка (и включать в себя что-то новое) или же поощрять ребенка уметь делать выбор (тогда варианты включают в основном занятия привычные для ребенка). Ребенок показывает, что он хочет, жестом, словами или вокализацией. На первых порах желание ребенка будет немедленно удовлетворено, чтобы поощрять его использовать этот метод коммуникации в дальнейшем.

ОЗВУЧЕННЫЕ ИГРУШКИ С ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

Чем полезны:

  • Обеспечивают ребёнка возможностью самостоятельно делать выбор того, какие слова или песни звучат
  • Помогают удерживать внимание на одной категории знаний (буквы, цифры, животные, действия и т.п.)
  • Обеспечивают многократное звучание оптимистичной речи с точным повторением слов
  • Расширяют способности ребёнка понимать язык и действовать по услышанному заданию

Как использовать (для примера возьмём озвученный плакат бюджетной ценовой категории):

  • Для начала выбирайте плакаты с темами, которые нравятся вашему ребёнку (зоопарк, транспорт, люди, буквы и т.п.).
  • Закрепите плакат на картоне, добавьте верёвку для подвешивания.
  • Располагайте плакат вне зоны доступа ребёнка, но в хорошо видимом месте на стене.
  • Вдохновляйте ребёнка выбирать и просить конкретный плакат со стены: «Что ты хочешь? Это или это?».
  • Научите ребёнка включать озвучку самостоятельно.
  • Покажите, куда нажимать, чтобы зазвучало слово.
  • Научите ребёнка переключать режимы.
  • Объясните, как реагировать на режим экзамен, который часто есть в таких плакатах. Лучшее объяснение: сесть рядом с ребёнком и пройти экзамен с вашими подсказками + нажимание на «кнопки» способом «рука в руке».
  • Сделайте карточки с такими же словами, как на плакате, но с другими изображениями, чтобы закреплять знания и расширять способность к абстракции.

В завершении нашего рассказа хотим пожелать вам воодушевления в использовании как минимум 2-3 форматов визуальной поддержки. Поверьте, эти простые методы способны существенно обогатить навыки вашего ребёнка, расширить качество доступной ребёнку коммуникации и увеличить её количество каждый день.

 

Перевод с дополнениями

Источник:
http://connectability.ca/2010/09/23/using-visuals/

www.corhelp.ru

Советы рукодельницам