Предметно-развивающая среда в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Организация развивающей среды в нашей  средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство  психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

В раздевалке нашей группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в жёлто-зелёный цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей. Весь интерьер спальни выдержан в лавандово-розовой гамме, что способствует приятному          отдыху и спокойному сну детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (зелёные прямоугольники, красные квадраты). В нашей группе есть ребёнок, нуждающийся в диетпитании. Стол этого ребёнка также промаркирован (красный треугольник). Столы снабжены выдвижными ящиками, где для каждого ребёнка есть учебно-методический комплект, пластилин, цветные карандаши, пеналы для математики. УМК промаркированы таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно подготовить их для занятий (цветные квадраты).

В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Работы детей мы размещаем  в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.

Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал

размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. В мастерской помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится  в специальных ёмкостях.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для нашего района).

Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

1. Микроскоп

2. Лупа, большая и маленькая

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Нитки, проволока

10. Металлическая ёмкость

11. Насос

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Для этого у нас есть собственноручно сделанные «Сундучок ощущений», «Дидактическая подушка».

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны под кабинет, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, диапроектор с диафильмами.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе  создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка.

Игровая зона находится с левой стороны группы.

Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы).

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.

Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей нашей возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития»

В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках на магнитах.

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе разработан календарь настроения. Это солнышко с лучиками и съёмными бантиками различных цветов. Каждое утро дети выбирают бантики того цвета, который соответствует их настроению в данный момент.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации.

Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло, низкий столик, минифонтан. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Здесь же находится кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, паучок со съёмными лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.

Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде мини-музеев. Такой мини-музей «Чудо-дерево» размещён в раздевалке и представляет собой деревце, на ветвях которого фото о жизни детей в детском саду.

Ещё один мини-музей «Город Мастеров»представлен экспонатами из бросовых материалов. В создании мини-музеев активное участие принимают родители и дети нашей группы.

Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

19.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация»Предметно-развивающая среда по ФГОС» (средняя группа)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Детский сад к/в № 180 группа№4

2 слайд Описание слайда:

Развивающая предметно-пространственная среда — определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

3 слайд Описание слайда:

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Возможность двигательной активности детей. Возможность для уединения.

4 слайд Описание слайда:

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

5 слайд Описание слайда:

Насыщенность ППР среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

6 слайд Описание слайда:

Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

7 слайд Описание слайда:

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений Развивающей среды в зависимости: От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей

8 слайд Описание слайда:

Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.) Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

9 слайд Описание слайда:

Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех уголков, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования

10 слайд Описание слайда:

Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

11 слайд Описание слайда:

Центры образовательных областей в соответствии с ФГОС в группе №4 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Центр ПДД Центр пожарной безопасности Центр труда, уголок дежурств Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)  

12 слайд Описание слайда:

Центр труда

13 слайд Описание слайда:

Трудовая деятельность

14 слайд Описание слайда:

Сюжетно-ролевые игры

15 слайд Описание слайда:

Сюжетно-ролевые игры

16 слайд Описание слайда:

Центры ПДД и безопасности

17 слайд Описание слайда:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: •центр сенсорного развития •центр конструктивной деятельности •центр математического развития •центр экспериментирования центр патриотического воспитания

18 слайд Описание слайда:

Центры конструктивной и математической деятельности

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:

Центры экспериментирования и патриотического воспитания

21 слайд Описание слайда:

Сенсорное развитие

22 слайд Описание слайда:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: •центр речевого развития •центр детской литературы

23 слайд Описание слайда:

Центр речевого развития

24 слайд Описание слайда:

Коробка примирения

25 слайд Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ •центр изодеятельности или уголок творчества •центр музыкальной деятельности

26 слайд Описание слайда:

Физическое развитие •спортивный уголок

27 слайд Описание слайда:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

28 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-348582

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС

Слайд 1
Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС. Выполнила: Левшакова О.В воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» «Журавушка» Специалист 1-ой квалификационной категории

Слайд 2
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

Слайд 3
Что такое предметно — развивающая среда? (Терминология) 
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС– это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. 

Слайд 4
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:     
 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.                                                                                                  2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Слайд 5
Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС 

Слайд 6
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:                      1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;                                          2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 

Слайд 7
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 
1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая. 

Слайд 8

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС 
Социально-коммуникативное развитие: 
Познавательное развитие: 
Речевое развитие 
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие: 
Центр ПДД

Центр пожарной безопасности

 Центр труда, уголок дежурств

 Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) 
Центр «Уголок Природы»

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

 Центр экспериментирования 
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Центр «Здравствуй, книжка!»

Логопедический уголок 
Центр ИЗО или уголок творчества

Центр музыкально-театрализованной деятельности 
Центр физического развития- Спортивный уголок «Будь здоров!» 

Слайд 9
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. 

Слайд 10
Направление: Художественно — эстетическое развитие. В Центре «Творческая мастерская»  находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. 

Слайд 11
Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги»  играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. 

Слайд 12
Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности.   В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют  свойства различных  природных материалов. 

Слайд 13, 14
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены  макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д). 

Слайд 15
На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года  мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием, эко-дизайном. Зимний огород я устроила с большой выдумкой: оформила его в виде деревенского двора, декорировала подходящими постройками и декоративными аксессуарами. 

Слайд 16
«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. 

Слайд 17
Центр «Дидактических игр» (игротека)Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. 

Слайд 18
Направление: Социально-личностное развитие. Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: 
«Семья» 
«Больница»

Слайд 19
«Парикмахерская» 

«Театр»

Слайд 20
«Магазин» 
«Гараж» 

Слайд 21
«Центр ПДД» и «Центр пожарной безопасности»

Просмотр содержимого документа
«предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС»

Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС. 

Выполнила: Левшакова О.В

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18»

«Журавушка»

Специалист 1-ой

Квалификационной категории

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

Что такое предметно — развивающая среда? (Терминология) .

  • Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. 

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:

  • 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.                                                  
  • 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.     

Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС.

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС 

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

  • 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  • 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 

Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  • 1) социально-коммуникативная
  • 2) познавательная
  • 3) речевая
  • 4) художественно-эстетическая
  • 5) физическая

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие: 

Познавательное развитие: 

Центр ПДД

Речевое развитие: 

Центр пожарной безопасности

Центр «Уголок Природы»

Центр сенсорного развития

Центр труда, уголок дежурств

Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Художественно-эстетическое развитие : 

Центр конструктивной деятельности

Физическое развитие: 

Центр «Здравствуй, книжка!»

Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) 

Центр ИЗО или уголок творчества

Центр математического развития

Логопедический уголок 

Центр физического развития

Центр музыкально-театрализованной деятельности  

Спортивный уголок «Будь здоров!» 

Центр экспериментирования 

  • При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. 

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

  • В Центре «Творческая мастерская»   находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ . 

Направление: Речевое развитие.

  • Центр «Мир книги»   играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. 

Направление: Познавательное развитие. 

  • Центр опытно-экспериментальной деятельности .   В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют  свойства различных  природных материалов. 
  • Центр «Природы»  включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены  макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д). 
  • На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года  мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием и эко-дизайном.
  • «Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. 
  • Центр «Дидактических игр» (игротека)

Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми . 

Направление: Социально-личностное развитие.

  • Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: 

«Семья»  «Больница» 

«Парикмахерская»  «Театр»

  • «Магазин»  «Гараж» 

«центр ПДД »

«Центр пожарной

безопасности»

Направление: физическое развитие.

Спортивный уголок

«Будь здоров!

  •   Дошкольный возраст — это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной  личности. 

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Игрушки для средней группы детского сада (4-5 лет) список на detsad-shop.ru

Направления развития ребенка

Наименование оборудования

Количес-тво на группу

Тип оборудования

1.

Познавательно-речевое развитие

Напольная пирамида высотой не менее 90 см из 18 крупных элементов попарно повторяющихся разных размеров 4 основных цветов

1

Объекты для исследования в действии

2.

Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугольными элементами

1

3.

Сортировщик с группами стрежней на общей основе и соответствующими цифрами и элементами для нанизывания соответствующих цветов, конфигурации и количеством отверстий

2

4.

Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением, совпадающим по форме с отверстиями

1

5.

Набор из круглой основы и фигурных элементов с возможностью устанавливать их на основе или друг на друге в различных комбинациях.

2

6.

Набор из основы и вкладышей сложной формы, образованной наложением двух геометрических фигур друг на друга

1

7.

Шнуровки различного уровня сложности

8

8.

Набор объемных вкладышей по принципу матрешки

5

9.

Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним элементами

1

10.

Набор деревянных блоков с комбинированием окраски и озвучивания

2

11.

Набор блоков с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением

2

12.

Доска с прорезями для перемещения подвижных элементов к установленной в задании цели

2

13.

Деревянная основа с повторяющимися образцами с различной текстурой

2

14.

Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 4 основных цветов с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно

1

15.

Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 8 цветов (основные и дополнительные) с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно

1

16.

Логические блоки правильных геометрических форм

2

17.

Игровой модуль-конструктор для действий с песком и водой

1

18.

Познавательно-речевое развитие

Набор разрезных фруктов

1

Объекты для исследования в действии

19.

Набор разрезных овощей

1

20.

Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей

1

21.

Набор прозрачных кубиков с цветными диагональными вставками со схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве

1

22.

Набор прозрачных кубиков различных цветов для построения объемных конструкций с эффектом смешивания цветов.

1

23.

Набор кубиков с линейными и двухмерными графическими элементами на гранях для составления узоров по схемам

1

24.

Набор двухцветных кубиков с широкой полосой контрастного цвета по диагонали на каждой грани для составления узоров по схемам

1

25.

Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве

1

26.

Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

1

27.

Набор цветных счетных палочек Кюизенера

2

28.

Простые весы

1

29.

Набор игрушек для игры с песком и водой

5

Игрушки – предметы оперирования

30.

Муляжи фруктов и овощей

2

31.

Набор продуктов

1

32.

Набор разрезных хлебопродуктов с разделочной доской

1

33.

Телефон

2

34.

Домино с цветными и теневыми изображениями

1

Игры на развитие интеллектуальных способностей

35.

Трехмерное тематическое домино. Тип 1

1

36.

Домино

7

37.

Игра-головоломка на составление узоров из кубиков с диагональным делением граней по цвету

1

38.

Игра на выстраивание логических цепочек из трех частей «до и после»

1

39.

Логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений

1

40.

Многофункциональный разборный кубик-сортировщик с комплектом вкладышей с пропорциональными размерами и тактильными элементами

2

41.

Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм

1

42.

Разъемный альбом с заданиями для пальчиковой гимнастики

1

Нормативно-знаковый материал

43.

Планшет с передвижными цветными фишками для выполнения заданий с самопроверкой

3

44.

Комплект тематических рабочих карточек к планшету

10

45.

Познавательно-речевое развитие

Игра для тренировки памяти с планшетом и набором рабочих карт

3

Образно-символический материал

46.

Основа с тематическим изображением и двухслойные вкладыши с моментами сюжета

2

47.

Набор составного счетного материала с изменяемыми признаками

1

48.

Игра на составление логических цепочек произвольной длины

1

49.

Набор для построения произвольных геометрических фигур

5

50.

Комплект игр для среднего дошкольного возраста к Логическим блокам

2

51.

Комплект настольно-печатных игр для средней группы

1

52.

Тематические наборы карточек с изображениями

10

53.

Стойка для дорожных знаков

20

54.

Доска-основа с изображением в виде пазла

5

55.

Доска с вкладышами

5

56.

Набор для построения произвольных геометрических фигур

2

57.

Комплект игр к счетными палочками Кюизенера

2

58.

Настенный планшет «Погода» с набором карточек

1

59.

Настенный планшет «Распорядок дня» с набором карточек

1

60.

Рамки и вкладыши тематические

8

61.

Сказочные и исторические персонажи

2

Игрушки-персонажи

62.

Животные

2

63.

Набор фигурок домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями

1

64.

Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями

1

65.

Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями

1

66.

Набор фигурок людей – представителей различных профессий

1

67.

Крупногабаритный конструктор деревянный, строительный, напольный, цветной. Тип 1

1

Строительный материал

68.

Набор кубиков

4

69.

Строительный набор «Городская жизнь»

2

70.

Набор строительный элементов для творческого конструирования

2

71.

Конструктор из вспененного полимера с декорированием под массив натурального дерева. Тип 1

1

Конструкторы

72.

Набор элементов для транспортных средств

2

73.

Службы спасения

2

74.

Железная дорога

1

75.

Город

2

76.

Порт

1

77.

Общественный и муниципальный транспорт

2

78.

Космос и авиация

1

79.

Познавательно-речевое развитие

Конструктор с крупными магнитными элементами двух видов

1

Конструкторы

80.

Конструктор с гибкими элементами и фигурками людей

2

81.

Крупногабаритный пластмассовый конструктор из кирпичей и половинок кирпичей с креплением элементов по принципу ЛЕГО

2

82.

Настольный конструктор деревянный неокрашенный. Тип 1

1

83.

Конструктор деревянный цветной

1

84.

Конструктор цветной с элементами 6 цветов (4 основных цвета, белый и натуральное дерево)

1

85.

Конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок

2

86.

Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «Счет», «Расположение», «Эмоции», «Движение»

1

87.

Пластмассовый конструктор с деталями разны

detsad-shop.ru

Советы рукодельницам