Методика Р.С. Немова Какие предметы спрятаны в рисунках?

Содержание

Восприятие и идентификация предметов окружающей действительности — важный этап интеллектуального развития ребёнка. Кроме того, это один из показателей готовности малыша к обучению в школе. Для определения его соответствия возрастным нормам применяется методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?».

Методика Р.С. Немова: автор, суть, цели

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Связное словесное описание увиденного является ключевым пунктом диагностики детей при поступлении в школу. Для этого используется несколько методик, самой известной из которых считается тест прославленного отечественного психолога, педагога, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, автора более десятка учебников по психологии и психодиагностике Роберта Семёновича Немова «Какие предметы спрятаны в рисунке?». Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. Целями тестирования автор выделил:

  • оценку уровня восприятия малыша;
  • выявление способности формировать образы в сознании;
  • определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;
  • анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Испытуемому предлагаются для работы три простые картинки

Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

  1. В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».
  2. Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.
  3. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.
  4. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Обработка и интерпретация результатов

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

  • 10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;
  • 8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;
  • 6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.
  • 4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд;
  • 2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд;
  • 0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

  • 10 очков — очень высокий;
  • 8–9 — высокий;
  • 4–7 — средний уровень;
  • 2–3 — ниже среднего;
  • 0–1 — очень низкий.

    Чтение с ребёнком и обсуждение узнанного — отличный способ помочь малышу справиться с выявленными проблемами

Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» — быстрый и эффективный способ определения уровня развития образного мышления ребёнка. Тест позволяет также оценить, насколько хорошо испытуемый может составлять умозаключения по поводу увиденного и передавать их словами. Рассматриваемый приём входит в обязательную программу тестирования будущих первоклассников.

shkolabuduschego.ru

Методика Какие предметы спрятаны в рисунках? Р.С. Немова- каковы цели и задачи диагностики и как правильно проводить тестирование

Исследование проблем восприятия имеет большое значение для практической психологии, в том числе в работе с дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ежедневно сталкивается с необходимостью усваивать потоки разнообразной информации, адаптируясь к миру. Именно на этой стадии важно выявить, какие возможные проблемы восприятия могут помешать развитию. В этом психологу поможет методика Р. С. Немова, где малыш на скорость будет искать предметы, спрятанные в рисунках-путаницах, цель которой — диагностировать проблемы интеллекта, чтобы затем провести их коррекцию в индивидуальной работе.

В чём цель методики

Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов — признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.

Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста — проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами.

Тест предназначен для детей пяти-шести лет.

Организация исследования: доброжелательность и доверие

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.

Немов Р. С.

Психология. Психодиагностика. кн.3

Тестирование выполняется индивидуально. Испытуемый отвечает на вопросы устно. Задача специалиста, проводящего исследование, зафиксировать, какое время его подопечный затратил на ответ. При этом важно, чтобы ребёнок во время тестирования был спокоен, настроен на взаимодействие с психологом и доверял ему. Нервозность, страх, неуверенность повлияют на результат тестирования не лучшим образом и сведут на нет его объективность.

Доверительная обстановка поможет сделать проведение теста комфортным для ребёнка

Перед началом теста следует наладить психологический контакт с ребёнком, заинтересовать его предстоящей работой. На помощь придёт увлекательная история, например, о детях, которые просили отца привезти им подарки из путешествия и нарисовали эти предметы. Но, поскольку на бумаге места было немного, их рисунки наложились один на другой.

Возможна определённая вариативность или даже совсем другая версия причин этого условного «перемешивания» предметов.

После того как психологический контакт установлен, взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с рисунками и предлагает назвать, что именно на них изображено.

Количество предметов и порядок проведения теста

Естественно, на исполнение тестирования накладывается определённый личностный фактор. Психолог регулирует поведение дошкольника, организовывая взаимодействие с ним наиболее комфортным образом.

Иногда ребёнок торопится и не может найти все те предметы, что вложены внутрь маскирующего предмета на первой карточке, переходит к следующей. Тогда взрослый останавливает его и предлагает снова поработать с прежней картинкой.

В такой ситуации заранее обозначенная «история» служит дополнительным моральным стимулом — например, если малыш не назовёт все предметы, кто-то из детей останется без подарка.

Общее число предметов, «спрятанных» на трёх рисунках, составляет 14. И чем быстрее ребёнок их найдёт, тем лучше.

Тест выполняется на время

Взрослый, проводящий психодиагностику, контролирует время, которое тестируемый затратил на ответ, с помощью секундомера. От того, как быстро получен полный ответ, зависит заключение о том, насколько высок уровень восприятия конкретного ребёнка.

Рисунки для тестирования: вариант автора

В третьей главе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» своей книги «Психология» Р. С. Немов приводит образцы рисунков с наложенными друг на друга контурами предметов. Другие рисунки в тесте не применяются.

Стимульный материал для теста включает три карточки, на которых ребёнок ищет 14 предметов

Подведение итогов по нахождению спрятанных в рисунках предметов

При подведении итогов тестирования оценка производится в баллах исходя из результатов, показанных дошкольником. Результаты теста дают основание проводить коррекцию зрительного внимания, развитие сосредоточенности и быстроты реакции малыша, но они ни в коем случае не должны служить поводом для тревоги или скоропалительных выводов об умственных способностях дошкольника.

Баллы и уровни

  • 10 баллов — малыш называет 14 искомых предметов, контуры которых присутствуют на всех трёх рисунках, меньше чем 20 сек.
  • 8–9 баллов — названы предметы за время от 21 до 30 сек.
  • 6–7 баллов — найдено и названо искомое за время от 31 до 40 сек.
  • 4–5 баллов — испытуемый исполнил требуемое за период от 41 до 50 сек.
  • 2–3 балла — дошкольник смог справиться с задачей за промежуток времени от 51 до 60 сек.
  • 0–1 балл — ребёнку так и не удалось выполнить указанное задание.

Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:

  • 10 баллов — очень высокий;
  • 8–9 баллов — высокий;
  • 4–7 баллов — средний;
  • 2–3 балла — низкий;
  • 0–1 балл — очень низкий.

Какая коррекционная работа проводится после

Если ребёнок набрал от 4 до 8 баллов, с ним имеет смысл провести ряд занятий с целью развития его умения концентрировать своё внимание и активизации образного восприятия, такие, как чтение вслух, рассматривание и обсуждение иллюстраций к любимому произведению, беседы о прочитанном, придумывание рассказа по рисунку и т. д.

Если результаты диагностики ниже 4 баллов, стоит обратить внимание на способность малыша концентрироваться и выделять главное из увиденного.

Тут на помощь придут упражнения на развитие памяти и внимания («Чего не стало?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?»).

Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырёх — шести лет справляются с тестом на пять-семь баллов и выше. Беспокоиться следует в том случае, если дети по результатам не одного, а пяти и более тестов дают устойчивый нулевой результат. Если малыш отказывается от исследования, предложенного в форме игры, это служит сигналом проблем в коммуникативной сфере.

Средний результат для детей 4 или 5 лет составляет 5–7 баллов

В то же время сам по себе подобный тест вовсе не универсален, и неудача в выполнении задания не свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы с восприятием. Стоит повторить попытку при других обстоятельствах, когда он настроен на игру-тестирование и при отсутствии психотравмирующих факторов.

Важно учитывать возраст

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.

При этом, если в итоге тестирования по Немову аналогичные 2–3 балла получит ребёнок трёх–четырёх лет, нельзя заявить , что у него низкий уровень развития. Он будет выглядеть таковым лишь в сравнении с детьми пяти-шести лет и уровень этого ребёнка может считаться средним.

Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.

В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».

В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».

Каждый ребёнок — яркая индивидуальность

В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник — яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.

Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.

Здравствуйте, меня зовут Ольга. По образованию — культуролог и педагог. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Диагностика познавательных способностей. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Цель: диагностика познавательных способностей дошкольников.

Ребенку представляется несколько рисунков, в которых как бы спрятаны предметы, которые хорони ему известны.

 

Время выполнения задания ограничено 1 минутой.

Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только поел того, как он нашел все предметы на предыдущей

Оценка результатов:

10 баллов   — названы 14 предметов, время —20 сек.;

8—9 баллов — названы все предметы за 21—30 сек.;

6—7 баллов — названы все предметы за 31—40 сек.;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.;

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|60 сек.;

0—1 балл   — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Оценка уровня развития ребенка:

10 баллов — очень высокий уровень;

8—9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

0—1 балл — очень низкий.


По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

www.psmetodiki.ru

Диагностика восприятия. «Какие предметы спрятаны в рисунках»

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».

Методика предназначена для диагностики сферы восприятия.
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития восприятия:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

infourok.ru

Тест “Какие предметы спрятаны в рисунках?”

Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

Инструкция

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если специалист, проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках, составляет 14.

Оценка результатов теста

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий.

www.child-psy.ru

Диагностика восприятия дошкольника Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько кон­турных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие извест­ные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятан­ных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить зада­ние, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием мень­ше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выпол­нение задания.

Примечание.Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, ког­да будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 4. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?

Оценка результатов

10 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

g_9 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов— ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов— ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла— ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл— за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика «Найди и вычеркни»

Задание,содержащееся вэтой методике, предназначено дляопределенияпродуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показываютрис. 6′. На нем в случайном порядке даны изоб­раженияпростых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок,Флажок.Ребенок перед началом исследования получает инст­рукциюследующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которыея назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S= (0.5*N-2.8*n)/t

где S— показатель продуктивности и устойчивости вниманий обследованного ребенка;

дг — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренныхребенком за время работы;t— время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­камисчитаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данныхопределяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей,один — для

всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная tв методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

Выводы об уровне развития

10 баллов— продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высока.

8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов– продуктивност ь внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балла– продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая

studfiles.net

Уникальная методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Этот уникальный анализ сумеет изложить истину о вашей личности. Все без исключения могли наблюдать его в кинематографии. Человеку демонстрируют иллюстрацию с необычными кляксами, а он обязан рассказать, что он там увидел. А затем психиатр заключает: «Безусловно, данный паренек идиот».

С чего все началось?

В многочисленных кинофильмах, от «Трудного ребенка» вплоть до «Эффекта бабочки», постоянно появляется тест Роршаха. Безусловно, оригинальное название он приобрел по имени собственного творца.

Как вы догадались, у теста более глобальная задача, чем просто понять — псих перед нами или нет. Он дает оценку всем характеристики личности. Многие до сих пор удивляются, насколько точными могут быть его результаты.

Уникальная методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

В современном мире тест Роршаха очень часто поддается интерпретации. Теперь не обязательно идти к психотерапевту. Современные варианты данного анализа очень легко найти в сети Интернет и проанализировать результаты его прохождения самостоятельно. Тесты нашего времени выглядят примерно так: вам предлагается полноценная картинка, посмотрев на которую, вы должны быстро дать ответ: что первое там увидели.

Рука об руку с искусством

Подобные изображения активно используют психологи и психотерапевты для раскрытия тайных сторон сознания любого человека. В этом случае очень важно зафиксировать, какой именно образ вы увидели первым. Наверняка через долю секунды вы увидите и остальные.

Имеется большое число методов диагностики мыслительных процессов ребенка, подобных методике «Какие предметы спрятаны в рисунках». С целью изучения отличительных черт визуального восприятия дошкольников зачастую применяют способ, создатель которого Роберт Немов — общепризнанный эксперт в сфере психологии раннего возраста, настоящий член Академии педагогических и общественных наук, эксперт по вопросам психологии личности.

Им написано пособие «Психология» для педагогических учебных учреждений, в котором приведено несколько методов диагностики восприятия у детей до шести лет. Задача теста — контроль возможностей ребят к восприятию, развитию и различению зрительных фигур, умения выполнять заключения на основании предложенных условий и высказывать их собственными словами.

Занимательный процесс

Процесс тестирования по методу «Какие предметы спрятаны в рисунках» проходит строго индивидуально. Испытуемый дает ответы на вопросы в задании устно. Задача психолога, проводящего это испытание, зафиксировать, сколько времени его подопечный потратил для составления ответов. Не менее важна степень доверия между специалистом и испытуемым. Нервозность, боязнь, сомнение повлияют на результаты тестирования и могут помешать правильному ходу испытания.

До начала теста необходимо нормализовать общепсихологическую связь с ребенком, вызвать интерес его к будущему испытанию. В поддержку можно использовать захватывающую историю, к примеру, о ребятах, которые просили родителей привезти им подарки из поездки и изобразили данные объекты. Однако, так как на бумаге места имелось немного, их картинки наложились одна на другую.

Количество объектов и процедура выполнения теста

Естественно, на выполнение испытания накладывается определенный индивидуальный фактор. Специалист по психологии регулирует действия дошкольника, устанавливая связь с ним более удобным способом.

Иногда во время выполнения задания по методике «Какие предметы спрятаны в рисунке» ребенок спешит и никак не может отыскать все без исключения объекты, что вложены внутрь маскирующей картинки в первой карточке. Торопится, переключается на следующую. В таком случае специалист приостанавливает его и дает вновь поработать с предыдущей иллюстрацией.

В трех рисунках скрыто четырнадцать объектов. И чем раньше ребенок их отыщет, тем лучше будет результат.

Взрослый, осуществляющий психодиагностику по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках», ведет контроль времени, которое испытуемый затратил на решение, с помощью секундомера. По результатам можно судить о степени восприятия ребенка.

В разделе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» Р. С. Немов (автор методики «Какие предметы спрятаны в рисунках») приводит примеры рисунков с совмещенными друг в друге различными объектами. Прочие картинки в тесте не используются.

Для применения методики «Какие предметы спрятаны в рисунках» возраст не важен, она подходит для всех! При подведении результатов испытания оценка высчитывается в баллах на основании итогов, показанных дошкольником. Результаты теста предоставляют возможность корректировать зрительное внимание, формировать сосредоточенность и скорость реакции ребенка, однако они не являются поводом для беспокойства или скоропалительных выводов об интеллектуальных возможностях дошкольника.

Финальный штрих

Целью методики «Какие предметы спрятаны в рисунках» является определение этапа формирования социально важных факторов мышления ребенка. Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырех-шести лет проходят тест на 5-7 баллов и более. Волноваться необходимо лишь в том случае, если ребенок по итогам никак не одного, а пяти и более исследований, предоставляет стабильный нулевой итог. В случае если ребенок никак не желает проходить тесты, попробуйте предложить их в игровом формате. Такой метод зачастую помогает опытным специалистам наладить коммуникативную связь с испытуемым.

fb.ru

Советы рукодельницам