Учимся различать мягкие и твердые согласные

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки – это очень облегчит ему понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые согласные звуки будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие – над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).

Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над письменным столом, то он быстро запомнит данные согласные.

Как гласные «командуют» согласными

Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.

Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то – мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и мягкий знак.

Развивающие игры

Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, НА – НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.

Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА – ЛЯ, ЛО – ЛЁ, ЛЫ – ЛИ и т.д.

В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие – твердые, а зеленые – мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие – зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.

Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры – рыба – баранки – кино и т. д.

Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!

fb.ru

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Рис. 1. Кот (Источник)

Рис. 2. Кит (Источник)

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название –

твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]


Рис. 3. Лук (

Источник)

Рис. 4. Люк (Источник)

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

 

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ?     [ж] — ?    [р’] — ?   [ч’] — ?    [с’] — ?   [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

 

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний (Источник)
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)

 

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]).
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

interneturok.ru

Тема. Твердые и мягкие согласные звуки. 1 класс.

 

Умение ребенком различать твердые и мягкие согласные звуки в словах, является один из важных составляющих элементов фонетического разбора слова.

Приобретя этот навык, дети начинают грамотно писать слова, перестают делать пропуски букв в словах.

Для начала необходимо убедиться в наличии четких знаний ребенком русского алфавита.

Умении различать гласные буквы в алфавите и их графический образ : А, Е, Ё, У, И, О, Ы, Э, Ю, Я (10).

Количество и графический образ согласных букв: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц , Ч, Ш, Щ (21)

Ь, Ъ — знаки, которые не являются ни гласными, ни согласными буквами,
           потому что не обозначают звука.

Овладев этими навыками, учимся различать твердые и мягкие согласные звуки.

Необходимо запомнить, что [Ц], [Ж], [Ш] — всегда твердые,
                                               а ,], [Щ,], [Й,] — всегда мягкие.

Во всех остальных случаях, гласные :
А, О, У, Ы, Э — на письме обозначают твердость согласных звуков.

Например, ГЛОБУС

[Г] — твердый звук, обозначается синим цветом;

[Л] — твердый звук, так как после него стоит гласный звук А,
         (обозначающий на письме твердость согласных звуков),
         закрашиваем его синим цветом;

[О] — гласный звук, обозначаем его красным цветом;

[Б] — твердый звук, так как после него стоит гласный звук У,
         (обозначающий на письме твердость согласных звуков),
         закрашиваем его синим цветом;

[У] — гласный звук, обозначаем его красным цветом;

[С] — твердый звук, обозначаем его синим цветом.

гласные: Е, Ё, И, Ю, Я
          — на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например, СНЕГИРЬ

[С] — твердый звук,обозначается синим цветом;

[Н] — мягкий звук, так как после него стоит гласный звук Е,
         (обозначающий на письме мягкость согласных звуков),
         закрашиваем его зеленым цветом;

[Е] — гласный звук, обозначаем его красным цветом;

[Г] — мягкий звук, так как после него стоит гласный звук И,
         (обозначающий на письме мягкость согласных звуков),
         закрашиваем его зеленым цветом;

[И] — гласный звук, обозначаем его красным цветом;

[Р] — мягкий звук, обозначаем его зеленым цветом, так как после него
         стоит Ь (мягкий знак), который смягчает согласный звук.

Ь — знак, который не являются ни гласной, ни согласным буквой,
      потому что не обозначает звука. На схеме никак его не обозначаем,
      но его наличие выполняет смягчающую функцию для стоящего
      перед ним согласного звука [Р].

xn—-dtbeep0dd8j.xn--p1ai

Какие буквы твердые ? какие бывают гласные буквы ? Лингвистика

Инструкция

В русском алфавите каждая буква, кроме твердого и мягкого знака, имеет свой звук. Но звук зависит не только от самой буквы, но и (что бывает чаще) от буквы, следующей за ней. Твердые звуки есть как среди гласных, так и среди согласных букв.

Поэтому важно определить, что скрывается под понятием «твердые буквы». Здесь этот термин будет применяться к буквам, у которых звук, являясь твердым, совпадает с его символьным написанием.

Твердые звуки, или ненебные, отличаются от мягких тем, что при произношении их тембр более низок, чем у мягких.

Ненебными они называются, потому что, когда мы произносим твердый звук, средняя часть спинки языка не поднимается к небу, как это происходит при произношении мягкого звука. Поэтому воздух из гортани свободно проходит через рот, и звук получается открытым.

Понятие «твердый звук» не может считаться самостоятельным, так как характеризует не сам отличительный признак предмета, а его отсутствие. Проще говоря, твердый звук — это тот, что не мягкий.

Вследствие этой несостоятельности определения, под категорию твердых звуков, попадают самые разные буквы.

Например, гласные «а», «о», «у», «ы», «э» можно отнести к категории твердых букв. Потому что звуки, которые рождают эти буквы, являются твердыми. При этом они совпадают: буква «а» означает звук [а], «о» — [о] и далее по аналогии.

Оставшиеся же гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» в своей транскрипции будут иметь звук [j], который делает их мягкими. Перечисленные твердые и мягкие гласные буквы прямым образом влияют на согласные. В зависимости от того, какая буква стоит после согласной, будет определяться получающийся при произношении звук. Это значит, что буква «п» в слове «пакет» будет давать твердый согласный звук, а в слове «печень» мягкий. Есть согласные звуки, которые в любых ситуациях, независимо от того, какая буква идет после, остаются твердыми. К ним относятся: [ж], [ш], [ц]. Это значит, что в слове «женщина» звук [ж] не смягчится под воздействием буквы «е».

Обратите внимание

Твердый и мягкий знак также влияют на то, каким получится звук. Буква, стоящая перед твердым знаком всегда будет давать твердый звук и наоборот.

www.kakprosto.ru

Ответы@Mail.Ru: назовите твёрдые согласные буквы

Твёрдые согласные: Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ш, 1) если после них стоят гласные А О У Э Ы 2) если вконце слова другая согласная Внимание! ! Всегда твёрдые Ж Ц Ш

[б] — [б’] [в] — [в’] [г] — [г’] [д] — [д’] [з] — [з’] [п] — [п’] [ф] — [ф’] [к] — [к’] [т] — [т’] [с] — [с’] [м] — [м’] [н] — [н’] [р] — [р’] [л] — [л’] [х] — [х’] Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Сколько букв в русском алфавите? В русском алфавите 33 буквы. Сколько гласных букв в алфавите? Согласных? В алфавите 10 гласных букв. Согласных — 21. Какие звуки называются гласными? Согласными? Звуки, при произношении которых воздух во рту проходит свободно, называются гласными. Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык), называются согласными. Назовите гласные звуки. 6 гласных звуков – [а, о, у, ы, и, э]. Назовите согласные звуки. Согласные звуки – [б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, й’, к, к’, л, л’, м, м’, н, н’, п, п’, р, р’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч’, ш, щ’]. Назовите звонкие согласные. Звонкие согласные – [б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, й’, л, л’, м, м’, н, н’, р, р’]. Назовите глухие согласные. Глухие согласные – [к, к’, п, п’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч’, ш, щ’]. Назовите парные согласные. Парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Назовите непарные звонкие согласные. Назовите непарные звонкие согласные. Непарные звонкие согласные — й, л, м, н, р. Непарные глухие согласные — х, ц, ч, щ. Ж, Ш, Ц всегда обозначают твёрдые звуки. Ч, Щ, Й всегда обозначают мягкие звуки. Назовите согласные, которые обозначают всегда твёрдые звуки, всегда мягкие звуки. Согласные, которые обозначают всегда твёрдые звуки – Ж, Ш, Ц Согласные, которые обозначают всегда мягкие звуки – Й, Ч, Щ Какой звук образует слог? Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов

сколько твёрдых согласных и мягких согласных в слове зима и осень

В русском языке, как отмечалось, 37 согласных звуков. 1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков: Звонкие [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж] Глухие [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш] Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки: Звонкие [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [j] Глухие [х] [х’] [ч’] [щ’] Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. 2. Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных: Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] Мягкие [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’] Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки: Твёрдые [ж] [ш] [ц] Мягкие [ч’] [щ’] [ j’ ]

Блин, ты что не знаешь?

Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ш

всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]

Твёрдые согласные: Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ш, 1) если после них стоят гласные А О У Э Ы 2) если вконце слова другая согласная

не спускайся _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ты дура? ты в школе училась?

В русском алфавите 33 буквы. Сколько гласных букв в алфавите? Согласных? В алфавите 10 гласных букв. Согласных — 21. Какие звуки называются гласными? Согласными? Звуки, при произношении которых воздух во рту проходит свободно, называются гласными. Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык), называются согласными. Назовите гласные звуки. 6 гласных звуков – [а, о, у, ы, и, э]. Назовите согласные звуки. Согласные звуки – [б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, й’, к, к’, л, л’, м, м’, н, н’, п, п’, р, р’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч’, ш, щ’]. Назовите звонкие согласные. Звонкие согласные – [б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, й’, л, л’, м, м’, н, н’, р, р’]. Назовите глухие согласные. Глухие согласные – [к, к’, п, п’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч’, ш, щ’]. Назовите парные согласные. Парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Назовите непарные звонкие согласные. Назовите непарные звонкие согласные. Непарные звонкие согласные — й, л, м, н, р. Непарные глухие согласные — х, ц, ч, щ. Ж, Ш, Ц всегда обозначают твёрдые звуки. Ч, Щ, Й всегда обозначают мягкие звуки. Назовите согласные, которые обозначают всегда твёрдые звуки, всегда мягкие звуки. Согласные, которые обозначают всегда твёрдые звуки – Ж, Ш, Ц Согласные, которые обозначают всегда мягкие звуки – Й, Ч, Щ Какой звук образует слог? Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов

Всегда твёрдые Ж Ц Ш

Твёрдые согласные: Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ш, 1) если после них стоят гласные А О У Э Ы 2) если вконце слова другая согласная Внимание! ! Всегда твёрдые Ж Ц Ш

touch.otvet.mail.ru

Твердые и мягкие согласные звуки — запись пользователя развитие детей (pr567895) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Готовимся к школе

 


Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В

Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д

Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

Твердые и мягкие согласные звуки К - Л

Твердые и мягкие согласные звуки М - Н

Твердые и мягкие согласные звуки П - Р

Твердые и мягкие согласные звуки С - Т

Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х

Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч

Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й'], [ч'] , [щ'].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] - [б']

[в] - [в']

[г] - [г']

[д] - [д']

[з] - [з']

[п] - [п']

[ф] - [ф']

[к] - [к']

[т] - [т']

[с] - [с']

[м] - [м']

[н] - [н']

[р] - [р']

[л] - [л']

[х] - [х']


Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
артикуляция звука р

www.babyblog.ru

Всегда твердые согласные звуки в русском языке

В русском языке большинство согласных звуков бывают мягкими и твёрдыми, это качество является смыслоразличительным. Сравните слова:

  • мел — мель;
  • банка — банька;
  • гость — гост.

Однако существуют и такие, твёрдость которых является постоянным качеством, это значит, что они всегда твёрдые.

Согласные звуки: [ж]

Он встречается в следующих словах:

  • жизнь [жыз’н’].;
  • жидкий [жытк’ий];
  • жимолость [жымъльс’т’];
  • живой [жывой];
  • дрожит [дражыт];
  • сторожит [старажыт];
  • жужжит [жужыт];
  • рыжий [рыжый];
  • блажит [блажыт].

При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и, а слышится звук [ы]. При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.

Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:

Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст — совсем как живой, только перевёрнутый.

Звук [ш]

Это твердый глухой согласный звук, в отличие от [ж], который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:

  • ширь [шыр’];
  • шить [шыт’];
  • шифон [шыфон];
  • шифоньер [шыфан’йэр];
  • мыши [мышы];
  • тишина [т’ишына];
  • ерши [йиршы];
  • гроши [грашы];
  • спешит [сп’ишыт];
  • завершит [завиршыт].

Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком [ж]: после [ш] пишется буква и. Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».

Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:

Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору — там у неё малыши.

Подведём промежуточный итог: всегда твёрдые согласные звуки служат опознавательными признаками орфограммы «И после Ж и Ш».

Звук [ц]

Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством – это [ц]. С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:

  • цифра [цыфра];
  • циркуль [цыркул’];
  • цирк [цырк];
  • цитрон [цытрон];
  • акация [акацыйа];
  • лекция [лекцыйа];
  • секция [с’экцыйа];
  • санкция [санкцыйа].

Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него [ы], однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:

  • цып-цып-цып;
  • на цыпочках;
  • цыплёнок;
  • цыкнуть;
  • цыц;
  • цыган.

Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:

  • синицын;
  • Борис Голицын;
  • сестрицын;
  • около больницы;
  • без водицы;
  • у молодицы;
  • у девицы.

Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:

В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.

Подведём итоги: всегда твердые согласные звуки в алфавите — это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.

Замена Ж на Ш

Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:

  • замуж [замуш];
  • уж [уш];
  • невтерпёж [нефтерпёш];
  • ложка [лошка];
  • рожки [рошк’и].

Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:

Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.

Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка – сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.

Когда ставится Ь после Ж и Ш

По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, мягкий знак для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:

  • мышь;
  • ложь;
  • дрожь;
  • брошь;
  • чушь;
  • сплошь;
  • не трожь;
  • слышишь.

Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:

  1. Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
  2. Наречий: наотмашь.
  3. Глаголов: идешь, положь.

Используем для тренировки такие предложения:

Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.

Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?

Когда Ь после Ж и Ш не ставится

Всегда твердые согласные звуки [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:

  1. Существительных не 3 скл.: малыш, сторож, покрытие для крыш.
  2. Краткого прилагательного: хорош, пригож.
  3. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Текст для тренировки:

Мой малыш хорош, пригож и на папу похож. Будет лётчиком он, полетит выше крыш, уж за ним не уследишь.

О и Ё после шипящих и Ц

Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:

  • шёл [шол];
  • шёпот [шопот];
  • шёлк [шолк];
  • жёрнов [жорноф];
  • жёлудь [жолудь];
  • шорох [шорох];
  • шоссе [шосэ];
  • жокей [жок’эй].

Название этой орфограммы– «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем –Ё, в случае отсутствия такового — пишем О». Давайте проверим:

  • жёлудь – желудёвый;
  • шёлк — шелка;
  • жёрнов — жернова;
  • шорох — нельзя проверить;
  • жокей — нельзя проверить.

В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:

  • моржовый;
  • большого.

Без ударения нужно писать букву -Е:

  • оранжевый;
  • грушевый.

После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).

  • цокольный;
  • церковный;
  • торцовый;
  • борцовский;
  • сланцевый;
  • глянцевый;
  • полотенце;
  • рыльце.

Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:

«Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.

В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.

Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!

Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы».

fb.ru

Советы рукодельницам