Речевичок: Инструменты

Уважаемые родители, в рамках изучения темы «Маленькие исследователи»,  мы закрепляем рабочие инструменты и изучаем музыкальные инструменты.

Словарь по теме: инструменты, орудия труда, молоток, топор, пила, отвертка, клещи, рубанок, дрель, лопата, тяпка,  грабли, метла, коса, игла, ножницы, наперсток, ключ, гайка, гвоздь, нож, шило, кисть, валик, мастерок; арфа, барабан, бубен, треугольник, гитара, балалайка, скрипка, труба, флейта, пианино, рояль, аккордеон.

 Родителям рекомендуется: 

— Совместно с ребенком вспомните и назовите рабочие  инструменты; уточните, для чего нужен тот или иной; 

 — Совместно рассмотрите инструменты, которые есть в доме; уточните правила хранения и безопасности при работе с тем или иным инструментом;

— Поговорите о том, что инструменты бывают не только рабочие, но и музыкальные; рассмотрите иллюстрации с музыкальными инструментами, назовите их части.

Поиграйте с детьми:

Упражнение «Четвертый лишний»:

(дифференциация различных видов инструментов)

Назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, используя слова «потому что».

молоток, пила, скрипка, пассатижи

грабли, метла, гитара, лопата

скрипка, топор, баян, бубен

топор, рубанок, бубен, молоток

Упражнение «Подбери действия»:

(подбор слов-действий к предметам)

иглой (что делают?) – шьют, зашивают, вышивают …

молотком (что делают?) – забивают, стучат …

пилой (что делают?) – распиливают, отпиливают …

лопатой (что делают?) – копают, выкапывают …

Упражнение «Назови ласково»:

грабли – грабельки

молоток – молоточек

метла – метелка, метелочка

скрипка — скрипочка

лопата – лопатка, лопаточка

Упражнение «Посчитай-ка»:

   одна игла – две иглы – пять игл

   один топор – два топора – пять топоров

   одна отвертка – две отвертки – пять отверток

   одна лопата – две лопаты – пять лопат

logoped371.blogspot.com

Задание по русскому языку 2 класс. Я просто не очень поняла задание.

профессия, муз. инструмент, спорт и т. д.

Учитель, строитель, летчик. -группа профессий Гитара, рояль, скрипка, баян. -группа муз. инструментов Молоток, лопата, топор. -Сельхоз. Инструменты Хоккей, теннис, шахматы — Игры

Гитара, рояль, баян, скрипка — Музыкальные инструменты. Молоток, Лопата, Топор — строительный инструмент. Учитель, Строитель, тракторист, летчи — профессия. Хокей, теннис, шахматы — спорт.

Гитара рояль баян скрипка-музыка, Хоккей шахматы теннис-спорт, строитель тракторист лётчик учитель-профессия, лопата молоток топор-инструмент

учитель-строитель-тракторист-летчик. ( профессии) гитара-рояль-баян-скрипка 9музыкальные инструменты) топор-молоток—лопата ( строительные инструменты) хоккей-теннис-шахматы ( игры или спорт) по группам очевидно …а вот с названием только предположу что так возможно )

1 группа музЫкальные инструменты: ГИТАРА РОЯЛЬ СКРИПКА БАЯН 2 группа: УЧИТЕЛЬ СТРОИТЕЛЬ ТРАКТОРИСТ ЛЁТЧИК (ПРОФФЕСИИ) 3 ГРУППА: МОЛОТОК ЛОПАТА ТОПОР (иНСТРУМЕНТЫ) 4 ГРУППА ХОККЕЙ ШАХМАТЫ ТЕННИС (иГРЫ) Вот и все, ничего сложного!

муз. инструменты, профессии, игры, инструменты.

touch.otvet.mail.ru

Инструменты

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: молоток, топор, пила, дрель, болт, гайка, шуруп, отвертка, плоскогубцы, ключ, гвоздь, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево,  стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, дрова,   винт, железо, золото, серебро, пух, вата, шерсть, ситец, капрон;

глаголов: прибить, забить, оторвать, распилить, отпилить, открутить, просверлить. Забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать; прилагательных: кожаный, металлический, острый, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный; наречий: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.

 СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  Образование существительных множественного числа в име¬нительном и родительном падежах «Один — много»
Лопата – лопаты – много лопат
Топор                                        Пила
Метла                                        Вилы
Молоток                                    Отвёртка

Образование существительных И. и Р.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  
молоток — молоточек — молоточков;
ключ — …                             нож — …
гайка — …                             гвоздь — …
топор — …                           грабли — …
наперсток — …

Образование существительных от глаголов. «Кто что делает?»
 
Молотком — стучат, забивают
Пилой  — пилят
Топором — рубят
 

Образование существительных с помощью суффикса «ищ» (топор – топорище).

 
Образование  относительных прилагательных: «Из чего — какой?»
 
Из чугуна — чугунный;
из металла — …                     из бумаги — …
из стали — …                         из резины — …
из камня — …                         из серебра — …
из пластика — …                   из золота — …
из дуба — …                          из синтетики — …

из глины — …                       из полиэтилена — …
Из дерева — …                      из железа — …
из стекла —…                        из пластмассы —…
из кожи — …                         из меха — …
из шерсти — …
 

Согласование числительных с существительными (2 пилы, 5 пил).
Усложнение: Один острый нож, два острых ножа… пять острых ножей.
Одни длинные ножницы…

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями «моя, мое, мои».

Составление предложения по опорным картинкам с предлогом, и определить первое, второе, третье слово в предложении.

Составление предложений с предлогами.

Заучивание наизусть:
 

ЛУЧШЕ ДЕЛА НЕ НАЙТИ
Для меня без молотка

Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора, без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши — От всей души!
Сверли, колоти —
Лучше дела не найти!

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пила
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.
 
Едет, едет взад-вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык.
Вжик – вжик, вжик — вжик,
 

Рубанок
Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.
 
Чтобы доски стали гладки,
Постругайте их, ребятки.
Струг-струг, струг-струг,
Стружки падают вокруг.
 

Молоток.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.

 
Сам худ, Голова с пуд,
Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».
 

Клещи
Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.

Отвёртка.
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
 
Надо нам отвертку взять
И вращать, вращать, вращать.
 
Загадка
Если гвозди не на месте,             покажите «клещи» и несколько раз
Приготовить надо клещи             сожмите и разожмите их
Тащи гвозди — раз, два, три         захватывайте каждый пальчик, начиная с большого
Все достали — посмотри               покажите ладонь левой руки с растопыренными пальцами
 

Придумай предложения с парами слов:
 
гвоздь — молоток;
игла — ткань;
пила — дрова;
лопата — яма.
 

Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.
Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)
Без головы, а в шляпе, Одна нога, да и та без сапога. (Гвоздь).
Что бывает:
 
каменным — дом;
стеклянным — …
бумажным — …
металлическим
 

Опиши какой-нибудь инструмент, не называя его, а другие попробуют отгадать.

Какие инструменты и для чего ты взял бы с собой в поход?

Что делают:
 
топором — …,                 молотком — …,
лопатой — …,                 граблями — …,
ножницами .
 

Придумай предложения с парами слов:
строитель — дом;             маляр — кисть;             крановщик — кран.

МИНУТКА ОТДЫХА

Скороговорки

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!

Возле грядки —
Две лопатки.
Возле кадки —
Два ведра.

После утренней зарядки
Мы работали на грядке —
И посадки
Все в порядке.
Их теперь
Полить пора!
 

Молоток (звуки Л, Ш, С, Р)

Молоток, молоток,

Почему ты так жесток?

Бьёшь по пальцам ты шутя,

Словно рядом нет нет гвоздя.

Стук твой слышен за версту-

Ты растёшь и я расту.

Ведь во всём нужна сноровка-

Забиваю гвозди ловко.

Молоток для ловких рук

Был всегда надёжный друг.                         Людмила Ильиных

 

Молоток (звуки К, С, Л)

Тук-тук-тук! — в столярке деда —

Молоток не привереда.

Смастерит нам стул, лоточек

И забьёт любой гвоздочек.                          Ольга-Влада Скобелкина

 

Пассатижи (звуки Л, Ж, З)

Гвоздик был на всех обижен:

Стал кривым, из дела — прочь!

Тут явились пассатижи

И смогли ему помочь!

Гвоздик снова прям и строен,

Дела важного достоин!                                Татьяна Уманская

 

 Молоток (звуки Л, С, Р)

Похвалялся молоток:

— Гвозди бью легко, без страха.

Я — ударных дел знаток,

Побеждаю их с размаха!

Как-то сцену для игры

Поправлял я в ресторане

И мечтаю с той поры

Постучать на барабане!                                         Татьяна Уманская

 

 Грабли (звуки Л, З, Р)

В полутьме вздыхали Грабли:

— Что-то за день мы ослабли.

Целый день в работе были,

Землю зубьями рыхлили.

Получились чудо-грядки,

Будут славными посадки!

Поскучаем — зубья в стену,

И в жару пойдём на сено!                                      Татьяна Уманская

 

Ножницы (звуки Ш, Ж, С, Р)

Мы сапожные, портняжные,

Мы стальные, очень важные.

Вжик-вжик-вжик: и ткань, и кожа

С лоскутками теперь схожи.

Вместе сложит их портной

Иль сапожник в мастерской,

И начнут они строчить,

На машинке что-то шить.

А ещё из самых разных лоскутков,

Из обрезков разноцветных и кусков,

Шьют картины знаменитые художницы…

А в руках у них сверкающие… (ножницы)                     Дедушка Володя

 

Молоток (звуки Л, Ш, С, Р)

Строил дедушка избушку

Возле леса на опушке.

Всё привез на место стройки:

Бревна, доски, балки, стойки.

Как-то раз привёз с утра

Дрель, пилу, два топора,

Гвозди, паклю, мох с болота.

Смотрит: все же нет чего-то…

Чем, к примеру, вас спросить,

Гвоздь ему в доску забить?

Сел подумать на пенёк…

— «Вспомнил! Это ж… (молоток)!»                                    Дедушка Володя

 

Клещи (звуки С, З, Р, Щ)

Если в стенке гвоздь торчащий

Хочешь вытащить скорей,

Ну, а он, такой упрямый,

Не желает вылезать,

— Я скажу тебе: «Не надо

Звать на помощь всех друзей,

И оставь в покое маму,

Надо просто в руки взять…»

Нет зубастей и клыкастей

Этой крепкой нужной вещи.

Гвозди рвёт своею пастью!

Как её названье? …. (клещи).                              Дедушка Володя

 

Пила (звуки Л, Ч, С, Р)

Я возьму её за тело,

Чтоб не гнулась, и не пела,

И начну её точить,

Всё напильничком водить.

Слева — зуб, потом и справа.

Разведу — найду управу!

Чтоб зубастою была

Та, что все зовут… (пила)                                     Дедушка Володя

 

Рубанок (звуки  Ш, С, Л, Р)

Шик и шик, слетают стружки,

Раскудрявые игрушки

Разлетаются, дрожа,

Из-под острого ножа.

Станут гладкими все доски:

Ни щербинки, ни занозки

На скамейке, табуретке,

Лавке, полке и банкетке.

Настрогаю стопку планок,

У меня в руках — …… (рубанок)!                                     Дедушка Володя

 

Топор (звуки С, Р)

Есть инструмент у плотника, у мастера-работника,

Несёт он в своём ящичке пилу и молоток,

Стамеску и линейку, киянку, клещи, рейку,

Но чем он собирается срубить большой сучок?

Бревно все сучковатое, как чудище рогатое,

Лежит и усмехается… Как это называется?

Подходят лесорубы к нам: «О чем тут разговор?

Всё ясно, мастер-плотник, возьми-ка ты… (топор)!»       Дедушка Володя

 

Отвёртка (звук Р)

Мне конструктор подарили

И немного объяснили:

Это — болтик, это — гайка,

Ну, а это — угадай-ка?

Крутит ловко, крутит вёртко,

С черной ручкою… (отвёртка)                              Дедушка Володя

logopediy-dly-detey.ru

 ИНСТРУМЕНТЫ

ИГРЫ,ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

НОВЫЙ, НОВАЯ, Образец: новая балалайка, новый молоток, новые грабли.

 

«Назови ласково».

Грабли — грабельки

Дудка — …

Скрипка — …

Лопата — …

Молоток — …

Топор — топорик

Кисть — ………

Пила — ……….

Молоток — ……….

Тяпка — ………

Карандаш — ………

Отвертка — ……..

 

«Подбери действия»:

Пилой (что делают?) — пилят, отпиливают, распиливают.

Отверткой (что делают?) — …

Косой (что делают?) — …

Топором (что делают?) — …

Граблями (что делают?) — …

Молотком (что делают?) — …

Иглой (что делают?) — шьют, вышивают, зашивают.

Лопатой – копают

Метлой — ……….

Мастерком — ……….

Ножницами — ………

Кистью — ………

 

«Где лежат? Откуда возьмем?» Папа попросил Ваню принести ему из мастерской инструменты. Посмотри на картинки. Составь предложения с парами предлогов на — с (со), под — из-под, за — из-за, используя схемы. Образец: Рубанок лежит на столе. Ваня взял его со стола.

 «Четвертый лишний»

Иголка, топор, конфета, метла- конфета

Шапка, варежки, спицы (вязальные), шарф — ……

Пила, ножницы, расческа, фен — ………

Нож, ложка, кисть, поварешка — ……….

Дрель, ручка, автобус, шприц — ……..

Картофель, тяпка, свекла, морковь — ………

Ручка, карандаш, портфель, линейка — ……….

 

Игр «Сосчитай» (один, три, пять)

Один топор, три топора, пять топоров

Один нож, три ……., пять ……..

Одна пила, ………..

Одна метла, ………..

Один карандаш, ………..

Одна отвертка, ………..

Одна иголка, …………..

Один валик, …………

Один молоток, …………

 

«Придумай предложения с парами слов».

Гвоздь – молоток

Игла – платье

Пила – дрова

Лопата – яма

Валик – краска

Расческа – прическа

Ножницы – ткань

Выучите вместе с детьми:

Игра «Какой? Какая? Какие?»
Пила, напильник из металла — (какие?) … металлические.
Лопата, линейка из дерева — (какие?) …
Молоток, гвозди из железа — (какие?) …
Лупа из стекла — (какая?) …
Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) .

Составление рассказа – описания об инструменте по плану:
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?

Игра «Субботник»

Цели:   обогащать   предикативный   словарь,   развивать  слуховое внимание, логическое мышление.

ХОД  игры.  Воспитатель   читает   детям   текст,   дети  договаривают пропущенные глаголы.

 Сегодня   в   нашем  саду   субботник.   Все   папы   и  мамы  вышли работать на участок.  Митин папа взял пилу.  Он  …

ветки.  Машина  мама принесла   кисточку  и  краску.  Она   …  забор. Сашиному папе выдали косу. Он … траву. Родители

Димы   пришли   с   лопатами.   Они   …   землю   и   высевают  семена.  А мы с папой принесли молоток.  Мы  …  гвозди —

ремонтируем скамейку.  Все поработали дружно,  и теперь  на участке чисто и красиво.

 Игра  «Стихи  — небылицы »

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   логическое  мышление,  активизировать   словарный   запас   по   теме  «Инструменты».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать  стихотворение и найти в нём ошибки.

 Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну  а пилят топором.

 Игра «Отгадай»

Цели:   развивать   зрительное   внимание,   логическое  мышление,  актуализировать   словарный   запас   по   темам

«Инструменты», «Профессии».

Ход   игры.  Ребенок   рисует   инструменты,   относящиеся   к  определенной  профессии.   Другие   дети   должны   отгадать

название этой профессии.

 Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели:  развивать   фонематические   процессы,   слуховое  внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инстру ментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-

ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал,  вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав»

тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова:  ножницы,   топор,   пила,   лопата,   иголка,   грабли,  молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

 Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть»

Д/игра «Кому что нужно для работы?»

Беседа на тему «Такие разные профессии»

Д/игра «Что это?»

С/рол. игра «Мастерская»

Работа с раскрасками «Инструменты»

Д/игра «Что здесь лишнее?»

Беседа на тему «Опасные предметы»

Какие предметы нужны, чтобы сделать стол (стул и др. ?

 Какие предметы-помощники нужны для ремонта машины? И т. д

 

Рассмотреть вместе с ребенком картинки инструментов (музыкальные, сельскохозяйственные, рабочие), вспомнить вместе названия инструментов, предназначение каждого. Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др. Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса. Рабочие: молоток, топор, ножницы, клещи, рубанок, дрель, отвертка, пила и др.

 «Музыкант». На пианино играет — пианист На скрипке играет – скрипач На балалайке — … На гармони — … На гитаре — … На барабане — …

 Составлять рассказы – описания инструментов. План рассказа-описания: классификация предмет воздействия форма предназначение и др.

 ЗАГАДКИ

Зубастые , а не  кусаются. (Грабли)

 Сам худ, а голова с  пуд.(Молоток)

 Скручена, связана,На кол посажена,А  по улице пляшет.(Метла)

 Маленького роста я,Наклонилась над  рекой —Тонкая и острая. .(Иголка с ниткой)

Уговор у них такой:Носом путь себе ищу,Обменяет ей рекаЗа собою хвост тащу.

Окунька на червяка(Удочка)

 Кланяется, кланяется,Придёт домой —растянется.(Топор)

 Конь стальной, хвост  льняной. (Игла с ниткой)

 Быстро грызёт,Мелко жуёт,А  сама не глотает.(Пила )

Отгадай загадки .Зубы есть, а хлеб не ест. (Пила)

Без головы, а в шляпе,Одна нога, да и та в сапоге. (Гвоздь)

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

Сделаны из железа,Умеют стричь и резать.Когда они встречаются,

Части разделяются. (Ножницы)

Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

Одноглазая старушка узоры вышивает,Весь мир одевает, а сама нагишом. (Иголка)

Быть мне нужно очень колкой: как иначе шить…..(иголкой)

ГИТАРА

П.Синявский

    Она у папы шестиструнная,

    Ее настройка – дело трудное.

    И, чтобы папу не расстраивать,

    Ее нам лучше не настраивать.      (гитара)

По полю дорога,

На дороге тревога,

По дороге дыра,

В дыре игла.

А это что за чудеса?

 

В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят,

Поют, и на нее глядят.

Чтоб она вдруг зазвучала,

Щипни струну ты для начала.

А струн бывает семь иль шесть,

Ее достоинств нам не счесть.

Всем под нее легко поется,

Скажите, как она зовется?

    ДУДОЧКА

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт-заливается.

Как называется?

Н.Пикулева        

              Уходил пастушок –

              Клал в заплечный мешок

              Хлеба краюшку

              Да сердца подружку.

А это музыка нежная,

Добрая, сердечная.

Прислушайся на минуточку,

Узнаешь ты…

Вы все на ней играете

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

Да-да-да-да-да-да-да.

Вот так поет она всегда.

Ни палочка, ни трубочка

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Ду-ду-ду, да-да-да −

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка.

А что же это?..

Приложил к губам я трубку −

Полилась по лесу трель.

Инструмент мой очень хрупкий.

Называется…

Не возьмешь − она молчит,

Дуешь – сразу зазвучит.

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

Услыхали свиристели,

На зеленый луг присели.

Засвистели свиристели:

«Поиграй нам на…»

Что же это?..

ЛОЖКИ

Деревянная подружка, без нее мы как без рук

На досуге − веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

Пришли на праздник постучать немножко.

Деревянные…

Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят.

   БАЛАЛАЙКА

   Деревянный инструмент

   Зазвучит в один момент,

   Струнам звонко подпевай-ка,

   Заиграла …              

П.Синявский

        Заиграли три струны

         На четыре стороны.    

И в оркестре хороша,

Зазвучит – поет душа!

Просит: «Ну-ка, поиграй-ка»

Озорная…

В лесу-то теп, теп,

Дома-то ляп, ляп,

На колени возьмешь −

Заплачет.

Струны звонко поют

Нас с тобою в пляс зовут.

Это наш знакомый зайка,

Он играет на …

Треугольной формы корпус,

3 струны и звонкий голос.

Ну, попробуй отгадай-ка!

Это наша…

Собой хвалиться я не смею,

Всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка.

Я озорная…

В лесу выросла,

Из лесу вынесли.

На руках плачет,

А на полу скачут.

Треугольная доска,

А на ней – три волоска.

Волосок – тонкий,

Голосок – звонкий.

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень.

Ну-ка, кто я? Угадай-ка!

Ну, конечно…

В лесу вырос,

На стене вывис

На руках плачет,

Кто слушает – скачет.

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка! Это наша…

Развеселая певунья − просто так устроена

Из дощечек скроена.

Три струны, да три угла

Вот и все дела.

 БУБЕН

Он любит, когда его бьют,

 Покоя ему не дают –

 Он пляшет в руках и звенит,

 И добрых людей веселит.    

Сейчас послушайте, ребята,

Задорный звук молодцеватый.

Не всяк на месте устоит,

Когда он весело гремит.

Этот звук мы не забудем.

Так звенит лишь только…

Я играю от души,

Ритм очень труден.

Что звучит? Скорей скажи!

Непоседа…

Может загреметь будто гром.

Может зазвенеть ручейком.

Любят дети с ним играть,

Любят дети с ним плясать.

Есть у нас веселый друг,

Очень любит громкий стук.

Тут ответ совсем не труден —

Знают все, что это…

Не барабан, не колокольчик,

А гремит и звенит.

  АККОРДЕОН

Справа – клавиши блестят,

Слева – кнопочки стоят.

И меха посередине –

Он у нас в почетном чине.

А звучит так громко он!

Что это?,.

От гармони он родился,

С пианино подружился.

Он и на баян похож.

Как его ты назовёшь?

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану–

Всем знаком…      (аккордеон)

  ГАРМОНЬ  (БАЯН)

Ну-ка, кнопки нажимай

   И тихонько подпевай.

   Растяни меха немножко

   И сыграй нам на…      

П. Синявский

           

По бокам коробочки

           Костяные кнопочки.

           Растянул ее меха –

           Стал похож на жениха.     .

      Она вздохнет и развернется,

      И по деревне вдоль пройдется,

      И соберется в круг народ,

      Что хочешь, спляшет и споет!     .

 

В старину была любима

И народом русским чтима

И сейчас еще старушки

Под нее поют частушки.

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь,

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет – только тронь…

Как зовут ее?..

 

И играет, и смеется,

И грустит немножко.

Что же это, отгадайте,

Развеселая…

 

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит.

Только кнопочки затронешь,

Нежно разведешь меха, −

Сразу в музыке «утонешь»,

Унесет тебя река.

Та река – из нот чудесных,

Ей всегда и всюду тесно,

Льется речка и журчит.

Что за инструмент звучит?

У него рубашка в складку,

Любит танцевать вприсядку.

Он пляшет, и поет,

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…

 

Ее песня льется и над скукою смеется.

Так задорна, голосиста, и поет чудесно, чисто.

Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.

Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…

 

Тянется, а не резина, с клапанами, а не машина.

Песни поет, а не радио.

Ты звонка и весела,

Коль растягиваешь меха.

То толстеет, то худеет.

На весь дом голосит.

Ящик на коленях пляшет-

То поет, то горько плачет.

    МЕТАЛЛОФОН

Опускаем молоточки

 На железные листочки,

 И летит веселый звон.

 Что звучит?      (металлофон)

Вот пластинки из металла

На дощечке их немало.

Из пластинок тех, что много

Убегает вдаль дорога.

Слышите чудесный звон?

Что звучит ? (Металлофон)

СКРИПКА

Заиграл смычок по струнам

Песенка звенит над лугом.

Заплясали муравьи,

Солнышко и липка,

Разбудила луг, леса

Озорная…

 

Как будто девушка запела,

  И в зале словно посветлело.

  Скользит мелодия так гибко.  

  Затихло все: играет …          

                                                                                                 

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мелодия издалека

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Поет так нежно…

 

В симфоническом оркестре

Ее голос самый главный,

Самый нежный и певучий,

Коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий

Узнаем мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята,

Инструмент волшебный…

Из дерева вырублена,

А в руках плачет.

Поле косое, пенье чистое,

На каждом пню соловьи поют.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поет, заливается,

Как называется?

П.Синявский

             

Смычок на ней пиликает,

              Как воробей чирикает.

                                                       

   ПОГРЕМУШКА

В них играют от души

Все грудные малыши.

Эти звонкие игрушки

Называют…

Очень весело звенит,

Танцевать нам всем велит.

Разноцветная игрушка,

А зовется…

         ТРУБА

 Ее голос басовит,

 Всех она перекричит.

 Бу-бу-бу, ба-ба-ба,

 Заиграла вдруг…      

Звучит сигнал, на бой зовет!

Вставай, солдат, она поет!

Нас в поход зовет она,

Очень звонкая…

                  Блестящая и медная

                  Так здорово дудит –

                  Что наша кошка бедная

                  Под тумбочкой сидит.  

     РОЯЛЬ

У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?    

Угадать его несложно:

Это старый наш…        

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Стоит корова,

Орать здорова,

Как по зубам дашь,

Вою не оберешься.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?

    ПИАНИНО

Тронешь пальцем – звук родится

И звенит, как будто птица.

Есть педали: от одной

Звук становится глухой,

От другой звучит он длинно.

Что же это?  

   

 Оно большое, как комод,

  Под крышкой музыка живет.

   А маленькие дамы

   На нем играют гаммы.    

   ФОРТЕПИАНО

Форте – громко, пиано – тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну конечно…

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его…

ОРКЕСТР

Расселись музыканты по местам,

Нстроили гобои, скрипки, флейты,

Вот вышел дирижер – и замер зал.

Сиди тихонечко, шалить не смей ты!

Сейчас волшебной музыки потоки

Умчат нас далеко от этих мест.

Ты молодец, что на концерт пришел сегодня

Послушать симфонический ….                       (оркестр)

Треугольник есть и ложки,

Бубны, палочки, гармошки.

Если все их сразу взять,

Дружно вместе заиграть…

Буду я тут дирижером,

Кто же вы?

Ответьте хором… (оркестр)

Инструменты в руки взяли,

Дружно громко заиграли,

Нам играть не надоест,

Что создали мы? … (Оркестр)

Он оркестром управляет,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнет-

Музыка звучать начнет.

Оно не врач и не шофер.

Кто же это? …  (Дирижер)

 Он руками машет плавно,

 Слышит каждый инструмент.

 Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!          (дирижер)

 

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ И ОРУДИЯХ ТРУДА.

Острый топор и дуб рубит

Острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь.

Плотник без топора – то изба без угла.

Плотник топором думает.

Плотника не шуба греет, а топор.

Портной без штанов, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

По крыльям – полет, по делам – почет.

У семи дворов один топор, да и тот без топорища.

Чем больше гвоздей, тем крепче.

Не игла шьет, а руки.

Ножик тупой, а хозяин скупой.

Ножницы востры, да пальцы тупы.

Ножницы прямые, да руки кривые.

Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает.

Шила в мешке не утаишь.

Шилом моря не нагреть.

Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

Бей молотом – не будешь жить голодом.

Всякая работа мастера хвалит.

Сам молчун, да руки громкие.

Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.

У кого есть сноровка, тот работает ловко.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Делу – время, потехе час

СТИХИ

Летят опилки белые, летят из – под пилы,

Это плотник делает рамы и полы.

Топором, рубанком выстругивает планки.

Сделал подоконники без сучка – задоринки.

Выучи стишок, прохлопай ритм:
Летят опилки белые, летят из – под пилы,
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка – задоринки.

 

Гвоздик.
Рядом с папой
Я кружусь.
Знаю –
Папе пригожусь.
Папа пилит –
Я стою.
Он строгает –
Я пою.
Прибивает –
Я гляжу,
Гвоздик
Тоненький
Держу.
В. Левановский

Лучше дела не найти
Для меня без молотка
Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора,
Без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши –
От всей души!
Сверли, колоти –
Лучше дела не найти!
А. Шибаев

 

Мастер.

У сарая слышен стук –
Забивает гвозди внук.
Чтобы выйти в мастера,
Он старается с утра.
Промахнулся – бух по пальцу!
Плакать хочется страдальцу.
Но какой от плача толк,
Если спрячут молоток?
Н. Городецкая

 

Мастерская.

— Зум-зум-зум, — визжит пила,
У нее всегда дела.
Молоток стучит: — Тук-тук, —
Он рукам умелым друг.
И рубанок: — Вжик-вжик-вжик,-
Не смолкает ни на миг.
Добрый дедушка Вано
На ногах давным-давно.
Напевает: — Дели-дела,
Не могу сидеть без дела!
Н. Шаманадзе

 

Молоток.

Тук, тук,
Молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук,
Тук, тук, тук,
И в подметку,
И в каблук.
В. Лившиц

Молоток, гроза гвоздей,
Помоги же мне скорей,
Нужно полку сколотить,
Чтоб игрушки положить!”
Отвечает молоток:
“Я б давно тебе помог,
Но ты маленький пока,
Не удержишь молотка.
Лучше мы с тобой вдвоем
Вместе папу подождем.
Как с работы он придет,
Полку новую собьет.
Ты ж, дружок, не унывай,
Поскорее подрастай,
И тогда я, так и быть,
Буду рад тебе служить!”

Пила.
Пила распилит все подряд:
Деревья, доски, бревна…
У ней зубов железный ряд —
Блестящих, острых, ровных.
Ей зубы не затем даны,
Чтоб мило улыбаться,
А для того они нужны,
Чтоб в дерево вгрызаться!
Пила звенит, пила поет,
Туда-сюда она снует.
Что в зубы острые возьмет —
То на две части разжует!

Рубанок.
Шерстью колкою торчат
Из доски занозы.
А для взрослых и ребят —
Явная угроза!
Но с занозистой доской
Справится рубанок,
Он работать в мастерской
Будет спозаранок.
Дерева срезая слой,
Он вперед несется,
Стружка лентой золотой
За рубанком вьется.
Стала гладкою доска,
Ровной, без изъянов,
Ни занозы, ни сучка!
Молодец, рубанок!

 

Вместе с папой

Папа дал мне молоток
И сказал: «Давай, сынок,
Вместе сделаем забор,
Приведем в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать».
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.
Н. Ковалева 

Лейка

У меня есть лейка. Ой, какая лейка!
Видели вы лейку новую мою?
Как луна сияет…Если будет сухо,
Я ее наполню и цветы полью.
Лейка-молодец — Лей-ка, лей-ка,
Воды не жалей-ка! — Если очень жарко,
Мне воды не жалко: Пей, Морковка,
Репка, пей,Помидор и
Лук-порей, и зелёный Огурец!..
— Ай да Лейка, Молодец!
В. Ланцетти 

Лопата

Зимой у лопаты. Не было дела,
От грусти она заржавела.
Весной огород
Она стала копать и заблестела опять.
Р. Сеф

 

Отвертка.
Крутится, вращается,
Нам помочь старается.
Шустрая и верткая,
Звать ее – отверткою.
Если нужно где-нибудь
Винт, шурупчик завернуть,
Закрутить деталь надежно
Без отвертки невозможно!

Пассатижи.
Довелось мне нынче, братцы,
С крокодилом повстречаться.
Он на ящике лежал
И добычу поджидал.
Крокодильчик небольшой,
Но, наверно, очень злой,
Ишь как пасть свою открыл —
Видно, съесть меня решил!
Пригляделся я и вижу:
Это ж просто пассатижи!
Но на крокодила все же,
Хоть немного, да похожи:
Гвозди зубками хватают
И из досок вырывают,
Проволоку в пасть возьмут,
Перекусят и согнут.
Этот крокодил железный —
Инструмент весьма полезный.
Никому бы не признался,
Как его я испугался!

Дрель.
В доме картину повесить решили,
Очень тяжелую – еле втащили.
Прежде, чем в стенку шурупы ввернем,
Дрель непременно мы в руки возьмем.
В дереве или в другом материале
Сделать отверстия нужно вначале.
Дрель — очень нужный для нас инструмент —
Дырку любую просверлит в момент!
Если нам кто-то начнет говорить:
“Дело нехитрое – дырки сверлить!”,
Мы б с интересом тогда посмотрели,
Как же он сделает дырку без дрели?

Лейка-молодец
— Лей-ка, лей-ка,
Воды не жалей-ка!
— Если очень жарко,
Мне воды не жалко:
Пей, Морковка,
Репка, пей,
Помидор и
Лук-порей,
И зелёный Огурец!..
— Ай да Лейка,
Молодец!
В. Ланцетти

Лопата.
Зимой у лопаты
Не было дела,
От грусти
Она заржавела.
Весной
Огород
Она стала копать
И заблестела
Опять.
Р. Сеф

Топор.
Верно служит с давних пор
Людям плотницкий топор.
Если хочешь строить дом,
Поработай топором!

А еще топор готов
Нарубить для печки дров,
Чтобы дровяной запас
Обогрел зимою нас.
Как топор работать любит!
Он и тешет, он и рубит.
А в руках у мастеров
Чудеса творить готов!

Не простое это дело —
Топором махать умело.
Топором рублю я ловко,
Здесь нужна своя сноровка.

Рулетка.
Достаю свою рулетку
И, где надо, ставлю метку.
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.

Наперсток.
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко.
А наперсток в тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
— Шей,
А колоться ты не смей!
М. Кульская

 

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко.
А наперсток в тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
— Шей,
А колоться ты не смей!
М. Кульская

Лучше дела не найти
Для меня без молотка
Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора,
Без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши –
От всей души!
Сверли, колоти –
Лучше дела не найти!
А. Шибаев 

Мастер

У сарая слышен стук –
Забивает гвозди внук.
Чтобы выйти в мастера,
Он старается с утра.
Промахнулся – бух по пальцу!
Плакать хочется страдальцу.
Но какой от плача толк,
Если спрячут молоток?
Н. Городецкая 

СКАЗКА ОБ ИНСТРУМЕНТАХ
[Лариса Зимина]

В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» — говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
— « А я, чем тебя хуже?» — закричала отвёртка:
— «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре — сказал паяльник
— без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
— «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» —
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
— «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» — рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» —
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево — значит мы главные!
— Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
— «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
— «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
— «Да, а когда я была молодая, — сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
— Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» — спросила радиола
— «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, — промолвил утюг — вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

ЗАТЕЯЛИ СПОР ЛОПАТА, МЕТЛА И ЛОМ

ЕКАТЕРИНА ТЮШИНА

СКАЗКА
Несколько дней на улице стояла морозная погода. А потом внезапно  потеплело, и пошел снег. Он шел днем и ночью, засыпая собой все вокруг. За ночь из снега вырастали огромные сугробы. Каждое утро дворники разгребали снежные заносы, прокладывая среди них, дорожки. Больше всех в эти дни приходилось работать лопате, метле и лому. И однажды, оказавшись в  кладовке, куда их ставили на ночь, между ними разгорелся нешуточный спор.
         — Ах, я такая труженица, что со мной никто не сравнится, — послышался голос лопаты. — Вы только посмотрите, сколько снега я перекидываю за день! – она высокомерно вскинула голову. — Так что я самая главная и нужная среди вас!
        — Я не меньше тебя работаю, – тут же возразила ей метла. – Я все время мету за тобой.
         — Вы только посмотрите на нее! – вспылила лопата. – Она, видите ли,  метет! А ты попробуй покидать снег, как я? Иногда он становится таким тяжелым, что  его невозможно отделить от земли!
         — И вот тут без меня не обойтись, — вступил в разговор лом, стоявший в углу каморки.- Я его дроблю, а ты лишь убираешь.
         — Подумаешь, он дробит! – вздернула свой нос лопата. – Я тоже это могу делать.
         — Но  когда снег превращается в лед, то никакой лопате с ним не справиться,  — возразил лом.
         Лопате не понравились его слова, и она с новой силой кинулась в бой.
         — Ну и не обязательно лед рубить, наступит тепло, он и сам растает. Так что твоя заслуга здесь совсем невелика.
         — Только, если лед не дробить, то будет скользко, и люди станут падать!  — пропыхтел лом.
         — Ты все правильно говоришь, лом,  — поддержала его метла. – Тут без тебя никак не обойтись.
         — Значит, я самый главный! — обрадовался лом.
         — Еще чего! – вскинулась лопата. —  А вот я…
         — Зато мне приходится за всеми вами мести, — перебила ее метла. — Снег или лед, все мне достается. Так что как ни крути, а среди вас, я самая главная и нужная!
         — Надо же, какая умная нашлась, сама себя назначила главной! – вновь вскинулась лопата, а лом глухо заворчал, поддерживая ее.
        Метла покачала головой, затем улыбнулась и сказала:
         — Мы можем с вами спорить хоть до утра, но так, ни к чему и не придем. Поэтому  сделаем так: когда дворник утром войдет в кладовую, то кого из нас первым в руки возьмет, тот и будет самым главным и нужным.
        Лопата вновь попыталась возразить, но метла, тут же, пресекла ее попытку, сказав:
        — Давайте лучше спать, а то завтра снова снег надо убирать.
        И сладко зевнув, стала устраиваться на ночлег. Все сразу же замолчали и тоже начали готовиться ко сну. Метла уже засыпала, когда сквозь сон услышала ворчанье лопаты:
        — Все равно я буду главная, вот увидите!
        Но ей никто не ответил.
        А, утром, когда еще на улице было темно, дверь кладовки открылась, вошел дворник, сгреб в охапку лопату, метлу и лом, и вынес их на улицу. Потому что они все были ему нужны для уборки снега и без них он бы не справился ни с сугробами, ни со льдом. С тех пор лопата, метла и лом больше никогда не спорят о том, кто  из них самый главный и нужный.

polyakova-natalya-vladimirovna.edumsko.ru

Советы рукодельницам