«Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой»
Конспект урока изобразительного искусства на тему:
«Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой»
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
Цель урока: знакомить с образом традиционной русской избы, раскрыть гармонию связи человека с окружающим миром природы
Задачи:
— формировать эстетические представления о русском деревянном зодчестве; приобщать к истокам родного искусства.
— знакомить с основами композиции и правильностью расположению объектов в пространстве;
— совершенствовать конструктивные навыки и навыки работы с бумагой, ножницами и клеем;
-развивать навыки индивидуальной, парной и групповой творческой деятельности;
-развитие творческого воображения;
-воспитывать у учащихся интерес к историческому и культурному наследию русского народа, своего края; воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
-воспитание аккуратности в работе, взаимопомощи.
Оборудование:
Для учителя- презентация к уроку, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.
Для учащихся — ватман, белая и цветная бумага, клей, ножницы, тряпочка, краски, кисти, баночка с водой.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Ход урока:
I. Орг.момент (1 мин)
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами попробуем свои силы в новой, интересной работе, где потребуется терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.
II. Актуализация и активизация знаний учащихся. (вводная беседа) 7 мин-Начать сегодняшний урок мне хочется стихотворением великого русского поэта А.С.Пушкина:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда… (А.С.Пушкин)
О чем идет речь в этом стихотворении? Правильно о деревне, о русской деревне, а тема урока звучит так: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой».
Слайд 1
— Всем ли понятно слово “гармония”? (единство, согласованность).
— Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы? (дерево)
— А почему? (много лесов окружало поселения людей)
— Как вы думаете, а откуда взялось слово «деревня»? (дома строили из дерева, деревянная)
III. Изложение нового материала.
Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.
Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.
Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба — родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали…Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.
Слайд 2
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “у-лица”.
Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Главным инструментом для строительства был топор.
Слайд 4
Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.
В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
Бревно на Руси ложили с остатком. Такой способ крепления назывался “в обло” или “с остатком” (чтобы углы не промерзали зимой).
Слайд 5
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец.
Двухскатная крыша — шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь.
Окна- очи, глаза, свет.
Лобовая доска — закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.
Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски — причелины.
Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.
Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой — деревянное кружево.
На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку — символическое изображение солнца.
Слайд 6
Каждый крестьянин стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.
Так же стремились изобразить магические знаки- обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения — обереги (птицы, кони). Конь — верный помощник крестьянину. Конь — оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши — конек крыши. Птица- символ счастья, семейного очага.
Слайд 7
Окна — глаза на лице дома, связь с внешним миром. Им предавалось очень большое символическое значение.
На фасадной стене прорубалось одно красное окно — окно большого размера, которое прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями — косяками “косящие” или “красные” (красивые).
Волоковые окна прорезали в двух смежных бревнах и по высоте 30-40 см. Они закрывались дощечками.
Окна обрамлялись наличниками — самая украшенная часть избы. На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.
Слайд 8
Физминутка 1 мин.
Эй, ребята, выходите
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Эх раз, еще раз,
Поклонимся мы сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас
IV. Самостоятельная работа.
Сейчас мы с вами попробуем создать образ русской деревни. Каждый из вас изготовит отдельную избу, а позже мы выполним общую коллективную композицию. Работу вести будем по следующему плану:
Обвести шаблон избы. Вырезать основу из картона
Скрутить из тонкой белой бумаги трубочки с помощью карандаша. Длину отмерять по ширине дома.
Основу избы оклеить трубочками. Длина трубочек изменяется, лишние части трубочек обрезать по контуру основы.
По краю крыши приклеить трубочки
Украшение избы. Вырезать полоски бумаги — причелины, лобовую доску, полотенце. Приклеить к основе.
Начертить и вырезать окна.
Придумать, нарисовать наличники и ставни.
Дополнить изображение избы по своему усмотрению.
Приклеить на коллективную работу избу, дерево.
Слайд 9
Перед началом работы необходимо вспомнить правила безопасной работы:
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Не держать ножницы концами вверх.
2. Не резать ножницами на ходу.
3. Не оставлять ножницы в открытом виде.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.
Техника безопасности при работе с клеем
1. Следить за тем, чтобы клей не попал на одежду и в глаза.
2. Аккуратно обращаться с пузырьком, чтобы клей не разлить на парту.
Можно разбить учащихся на группы по теме задания:
— изба
-храм
-амбар и т.д.
Когда работа по изготовлению отдельных построек будет закончена, все учащиеся размещают свои избы на общем фоне, присматриваются, размышляют как работа будет смотреться более удачно и гармонично. Только после того, как будут рассмотрены все варианты расположения построек, ребята приклеивают изделия к основанию.
V. Рефлексия.
-Что вам хотелось показать в своей работе?
-Что больше всего нравится в работе?
— Чтобы закрепить материал рассмотренный на уроке попробуем разгадать кроссворд:
1
Д
О
М
2
С
О
Л
Н
Ц
Е
3
П
Р
И
Ч
Е
Л
И
Н
А
4
Ч
Е
Л
О
5
В
Е
Н
Е
Ц
6
К
О
Н
Ё
К
7
Я
Б
Л
О
Н
Я
В давние времена, жилище человека называли изба, а как называют его сейчас?
Древние мастера использовали в украшении доски-полотенца изображение резной круглой розетки, считалось, что это изображение приносило тепло, свет и счастье в дом, о чем идет речь?
Доска, которая прикрывала края крыши и служила ее декоративным украшением
В давние времена, этим словом называлась верхняя часть дома под крышей и лоб у человека.
Ряд бревен уложенных под прямым углом друг к другу и скрепленных мжду собой.
Деревянное резное украшение на крыше избы, иногда в виде конской головы.
Не маменька родима, гостинцами наградила
VI. Итог урока.
Сегодня вы многому научились и многого достигли.
В своих индивидуальных работах вы сумели воссоздать образ русской деревянной избы, а в коллективной композиции показали самобытность русской деревни. Пусть не у всех работа прошла гладко, были недочеты, но мы вместе будем стараться не допускать ошибки в будущих заданиях.
А теперь давайте оценим нашу общую работу дружескими аплодисментами.
Спасибо за внимание
infourok.ru
4 класс ИЗО Русская деревянная изба.docx
Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Русская деревянная изба. Конструкция и украшение
избы». УМК «Школа России»
Цели деятельности
педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их
особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного
зодчества Руси
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
Основные понятия и
термины
Образовательные
ресурсы
Наглядно
демонстрационный
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного
зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее
место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор»,
«композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают
свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать
средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Объяснительноиллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знакоберег, образ, цвет, тон, композиция
Интернетресурсы: http://www.DemaDera.ru, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam
Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)
znanio.ru
Урок в 4-м классе «Русская изба»
Разделы: Начальная школа
Цель: развитие исследовательских способностей, воспитывать любовь к Родине.
Задачи: развивать внимание, мышление учащихся, творческие способности; развивать речь учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы; воспитывать нравственные качества.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, музыкальное произведение, фломастеры, цветная бумага, ножницы.
План урока:
1. Организационный момент.
Звучит песня о Родине (готовность к работе). (Слайды 1, 2)
2. Вступительная беседа.
- В какой стране мы живём? (Слайд №3)
- Когда я говорю “малая Родина”, что вы себе представляете?
- Мы говорим “родной дом”. А что это значит “родной дом”?
3. Исследовательская работа “Счастливая семья”.
— Маша решила выяснить, всегда ли семья, имеющая богатый дом, счастлива, и в чём же заключается семейное счастье?
Выступление.
— Мне захотелось выяснить, всегда ли счастье в семье зависит от богатого дома. Для этого я исследовала сказку А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”. И вот что я выяснила:
“Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу”.
(Слайды № 4, 5)
Мне кажется, что если они прожили тридцать лет и три года, то они жили счастливо. Потом старухе захотелось большую избу. Старик выполнил её просьбу, пришёл домой и видит:
“Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком…”
Но старуха этим была не очень довольна, ей захотелось дом ещё богаче, а старик был расстроен. Потом у неё был высокий терем. “На крыльце стоит старуха в дорогой собольей душегрейке”, но счастье это ей не принесло, а старик очень обиделся на старуху. Потом старуха стала жить в царских палатах.
“Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей…”
Старик теперь её боится, и семья у них распалась. Значит, богатство им счастье не принесло.
Потом я прочла сказку “Счастливая семья”. Там у боярина, который обладал несметными богатствами, была дочь. Она не была счастлива, так как её хотели выдать замуж не по любви, а бедный человек, который женился по любви, был очень счастлив.
“Избёнка у меня старая, и зипун старый. Да разве счастье только в хоромах живёт да в одежде? У иного всего вдоволь… , а ему всё мало. Жадность одолела, и не видит он счастья.
Другой тоже на богатство позарился, на уродливой, нелюбимой женился.… Ни любви у них, ни согласия.
А я и вправду счастливый человек! Посуди сам. Женились мы по любви, и живём мы с женой в любви и в полном согласии. Промеж нас никогда не то, что раздору, худого слова не сказано. Никогда никому мы не завидовали и не завидуем, потому что ведь лучше того, как мы живём, никому не живётся. Чем можем, всегда рады людям помочь. А ежели и нам чего понадобится, соседи с радостью бегут помочь. И про избу, что ты молвил, тоже дело поправимое. Поуправимся осенью в поле, скличу помочь, и соседи с дорогой душой помогут. Глядишь, в день либо в два управимся…. И живи не тужи! Было бы здоровье да в семье любовь и согласие”.
И я сделала вывод, что не всегда счастье зависит от богатства.
4. Исследовательская работа “ Что обозначает слово изба?”.
— Алину заинтересовало, а что обозначает слово изба?
Выступление.
Мне было интересно узнать, а что обозначает слово “изба”? Я взяла словарь Даля и вот что выяснила. Слово “изба” произошло от “истопить”. Истопкой называли отапливаемую часть дома, отсюда и слово “истьба” (изба). Для обитателей избы печь играла наиважнейшую роль. В ней готовили еду, там её и оставляли, когда хотели сохранить пищу тёплой на долгое время. В печке сжигали сор – по поверьям, его нельзя было выносить из избы. С печкой связано много примет и поверий. Кто сидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. О счастливчиках говорили, что они родились в печи. Если пропадали домашние животные или кто-то из домашних не возвращался вовремя домой, их имена выкликивали в печную трубу. Новорожденных мыли со словами: “ Расти с брус вышины да с печь толщины”. Чем массивнее была печь, тем больше тепла она накапливала, поэтому порой занимала почти четверть избы. От её расположения зависела внутренняя планировка избы. Поэтому и возникла поговорка : “Плясать от печки”.
5. Строительство дома.
— Семья разрослась, в избе стало тесно,
собрались на семейный совет. (Слайд №
6)
— Как вы думаете, что они решили?
— А кому будут строить дом? Ответить на этот
вопрос вам помогут русские народные сказки. Кто
получал в наследство дом?
6. Исследование “Как выбирали место для строительства дома”. (Слайд №7)
— Мне было интересно узнать, а как наши предки выбирали место для строительства дома. И вот что я выяснила. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом
7. Рубка деревьев. (Слайд №8)
Зимой отправлялись рубить лес. Русский человек любил трудиться. Много песен создано о труде. Кутузова Настя тоже сочинила маленькую песенку. Мы с вами сейчас под неё пойдем в лес. Идём не стучим громко ногами, чтобы не потревожить лесных жителей.
“И деревня, и наш дом
Создали радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построится изба”.
Мы немного устали, сели в сани и поехали дальше, а чтобы не скучать, давайте вспомним пословицы о труде, только не повторяйте одну и ту же пословицу.
— Мы приехали в лес. А какие деревья надо рубить? Рассказ ученицы.
— Мне захотелось выяснить, почему рубили деревья зимой. Оказывается, наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и
задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт.
8. Строительство дома.
а) Начало строительства.
— С чего начинали строить? Выступление ученика.
Я выяснил, как наши предки, начинали строить дом. Хозяин идёт на север и берёт первый валун (камень), который он встретил и так идёт ещё на три стороны света, камни кладёт по бокам дома. На северном камне в жертву приносится петух, так как он считался солнечной и жертвенной птицей, а ещё считалось, что она безмозглая и, значит, ей не больно.
б) Физкультминутка. (Слайд №9)
Солнышко светлое, солнышко ясное,
Солнышко в небе с лучами прекрасными!
Дай счастье мне и всем людям на земле!
в) Выступление ученика.
При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.
г) Дрожжина Максима заинтересовал вопрос, как строили дом.
Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.
Дом был четырёхугольный. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. Крыша была покатая, на ней была солома, обработанная жидкой глиной, она была очень плотная.
9. А теперь давайте украсим нашу деревню.
Практическая работа (с использованием макета-панно деревни), во время которой дети выполняют вырезание элементов наличника, ворот или крыльца с использованием нанесения орнамента фломастером. Индивидуальные виды работ – церквушка (монтаж окон), заборчики.
10. Посмотрите, какая красивая деревня у нас получилась. Что нового вы узнали сегодня о русской избе?
24.02.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку ИЗО «Русская изба»

Русская изба
Изба – в ней мудрость вековая…
Полна загадок и проста!
Она и до сих пор живая,
Народа летопись святая,
Вселенной нашей чистота!
Издавна дерево украшало Русь теремами и храмами, мельницами и колодцами. Из дерева строились избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов

Основные типы крестьянских построек
«Брус» — хозяйственная часть расположена за жилым помещением
четырехстенок
пятистенок
шестистенок
«Кошель» — хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения
изба-двойня

«брус север»
« глаголь »
Дом Пухова из д. Большой Халуй Каргопольского района архангельской обл.
Начало XIX в. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»
«брус-юг»
«кошель»

Плотницкие инструменты
2-
а — рубанок,
б — драч,
в — тесло,
г — ножовка,
д — черта,
е — скобель,
ж — долото,
з — бурав,
и — двуручная
пила,
к — ерунок,
л — ватерпас,
м — весок (отвес),
н — отволока,
о — опалка,
п — циркуль,
р — метр;
1 — топор и его части;
3 — шило, черта, пила, стамеска и ножи.

Конструкция избы
план

И теперь, когда вот новым светом,
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Сруб украшенный резьбой
С. Есенин
Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой рубленой стены, не стремились к излишней орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией. Фасад деревенского дома. Суздаль.
Фрагменты резьбы
Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльца, ворота, калитки, благодаря которым дом приобретал «теплоту» и нарядность.

Резные наличники.
Окна – глаза дома… Из окон струится мягкий свет…Там в доме жизнь, И заглянуть так хочется,
Но говорю себе: «Не нужно, нет, а может в доме бродит одиночество…?»

Фронтон дома
фронтон дома, двухскатные доски украшались резьбой и назывались «причелины» (чело). Завершались причелины «полотенцами» — солнечными знаками, резным кругом. Приемы архитектурной резьбы были весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоскорельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Одним из излюбленных мотивов декоративного орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя или птицы.

Крыльцо

Пропильная резьба балконов и карнизов
«Погодинская изба» — дом, построенный в 1856 году для профессора Московского университета, историка М.П.Погодина. Изначально задумывался как произведение «русского стиля», строился по канонам народного деревянного зодчества. В этом доме нередко бывали М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.А.Фет. В 40-х годах XIX века здесь жил Н.В.Гоголь.

Деревенька моя…

Просто красиво…

д ом кузнеца К ириллова
Этот теремок существует в реальности. Его построил Сергей Иванович Кириллов в деревне Кунара Свердловской области — в середине прошлого века. Интересна история дома: он достался хозяевам от предков и требовал серьезного ремонта. Ремонт затянулся — кузнец-самоучка работал над ним всю жизнь, превращая место своего жительства в произведение искусства. Родственники мастера рассказывают, что все началось со ставен и наличников, потом ворота, потом дальше и больше… Декоративные элементы, украшающие дом, вырезаны из дерева и металла, выкованы из железа и покрыты яркими цветными красками. Здесь переплетается символика русских былин и советского времени, примитивное искусство и отголоски классического древнерусского зодчества.
Вид сказочного домика в зимнее время — чудо посреди русской деревни!

Зарисовка дома

Зарисовка украшений крыши

Зарисовка конька крыши

Зарисовка резных наличников и окон

Хозяйственные постройки
колодец
банька
мельница

multiurok.ru
Презентация по ИЗО Образ русской избы 4 класс
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Образ русской избы» Изба – русский срубной жилой дом. Из какого материала строили и строят избы? Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором. Удивительна красота деревянного зодчества. Искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и другие), культовые сооружения (церкви и часовни). Строительство избы клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьемсруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет верхняя часть – жизнь души, поэтому самая наряднаяконек – небесная колесницаРусская изба состояла из трех частей: Причелина — в деревянных кровлях — (украшенная резьбой) фронтонная доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег. Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная сквозной резьбой. «Фасад – лицо избы, окна – её глаза». Ставни В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Какие еще постройки можно встретить в деревне? Физкультминутка Творческое заданиеРисунок избы по плану:1.Обдумайте, какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.2.Выполните разметку листа, расположите на нем придуманный образ.3.Украсте избу.4.Доработайте рисунок красками.
Приложенные файлы
univerfiles.com
Конспект урока и презентация к уроку изобразительного искусства на тему: «Русская изба» 4 класс
Выполнила: Рудий Виктория Юрьевна
Учитель начальных классов МОУ Шилкинская СОШ №1
Предмет: ИЗО Класс: 4
Тема: Русская изба
Тип урока: Изучение новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;.
Задачи:
Воспитательная: — воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
знать экстерьер русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное развивать фантазию, воображение и творческое мышление
Оборудование для учителя: ЭОР презентация
Литературный ряд: стихотворение В.Федотова
Музыкальный ряд: Русская народная музыка – Яблочко (музыка)
Оборудование для учащихся: альбом или листы а4, карандаши простые и восковые, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра
Технологическая карта урока:
Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами! Садитесь. Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит, урок сегодня пройдёт успешно.Сегодняшний урок, изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Виктория Юрьевна.
Приветствуют учителя. После сигнала садятся.
Личностные: формирование положительного настроя на урок
Сообщение темы урока Цель: Создать условия концентрации учащихся к теме
Слайд №1. Прослушайте внимательно стихотворение В.Федотова и определить тему урока.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
— Так о чем же пойдет речь на нашем уроке?
— Да, правильно о избе, да не об обычной, а о древнерусской.
— о доме, избе.
Коммуникативные
Регулятивные: самостоятельное определение темы урока
Изучение нового материала Цель: познакомить с особенностями русской избы
— Дом – по своей значимости находился в одном ряду с такими понятиями, как жизнь, добро, родная земля. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремился построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, какой же дом строили для себя наш предки. У славян издавна были распространены землянки, а с X — XI веков — наземные постройки избы.
— Вспомните из какого материала строили дома на Руси? Из какого материала строятся дома в наше время?
— Слайд №2. К выбору строительного материала славяне подходили очень серьёзно. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, на кровлю ель. Никогда для строительства дома не использовалась осина, которая считалась деревом нечистым. Также не использовался свежесрубленный лес, т.к. бревна должны были сначала, как следует просохнуть. И только спустя какое-то время славяне принимались «рубить дом». Именно «рубить», а не «строить». Грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу.
— Подобно тому, как у славян было принято обрамлять одежду яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок.
Слайд №3. — Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы.
— Слайд №4. С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье. Слайд №5. Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Слайд №6. Рассмотрите символы солнца и земли. Слайд №7. Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее. Слайд №8. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных. Слайд №9.Верхняя часть наличников украшались изображением солнца и птиц. Слайд №11. Можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных или русалки – берегини.
Рассмотрите русские деревянное зодчество в музеях-заповедниках Кижи и Талашкино.
— Рассмотрите картину Исаака Левитана «Избы освящённые солнцем». Что вы видите на переднем плане? А на дальнем? Какую цветовую гамму выбрал художник? С какой стороны солнце освещает дома? Какое настроение хотел передать художник? Какое название картины придумаешь ты?
— из дерева
— На переднем плане полняну, на заднем избы. Цветовая гамма-
Солнце освещает дома с правой стороны. Художник хотел передать настроение спокойствия и покоя. Можно назвать «Деревня», «Родная сторона», «Родина»
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Анализировать
произведения изобразительного искусства
Физкультминутка Цель: отдых учащихся
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть
Повторяют движения за учителем
Практическая работа Цель: Применить полученные знания на практике
Педагогический рисунок на доске.
Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз русской избы, для этого необходимо приготовить лист формата А-4, линейку, карандаш, воду и краски акварель.
Рисуют русскую избу
Рефлексия Цель: Анализ, проверка эмоционального состояния учащихся.
Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
Оценивают свою деятельность на уроке
Регулятивные:
infourok.ru
Урок ИЗО 4 класс Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы
Учитель: Богатова О.С.
Урок ИЗО 4 класс.
Тема урока «Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.»
Цели деятельности педагога Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемыеобразовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Методы и формыобучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)
Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальныеучебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный
момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.
Из бревен рубили избы мужики,
Один лишь помощник – топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Правильно, о народном жилище – избе Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для че-
ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-
но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству Устные ответы
II. Изучение нового материала Словесно-иллю-
стративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Русская изба».
Просмотр мультимедийной
презентации
«Русская изба». – Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы-
вали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотлив
profhelp.net