Конспект урока Изо 3 класс «Золотая Хохлома»

Урок ИЗО в 3 классе

Тема: Золотая хохлома

Цель:

Познакомить детей с одним из видов народных художественных промыслов – хохломой.

Задачи:

Подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления, помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении.

Научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею заготовку. Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, гордость за Россию.

Развивать детскую фантазию и умение работать с красками в процессе творчества.

Оборудование. Выставка изделий из хохломы, иллюстрации, таблица с элементами травного орнамента; кисти, краски, палитра, тряпочка; компьютерная презентация «Золотая хохлома».

Музыкальный ряд. Частушки, песня «Коробейники», плясовые наигрыши с использованием ложек, песня о народных промыслах «Города России».

Ход занятия

На демонстрационной доске плакат:

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома

Золотая хохлома!

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии много гостей, которые пришли посмотреть на нашу работу и мы не должны их разочаровать.

Все ли готовы к уроку? Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами –красками, подругой –палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она промокнет в воде?

II. Подготовительный момент (повторение)

Учитель: Итак, ребята, сегодня у нас на занятии будет очень интересная тема. Но прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках?

Рисовали различные виды орнаментов.

Учитель: Что же означает слово орнамент?

Это украшение, узор, состоящий из повторяющихся элементов..

Учитель: Для чего человек использует орнамент?

Для украшения различных изделий

Учитель: Для полноценной жизни человеку необходимо многое и часть ему приходилось изготавливать самому: мебель, посуду, одежду и многое другое. Часть из сделанного он оставлял себе, а часть продавал на базарах, на ярмарках. На ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления, продавали всевозможные товары.

Учитель: А сейчас мы с вами побываем на ярмарке в качестве зрителей.

/Включаю музыку «Коробейники». Заходят два ребёнка в русских костюмах с набором хохломской посуды в роли коробейников/

Коробейники:

1 ребёнок– Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные,

Всех на ярмарку зовем

Мы посуду продаем!

2 ребёнок– А ну честной народ,

Подходи, посмелей!

Покупай товар,

Не робей!

1 ребёнок – Ребята не зевайте,

Кто хочет, покупайте!

2 ребёнок –

Принесли мы вам посуду.

Здесь ни глина, ни фарфор,

А чудесных рук творенье.

Посмотри, какой декор!

1ребёнок – Здесь посуда знатная,

Складная да ладная.

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

(Коробейники раздают посуду каждому на столик)

Учитель: Итак, ребята, посмотрите, какой изумительной красоты посуду принесли нам коробейники

(Рассматриваем посуду)

Учитель: А Вам захотелось ее купить?

Да!

Учитель: Посмотрите внимательно на посуду. Из чего состоит узор на ней? Что он вам напоминает?

Травы, веточки.

Учитель: Спасибо нашим коробейникам за такую красивую посуду и интересный рассказ.

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в мир волшебной Хохломы.

Учитель: Скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда?

Да.

Учитель: А вы из нее кушаете?

Нет, да и т.д.

Учитель: А вот раньше на Руси ели из деревянной посуды.

Учитель: Итак, а теперь давайте послушаем где и когда возникла хохломская роспись по дереву и почему она называется именно хохломской?

Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи села Хохлома.

Учитель: Я сейчас вам расскажу вот какую интересную легенду.

Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.

  • Несмотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях хохломской посуды. Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.

  • Рассказ учителя: /Сопровождается показом презентации «Золотая хохлома»/

  • Учитель: — А как же на самом деле было?

  • На Руси всегда было много лесов. Древесину использовали как для постройки домов, церквей так и для изготовления мебели, посуды. Деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе.

  • Раньше деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина.

  • Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы около 300 лет назад.

  • Не было в тех краях ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом.

  • Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар.

  • Сейчас в городе Семёнове работает фабрика, где изготовляют хохломские изделия. И сейчас процветает хохломской промысел росписи по дереву.

  • Но не забывают мастера легенду о Жар-птице и очень часто изображают её на своих изделиях. У одного мастера она из травинок выглядывает, у другого ягодки клюёт. А иной художник изобразит птиц, стоящих друг против друга. Этот рисунок приносит семейное счастье в дом.

  • Хочу вам напомнить, что это искусство возникло очень давно. В хохломской росписи не было, и нет «чужих» мотивов. Из поколения в поколения мастера писали то, что переняли от отцов и дедов, что было им близко и понятно. Но писали каждый раз по-новому, словно песню пели на разные голоса. Каждое изделие неповторимо.

  • Мастерам хохломской росписи по плечу разные виды изделий. Здесь вы видите икону, которую они расписали. Этот вид росписи уникален. Им владеют только мастера России. И народ прославляет их мастерство даже в частушках.

Исполняются частушки о Хохломе. /Поют 2 девочки в русских народных костюмах/

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

«Золотой секрет» хохломы.

Учитель: А теперь я вам попытаюсь раскрыть секрет хохломы, как же эта посуда становится золотой!

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост.

До того как изделие, выполненное мастерами хохломы, попадет в руки покупателя, оно проходит 52 операции, в том числе и шестиразовое прокаливание в огромной печи.

Хохломские изделия, вытачиваются из дерева липы или осины. В результате многочисленных операций, чередующихся сушкой, многократным покрытием жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, изделие приобретает серебристую окраску. С этого и начинается Хохломское таинство – получение золотистого цвета. На серебристый фон наносят рисунок, просушивают, покрывают лаком и ставят предмет в печь. При определённой температуре лак, покрывающий роспись желтеет и темнеет. Сверкающая под его слоем серебристая поверхность становится золотистой. А точёное деревянное изделие превращается в руках мастера в сказочное по красоте изделие.

Учитель: Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий?

Радостное, веселое.

Учитель: — Этого и хотели добиться художники. Ведь жизнь простого человека никогда не была лёгкой, а золото символизировало счастье, достаток. Своими изделиями мастера старались подарить человеку счастье.

Цвета и орнаменты хохломы.

Учитель: А какие цвета художники используют в хохломской росписи?

Красный, черный, жёлтый.

Учитель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним зеленый.

Учитель: Как называют узор из цветов, трав и ягод?

Узор из цветов, трав и ягод называют «растительным орнаментом».

Учитель: Хохломские мастера используют несколько видов росписи:

а) При росписи «под фон» рисунок внутри намеченных контуром очертаний остаётся незакрашенным — «золотым», а окружающая его поверхность закрашивается чёрным, красным, реже зелёным цветом.

б) «Кудрина» состоит из затейливых завитков.

в) Верховое «травное» письмо. При этом виде росписи почти вся поверхность украшаемых вещей остаётся «золотой». Основа её, как вы можете догадаться, растительный «травный» орнамент или «травка».

е) «Травный орнамент».

Учитель: С ним мы сегодня и познакомимся. В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

«Травка» — главная, обязательная часть любого орнамента хохломы. Как в природе, считают мастера,- всё растёт из трав. Но у каждого мастера травка получается по-разному. У одного художника травка кудрявая, у другого — она пузатенькая, третий- птичку из этих травок состроит.

-У каждой травинки есть свое название.

ж) Показываю таблицу с элементами травного орнамента, по ходу рассмотрения объясняю приём выполнения на листе бумаги, прикреплённому на доске.

Учитель: «Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. Это самые маленькие и тонкие травинки.

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» — это то же, что и «усики», только выполняются с легким нажимом на кисть в середине элемента;

«Кустик» — состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков». Этих элементов может быть написано по 3, по 5 и больше.

IV. Практическая работа

Учитель: У вас на столах находятся альбомы «Хохломская роспись». В них мы и будем работать. Сегодня вы превратитесь в мастеров Хохломской росписи. Научитесь выполнять “травный орнамент”, а затем попробуете с его помощью расписать «изделие» — ложку.

Но помните слова хохломских мастеров: «Учитесь у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!»

Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А если согласны, то и за работу пора приниматься.

1. Тренировочные упражнения для детей по выполнению отдельных элементов хохломской росписи.

Учитель: А сейчас мы научимся писать элементы травного орнамента. Элементы будем выполнять сразу кистью, держа её свободно, всеми пальцами, поворачивая её при необходимости. Не забывайте смотреть на образец. Какие цвета мы будем использовать?

Красный и чёрный.

Учитель: Все, приступаем, не забываем чередовать цвета, используемые в Хохломе. При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться.

Физкультминутка. Звучат плясовые наигрыши с использованием ложек. Дети выполняют плясовые движения.

2. Роспись заготовок.

Воспитатель. — Теперь, ребята, давайте, и мы попробуем сами украсить изделия замечательной хохломской росписью. Вы должны создать свою композицию, не забывая смотреть на таблицу, с готовых работ не срисовываем. Представим себе, что это ложка, которую вам нужно подарить очень дорогому для вас человеку. Вы должны нарисовать яркими красками, вложить в работу всю душу. Наша ложка уже «позолочена». Какие цвета мы возьмём для росписи?

Красный, черный.

Воспитатель. — Правильно! Рисуем.

Индивидуальная работа. (Воспитатель помогает отдельным детям.)

/Работа происходит под песню «Города России»./

V. Выставка работ. Подведение итогов.

Учитель: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Учитель: Мы познакомились с хохломским промыслом. Это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим.

Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО на тему: «Хохлома…» (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОХЛОМА.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»

Учитель индивидуального обучения, Свечник А.Э.

2017-18 уч. год

Урок рисования по теме:

 «Хохлома. Декоративное рисование расписного блюда.

Узор из ягод и листьев»

Цели:

  1. Учить рисовать расписное блюдо; правильно располагать рисунок на листе бумаги; правильно подбирать цветовую гамму.

2. Развивать пространственную ориентировку.

3. Воспитывать самостоятельность при работе.

Оборудование: образец, рисунки-заготовки, посуда, карандаши цветные (или краски; гуашь, акварель).

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

а) проверка готовности к уроку.

б) приветствие.

в) посадка.

II. Вводная беседа:

Доброе утро! В это солнечное утро, когда я спешила на урок, я наблюдала за облаками, за уже проснувшимися деревьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже часто любуетесь природой и от этого у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом.

А сейчас мы послушаем с вами отрывок песни «Звезда – Россия» («Хохлома»).

О чем поется в песне?

О Хохломе.

Вам нравится?

Знаете, Хохлома – слово странное, веселое. В нем слышится восхищенное – Ох!. Хохлома. Что такое Хохлома? Ответьте, используя эти картинки.

И действительно, не перестаешь удивляться красоте узоров. Хохломской росписью украшают: одежду, автомобили, даже Олимпийские флаги в Сочи, но в основном этой росписью украшают посуду. Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Демонстрация посуды с росписью (Приложение №1).

III. Объяснение нового материала.

Сообщение темы и целей:

Мы с вами сегодня будем украшать блюдо узорами из ягод и листьев, используемые в Хохломе.

IV. Основная часть.

а) анализ образца.

Посмотрите на образец:

Что вы видите на листе бумаги?

Какой формы блюдо? Назовите цвета, использованные в рисунке.

Как рисунок располагается на листе бумаги? По центру.

Определение последовательности выполнения работы:

  1. Располагаем альбомный лист — горизонтально.

  2. Определяем величину рисунка.

А кто из вас знает, что такое узор? 

Это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета. (Приложение № 2).

Рассмотрим элементы росписи: в основном это листья и ягоды.

Чтобы составить узор из ягод и листьев нужно знать несколько правил:

прежде всего, надо подумать, как расположить узор;

узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от круга (блюда круглые).

Некоторые мастера располагают узор по краю блюда, некоторые в центре, а другие украшают и центр и края блюда.

Учитель показывает блюда, расписанные разным орнаментом (Приложение № 3).

Предлагаю поиграть в игру «Собери узор».

Работа в парах: узор собирается на одной тарелочке.

Какие мы молодцы! Какие у нас получились красивые узоры!

А кто придумывает узоры?

Художники, мастера.

Кто подсказывает узоры художникам, где они могли увидеть такие ягоды и листья?

В природе, в лесу, в саду.

Давайте рассмотрим и сравним листья и ягоды на рисунках.

Работа с рисунками (картинками) и фото: рассмотрели какой элемент в природе, как его рисуют художники, как называется этот элемент, с помощью какого инструмента можно нанести такой элемент узора.

Вот посмотрите внимательно на этот листок, какого он цвета?

Давайте рассмотрим веточку, как расположены эти кружочки, обратите внимание на форму листьев, какая это ягода? Правильно, это смородина. А вот так её рисуют художники. Такой элемент называется смородинка.

По аналогии рассматриваются другие элементы узора (малинка, красная смородинка, черная смородинка, лист (Приложение №4).

Физминутка.

Ребята, давайте немножко отдохнем.

Утром дети в лес пошли 
(шаги с высоким подниманием ног)
Ягоду в лесу нашли 
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали 
(наклоны вперёд),
Много ягоды набрали. 
(ритмичное разведение рук в стороны).

V. Самостоятельная работа учащихся.

А сейчас я предлагаю расписать наши блюда. Помогать нам будут ваши рисунки-заготовки (шаблоны), узоры, которые мы составили вместе на пробных тарелочках, а также блюда (наша наглядность). Посмотрите на них и вспомните правила расположения узора: узор по краям, узор в центре, узор и по краям и в центре.

На выполнение работы у нас 10 минут. А, пока вы работаем, я включу музыку (спокойная мелодия).

Выполнение работы. Уборка рабочих мест. По окончанию работы учитель предлагает рассмотреть блюда и проанализировать проделанную на уроке работу.

VI. Закрепление материала. Анализ работ.

Давайте расположим наши работы на столе. А теперь полюбуемся на наши тарелочки. Какие красивые! Ай, какие мы молодцы!

Учитель: Давайте мы вспомним все то, что узнали сегодня на уроке.

Сегодня на уроке мы с вами составляли …

Узор на блюде.

Что такое узор? 

Сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.

Давайте вспомним, из каких элементов состоял наш узор?

Малинка, смородинка, листок.

VII. Рефлексия.

Пригодятся ли нам в жизни знания и умения, полученные на уроке?

Что понравилось сегодня на уроке?… (ответы учеников).

Спасибо за работу!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

infourok.ru

Конспект по изо для 3 класс на тему «Золотая хохлома».

Конспект по изо для 3 класс на тему «Золотая хохлома».

Урок: изо-изучение нового

Класс: 3

Тема: Золотая хохлома. Роспись узором

Цель: Ознакомиться с историей и особенностями хохломской росписи и отличать её от других народных промыслов. Ознакомиться с техникой хохломской росписи. Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров и выполнять орнаменты в стиле хохломской росписи. Расписать тарелку или шкатулку (можно воспользоваться шаблоном) в технике хохломской росписи. Эмоционально воспринимать произведения народных промыслов на примере изделий мастеров Хохломы.

Оборудование: альбом для рисования, кисточки, вода, простой карандаш, фломастеры, ластик, линейка, гуашь.(желтый, красный, черный цвета).

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята меня зовут Екатерина Викторовна и сегодня я у вас проведу урок изо.

Дети сидят и слушают.

Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

– Посмотрите на хохломские изделия и определите, из какого материала они сделаны.

– Теперь обратите внимание на тему урока. Как характеризуется хохлома?

– Послушайте стихи о хохломе.

«Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя хохлома!»

– Автор стихотворения тоже называет хохлому золотой. Древняя посуда была распростронена на руси с древних времен деревянную мисочку и ложечку можно было увидеть в каждом доме..

Ребята а давайте я вам расскажу легенду. «Давным довно поселился в лесу мужик за волгой, веселый мужик-умелец. Избу поставил, стол да лавку, деревянную посуду.Варил кашу из пшина . И вот пролетела к его порогу жар птицаа.Мужеек и ее угостил.Жар-птица задела чашку крылом и она стала золотой.»

-ребята это лишь всего легенда, а на самов деле производство хохламской росписи очень сложное.

Хохломская роспись предстовляет собой орнамент-красу нашей природы, составленное из (травинок, ягод,листиков, завидков.) Все элементы рисуют срузу кистью . и так давайте приступем к работе для начала попробуем роспись в лент. На партах у вос лента давайте возьмем в руки кисть и черную гуашь. Повторяем легкими движениями за мной.

Возможные варианты ответов:

– Из дерева.(липа)

– Как золотая хохлома.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Подготовка рабочего места.

И так ребята давайте проверим свое рабочее место. Что у нас на парте. Нам пригодится картон, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, ластик, клей. Салфетки для лишнего клея. А настроится на работу нам может физкультминутка.

Дети проверяют рабочее место. Настраиваются на работу.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это “раз”,

Повернулась голова – это “два”,

Руки вниз, вперёд смотри – это “три”,

Руки в стороны по шире развернули на “четыре”,

С силой их к плечам прижать – это “пять”.

Всем ребятам тихо сесть это “шесть”.

Открытие нового знания. Рисуем узоры хохломской росписи.

– Рассмотрите хохломские изделия на слайде

– Какие элементы узоров используются в росписи?

– Какие цвета используют мастера Хохломы?

— Ребята а вы знаете чем знаменита хохлома?(

— Ею пользовались в царских палатах; она была популярна за границей; для росписи использовался старинный способ золочения.)

– Листья, ягоды, цветы, завитки.

– Золотой, красный, чёрный.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Применение знаний (продуктивные задания).

Прежде чем приступать к работе давайте проговорим критерии оценке , что будем оценивать в работе. Давайте начнем распить в ленте. После чего будем с вами расписывать ложку. Ложку расписывает каждый сам. У каждого своя фантазия. Сейчас я вам выдам шаблоны на которых вы будете работать.

Ну что приступим к работе.

Дети повторяют роспись в ленте за мной.

Критерии оценки:

— аккуратность

— соответствие цветов, элементов хохломской росписи

— задумка, идея работы

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные результаты:

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.

А теперь ребята давайте покажем что у вас получилось. Выставка работ. А теперь ребята давайте покажем что у вас получилось.

Дети оценивают друг друга и свои работы .

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

Дети оценивают друг друга и свои работы

.Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

infourok.ru

Презентация по изобразительному искусству «Народные промыслы. Хохлома» (3 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Народные промыслы. Хохлома» (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

2 слайд Описание слайда:

ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ

3 слайд Описание слайда:

СЕМЁНОВСКИЕ МАТРЁШКИ

4 слайд Описание слайда:

ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

5 слайд Описание слайда:

Жостовская роспись

6 слайд Описание слайда:

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

7 слайд Описание слайда:

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

8 слайд Описание слайда:

В селе ХОХЛОМА

9 слайд Описание слайда:

ХОХЛОМСКИЕ ЧАШКИ

10 слайд Описание слайда:

ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

11 слайд Описание слайда:

Виды хохломской росписи верховая «под фон»

12 слайд Описание слайда:

Хохломская роспись верховая

13 слайд Описание слайда:

Нарисуй и раскрась

14 слайд Описание слайда:

ПЛАН РАБОТЫ 1. простым карандашом нарисовать любую посуду 2. покрыть её желтым цветом 3. дать высохнуть 4. изучить элементы хохломской росписи 5. нанести хохломской узор

15 слайд Описание слайда:

Нарисуй и раскрась

16 слайд Описание слайда:

Нарисуй и раскрась

17 слайд Описание слайда:

УЗОР ТРАВКА

18 слайд Описание слайда:

ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

19 слайд Описание слайда:

РОСПИСЬ ПОД ЛИСТОК

20 слайд Описание слайда:

Хохломская роспись верховая

21 слайд Описание слайда:

МОЛОДЦЫ!!!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-592020

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Золотая хохлома» (3 класс)

Урок изобразительного искусства.

Тема урока: «Золотая хохлома»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления о хохломской росписи.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с изделиями мастеров хохломской росписи;

— воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

— развивать в детях патриотические чувства.

Оборудование:

— Рабочая тетрадь О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская «Изобразительное искусство» 3 класс.

— Наглядный материал (поэтапное выполнение хохломской росписи)

— Презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: мотивация к действиям на уроке.

— Здравствуйте ребята! Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой.

2. Актуализация знаний. Проверка усвоения предыдущих знаний.

— Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы которыми мы с вами пользуемся? (Скучными, серыми, невзрачными)

— Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? (Художники по тканям)

— На заводе, где делают посуду тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чашек и чайников? (Художник)

— Без художников не обойтись. Почему? (Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.)

3. Подготовка к изучению новой темы. Создать мотив к учебному исследованию.

— Где сделано большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в школе, дома, в магазине? (Большинство предметов сделано на заводах и фабриках)

— Ребята, а как художники на фабриках и заводах создают узоры? Они, что рисуют на каждом предмете? (Там художники создают образец, и по нему на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.)

— Ребята, а где мы можем увидеть такие предметы? (Такие предметы мы может увидеть у друзей, на полках разных магазинов)

— А что это за предметы? (Различные коробки конфет одинаковой окраски, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком…)

— Верно, но есть и другие красивые предметы, (1слайд) которые расписаны отдельно, вручную народными художниками. (2слайд)

— Дымковская игрушка, (3слайд) гжельская посуда – эти все вещи сделаны из глины. А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров изготовляющих свои изделия из дерева.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. (4слайд)

Художественная резьба и (5 слайд) роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества.

4. Открытие нового знания.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село под названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы). Посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской. (7слайд) Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным было использование металлического порошка, которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. (8слайд) Вначале основой узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился ещё с языческих времён. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное трава. «Травка» — чёрно-красная трава по золотистому фону – считается классической для хохломского художника. (9слайд) Другой традиционный узор получил название «кудрины» (от слова «кудри» — вьющиеся волосы).

-Давайте рассмотрим, какие узоры рисовали хохломские мастера.

Откройте стр.69. Какие цвета использовал художник? (Черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

–Теперь вы понимаете почему говорят «Золотая Хохлома»?

–А какие узоры использовали художники? (В узорах есть ягоды, листья, декоративные цветы)

–Ещё есть элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». –Ребята, мы сегодня побываем в роли хохломских художников. Откройте стр.30. Посмотрите на рисунок слева.

–Из каких элементов состоит орнамент? (Орнамент состоит из плавно изогнутых веток с ягодами, листьями, цветами)

–Какие цвета мы будем использовать? (Желтый, черный, красный)

5. Первичное закрепление.

–Ребята, посмотрите на этапы выполнения хохломской росписи.

  1. Сначала мы работаем простым карандашом (на бумаге желтого цвета рисуем простым карандашом плавно изогнутую ветку, затем все остальные элементы, т.е. листочки, цветы и ягоды.)

  2. На втором этапе мы работаем в цвете (тон раскрашиваем в черный цвет). Ждем пока высохнет краска.

  3. На третьем этапе мы работаем с красным и желтым цветом (раскрашиваем ягоды в красный цвет, делаем заготовки для цветков и обводим желтым цветом плавно изогнутую ветку). Ждем, пока высохнет краска.

  4. На четвертом этапе мы работаем с красным и черным цветом. Оживляем наш рисунок. (Работа тонкой кистью)

6. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось: какие элементы у вас получились хорошо, а над чем надо еще поработать.

7. Задание на дом. Дать установку на тренировку определенных умений.

— Ребята, кто не успел сделать задание, то нужно доделать дома и принести рисунок завтра.

— Все хорошо поработали! Спасибо за урок!

infourok.ru

«Конспект урока Изо 3 класс «Золотая Хохлома»


Урок ИЗО в 3 классе
Тема: Золотая хохлома
Цель:
Познакомить детей с одним из видов народных художественных промыслов – хохломой.
Задачи:
Подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления, помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении.
Научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею заготовку. Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, гордость за Россию.
Развивать детскую фантазию и умение работать с красками в процессе творчества.
Оборудование. Выставка изделий из хохломы, иллюстрации, таблица с элементами травного орнамента; кисти, краски, палитра, тряпочка; компьютерная презентация «Золотая хохлома». Музыкальный ряд. Частушки, песня «Коробейники», плясовые наигрыши с использованием ложек, песня о народных промыслах «Города России».
Ход занятия
На демонстрационной доске плакат:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома
Золотая хохлома!
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии много гостей, которые пришли посмотреть на нашу работу и мы не должны их разочаровать.
Все ли готовы к уроку? Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами –красками, подругой –палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она промокнет в воде?
II. Подготовительный момент (повторение)
Учитель: Итак, ребята, сегодня у нас на занятии будет очень интересная тема. Но прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках?
Рисовали различные виды орнаментов.
Учитель: Что же означает слово орнамент?
Это украшение, узор, состоящий из повторяющихся элементов.. Учитель: Для чего человек использует орнамент?
Для украшения различных изделий
Учитель: Для полноценной жизни человеку необходимо многое и часть ему приходилось изготавливать самому: мебель, посуду, одежду и многое другое. Часть из сделанного он оставлял себе, а часть продавал на базарах, на ярмарках. На ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления, продавали всевозможные товары.
Учитель: А сейчас мы с вами побываем на ярмарке в качестве зрителей.
/Включаю музыку «Коробейники». Заходят два ребёнка в русских костюмах с набором хохломской посуды в роли коробейников/
Коробейники:
1 ребёнок– Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные,
Всех на ярмарку зовем
Мы посуду продаем!
2 ребёнок– А ну честной народ,
Подходи, посмелей!
Покупай товар,
Не робей!
1 ребёнок – Ребята не зевайте,
Кто хочет, покупайте!
2 ребёнок – Принесли мы вам посуду.
Здесь ни глина, ни фарфор,
А чудесных рук творенье.
Посмотри, какой декор!
1ребёнок – Здесь посуда знатная,
Складная да ладная.
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
(Коробейники раздают посуду каждому на столик)
Учитель: Итак, ребята, посмотрите, какой изумительной красоты посуду принесли нам коробейники
(Рассматриваем посуду)
Учитель: А Вам захотелось ее купить?
Да!
Учитель: Посмотрите внимательно на посуду. Из чего состоит узор на ней? Что он вам напоминает?
Травы, веточки.
Учитель: Спасибо нашим коробейникам за такую красивую посуду и интересный рассказ.
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в

schoolfiles.net

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: «Хохломская роспись»(3 класс)

Конспект

открытого урока по изобразительному искусству

Тема: «Хохломская роспись».

Цели: ознакомление с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка «Хохлома»; формирование умений выполнять элементы хохломской росписи; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание интереса к урокам рисования, уважения к тем, кто творит такие произведения.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Проверка готовности учащихся.

  3. Подготовка красок к работе.

  1. Постановка темы урока.

У. Послушайте стихотворение.

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Солнечной медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома

-Наш урок посвятим изучению старинного народного промысла – Хохломской росписи или Хохломы.

  1. Актуализация знаний учащихся

У. Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов.

Внутри дома полотенца вышитые, расписная посуда.

В каждом селе есть свои умельцы, но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо интересные вещи. Это и есть промысел.

  1. Вводная часть

У. (Показываю) Использую рисунки «Хохломская роспись»

Посмотрите, какая красивая «богатая» роспись на этих предметах. Это хохломская роспись. И сегодня вы узнаете, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают хохломской росписью. В старину люди ели из деревянной посуды.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели, по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, а когда и как родилось это чудо народных умельцев, вы узнаете из легенды.

(Читаю легенду)

Сказочник.

В древние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса.

Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступив через порог – глаз нельзя было отвести от мебели, да и от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела.

Для этого натирал он посуду оловянным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золоте становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась оп всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего мастерства, а утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его мастерство односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.

Мастер. Держит горшочек и рассказывает.

Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывается тончайшим слоем глины, тщательно прослушивают, покрывают олифой.

Художник (в берете с кистью и мольбертом)

Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче меняются на золотом и черном фоне. С большим старанием делают хохоломчане свою посуду.

У. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи. (показываю элементы хохломской росписи)

«травка», «ягодка», «кудрина», «листочек».

Самые главные виды росписи: «травка», «кудрина». Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Но среди ягод и цветов вдруг могут появиться и фантастические птицы. Сказочный образ жар-птицы с золотым оперением стал традиционным для хохломской росписи.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхности изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу. В результате появляются новые мотивы орнамента.

Стихотворение

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата и красива

Гостью рада от души

Кубки, чашки и ковши

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент.

Древнесуздальской парчи!

V. Физ. минутка.

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо мы шесть раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам,

Раз, 2, 3, 4, 5

Повторите-ка опять;

Раз, 2, 3, 4, 5.

Красной шапочки совет;

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, 2, 3, 4, 5

Повторите-ка опять:

Раз, 2, 3, 4, 5

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

    1. Работа над новым материалом.

Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

У.Давайте рассмотрим изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.)

У. Ребята, какие цвета встречаются в узорах?

Д. В основном это: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета

(Цвета природы)

-Какие чувства символизируют эти цвета? (красный-радость, золотой-тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый- цвет жизни, природы; черный- торжественность)

-Главный элемент росписи- травка, художников называли «травниками».Травки, ягодки, цветы, птицы- все то символы счастливой жизни, как бы олицетворяют мечту людей о счастье.

У. (Объяснение выполнения работы).

  1. Сначала раскрашиваем стебель с крупными завитками.

  2. Затем самые крупные травинки. Эти штрихи – травинки наносятся легкими движениями без нажима.

  3. Раскрашиваем ягодки.

  4. Тонкой кистью раскрашиваем отдельные элементы. Раскрашиваем легко, свободно, используя такие тонкие удары – черные и красные точки.

Хохломская роспись выполняется кистью то руки. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно поверхности.

    1. Самостоятельная работа учащихся (включить музыку).

Вот мы прослушали стихи, рассмотрели основные элементы хохломской росписи.Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров-художников.

-сегодня вы будете расписывать посуду, но я вам хочу сказать «Учитесь у стариков и природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это будет настоящее творчество!».

Физминутка.

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.

У. Выполните самостоятельно узор.

    1. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

У. Молодцы, вы очень красиво выполнили (выборочно вывесить отдельные работы).

У. ребята, остальные работы, когда все закончите тоже повесим, сделаем выставку, чтобы гости заходили и смотрели.

У. какую особенность травной росписи вам удалось произвести и почувствовать в своей работе?

Д. Узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.

Простые по форме,

А радуют взор,

Богат и наряден

чудесный узор.

По золоту фона

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй, сумей-ка.

А где-то Кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды

В небесном раздолье.

Обобщение изученного материала.

У. С произведениями какого народного декоративно-прикладного искусства вы сегодня познакомились?

Д. Мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров Русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.

У. Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?

Д. Пламенной – хохлому называют потому, что окрашенную посуду закаливают в пламени горячей печи и основной цвет росписи красный.

Д. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают маслеными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.

У. Мы очень горды тем, что живем на земле, где работают такие замечательные мастера Золотой Хохломы.

infourok.ru

Советы рукодельницам