Урок русского языка в 3-м классе по теме «Изменение имен прилагательных по родам»

Разделы: Начальная школа


Тема: Изменение имен прилагательных по родам.

Класс: 3-й.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
  • Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

Оборудование:

сигнальные карточки с обозначениями рода (м.р., ср.р., ж.р.)

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Внимание на доску. (В записи даты пропущены подчеркнутые буквы.)

Семнадцатое марта
Классная работа.

— На какие орфограммы у меня пропущены буквы?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания

— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются начальными в названии части речи, обозначающий признак предмета.

— Какие это буквы?

Ип ипп иип

— Какое соединение вы видите в сочетании этих букв?

— Напишите эти соединения в тетрадь.

— Кто мне напомнит, каким должно быть письмо? (Безотрывным, безнажимным, аккуратным.)

— Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

III. Словарная работа

— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

1. Не казиста шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна».
(Картофель)

2. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)

3. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
орога)

4. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.

Летом зеленеют,
К осени краснеют.
омидоры)

5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

6. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

7. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лестница)

8. Я в любое время года
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
етро)

9. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)

— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

— А теперь произведем фонетический разбор слова картофель.

Картофель – 3 слога, 8 звуков, 9 букв; 3 гласных, 5 согласных; [к] – согл., глухой, твердый, [а] – гл., безударная, [р] – согл., звонкий, твердый, [т] – согл., глухой, твердый, [о] – гл, ударная, [ф] – согл., глухой, мягкий, [э] — гл, безударная, [л,] – согл., звонкий, мягкий.

IV. Изучение нового материала

На доске сделана запись:

лес   большая   зимняя    
дорога   большое   зимнее    
озеро
  большой   зимний   суровый

— Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.

(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)

— Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)

— Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Лес» какой? большой зимний суровый.)

— Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание.

(«Дорога» какая? большая, зимняя.)

— Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.)

— Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте  вой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний», «суровый» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)

— Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)

— Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)

— На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? (Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый.)

— Назовите вопрос и окончание имен прилагательных женского рода. (Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.)

— На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода, (женского рода и среднего рода).

— Итак, как изменяется имя прилагательное?

— Как определяется род имени прилагательного?

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос  какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.)

А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам.

Изменение имен прилагательных по родам

мужской род

женский род

средний род

какой?

какая?

какое?

-ой, -ий, -ый

-ая, -яя

-ое, -ее

V. Первичное закрепление изученного материала

Посмотрите на текст на доске. Я вам прочитаю его, а вы подумайте, почему этот текст так назван.

Лесн… аптека

Аптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.

— Поднимите руку, кто из вас участвовал в сборе лекарственных трав? Знаете ли вы другие лекарственные (растения) травы?

— Кто видел эти растения?

— Какие из этих трав растут на территории Кузбасса?

— Кто знает, в какое время их собирают?

— Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думайте от чего?

— «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранить природу – значит охранять Родину».

— А вот при каких болезнях используются эти травы, вы можете прочитать в библиотеке.

— Посмотрите на текст. Что вы интересного заметили? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?

— А теперь внимательно послушайте задание, которое вам нужно будет выполнить. Списать текст, вставляя пропущенные окончания.

— Но, для того, чтобы не допустить ошибок при выполнении упражнения, ответьте на мой вопрос. Как правильно определить, какое написать окончание в прилагательном? Что нужно для этого сделать? (1. найти сущ., задать вопрос к прилагательному; 2. определить род имени существительного; 3. узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.) При выполнении этого упражнения вам поможет таблица.

— А сейчас разбираем слово заготовку по составу. Молодцы!

Прочитайте «про себя» текст, который записан на доске.

На опушке среди берез спрятался в траве (крепкие боровики), чуть вдали розовеет (мокрые сыроежки). Словно ребенок, боязливо выглядывает (красноголовые подосиновики). Важно стоит (нарядные мухоморы).

— Запишите предложение. Поставьте словосочетания в скобках в единственное число.

Сверху буквами укажите род и число прилагательных.

— Проверку производим сигнальными карточками. Я называю вам словосочетание, а вы поднимаете нужную карточку.

Творческая работа

Написать весеннюю зарисовку в 2-х предложениях со следующими словосочетаниями:

— весеннее солнышко,
— прозрачный воздух.

VII. Домашнее задание

Составить по два словосочетания прил. + сущ. каждого рода.

VIII. Итог урока

— Как изменяется имя прилагательное?

— Как определяется род имени прилагательного?

— На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

— Какие имеет окончания?

— На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

— Какие имеет окончания?

— На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

— Какие имеет окончания?

— Спасибо всем за работу. До свидания.

18.06.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Изменение имен прилагательных по родам. 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Подвести учащихся к осознанию того, что прилагательные изменяются по родам.
  2. Выявить, что род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которым оно связано по смыслу.
  3. Закреплять знания об именах прилагательных.

Ход урока

I. Организация начала урока.

— Запишем дату ……., классная работа.

— Сегодня на уроке русского языка мы продолжим разговор об именах прилагательных, вспомним всё, что о них знаем и откроем новое.

II. Постановка учебной задачи.

1. Актуализация знаний.

— Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:

  • Белый, снежная, морозное, снежный, белое, морозная, белая, снежное, морозный.

— Что общего между ними?

— Что вы знаете об именах прилагательных?

Дети называют признаки имен прилагательных, учитель кратко фиксирует ответы детей на доске.

— Имя прилагательное – это слова, которые обозначает признаки предметов.

— Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

— В предложениях употребляются при именах существительных.

— Они образуют словосочетания.

— Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное, к которому оно относится.

— Как эти прилагательные можно разделить на три группы?

Ответы детей: Предлагаю в 1 группу записать прилагательные, которые заканчиваются на – ой, во 2 на – ая, в 3 на – ое.

А можно сказать по-другому. В 1 группу – имена прилагательные мужского рода, во 2 группу – имена прилагательные женского рода, в 3 группу – имена прилагательные среднего рода.

Я бы так сказал. В 1 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какой? Во 2 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какая? В 3 группу прилагательные, которые отвечают на вопрос – какое?

Учитель фиксирует на доске ответы детей:

1 группа 2 группа 3 группа
белый белая белое
снежный снежная снежное
морозный морозная морозное

— Кто может предложить другой вариант?

Ответы детей: Можно в 1 группу записать прилагательные с корнем – бел, во 2 с корнем – снеж, в 3 с корнем – мороз.

— Я бы назвала их однокоренными.

Дети записывают группы слов на доске и в тетради:

белый снежный морозный
белая снежная морозная
белое снежное морозное

2. Формулировка проблемы.

— А теперь внимательно посмотрите и сравните прилагательные в каждом столбике.

— Что заметили?

Ответы детей: У прилагательных изменяются окончания.

— Как вы думаете, почему изменяются окончания?

Ответы детей: Потому что прилагательное изменяется по родам.

III. Открытие учащимися новых знаний.

— Как можно определить род имени прилагательного? Сделайте вывод.

Ответы детей:

Вывод: род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится.

— Теперь давайте сравним наш вывод с тем, который есть в учебнике на с. 42.

Физкультурная минутка.

IV. Первичное закрепление.

1. Наблюдение над лексическим значением слова.

— К какому времени года можно отнести те прилагательные, которые мы записали?

Ответы детей: К зиме.

— Чем вам нравится зима? Какая она?

Дети называют.

— Совсем скоро нам придётся распрощаться с зимой. Мы будем скучать по снегу, по морозу и снова с нетерпением ждать прихода зимы.

— А теперь загадка:

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)

Учитель читает предложение.

  • Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние, теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые.

— С чем автор этих строк сравнивает снега?

Ответы детей: C воском.

— Почему? Что такое воск?

Ответы детей: Воск – это вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот, а также сходное с ним минеральное или растительное вещество.

2. Выборочный диктант.

— Выпишем из предложения имена прилагательные, поставив их в единственное число (читаю ещё раз предложение, учащиеся называют имена прилагательные и записывают их на доске):

  • холодная;
  • весенний;
  • пушистый.

(Работа в парах по вариантам.)

— Запишем: 1 ряд прилагательное – холодная, 2 ряд – весенний, 3 ряд – пушистый и изменим данные прилагательные по родам.

Взаимопроверка.

3. Письмо по памяти.

— Прочитайте, пожалуйста, предложение. К какому жанру устного народного творчества его можно отнести?

  • Весенний день год кормит.

Ответы детей: К пословице.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети объясняют.

— Давайте найдём в пословице имя прилагательное. Определим его род.

Ответы детей: День (он мой) – мужского рода, значит и прилагательное весенний тоже мужского рода.

— Объясним орфограммы и запишем пословицу по памяти.

Дети объясняют орфограммы, читают, записывают по памяти.

Самопроверка.

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задание на карточках.

— От данного имени существительного попробуйте образовать имена прилагательные всех трёх родов и записать их.

1 вариант – зима.
2 вариант – тепло.
3 вариант – зелень.
4 вариант – берёза.
5 вариант – вечер.
6 вариант – река.

— Что изменялось у образованных вами прилагательных?

Ответы детей: Окончание.

— Почему оно изменялось?

Ответы детей: Потому что изменялся род имён прилагательных.

VI. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня об именах прилагательных?

Ответы детей: Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.

Домашнее задание.

  1. Записать 2-3 прилагательных, изменив по родам.
  2. Правило с. 42.

19.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок «Изменение имен прилагательных по родам»

Проведен 11 марта 2014 года

Учитель – Т.А.Басакова

Класс — 3

Тема

Род имен прилагательных.

Цели

Формирование умения определять род имен прилагательных .

Основное содержание темы

Термины и понятия

Изменение имен прилагательных по родам. Сочетание слов существительное + прилагательное

Имя прилагательное, имя существительное, окончание, мужской, средний и женский род.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Сформировать умение определять род имен прилагательных по вопросу

2.Закрепить способы определения рода у имен существительных

3.Сформировать умение изменять прилагательные по родам.

Личностные:

  • формирование индивидуального стиля деятельности

  • осознание значимости правильного произношения и написания слов

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

  • закрепление способов определения рода у имен прилагательных

  • умение определять и формулировать цель деятельности на уроке

  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью

  • умение давать оценку своей деятельности на уроке

  • формирование готовности к преодолению трудностей;

  • формирование установки на улучшение результатов своей деятельности;

Коммуникативные:

  • формирование умений слышать и слушать

  • умение строить речевое высказывание в устной форме

  • умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • Овладение логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесение к известным понятиям

  • Умение работать в паре сменного состава

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Внеклассное чтение

Фронтальная, индивидуальная, в парах сменного состава

  • Русский язык, ч.2

  • Индивидуальные карточки

  • Перфокарты

  • Памятки

  • Компьютер

  • Проектор

  • презентация

1.Мотивация

-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, и подарите свою улыбку мне, одноклассникам и нашим гостям.

Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел с пользой, был интересным, что для этого надо? (ответы детей: быть внимательным, активным…)

Я предлагаю девиз нашего урока

«Умеешь сам — научи другого». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

Совсем недавно мы прочитали рассказ «Цветик-семицветик». Кто автор? (Валентин Катаев)

О чем это рассказ? (ответы детей коротко)

Женя истратила все лепестки волшебного цветка и лишь в конце поняла, что только один лепесток был потрачен с пользой.

А вы бы хотели иметь такой волшебный цветок?

-Ребята, давайте мы сегодня соберем такой волшебный цветок, а для чего – вы узнаете в конце урока.

Запишите число, классная работа.

— На партах лежат оценочные листки. Подпишите их. Для чего они нужны? (оценивать свою работу)

2.Актуализация знаний и пробные учебные действия

(1 лепесток

-Вспомните, какие слова каждый раз повторяла девочка Женя, когда отрывала лепесток от цветка (произносят хором)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвратившись, сделай круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

(на экране появляются слова)

-Выпишите из данного стихотворения все имена существительные.

(письменная работа в тетради)

-Объясните, почему вы выписали эти слова.

-Что такое имя существительное?

(на экране)

Имя существительное-это…

Часть речи

Отвечает на вопрос кто? Что?

Обозначает предмет

Изменяется по числам и падежам

Бывает мужского, женского, среднего рода

В предложении может быть главным и второстепенным членом)

-Нам сегодня понадобятся эти знания.

-Проверим, как вы умеете определять род существительных

(работа по перфокартам)

1 столбик проверяет один ученик, затем меняются (работа в паре)

-Оцените свою работу на листке оценивания. Почему себя так оценили?

— Как вы определяли у существительных род…. (ответы детей)

-Для того, чтобы нам лучше понять новую тему, нам надо вспомнить еще кое-что.

Игра «Найди лишнее», объясни ,почему

Карандаш, ствол, солнечное, кубик

мы, широкий, они, свой

Идет, рисует, смотрит, смелая

-Запишите слова в тетрадь через запятую

3.Выявление места и причины затруднения

(2 лепесток)

Это имя прилагательное. Расскажите, что уже знаете про эту часть речи

(на экране)

Имя прилагательное

Часть речи

Отвечает на вопросы какая? Какое? Какой? Какие?

Мы узнаем еще об одной особенности имен прилагательных, которой нет у имен существительных, об этом позже вы и расскажете.

(самооценка)

(3 лепесток)

Мы вспомнили существительные и прилагательные, давайте с ними и поработаем на парте в парах:

Раздаю карточки СОЛНЦЕ ТРАВА ЦВЕТОК (на одной карточке)
ЯРКИЙ ЯРКОЕ ЯРКАЯ (на отдельных карточках)

-Попробуйте составить словосочетания, не забывайте о нашем девизе.

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Что вы заметили? Существительные все разные, а прилагательные одинаковые. Что менялось в прилагательных? Окончание, выделите его. Почему поставили эти прилагательные к именно этим существительным (задавали вопросы, имя существительное относится к разным родам, определите)

А теперь я даю вам еще слова

ВЕСЕННИЙ ВЕСЕННЕЕ ВЕСЕННЯЯ

Добавьте их к вашим словосочетаниям, выделите окончания прил.

(какие вопросы задавали в первом словосочетании, во втором, в третьем)

Какой вывод можно сделать, опираясь на эту работу?

( Какого рода имя существительное – такого рода и имя прилагательное, с ним связанное )

Какое новое знание мы получили об имени прилагательном?

(имена прилагательные изменяются по родам)

-Заполним таблицу в ваших памятках, есть таблица, название таблицы запишем позже.

М.р.

Какой?

Ж.р.

Какая?

Ср.р.

Какое?

Что еще указывало на разный род? (окончания) Запишем их в таблицу

-ый, -ий, -ой

-ая, -яя

-ое, -ее

-Значит, какая тема нашегоурока?

Изменение имен прилагательных по родам

(запишите это в названии таблицы)

-Для чего нам надо знать эту тему?

Вот эта таблица поможет вам безошибочно писать окончания в прилагательных.

Как определить род имени прилагательного?

(найти существительное, с которым оно связано, определить род, задать вопрос, вспомнить окончание прилагательного)

Проверим полученные знания по учебнику страница 72

(оцените свою работу)

5.Реализация построенного проекта

(4 лепесток)

Определи род имен прилагательного

Горячий чай, глубокое озеро, интересная книга,
красивой девочки

-Какое словосочетание вызвало трудность, какой нашли выход?

(поставить в начальную форму )

Игра «Согласен — не согласен»

Я думаю, что прилагательное синяя м. рода (не согласны, почему)

Я думаю, что прил белое ср. рода +

Я думаю, что прил бумажный ср. рода –

Я думаю, что прил поехать ж.р. – (это не прил)

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

((5 лепесток)

На полу лежат карточки-

10 существительных и 10 прилагательных

Составьте словосочетания (сущ+прил), определи род имен прилагательного. (первая группа детей находит имена существительные, вторая группа – подходящие имена прилагательные). Комментируют свой ответ.

сочное дерево

смелый поступок

Высокое песня

Веселая воин

Храбрый рыба

Хищная яблоко

зеленый небо

светлое лента

алая кузнечик

надежный друг

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(6 лепесток)

Самостоятельная работа на листочках

-Допиши окончания прилагательных и определи род, проверь по эталону

Нов…. портфель интересн…экскурсия

Красив….лента зелен….дерево

Умн….собака трудн….задание

Чист…окно стар…пень

Весел….урок цветн…. узор

8.Включение в систему знаний и повторение

(7 лепесток)

-О какой новой особенности имени прилагательного узнали? Сравнение с сущ.

Вставить в правило на экране, запишите его в продолжение памятки о прилагательном

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Игра «Узнай слово» Если словосочетание составлено правильно – обводите букву в столбике «да» – если с ошибкой, то «нет».

В результате получится слово МОЛОДЦЫ

Домашнее задание: выписать из словаря 10 сущ, добавить к ним прил, определить род.

Оцените свою работу на уроке

Продолжи любое предложение:

Я своей работой на уроке я ….

На уроке я узнал….

Мне было интересно…

Я выполнял задания…..

Теперь я могу…..

Мне было трудно…..

Оценивание работы учителем (по оценочным листам и самостоятельной работе)

Поблагодарите друг друга за сотрудничество, скажите спасибо тем, кто помогал вам на уроке, когда вы испытывали трудности.

Мы собрали цветок, я думаю, мы сделали очень хорошее важное дело для самих себя. Какое? Изучили новую тему.

Я каждому даю волшебный цветок. Сделав доброе дело, запишите его на лепестках цветка. У нас будет классный час, посвященный нашим добрым делам.

infourok.ru

Изменение имен прилагательных по родам

Тема урока:

«Изменение имён прилагательных по родам»

Цель урока:

1.Ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам.

2.развивать навыки определения рода имен прилагательных в единственном числе, монологическую речь, творческое воображение, научить определять род и число прилагательных.

3.воспитывать любознательность, аккуратность при письме, интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карточки разноуровневого индивидуального опроса, предметные картинки,таблицы, интерактивная доска, учебник для 3 класса, 2 часть.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока:

Коллективно-поисковая деятельность.

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

I. Орг.момент.

Психологический настрой.

Оформление тетради.

Каллиграфическая минутка.

-Рот, ребята ,на замок
Начинается урок
В путешествие пойдем
В страну сказок попадем
Слушай ,думай, наблюдай Сказку нашу отгадай
Глазки дружно закрывайте Сказку в душу пропускайте.

запись даты.

Сегодня мы отправимся в сказочный мир.

Я сейчас вам зачитаю сказку а вы отгадайте её.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

Сказку назовём, друзья.

-В какую сказку мы с вами попали?

Дети прослушают сказку и отвечают на вопрос.

ая,яя,ой,ый,ий,ое,ее,ые,ие..

II. Мобилизующий этап:

-Как вы думаете, почему мы записали эти сочетания?

-Что означают эти сочетания?

-Правильно,это окончания имен прилагательных.

.

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме.

Что такое имя прилагательное?

-Как изменяются имена прилагательные?

Как определяется число имен прилагательных?

=На какие вопросы отвечают имена прилагательные единственного числа?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа?

.

— дети отвечают на вопросы.

IV. Постановка целей и задач перед учащимися.

— «корзинка идей» .

Я вас разделила на 3 группы.Как вы думаете, что означают эти таблички?

1 группа-мужской род.

2 группа-женский род.

3 группа-средний род.

— Это означает то ,что имя прилагательное

изменяются по родам.

Учащиеся сами догадываются и определяют тему урока.

V. Задание Первого Гномика.

Его зовут Понедельник.Он подготовил для вас такое задание.

— какое слово лишнее?(коньки)

Почему? (мн.числе)

Запишите к существительным имена прилагательные.

капуста, яблоко, воробей, арбуз, лиса, молоко, пальто, коньки

-Устное составление словосочетании.

_Второй Гномик-Вторник хочет проверить, знаете ли вы родовые окончания прилагательных, умеете ли вы согласовывать существительное с прилагательным.

Правило на стр.111

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Хоровое чтение правила.

-Какие окончания пишутся у прилагательных женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

Самостоятельная работа .Выделите окончания прилагательных и определите их род.

Морозн.. утро, высок..дом, сильн.. буря, зимн… стужа, ярк.. солнце, холодн… ветер.

-Третий Гномик-Среда предлагает вам открыть свои учебники и прочитать задание к упражнению №302 на стр 113.Выпишите из текста прилагательные, характеризующие этого зверька.Определите род и число.Обозначить окончания.

-работа выполняется у доски, -Записывают из текста имена прилагательные.Определяют род и число.

-Задание Гномика-Четверга.Четверг Гномик предлагает вам помочь Диме, то есть упр№303 стр 113.Каждая группа получает задания.

Группа ж.р выписывают словосочетания ж.р.

Группа м.р.выписывают словосочетания среднего рода.

Группа м.р. выписывают словосочетания м.р.

Физминутка.

Я предлагаю вам игру:

горячая низкая

тёмный маленькое

высокая холодная

большое светлое

красивая хороший

Если я вам скажу прил.

Жен. Рода – прыгаем

Муж. Рода – хлопаем

Среднего рода – приседаем

Гномик Пятница приготовил вам задание для повторения.Найдите прилагательные в этих предложениях.В каком числе они употреблены?

Запишите предложения, определив род имен прилагательных.

На улице сильный мороз.Во дворе большой сугроб.

Темная туча закрыла всё небо и ушла.

У Маши красивое платье.

Взаимооценивания.

— Дети выполняют задания для повторения.

Гномик Суббота предлагает Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные изменяются:

А) по временам

Б) по лицам

В) по числам

редлагает проверить ваши знания по тестам.

.

Отвечают на тестовые задания.

Последнее задание приготовил Гномик Воскресенье.

Упр№305.Восстановите текст, используя имена прилагательные.Запишите.Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

Записывают текст.

Вот наше путешествие подходит к концу.Я вас всех благодарю.Мне очень понравилось как вы работали, отвечали, писали.Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномики.

Закрываем снова глазки

Улетаем мы из сказки

1,2,3,4,5.

В класс вернемся мы опять.

.действия уч-ся.

XII. Итоги (рефлексия).-Ребята вам понравились задания гномов?

—Какое задание больше понравилось?

-Вы поняли тему?

-Теперь вы сможете определить род имен прилагательных?

Д/з упр 306 и выучить правило на стр113

Записывают на стикерах, какие задания больше понравилось и почему?

Дети отвечают на вопрос учителя.

infourok.ru

Изменение имен прилагательных по родам 3 класс

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имен прилагательных по числам»

Тема

 Изменение имен прилагательных по родам

Класс

3 класс

Преподаватель

Ермолаева Лилия Сергеевна

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель

 Формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи

Научиться открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родам.

Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.

Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

  • Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.

  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

Ресурсы:

компьютер, интерактивная доска, учебник для 3 класса УМК Школа России авторы: В.П Канакина ,В.Г Горецкий,электронное приложение к учебнику, ноутбуки, карточки с дифференцированными заданиями, мяч, картинки для чистописания, карточки с именами существительными и прилагательными на магнитах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Элементы презентации

1.Организационный момент

— Давайте улыбнемся друг другу. Отправляемся по дороге к знаниям, а в дорогу с собой возьмем хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает новое открытие.

Прочитайте слова, записанные на доске:

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.

— Какие из этих качеств нам не понадобятся на уроке? (стереть «эгоизм» и «лень»)

— Какими качествами вы уже обладаете?

— На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт.

Откройте тетради. Запишите число : Четвертое марта. Классная работа.

Лень, эгоизм.

Смекалка, терпение аккуратность, трудолюбие, оптимизм.

Записывают в тетради.

2. Чистописание

Какие предметы вы видите?

— Назовите их.  

— Какая буква пропущена?
— Какая орфограмма   в  этих словах?

— Вспомним, как проверяются парные согласные в корне слова? 
— Назовите пропущенную букву в этих словах.  

— Что знаете о звуке, который дает эта буква?
а) Минутка чистописания. Именно эту букву мы и повторим сегодня на чистописании 
— Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву. 

Матрёшка  крышка    кормушка

Бука Ш

парная согласная  в корне  слова
Называют правило

ша

согласный, глухой, твердый

Записывают Ш ш

Картинки на доске

3.Словарная работа

  1. В слова, записанные на доске вставьте пропущенные буквы.

Ябл…ко, кр…вать, г…р…дской, осина, ботинки, р…машка

— Что объединяет эти слова?

2. — Какое слово лишнее? Почему?

Записывают слова в тетради, один ученик на доске.

Слова с непроверяемым написанием, с безударной гласной -о-)

Городской – все слова имена существительные, а «городской» — имя прилагательное;

во всех словах одна безударная гласная, а «городской» — две;

кровать– во всех словах три слога, а «кровать» — два слога.)

4. Создание проблемной ситуации

— Какую большую тему изучаем?

— Сегодня продолжим изучать тему: «Имя прилагательное». А тему сегодняшнего урока вы сами скажете позже.

— Прочитайте слова в первом и втором столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.

Обратите внимание на имена прилагательные. Какой вопрос у вас возник?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на ваши вопросы.

Имя прилагательное

В первом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.

Почему окончания у имен прилагательных разные? От чего это зависит?

лес

большая

дорога

большое

озеро

большой

зимняя

зимнее

зимний

суровый

5.Открытие новых знаний

Посмотрите на слова в первом столбике

— Какого рода данные имена существительные?

— Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Назовите словосочетание.

— Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос.

— Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро».

Определите род имен прилагательных.

Давайте попробуем разобраться, почему же окончание у прилагательных разные. Какие у вас предположения?

Сформулируйте тему нашего урока.

— Вы правы. Тема нашего урока: «Изменение имён прилагательных по родам».

Какой мы можем сделать вывод?

На какой вопрос отвечает прилагательное ж.р.?, м.р.?, ср.р.?)

Какие окончания имеют сущ ж.р.?, м.р.?, ср.р.?)

Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.

Лес» какой? большой , зимний, суровый.

Дорога» какая? большая, зимняя.

«Озеро» какое? большое зимнее.

Разные заданы вопросы; рядом стоят существительные разного рода, разного рода имена прилагательные.

Изменение имён прилагательных по родам

Что прилагательные изменяются по родам. Так как существительное ж.р., то и прилагательное ж.р. …. Какого рода имя существительное, такой же род имеет и имя прилагательное, связанное с ним по смыслу.

М.р.- ий, -ый. — ой

Ж.р. – ая, — яя

С.р. – ое, — ее.

6. Работа с учебником

— Прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали вывод.

— Учебник, стр.72

Учащиеся читают правило в учебнике, убеждаются, что все выводы сделали правильно.

Учебник

7. Первичное закрепление

Выполним упр. 126. ( 2 строчки)

Для выполнения задания выстроим алгоритм определения рода имени прилагательного

1. Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2. Определить род имени существительного.

3. Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

Дети выполняют задание в тетради, 1 ученик – на доске.

На интерактивной доске алгоритм

8. Физкульт-минутка

9. Первичная проверка понимания.

Выполним заданий на доске.

Составьте словосочетания, согласуя имена прилагательные с именами существительными. Определи падеж имени прилагательного.

Найдите эти словосочетания в упражнении № 128, выпишите словосочетания с пропущенными орфограммами. Объясните написание пропущенных букв.

Дети работают на доске.

Дети работают в тетрадях. Комментированное письмо.

Электронное приложение

учебник

10. Игра

«Назови словосочетание»

Учитель кидает мячик ученику и называет род, а ученик должен назвать словосочетание с прилагательным в этого рода.

Ловят мяч и называют словосочетание.

11. Актуализация знаний

Дифференцированное задание

Выберите задание по силам.

Выполните его.

Выполняют задания.

После выполнения по одному ученику выходят к доске и комментируют выполненное задание.

Карточки с выполненным заданием транслируются через документ- камеру на доску.

12. Работа парами на ПК

Выполните парами задание, проверочной работы.

Огласите результаты.

Выполняют задание. Знакомят с результатами. (Мячики полученного цвета вывешивают на доску )

Наши результаты

13. Итог урока

— Подведём итог урока. … Пожалуйста!

— Как определяется род имени прилагательного?

— На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

— Какие имеет окончания?

— На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

— Какие имеет окончания?

— На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

— Какие имеет окончания?

( подготовленный ученик)

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… прилагательное

1. Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2. Определить род имени существительного.

3. Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

Какой?

— ый, -ий, -ой.

Какая?

-ая, — яя.

Какое?

— ое, — ее.

14.. Рефлексия

Продолжи предложение:

Сегодня я узнал….

Я понял, что….

Теперь я могу….

Я научился…

Я смог….

Я удивился….

Поднимите карточку, выражающую ваше настроение и вашу работу на уроке.

Я рада, что наше настроение совпадает.

Вы хорошо работали! Спасибо за урок!

Ответы детей

Поднимают карточку.

15. Домашнее задание

Закрепите изученный материал выполнив упр. 129.

Прочитайте задание. Задайте появившиеся вопросы.

13

kopilkaurokov.ru

Изменение имён прилагательных по родам.

Тема урока. Изменение имён прилагательных по родам.

Цели урока:

обучающая:

— формировать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными;

— навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;

— развивать умения изменять имена прилагательные по родам;

— закреплять умения распознавать имена прилагательные;

— устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными; определять род имен существительных и имен прилагательных;

— способствовать развитию орфографической зоркости;

развивающая:

— расширять словарный запас обучающихся;

— развивать внимание и логическое мышление;

воспитательная:

— прививать любовь, доброту к окружающему миру, к родному городу, к Родине;

— создавать атмосферу доброжелательности между обучающимися.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация по теме «Род имён прилагательных», «Изменение имён прилагательных по родам»; индивидуальные карточки, таблицы, видео-, аудиоматериал; мультимедийный проектор; экран; ноутбук.

Аннотация: Данный урок состоит из несколько этапов, на каждом из которых применяется ИКТ с целью улучшения усвоения материала. Используются разные виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся, работа у доски, работа в группах.

План урока

І. Организация обучающихся к учебной деятельности.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания.

  2. Орфографическая разминка.

  3. Повторение ранее изученного материала о частях речи (имя существительное, имя прилагательное).

ІІІ. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Работа по таблице.

  2. Работа с алгоритмом.

ІV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Работа по учебнику.

V. Первичная проверка понимания темы урока.

1. Выполнение упражнения (коллективная работа).

Физкультминутка

VІ. Первичное закрепление.

  1. Работа по таблице.

  2. Работа в парах «Помоги другу»

  3. Секреты грамматики (работа со словосочетаниями)

  4. Работа по развитию устной связной речи (работа с текстом «Мой Донбасс»)

VІІ. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению).

VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организация обучающихся к учебной деятельности.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка , дети , подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

-Садитесь.

-Всё ли на месте, всё ли в порядке?

Книжка? Ручка? И тетрадка?

  1. Актуализация опорных знаний

1.Минутка чистописания

1)Послушайте стихотворение.

В доме добрыми делами занята,

Тихо по квартире ходит доброта.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер , ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Л. Николаенко

-Прочитайте слова, подчеркнутые красным.

-Назовите первый звук слов «доброта»,

«добрый».

-Прочитайте слова , подчеркнутые зеленым.

-Назовите первый звук слов «делами»,

«день».

-Какие звуки назвали ? [ д ] , [ д, ‘] .

— Какой буквой они обозначаются ? ( Д д )

-Какие буквы мы пропишем ?

-Записали число, классная работа.

-Прописали буквы заглавную Д и строчную д.

2) Это интересно!

А вы знаете: давным-давно в древнерусском языке эта буква называлась «добро».

Вот эта буква. Очень красивое название.

2. Орфографическая разминка

В доме добрыми д..лами занята,

Тихо по квартире ходит д..брота.

— Прочитайте предложение. Назовите первое слово с пропущенной буквой. Какую букву напишем ? Почему ?

-Произнесите слово доброта. Послушаем, как звучит это слово .

— Назовите гласные звуки .

— Какую букву напишем. Почему ?

-Дети , вы всегда должны помнить:

Гласные и согласные

Бывают такие опасные !

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

— Записали предложение.

3. Повторение ранее изученного материала о частях речи (имя существительное, имя прилагательное).

-В предложении назовите имена существительные.

-Какая часть речи называется именем существительным? Приведите примеры.

-Определите род слова доброта

-Назовите имена прилагательные.

-Какая часть речи называется именем прилагательным?

— Как мы определяем род имён прилагательных?

— С какими частями речи мы будем работать на уроке?

III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

— Итак, мы сегодня будем работать с именем существительным и именем прилагательным. Ребята, впереди у нас столько интересного! Хочу чтобы вы были любознательными, активными, внимательными.

(Звучит песня Шапокляк)

1. Работа по таблице

— Что это? Ничего не понимаю!

Я не готовила вам такое задание. Значит это Шапокляк приготовила его. Прочитайте словосочетания. Где здесь ошибки?

Для того чтобы исправить ошибки давайте вспомним как мы должны рассуждать.

2. Работа с алгоритмом

1.Прочитай словосочетание

2.Укажи имя существительное

3.Определи род имени существительного

4.По роду имени существительного определи род имени прилагательного

— Дети помогите ! Исправьте ошибки !

( добрый взгляд , добрая улыбка , доброе лицо )

Прочитай словосочетания. Почему не верно? Какой род существительного? Какого рода прилагательного ?

— Спасибо. Вы правильно исправили ошибки.

-Одинаковые ли окончания у прилагательных?

— Что помогло определить род имён прилагательных ?

-Как вы думаете, что помогло определить окончание имен прилагательных?

— Как же изменяются имена прилагательные ?

-Сформулируйте тему урока.

-Чему мы должны научиться?

IV.Первичное усвоение новых знаний

1.Работа по учебнику

Работа с таблицей

-Упражнение 125 с. 73( прочитать хором правило)

V.Первичная проверка понимания темы урока.

1.Упражнение 126 с. 73 (коллективная работа, работа у доски)

Физкультминутка

VI. Первичное закрепление.

1.Беседа о доброте

-Понравилась песня? Вы заметили, что на уроке часто звучит слово доброта?

-Дети, что такое доброта?

-Какой характер у этого слова? Какое это слово?(Доброе, светлое, солнечное,

радостное, приятное, красивое…)

-К какой части речи относятся эти слова? Какое окончание у этих прилагательных? К какому роду относятся эти окончания? Посмотрите как имена прилагательные украсили слово доброта.

— А что вы представляете, когда слышите слово доброта?( Улыбка мамы, волшебный цветок, цветущий сад, пшеничное поле…)

А я представляю нашу планету. Такую красивую, мирную.

Как бы вы изменили нашу планету? Какой бы вы ее хотели видеть? Какой она должна быть? Подберите прилагательные. Какого рода существительное планета. Какого рода будут прилагательные ?

Какая удивительная часть речи имя прилагательное.

2.Работа по таблице

-Какого рода бывают имена прилагательные?

— Расскажите о прилагательных мужского ( женского , среднего) рода.

-В форме какого числа имена прилагательные не изменяются по родам?

3. Работа в парах «Помоги другу»

Ребята, Шапокляк снова пытается помешать нам . Что же на этот раз она приготовила нам? Посмотрите на карточки. Сегодня мы так много говорим о доброте. Помогите друг другу. Прочитайте стихотворение. Выпишите словосочетания прилагательное и существительное. Допишите окончание и выделите их. Определите род имен прилагательных.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны.

Солнечн.. лето

Праздничн.. ель.

Вкусн.. конфеты.

Сладкий карамель.

— Прочитайте словосочетания которые , выписали.(назвать род)

-Проверка работы.

-Почему не определили род в слове вкусный?

А кто заметил ошибку в этим стихотворении? Можно ли убрать это словосочетание ?

4.Секреты грамматики (работа со словосочетаниями).

Так, а теперь что? Эта Шапокляк совсем решила нас запутать.

Ребята, посмотрите на пары словосочетаний. Давайте прочитаем их .

Жареный картофель – жареная картофель

вкусный какао – вкусное какао

чёрный кофе- чёрное кофе

красивая тюль – красивый тюль

-Дети если вы не можете определить род имени существительного , как вы должны действовать ? ( спросить у учителя, посмотреть в словаре).

Допустили ли вы ошибки, узнаем , когда

выполним упражнение 128 страница 74.

Найдите словосочетания и запишите их

правильно. Укажите род имен существительных

и имен прилагательных.

-Прочитайте словосочетания, которые выписали.

-Ребята , вы такие молодцы ! Я думаю, мы с

вами убедили Шапокляк, что быть добрым человеком лучше, чем всё время делать зло.

5. Работа по развитию устной связной речи (работа с текстом «Мой Донбасс»).

А сейчас я предлагаю пригласить Шапокляк в наш родной Донбасс и прогуляться по нашему городу.

— Как называется наш город ?

— Где он расположен?(в Донецкой народной республике или на Донбассе )

Работа с текстом

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Я иду по родн… городу. Мне

улыбнулось ласков… солнышко.

Тёпл… ветерок прикоснулся к щ..ке.

Мне хорошо и радостно.

Это – мой любим… Донбасс.

— Запишите заголовок — Мой Донбасс. Обратите внимание, слово Донбасс пишется с большой буквы, на конце СС.

Назовите слова, в которых пропущены буквы. Определите части речи. Укажите род имен прилагательных.

Запишите текст (проверьте себя)

Прочитайте третье предложение. Дадим характеристику предложению (по цели высказыванию, по интонации).Укажите части речи.

VII. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению).

с. 72 – 73, упр. 129

VIII. Подведение итогов. Рефлексия

— Назовите тему нашего урока ?

— Как же определить род имён прилагательных ?(работа с таблицей)

— Какого рода бывают имена прилагательные ? На какие вопросы отвечают?

— Продолжи предложение :

1) Сегодня я узнал …

2) Я понял, что …

3) Теперь я могу …

— Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока ? Поднимите смайлик.

-А вот наша нежданная гостья! Ребята! Прочитайте!

-Спасибо за урок. Вы меня порадовали!

Скажем спасибо и старухе Шапокляк за

ее сложные задания. Мы узнали

столько интересного.

Добро помни, зло забывай.

Литература:

1. Русский язык: 1-4 кл.: программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке / сост. Максименко С.Л., Колесниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015 г.

2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. – Москва: Академия, 2010 г.

3. Волина В.В. Русский язык (учимся играя). – Екатеринбург: Арго, 2012г.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (2ч.). – Москва: Просвещение, 2016 г.

5. Львов М.Р., Горецкий. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – Москва: Академия, 2002 г.

6. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – Москва: Творческий центр, 2010 г.

7. Синицин В.А. Путь к слову. – Москва: АО Столетие, 2007 г.

8. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах (теория и практика обучения). – Москва: Академия, 2010 г.

infourok.ru

Изменение имён прилагательных  по родам 

 

— А сейчас прочитайте хором слова. 

свежая                    хлеб

свежий                   рубашка

свежее                   браслеты

золотой                  нива

золотое                  сено

золотая                  сердце

 

-Что можете сказать об этих словах?

-Какие задания можно предложить?

 

 

-Составьте словосочетания из данных слов прил. сущ.

— Запишите  словосочетания в тетрадь.

— Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

 

 — Попробуйте определить род  имён  прилагательных

 

—  Понаблюдайте за словосочетаниями, что интересного заметили?

 

-Как изменяются имена прилагательные? Зависят ли они от рода имён существительных? (резервные вопросы)

 

— Какой вывод можно сделать?  (Имена  прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного)

 

— Сейчас вы сделали открытие, которое мы  сопоставим с утверждением учёных-лингвистов. Откройте учебник на стр. 42.

    

— А теперь понаблюдайте за окончаниями имён прилагательных, выделите их в тетради.

 

-Сделайте вывод.

-Сравните с утверждением учёных лингвистов на стр. 43.

 

— Замените прилагательные в словосочетаниях подходящими по смыслу синонимами.

 

Свежая рубашка — чистая рубашка.

Свежий хлеб – мягкий хлеб.

Свежее сено – новое душистое сено.

Золотое сердце – доброе сердце.

Золотая нива – жёлтая, спелая нива.

Золотой браслет.

 

— Составьте предложение с любым словосочетанием.

 

Грамматическая сказка об имени прилагательном.

            От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот неудача: не было у Прилагательных рода, числа и падежа.

            -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными.

            Тем пришли по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным  свои формы. Существительные были очень рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, согласовываются с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа, падежа. Хоть и существует поговорка: «дружба дружбой, а служба службой», а у них всё переплелось: вместе — служба, вместе – дружба.

— С какой  частью речи дружит имя прилагательное?

furaeva-shat-lyceum.edumsko.ru

Советы рукодельницам