история появления и эволюция инструмента

Содержание

Балалайка — душа русского народа. Три струны трогают миллионы сердец. Это русский народный щипковый инструмент. Приемом звукоизвлечения является бряцанье: удары пальцами враз по всем струнам. Но действительно ли Россия родина инструмента?

Происхождение

По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.

Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.

В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку. На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.

Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.

Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.

Расцвет балалайки

Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.

В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.

Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.

Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.

toolsmusic.ru

Сообщение о балалайке | Kratkoe.com

Cообщение про балалайку кратко поможет узнать много полезной информации об этом музыкальном инструменте. 

Сообщение о балалайке

Балалайка — русский, белорусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.

История балалайки для детей

История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.

Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всей  России. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь. Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.

Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России. 

Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны.  Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки».  На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.

Как устроен инструмент?

После модернизации Василия Васильевича Андреева балалайка была укорочена до 600 – 700 мм, одно круглое резонаторное отверстие было заменено несколькими (расположенных звездообразно). Дека изготавливалась из ели, а задняя часть из бука. Так корпус приобрел улучшенные резонансные свойства. Балалайка состоит из таких частей:

  • Корпус. Он состоит из передней части и задней части, которая склеенная из деревянных сегментов.
  • Гриф. На нем расположились лады.
  • Головка. Это верхняя часть инструмента, где находятся колки и механика для настраивания балалайки.
Какой звук издает балалайка?

Инструмент обладает богатыми исполнительскими, акустическими и художественными достоинствами. Издает негромкий звук, но мягкий и звонкий. Тембр нежный, камерный. Источником звука выступают сильно натянутые струны, которые зажимаются пальцами левой руки на ладах. У балалайки всего 3 струны. Две нижние звучат одинаково: звук «ми» первой октавы. Первая струна: звук «ля» на кварту выше.

Балалайка интересные факты

  • Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.
  • Возраст самой старой балалайки составляет 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее. 
  • Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером. 
  • На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.
  • В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.
  • Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Надеемся, что доклад про балалайку помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом русском музыкальном инструменте. А свой краткий рассказ про балалайку Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

kratkoe.com

Изготовление балалайки | Любопытно знать

Первое письменное упоминание о балалайке относится к XVII веку. За короткое время она стала по истине народно-любимой. Интересно, а как делают этот инструмент.
Для изготовления балалайки используют в основном клен и ель, легкие и пластичные породы. Но в ней есть еще и плотные материалы, которые тонут в воде. Раньше использовались кости животных, а сегодня прочные породы деревьев, завезенные к нам из Африки и Бразилии.
При ударе по струнам возникают колебания, которые передаются через подставку и гриф на деку. Именно она создает мелодию, которую и слышит человеческое ухо. Только максимально плотные гриф и подставка делают звучание максимально четким. В противном случае значительная часть колебаний была бы потеряна.

Мало того, что дерево используется непростое, необходимо тщательно его обработать, ведь нужны только тонкие и гладкие дощечки. Сегодня для достижения идеально точного распила используют ленточную пилу, вращающуюся строго в одну сторону.
Для того, чтобы объединить кучу деревяшек в одно целое используют клей. Мастера изготавливают его самостоятельно из подкожного слоя шкуры животных, называемого мездрой. А так же, из пузырей осетровых рыб содержащих клейкий белок – козеин. Ингредиенты смешиваются и клей получается почти прозрачным. В случае необходимости балалайку можно легко расклеить при помощи обычной, горячей воды.
Балалайка состоит из грифа, задинки, корпуса и деки. Сложней всего устроена дека. Её делают из двух тонких пластин, склеивая их между собой. При помощи лобзика вырезается знакомый всем треугольник. На внутреннюю часть деки прикрепляют несколько тонких дощечек, называемых профессионалами — системой пружин. Эти тонкие планки ничего общего с пружинами конечно не имеют, но благодаря своей форме, они плотно прилегают к деке и стягивают её. Увеличивая объём корпуса, и усиливая звучание инструмента. Для лучшего склеивания используют зажимы. Когда все основные детали готовы их склеивают, но на целую балалайку зажимы не надеть, поэтому её равномерно обматывают прочной лентой.
Гриф так же состоит из двух частей. Ручки,  прикрепленной к корпусу и накладки, разлинованной на лады. В прорези накладки вставляются ладовые пластины, сделанные из стали. На верхушку грифа крепится так называемая «головка», а на неё калковая механика для настройки инструмента.
Чтоб балалайка была красивой, её покрывают прозрачным лаком.
В последнюю очередь натягивают струны. Сейчас их делают из нейлона, а раньше балалаечники веселили публику овечьими кишками. Струны натягиваются от задинки к калкам. Чтобы они не соприкасались с декой, и звук распространялся равномерно, используется деталь называемая, подставкой.
Хитрость балалайки это уникальная манера игры. Существует особый способ извлечения звука, характерный только для балалайки. Быстрое повторение равномерных и одинаковых ударов по струнам создает непрерывно льющийся звук, называемый тремола. Профессиональные музыканту во время игры умудряются касаться струн с частотой шесть раз в секунду.

Статьи схожей тематики:

liubopishka.ru

Балалайка — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

БалалайкаБалалайка

Балала́йка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн — три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ»[1], в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку»[2].

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку»[3]. Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Название инструмента

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А.Н («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельскон А.Д ( «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове — башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур. [5], [6].

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Конструкция

Длина балалайки составляет от 60—70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (6—7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков[7].

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву. Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше — наоборот. Так проверяют все три струны.

Опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля, фортепиано или баяну.

Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов, следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

Семейство балалаек

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане[8].

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 435—450 675—685 19—24[8]
Секунда d1, a, a

d1, a, e


475—490 745—765 15
Альт a, e, e

a, e, H


490—535 800—820 15
Бас d, A, E 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 1100—1180 1600—1700 16—17

Культурное значение

Балалайка вошла в фольклор на рубеже ХVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов ХVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В.И. Майкова, А.О. Аблесимова, Г.Р. Державина. А с конца ХIХ века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут.
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка.
Души моей хозяйка.
Поиграй повеселее
В балалайку, дорогой![9].

В песне немецкой группы Scorpions «Wind Of Change» есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара…)

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5—7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем — 4—5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Исполнители

См. Категория:Балалаечники

Напишите отзыв о статье «Балалайка»

Примечания

  1. РГАДА, ф. 229, oп. 1, ед. хр. 189, л. 159
  2. Черных П. Я. [chernykh-etym.narod.ru/t1/p067.htm Историко-этимологический словарь современного русского языка]. — С. 67.
  3. [izbornyk.org.ua/djvu/tymchenko_slovnyk.htm Історичний словник українського язика] / Під ред. Є. Тимченка. — К.-Х.: «Державне видавництво України», 1930. — Т. Зошит 1: А — Глу. — С. 52.
  4. Пересада, А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8..
  5. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910
  6. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865
  7. [balalaika.org.ru/article-pavlov.htm Денис Павлов. О некоторых проблемах строя балалайки в исполнительской практике]
  8. 1 2 Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 114—116. — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6.
  9. Галахов В.К. Балалайка в народной поэзии // Русская речь. 1992. №3. С.99-103. М.: Правда, 1988. С.229-230

Литература

  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 83—89, 162. — 280 с.
  • Имханицкий М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. — 320 с.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. — С. 37—39, 43—45. — 47 с.
  • Пересада А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8.
  • Пересада А.И. Балалаечных дел мастер. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. — 56 с.
  • Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. — М.: Советский композитор, 1962. — 115 с.
Статьи

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Балалайка (1979).

Ссылки

  • [balalaika.org.ru/ О балалайке на сайте balalaika.org.ru]
  • [www.culture.ru/objects/425 Игра на балалайке в псковских традициях] (culture.ru)

Отрывок, характеризующий Балалайка

– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…
Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienit&eacute [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность , соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество , и щедрость , и добронравие , и любовь к человечеству , и в особенности повиновение , которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что ор

wiki-org.ru

О балалайке | Русское Банджо

Основные сведения о Балалайке

Балалайка – русский народный щипковый струнный инструмент. Балалайки бывают различной длины: самая маленькая 600 миллиметров, самая длинная – 1,7 метров. Корпус инструмента склеен из нескольких отдельных сегментов, в основном их 6-7. На грифе нынешней балалайки имеется 16-31 лада из белого металла. До конца XIX века их было максимум 7.
При правильном, академическом настрое балалайки, две ее струны (вторая и третья) должны звучать в унисон – нота МИ, одна немного выше – нота ЛЯ. В народном строе все три струны звучат по-разному. Такой строй позволяет проще воспроизводить трезвучия, но при этом усложняется игра по открытым струнам.
Звук балалайки мягкий, но звонкий. Для извлечения звука чаще всего используют следующие приемы: пиццикато, вибрато, бряцание, тремоло, дроби, одинарное пиццикато, а также приемы игры на гитаре. Балалайка используется как ансамблевый, оркестровый или сольный концертный инструмент.
Балалайка, так же как и гармонь, считается символом русской культуры и русского народа.

 

История появления Балалайки

История появления балалайки уходит корнями в глубину веков. Правда, здесь имеются некоторые неточности, так как существует множество документов и сведений о появлении этого инструмента. Одни считают, что балалайку придумали на Руси, другие уверены, что она произошла от киргизского народного инструмента – домбры.
Есть еще одна интересная версия, что балалайку придумали во времена татарского владычества. И что заимствовали ее у татар. Сложно назвать и точную дату происхождения этого инструмента. Это еще один спорный вопрос. Считается, что этот музыкальный инструмент появился в 1715 году, но есть и более ранние упоминания о балалайке, датированные 1688 годом.
Вероятнее всего, балалайку придумали крепостные, чтобы скрасить свою жизнь. Вскоре балалайка распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по нашей огромной стране. Скоморохи веселили народ на ярмарках, зарабатывая себе на пропитание и на выпивку, и даже не задумывались, что они играют на необычном инструменте. Но, великий князь русский, своим указом повелел собрать и сжечь все инструменты, а тех, кто не подчинится его указу, высечь и отправить в Малороссию. После смерти царя, о запрете постепенно забыли, и балалайка снова заиграла по стране, но опять ненадолго. Популярность сменилась практически полным забвением вплоть до XIX века.

 

Популяризация Балалайки

Балалайка была забыта, но только лишь на время. Некоторые крестьяне все также продолжали играть на трехструнном инструменте. Однажды, игру на балалайке услышал молодой дворянин Василий Андреев. Ранее он считал себя знатоком народных инструментов Руси, но при этом ничего не знал о балалайке. Его поразило качество звучания этого инструмента, и он решил сделать балалайку снова популярной.
В первую очередь, он понемногу сам освоил этот инструмент. Потом он обратил внимание, что балалайка способна на гораздо большее, если ее немного усовершенствовать. Андреев поехал в Петербург к скрипичных дел мастеру Иванову и попросил помочь ему улучшить звучание инструмента. Иванов категорически отказался заниматься усовершенствованием балалайки. Тогда Андреев достал старую балалайку и исполнил на ней одну из народных русских песен, после чего Иванов оценил его игру и согласился помочь.
Процесс улучшения был длительный и сложный, но, все-таки, через определенное время новая балалайка была готова. Однако, планы Андреева были гораздо шире, нежели просто усовершенствовать инструмент, — он хотел распространить ее среди народа. С того времени было введено новое правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали балалайку, которую они забирали с собой после службы.


Таким вот образом, балалайка снова распространилась по всей России, и стала одним из самых известных инструментов. Кроме того, Андреев решил создать несколько разновидностей балалаек разных размеров, по аналогу струнного квартета. Вместе с мастерами Налимовым и Пасербским он изготовил целое семейство различных балалаек: дискант, секунда, прима, пикколо, бас, альт и контрабас. Все эти инструменты объединили в Великорусский оркестр, который выступал во многих странах мира, прославляя русскую культуру и саму балалайку.
Изначально, Андреев сам играл в оркестре, после он уже дирижировал им. К тому же, он выступал сольно, устраивая “Вечера Балалайки”. Благодаря его стараниям, балалайка стала необычайно популярна не только в России, но и за ее пределами. Более того, Василий Андреев обучил множество учеников, которые также стремились поддерживать популярность инструмента. В это время, обратили внимание на балалайку и композиторы, она впервые заиграла с оркестром.

 

Устройство Балалайки

Балалайка, усовершенствованная дворянином Андреевым, значительно отличалась от балалаек первого образца. По его требованию, мастера сделали ее короче до 700 миллиметров. Одно резонаторное отверстие круглой формы заменили несколькими отверстиями, расположенными в форме звезды. Деку балалайки сделали из ели, а для изготовления задней ее часть использовали бук. В результате таких изменений корпус балалайки стал более резонансным.
Современная балалайка изготавливается из соснового дерева. Балалайка, как и всякий народный инструмент, звучит только в том случае, если она сделана искусными руками настоящего мастера. Кроме того, балалайка не может иметь математически ровной базы, что очень сложно достичь, даже если изготовлением инструмента занимаются опытные мастера. Две первые струны балалайки создаются в унисон, а третья звучит отдельно.
Балалайка состоит из трех основных частей: корпус (кузов), состоящий из передней части (деки) и задней части, собранной из отдельных деревянных элементов. В основном таких элементов шесть или семь. Далее идет гриф с закрепленными на нем ладами и головка — верхняя часть балалайки, на которой находятся ролики и механика, необходимые для настраивания балалайки. Дека — передняя часть корпуса инструмента, содержит голосник. Над этим голосником имеется панцирь, необходимый для защиты деки от ударов во время игры.

 

Строй инструмента

У балалайки должно быть три струны и, так называемый, строй балалайки. Первая струна балалайки настраивается так, чтобы она издавала звук первой октавы ЛЯ. Остальные две струны должны звучать как МИ первой октавы. Следовательно, две струны из трех (вторая и третья) должны настраиваться полностью одинаково, а тонкая первая струна должна издавать звук, который получается, если вторую и третью струну прижать к пятому ладу. То есть, у правильно настроенной балалайки вторая и третья струна прижатые к пятому ладу и первая открытая струна при щипке или ударе должны воспроизводить одинаковый звук – первая октава ЛЯ.

 

Виртуозы-балалаечники

В настоящее время наиболее известными в нашей стране являются балалаечники: Блинов, Рожков, Архиповский, Шутов, Горбачёв, Быков. Занимаясь концертной и преподавательской деятельностью, они стараются привлечь внимание к Балалайке и популяризировать великий русский инструмент. 

www.banjo.ru

Балалайка. История балалайки. Русская балалайка и русские музыкальные традиции.

Балалайка. История балалайки. Русская балалайка и русские музыкальные традиции.

Балалайка!

 

Балалайка. История русской балалайки.

История балалайки. Отмечено, что балалайка получает распространение на Руси в конце 17-го века. Некоторые исследователи полагают, что балалайка происходит от азиатской домбры.

История балалайки. Первые балалайки на Руси представляли собой длинный двухструнный инструмент. Корпус балалайки был около полутора пядей длины, и одной пяди ширины, шейка балалайки (гриф) примерно в четыре раза длиннее. Форма корпуса балалайки была изначально округлой.

История балалайки. Название инструмента «балалайка» имеет характерное народное происхождение. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», имеет родство с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть русской балалайки, как инструмента лёгкого, веселого, забавного, «бренчливого».

История балалайки. Первое упоминание о балалайке обнаружено в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ». В этом документе, среди прочего, сообщается, что в Москве в Стрелецкий приказ доставлены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, за то что они проезжая Яуские ворота, играли на балалайке и пели песни, и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили. С ними принесена была и балалайка.    

История балалайки. Следующее упоминание о балалайке относится к октябрю 1700 года в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

История балалайки. Следующий письменный источник, в котом упоминается балалайка относится к 1714 году. Это подписанный Петром I «Реестр» посвященный празднованию шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова, где ряженые кроме прочих инструментов несли четыре балалайки.

История балалайки. Во второй половине18-го века слово «балалайка» начало прослеживаться и в высокой литературе. Например, в поэме В. И. Майкова «Елисей», песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку» (1771).

 

«Мальчик с балалайкой»  картина художника П. Е. Заболотского (1835).

 

Балалайка. Русская балалайка.

Балалайка. Знакомый всем традиционный вид русская балалайка приобрела в конце 19-го века, благодаря В.В. Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову.

Балалайка. Василий Васильевич Андреев (1861—1918) — русский музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник.

Балалайка. Андреев предложил делать деку балалайки из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука.

Балалайка. Пасербский изготовил целое музыкальное семейство балалаек: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас.

 

Балалайка. Балалайка традиционно имеет звук звонкий, но мягкий. Для извлечения звука наиболее часто используются следующие приемы: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, и гитарные приемы.

Балалайка. В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из перечисленных балалаек исключительно «прима» является сольным, виртуозным инструментом, за остальными закреплены чисто оркестровые функции. Балалайки «секунда» и «альт» реализуют аккордовый аккомпанемент, а балалайки «бас» и «контрабас» — функцию баса.

 

 

Балалайка. Современная русская балалайка.

Современная балалайка. Современная русская балалайка это семейство русских народных трёхструнных щипковых музыкальных инструментов. Среди которых, «балалайка-прима» длиной от 600-700 мм, а  «балалайка-контрабас» до 1,7 метров длиной.

 

 

Балалайка. История балалайки. Русская балалайка и русские музыкальные традиции.

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

www.i-kiss.ru

Устройство балалайки — GPVN.RU

«Деревенская» балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича Андреева. По его указаниям балалайка была укорочена (общая длина стала составлять 600-700 мм). Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Деку Андреев предложил делать из ели, а заднюю часть — из бука, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства.

Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре.

Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) — народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Длина кузова с грифом равна 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижней ее части равна 16 дюймам, наименьшая в верхней части равна 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий на верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют тоже значение, что вырезки в деке скрипки и называются эсами (S). По номенклатуре знатока наших народных инструментов Н. В. Лисенко эта звездочка называется голосником. По словам Н. Е. Симакова иногда отверстия в голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника, к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для обозначения ладов. По исследованиям М. Петухова и П. Штейнберга, сделанным в музее Санкт-Петербургской консерватории, основной тон кузова в одночертной, или так называемой первой октаве (обозначение по Гельмгольцу, см. его «Учение о звуковых ощущениях», стр. 24). Естественно, что балалайка, как инструмент народный, сделанный неискусной рукою, не может иметь математически верного основного тона своего резонансного ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны балалайки строятся в унисон, а 3-я в квинту, т.е. первые две строятся в C, а третья в G. Игра на балалайке производится правой рукой на щипок и бряцая, потряхивая кистью, а левой рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью. Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти, состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки балалайки и звуки хорового пения.

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие «руссы» хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: «крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент» — «eine Laute», в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского — «балалайку», чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В. В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить балалайку из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной балалайки, г. Пасербским построены Б. трех различных форматов, который составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены балалайки: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная балалайка), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти балалайки трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е, е, а (во второй октаве), примы — е, е, а (в первой октаве), альта — е, а, е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта. П. К. Селиверстов, при участии В. В. Андреева, составил «Школу балалайки» (СПб., 1887). О кружке балалаечников см. статью Михаила Петухова, «В. В. Андреев и кружок игроков на балалайке» («Баян», 1888, №11)…

Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей. Во-первых — корпус (или как он называется по-старому — кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть. Во-вторых — гриф, на котором располагаются лады и, наконец, головка — верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки. Передняя часть корпуса балалайки — дека. На ней находится резонаторное отверстие, или голосник, или просто «окошко». Над окошком располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры. На многих балалайках панциря нет, и в основном эти инструменты рассчитаны на учеников детских музыкальных школ. Вместо панциря на них в верхней части деки просто какой-нибудь рисунок — ягодка или цветочек ?

gpvn.ru

Советы рукодельницам