Учебник Введение в историю 3 класс Саплина Саплин

Учебник Введение в историю 3 класс Саплина Саплин — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

S^. ^ ^а/габш ВВЕЛЕНИЕ РИЮ РОССИЯ 19 ВЕК ШОТЛАНДИЯ 1/ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ РОССИЯ 19 ВЕК ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН КИТАЙ 18 ВЕК СРЕДНИЕ ВЕКА РОССИЯ 19 ВЕК — ^ ФРАНЦИЯ 17 ВЕК РОССИЯ 17 ВЕК ГЕРМАНИЯ 19 ВЕК НИДЕРЛАНДЫ 15 ВЕК Е.В.САПЛИНА, А.И.САПЛИН ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЮ УЧЕБНИК ДЛЯ ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КЛАСС Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 12-е издание, стереотипное орофа Москва • 2006 УДК 373.167.1:94 ББК 63.3я71 С19 Учебно-методический комплект по курсу «Введение в историю» для 3—4 классов • Учебник. 3 класс Тетрадь творческих заданий. 3 класс С богатырём в Древнюю Русь. Книжка-раскраска. 3 класс Книга для учителя. 3 класс Учебник. 4 класс Тетрадь творческих заданий. 4 класс Книга для учителя. 4 класс Саплина, Е. В. С19 Введение в историю. 3 кл.: учеб, для четырёхлет. нач. шк. / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — 12-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2006. — 102, [2] с. : ил. ISBN 5-358-00853-5 «Введение в историю* — первый учебник по пропедевтическому курсу истории для 3—4 классов начальной школы. В нём в яркой, эмоциональной и образной форме рассказывается о богатом мире материальной и духовной культуры, изучение которого лежит в основе исторических знаний. Знакомство с разделами учебника — «Лента времени*, «Моя родословная*, «Я и моё имя*, «Название моего города*, «История вещей* и др. — даёт школьникам возможность ощутить движение времени, понять смысл изменений в жизни отдельного человека и целого народа и приготовиться к восприятию собственно исторических курсов в основной и средней школе. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включён в Федеральный перечень. УДК 373.167.1:94 ББК 63.3я71 ISBN 5-358-00853-5 )000 «Дрофа*, 1995 На улице большого города стоит дом. В одной из квартир живёт совершенно необыкновенный человек. Каждый день он отправляется в путешествие на машине времени по разным временам и странам. Давайте тихонько приоткроем дверь и заглянем в кабинет. Каких только вещей здесь нет: одежда, посуда, мебель, монеты, оружие, старинные карты и рукописи, солнечные и водяные часы. Специальность нашего героя интересная и сложная — он историк. Путешествовать в прошлое непросто. К каждой экспедиции нужно тщательно готовиться, знать множество деталей: в каких домах люди жили, во что они одевались, что пили и ели, какими расплачивались деньгами, на чём писали, каким богам поклонялись. Необходимо следовать законам и обычаям каждой страны, знать её праздники, обряды и многое другое. Вы начинаете изучать новый предмет — историю, и ваше путешествие продлится не один год. Знания, которые вы получите, помогут вам в дальнейшем ориентироваться в любой обстановке. Итак, смелее в путь! Введение I* Тема 1 Лента времени Что такое время? С понятием время мы сталкиваемся каждый день. Вряд ли кто-нибудь задумывается, что это такое. Утром вы встаёте и идёте в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, чтобы определить, сколько сейчас времени. Мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее, чему могут соответствовать такие слова, как вчера, сегодня, завтра или в прошлом году, в этом году, на будущий год. Когда вы открываете книгу сказок, то попадаете в мир чудес, где автор может легко обраш;аться со временем, заставляя его двигаться в любую сторону. Вот как описывает английский писатель Льюис Кэрролл приключения девочки Алисы в стране Зазеркалье, где все события отражаются как в зеркале — наоборот. I — A что вы помните лучше всего? — спросила Алиса… — То, что случится через неделю, — небрежно сказала Королева, вынула из кармана пластырь и заклеила им палец… …Королева завопила: — Кровь из пальца! Хлеш;ет кровь!.. — Что случилось? — спросила Алиса, как только Королева замолчала… — Вы укололи палец? — Еш;ё не уколола, — сказала Королева, — но сейчас уколю!.. …Булавка открылась, и Королева уколола себе палец… — Но почему же вы сейчас не кричите? — спросила Алиса. — Я уже откричалась, — ответила Королева. — К чему начинать всё сначала? | (Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье) Вопрос ••••••••••••••••••••••••• • Что удивило Алису в поведении Королевы? Историческое время Словарик Год — отрезок времени в 12 месяцев. Век — отрезок времени в 100 лет. Тысячелетие — отрезок времени в 1000 лет. II Мы делим день на часы, минуты, секунды. Из дней складываются недели, месяцы. Двенадцать месяцев составляют год. Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время — назовём его условно историческое время. Мы часто задаём вопрос: «Когда это было?» или «В каком году?» Традиционно человек использует понятие «в таком-то году». Когда спрашивают: «В каком году ты родился?», ответ будет: «Я родился в 19.. году». Если спрашивают, когда произошло какое-либо событие, то отвечают: «В таком-то году, веке, тысячелетии». Для того чтобы более наглядно представить себе расположение исторических событий, историки используют схему, которая называется лента времени. Она условно разделена на временные отрезки: несколько десятилетий, лет, а иногда столетий и даже тысячелетий. Любое историческое событие мы можем нанести на ленту времени, и тогда сразу будет видно, какое событие произошло раньше, а какое позже. Вопрос и задание •••••••••••••••••• • Расскажите, что такое лента времени. • В каком порядке по возрастанию можно расположить следующие единицы времени: день, век, месяц, неделя, сутки, час, год! 6 Обратите внимание, что на ленте времени кроме годов обозначены века. Вы уже знаете, что век — это 100 лет. Давайте разберёмся, как определить век исторического события по его дате. Чтобы не было путаницы, принято отмечать века при помощи римских цифр: первый век — I, второй век — II и так далее. Запомните, что век начинается не с 1800, 1900 или 2000 года, а со следующего, то есть 1801, 1901 или 2001 года. Год, который оканчивается двумя нулями, принадлежит ещё к прошлому столетию. Таким образом, 1800 — это последний год восемнадцатого века, а 2000 — последний год двадцатого века. Например, годы между 1801 и 1900 приходятся на девятнадцатый век. Вопрос в каком веке произошли эти события: Куликовская битва — 1380 год; основание Москвы — 1147 год; открытие Америки — 1492 год; принятие христианства на Руси — 988 год? Который час? Такой вопрос не вызовет у вас никаких трудностей. Достаточно только посмотреть на часы — и ответ готов. Девять часов утра, два часа дня, шесть часов вечера и так далее. Но прежде чем человек изобрёл часы, прошло много веков. Первое, чему он научился, — это отмерять равные промежутки времени. В Древнем Китае, например, использовали часы, основой которых была промасленная верёвка с завязанными узлами. Верёвку поджигали, и её горение от одного узла до другого соответствовало определённому промежутку времени. Для тех же целей использовали свечи, на которых была начерчена шкала времени. Всем известны песочные часы, сохранившиеся с глубокой древности. Песок пересыпается из верх- 8 него сосуда в нижний за определённое время (например, за 5 минут). Достаточно перевернуть часы — и они снова готовы к работе. В некоторых часах использовали воду, которая вытекала из узкого отверстия сосуда за чётко отмеренное время. С древних времён человек заметил, что прекрасными и точнейшими часами является солнце. Если отмечать положение тени, которую отбрасывают предметы, тоже можно определить время. Так работают солнечные часы. Гораздо позже появились маятниковые часы, в которых огромные гири приводили в движение механизм шестерёнок. И уже сравнительно недавно учёные изобрели электронные часы. В них суш;ествовавший столетия привычный циферблат был заменён на постоянно меняюш;ийся ряд цифр, показываюш;их секунды, минуты и часы. Наша эра Дядя Фёдор сидел дома и читал книгу о динозаврах. Его внимательно слушали кот Матроскин и пёс Шарик. «Давно это было, миллионы лет до нашей эры, — читал Дядя Фёдор. — В тропических лесах бродили огромные, диковинные животные…» — Шарик, а ты знаешь, что такое «до нашей эры»? — спросил Дядя Фёдор. — Нет, — ответил Шарик, — я только всё про охоту знаю. «Надо будет спросить у папы», — подумал Дядя Фёдор. Давайте поможем Д

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Конспект урока истории 3 класс

Ребята, прочитайте учебник на странице 106 Опасное соревнование

Мини-проблема 1 .

У: Зачем так много сил и средств тратилось на освоение космоса и развитие вооружения?

Д: Чтобы стать великой державой

Д: После войны СССР и США превратились в соперников. И стали соревноваться друг с другом, в производстве боевых самолетов, кораблей танков.

У: О каком «соревновании» идёт речь?

Д: Мирового господства

У: Какие государства стали основными соперниками?

Д: СССР и США

У: Какие открытия сопровождали это «соревнование»?

Д: СССР и США участвовали в гонке вооружений, в этот период была открыта атомная энергия, созданы первые ракеты и космические корабли.

У: На какие японские города в конце Второй мировой войны американцы сбросили 2 атомные бомбы?

Д: Хиросиму и Нагасаки.

6 августа 1945 г, город Хиросима. Американские войска сбросили атомную бомбу. Первая в мире атомная бомбардировка унесла жизни 80 000 людей в непосредственный день взрыва. Более 100 000 человек получили смертельную дозу облучения. В общей сложности атомное оружие унесло жизни более 200 000 ни в чем не повинных людей. Двухлетняя японская девочка Садако Сасаки находилась в двух километрах от места падения бомбы. Взрывной волной ее выбросило из окна, она чудом осталось жива.

Ноябрь 1954 г. У Садако Сасаки появились первые признаки лучевой болезни, 21 февраля 1955 г. Садако была госпитализирована, врачи поставили страшный диагноз — лейкемия – рак крови. Двенадцатилетний девочке осталось жить меньше года3 августа 1955 г. Подруга Садако во время очередного визита принесла с собой бумагу для оригами, сделав . бумажного журавлика из нее, она поведала старинную японскую легенду. Согласно легенде, если сложить из бумаги тысячу журавликов – «сенбазуру», то сбудется любое желание. Желание принесет в клюве журавль, который живет 1000 лет. Журавль «цуру» – птица счастья и долголетия в Японии. И маленькая девочка, которая толком не видела жизни, поверила в красивую сказку, как поверил бы каждый из нас, столкнувшись лицом к лицу с обликом смерти. Стоит только удивляться, как сильно было желание жить в маленькой девочке, сколько силы воли и мужества было в ней, чтобы делать бумажных журавликов из последних сил каждую свободную от боли и мучений минуту.

25 октября 1955 г. Японская девочка Садако Сасаки, выжившая после атомной бомбардировки в городе Хиросима, умерла от лейкемии. Она не успела сделать 1000 бумажных журавлика, их было только 644…Друзья Садако Сасаки закончили работу за нее, и она была похоронена вместе с 1000 бумажных журавлей, которые дарили ей надежду.

У: Как вы думаете, почему первый фрагмент урока называется «Опасное соревнование»?

У:Ребята, посмотрите на иллюстрации в учебнике, стр. 107 какие картинки подходят к достижениям мирной технике, а какие- военной?

Д: Военной: Истребитель, Атомная подводная лодка.

Мирная: Старт Восток, Первый искусственный спутник земли, Останкинская башня в Москве.

Вывод: Государство тратило много средств на развитие вооружения, так как не могло позволить себе отстать в гонке вооружений, но и и для мирных целей.

Мини-проблема 2

У: Ребята, прочитайте учебник на стр. 108 Славься, Отечество

У: Как менялся облик страны?

Д: На месте пустырей строились дома, семьи получали отдельные квартиры, строились метро.

У: Люди верили в то, что наше государство – самое лучшее, самое справедливое. Каждое новое достижение – на Земле или в космосе – укрепляло веру людей в величие СССР.

Ребята, рассмотрите иллюстрации в учебнике: Какая бытовая техника появилась в квартирах советских людей после Второй мировой войны?

Д: Холодильники, телевизоры, пылесосы, стиральные машины.

2. Нарастание противоречий в стране.

У: Постепенно люди стали все больше обращать внимание на то, что самое лучшее и справедливое государство развивается медленнее, чем некоторые страны Запада.

У: Найдите на с. 108–109, какие недостатки беспокоили людей.

Ученики перечисляют:

Не хватала хлеба, мяса и других продуктов питания, одежды, обуви,

Одинаковая зарплата для всех. Огромные траты на вооружение. Нехватка необходимых продуктов и товаров. Лучшие работники были заняты на военном производстве, а отечественные костюмы, телевизоры, холодильники, пылесосы были хуже тех, которые привозили из-за границы. Вера в могущество государства стала уменьшаться, советские люди начали сомневаться в том, что их государственные порядки самые правильные.

У: Как вы думаете, какие были необходимы перемены, чтобы восстановилось равновесие, чтобы люди перестали бояться выражать недовольство по поводу каких-то недостатков?

У: Нужно тратить больше средств на развитие народного хозяйства;

остановить развитие вооружения и космических исследований;

сместить с руководящего положения Компартию и др.

У: Многие ваши предположения верны. Вывод: с конца 80-х годов и до сегодняшних дней предпринимаются попытки обновления, улучшения нашего дома-государства.

kopilkaurokov.ru

Введение в историю


Введение в историю (3 класс)


Урок 1. Что такое История. Исторические источники. (580 kb)

Урок 2. Лента времени. (467 kb)

Урок 3. Наша эра Христианское летоисчисление.(258  kb)                                   

Урок 4. Часы. (474 kb)

Урок 5. Генеалогия. (616 kb)

Урок 6. Я и мое имя. (531 kb)

Урок 7. Как появились прозвища исторических  личностей. (645 kb)

Урок 8. Отчество и Фамилия. (242 kb)

Урок 9. Историческая карта. (319 kb)

Урок 10. Топонимика. (274 kb)

Урок 11. История Москвы в названиях. (809 kb)

Урок 12. Примитивное жилище. (515 kb)

Урок 13. Архитектура Древней Греции и Древнего Рима. (454 kb)

Урок 14. Средневековая архитектура. (603 kb)

Урок 15. Трапеза в разные времена. (835 kb)

Урок 16. Мебель. (599 kb)

Урок 17. Мебель. (648 kb)

Урок 18. Современные предметы быта. (317 kb)

Урок 19. Одежда в разные времена. (416 kb)

Урок 20. Как одевались на Руси. (460 kb)

Урок 21. Доспехи. (386 kb)

Урок 22. Такие разные шляпы. (636 kb)

Урок 23. Нумизматика.

Урок 24. Геральдика. (635 kb)

Урок 25. Флаги. (221kb)

Урок 26. Символы государства Герб.Флаг.Гимн. (315 kb)

Урок 27. Загадочные письмена. (456 kb)

Урок 28. Рождение алфавита. (678 kb)

Урок 29. На чем писали и чем писали. (629 kb)

Урок 30. Археология. (627 kb)

Урок 31. Мифы и Археология. (426 kb)

Урок 32.Повторительно-обобщающий урок по теме «Письменные источники».

lesson-history.narod.ru

Проверочные работы по истории. 3-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Вступление

В настоящее время широко пропагандируется введение преподавания истории в начальной школе. В начале я относилась к этой идее очень настороженно. Однако практика показала, что дети именно этого возраста проявляют наибольший интерес к событиям прошлого, к истории своего Отечества. Вместе с тем возникают трудности в методике преподавания данного предмета.

Во-первых, преподавателям, решившимся на такой шаг, катастрофически не хватает наглядного материала, адаптированного для данного возраста.

Во-вторых, в силу особенностей возраста многие учащиеся не в состоянии запоминать даты и подробности сражений, и поэтому строить проверку домашнего задания на пересказе материалов учебника, как это часто принято в средней школе, не представляется возможным.

Я считаю, что для проверки знаний по данному предмету необходимо широко использовать разного рода творческие задания: ребусы, кроссворды и т.д. Примером данного подхода являются методические разработки М.Т.Студеникина, которые предоставляют наряду с разработками уроков и подобный материал. На его базе мною были написаны проверочные тесты, позволяющие провести контроль знаний у всех учащихся.

Тесты являются очень удобной формой проверки знаний, позволяющей объективно оценить знания учащихся. Здесь важно именно знание, а не грамотность письма или эмоциональность рассказа. Кроме того, варианты ответов помогут ребятам вспомнить изученный материал и найти правильный ответ. Поэтому даже учащиеся с трудностями в обучении русскому языку или чтению имеют возможность раскрыть свой потенциал по данному предмету.

Тест по истории. 3 класс. 1 полугодие.

(программа М.Т.Студеникина)

Вариант 1.

1. Реши ребус, объясни понятие:

И 100 РИЯ -_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Р 1 А — __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

100 ЛИЦА — _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Какой это век?

1500 г. — _________
879 г. — __________
1783 г. — _________

3. Свиток, рукописи, былина, старинная монета, обломок каменного ножа, летопись.

Подчеркни вещественные источники истории.

4. “Найди ошибку”.

Славянские племена: вятичи, печенеги, поляне, дреговичи, варяги, древляне.

5. Найди однокоренные слова:

ДРУЖИНА РУЖЬЁ
ВЕЧЕ ДЕРЕВНЯ
ДЕРЕВНЯ ДРУГ
ВЕЩАТЬ
ДРЕВНИЙ
ВЕЧЕР

6. Корзина, соха, лук, сеть, плуг, лукошко, рогатина, семена, серп, стрелы.

Подчеркни то, что можно взять с собой в поле.

7. Соедини имя бога и его стихию:

ДАЖДЬБОГ СКОТ, БОГАТСТВО
ПЕРУН БУРЯ
ВЕЛЕС СОЛНЦЕ
СТРИБОГ ВОЙНА, МИР

8. Кем и когда было образовано первое русское княжество? Назовите его столицу.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

9. Какой город древнее: Москва, Новгород Великий, Орёл?

10. Найди продолжение слова:

СТО ШАДЬ
ЛО ПЬЁ
СЕ ЛИЦА
КО ИН
ВО КИРА

11. Назовите имя князя, крестившего Русь. _________________________________________

Вариант 2.

1. Реши ребус, объясни понятие:

И 100 РИЯ -_____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Р 1 А -__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

100 ЛИЦА -_____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

2. Какой это век?

1300 г. — ___________
945 г. — ____________
1542 г. — ___________

3. Свиток, рукописи, былина, старинная монета, обломок каменного ножа, летопись.

Подчеркни письменные источники истории.

4. “Найди ошибку”.

Славянские племена: Печенеги, поляне, вятичи, древляне, варяги, дреговичи.

5. Найди родственные слова:

КРЕПОСТЬ ВОИН
ДАНЬ ПОСТ
ВОЕВОДА ДАРИТЬ
КРЕПКИЙ
ВОДИТЬ
ДАВАТЬ

6. Корзина, соха, сеть, плуг, лук, лукошко, рогатина, семена, серп, стрелы.

Подчеркни то, что можно взять с собой на охоту.

7. Соедини имя бога и его стихию:

ДАЖДЬБОГ СКОТ, БОГАТСТВО
ПЕРУН БУРЯ
ВЕЛЕС СОЛНЦЕ
СТРИБОГ ВОЙНА, МИР

8. Кем и когда было образовано первое древнерусское государство? Назовите его столицу.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

9. В каком городе князь Владимир крестил жителей: в Киеве, в Новгороде Великом, в Ярославле?

10.Найди продолжение слова:

ВЕ ЖИНА
ДРУ ЧАН
ИС ЧЕ
КОЛ ХА
СО ТОРИЯ

11. Назови имя князя, принявшего смерть от своего коня: _________________

Итоговый тест по истории. 3 класс.

(программа М.Т.Студеникина)

Вариант 1.

1. Какой это век?

793 год — ________________
1164 год — _______________
1500 год — _______________

2. Найди строчку, в которой указаны только устные исторические источники:

1) меч, топор, монета;
2) предание, былина, сказание;
3) летопись, свиток, рукопись.

3. Найди строчку, в которой указаны только славянские племена:

1) поляне, древляне, вятичи;
2) варяги, ильмени, половцы;
3)славяне, печенеги, вятичи.

4. От какого слова произошло название племени вятичи?

1) от названия реки;
2) от слова “ваять”, что значит “строить, создавать”;
3) от имени основателя рода Вятко.

5. Как звали первого русского князя?

1) Рюрик;
2) Аскольд;
3) Олег.

6. Чем известен князь Владимир?

1) строительством Кремля;
2) крещением Руси;
3) победами в битвах.

7. Кто создал славянскую азбуку?

1) монах Нестор;
2) греки Олег и Кирилл;
3) болгары Кирилл и Мефодий.

8. Чем был знаменит Новгород?

1) системой правления;
2) своими соборами;
3) героической обороной во время штурма.

9. По ключевым словам узнай, о каком событии идёт речь? В каком году это было?

Ключевые слова: река Непрядва, река Смолка, Боброк, князь Дмитрий, Красный холм, Пересвет, Челубей.

___________________________________________________________________________________________

10. Как звали первого царя на Руси?

1) Иван Калита;
2) Иван Грозный;
3) Дмитрий Донской.

11. Было это или нет? Подчеркни верный ответ.

Первое княжество, на которое напали монголо-татары, была Рязань. (Да, нет)

Город Козельск сдался без боя. (Да, нет)

Князя Алексея прозвали Невским. (Да, нет)

Собор Василия Блаженного стоит на Красной площади. (Да, нет)

Сын убил Ивана Грозного. (Да, нет)

В Царь – колокол звонили по большим праздникам. (Да, нет)

Со смертью царя Фёдора прервалась династия Рюриковичей. (Да, нет)

12. Допиши прозвище и укажи его происхождение.

Дмитрий_______________________________________________________________________________________

Ярослав________________________________________________________________________________________

Иван___________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

1. Какой это век?

1) 936 год — ____________
2) 1452 год — ____________
3) 1700 год — ____________

2. Найди строчку, в которой указаны только письменные исторические источники:

1) летопись, рукопись, свиток;
2) меч, топор, монета;
3) предание, былина, сказание.

3. Найди строчку, в которой указаны только неславянские племена:

1) поляне, древляне, вятичи;
2) печенеги, половцы, варяги;
3) варяги, ильмени, половцы.

4. От какого слова произошло название племени древлян?

1) от слова “древний”;
2) от названия реки;
3) от слова “дерево”.

5. Из какого племени был первый князь на Руси?

1) половцы;
2) варяги;
3) вятичи.

6. Чем известен князь Олег?

1) крещением Руси;
2) объединением Руси;
3) переносом столицы в Киев.

7. Кто написал “Повесть временных лет”?

1) болгары Кирилл и Мефодий;
2) монах Нестор;
3) первопечатник Иван Фёдоров.

8. Чем знаменит город Козельск?

1) системой правления;
2) своими соборами;
3) героической обороной во время штурма.

9. По ключевым словам узнай, о каком событии идёт речь? В каком году это было?

Ключевые слова: шведы, Биргер, Александр, река Нева.

__________________________________________________________________________________________________

10. Как звали нижегородского старосту, который стал набирать ополчение?

1) Иван Сусанин;
2) Кузьма Минин;
3) Дмитрий Пожарский.

11. Было это или нет? Подчеркни верный ответ.

Монголо-татары старались не убивать ремесленников. (Да, нет)

В 1242 году войско Александра Невского боролось с немецкими рыцарями. (Да, нет)

Иван Калита стал первым царём. (Да, нет)

Митрополит – это главнокомандующий войском. (Да, нет)

Иван Грозный взял Казань. (Да, нет)

Порох – это полезное удобрение. (Да, нет)

Иван Фёдоров напечатал первую книгу “Апостол”. (Да,нет)

12. Допиши прозвище и укажи его происхождение:

Иван_______________________________________________________________________________________________

Александр___________________________________________________________________________________________

Сергий______________________________________________________________________________________________

2.03.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Trojden | Я и моё имя: Саплина Е. В.

Знаете ли вы, что ваше имя тоже имеет историю?

Рассмотрите фотографию школьного класса. Как выделить отдельного ученика?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

Какое разнообразие имён встречается вокруг нас!

Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу.

Такое распространённое в России имя, как Иван, в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.

Имена и прозвища в Древней Руси

В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека: Светлана, Чернава, какие-либо свойства новорождённых: Пискун, Прыгунок, Лобик.

Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третъяк.

Некоторые имена характеризовали время рождения ребёнка (Зима, Вешняк), явления природы (Метелица), христианские праздники (Постник, Мясоед).

Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определённые свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Балагур, Грамотей, Скоморох, Богомол. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определённой местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Несвой, Татарин.

Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Тюря, Сахар, Борщ.

Задания

• Назовите: имена-номерки; имена, подчёркивающие внешний вид.

• Попробуйте объяснить имена (прозвища) известных героев былин:

Илья Муромец;

Алёша Попович;

Микула Селянинович.

Откуда к нам пришли наши имена?

В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

Греческие и римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Греческие имена:

Андрей — «мужественный»

Евгений — «благородный»

Тихон — «счастливый»

Елена — «сверкающая»

Софья — «мудрая»

Галина — «спокойная»

Римские имена:

Виктор — «победитель»

Валерий — «здоровый, сильный»

Марина — «морская»

Максим — «величайший»

Древнееврейские имена:

Михаил — «равный Богу»

Илья — «сила Божья»

Даниил — «суд Божий»

Распространённое имя Дарья ведёт свою историю из Древней Персии, в которой имя Дарий, что означало «победитель», носил персидский царь.

Вопрос

• Знаете ли вы, что означает ваше имя?

Имя и ангел-хранитель

По христианской традиции ребёнку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения. Считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения. В христианских странах первым, главным в жизни обрядом было крещение, через которое ребёнок приобщался к религии. Количество имён было ограничено числом признанных святых.

Когда в семье рождался ребёнок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре. Часто происходили всякие нелепые случаи. Один из них описан в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта… Родильнице предоставили на выбор любое из трёх [имён], какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата. «Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Ещё переворотили страницу — вышли: Павсикакий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич.

Вопросы

• Именины и день рождения — это одно и то же или это разные даты?

• Какого числа у вас день рождения?

• А именины?

Среди большого разнообразия имён всегда были такие, которые употреблялись наиболее часто. Положительный герой русских сказок всегда назывался Иван. В царском доме Романовых регулярно повторялись такие имена, как Александр, Николай, Павел, Мария, Анна.

У монахов также были свои имена: Варлаам, Досифей, Евлампий, Фотий.

В крестьянской среде детей обычно называли Гаврила, Ермолай, Емельян, Арина, Матрёна.

В прошлом веке появилась целая группа купеческих имён: Тит, Гордей, Фома, Фрол, Федул.

Отчество

Слово отчество появилось приблизительно в XI веке и обозначало величание по имени отца. Обращаясь к человеку по имени-отчеству, мы выказываем ему особое уважение и почтение. Например, мы говорим: «Иван Николаевич Сидоров», а в давние времена можно было сказать и так: «Иван Николаев Сидоров», где «Николаев» — типичное отчество.

Интересно отметить, что на Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека. В то время как представители высшей аристократии именовались полным отчеством, оканчивающимся на -вич, средние слои пользовались полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин, а самые низшие слои обходились вообще без отчеств.

Тогда же появилась пословица «Наши вичи едят калачи».

Фамилия

Такое привычное для нас слово фамилия попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья».

Фамилии в современном понимании этого слова на Руси появились довольно поздно, лишь в XVI веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения ещё сто лет назад не имела фамилий.

Жил, например, в селе человек, имевший кузницу. Односельчане наделили его прозвищем Кузнец. Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая уже передаётся по наследству. Становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий — агрономами, сапожниками, генералами, но фамилия остаётся.

Словарик

Фамилия — наследственное имя семьи.

Источником происхождения фамилий могла быть местность, которой владел данный род: Тверской, Вяземский, Звенигородский.

У духовенства фамилии возникали от названия церквей или церковных праздников: Рождественский, Преображенский, Покровский.

Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

(С. Михалков)

Вопрос и задания

• Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.

• Объясните происхождение фамилий: Солдатов, Шапошников, Мельников, Зайцев.

• Подумайте:

можно ли жить без имени;

без фамилии;

без отчества?

А без чего можно?

• Отгадайте прозвище по фамилии: Глазунов, Ушаков, Беспалов, Голованов, Сиротинин, Ревякин, Шумилин.

Как появились прозвища некоторых исторических личностей

В истории было много государственных деятелей, полководцев, учёных, которые получили прозвища в связи с какими-то заслугами, событиями или названием местности. Например:

Карл Великий — император франков, Александр Македонский — древнегреческий полководец из Македонии,

Юрий Долгорукий — русский князь, прозванный так за «долгие» (длинные) руки в борьбе за киевский престол,

Феофан Грек — древнерусский живописец родом из Греции.

Вопрос

• Каких вы ещё знаете знаменитых людей, прозвища которых стали их именами или фамилиями?



trojden.com

Классный час для 3 класса «История книги»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА

учитель начальных классов

Классный час для 3 класса «История книги»

3 класс

Цель: создание условий для формирования целостного представления о том, как появились книги.

Задачи:

1. Расширить знания обучающихся об истории происхождения книг.

2. Развивать интерес к чтению познавательной литературы.

3. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Ход классного часа:

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Тему нашего классного часа вы сможете определить, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Открыть свои тайны

Любому готова.

Но ты от неё

Не услышишь и слова. (книга)


2. Путешествие в историю книг

— Кто может сказать, что такое – библиотека? (ответы детей)

— Молодцы, ребята! “Библио” по-гречески – книга, “тека” – хранилище. (СЛАЙД) А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. (СЛАЙД)

— Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках, в Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках нашей страны.

— Сегодня мы совершим экскурсию к истокам книг в Древний мир. А экскурсоводами будут ученики нашего класса.

1 ученик:

В моём шкафу теснятся к тому том

И каждый том на полке – словно дом,

Обложку – дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях…

Как переулок каждый книжный ряд,

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь,

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь в комнате моей из года в год

Всё человечество в ладу живёт. (Давид Кугультинов).
— Сегодня книги окружают нас повсюду (СЛАЙД): и в школе, и дома, и библиотеке. Ребята, с книгой вы знакомы давно. Когда были маленькими, кто вам читал книги? (ответы детей) В 1 классе учительница вас познакомила с первым учебником. Она научила вас читать и писать. Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. А развивалась она с древнейших времен.
2 ученик

— Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Сегодня мы попытаемся заглянуть в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.


— Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. (СЛАЙД) Эти рисунки рисовались на скалах, в пещерах. Картинки использовали также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем означало, что прошло два дня. Если кто-то хотел написать письмо 5 000 лет назад, то он это делал не чернилами на бумаге, а писал на камне клинописью и делал это не современной азбукой, а знаками, где каждая группа знаков имела определенное значение.
3 ученик

— Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтары” и существовали в Индонезии. (СЛАЙД)


— Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже золотых пластинах. Кроме этого, они изобрели узелковую грамоту – кипу, (СЛАЙД) где каждый узелок по своему размеру, положению и цвету нити, мог обозначать, например, мир, смерть или богатство. Каждый цвет имел свое значение: (СЛАЙД)

Красный – война, кровь;

Белый – мир, здоровье;

Черный – смерть, болезнь;

Зеленый – урожай, хлеб;

Желтый – солнце;

Синий – море, вода.

Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя.

— Люди стали писать на папирусе, который вырабатывался из стеблей растения с таким же названием. (СЛАЙД) Это изобретение было сделано египтянами примерно 2000 лет до н. э. Примерно в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма. Папирус – это тростниковое растение, которое относится к семейству осоковых. В высоту он достигает от 1 до 3 метров. Книги того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Текст на свитке писали узкими столбцами, направления строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.
4 ученик

– Где же ты вырос, Высокий папирус?

– Я в Эфиопии солнечной вырос!

С ветром попал я в болото Сицилии,

Где загорают и плавают лилии!

– Кто твои сестры, Папирус высокий?

– Я из одной колыбели с осокой!

Листья мои шелковисты и плоски,

В древности резали их на полоски,

Клеили в свитки, сушили от влаги,

Чтобы использовать вместо бумаги!

Поэтам, художникам и звездочетам

Был я тетрадкой, альбомом,

Блокнотом!

(Ю. Мориц.)
— Но когда папируса стало не хватать, пришлось задуматься о его замене. Наступила эра пергамента, который изготавливали из кожи животных: телят, овец, коз. (СЛАЙД) Брали 4 листа, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. Получалась 16 – страничная книжечка, которая по-гречески называлась “тетрада”, что значит “четверка”. Отсюда и наше слово “тетрадь”. Подбирая тетради одну к другой, составляли книжный блок. Осталось лишь скрепить тетрадь между собой, и книга готова.
5 ученик

— Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках (СЛАЙД). Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке. (СЛАЙД)

— Древние ассирийцы писали на глиняных табличках специальной палочкой буквы в виде клинышков. (СЛАЙД) Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем таблички обжигались в печи, складывались в корзину. И это тоже была книга!
6 ученик

— Наши с вами предки, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках. (СЛАЙД) Причём, если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и писать на доске, залив её новым воском, много раз.


— Шли годы, и человечество искало более дешевые материалы для письма. Во 2-м веке н.э. в Китае была изобретена бумага. (СЛАЙД) В Европе она появилась в 12-м столетии.

— Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Создателю книги – писцу нужно было иметь четкий и красивый почерк. Первые, заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. (СЛАЙД) Отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Переписанные листы собирали вместе и “одевали” в кожаный переплет, в который были вставлены драгоценные камни. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только богатые люди. В библиотеках их приковывали стальными цепями к полкам, чтобы не украли. На каждую книгу в нижнем углу около корешка надевалось кольцо, а к нему прикреплялась тяжелая железная цепь. Ее последнее звено на другом конце надевалось на толстый железный прут, закрепленный вдоль полки шкафа. Цепи для книг имели достаточную длину, чтобы любую снятую книгу можно было свободно положить на стол.


7 ученик

— Изобретение книгопечатания связано с именем Иоганна Гуттенберга. (СЛАЙД) В ХV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе.


— Первая Российская типография была основана по повелению Ивана IV Грозного на средства казны. Новому делу требовались новые люди – дерзкие в помыслах, упорные в труде. И такие люди нашлись. Туда были приглашены печатники: дьякон церкви Николы Иван Фёдоров и его друг Петр Мстиславец. 1564 году в Москве напечатан “Апостол” – первая книга. (СЛАЙД) За две недели они напечатали 200 экземпляров книги. Она была украшена рисунками, буквицами. Стоила она много дешевле, чем рукописная. В последние годы жизни Иван Фёдоров переехал в г. Львов, где создал собственную типографию и печатал первую в России Азбуку, по которой потом учили читать и писать русских ребятишек. Всего Иваном Фёдоровым в 16-м веке были напечатаны: “Апостол”, “Учительные Евагелие”, “Новый Завет”, “Азбука”. (СЛАЙД) Каждая книга печаталась в количестве 200 экземпляров. За заслуги перед Россией, первопечатнику И.Фёдорову в 1909 году в Москве поставлен памятник работы скульптора С. М. Волнухина.
— И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. Не будь книги, наверное, каждое поколение вновь и вновь изобретало бы то, до чего уже додумались предшественники. Книга – уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.
Книга… Ей предстоял еще долгий путь развития.
3. Загадки о книгах и чтении

— Попробуйте отгадать загадки, которые связаны с темой нашего классного часа:


Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней. (книга)


Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (газета)


Тридцать три Богатыря

К нам пришли из букваря.

Каждый ростом не велик,

А учиться всем велит.

Расскажут детям,

О всём на свете. (буквы.)


Снаружи смотришь –

Дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй угадай! (библиотека.)
Первую книжку,

Где буквы ты изучаешь.

Как ты её называешь? (букварь.)
4. Работа с пословицами

— Какие пословицы знаете вы? Как понимаете смысл пословиц: (СЛАЙД)

Книга – лучший друг.

Чтение – лучшее учение.

Кто много читает, тот много знает.

Испокон века книги растит человека.

Прочел книгу – встретился с другом.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Ум без книги, как птица без крыльев.


5. Повторение правил обращения с книгой

— В заключении, ребята, я напомню вам правила обращения с книгами и раздам памятки: (СЛАЙД)

Не читайте книгу во время еды – ее можно испачкать.

Не кладите в книгу карандашей, ручек и других толстых предметов – от этого рвется переплет.

Не загибайте углов на страницах книги – углы отрываются, и портится книга; сделайте себе для книги закладки.

Не рвите страницы, не рисуйте и не пишите в книге.

Не перегибай книгу – от этого вырываются страницы.
6. Задания на внимательность и память

— Разноцветные нити с узелками. (Кипу)

— Наскальные сообщения. (Рисунок)

— Знаки, вырубленные на камне или на глиняных дощечках. (Клинопись)

— Специально обработанные шкуры животных. (Пергамент)

— Кто придумал металлические литеры (буквы)? (Иоганн Гуттенберг)

— Из какого растения делали писчий материал. (Папирус)

— Кто велел открыть Первую Российскую типографию? (Иван IV)

— Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

— Как звали российского первопечатника? (Иван Федоров)


Награждение самых внимательных и активных слушателей.

Литература:

Библиотечно-библиографические знания – школьникам [текст]: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.

Запаско А.П. Художественное наследие Ивана Федорова [текст] / А.П.Запаско. – Львов: Высшая школа, 1974. – 222 с.: ил.

История [текст]: дет. энциклопедия / сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов. – М.: АСТ, 1998. – 512 с. – (Я познаю мир).

Красное коромысло через реку повисло [текст]: рус. нар. загадки. – М.: Дет. лит.,1981. – 32 с.

Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.

Поделитесь с Вашими друзьями:

www.psihdocs.ru

Конспект урока для 3 класса «История происхождения имен, отчеств, фамилий»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 3 класса «История происхождения имен, отчеств, фамилий» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок окружающего мира в 3 кл.

«История происхождения имен, отчеств, фамилий»

Цели. Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств; воспитывать любовь к родным, семье; продолжать работу над формированием дружного коллектива.

Ход урока.

1 Мотивация.

2. Актуализ. опорн. знаний.

Как называлась наша страна?

Как сейчас?

Столица?

Что значит: Федерация?

Что входит в состав России? (республики, округа, края, области)

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

3.Формул. темы урока и целей.

Уч. с.39 Ответы на вопросы.

— Сегодня мы поговорим с вами об именах, отчествах, фамилиях.

4. Работа по теме.

В группах. 1. Как рождалось имя?

Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын-первенец – назвали его Первушей, третий – Третьяк. Если родилась девочка весной – давали ей имя Веснянка; мальчик зимой родился в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Ткач, Пасечник. Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Новожил, Татарин, Казанец.

2. Как рождалось имя? Ответ из учебника с 40.

Сейчас мы воспринимаем любое имя только как имя и не задумываемся над его первоначальным значением. Для предков же наших каждое имя было наполнено своим особым смыслом, и это влияло на выбор родителями имени ребенка.

— Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?

— В старинных народных песнях и былинах часто можно встретить такие строки:

– А как звать тебя, добрый молодец,

Как величать-то тебя

Да по имени, по отечеству?

Отечество, или отчество, – это наименование человека по отцу. Отчество появилось позже имен и долгое время служило людям в качестве семейного прозвища. Близкие, знающие друг друга люди, особенно пожилые, и сейчас в разговоре имя опускают и обращаются друг к другу по отчеству: «Добрый вечер, Ильинична!»

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина «Прадеды».

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Группа №3. Когда появились фамилии? Откуда пришло слово?

Фамилии возникают у разных народов в разное время. В России они появились в 19 веках. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Живет человек, имеющий кузницу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая передается по наследству. Затем Кузнецовы становятся людьми разных профессий – врачами, сапожниками, учителями, – но фамилия остается.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Группа №4.

Как образовались фамилии?

Ответ из учебника с.43-44

Составь схему: Фамилии произошли:

Группа №5. Обсудите картинки на с.44 и расскажите: Почему сына назвали Сновид.(с.45)

– Ребята, однажды я услышала, как одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня «Галька».

– Доченька, а как ты его зовешь? – спросила мама.

– Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: «Эй, ты!»

– Права ли Галя?

– Ребята, прочитайте имена.

На доске написано: Света, Коля, Женя, Петя, Лена.

– Назовите имена мальчиков, девочек.

Дети. Мальчики – Коля, Женя, Петя.

– Девочки – Света, Женя, Лена.

У. Каким именем можно назвать и девочку, и мальчика? Как оно будет звучать?

Д. Женя. Мужское имя – Евгений, женское – Евгения.

На доске:

Валя, Саша

У. Чем интересны эти имена?

Д. Так можно назвать и мальчика, и девочку.

У. Образуйте полные женские и мужские имена.

Д. Валентин – Валентина.

– Александр – Александра…

На плакате написано имя Федор.

У. Образуйте от мужского имени женское.

Д. Федора.

У. Где вам встречалось такое имя?

Д. У Чуковского – «Федорино горе».

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!» –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках….

У. Как можно различить этих девочек?

Д. По фамилии.

У. А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

Дети отвечают.

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами. Каких писателей-однофамильцев вы знаете?

Д. Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.

У. Знаете ли вы, что есть чемпионы среди имен? Имя вождя индейского племени состояло из 122 букв. Когда он умер, не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить на надгробном камне его имя. А самое короткое имя было обнаружено в Бирме. Житель этой страны имел имя, которое на письме выражалось одним лишь значком «».

Ученик 13. В русском языке нет имен-чемпионов, но встречаются фамилии из 20–25 букв: Овсянников-Куликовский, Каронин-Петропавловский. Самые длинные русские имена колеблются обычно в пределах 9–12 букв: Пантелеймон, Аполлинарий, Олимпиада, Александрина.

У. А сейчас мы проведем викторину.

Вопросы:

1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя.)

2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Яна, Ада, Зоя, Аза, Тит, Нил.)

3. Когда мальчика называют ласковым женским именем? (Соня.)

4. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Тит, Аза, Ада, Анна, Алла.)

5. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-поль.)

6. Назови имя девочки, которое состоит из двух имен – мальчика и девочки. (Антон-ина.)

7. Как зовут президента нашей страны? (Владимир.)

9. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин.)

10. Назови первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова.)

11. Как зовут директора (завуча) нашей школы? (…)

12. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя.)

Игры

1. «Угадай по голосу». Ребенок-ведущий стоит спиной к классу, учитель просит кого-то (рукой или кивком головы) назвать имя стоящего. Если ребенок-ведущий угадал, кто говорил, – садится, а выходит тот, который назвал имя.

2. На каждый шаг назови имя девочки (мальчика). Вызываются девочка и мальчик, которые по очереди называют имя.

3. «Скажи скороговорку»

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.

Очень часто блюдца у Ильюшки бьются.

Лара у Вали играла на рояле.

Исполняется песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

Рефлексия.

Итог.

Д.З. Написать и нарисовать на альб. листе: Что обозначает твое имя. Читать с.40-45.

docbase.org

Советы рукодельницам