Статья “Интерактивные формы обучения”

Содержание

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В конце прошлого века мы обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей. Давно работаем в группах и парах, даем задания на выбор с его обоснованием.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Методические разработки некоторых интерактивных форм обучения педагогов помогают увидеть общие подходы к интерактивному обучению и учащихся, и учителей и оказывают практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.

Вполне естественной была наша реакция на новое слово «интерактивный». Что это – новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:

  • в чем сущность интерактивного обучения?

  • какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?

  • как – принципиально – строится интерактивный урок?

  • с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?

  • в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивые формы нацелены на:

– стимулирование учебно-познавательной мотивации;

  • развитие самостоятельности и активности;

  • воспитание аналитического и критического мышления;

  • формирование коммуникативных навыков и

  • саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель

Ученик Ученик

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

Учитель

Ученик Ученик

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

Учитель

Ученик Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект»Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

Покажем некоторые интерактивные упражнения:

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Метод « ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

  1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

  2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)

  3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

  4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.

Этап урока

% врем.

Методическая цель

Примерные методики

I. Мотивация

5%

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Мозговой штурм»

«Блицопрос»

«Микрофон»

II. Оглашение темы задач

5%

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Через эпиграф

Через слово

Через название

III. Получение необходимой информации

5%

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Мини-лекция

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

IV. Интерактивное задание

60%

Практическое усвоение материала.

Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»

V. Подведение итогов

25%

Обсуждение с целью закрепления материала.

«Большой круг»,

«ПРЕСС»,

«Неожиданное предложение»,

«Проект»,

«Творческое задание»

Как строится интерактивный урок?

Что является его принципиальными составляющими?

Примерная схема:

  1. Мотивация – 2 минуты (5%)

  2. Постановка задачи – 2 минуты (5%)

  3. Исходная информация и инструктаж – 2 минуты (5%)

  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)

  5. Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Итак, принципиальные линии интерактива:

– линия переживания опыта в диалоге;

– линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:

ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?

На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.

Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.

Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.

По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.

Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)? Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Можно только удивляться стойкости традиционной системы. Она, конечно, обусловливалась тем, что у школы был иной соцзаказ, цели сосредоточивались на зунах. А ведь так проста параллель: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, – не научится. Точна китайская притча:

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.
Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».

Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).

«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.

«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.

«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.

«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».

Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.

Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% – объяснить ход выполнения задания.

В методике описаны организационные формы рефлексии:

«Хочу спросить…»

«Для меня сегодняшний урок…»

Экспертно-наблюдательная комиссия

«Сообщи свое Я »

«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:

Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную – разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?

В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.

Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?

Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе – беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик): как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?

Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме?

Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка – и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного – и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.

Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива. Трудно и сложно, но нужно. При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

Метод

Критерий

Пассивный

Активный

Интерактивный

1. Мотивация

Внешняя

(оценки, влияние родителей)

Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Невысокий

5-10%

Высокий

50%

Высокий

70-90%

5. Уровни познания

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

infourok.ru

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

 

womanadvice.ru

Интерактивные формы обучения – это что такое?

В современном образовании особо остро стоит вопрос подготовки высококачественных и конкурентоспособных специалистов, которые будут компетентны в своей области. Россия все больше стала ориентироваться на европейские модели обучения, которые считаются более продвинутыми и теснее взаимодействуют с учениками. Одними из самых эффективных стали так называемые интерактивные формы обучения – о них и пойдет речь в данной статье.

Определение

Интерактивные формы обучения (в школе и не только) стали более современной версией активных форм обучения. Вторые выстраивают систему взаимодействия по принципу “учитель = ученик”, то есть педагог и его подопечные на равных правах вовлечены в учебный процесс, дети точно так же выстраивают собственные уроки, как и их преподаватель. Признаками активных методов являются:

  • изначально подразумевающаяся активность каждого ученика, максимальное вовлечение в процесс и сопутствующая этому активизация творческого мышления ребенка;
  • длительность активной работы составляет не один определенный урок, а весь учебный период;
  • ученик учится самостоятельно изучать поставленную перед ним проблему, искать пути и способы ее решения, полагаться только на собственные знания;
  • каждый обучающийся максимально мотивирован в учебной деятельности, задачей педагога является создать для него личностный интерес.

Интерактивные формы обучения же строятся не только по взаимодействию “учитель = ученик”, но и “ученик = ученик”, вследствие чего расширяются связи, которыми обучающийся пользуется во время образовательного процесса. Это мотивирует детей, а учитель в данной ситуации играет лишь роль помощника, который создает свободное пространство для личной инициативы каждого подопечного.

Методами обучения учеников могут являться: разнообразные ролевые или деловые игры, дискуссия (обычная или на основе эвристики), мозговой штурм, различные тренинги, метод проектов или кейсов и т. д. Активные и интерактивные формы обучения имеют схожие методы и приемы, поэтому их подробный перечень детальнее будет рассмотрен чуть позже.

Основные термины

Интерактивные формы обучения, таким образом, – это обучение, в ходе которого выстраивается взаимодействие преподавателя с учениками, а также учеников друг с другом, которое в большей степени основано на диалогах. Целью его является всестороннее развитие и подготовка будущих специалистов на основе выработки у них специальных ключевых компетенций.

Компетенция – это умение воспользоваться полученными знаниями, практическими навыками и опытом с целью успешного осуществления какой-либо деятельности в определенной области. Они представляют собой синтез личностных (знания, способности, собственное видение проблемы и подход к ее решению) и профессиональных качеств, применение которых необходимо для продуктивного решения возникающих в работе задач.

Ключевые компетенции – это основные компетенции более широкой направленности, владение которыми позволяет осваивать узкие, предметно-ориентированные компетенции. Они позволяют всегда находить решения даже в самых спорных ситуациях в состоянии неопределенности, самостоятельно или взаимодействуя с кем-то еще.

Теперь подробнее о каждом методе активных и интерактивных форм обучения. Их существует достаточно много, поэтому мы выделили несколько основных, наиболее показательных и эффективных.

Исследовательский метод

В основе исследовательского (поискового) метода лежит обучение на основе постановки конкретной проблемы. Оно формирует такие личностные качества, как креативное и творческое мышление, благодаря которым исследователь развивает ответственный и самостоятельный подход к решению задач.

При такой интерактивной форме обучения (в вузе и не только) предполагается следующий перечень ведения учебной деятельности:

  • знакомство с предметом исследования и его проблематикой;
  • постановка четких целей на предстоящую работу;
  • осуществление сбора информации об объекте изучения;
  • реализация исследования: определение содержимого, предложение гипотезы, постановка модели, эксперимент (в общем виде).
  • защита результатов исследования;
  • выведение вывода проведенной работы.

Исследовательский метод позволяет вникнуть в процесс научного познания, особенности интерпретации обнаруженных данных и выявления одной точки зрения, соответствующей правильному пониманию реальности. Он подразумевает максимальную самостоятельность, хотя в группах, внутри которых находятся ученики с разным уровнем знаний, конечно необходимо участие преподавателя, хоть и минимальное. Это дает толчок к развитию в учениках ключевых компетенций вроде понимания сути творческой деятельности, самостоятельной работы, а также подстегивает их воображение, учит наблюдательности и критическому мышлению, которое впоследствии становится фундаментом для отстаивания человеком своей личной точки зрения.

Метод проектов

Из всех технологий современной педагогики именно метод проектов лучше всего способствует приобретению учениками ключевых компетенций, что является, пожалуй, основной целью всего образовательного процесса. Он развивает в первую очередь личностные качества, такие как умение работать и решать задачи самостоятельно, проявлять творческую изобретательность, выявлять и разрешать появляющиеся в процессе познания проблемы. Более того, проектный метод учит уверенно себя чувствовать в информационном пространстве, а также развивает аналитические способности, применяемые учеником для прогноза и анализа своих действий.

Проект всегда основан на принципе самостоятельной работы учащегося, хотя делать это он может как самостоятельно, так и в паре или группе, тут уже зависит от конкретного задания. Участникам проекта даются конкретные сроки, уложившись в которые они должны решить значимую проблему из какой-либо области жизни при помощи в первую очередь исследовательского поиска.

Для того чтобы выпускник учебного заведения мог спокойно адаптироваться к любым переменам в современной жизни или профессиональной направленности, ему необходимо освоить широкий спектр знаний и методы их применения на практике в сложных ситуациях, требующих глубокого аналитического подхода. Именно по этой причине каждый проект должен иметь практическую ценность: только тогда участники проектного метода смогут использовать приобретенный ими опыт в дальнейшем для разрешения любых, как личных, так и профессиональных проблем. Более того, практическая ориентированность повышает интерес учеников к учебной деятельности, мотивирует их тщательно изучить ту область познания, которая необходима в конкретном проекте; особенно хорошо это работает, если создать для обучающегося условия личной заинтересованности. К примеру, студент, обучающийся на журналиста, сам захочет изучить задаваемую тему, чтобы понять, как теория превращается в практику и лучше подготовиться к практике после экзаменов. Примеры тем, которые можно задать для проекта по этой специальности: “Методы и подходы к современной журналистике”, “Возможность применения элементов гонзо-журналистики в системе федеральных СМИ”, “Основы журналистской этики” и т. п.

Разница между исследованием и проектом

В то время, как исследовательская работа направлена в первую очередь на нахождение истины, проектная деятельность ориентирована на полное, глубокое исследование поставленной проблемы и имеет конечный результат в виде оформленного продукта, которым может стать видео, статья, сайт в интернете и др. В проектном методе широко задействованы такие виды творческой деятельности, как подготовка и презентация рефератов или докладов, при этом в процессе используется как учебная, так и научная, справочная и в некоторых случаях даже художественная литература. Задача преподавателя при подготовке проекта заключается в наблюдении и курировании деятельности учеников.

Во время работы над проектом его исполнители становятся максимально погружены в творческую познавательную деятельности, закрепляя уже приобретенные в ходе учебы знания и получая новые, расширяя кругозор и профессиональную теоретическую базу. Более того, у участников создания проекта нарабатываются компетенции, не связанные с конкретным предметом: это могут быть компетенции исследования и поиска, взаимодействия с другими людьми, организации проектной работы и т. д.

Метод кейсов (от англ. case – “случай”)

В данном способе интерактивной формы обучения педагог использует реально существующие (нынешние или прошедшие) проблемные случаи из какой-либо сферы (бытовой, социальной, экономической и др.) Изучая предложенный кейс, ученики ищут и анализируют собранную информацию, которая связана непосредственно с его областью и специальностью, которую они осваивают. Таким образом, происходит моделирование ситуации и проводится поиск ее решения.

Существует две школы с разными подходами к данному методу. Если речь идет о европейской школе, то сами кейсы не имеют одного определенного решения или исхода, поэтому участники осваивают целый комплекс знаний, необходимых для всестороннего освещения и изучения поставленной проблемы. Американский же подход состоит в необходимости прийти к единственному решению, хотя, конечно, освоение информации также подразумевает комплексность.

Кейс-метод в сравнении с другими методами представляет собой многоступенчатую структуру, которая делится на менее сложные способы научного познания, в которые входят построение моделей, метод постановки проблем, аналитические системы и т. д. Конечным результатом (продуктом) работой по этому методу могут стать обычные способы презентации информации, такие как доклад или презентация.

Мотивация учеников подстегивается тем, что метод кейсов напоминает им игру, играя в которую они осваивают весь нужный материал. Также в процессе работы формируется ряд ключевых компетенций, в которые входят: способность прийти к решению определенной проблемы, коммуникативность, способность применить теоретические данные на практической основе, поставить себя на место другого человека (в том числе и высокопоставленного лица) и др.

Метод дискуссии

Дискуссии в учебе являются такой интерактивной формой методического обучения, в которой обучающиеся в ходе всего занятия производят обмен собственным мнением по поводу поставленной проблемы, высказывают разнообразные идеи и суждения, предлагают пути решения задачи, ищут компромисс и точки соприкосновения с позициями друг друга. Дискуссии могут свободно применяться как и в обычной практической деятельности со стороны учителей разных образовательных организация, так и в ходе учебных конференций, симпозиумов и т. д. И комплексные междисциплинарные дискуссии, и те беседы, которые направлены на рассмотрение конкретной учебной проблемы, одинаково полезны для формирования социальных, аналитических и коммуникативных компетенций, а также расширения кругозора.

Дискуссия наиболее полно отражает принцип интерактивных форм обучения, который заключается в схеме “ученик = учитель” и “ученик = ученик”, так как в на уроке вовлечены все в равной степени, никаких границ между преподавателем и его подопечными (конечно, если педагогика в данном заведении сильна) быть не должно.

Метод мозгового штурма

Одним из способов нахождения новых идей той или иной направленности и применения интерактивных форм обучения является мозговой штурм, который представляет из себя метод разрешения поставленной проблемы при помощи стимулированной активности с ярко выраженным творческим началом. Процесс, сопутствующий данному способу, выглядит как высказывание всеми участниками большого количества разнообразных идей (причем их качество и содержание не так важно именно на этапе высказывания), среди которых в дальнейшем проводится селекция самых удачных и перспективных; возможен также и синтез нескольких идей для выведения новой, которая уже может рассматриваться, как близкая к желаемому результату.

В процессе мозгового штурма как интерактивной формы обучения на уроке принимают участие все ученики, что стимулирует их активность и творческий потенциал. Обучающиеся получают возможность показать остальным свои познания и вместе прийти к искомому решению. Более того, в ходе процесса его участники учатся краткости и анализу всего сказанного, развивают критическое мышление. Это и является необходимыми для освоения ключевыми компетенциями.

Игровые методики

Игровой подход к освоению учебного материала является достаточно старой и изученной интерактивной формой обучения, однако своей актуальности и потенциала он не теряет до сих пор. Основная функция любой игры в контексте образования – подстегнуть интерес ученика к процессу, смягчить его, сделать не таким сухим с академической точки зрения. Кроме того, участники игры сами должны понимать, что они не просто развлекаются, но изучают глубокий и сложный материал. Если эта мысль перестанет отталкивать или пугать, а к общей деятельности присоединились даже наименее активные обучающиеся, то можно считать, что игра удалась.

Как правило, данный метод применяется преимущественно в конце освоения того или иного учебного материала (как завершение темы или раздела, а может даже целого курса). Это может выглядеть так: ученики распределяют между собой роли, предположим, владельцев предприятия и его работников, после чего с помощью преподавателя моделируют проблемную ситуацию и отыгрывают ее, приходя к решению с помощью всех полученных в данной области знаний.

Итог

Сравните интерактивные и традиционные формы обучения: какие их них, по вашему мнению, способствуют наиболее продуктивному освоению нужного количества теоретических данных и лучшему применению полученных знаний на практике? Ответ очевиден. Совершенно ясно, что интерактивные формы обучения в школе, как и в других заведениях, должны стать более частой практикой, чем сейчас, и в таком случае стране и миру обеспечен рост профессиональных кадров, способных конкурировать между собой.

Если вы заинтересовались интерактивными формами обучения – литературы на эту тему много. Вы можете подобрать подходящие для себя и активно их использовать.

fb.ru

Выступление на тему “Интерактивные формы обучения”.

Интерактивные формы обучения.

Всегда ли ученику интересно на вашем уроке? Можно ли в течение всего урока удерживать познавательный интерес?

Для возникновения познавательного интереса важно, чтобы знания обладали новизной, чтобы на уроке царила творческая обстановка мыслительного поиска, активность действий учеников получала положительную оценку.

Какими методами можно формировать познавательный интерес?

Он формируется методами интерактивного обучения, которые активизируют мыслительную деятельность учеников по усвоению знаний: учебно-ролевыми играми, коллективными дискуссиями, учебными диалогами, которые основаны на групповой форме работы. Именно она дает возможность научить современных учеников слышать и слушать друг друга, задавать и отвечать на вопросы.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов. Согласно основному закону развития высших психических функций по Л.С.Выготскому каждая из них «появляется на сцене дважды»: вначале вовне, в общении между людьми, а затем как внутреннее достояние личности. Следует, что для полноценного усвоения обучающимся учебного материала необходимо, чтобы этот материал предварительно был освоен внутри группы обучающихся, чтобы они имели возможность определенным образом применить его по отношению к другим таким же участникам учебного процесса; т.е. преподавание здесь выглядит уже не только как простое сообщение информации, но и как организация каналов циркуляции этой информации внутри учебной группы.

Вполне естественной была наша реакция на новое слово «интерактивный». Что это – новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:

  • в чем сущность интерактивного обучения?

  • какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?

  • как – принципиально – строится интерактивный урок?

  • с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?

  • в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивые формы нацелены на:

– стимулирование учебно-познавательной мотивации;

  • развитие самостоятельности и активности;

  • воспитание аналитического и критического мышления;

  • формирование коммуникативных навыков и

  • саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель

Ученик Ученик

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

Учитель

Ученик Ученик

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

Учитель

Ученик Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

«Мозговой штурм», «Карусель», «Два, четыре – вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон» ,«Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

Покажем некоторые интерактивные упражнения:

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Метод « ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

  1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

  2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)

  3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

  4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.

Этап урока

% врем.

Методическая цель

Примерные методики

I. Мотивация

5%

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Мозговой штурм»

«Блицопрос»

«Микрофон»

II. Оглашение темы задач

5%

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Через эпиграф

Через слово

Через название

III. Получение необходимой информации

5%

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Мини-лекция

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

IV. Интерактивное задание

60%

Практическое усвоение материала.

Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум»

V. Подведение итогов

25%

Обсуждение с целью закрепления материала.

«Большой круг»,

«ПРЕСС»,

«Неожиданное предложение»,

«Снежный ком»,

«Проект»,

«Творческое задание»

Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими?

Примерная схема:

  1. Мотивация – 2 минуты (5%)

  2. Постановка задачи – 2 минуты (5%)

  3. Исходная информация и инструктаж – 2 минуты (5%)

  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)

  5. Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Итак, принципиальные линии интерактива:

– линия переживания опыта в диалоге;

– линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:

ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?

На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем. Например, на уроках истории изучать исторические источники в группах, а обсуждать проблемно-спорные вопросы через дискуссию или дебаты; разработать систему зачетов в разных вариантах, но на диалоговой основе; проектные технологии используются при обучении английскому языку, они убедительно эффективны.

Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.

Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.

По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.

Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)?

Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Можно только удивляться стойкости традиционной системы. Она, конечно, обусловливалась тем, что у школы был иной соцзаказ, цели сосредоточивались на зунах. А ведь так проста параллель: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, – не научится. Точна китайская притча: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.
Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».

Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).

«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.

«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.

«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.

«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».

Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.

Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% – объяснить ход выполнения задания.

В методике описаны организационные формы рефлексии:

«Хочу спросить»

«Для меня сегодняшний урок…»

Экспертно-наблюдательная комиссия

«Сообщи свое Я »

«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:

Что понравилось / нет?

Какие задания оказались трудными / легкими? Почему?

Что тебе помешало справиться с заданием?

Почему я предложила такую работу, а не иную – разгадай ход мысли?

Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался?

Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока?

Что считаешь нужным сделать дома?

В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.

Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?

Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе – беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик): как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?

Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения.

Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования.

Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме? Средний стаж наших учителей –20 лет, рефлексии, диалога не было в вузовских методиках. Как быть?

Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка – и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного – и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.

Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива. С этой целью в нашей школе педсоветы проводятся в форме деловой игры, в «Школе педмастерства» учителя детально анализируют урок, комментируя обоснованность каждого метод шага. Трудно и сложно, но нужно. На это же нацелен профессиональный диалог в школьных методических объединениях.

При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

Метод

Критерий

Пассивный

Активный

Интерактивный

1. Мотивация

Внешняя

(оценки, влияние родителей)

Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Невысокий

5-10%

Высокий

50%

Высокий

70-90%

5. Уровни познания

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

infourok.ru

Статья “Интерактивные формы обучения”

Ведерникова Н.А.,

КГАПОУ «Пермский

торгово-технологический колледж»,

преподаватель

Интерактивные формы обучения

Результативность обучения в современных условиях во многом связана с применением активных и интерактивных технологий обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов Одной из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии является технология «Дебаты», способствующая формированию у студентов как общих, так и профессиональных компетенций, которые представлены в Новых стандартах. Эта образовательная технология используется в нашей практике как отдельный метод на уроке или целое занятие, а также и при проведении внеклассных мероприятий.

Форма образовательной деятельности «Дебаты» представляет собой интеллектуальную игру со своими правилами, временным регламентом и определёнными требованиями к участникам, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте.. При этом одна команда утверждает тезис, а другая— его опровергает. [1,. с. 215]. Очень важно в данной технологии грамотно сформулировать тему, которая должна быть значимой для студентов, перспективна для обсуждения. Тема, сформулированная в форме утвердительного предложения, – это позиция утверждающей команды. Тезис для отрицающей команды формулируется путем отрицания. Допускается формулировка и в виде вопроса, но столкновение позиций в теме обязательно.

На подготовительном этапе студенты должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для дебатов темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе. Спикеры команд до начала игры занимаются разработкой кейса на основе изучения и анализа литературы и фактических материалов. Кейс — это система доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов, аргументов и умозаключений, представленных в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны. В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое формулируется на основании всех предыдущих элементов. [3,. с.8]. К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех студентов, которые не принимают непосредственного участия в игре. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов.

Игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (дается не более 8 минут в течение игры каждой команде). Время для (тайм-аут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны, получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается таймкипер, который следит за соблюдением регламента.

Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором фиксируются все аргументы и контраргументы команд, и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон, отмечая сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает.

Подготовка и проведение подобных дебатов (их еще называют классическими) является довольно трудоемкой, поэтому реально удается провести их 1-2 раз в группе в течение учебного года. Вот некоторые темы классических дебатов, проводимых нами: «Смертная казнь должна быть отменена», «Рекламодатели приносят пользу для общества», «Замуж надо выходить по расчету», «Деньги не приносят полноценного счастья». Каждая группа предлагает свою тему для проведения дебатов.

Более рациональными и эффективными, на наш взгляд, являются “Экспресс-дебаты”, в которых подготовка сведена к минимуму, так как осуществляется непосредственно на занятии по изучаемому материалу. Такие дебаты способствуют закреплению материала, а также активизируют познавательную деятельность студентов. На занятиях по дисциплине «Основы деловой культуры» проводим такие дебаты по следующим темам: «Клиент всегда прав?», «Внешний вид продавца – залог успеха». На занятии по культуре речи – «Вполне допустимо употребление жаргонной и нецензурной лексики на страницах художественных произведений», «Молодежная речь – норма или антинорма».

Достаточно активно проводим также «модифицированные» дебаты, в которых используются отдельные элементы технологии дебатов и допускаются некоторые изменения правил: сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; вырабатывается компромиссное решение, когда это необходимо для реализации учебных целей. Тема дебатов может быть сформулирована и в виде вопроса. Например, «Можно ли достичь речевого мастерства?», «Можно нарушать номы литературного языка?» «Проведение рефлексии на занятиях – обязательно?» Такие дебаты чаще всего используем как элемент урока, как форму проверки знаний студентов.

Реализуется данная технология в нашей практике и при проведении внеклассных мероприятий, например, с интересом и активно включаются студенты в обсуждение на классном часе таких тем, как «Мат – невинная привычка или смертный грех», Курение – личное дело каждого?», «Гражданский брак как гарантия долгой супружеской жизни?».

Итак, дебаты в учебном процессе выступают как форма целого занятия и как элемент учебного занятия. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств обучаемого, а педагог выступает как руководитель этого процесса. Полагаем, что

Анализ опыта использования формы дебатов в своей педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что «идет дальнейшее развитие интеллекта студента, развитие его абстрактно-логического мышления. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал». [2,с.40].

Дебаты — это благородная и развивающая игра. Благодаря ей студенты приобретают большую уверенность в себе, избавляются от черно-белого взгляда на мир, становятся толерантнее, эрудированнее, а значит, все более и более совершенными. Кроме дебатов, используются и другие интерактивные формы проведения учебных занятий: деловые игры, исследовательские проекты обучающие игры, разработка проекта (метод проектов),обсуждение и разрешение проблем ( «мозговой штурм»).

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Список литературы

  1. Стернин И.А. Практическая риторика М., Издательство: Academa 2005.-260 с

  2. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. – Москва, Издательство: Юрайт. – 2010. – 145 с.

  3. Шпанёва И.В. Дебаты как метод обучения студентов среднего профессионального образования //nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/

infourok.ru

Интерактивные формы проведения лекционных занятий в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов педагогу необходимо применять новые формы для предоставления студентам теоретического материала.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

Интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты участвуют в процессе познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения материала дисциплины означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Современными интерактивными формами проведения лекционных занятий являются:

1) Проблемная лекция.

Ведение проблемной лекции может осуществляться двумя основными способами: первый – это создание проблемной ситуации перед объяснением нового материал, что способствует появлению у студентов познавательной потребности в изучении нового, осознания необходимости знания теоретического материала и его применения в практической деятельности; второй – это представление материала по теме как неизвестного, предоставление студентам шанса открыть для себя что-то новое. На проблемной лекции материал необходимо преподносить так, чтобы у студентов возникал вопрос в процессе освоения нового материала, так как проблемный вопрос содержит в себе ещё не раскрытую проблему, новые знания для решения и освоения которых требуется целенаправленный мыслительный процесс.

2) Лекция – визуализация.

Лекция – визуализация преобразует устную и письменную информацию в визуальную форму, что даёт возможность студентам более тщательно изучать теоретические основы, способствует более лучшему усвоению материала, показывает связь теории с практикой. В процессе подготовки к такой форме лекции преподаватель должен уметь создать такой видеоряд, который не только дополнит устную информацию, но сам выступит носителем содержательной информации. Желательно на данной форме лекционного занятия применять различные виды наглядности (презентации, фрагменты видеоматериала, модели, макеты, узлы, детали, рисунки, схемы, таблицы и т.д.). Задача преподавателя: дозировано и в едином темпе чередовать устную информацию с визуальным рядом для концентрации студентов на наиболее важных моментах при изучении теоретического материала.

3) Лекция с заранее запланированными ошибками.

Данная форма представления теоретического материала требует от преподавателя особой работы, так как необходимо в контекст лекции заложить определённое количество ошибок. При этом студенты заранее предупреждены, что в лекции будут ошибки, которые им необходимо определить. Необходимо подбирать такие ошибки, которые бы были достаточно очевидны и пересекались с ранее изученным материалом. На разбор выявленных ошибок в конце лекции отводится 10 – 20 минут, при этом правильные варианты называют и студенты, и преподаватель. Данная форма лекции позволяет диагностировать трудности усвоения материала по ранее изученным темам дисциплины, стимулирует диагностическое и аналитическое мышление у студентов.

4) Лекция – пресс – конференция.

Данная форма лекции может производиться двумя путями: первый – когда преподаватель заранее говорит студентам тему лекции и студенты готовят вопросы по данной теме или второй – когда преподаватель объявляет тему лекции в начале занятия и студенты формулирую вопросы, которые им по данной теме интересны. Преподаватель формирую лекцию с учётом вопросов, которые ему задали студенты. Данную форму лекции рекомендуется проводить: в начале изучения дисциплины или раздела/темы дисциплины с целью выявления потребностей и интересов студентов, их возможностей для изучения данного раздела/темы дисциплины; в середине изучения раздела/темы дисциплины с целью привлечения студентов к основным определениям и моментам и систематизации знаний; в конце изучения дисциплины, раздела/темы дисциплины для определения уровня усвоения и перспектив дальнейшего изучения материала.

5) Лекция – дискуссия.

Данная форма лекции способствует активизации познавательного интереса студентов к изучению материала дисциплины, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы и использовать его в целях убеждения. Преподаватель организует свободный обмен мнениям по тематике изучаемого материала. Подобная форма лекции оживляет процесс обучения и способствует увеличению интереса студентов к изучаемой дисциплине.

6) Лекция вдвоём.

Данная форма проведения лекции осуществляется двумя преподавателями, дающими информацию по одной теме, которые ставят проблему и её анализ, выдвигают гипотезы, опровергают их или доказывают, ищут совместно пути решения противоречий. От преподавателей требуется высокий уровень мастерства и практического опыта совместной деятельности.
Представленные в статье формы лекционных занятий рекомендуется комбинировать во время занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов, а также личных предпочтений преподавателей.

Применение различных интерактивных форм проведения лекционных занятий способствуют формированию, развитию и освоению студентами практически всех общих компетенций, что, несомненно, позитивно скажется на их дальнейшей профессиональной деятельности.

По сравнению с традиционными формами ведения лекций, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Обязательным условием ведения лекций интерактивной формы является демократический стиль преподавания, при котором развиваются творческие способности студентов, происходит развитие коммуникабельности и взаимоуважения, формирование активной жизненной позиции студентов.

Всего комментариев: 0

www.uchportal.ru

Использование интерактивных форм работы на занятиях дополнительного образования

Доклад к презентации.

Дополнительное образование – это золотой ключик, позволяющий ребенку открыть двери в ещё неизведанный, интересный яркий мир. Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации дает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности. Уверенности в собственных силах. По словам Сухомлинского, «у каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добрым и веселым звоном». И задача педагогов дополнительного образования затронуть в душах детей колокольчики творчества и таланта.

Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка воспитанника проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.

При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но центральная роль педагога остается. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жесткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.

Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, дает консультации, помогает в серьезных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом. А педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация – поддержка, облегчение)

Определим понятие «интерактивный» – inter (взаимный), act (действовать) – способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивные формы:

Выделим основные составляющие интерактивного занятия:

1часть-вводная – Создание благоприятной, эмоциональной и интеллектуальной атмосферы. Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.

2 часть-основная – Взаимодействие в разных модификациях, деятельность в группах. Здесь могут быть использованы ролевые игры, викторины, круглые столы, дебаты, диспуты, мини-проекты. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия.

3часть-итоговая – Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов. (цветные квадраты)

Для педагогов:

Провести игру «Не в своих санях», для слова «лягушка» составить синквейн

infourok.ru

Советы рукодельницам