Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста | Педагогический опыт

Индивидуальная работа
по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста

Автор: Летова Галина Васильевна

Организация: МБДОУ № 207

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». 

Мониторинг проводится 3 раза: в начале года, в середине (промежуточный) и в конце года.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют

www.pdou.ru

Индивидуальная работа в подготовительной группе: картотека с целями

Содержание статьи:

Когда ребенок переходит из старшей в подготовительную группу детского сада, это означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым.

Ребенок должен получить новые знания и умения для того, чтобы быстро влиться в школьный коллектив и адекватно воспринимать школьную программу. Важную роль в этом играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

При планировании работы с детьми педагог продумывает взаимодействие с конкретным ребенком. Как правило, такая индивидуальная работа педагога с ребенком в подготовительной группе – одна из самых эффективных.

На момент проведения игры или занятия все внимание педагога отдается одному малышу, и он может вовремя заметить трудности, направить воспитанника, подсказать, скорректировать.

Картотека индивидуальной работы в подготовительной группе

Для оценки эффективности работы педагога необходимо разработать план, по которому в дошкольном учреждении будут проводиться занятия, тренировки и познавательные мероприятия. Незаменимую помощь воспитателям в качестве руководства окажет разработанная картотека индивидуальной работы в подготовительной группе.

Именно картотека индивидуальной работы педагога с воспитанниками содержит необходимые данные о последовательности занятий, экскурсий и другой нагрузки, которую необходимо организовать дошкольникам в подготовительной группе.

Скачать картотеку с целями по индивидуальной работе в подготовительной группе
Скачать в .pdf

Формы индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе

Существует большое разнообразие форм работы с дошкольниками подготовительной группы. Это игры, экскурсии, беседы, эксперименты, целевые прогулки, специальные занятия, чтение книг, разглядывание иллюстраций и т.д.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа “Компетенции воспитателя”. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений используются дидактические игры:

  1. Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Воспитанники, играя в дидактические игры “Какой цифры не стало?”, “Путаница”,“Исправь ошибку”, учатся без труда оперировать числами и словесно сопровождать свои действия. Подобные игры помогают детям, отстающим по программе, усваивать материал.
  2. Игры – путешествия во времени. Помогают дошкольникам закрепить знания о времени, днях недели, названии всех месяцев года. Это такие игры, как “Назови скорее!”, “Живая неделя”, “Сколько времени?”, “Двенадцать месяцев”.
  3. Игры на ориентирование в пространстве. Их задача: научить или закрепить умение воспитанников ориентироваться в пространственных ситуациях, специально созданных, и определять свое местонахождение по условию задачи. Это игры – “Расскажи про свой узор”, “Найди похожую”, “Путешествие по комнате”, “Художник” и др. Дети посредством этих игр учатся находить слова для обозначения положения предметов.
  4. Игры с геометрическими фигурами. Воспитанникам дается задача узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. Такие игры, как “Составь квадрат”, “Танграм”, “На что похожи” и т.д.
  5. Игры на логическое мышление. Примеры: “Мельница”, “Чем отличаются”. Они нацелены на тренировку мышления детей при выполнении действий.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию речи используются:

  1. Словесные игры. Развивают у детей сообразительность, внимание, связную речь, быстроту реакции. Воспитанники в таких играх должны сами находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по свойствам, описывать, отгадывать предметы по описанию, выделять присущие им признаки. Это народные игры типа “Черное и белое”, “Краски” и т.д.
  2. Настольно-печатные игры. Способствуют систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию мыслительных процессов и операций. Примеры таких игр: “Парные картинки”, “Лото”, “Домино”, складные кубики и разрезанные картинки, “Лабиринт”.
  3. Игры с предметами. Можно использовать не только игрушки, но и реальные предметы. С помощью таких игр воспитанники узнают признаки и свойства предметов, учатся их классифицировать. Это игры с народными дидактическими игрушками (матрешками, бочонками, грибками, шарами), бирюльками, мозаикой, природными материалами.
  4. Мнемотаблицы, схемы. Это система различных приемов, облегчающих процесс запоминания у детей, и увеличивающих объем их памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию используются:

  1. Игры с предметами. Дошкольники знакомятся со свойствами различных предметов и их признаками: цветом, размером, формой, качеством. Примеры таких игр: “Создай портрет”, “Лесная полянка”, “Занимательная палитра”, “Составь букет”.
  2. Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино. Решают различные задачи развития. Дети любят такие игры, для них это увлекательное занятие.
  3. Словесные дидактические игры. Учат воспитанников обобщать явления, классифицировать и относить предметы к той или иной категории.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук детей педагоги применяют пальчиковые игры, лепку, конструирование из бумаги, просто конструирование, мозаику, пазлы.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе в области развития логического мышления, стимулирования психических процессов у детей, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры. Примеры таких игр: “Знатоки сказок”, “Сказка за сказкой” (ассоциации), “Кто в доме живет?”, “Часть и целое”, “Назови одним словом”, лото “Дикие и домашние животные”, “Профессии”, “Подбери по цвету и форме”.

Индивидуальная работа узких специалистов в подготовительной групп

В штате практически каждого дошкольного учреждения присутствует музыкальный руководитель, учитель-логопед (дефектолог), педагог-психолог, специалист по физическому воспитанию и по изодеятельности. В их планы также включается индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе

Учитель-логопед занимается развитием речи дошкольников, при необходимости ставит отдельные звуки. Педагог по физическому воспитанию оценивает двигательное развитие детей и корректирует в случае отставания. Музыкальный руководитель формирует общую музыкальность воспитанников (сенсорные способности, чувство ритма, ладовысотный слух), развивает выразительность движений, певческий голос.

Планомерная работа всех специалистов в совокупности выступает гарантом всестороннего развития дошкольника. А если ребенок развивается, значит подготовка к школе происходит наилучшим образом. Еще один бесспорный плюс индивидуальной работы в подготовительной группе – личный контакт воспитателя с ребенком, в ходе которого решаются помимо образовательных еще и воспитательные задачи.

План индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе на год

План индивидуальной работы в подготовительной группе с детьми на год – это подробно разработанная педагогом программа под каждое направление развития дошкольника. Если рассматривать, например, физическое воспитание, то в плане будут расписаны дни и часы проведения тренировочных занятий, пробежек, гимнастических упражнений. Будут зафиксированы нужные нормативы.

Индивидуальная работа проводится также во время прогулок в подготовительной группе. На свежем воздухе замечательно проходят занятия по изобразительному искусству, когда дети рисуют то, что видят во время прогулки.

www.resobr.ru

Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы. – «Дошколенок.ру»









Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация

Воспитатель:   Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие . Оно будет увлекательным и вам предстоит проявить смекалку и воображение.

Послушайте загадку:   

              Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
           Родители, если свободные,
                   Ее тебе на ночь читают. (сказка)

   Воспитатель: Правильно это сказка. Я предлагаю показать сказку «Колобок»

Обсуждает,  с помощью загадки настроить детей на творческую работу.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Мотивационная готовность детей к совместной деятельности, общению друг с другом.

Планирование

      А помогут нам, в показе сказки, наши необычные гости – пчелки Би-боты.

Что надо сделать, чтобы наши Би-боты стали похожи на героев сказки?

– Нам нужно их переодеть. Что нам для этого понадобиться?  Маски.

Педагог вовлекает детей в планирование предстоящей деятельности, создаёт настрой на творческую работу, которую будут выполнять дети.

Планируют свою деятельность.

Распределяют  роли.

Умение работать в группе.

Практические действия

– Посмотрим, что  у нас получилось, готовы наши пчелы к показу сказки?

– Наши пчелы превратились в героев, приступим к самому интересному?

– Чтобы наша пчелка-герой побежала  мы должны ее запрограммировать. Нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево»  и стрелочку «вперед». После того как мы задали нужную программу нажимаем «Go» (старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно мы должны нажать на «сброс» иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую.  

– Как должны разместиться пчёлки ?  У каждого героя есть свое место.

Напоминает правила программирования  пчел.

Дает задания.

Самостоятельно определяют маршрут пчелки, программируют пчел.

Принимают участие в сказке «Колобок».

Закрепляют умение считать в пределах десятка.

Закрепляют умение ориентироваться в пространстве.

Формируются  основы программирования.

Сотрудничают друг с другом.

 

*Используя это поле меняя только атрибуты и героев можно показать и много других сказок .

                      -Теремок (ставим дом из лего)

                      -Маша и медведь ( в этом случае сказка настольная, а вот где медведь несёт короб с Машей….)

                     – Гуси лебеди ( ставим объёмные фигуры)

Всё зависит и от вашей фантазии.

 Такая форма работы  очень объединяет детей,  учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение, создаёт психологический климат в группе.

   

 Практическая работа по схеме

-А сейчас я предлагаю поработать индивидуально с задачами для мини-робота.

     Первый вариант.

 – Вам нужно стрелочками  изобразить      проложенный маршрут от пчелы до цветка, стрелочки  рисуем в  пустых клетках внизу листа.

-Внимание на экран. Проверим работу.

   Второй вариант.

– Как вы думаете, что нужно сделать на этой схеме? Правильно по стрелкам проложить маршрут пчелы.

– Проверяем выполненную вами работу на экране.

    Третий вариант.

– Как вы видите на этой схеме нет маршрута и нет стрелочек. Я предлагаю творческое задание. Проложить маршрут и стрелочками изобразить этот маршрут.

Даёт задание в двух вариантах.  Педагог вовлекает детей в планирование предстоящей деятельности.

Проверяет выполнение задания на мультимедийной установке через камеру Ken-a-vision.

Предлагает работу

Самостоятельно определяют маршрут пчелки

Дети работают парами . Самостоятельно выполняют задание, меняются листами .

Программируют пчелу по заданному маршруту.

 Учатся структурированной деятельности,

Закрепляют умение ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов.

Закрепляют умение ориентироваться на плоскости

Умение работать  в паре.

Мотивация ребёнка

– Перед нами лабиринт.

Зайка под кустом сидит

и от страха весь дрожит .

 Надо бедному помочь

 убежать от  волков прочь.

В домик зайку проводи

только волков обходи.

– Стрелочками нужно проложить безопасный путь и запрограммировать пчёлку.

Организует постановку практических и проблемных задач

Включается в поиск решения проблемы

Предпосылки для дальнейшей

конструктивной деятельности

Обсуждай (рефлексия )

           -Ребята вот и подошло к концу наше путешествие. скажите понравилось ли вам сегодня работать с мини-роботом.

           – В каких заданиях вы испытывали затруднения?

Педагог  побуждает детей проанализировать свою деятельность. Выслушиваются все рассказы детей.

Высказывание по поводу выполненных работ.

Рассказывают о собственном замысле, способе его решения.

Умеют воображать и проявляют творческую активность в практической деятельности.

Испытывают удовлетворение от выполненной  работы с мини-роботом

blog.dohcolonoc.ru

Советы рукодельницам