Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.



Альфонс Муха

Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Творчество

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия). Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С 1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия).

В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.

В 1887–1922 жил в основном в Париже. Там Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»).

Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Злата Прага» («Zlata Praha»). Работал он и совместно с Войцехом Прейсигом.

За эти годы художник успел сформировать свое представление об искусстве и был готов представить парижанам свой новый, неповторимый стиль. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Тогда же Муха подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».

Слава

Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда-­нибудь делали что-­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа.

Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра.

Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.

Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.

Всеобщее признание

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

В 1898—1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Альфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

Парижский период — время создания циклов декоративных панно.

В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются героини Мухи — Утро, День, Вечер, Ночь:

Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима:


Зима


Весна


Лето


Осень

Из сумрака небес, в тёмных вуалях драпировок сияют тела звёздных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна, царица ночи.

Начиная с 1897 он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер:


Обложка календаря для журнала La Plume (обложка также известна под названием “Зодиак”)

В 1900 Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В 1902 году Муха опубликовал каталог своих орнаментов с предложениями как их использовать на практике.


Панель павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке, 1900 г.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Современную версию книги «Декоративная документация» можно купить на Amazon.com.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на громкий успех в США, американская жизнь тяготила Муху своим коммерционализмом, и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.

В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

Некоторые картины из цикла “Славянская эпопея”:

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.

Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит. Они окутаны водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов и стали «фирменным знаком» художника.

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Семья

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.

Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи, родившийся в 1915 году. Иржи стал известным в Чехии журналистом, писателем и сценаристом. Он также активно занимался исследованием творчества своего отца.

Интересна история внучки Мухи. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. В настоящее время она живет в Чехии. У неё две дочери. Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда — как к изобразительному искусству, так и к музыке.

Альфонс Муха был очень талантливым мастером «искусства для всех» и изобразительные элементы его творчества легко можно найти в работах современных дизайнеров и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров.

Некоторые работы Альфонса Мухи для рекламы и афишы:

Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерна в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Мухи уникальным явлением в истории


Альфонс Муха. Автопортрет

Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.

Сайт музея: www.mucha.cz

‘; blockSettingArray[2][«minSymbols»] = 2000; blockSettingArray[2][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[3][«elementPlace»] = 40; blockSettingArray[3][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[4] = []; blockSettingArray[4][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[4][«elementPlace»] = 60; blockSettingArray[4][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[4][«minSymbols»] = 2000; blockSettingArray[4][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[5] = []; blockSettingArray[5][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[5][«elementPlace»] = 80; blockSettingArray[5][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[5][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[5][«minHeaders»] = 0; var jsInputerLaunch = 15;

izuminki.com

Альфонс Муха

4 — 2006

Евгений Немировский

Этим художником по праву гордится чешский народ, хотя большую часть жизни он прожил в Париже, а в искусстве был убежденным последователем направления, которое именуется югендштиль. В России этот стиль получил название модерн, а во Франции — ар нуво («новое искусство»). Художники данного направления сыграли колоссальную роль в истории западноевропейского изобразительного искусства начала ХХ века, — не меньшую, чем члены объединения «Мир искусства» в развитии русского.

Альфонс Муха. Фотография 1900 г.

 

Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда. Семья была большая. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. Альфонс был первым сыном во втором браке. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Мальчик с детства хорошо рисовал. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна д’Арк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.

Рекламные плакаты для Сары Бернар

Учился Альфонс в Мюнхене и Вене. Тогда же он увлекся декоративно­прикладным искусством. Освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием. Среди первых его работ в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы».

Осенью 1887 года  Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж.Лоренса, где затем и преподавал.

Рекламный плакат сигаретной бумаги «Иов»

В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»). Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Золотая Прага» («Zlata Praha»).

Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle

Обложка для журнала «Кокорико». Париж, 1899 г.

Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье.

Первый большой успех пришел к Альфонсу Мухе в 1894 году, когда он сделал рекламный плакат для великой актрисы Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844—1923). Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда­нибудь делали что­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые  пришлось срочно раздобывать. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Бруноф впоследствии купил это кафе, и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью.

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм)  были заклеены все стены и заборы Парижа.

Полосы из книги с молитвой «Отче наш». Париж, 1899 г.

Плакат Саре Бернар понравился, и она стала постоянной заказчицей Альфонса Мухи. В 1897–1903 годах художник делал плакаты чуть ли не к каждой постановке, в которой она играла. Например, для «Лоренцаччо» Алфреда де Мюссе (Alfred de Musset, 1810—1857) и для «Самаритянки» известного французского драматурга Эдмона Ростана (Edmond Rostand, 1868—1918). Сегодня все эти плакаты — предмет вожделения богатых коллекционеров. На аукционах за них платят миллионы.

Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.

Сотрудничество с Бернар сделало Альфонса Муху признанным и популярным мастером прикладной графики. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном, и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Бумага эта почему­то была названа именем библейского праведника Иова.

В 1898–1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнаженных, а также изящных дамских головок. Альфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

В 1899 году в Париже увидела свет оформленная художником молитва «Отче наш» на латинском и французском языках. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Открывалась она фронтисписом, изображавшим человека, взывающего к изображенному где­то сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.

Что касается книжной графики, то прежде всего нужно рассказать о работе Мухи над 134­страничной книгой популярного в ту пору французского комедиографа Робера де Флера (Robert de Flers) «Ильзе, принцесса Трипольская2», вышедшей в Париже в 1897 году в издательстве Анри Пиацца (Henri Piazza). Сюжет был заимствован из пьесы Эдмона Ростана, в основу которой была положена легенда XIII столетия.

Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.

Полоса из книги «Декоративная документация». Париж, 1901 г.

Страница из газеты «Нью-Йорк дейли ньюз», посвященная Альфонсу Мухе. 1904 г.

Оформительскую задачу художник решал комплексно. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Рисунки и орнаментика были на каждой из 134 страниц, они как бы окружали помещенный в прямоугольной рамке и набранный типографским шрифтом текст. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Напечатали всего 252 нумерованных экземпляра книги, и каждый из них стоил целое состояние — 40 тыс. франков. Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой. Эта книга была подлинным произведением искусства, издательским успехом, о котором в ту пору много говорили. Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом черно­белой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. Появление дорогой книги, изготовленной дешевым и нетрудоемким способом, было парадоксальным. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.

Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех. В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках.

Рисунок из книги «Декоративная документация». Париж, 1904 г.

В 1900 году Муха сделал плакаты для Всемирной выставки в Париже, которая должна была подвести итоги уходящего столетия и возвестить о приходе нового века, от которого ждали очень многого, но, конечно, не думали, что он будет столь жестоким и кровавым. Правда, никаких чудес техники мы на этих плакатах не найдем — здесь все те же излюбленные Мухой женские образы.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже  стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразые орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Немало таких украшений было сделано и для невесты, а затем и супруги Мухи — Марии Хытиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Программа спектакля с участием Лесли Картер. Нью-Йорк, 1908 г.

Надо сказать, что в области декоративно­прикладного искусства работали почти все художники югендштиля, и Альфонс Муха не был исключением. Его работы сохраняют свое очарование и сегодня.

Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Оставив борт пришвартовавшегося в Нью­Йорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909­го. Имя Мухи в США было хорошо известно: нью­йоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Среди работ, исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в Нью­Йорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея.

Вернувшись в Париж, Муха работал над новым томом «Декоративной документации», увидевшим свет в том же 1904 году. Хороши в этом томе были рисунки плакеток с обнаженными девичьими фигурами. Для текста на них были оставлены прямоугольные плашки.

Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда; он хочет издать что­либо мое. Я предложил мою работу о драпировках. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей, и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Акварели эти художник называл «Блаженствами». В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.

Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью­Йорк, на этот раз вместе с женой. Художника пригласил Институт искусств в Чикаго, лекции в котором он читал на протяжении трех лет. Занимался он и практической работой. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью­Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.

Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.

Альфонс и Марушка с родившейся в Америке дочкой Ярославой возвратились в Европу в июне 1909 года. Лето они провели в деревне под Прагой, а в октябре Муха снова отправился за океан и пробыл там до середины апреля 1910 года. На этот раз он занимался преимущественно портретной живописью. Еще одно заокеанское путешествие состоялось в 1913 году. Однако художник был уже немолод и решил, что следует больше времени проводить на родине.

Почти 15 лет жизни Альфонс Муха посвятил грандиозному замыслу — циклу картин «Славянский эпос». Художник решил запечатлеть на полотне наиболее значимые события общеславянской истории. Картины были громадные — 6Ч8 м. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт­Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице­Сергиева лавра.

Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью и сразу начал сотрудничать с новой властью — сделал эскизы денежных знаков и почтовых марок для Чехословакии. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии «Славянский эпос». Затем картины повезли в Америку, и туда же отправилась вся семья Мухи — на этот раз они пробыли в США два года.

В сентябре 1928 года художник передал картины серии «Славянский эпос» в собственность городу Праге. Место для них нашли не сразу. Сначала их выставили в новом Дворце промышленности, а потом отправили в город Брно. Ныне картины находятся в городе Моравский Крумлов.

Альфонс Муха на выставке полотен из цикла «Славянский эпос». Фотография 1919 г.

Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты, и картины из цикла «Славянский эпос».

15 марта 1939 года фашистские войска оккупировали Чехословакию; начались аресты и гонения на интеллигенцию. Был арестован и Альфонс Муха, но больного старика все же вскоре отпустили домой. Тем не менее силы его были подорваны, и 14 июля 1939 года он умер. Марушка, которая была на 22 года моложе мужа, пережила его на двадцать лет и скончалась 14 марта 1959 года.


1О нем см.: Mucha J. Meister der Jugendstils Alfons Mucha. Prag, 1965.

2См.: Flers R. de. Ilsйe, princezny Tripolskй. Paris, 1897.

КомпьюАрт 4’2006

compuart.ru

Художник Альфонс Муха: виртуоз «искусства для всех»

24 июля 1860 года родился всемирно известный чешский художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, плакатист Альфонс Муха.

Имя Альфонса Мухи стало буквально символом живописи конца «золотого» — начала «серебряного» веков.

Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) — «стилем Мухи». Или — «модерн», «югендстиль», «сецесьон». «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире.


Альфонс Муха. «Поэзия и Танец», серия «Искусство». 1898

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там художник и освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.


После занятий в Мюнхене Муха переехал в Париж, где продолжил учёбу в Академии Коларосси и зарабатывал на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.


Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу. Альфонс сходил на спектакль и, под его впечатлением, набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, а стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью.


Когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По её настоянию он получил место главного декоратора театра.

Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.

С Альфонсом подписали контракт на целых шесть лет, в течение которых из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям. Самые известные — «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.


Альфонс Муха. Рекламные плакаты спектаклей Сары Бернар, 1894-1898

В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а манера изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах.


Альфонс Муха. Серия «Времена года». Весна, Лето, Осень, Зима


Альфонс Муха. Утро, День, Вечер, Ночь, 1889

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор издаются в виде арт-постеров.


Альфонс Муха. Слева — афиша ХХ выставки *Салона ста*, 1896. Справа — реклама папиросной бумаги

Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения.


Альфонс Муха. Слева — золотой браслет для Сары Бернар, 1899. Справа — цепочка с подвесками, 1899-1900

В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций — от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги.

В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль — Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».


Альфонс Муха. Слева — Портрет жены Марушки. 1905. Справа — Портрет жены художника Марушки, 1917

В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян. С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.


Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси, из цикла «Славянская эпопея«1914

Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.


Альфонс Муха

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.


Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров

.






Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года — ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.

Из: Изюминки, wikipedia

Также читайте:
Альфонс Муха в Москве
Фантастические ювелирные украшения Альфонса Мухи

www.izbrannoe.com

Альфонс Мария Муха — творчество чешского художника: картины, живопись, плакаты, музей

Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. С его именем связано возникновение нового стиля в искусстве, зародившегося на стыке 19-20 веков. В европейском искусстве этот стиль получил название модерн или ар-нуво.

Отличительной чертой произведений в стиле модерн стал отказ от прямых линий в пользу естественных природных изгибов. Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Его многогранный талант оказал влияние на многих европейских архитекторов, художников, графиков.

Биография Альфонса Мухи

24 июля 1860 недалеко от Брно, в старом маленьком моравском городке Иванчице родился Альфонс Мария Муха. Мальчик рано начал увлекаться пением и живописью.

После окончания гимназии, отец направил его работы в художественное училище в Праге с просьбой о зачислении. Но в ответ профессора сообщили, что у автора работ недостаточно таланта.

После такой неудачи юноше пришлось работать писарем в местном суде. Но это не помешало Альфонсу придумывать декорации, рисовать афиши и билеты для местного театра. Во многом этот период жизни определил характер его будущего творчества.

Два года спустя, в 1789 году, по объявлению в венской газете, Альфонс Муха устроился в мастерскую «Каутски-Бриоши-Буркхарт», которая занималась изготовлением различной театральной фурнитуры.

В 1881 мастерская была полностью уничтожена во время пожара, и художник вынужден был уехать в маленький чешский городок Микулов. Здесь ему пришлось заняться оформлением родового замка местного графа Куэн-Беласи.

Творчество Альфонса произвело большое впечатление на графа, который предложил молодому художнику помощь и стал его меценатом. В 1885 Альфонс поступил на третий курс Академии художеств в Мюнхене. Отучившись два года, художник принял решение завершить свое художественное образование в Париже.

Альфонс Муха был принят в одну из самых известных художественных школ Франции – Академию Жюльена, а затем в Академию Коларосси. Однако в 1889 он лишается материальной помощи графа Куэна-Беласси и работает простым оформителем, газетным иллюстратором.

В 1894 художнику поступил заказ от театра «Ренессанс». Требовалась афиша для премьеры спектакля «Жисмонда» с блистательной Сарой Бернар. Выбрав для работы вытянутый горизонтальный формат, добавив цвета и мелких деталей, художник изменил до сих пор существовавший принцип составления афиш.

На Сару Бернар работа неизвестного художника произвела колоссальное впечатление. Великая актриса захотела с ним познакомиться. В результате сотрудничества были созданы работы: «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет»


В течение шести лет после этой счастливой встречи, Альфонс Муха в качестве главного декоратора театра «Ренессанс» рисовал афиши, создавал украшения, придумывал костюмы и декорации к этим спектаклям.

В этот период творчества у художника складывается свой характерный узнаваемый стиль.

Смысловым центром горизонтально вытянутого панно служит изображение загадочной незнакомки с пленительной улыбкой на устах в обрамлении замысловатого орнамента, составленного из фрагментов фантастических цветов и растений, символических изображений, изысканных переплетений арабесок.

На волне успеха, в 1897, в парижской галерее «La Bodiniere» успешно прошла первая выставка работ художника . На следующий год в Salon des Cent (Салон Ста) открылась вторая, более крупная. Затем целый ряд выставок прошёл по всей Европе.

В 1898 началось блестящее сотрудничество Альфонса с Жоржем Фуке, сыном предприимчивого парижского ювелира. Результатом совместной работы стала неординарная коллекция ювелирных изделий. Впечатлённый успехом ювелир, заказал Мухе оформление фасада своего дома и разработку интерьера для нового магазина.

Кроме художественного творчества, Альфонс Муха занимался преподавательской и аналитической деятельностью. В 1901 была опубликована его книга «Декоративная документация», которая стала практическим пособием для многих художников.

В ней были собраны образцы всевозможных орнаментов, эскизы мебели, предметов бытового обихода, наброски ювелирных изделий. Большая часть представленных рисунков была позже воплощена в готовых изделиях.

В 1900 в Париже проходила Всемирная выставка, для которой Муха оформил павильон Боснии и Герцеговины. Именно в это время у художника возникает интерес к истории славянских народов, который только усиливается во время путешествия по родным местам. В нём крепнет желание создать цикл патриотических картин в неоклассическом стиле.

К началу XX века Альфонс Муха завоевал репутацию мэтра, к мнению которого с почтением прислушивалась художественная общественность не только Европы, но и Америки, которую он впервые он посетил в 1904. Имя Альфонса Мухи в Америке было хорошо известно.

3 апреля 1904 газета «New York Daily News» напечатала одну из его работ — «Дружба» и статью, посвящённую творчеству художника. В 1906 Альфонс Муха сотрудничал с «German Theatre» в Нью-Йорке: придумывал декорации и проект занавеса, создавал декоративные панно и эскизы костюмов. Четыре года он провёл в США, успешно совмещая занятия живописью и преподаванием.

Вернувшись в Чехию в 1910, художник начал работать над осуществлением своей давней мечты — созданием цикла полотен «Славянская эпопея». Эта работа заняла почти 18 лет.

В 1913 Альфонс Муха совершил поездку в Россию, побывал в Москве и Санкт-Петербурге. Особые чувства у него вызвало посещение Троице-Сергиевой лавры. Полученные во время поездки впечатления нашли отражение в «русских» полотнах этого цикла.

В 1918 была образована новая республика Чехословакия, и её правительство обратилось к Альфонсу Мухе с просьбой разработать дизайн новых государственных купюр, почтовых марок, государственного герба и бланков правительственных документов. Этот период его творчества отмечен созданием эскиза знаменитого витража в соборе Святого Вита в Пражском Граде.

Заключительное полотно из цикла «Славянская эпопея» было написано в 1928, и художник передал в дар чешскому народу 20 произведений, поэтизировавших историю славянских народов. Эти произведения вызвали у зрителей меньший интерес, чем его ранние работы в стиле модерн, хотя для самого Альфонса Мухи работа над этим грандиозным замыслом была основным смыслом его творческой жизни.

В 1939, после оккупации Чехословакии, художник был арестован нацистами. В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге. В 1998 в столице Чехии в честь знаменитого чешского художника был открыт музей.

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном», 1902
  • «Мадонна в лилиях», 1920
  • «Зимняя ночь», 1920
  • «Портрет Ярославы», 1930
  • «Женщина с горящей свечой», 1933

 

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

  • «Славяне на исконной родине»
  • «Праздник в честь бога Свантовита»
  • «Симеон, царь Болгарии»
  • «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
  • «После Грюнвальского сражения»
  • «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
  • «Отмена крепостного права в России»

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • «Саломея» 1897
  • «Времена года», серия 1896
  • «Четыре цветка», серия 1898
  • «Драгоценные камни», серия 1900
  • «Принцесса Гиацинт», 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства.

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»

Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. Он был категорически против того, чтобы его запомнили только по великолепным декоративным произведениям.

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Музей Альфонса Мухи в Праге

В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи.

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи. Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка.

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Официальный сайт музея: www.mucha.cz

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00

Оцените работы художника в этой видеогалерее:


Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения.

Вам может быть интересно:

  1. Карта метро Праги для туриста
  2. Вацлавская площадь — отели, рестораны и магазины
  3. Зимняя Прага — туристический магнит
  4. Из Пардубице в Прагу — 3 способа добраться
  5. Готовим нежное вепрево колено по классическому рецепту
  6. Погода в Праге в апреле — какие особенности
  7. Оформляем визу самостоятельно — инструкция

cze-tour.com

Художник Альфонс Муха. Творчество. Биография. Фото

Альфонс Муха — чешский художник, имя которого стало на Западе символом Золотого века живописи, практически не известен в нашей стране. Между тем, талантливый мастер оставил глубокий след в истории искусства, введя свой собственный неповторимый стиль, до сих пор носящий название «стиль Мухи». В чем тайна и трагедия судьбы известного художника? Об этом наша статья.

Биография

Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Экзамены он провалил, поэтому ему пришлось искать себе работу. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен.

Признание

После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Однако к этому времени его покровитель умирает, и художник остается без средств к существованию. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь, изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари. Но судьба благосклонна к гению. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Сара Бернар, известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Художник моментально становится знаменитым. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В это же время Альфонс Муха начинает писать авторские картины, организует персональные выставки в Париже.

Любовь

Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. В 1906 году мастер женится на Марии. Позже у них рождаются две дочери и сын. В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года. Здесь он получает несколько заказов на портреты, а также читает лекции в Нью-Йоркском университете. Но мечты о родине не покидают художника, и вскоре он возвращается в Чехию.

Последняя дань родине

После возвращения в Прагу Альфонс Муха, картины которого становятся известны по всему миру, приступает к самой грандиозной своей работе. Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Этому же периоду принадлежит работа Мухи над созданием официальных банкнот и марок независимой Чехословакии. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта.

Забытый гений

После 30-х годов интерес к творчеству мухи начинает падать, а к началу 2-й мировой войны его и вовсе вносят в список врагов III Рейха. Его посадили в тюрьму по подозрению в пропаганде антифашистских и националистических настроений. После серии арестов и допросов в 1939 году Альфонс умирает от пневмонии, успев в 1939 году опубликовать свои мемуары. Похоронен Муха в Чехии на Вышеградском кладбище.

Семья

Муха прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив после себя талантливых потомков. Мария, ученица и супруга мастера, пережила мужа на 20 лет. Иржи, сын художника, стал известным журналистом, а дочери и внуки мастера унаследовали творческие способности. Так, внучка Мухи Ярмила, которая жива до сих пор, создала проект по созданию декоративных изделий по эскизам своего дедушки.

Творчество

Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В представлении принимала участие Сара Бернар. Великая актриса была очарована работой. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка.

Самые знаменитые серии картин

Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Среди самых известных работ значительное место занимают знаменитые серии «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Драгоценные камни», а также популярная на весь мир «Славянская эпопея». Рассмотрим историю написания самых известных картин автора.

«Славянская эпопея»

В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Приведем краткое описание картины. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, «Славянская эпопея» сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера, имя которого Альфонс Муха.

«Времена года»

В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Весна, например, изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Лето – с помощью ярких зеленых оттенков, осень – насыщенно-оранжевой, а зима – прозрачно-холодной. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.

Рекламные плакаты

Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Его композиции, как правило, изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в виде плакатов в модных газетах и журналах. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях, игральных картах, рекламных этикетках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. От хороших заказов просто не было отбоя, и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа», и художник заключает с ним выгодный контракт. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.

Музей Альфонса Мухи в Праге

Является единственным официальным музеем художника. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда», изменившую жизнь гения. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Посетители узнают и детали личной жизни автора. В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям.

Заключение

Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX—XX столетий. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства.

fb.ru

Альфонс Муха | Artifex.ru

Жёлто-коричневые цвета, характерные завитушки и чёткие контуры, будто нарисованные хорошо заточенным карандашом – картины этого художника легко узнаваемы и очень популярны. Главные герои его работ – красивые рыжеволосые славянки и растительный причудливый орнамент. А ещё в честь этого великого живописца назвали астероид №5122! Конечно же, мы говорим об Альфонсе Мухе (Alfons Mucha).

Его имя чётко ассоциируется со стилем Модерн. Его ещё часто называют Ар-нуво, что в переводе с французского означает «новое искусство». Это направление вошло в моду в конце 19-го века, а угасло в 10-х годах 20-го. Растительный орнамент, изогнутые линии, отказ от углов – вот основные отличительные черты Модерна. Забавно, что Муха не любил это направление и лишь зарабатывал деньги с его помощью.

 

 

Главной «фишкой» его картин является техника многокрасочной литографии. Это такой способ печати, при котором краска под давлением переносится на бумагу с плоской формы. Правда, Мухе пришлось изобрести собственный метод литографии. Дело в том, что художник был большим поклонником византийского золотого цвета, как бы поблёкшего от времени, а печать тех времён не использовала такие краски.

Второй особенностью его работ стал размер. Мастер ввёл в моду вертикальный продолговатый формат, которым его картины оригинально отличались от остальных.

Альфонс Муха стал невероятно популярен благодаря одной женщине. Она была культовой актрисой и её звали Сара Бернар. Благодаря ей весь Париж выстроился в очередь за картинами модерниста. Давайте перенесёмся в конец 19 столетия и узнаем, как развивалась та история.

Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Муха сделал набросок в своём блокноте во время представления, а затем нарисовал эскиз прямо на мраморной плите столика в кафе, за неимением других подручных черновиков. Афиша стала революционной! Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. Актрисе так понравилась работа, что она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра! А то легендарное кафе, в котором был сделан первый набросок, предприимчивый де Бруноф купил, чтобы показывать за отдельную плату стол-черновик.

Все картины Мухи пронизаны спокойствием и гармонией. Они умиротворят и дают ощущение тепла и света. Его работы очень целостны по композиции, а также очень лиричны по сюжету. Хоть сам автор и относился скептически к своим произведениям в жанре Модерн, уже более ста лет ценители всего мира восторгаются ими.

artifex.ru

Альфонс Муха картины в стиле Арт-Нуво

Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник. Родился в 1860 году – умер в Праге в 1939 году. Кроме живописных полотен, плотно занимался театральной и рекламной афишей в стиле модерн и Арт-Нуво (Art Nouveau).

Родился великий художник в городе Иванчице. В 20 лет получил образование художника в городе Брно. После этого продолжал обучаться секретам мастерства в Академиях художеств городов Мюнхена и Парижа.

Долгое время Альфонс Муха был не очень заметным художником. Но после того как в 1894 году создал первую афишу для спектакля Ренессанс, получил широкую известность сначала в Париже, а потом и во всём мире. Известные плакаты к спектаклям – Жисмонда, Дама с камелиями, Лорензаччо, Медея и другие. Mucha Alphonse выступал не только как художник, но и как дизайнер. По его эскизам и картинам создавались костюмы, и даже ювелирные украшения.

Характерная черта его работ – это голова томной дамы, которая окружена пестротой и роскошью. Времена года, Цветы, Месяцы, Звезды и др. – его Арт-Нуво печаталось в журналах и газетах и сделало его ведущим модернистом того времени.

Начиная с 1920 годов, Альфонс резко изменяет стиль своего творчества и создаёт целую серию картин “Славянская эпопея”.  Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы. Церковь отозвалась резко и крайне негативно о том, что художник затронул языческую дохристианскую историю человечества, но поклонники творчества и сам художник уже не обращали на эти выпады внимания. Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства.

Апофеоз истории славянства

 

Автопортрет

 

 

Брюнетка

 

Царь Симеон Болгарский

 

Цветы

 

Фрукты

 

Геральдическое рыцарство

 

Коронация Сербского короля Стефана Душана

 

Лето

 

Лунное сияние

 

Мадонна лилии

 

Монако и Монте-Карло

 

Оборона Цигета

 

Осень

 

Отмена крепостного права на Руси

 

Пётр Хельчицкий

 

После битвы на Виткове

 

После Грюнвальдской битвы

 

Праздник Свентовита

 

Принцесса Гиацинт

 

Присяга общества Омладина

 

Пржемысл Отакар второй

 

Сдельная работа

 

Северная звезда

 

Славяне на исконной родине

 

Соламбо

 

Танец

 

Транспортные услуги

 

Утренняя звезда

 

Вечерняя звезда

 

Весна

 

Встреча в Кржиржках

 

Ян Амос Коменский. Последние дни в Наардене

 

Ян Милич из Кромержиржа

 

Задумчивость

 

Зима

 

Зима

Если вы хотите знать всё о мебели из массива или у вас накопилось много вопросов по это теме, то добро пожаловать на massive-mebel-forum.ru. Только здесь вы узнаете всё о древесине и уходе за мебелью.

 

 

 

art-assorty.ru

Советы рукодельницам