Дидактические игры на словообразование

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных

Упражнения для закрепления формы множественного числа:

  1. «Один – много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

Воспитатель показывает картинку и называет: шар.

– А у тебя, – спрашивает воспитатель, – что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

  1. «Лови и называй».

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов.

  1. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
  2. «Измени слово». Воспитатель называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
  3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Упражнения для уточнения формы родительного падежа:

1) Игра «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2) Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

Дидактическая игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Воспитатель предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Воспитатель предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? – показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? – показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Воспитатель: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

Воспитатель ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Воспитатель предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.

  1. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчик                       

Иван-богатырь

Иванушка

Иван

рубашечка

рубашища

сапожки

сапожища

кармашек

карманище

ремешок

ремнище

топорик

топорище

сабелька

саблища

ножка

ножища

рука

ручища

глазик

глазище

усики

усищи

голос

голосище

силушка

силища

 

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Оборудование: картинки.

 

Листья падают-листопад

Сам ходит – самоход

Снег падает – снегопад

Звонит попусту – пустозвон

Звезды падают – звездопад

Сено косит – сенокос

Разводит сады – садовод

Везде ходит – вездеход

Разводит леса – лесовод

База для нефти – нефтебаза

Перевозит лес – лесовоз

Ходит на атомной энергии – атомоход

Сам летит – самолет

Пыль сосет – пылесос

Воду возит – водовоз

Рыбу ловит – рыболов

 Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, – …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, – …(лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

 

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Оборудование: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный материал:

– чик                             – ист

ракетчик                      танкист

миномётчик                 связист

лётчик                          артиллерист

зенитчик                       

 

Дидактическая игра «У кого какая мама»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, – их, – ок).

Оборудование: картинки с изображением животных.

Словарный материал:

львица                      зайчиха                             теленок (корова)

тигрица                    олениха                             ягнёнок (овца)

лисица                      ежиха                                жеребенок (лошадь)

волчица                                                              поросенок (свинья)

медведица                                                          цыпленок (курица)

верблюдица                                                      

 

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов – щик, – тель, – ист.

часовщик                 строитель                          пианист

крановщик               учитель                             бульдозерист

каменщик                                                           тракторист

стекольщик                                                       

 

Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, – картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Дидактическое упражнение «Скажи, что они делают»

Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает детей:

  • Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.)
  • Кто выращивает виноград? (Виноградари.)
  • Кто выращивает чай? (Чаеводы.)
  • Кто выращивает свеклу? (Свекловоды.)
  • Кто выращивает хлопок? (Хлопкоробы.)

Игры на образование новых слов с помощью суффикса.

«Зверюшки»

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

 

 

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования глаголов

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

 

Мыла – вымыла,

Умывается – умылся,

Одевается – оделся,

Гладит – погладила,

Поливает – полил,

Рубил – срубил,

Убирает убрал,

Вешает – повесил,

Рисует – нарисовал,

Прячется – спрятался,

Стирает – постирал,

Пишет – написал,

Ловит – поймал,

Красит – покрасил,

Догоняет – догнал,

Строит – построил

 

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Оборудование: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

  • Что делает мальчик? (Рисует.)
  • Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит – слепил, моет – вымыл, пел – спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

 

-Что делает Незнайка?

– Незнайка бежит.

– За что забежал Незнайка?

– Незнайка забежал за дом.

– К чему подбежал Незнайка?

– Незнайка подбежал к дому.

– Откуда выбежал Незнайка?

– Незнайка выбежал из дома.

 

 Ход игры:

 

Грач с юга …..(прилетел).

Грачевник…… (облетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

 

 

 

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования прилагательных

Игры на образование относительных прилагательных.

«Волшебные превращения»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

        Волшебник живёт, чародей.

        Волшебною палочкой чудной своей

       Он делает массу полезных вещей.

       Из материалов обычных

       Много предметов различных

       Создаст чародей за мгновенье

       Лишь палочки прикосновеньем.

       Из хрусталя, поролона и кожи

       Он сотворить очень многое может.

       Вам нужно круги «золотые» вращать,

       Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

«Образуй»

Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

«Чей? Чья? Чье?»

Ход игры: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванина ухо.

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

«В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой – в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?…(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?…(вкуснее, горячее), а у большой?…(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

 

 Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.

Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                 из пластмассы –                 из бумаги –

из камня –                  из металла –                        изо льда –

из глины —                  из стекла –                           из дерева –

 

Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. И так далее.

 

Дидактическая игра «Продуты питания»

 Цель: Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

 Ход:

Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (пока­зывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

 Воспитатель: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье. Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье. Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

 Воспитатель: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банано­вое, ананасовое варенье.

Дети повторяют.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Ход игры:

Воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

Например:

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Примерные предложения:

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

«Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

«Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

Ход игры:

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Воспитатель задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Воспитатель дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми) ; я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

«Вкусное варенье»

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Ход игры:

Воспитатель показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т. п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т. д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью воспитателя отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

«Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.) ». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом: «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т. д.

«А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной, редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а воспитатель получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

«Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Воспитатель выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет воспитатель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предло-жения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т. п.

 «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д., предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: воспитатель спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами: соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т. д.

«Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал

Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч высоко подпрыгнул.

 Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

«Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.) .

Ход игры:

Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.

«Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т. д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т. д

«Подбери словечко»

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок. (беленький).

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик. (низенький).

Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

 

 

 

verhotinanv-shat-dou28.edumsko.ru

Дидактическая игра на словообразование «Маленькие волшебники»

«Маленькие волшебники»

Эта игра поможет дошкольникам познакомиться со способом образования уменьшительно-ласкательных существительных с помощью «маленьких волшебников», а школьникам – сформировать умение выделять суффиксы в уменьшительно-ласкательных существительных с помощью игровых образов.

Игра для детей подготовительной к школе группе и для начальных классов.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление навыков словообразования уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов.

Формирование умения выделять суффикс в слове.

Коррекционно-развивающие:

Развитие познавательного интереса к слову.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения анализировать, сравнивать, синтезировать.

Воспитательная задача:

Воспитание интереса к слову, словотворчеству.

Воспитание аккуратности во время действий с игровым оборудованием.

Воспитание умения действовать в соответствии с правилами игры.

«Маленькие волшебники» – суффиксы превращают большие предметы в маленькие.

1 вариант. Ознакомительный

Детям предлагаются картинки, которые принес «маленький волшебник» ИК. Игра «Большой – маленький» Предлагаются существительные мужского рода.

Слова: лес – лесок, глаз – глазок, остров – островок, колос – колосок, зуб – зубок, город – городок

-Какие два звука мы слышим в конце слова?

Количество играющих от 1 и более

2 вариант. «Подарки для маленьких волшебников»

Дети подбирают картинки для одного или двух «маленьких волшебников»

Количество играющих от 1 и более

лес – лесок, глаз – глазок, остров – островок, колос – колосок, зуб – зубок, город – городок, дуб – дубок, голубь – голубок, гриб – грибок, мел – мелок, сыр – сырок

кофе-кофеёк, кисель – киселёк, чай – чаёк, окунь – окунёк, пень – пенёк, ручей – ручеёк, тополь – тополёк, якорь -якорёк

стул – стульчик, кувшин – кувшинчик, колокол – колокольчик, бутон – бутончик, мотор – моторчик, заяц – зайчик, палец – пальчик.

куб – кубик, дождь – дождик, гном – гномик, зуб – зубик, кот – котик, ромб – ромбик, магнит – магнитик, нос – носик, журавль – журавлик, нос – носик- стол – столик, дом – домик, шарф – шарфик, сад – садик, гвоздь – гвоздик

а белка – белочка, кнопка – кнопочка, банка – баночка, булавка – булавочка, иголка- иголочка, нитка – ниточка, ветка – веточка, роза – розочка, звезда – звездочка, лодка – лодочка, утка – уточка, елка – елочка, вилка – вилочка, булка – булочка,

а ложка – ложечка, кукушка – кукушечка, линейка – линеечка, майка – маечка, печка – печечка, подушка – подушечка, скамейка – скамеечка, шишка – шишечка

а вода – водичка, коса – косичка, лиса – лисичка, птица – птичка, синица – синичка

а зима – зимушка, ива – ивушка, лебедь – лебёдушка, трава – травушка, сова – совушка, рябина – рябинушка, дед – дедушка

3 вариант. «В гостях у маленьких волшебников»

Оборудование: игровой кубик (с точками или цифрами), набор картинок, игровое поле

Правила:

Раздаются карточки с картинками по количеству детей. Дети по очереди кидают кубик. Количество точек соответствует номеру суффикса на игровом поле. Ребенок подбирает слово (картинку) с заданным суффиксом и кладет карточку слева от «маленького волшебника». Побеждает тот, у кого закончатся все картинки.

Количество играющих от 1 и более человек

Интернет ресурс: картинка леса https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0864/0008323b-38e86593/img8.jpg

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Примерный список дидактических игр по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи

Примерный список дидактических игр по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи


1 младшая группа


Дидактические игры на словоизменение


Род имен существительных, согласование с прилагательными


“Чудесный мешочек”, “Назови картинку”, “Какой, какая, какое?”


Имена существительные родительного падежа


“Чего не стало?”, “Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?”Употребление предлогов”Где снежинка?”, “Найди перышко”, “Устроим кукле комнату”, “Где малыши?”


Число имен существительных


“Один – много”


Употребление несклоняемых существительных


“Что нарисовано”


Употребление глаголов


“Зайка сделай”, “Кто что делает?”, “Кто как кричит?”


Дидактические игры на словообразование


Образование названий детенышей животных


“Найди детёныша для мамы”, “Чей голос?”, “Прятки”, “Теремок”, “Помоги найти маму”, “Малыши на прогулке”, “Узнай кто это”, “У кого какая мама?”


Образование однокоренных слов


“Скажи ласково”, “Кузовок”, “Ласковые имена”


Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.


Построение предложений


“Кого покатаем на машине?”, “У кого?”, “Составь предложение”(с использованием игрушек и картинок)


2 младшая и средняя группы


Дидактические игры на словоизменение


Род имен существительных, согласование с прилагательными


“Магазин”, “Назови картинку”, “Лото”, “Назови какой”, “Поручение”


Имена существительные родительного падежа


“Чего не хватает кукле?” “Чего, кого не стало?”, “Лото”, “Парные картинки”, Магазин”


Употребление предлогов


“Бабочка и цветок”, “Где, откуда и куда?”


Число имен существительных


“Один – много…”, “А что у вас?”, “Магазин”


Употребление несклоняемых существительных


“Посмотри и запомни”


Употребление глаголов


“Кто, что делал?”, Как ты провел выходные”, “Кукла станцуй” “Вы хотите? – Мы хотим”, “Медвежонок и ослик разговаривают по телефону”, “Что вы хотите делать?”, “Научим куклу Катю одеваться”


Дидактические игры на словообразование


Образование названий детенышей животных


“У кого какая мама”, “Кто у кого?”,Образование названий посуды”Таня в магазине”, “Помоги маме”, “Магазин посуды”


Образование однокоренных слов


“Уменьшаем и увеличиваем”, “Скажи ласково”, “Кузовок”, “Кто сумеет похвалить”, “Сказка про двух братьев”


Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.


Построение предложений


“Продолжи предложение” ” Закончи предложение”, “Что умеют делать звери?”, “Кто у кого”(предложения с противительным союзом “а”)


старшая группа


Дидактические игры на словоизменение


Род имен существительных, согласование с прилагательными


“Какой, какая, какое?”, “Отгадай, что это?”, “Расскажи о предмете”, “Три линейки” “Опиши картинку”.Имена существительные родительного падежа”Чего не стало?”, “Лото”, “Парные картинки”, ” Магазин”


Употребление предлогов. Число имен существительных


“Кому угощение?”, “Магазин”, “Лото”, “Парные картинки”


Употребление несклоняемых существительных


“Ателье”, “Кафетерий”


Употребление глаголов


“Научим Незнайку одеваться”, “Что вы хотите делать?”, “Мишкина гимнастика” (повелительное наклонение) “Кто больше назовет действий”.


Дидактические игры на словообразование


Образование названий детенышей животных. Образование названий профессий


“Мы – спортсмены”, “Кто кем хочет стать?” “Все профессии важны, все профессии нужны”, “Мишка – музыкант”, “Назови профессию”, “Кто служит в армии?”, “Расскажи, что делают”


Образование названий посуды


“Магазин посуды”, “Назови одним словом”


Образование однокоренных слов


“Уменьшаем и увеличиваем”, “Опиши одним словом”, “Сказка про двух братьев”, “Как растут слова”


Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.


Построение предложений


“Продолжаем предложение”, “Закончи предложение”, “Составь предложение”, “Размытое письмо”, “Живые слова”, “Скажи по-другому”, “Послушай и перескажи”


 

ddu-ozery.schools.by

Советы рукодельницам