Картотека игр по развитию речи на формирование грамматического строя речи

Содержание

Картотека игр

по развитию речи

на формирование грамматического строя речи

содержание

1. Игра «Один –много»……………………………………………………….…….3

2. Игра «Почини сломанные игрушки»………………………………….………4

3. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный»………………..………5

4. Игра «Подскажи Незнайке»……………………………………………..………6

5. Игровое упражнение «Забота»………………………………………….………7

6. Игра «Моркие сокровища»……………………………………………….…….8

7.ПОДБЕРИ ПРИЗНАК……………………………………………………..……..9

8.НАЗОВИ ЛАСКОВО………………………………………………………..……10

9.ПОСЧИТАЙ………………………………………………………………………11

10.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………12

11.СКАЖИ НАОБОРОТ………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………..14

1. Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

— Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

4. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой);

Стучать…., строгать…., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

5. Игровое упражнение «Забота».

Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: детям раздаются картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем)аботятся дети?».

6. Игра «Моркие сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ.

Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

7.ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) —  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) —  белая, праздничная….

Шуба (какая?) —  меховая, теплая…

8.НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая — шубка тепленькая

Лиса хитрая — лисичка хитренькая

Заяц белый — зайчик беленький

Сапоги чистые — сапожки чистенькие

Ветка короткая — веточка коротенькая

Шишка длинная — шишечка длинненькая

Ворона черная — вороненок черненький

Снег белый — снежок беленький.

9.ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

10.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную — поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

11.СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать — …

Приплывать — … .

Список литературы

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/21/igry-i-uprazhneniya-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya-rechi-v

  2. http://www.maam.ru/detskijsad/igry-sposobstvuyuschie-formirovaniyu-gramaticheskogo-stroja-rechi-slovoizmenenie.html

  3. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/rabota-s-roditelyami/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya-rechi-detej-starshevogo-doshkolnogo-vozrasta.html

infourok.ru

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

Шуба (какая?) — меховая, теплая…

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая — шубка тепленькая

Лиса хитрая — лисичка хитренькая

Заяц белый — зайчик беленький

Сапоги чистые — сапожки чистенькие

Ветка короткая — веточка коротенькая

Шишка длинная — шишечка длинненькая

Ворона черная — вороненок черненький

Снег белый — снежок беленький.

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную — поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

«РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

«БЛИЗКИЕ СЛОВА»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

               

«ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  — дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

«КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

«ПРЯТКИ»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (в кабине) И т.д.

«ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                    

Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                  

Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

«ВЫ ХОТИТЕ? — МЫ ХОТИМ»

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

— Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

— Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

— Хочу.

— Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

— Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

«ДОБАВЬ СЛОВА»

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

«СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк — волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

«ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

«УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … У меня растут цветы под … .

«КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить …).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

— Я буду летчиком, летать на самолетах.

— Я буду врачом, лечить детей.

— Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

«КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать — …

Приплывать — … .

«СКАЖИ – ПО-ДРУГОМУ»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать —  … , мчаться — …, нестись — … , гнать — … , тащиться — … , передвигаться — … .

«СОСТАВЬ ФРАЗУ»

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

infourok.ru

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей раннего возраста

При работе с детьми по развитию речи основное внимание необходимо уделять усвоению грамматического строя речи. Величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка заключается в том, что при ее усвоении формируется и мышление.

В работе над формированием грамматического строя речи детей раннего возраста выделяются следующие направления:

предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;
эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
совершенствование синтаксической стороны речи детей;
развитие чуткости и интереса к своей речи.

Необходимо содействовать освоению детьми грамматического оформления высказываний: изменение существительных по числам, падежам, глаголов — по числам, временам, лицам, образование уменьшительно-ласкательных наименований, согласование слов между собой, построение разных типов предложений (простые с однородными членами, сложносочиненные, некоторые сложноподчиненные), употребление в речи первых служебных слов.

В организованной воспитателем деятельности, проходящей непринужденно, живо, с помощью наглядных материалов и дидактических игр, решается только одна задача. Так как формирование грамматического строя речи — это постоянный непрерывный процесс, то работа по решению каждой задачи ведется и вне специальных занятий до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Ведущую роль в этом играет образец речи воспитателя. Также можно использовать такие приемы, как исправление, подсказку.

Игра «Коза-дереза».

Задачи: замечать образные рифмующиеся фразы украинской сказки; способствовать освоению грамматического оформления высказываний, образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

Материал: куклы настольного театра «Коза-дереза», украинская народная сказка «Коза-дереза».

Ход игры

За дверью слышен стук. В группу «вбегает» коза. Она просится к детям, хочет остаться жить в группе. Дети усаживаются на стульчики, стоящие полукругом у стола.

Воспитатель (В.). Что же случилось с козой, раз ей негде жить?

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показом настольного театра, интонационно подчеркивая рифмующиеся образные строки и свое отрицательное отношение к козе.

Рассказав сказку, педагог беседует с детьми о персонажах.

Жили-были дед да баба, да внучка Маша. Была у них коза… Какая коза?

Помогает детям воспроизвести: «Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога».

Как коза обманывала деда?

Воспитатель помогает детям разобраться, в чем состоит обман козы.

Какие слова говорила коза деду?

Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через гребельку, проглотила воды капельку — вот и вся моя еда.

Хорошо поступила коза? (Плохо.)
Что сделал дед с козой? (Ответы детей.)
Когда  коза еще сделала плохо?

Воспитатель помогает детям ответить на этот вопрос, имеющий обобщающее значение, — она еще зайкину избушку заняла и зайчика не пустила домой.

Кто выгонял козу из зайкиного домика? (Ответы детей.)
Как выгоняли козу из зайкиного домика?

Воспитатель помогает вспомнить содержание этих эпизодов. Дети имитируют голоса животных.

Какими словами коза пугала зверей?

«Я — коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога, тупну-топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету». И еще «Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами — пойдут клочки по закоулочкам».

Слова сопровождаются пальчиковой игрой «Коза»: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный — прижаты к ладони и обхвачены большим.

Кто прогнал козу? (Ответы детей.)
Какими словами петух Петя испугал козу?

— Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу. Ку-ка-ре-ку!

Дети имитируют походку и голос петуха.

Что можно сказать о Пете? (Хороший, молодец.)
Назовите Петю ласково. (Петенька, петушок.)
Как можно назвать зайку? (Заинька, зайчик, заюшка.)
Как можно сказать ласково про зайкин хвост? (Хвостик.)
Как можно сказать ласково про зайкины глаза? (Глазки.)
Как можно сказать ласково про зайкины уши? (Ушки.)

Коза просит прощения у зайчика, петуха и детей. Говорит о том, что она больше не будет никого обманывать и обижать. Дети позволяют ей остаться в группе.

Малыши могут поиграть с фигурками из настольного театра, обыгрывая понравившиеся эпизоды, воспроизводя образные рифмующиеся фразы.

Игра «Непослушный колобок».

Задачи: знакомить детей с дикими животными; способствовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без предлога).

Материал: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок», русская народная сказка «Колобок».

Ход игры

В группу вкатывается Колобок. Дети подхватывают его, здороваются, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку (во время предварительного чтения у сказки был счастливый конец — Колобок перехитрил и Лису).

Затем педагог просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?» (Зайца.)

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост; имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

Воспитатель поясняет детям, что Колобок поступил плохо — без разрешения ушел из дома и потерялся. Малыши относят его к фигуркам настольного театра по сказке «Колобок».

Игра «Вот так игрушки».

Задачи: обогащать и расширять знания о технике, используя техническую игрушку; с помощью педагога строить сложносочиненные предложения с союзом а.

Материал: куклы Саша и Алеша, технические игрушки, рассказ
Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», стихотворение Т.Ткаченко «Дружба».

Ход игры

Воспитатель вносит в группу кукол Сашу и Алешу. Дети здороваются с ними,  знакомятся. Воспитатель читает рассказ Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад».

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук).

Т.Ткаченко

Чтобы Саше и Алеше было интересно в детском саду, воспитатель предлагает подарить им игрушки (игрушки подбирает каждый воспитатель в зависимости от имеющихся в наличии; они должны быть доступны детям в управлении и иметь эстетичный вид). Дети рассматривают игрушки, произносят звукоподражание (если это возможно), пользуются пультом управления. Когда малыши рассмотрят все игрушки, выберут себе по одной, воспитатель просит подарить их Саше и Алеше.

В. Что подарил Петя Саше? (Куклу.) А что подарила Катя Алеше? (Машину.) Петя подарил Саше куклу, а Катя подарила Алеше машину.

Дети повторяют за воспитателем. Аналогично малыши играют с остальными игрушками и рассказывают о них.

Игра «Моя семья».


Задачи: помочь в познании родственных связей, поощрять проявление любви и симпатии к родным и близким людям; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительных по падежам (дательный падеж).

Материал: альбом с фотографиями детей группы и членами их семей; сумка, кукла, тетрадь, молоток, передник, газета, спицы, скакалки, красные ободки на голову; потешки: «Этот пальчик — дедушка…», «Еду — еду…».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Один ребенок показывает семейные сюжетные фотографии.

В. Кто эта девочка? (Это я, это Ира.) Что Ира делает? (Играет с куклой.) Кто этот мальчик? (Брат Костя.) Что делает Костя? (Читает. Делает уроки. Пишет.) Кто этот дядя? (Это папа Саша.) Что делает папа? (Чинит табуретку.) Кто эта тетя? (Это мама Таня.) Что делает мама? (Готовит обед.) Чей это дедушка? (Это Ирин дедушка Петя.) Что делает дедушка? (Читает газету.) Чья это бабушка? (Это Ирина бабушка Паша.) Что делает бабушка? (Вяжет.)

В. Дети, у меня в сумке много разных предметов. Но я не знаю, кому нужны эти вещи. Подскажите мне.

Воспитатель достает из сумки предметы. Дети называют их и говорят, кому они нужны: кукла — Ирочке, тетрадь — брату Косте, молоток — папе Саше, передник — маме Тане, газета — дедушке Пете, спицы — бабушке Паше.

В. Вот такая дружная у Ирочки семья.

Воспитатель спрашивает у девочки фамилию ее семьи.

Затем педагог интересуется, как звучит фамилия других детей, как зовут членов их семей.

Пальчиковая игра.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Потешка

Дети загибают по очереди все пальчики на руке.

В. Хорошо, когда такая большая и дружная семья. Не у всех бабушки и дедушки живут вместе с вами, но они вас очень любят и всегда ждут в гости.

Воспитатель предлагает детям поехать в гости к бабушкам и дедушкам на лошадке. Часть детей будут лошадки. На них надевают «вожжи». Другая часть — ездоки. Они — в красных «шапках». Дети становятся друг за другом, действуют в соответствии со словами потешки.

Еду-еду

К бабе, к деду,

На лошадке

В красной шапке.

Потешка

Дети скачут галопом по группе.

Игра «Наши игрушки».


Задачи: демонстрацией игрушек выражать потребность в общении со сверстниками; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: согласованию существительного и местоимения в роде и числе.

Материал: любимые домашние игрушки, стихотворение А.Шупиковой «Наши игрушки».

Ход игры

Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она встретила в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнает свою любимую домашнюю игрушку.

В. Дети, чья это кукла? (Это моя кукла.) Петя, чья это кукла? (Это Дашина кукла.) Даша, как зовут твою куклу? (Мою куклу зовут Катя.)

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

Дети усаживают свои игрушки.

Игра «Наши игрушки».

К нам пришли наши игрушки

(дети идут по группе, разводят руки в стороны, показывая на игрушки):

Куклы

(прямые руки опущены вниз, кисти — в стороны, ладошки — параллельно полу, повороты вправо — влево),

Мишки

(имитируют ходьбу медведя),

Погремушки

(подскоки на месте),

Мой утенок

(показывают жестом на себя),

Твой козленок

(показывают жестом на рядом стоящего ребенка)

И ее волчок

(показывают жестом на рядом стоящую девочку).

Мы свои игрушки

Любим, бережем

(дети подходят к своим игрушкам, берут их в руки).

С ними поиграем —

На место уберем

(играют со своими игрушками: качают куклу, катают машину).

Я своей игрушкой

(показывают жестом на себя)

Поделюсь с тобой

(показывают жестом на товарища).

Ну, а ты своею

(показывают жестом на товарища)

Поделись со мной

(показывают жестом на себя).

А.Шупикова

Воспитатель предлагает детям поделиться игрушками. Педагог добивается, чтобы дети просили друг у друга игрушку: «Дай мне свою куклу», «Я хочу поиграть с твоей машинкой», «Мне нравится твоя пирамидка, дай мне ее поиграть». Взрослый следит, чтобы дети отвечали: «Возьми мою куклу», «Поиграй с моей машинкой», «Вот тебе моя пирамидка».

Игра «Наша елка».

Задачи: воспитывать желание украшать комнату к празднику; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительного по числам.

Материал: елка, коробка, елочные игрушки: шары, сосульки, шишки в коробочках,  вата, стихотворение М.Ивенсен «Елочка».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Воспитатель просит закрыть глаза и понюхать воздух. Помощник воспитателя тихо вносит елку. Дети открывают глаза, подходят к елке, трогают веточки, нюхают их.

— Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

— В лесу.

— Что ты видела?

— Лису.

— Что в лесу?

— Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи —

Вот и все соседи.

— А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Воспитатель предлагает нарядить елочку, чтобы ей стало веселей. Педагог достает из шкафа большую коробку.

В. Что это? (Коробка.) Что в коробке?

Воспитатель берет одну из коробочек и достает из нее шар.

В. Что я достала из коробки? (Шар.) Что лежит в коробке?

Воспитатель показывает открытую коробку. Дети берут по одному шару, рассматривают.

В. Что у тебя в руках, Петя (Вася, Саша)? (Шар.)

С помощью взрослых дети вешают шары на елку.

В. Что мы повесили на елку? (Шары.)

Аналогично рассматривают шишки и сосульки.

Игра «Веселый день».

Задачи: вызывать у детей радость, создавать веселое, эмоционально приподнятое настроение; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменение глаголов по времени (прошедшее время).

Материал: новогодняя елка, новогодний подарок, стихотворение З.Александровой «Елочка».

Ход игры

Воспитатель рассматривает фантики от конфет. Дети узнают в них конфеты из подарка, который им вчера вручил Дед Мороз.

— Кто приходил к нам на праздник? (Дед Мороз.)

Воспитатель приглашает детей в зал. Малыши заходят в зал, снова любуются елкой.

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под елочкой

Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат.

Дети топают ногами, хлопают в ладоши.

В. Где росла елка? (В лесу.) Что мы сделали с елочкой? (Украсили.) Как мы украшали елку? (Повесили шары, сосульки, шишки.) Что мы делали вчера под елочкой? (Пели песни, играли, водили хороводы.)

Дети водят хоровод, играют в игру, в которую играли на утреннике с Дедом Морозом.

В. Вы играли в эту игру? (Играли.) С кем вы играли? (Мы играли с Дедом Морозом.) Что вам подарил Дед Мороз? (Конфеты.)

Воспитатель обращает внимание детей на уголок коробки, виднеющейся из-под елки, говорит о том, что Дед Мороз оставил для детей подарок. Малыши берут конфеты, едят их, благодарят Деда Мороза.

vscolu.ru

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Колосок» города Белово.

Консультация для педагогов

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовил: воспитатель

Панфилова Л.В.

Белово 2016

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так в 3 – 4 года дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин), употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в 4 – 5 лет – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением. В 5 – 6 лет – свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно

Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Мы уже рассмотрели последовательность, методы и приемы обогащения словаря. Остановимся подробнее на следующих ключевых моментах — формирование фразы и включение её в связную речь.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных), глаголов  (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов), подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. 

Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает  сроки работы над улучшением речи детей и дает  положительные результаты.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.

Приложение.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Задание №1.

 Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка Вася Соня

Саша-Сашенька Даша Ира

Люда Катя Аня

Зина Рая Сима

 Серёжа Миша Костя

 Дима Наташа Вера

Задание №2.

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка Лоб Уши

Нога — ножка Затылок Губы

Рука Щёки Пальцы

Спина Глаза Ногти

Живот Брови Ресницы

Шея Нос Язык

Задание №3.

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один  предмет, а ребёнок – много.

Огурец — огурцы

Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …

Задание №4.

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .

Задание №5.

Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

— У меня есть свежая капуста.

— У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

  Задание №6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Задание №7.

Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик

Булка — … Стул — … Чашка — … Салфетка — …  Тарелка — … Огурец — … Конфета — … Диван — … Полка — … Нож — … Кружка — …

Задание №8.

Проведите игру с мячом «Один-много».

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Персик, банан, ананас

Затем проведите игру «Много-один».

Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор

Огурец, мандарин,  лимон

Задание №9.

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).

В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задание №10.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание №11.

Проведите игру «Большой-маленький».

Шапка – шапочка Кофта — …

Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки

Задание №12.

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Задание №13.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

Задание №14.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …

Задание №15.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Шуба из белки – беличья шуба.

Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …

Задание №16.

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …

Задание №17.

 «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Например:

Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание №18.

Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла – стеклянная.

Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

Задание №19.

Дай полные ответы на вопросы.

Чем дворник подметает улицу?

Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы?

Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю?

Чем маляр красит стены?

Чем столяр строгает доски?

Задание №20.

Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Задание №21.

Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с данной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Описание должно быть лаконичным.

Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким- нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило.

В 3-4 года ребенка учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы взрослого человека, иллюстрации. На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В подготовительный период к школе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.

Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог, а не ответ одним словом, жестом, фразой. Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

Частичный образец применяется в процессе закрепления умения рассказывать, если ребенку трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования. Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. 

Коллективное составление рассказа – преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Составление рассказа по частям – благодаря этому приему содержание рассказа становится полнее и глубже, кроме того, много детей можно вовлечь в данный процесс.

В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого взрослым (по предложенному плану, а затем и без него).

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы ребенок подражал тому, за что его похвалили. Наглядным своеобразным воплощением плана рассказа являются модель и схема. Модель рассказа может представлять собой круг, разделенный на три части, отображающие части рассказа. В схеме при помощи условных обозначений (рисунков, условных знаков) передается последовательность изложения содержания рассказа.

Для закрепления навыков связной речи у детей и создания игровой мотивации активно используются разнообразные игры. В играх – драматизациях осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной речи. Игры на основе сюжета («Почта», «Магазин», «Ателье» и т.д.) служат для закрепления навыков описания предметов и построения диалога.

Таким образом, обучение дошкольников рассказыванию – сложный, многогранный процесс, результатом которого является самостоятельно составленный и изложенный ребенком текст. Монологическая речь – наивысшая точка развития речи дошкольника, она требует последовательного систематического обучения.

infourok.ru

Игры с мячом на развитие грамматического строя речи. ГУО «Ясли-сад №2 г. Смолевичи»

Игры с мячом на развитие грамматического строя



  Игры с мячом известны с древних времён. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.  Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.


1. Значение игр с мячом для развития речи.


1. Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.


2. Освобождают от утомительной неподвижности на занятиях.


3. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.


4. Регулируют силу и точность движений.


5. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.


6. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.


7. Развивая мышечную силу, усиливают работу важных органов (лёгких, сердца, глаз, улучшают обмен веществ).


     Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых органов.


Игры:


1. » Мяч бросай и животных называй».


  Бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок возвращая мяч называет детёныша этого животного.


 У лисы — лисёнок


   У коровы —


   У волка —


   У лошади — и т.д.


2. «Кто как разговаривает».


   Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.


   Взрослый бросает мяч, называя животных; ребёнок, возвращая мяч,


   называет, как он подаёт голос.


   Корова — мычит               Змея —


   Тигр —                               Комар —


   Собака —                           Кошка —


   Свинья —                          Лошадь —


   Утка —                               Петух —


3. «Кто где живёт».


   Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей.


   Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок отвечает:


   Кто живёт в дупле?


   (в норе, в гнезде, в будке, в улье, в логове, в берлоге, в реке).


4. «Скажи ласково».


   Логопед, бросая мяч называет большой предмет; дети — маленький.


   Стол — столик                 Пуговица —              


   Белка —                            Шапка —


   Кукла —                            Мыло —


   Вишня —                          Жук —


   Книга —                            Часы —


5. «Кто как передвигается».


   Взрослый, бросая мяч задаёт вопрос, дети отвечают:


    Скачет кто?     Летают кто?


    Плавает кто?    Ползает кто?


    Прыгает кто?    Бегает кто?


6. «Наоборот» (слова-антонимы)


   Взрослый бросает мяч, называет прилагательное, ребёнок — наоборот.


   Горячий — холодный (хороший, умный, весёлый, острый, гладкий, лёгкий,


   светлый, добрый и т.д.).


7. «Что из чего» (относительные прилагательные).


   Взрослый бросает мяч, говорит из чего предмет сделан, а ребёнок — какой     он.


   Воротник из меха какой?  Таз из меди… 


   Шапка из шерсти… Стакан из  стекла…


   Сапоги из резины… Портфель из кожи…


   Платье из ситца…    Сок из яблок…


8. «Один — много» (множ. число)


   Взрослый бросает мяч, называя один предмет, а ребёнок несколько


   предметов, или со словом «много» (Р.П.)


    Стол — столы — много столов


   (дом, нос, гора, лист, гнездо, глаз, пальто, день, ухо, перо, носок, чулок,


sad2smolevichi.schools.by

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшевого дошкольного возраста — «Дошколенок.ру»

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста                                           

 

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) —  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) —  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) —  меховая, теплая…

       

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая — шубка тепленькая

Лиса хитрая — лисичка хитренькая

Заяц белый — зайчик беленький

Сапоги чистые — сапожки чистенькие

Ветка короткая — веточка коротенькая

Шишка длинная — шишечка длинненькая

Ворона черная — вороненок черненький

Снег белый — снежок беленький.

 

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

         

 

 

 

  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

          Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

           Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

           Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

 

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

 

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

 

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную — поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

 

 

 

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

 

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

                       

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  — дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

 

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

 

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

 

ПРЯТКИ

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

 

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

 

ВЫ ХОТИТЕ? — МЫ ХОТИМ

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

— Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

— Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

— Хочу.

— Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

— Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

 

ДОБАВЬ СЛОВА

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

 

А –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк — волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

 

 

 

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

 Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

 

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

 

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

 

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

                                   

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

 

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить …).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

— Я буду летчиком, летать на самолетах.

— Я буду врачом, лечить детей.

— Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

 

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

 

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать — …

Приплывать — … .

 

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать —  … , мчаться — …, нестись — … , гнать — … , тащиться — … , передвигаться — … .

 

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

 

 

 

 

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

 

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

blog.dohcolonoc.ru

Советы рукодельницам