Игрушки военных лет / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях. Жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов. А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.

Но были и фабричные игрушки! Несколько мишек изготовила Тульская артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…












babiki.ru

Краеведческий проект «Игрушки военных лет» (сценарий + презентация)

Сценарий краеведческого проекта «Игрушки военных лет»

(слайд № 1)

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

(слайд № 2)

Многие убегали на фронт, били фашистов на равне со взрослыми, помогали партизанам, погибали, получали награды

(слайд № 3)

Девушку, совсем ещё девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и чёлкой
Увела безжалостно война.

В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнём
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днём.

Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам 
За безруких пареньков седых.

На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.

(слайд № 4)

Многие заменили взрослых на заводах, работая за станками по 10-12 часов,

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла —
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим всего по четырнадцать лет.

(слайд № 5)

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр? Да. В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Весной, когда таял снег, пускали кораблики. Над ними особо не мудрствовали — на красоту не обращаешь внимания, когда тебе 10 лет, и кораблик так весело плывет, натыкаясь попеременно то на один, то на другой берег, то не думаешь о его красоте…. Зимой катались на санках. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими. Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…

(слайд № 6)

Прошу вас: — Дайте… малость хлеба,
Грамм двадцать… Доченьки моей,
Лежит слезинка, заболела,
Игрушка «Мишка» рядом с ней.

Лежит, и глазками страдая,
Зовёт: — Мамуля дай поесть
Кулёк, я плача доставая —
Сказав: — Вот крошки… сколько есть…

Уж сколько лет прошло с Блокады,
Расцвёл и дышит Ленинград,
А бабушка моя от мамы,
Учила разуму внучат.

Нарезав хлеб. Остались крошки,
В кулёчек бережно стряхни,
Потом достань… Блокаду вспомни,
Детей, что были голодны…

Прошу вас: — Дайте… малость хлеба,
Грамм двадцать… Доченьки моей,
Лежит слезинка, заболела,
Игрушка «Мишка» рядом с ней….

*******************************

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

У детей в войну была фантазия и бережливость, поэтому каждую игрушку любили, ценили и берегли как самую дорогую.

(слайд № 7)


Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:

«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.

Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.

Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»

« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна —

-Продолжала девочка, рыдая, —

-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;

Видите прожжённое колено?

Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.

Тут, под платьем, дырочка осталась. 
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.

Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.

Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.

Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.

Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.

Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.

Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»

Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.

Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут» 

Мы с ребятами своими руками сделали игрушки, которыми играли дети военных лет. (Это могут быть деревянный пистолет, кораблик, куколка и мячик из тряпочек, различные битые черепки посуды)

Нашли и взяли интервью у ФИО (конкретного человека – ребенка войны и небольшой отрывок интервью о игрушках военных лет).

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

infourok.ru

Игрушки военного детства,

Во время войны игрушки стали для детей очень близкими друзьями. Они напоминали  о мирном прошлом, о семье. В те годы людям было очень тяжело, каждый человек ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые в тылу работали почти весь день. А что же делали дети? Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда они делали их сами.   

Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Кукол, например, шили сами из белой ткани, голову набивали соломой или опилками, лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Платье шилось из цветных лоскутков. Такая кукла была часто самой любимой игрушкой. Были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды и играли ими.
Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, летом делали себе из брусков и дощечек самокаты.

В 1941 году в окруженном фашистами Ленинграде оказалось 400 тысяч детей. Выживать в нечеловеческих условиях — постоянные бомбежки, голод, лютые морозы — детям помогли… игрушки.
Куклы Ира и Юра, два пупса с серьезными лицами и очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не просто игрушками, а помощниками в очень серьезном для маленькой девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в бомбоубежище и всегда иметь с собой полный комплект обязательных вещей. С собой она брала двух любимых кукол и там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. Девочка пережила блокаду, а после войны стала модельером.

Из воспоминаний: «Мама моя родом из Новгородской губернии, родилась в декабре 1938 г. Во время эвакуации в1941 г. в вагоне, на нее, играющую с тряпичной куклой около печки, вылилась кипящая кастрюля с водой. Если бы не кукла, которая приняла «главный удар» на себя… Ожег был сильнейший, но мама помнит только перевязки и острую непрекращающуюся боль по всему телу. Ее потом, уже в Ярославле, долго лечили, а куклу, наверное, выбросили».


А где-то в Смоленске жила девочка Ада Занегина. Когда началась война, папа ушел на фронт танкистом, Ада с мамой эвакуировалась с город Омск. Однажды девочка написала письмо в газету «Омская правда». Она тогда уже читала по слогам… И писала, слюнявя карандаш: «Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой». Примеру Ады последовали другие дошкольники Омска. О том, что танк все-таки построили, Адель Александровна узнала только через 30 лет после войны. И назвали его, как она завещала, «Малюткой». Танк Т-60 сражался на Курской дуге, дошёл до Сталинграда.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через всю войну, переезжали из города в город во время эвакуаций, лежали рядом на больничных койках. Но сохранить их, чтобы показать своим внукам и правнукам, удалось далеко не всем детям военного времени. К счастью, есть музеи, где можно увидеть самодельные игрушки военных лет, свидетелей времени, которое с каждым десятилетием становится все менее ощутимым.

Из воспоминаний: «Мама потеряла месячные хлебные карточки, мы буквально погибали. И мне пришла в голову спасительная идея попробовать обменять на что-нибудь мои две куклы – большую и маленькую. Отправились с ними на базар. Подошёл старый узбек «Сколько стоит?» Мы сказали, что нам надо прожить месяц, у нас нет карточек. Старый узбек дал нам пуд риса, и мы не умерли с голода. Мама поклялась «Я куплю тебе этих кукол, как только мы вернёмся домой». Когда мы вернулись в Ростов, она не сумела их мне купить, мы снова нуждались. Она купила их мне в день окончания института. Две куклы – большую и маленькую…»

www.1001toys.ru

Игры и игрушки военных лет

Я с одноклассниками в осенние каникулы посетила кинотеатр 

« Октябрь»- смотрели фильм «Родина или смерть»

Сюжет фильма

Осенью 1942 года в прифронтовом районе происходит крупная железнодорожная диверсия — подрыв советского воинского эшелона. Выясняется, что в районе действует переброшенная через лесную болотистую местность группа подростков-диверсантов из лагеря, созданного фашистами на оккупированной территории на базе не успевшего эвакуироваться детского дома для детей репрессированных советских граждан.

Развернув нацистскую пропаганду и пытаясь привить детям, ненависть к Советской власти, фашисты планируют превратить их в слепое орудие своей воли, направленное на совершение диверсий в тылу Советской Армии…

Их план даёт сбой, когда один из переправленных в советский тыл диверсантов — 12-летний сын пропавшего без вести полярника Данька Фролов по кличке «Крыса», который не желает служить врагам своей родины и хочет уехать на север, использует полученную для организации взрыва гарнизонного клуба мину совсем с другой целью…

Схватив «Крысу», фашисты приказывают юным диверсантам, которые сочувствуют его поступку и не желают служить оккупантам (до этого мальчишки тайно казнят единственного из своих рядов, кто на самом деле выполнил задание врага), похоронить мальчика заживо для устрашения других… Дети отказываются. Им грозит смерть.

В то же время в тыл врага с целью ликвидации лагеря подготовки диверсантов направляется разведгруппа, в состав которой включена старший лейтенант НКВД Дина Старостина, начальник отдела по борьбе с детской преступностью, первой сумевшая выявить среди беспризорных подростка-диверсанта Мухина и раскрывшая тайные планы немцев. Разведчики врываются в лагерь перед казнью, вступают в бой с врагом и, потеряв половину личного состава, спасают от гибели Даньку и многих других детей, обречённых фашистами на предательство или смерть. Вместе с уцелевшими разведчиками спасённые подростки организуют в тылу гитлеровцев партизанский отряд.

После просмотра фильма я пыталось мысленно встать на их место.  Только от мысли мурашки по телу бегут, а от поступков героев просто в дрожь бросает – ведь  им было всего от 8 до 14 лет. Детство значит должны быть игрушки и детские игры, как у нас, у мирных детей.  Меня это сильно взволновала, и я решила изучить игрушки и игры детей военных лет.

 А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки?  Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны? Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игры и игрушки военных лет».

Итак, тема моей исследовательской работы называется:  «Игры и игрушки военных лет» 

nsportal.ru

Старые военные игрушки (33 фото)

Предлагаем вам посмотреть на фотографии старых игрушек, которые были найдены автором на чердаке своей дачи. Надеемся эти снимки помогут вам вспомнить о давно ушедшем счастливом детстве.
А у вас еще хранятся подобные игрушки?


Вся коллекция

Катюша

Газ–66 (Шишига). Перекрашен мной в пятом классе.

Просто танк. Наш с братом был на гусеницах, а мы выменяли такой же, только без гусениц.

«Ракетница» :

Самоходная установка. С чего делалась — я не знаю.

Еще один ракетный комплекс.

БРДМ. Похожа.

Без ракетницы, но с пулеметчиком. Дуло было отломано еще в Борзе.

БТР. Скорее всего 70.

Танк. Похоже на Т–50. Дуло было сломано. Вместо него, папа аккуратно прикрутил болтик.

Еще один БТР. Этот без верха. Был найден в песочнице возле «институтских» домов, уже в Сиверской.

Ракетная установка. Не совсем из этой серии.

Жемчужина коллекции. Пусковая установка РВСН.

А вот и в разложенном состоянии. Готова к уничтожению штата Оклахома.

Вездеход и пушка в походном состоянии. Пушка так же могла крепиться к Катюше и Газу–66.

И в боевом состоянии.

Найденный танк (дуло обломано) и еще один БТР

Не из этой серии, но близко.

Большой танк Т–34. Из фишек — кусок трака на броне можно снять. Сзади съемный трос. Постоянно терялись. Постоянно.

Самоходная установка. Такая же как и танк. Из–за того, что башня не поворачивалась, была не так интересна.


Источник: leprosorium.ru

fishki.net

Игрушки военной поры — История любимой игрушки


Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде (и во многих других городах) многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых  медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы  доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет.  Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок.  Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности,  в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги, ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы.

Такие «дорогие» игрушки детей военных лет

VN:F [1.9.1_1087]

Rating: 8.5/10 (6 votes cast)

Игрушки военной поры, 8.5 out of 10 based on 6 ratings Читайте также:
Игрушки военных лет — от пугача до жоски
Пальчиковые игрушки наших предков
Ненецкие куклы
Старорусские игрушки
История соломенной куклы

www.tigrulki.ru

Игрушки военного детства (1941-1945) — Военные игрушки

Для сегодняшних мальчишек и девчонок Великая Отечественная война — событие из далекого прошлого. И чем больше десятилетий проходит, тем менее ощутима реальность того времени. У нас есть телевизор, рассказывающий об открытии памятников и проведении торжественных парадов. У нас есть новые пафосные фильмы, набитые штампами и клише. У нас есть компьютерные игры по тематике «сороковых роковых», но не передающие впечатлений и воспоминаний. А ведь хочется знать не только о величии военного подвига.

Мальчишки катят обруч

За дымной завесой войны, за пеленой годов не видно небольших, но очень важных деталей. Например, нам всегда было интересно — в какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Настоящей энциклопедией военного детства являются книги Владислава Крапивина. Там можно найти описания распространенных игрушек того времени. Писатель рассказывает, что мальчикам и девочкам чаще всего приходилось делать игрушки самостоятельно. А материалы и инструменты для своих поделок дети находили на свалках. Все игрушки можно было четко поделить по «гендерным признакам» – девочки шили себе тряпичных кукол, зайцев или медведей, набивая туловище «зверя» соломой или паклей, лепили свистульки и посуду из глины, мастерили «прыгалки» и мячики.

Мальчики были изобретательнее и активнее. Например, делали самокаты из брусков и дощечек, а в качестве колес использовали старые подшипники. Не менее популярны были железные обручи от деревянных бочек. Если катить такой обруч по брусчатке или асфальту при помощи самой обычной палки, он гремит и высекает искры. Вот как описывает Крапивин этот занимательный процесс: «Он неторопливо шел по кромке тротуара и толкал перед собой обруч от бочки. Недалеко от меня он остановился и крутнул обруч вокруг оси. Тот завертелся на месте, превратившись в прозрачный шар».

Конечно, порядочный мальчишка сороковых годов не мог обойтись без достойного оружейного арсенала. Обычно в «боевой комплект» входили рогатка и пугач. А более «рукастые» ребята обзаводились самодельными ружьями и автоматами. Крапивин приводит множество примеров детского вооружения: «В правое голенище я сунул свой узкий тонкий кинжал, сделанный из ножовки для металла. У него была рукоятка, обмотанная изолентой, и перекладинка из медной проволоки. А еще взял самодельное ружье с тугой резинкой. Оно стреляло скобками из алюминиевой проволоки» или «в кармане длинных мешковатых «шкер» Серега носил пугач, сделанный из медной загнутой трубки и гвоздя».

Еще были игрушки из категории запретных, к примеру, жоска (шостка, лянга и еще много названий). К кусочку шкуры приделывался грузик, и этот спортивный снаряд нужно было подбрасывать ногой. Нехитрая игра захватила целое поколение! Что там говорит на это товарищ Крапивин: «Это кусочек овчины с расчесанными на стороны длинными клочьями шерсти и прицепленным к коже свинцовым грузиком. Во время игры жоску подбрасывают боковой стороной ступни, подхватывают башмаком, подбрасывают снова. Победитель — тот, кто сделает самое большое число ударов и дольше всех удержит жоску в воздухе, не уронив. Были чемпионы, которые ухитрялись сделать полтысячи ударов. Разумеется, учителя игру запрещали. И конечно, «принимали меры». Но храбрым пацанам девятнадцатой школы было «ништяк». Ну поставят за поведение вместо пятерки четверку! Ну вызовут мать или даже отца, если он у кого-то есть. Делов-то! Хуже всего, когда обшарят карманы и отберут жоску. Это потеря! Хорошая жоска — вещь ценная, сделать ее непросто. Надо, чтобы шерстяное обрамление было легким, но плотным, помогало жоске мягко планировать».

шостка

Любимым весенним занятием ребятни был запуск корабликов по лужам и речкам. Флот могли сделать из старых газет или исписанных тетрадок. Никогда — из обычной чистой бумаги, ведь она была редкостью и использовалась для письма и рисования. Также кораблики мастерили из дерева. Об этом тоже упоминает Владислав Крапивин: «Из кусков толстой сосновой коры — ее всегда много во дворах, на поленницах — он приноровился вырезать кораблики…Люди старшего поколения еще помнят этот чудесный запах сосновой коры, оструганной острым лезвием. Он похож был на запах корабельных гаваней».

Перед вами лишь краткий экскурс в историю военных игрушек. Конечно, есть еще десятки своеобразных самоделок, про которые мы не упоминаем. Не говорим и об отдельном направлении — елочных игрушках, и о послевоенном времени, когда солдаты, возвращавшееся с фронта, привозили дочкам и сыновьям красивые трофеи европейского производства. Но о самом главном сказать получилось — дети сороковых не знали компьютеров, айфонов, барби и конструкторов, но у них тоже был собственный интересный мир и умелые руки.

VN:F [1.9.1_1087]

Rating: 10.0/10 (2 votes cast)

Игрушки военных лет — от пугача до жоски, 10.0 out of 10 based on 2 ratings Читайте также:
НОВИНКИ В СЕРИИ ОПЫТОВ КАРРАС
НОВИНКИ: ИГРУШКИ ОТ БИПЛАНТ И КОНСТРУКТОРЫ КАРОЛИНА
Металлические конструкторы для уроков труда
НОВИНКИ — НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ «БИПЛАНТ»
ПРИШЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ И КОНСТРУКТОРЫ MAGNETICUS

www.tigrulki.ru

Советы рукодельницам