Готовый план самообразования воспитателя по теме сенсорика

Здравствуйте уважаемые воспитатели. На связи Татьяна Сухих. Давайте поговорим о том, что составляет обязательную часть вспомогательного педагогического развития. Вы, я думаю, догадались, что туда входит готовый план самообразования воспитателя. Такой план систематизирует педагогические действия и вырабатывает будущую коммуникацию с ребятами. В ней также содержится программа методологических работ на будущий год.

Содержание статьи:

Сенсорное развитие

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности, развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов, а также влияет на совершенствование зрительной, моторной, слуховой, образной памяти. Как средства сенсорного воспитания у дошколят  используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.

Детки, которые обладают культурой в области сенсорики, различают большую палитру звуков и красок, а также вкусовых ощущений. Готовый план по самообразованию воспитателей в младшей группе позволит вам дорогие педагоги самосовершенствоваться и узнать потребности деток в еще большей степени.

План работы воспитателя

Тематика

Назначение

Задачи

Воспитательный процесс: сенсорика у дошколят младшей группыУлучшение профессиональной осведомленности, квалификации  педагогов

·        Обучение детей различиям основных цветов;

·        ознакомление деток с  формой и величиной предметов;

·        формирование навыков индивидуальной деятельности;

·        повышение самооценки малышей и уверенности в себе;

·        развитие творческих способностей, любознательности, наблюдательности;

·        сплочение детского коллектива.

Сроки

1.     Сентябрь (подготовительный):

·        составление готового плана по самообразованию воспитателя детского сада;

·        существование проекта работы по самообразованию;

·        изучение литературы и приобретение материалов по данной тематике;

·        обработка материалов из Интернет;

·        разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

·        проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года;

·        консультирование и анкетирование родителей на тему сенсорного развития детей в доу.

 

2. Октябрь:

·        проведение анкетирования и консультирования родителей;

·        получение данных во время анкетирования по теме «Ознакомление» и выявлению знаний по сенсорному формированию и воспитанию дошкольников;

·        проведение консультирования с мамами и папами  на темы: «Адаптирование детей к условиям детского сада» и «Воспитание сенсорики дошколят».

3. Ноябрь (основной):

·        продолжение изучение литературы по данной теме: работы М. Монтессори по развитию ребят из разных источников Интернета;

·        подготовка и проведение открытого просмотра образовательной деятельности «Как искали щенка»;

·        формирование картотеки поучительных игрищ, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

·        изготовление игровых материалов;

·        поучительные игры в картотеке, материалы к этим забавам;

·        консультирование с родителями по теме: «Чем заняться в выходной день с детьми?»

4. Декабрь:

·        продолжение изучения литературы по данной теме;

·        проведение консультирования с родителями по теме: «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»;

·        формирование картотеки поучительных игр, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

·        изготовление игровых материалов;

·        поучительные игры в картотеке, материалы к этим играм;

·        составление передвижной папки для родителей  по теме: «Игры по сенсорике для малюток».

5.     Январь:

·        консультирование с родителями по теме: «Первые уроки морали для дошколят раннего возраста»;

·        составление материалов для игрищ, существование поучительных игр в картотеке;

·        упражнения и забавы на развитие обоняния;

·        формирование развивающего центра «Территория запахов» и проведение игрищ и упражнений;

·        продолжение изучения литературы по данной теме.

6. Февраль:

·        подготовка и проведение открытого просмотра «Гостим у зайчонка»;

·        участие в педсовете и анализ просмотра;

·        опыты с водой: «прозрачность воды», «разноцветная вода»;

·        подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Формирование способностей сенсорики ребят раннего возраста».

7.     Март:

·        подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Развивающие игры и их роль для малышей»;

·        создание картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление и усвоение такого понятия, как форма: «Поищи предмет данной формы», «Какая из этих фигур лишняя?».

·        дидактические игры в картотеке, а также материалы к ним;

·        продолжение изучения литературы  по данной теме;

·        продолжение составления передвижной папки для родителей по теме: «Сенсорные игрища для малышей».

8. Апрель:

·        подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Капризы детей и их упрямство»;

·        продолжение изучения литературы по данной теме;

·        составление картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление цвета: «Какие цвета вы видите здесь?», «Какой цвет имеет этот предмет?», «Давайте уточним этот цвет»;

·        существование в картотеке поучительных игр и материалы к ним;

·        составление буклетов для родителей по теме: «Сенсорное усовершенствование малышей дошколят».

9.     Май (итоговый)

·        подготовка и проведение открытого просмотра «Бабочки»;

·        участие и анализ просмотра в педсовете;

·        анкетирование родителей, которое позволит понять, насколько они оценивают работу в доу;

·        создание картотеки поучительных игр и материалы к ним;

·        консультирование родителей по теме: «Усовершенствование сенсорики деток раннего возраста».

Большой интерес также представляет готовый план воспитателя по самообразованию инструктора по физкультуре. Целью данной программы является усовершенствование системы физкультурной работы с малышами, которое направлено на укрепление физического и психического здоровья через физкультуру.

На сайте УчМаг можете приобрести компакт-диск для компьютера с 10% — ой скидкой на тему»Рабочая программа воспитателя» для детей младшей группы от 3 до 4 лет. Здесь же можете воспользоваться программой для установки через Интернет опять с такой скидкой на эту же тему. Для детей старшей группы от 4 до 5 лет вновь можно приобрести с 10% — ой скидкой рабочую программу воспитателя  на сайте УчМаг.  Ту же программку можете купить и для детей старшей группы от 5 до 6 лет на этом же сайте. Принять участие в 4- часовом оффлайн-вебинаре возможно также на этом же сайте.  Спешите воспользоваться скидками.

Надеюсь, смогла в некоторой степени донести эту тему. Если есть дополнения, напишите. С удовольствием буду ждать. А кнопочками через социальные сети поделитесь с друзьями и близкими. Удачи!

Прощаюсь с вами, c уважением, Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 08.08.2016

Приветствую всех, кто посещает мой блог! С вами Сухих Татьяна….

Опубликовано: 12.08.2016

Доброго дня, уважаемые друзья и читатели, с вами Татьяна Сухих!…

Опубликовано: 17.08.2016

Приветствую всех друзей! С вами Сухих Татьяна. Кошмар, просто сон…

Готовый план самообразования воспитателя по теме сенсорика

3 (60%) 2 votes

metodbv.ru

План по самообразованию «Экспериментальная деятельность во 2-ой младшей группе»

Программа самообразования

по теме

«Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников»

Автор – составитель:

Городецкая С. В.

2016 учебный год

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Актуальность темы:

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально — исследовательской деятельности.

Задачи:

• Создание условий для исследовательской активности детей;

• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

• Изучение методик, технологий по поисково – исследовательской деятельности.

Форма работы с детьми:

 Групповая.

Методы и приемы работы с детьми: 

Практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

 Изучение научно – педагогической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

 Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 Активное участие в работе методического объединения района;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

 Обучение на курсах повышения квалификации;

 Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога – воспитателя формируются:

основы педагогического мастерства:

 умение анализировать научно-методическую литературу;

 умение применять полученные знания на практике;

 активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети должны научиться: 

 самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

 предлагать возможные варианты решения;

 исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

— Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

— Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

— проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

— Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

  1. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

  1. «Научите ребенка любить живую природу».

  • Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

  • Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

  • Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

  • На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.

  1. Анкета для родителей:

Цель: 

Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Работа с педагогами:

Для педагогов будут предложены консультации:

  • «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»;

  • «Требования к проведению наблюдений».

  • Открытый показ НОД «Удивительное рядом».

  • Анкета для педагогов.

Цель: 

Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. — №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

Срок.

  1. Январь 2016 г. Изучение методики Л. А, Венгера. Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования.

  1. Февраль – май 2016 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов. Проведение опытов на занятиях и в свободное время.

  1. Март – апрель 2016 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности. Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач. Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ.

  1. Май 2016 год. Самоанализ по изучаемым темам. Оценка знаний по изучаемым темам. Подведение итогов.

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе надо организовать мини – лабораторию «Почемучки». В которой мы соберем дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформление уголка «Огород на подоконнике», изготовление дидактического материала.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность;

3. Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

  1. Живая природа

  2. Неживая природа

  3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  • Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

  • Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Тема.

Содержание работы.

Практический выход.

  1. Экспериментирование

«Изучаем свойства снега»

Цель:

Дать детям представление о состоянии снега при разной температуре (холод, тепло).

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, лепится,

  • Закрепить знание детей о том, что снег может менять свое состояние в тепле (тает, превращается в воду,

  • Дать детям представление о том, что вода, которая образуется из снега, называется «талая», и ей можно поливать комнатные растения,

  • Расширять словарный запас детей (холодный, белый, снежинки, тает, лепится, талая,

  • воспитывать желание наблюдать,

  • воспитывать усидчивость,

  • формировать умение слушать воспитателя и сверстников.

Краткое описание хода эксперимента:

Надо набрать в тарелочку снег и изучить его свойства. Выяснить, что снег белый, холодный, липкий, вспомнить, что снег состоит из множества снежинок. Потом поставить тарелку со снегом рядом с теплой батареей и пойти поиграть. Через некоторое время посмотреть в тарелочку – там оказалась вода. Выяснить, что снег превратился в воду, которая называется «талая» и, что этой водой можно поливать комнатные растения. После чего можно этой водой полить цветок.

  1. Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников «Выращивание лука».

Цель:

1. Определение более благоприятной среды для выращивания лука на перо.

2. Приобщение детей к коллективному труду (полив и уход за растениями).

Задачи:

1. Формирование знания детей о росте растений.

2. Обучение наблюдательности и высказыванию.

3. Развитие мышления, кругозора.

4. Воспитание бережного отношения к растениям и любовь к природе.

природе.

Гипотеза:

1. Если лук посадить в землю, то он вырастет, пуская перья.

2. Если лук поставить в стаканчик с водой, то он также пустит перья.

3. В земле лук вырастет быстрее.

Материал:

Лук репчатый, горшочки с землей, стаканчики с водой, лейка,

цветной картон.

Лук репчатый в красно – коричневой шелухе, имеет пряный, острый вкус.

Ни один овощ не пользуется такой популярностью, как лук. Поставщик самых ранних «живых» витаминов на стол – зеленый лук (перо). Лук перо – зеленые длинные листья с менее выраженным пряным вкусом и остротой. Лук на перо можно выращивать в течение всего года: весной, летом и осенью – в открытом грунте, а зимой и ранней весной – на подоконнике.

Объект исследования.

Дни изменения объекта исследования.

  1. Познавательно-исследовательская деятельность

«Что там в Небе голубом?»  (опыты с воздухом)

Цели:

• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности;

• Помочь выявить свойства воздуха, понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

• Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы.

• Научить пускать мыльные пузыри и делать вертушку.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах воздуха;

  • Расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека;

  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Материалы и оборудование:

Пакеты, воздушные шары, шприцы, емкости с водой, соломинки, вертушка, мыльные пузыри, веревочки, апельсин, духи, краска, кусочки салфетки.

Опыт 1: «Что в пакете? »

Цель:

Показать, что вокруг нас находится воздух; обратить внимание, что он прозрачный, невидимый, легкий.

Выполнение эксперимента:

Набираем в пакет воздух и завязываем его. Обращаем внимание. Что воздух прозрачный и не имеет запаха.

Опыт 2: «Чем пахнет? »

Цель:

обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.

Выполнение эксперимента:

Смочить ватку духами и оставить на столе, затем почистить апельсин. Обратить внимание, что запах заполнил всю группу.

Опыт 3: «Игры с соломинкой»

Цель:

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух

Выполнение эксперимента:

Поставить перед каждым ребенком стакан с водой и трубочку. Дети набирают воздух и дуют в трубочку, опущенную в воду.

Опыт 4: «Воздушный шарик»

Цель:

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух.

Выполнение эксперимента:

Надуть шарик и сдуть шарик

Опыт 5: «Реактивный шарик»

Цель:

Помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Выполнение эксперимента:

Надуваем и отпускаем шарики и смотрим на траекторию полета. Обращаем внимание, что чем больше шарик, тем дальше он улетает. Воспитатель рассказывает. Что такой же принцип используется в реактивных двигателях самолета.

Опыт 6: «Упрямый воздух»

Цель:

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

Выполнение эксперимента:

  1. Рассматриваем устройство шприца, отжимаем поршень вверх, вниз. Затем закрываем отверстие пальцем и пробуем отжать поршень. Смотрим, что получится. (поршень двигается с трудом и воздух давит на пальчик.

  2. Направляем струю воздуха из шприца на кусочек салфетки. Смотрим, что произойдет.

  3. Набираем в шприц подкрашенную воду. Смотрим как движется поршень (легко).

Опыт 7: «Мыльные пузыри»

Цель:

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.

Опыт 8: «Вертушка»

Можно ли играть с ветром?

Делаем вертушку и обсуждаем принцип действия. Почему она начинает вертеться? Если в группе нет ветра, чтобы вертушка начала вертеться, нужно с вертушкой бегать.

  1. Игра-эксперимент

«Делаем мыльные пузыри»

Цель:

Познакомить детей со свойствами изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет. Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам.

Материалы:

жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Используемые игры:

«Какой формы пузырь», «Какой пузырь летит дальше, выше?», «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?».

Ход эксперимента.

— Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них).

— Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.

Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют).

— Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют).

— Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет).

— А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют). Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.

— Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?», «Какой формы пузырь?», «Какой пузырь летит дальше, выше?» (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)

  1. Опытно-экспериментальная деятельность

«Опасная свеча»

Цели:

— объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре;

— ознакомить с пожарной машиной;

— формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку об одном медвежонке, которого звали Миша. В сказке говорится о том, как он остался один дома и что из этого получилось. А вы слушайте внимательно, а потом скажете, что Миша сделал не так, как нужно было бы поступить.

«Жил – был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один, пригласил в гости друзей, зайчонка Кешу и лисоньку Лизу, и стали они играть. Сначала они нашли много спичечных коробков со спичками и построили из них машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Она загорелась, спички начали вспыхивать одна за другой, и разгорелся большой пожар. Зверята испугались и спрятались в дальнем уголке комнаты. Затем они попытались выбежать из помещения на улицу, но у них ничего не вышло, так как огонь уже был везде. Им удалось выбежать на балкон и позвать на помощь. Прохожие позвонили в пожарную службу по номеру 01, приехали пожарные, спасли малышей и потушили пожар».

А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:

— Что неправильно сделали зверята?

— Можно ли играть детям со спичками?

— Как можно вызвать пожарных?

— Что нужно делать, чтобы не было пожара?

А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним основное транспортное средство пожарной службы. (Пожарная машина).

Да, правильно, но пожарная машина не единственное транспортное средство. В арсенале пожарной службы есть еще: и пожарный поезд, и пожарный вертолет, и пожарный корабль. Ведь пожар может случиться где угодно.

(Показ слайдов, плакатов, картинок)

Не так давно в одной из пещер Франции археологи нашли небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника. Круглое дно чашки было покрыто каким – то чёрным налётом. Когда налёт исследовали в лаборатории, то обнаружилось, что это нагар, возникший от того, что в чашке жгли сало. Думают, что такими и были первые свечки, освещавшие жилище человека в те годы, когда люди жили ещё в пещерах. Было время, когда свечи горели вечером в каждом доме; позднее их заменили керосиновые лампы, а потом и электрические.

(Показ слайдов, картинок)

У каждого из вас дома найдётся эта чудесная палочка из парафина с перекрученным белым шнурком, выглядывающим из неё. Свеча надёжна. Маленькое пламя её света безотказно служит до конца, пока свечка полностью не исчезнет.

Но куда исчезает свечка?

Как быстро она сгорает?

От чего зависит высота её пламени?

Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.

Представьте, что к нам в гости пришел инопланетянин. Как вы думаете, удивился бы он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И попросил бы вас объяснить, что это такое.

Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи? Внутренняя часть пламени — самая светлая, средняя часть — самая яркая, именно эта часть освещает все вокруг, внешняя часть пламени — самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.

Опыт 1:

Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, которая была в средней. А теперь одновременно внесем две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, которая оказалась в верхней части. Можно сделать вывод, что верхняя часть самая горячая.

А теперь давайте посмотрим куда направлено пламя свечи.

Опыт 2:

Зажжом, удерживая в руке, свечу и дадим разгореться пламени. Теперь попробуем медленно наклонять свечу. Вы заметили, что при любом наклоне свечки язычок

пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый умудряется оставить вертикальным хотя бы огонь от фитиля. Этот невидимка — земное притяжение. Земля

удерживает вокруг себя воздух, свечка нагревает часть воздуха над пламенем. Нагреваясь, воздух расширяется, становится легче и «всплывает» строго вверх, уступая место холодному.

А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну огня. Вы знаете, что вещи вокруг нас состоят из веществ. Гвоздь состоит из железа. Стол из дерева. Свеча для опытов сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит ее пламя?

Опыт 3:

Возьмем предмет белого цвета, например, фарфоровую чашку, и внесем ее донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь на несколько секунд внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашки огромное черное пятно копоти. Так из чего состоит средняя часть пламени? Из сажи, из угля! Вот что делает пламя ярким, красивым.

Опыт 4:

Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха, например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.

Вывод:

Маленькое пламя свечи высветило некоторые тайны природы, помогло дотронуться до своих секретов. Многое из загадочного стало простым и понятным. Возможно, у вас разгорелся исследовательский огонёк, появилось желание самостоятельно наблюдать, задавать себе вопросы. Окружающий мир таит ещё немало тайн. «С небольшого ручейка начинается река», а из простых опытов начинается путь в большую науку.

infourok.ru

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь — май 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».
Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица»
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьёй Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Самореализация Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Открытый показ нод во второй младшей группе. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

prodetskiysad.blogspot.com

План по самообразованию во второй младшей группе по теме «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Месяц Источники Цель Результат Тематические занятия
Сентябрь Подбор диагностики для выявления интересов

детей.

Подбор диагностики для выявления интересов детей.

 

Диагностика детей, анализ.

Составление списка.

Создание библиотеки

красочных книг с потешками для детей.

 

«Работа с родителями в ДОУ». (О.И.Давыдова.)

Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему

«Устное народное творчество-фольклор в воспитании дошкольников»

Изучение материалов в журналах «Дошкольное

воспитание», «Ребенок в

детском саду», «Воспитатель», «Игра и дети»

Анкетирование родителей

«Книги для малыша».

 

Родительское собрание «Фольклор в жизни ребенка» Пополнение развивающей

среды: настольно-печатные,

игры по мотивам потешек

(разрезные картинки, лото).

Октябрь

 

«Потешки» — (Л.Яхнин).

 

Познакомить детей с потешками, рассказать для чего их используют в жизни.

Заучить потешку наизусть

(проговаривать слова потешки вместе с воспитателем).

 

Слушание песенок-потешек

Игра-хоровод

«Заинька попляши».

Дидактическая игра

«Узнай потешку».

Применять потешки в режимных моментах

(проговаривать вместе).

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Создание картотеки

Потешек для работы с детьми.

Консультация для родителей

«Справиться с непослушанием помогут потешки».

Создание пальчикового

театра — привлечь родителей.

 

Ноябрь О.С.Ушаков

Н.В.Гавриш

«Знакомим с литературой детей 3-5 лет».

Г.Науменко

«Прибаутки-считалки».

«Веселые считалки» -познакомить с понятием –

считалка.

Заучить считалку наизусть

«Раз, два, три, четыре, пять…»

Беседа на основе наглядного материала.

Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».

Создание картотеки считалок.

В подвижных играх водящего выбирать при помощи считалки.

Декабрь

 

В.Г.Кошечкина

«Загадки» — книга с загадками

и иллюстрациями.

 

Познакомить с загадками,

дать представления о загадках, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.

Отгадывание детьми загадок.

Беседа на основе наглядного материала.

Совместное творчество детей с родителями.

Досуг вместе с родителями

«Вечер загадок».

Семейный конкурс

«Отгадай загадку — нарисуй отгадку».

Изготовление картотеки

загадок.

Январь Даль В.И.

«Пословицы и поговорки

русского народа».

Л.М.Козырева

«Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей до 5 лет».

Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка,

почему мы так говорим,

развивать ритмичную речь.

Разучивание пословиц и поговорок с детьми. «Посиделки» — творческий вечер с участием родителей.

Создание папки-передвижки.

Консультация для родителей

«Роль фольклора в развитии

детей».

Изготовление картотеки

поговорок для детей.

Февраль

 

Красочные книги русских

народных сказок с иллюстрациями.

 

Чтение детям русских народных сказок: учить понимать образное

содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев,

учить внимательно слушать,

запоминать интонацию воспроизводить слова и фразы из текста.

Просмотр мультфильмов,

кукольного театра по мотивам

русских народных сказок.

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры –драматизации).

Развлечение «Широкая масленица».

Привлечь родителей к созданию

театра на палочках, кеглях, стаканчиках, на ложках, конусного театра.

Приобрести в группу раскраски

по русским народным сказкам

 

Март СД-диски Рассказать о значении  колыбельной песни в народе.

Анкетирование родителей

«Какие формы фольклора вы знаете».

Прослушивание колыбельных песен на СД –дисках.

Использование имитационных

приемов «укачивание младенца».

Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай».

Создание фонотеки-коллекции

СД -дисков с колыбельными песнями.

Апрель

 

Г.Науменко

«Березовая карусель».

«Русские народные детские игры и хороводы».

 

Познакомить детей с русскими

народными хороводами.

Рассказать детям для чего применяли хороводы в быту.

Побеседовать с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Беседа на основе наглядного

материала.

Проведение хоровода

«Каравай».

Поем песенку

«Заинька» — с использованием

Танцевальных движений.

Подвижные игры.

Вечер русских народных посиделок.

Подвижная игра «Воротики»,

«Ручеек».

Изготовление атрибутов,

масок.

Пополнить уголок ряжения:

пошив русских народных костюмов.

 

Май «Театрализованные игры как средство развитие речи детей» -

Журнал «Дошкольное воспитание».

Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Вспомнить знакомые игры – хороводы, потешки.

Показ сказки «Репка» -пальчиковый театр.

Хороводная игра «Мыши водят хоровод».

Консультация для родителей

«Как выбрать полезную сказку для малыша».

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи во второй младшей группе с элементами фольклора

«В гости к бабушке Арине».

Выступление на педсовете

«Использование фольклора

в воспитании дошкольников».

dohcolonoc.ru

План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы»

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

                                                      Утверждаю

Заведующий МКДОУ  детский сад №1

_____________И.С.Глотова

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Воротневой Елены Васильевны

Воспитатель

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

5 года 10 мес

5 года 10 мес

I КК

19.02.2014

2019 год

Тема: «Активация словаря детей младшей возрастной группы»

2015-2016 учебный год

Дата начала работы над темой: октябрь 2015 год

Дата окончания работы: апрель 2016 год.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. 

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2004.

Работа с детьми

Сентябрь

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Октябрь

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Ноябрь

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Январь

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

Февраль

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

Март-апрель

Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Работа с семьёй

Октябрь

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Ноябрь

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

Папка-передвижка.

Январь

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Февраль

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

Март

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Памятки для родителей.

Апрель

Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

Самореализация

Октябрь

НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

Январь

Сообщение по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет».

Сообщение Для педагогов и родителей

Май

Отчёт по теме самообразования.

Презентация

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы» »

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

Утверждаю

Заведующий МКДОУ детский сад №1

_____________И.С.Глотова

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Воротневой Елены Васильевны

Воспитатель

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

5 года 10 мес

5 года 10 мес

I КК

19.02.2014

2019 год

Тема: «Активация словаря детей младшей возрастной группы»

2015-2016 учебный год

Дата начала работы над темой: октябрь 2015 год

Дата окончания работы: апрель 2016 год.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. 

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2004.

Работа с детьми

Сентябрь

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Октябрь

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Ноябрь

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Январь

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

Февраль

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

Март-апрель

Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Работа с семьёй

Октябрь

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Ноябрь

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

Папка-передвижка.

Январь

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Февраль

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

Март

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Памятки для родителей.

Апрель

Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

Самореализация

Октябрь

НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

Январь

Сообщение по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет».

Сообщение Для педагогов и родителей

Май

Отчёт по теме самообразования.

Презентация

kopilkaurokov.ru

«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования на 2015-2016 уч. год

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)

Актуальность

О том, как развивается ребенок, на начальном этапе жизни именно развитие мелкой моторики, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:

Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Формы работы:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

www.prodlenka.org

Советы рукодельницам