Обучение грамоте «Звуки [йэ], [йо], [йу], [йа] и буквы Е, Ё, Ю, Я»

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`]. Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ. Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`]  и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ, в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

Выполнить задание здесь

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо]. Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё.

А вот и сестрички — буквы Е и Ё.

 

 

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

 

1. И г р а   «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

 2. И г р а   «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е  т : 

Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…   (ежевика).

*   *   *

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля…   (енот).

*   *   *

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно…   (елки).

*   *   *

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот…   (енот).

***

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его…   (ежиха).

*   *   *

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…   (ёжик).

*   *   *

Колюч, да не ёж.

Кто же это?..   (Ёрш.)

*   *   *

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?..   (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё.Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

 

7. Определи букву в неправильном положении.

 

8. Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё. Соедини их ниточками с ёжиком.

 

 

 

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую — красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е  справа.

 

13. Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е.

14. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаютс

я.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е.

22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё. 

23. И г р а  «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т  :  лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а  «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а   «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1.  – е –   (Мел, лес, сел.)

2.  е – –   (Еда, ели, ела.)

3.  е – – –   (Енот, езда, ерши.)

4.  – е – –   (Лена, села, пела.)

26. И г р а   «Лесенка»

27. Игра

 «Сквозная буква»

28. И г р а  «Малышки-коротышки»

Мы – малышки-коротышкиБудем рады, если тыПоразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты

 

Ель – мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, бретелька, вельвет, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, хмель, бельё, постель, сельдь, пельмени, газель, мельник, стелька.

Еда – беседа, среда, медаль, педа

ль, резеда, победа, торпеда.

29. И г р а   «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш,   – жик,   – лка.

30. И г р а    «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

Убежал от друзей без оглядки.Сказал:– Поищите!Играю я в прятки.

Сначала в норе ёж укрылся

В одёжке.

Затем покатился клубочком

По стёжке.

Нашел под березкойКудряшки – серёжки.Решил подарить их

Мальчишке Серёжке.

А дальше?

А дальше и вы поищите.

Где ёж? Догадались?

Да он в алфавите!

А Б В Г Д Е Ё Ж З И…

 

 

31. И г р а   «Слово рассыпалось». Все слова должны начитаться с буквы Ё.

Кижё,   Шёр,   чаколё.

О т в е т : ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а   «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.     (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

 

 

34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слияние [йу] обозначается буквой Ю.

 

1. Найди спрятанные буквы Ю. Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ю с правой стороны рисунка.

 

4. Соедини с буквой Ю только те предметы, названия которых с неё начинаются.

 

5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у  людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

 6. И г р а  «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а  «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю.
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а  «Найди слово»

1. Ле с е н к а .                             2. С к в о з н а я   б у к в а .

ю –                                                – ю – –

ю – –                                             – ю – – –

ю – – –                                          – ю – – – –

ю – – – –                                       – ю – – – – –

Возможный вариант ответа:               Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат.                             люди, дюшес, бюджет,

                                                                   тюльпан.

9. И г р а  «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т : клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т : юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а   «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т :  люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

 13. Пишем..

 

14. 

Слияние [йа] обозначается буквой Я!

 

1. Назовите слова на звук [йа].

2. Найди спрятанные буквы Я. Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.

 

6. И г р а  «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

 

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я.

О т в е т : Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т : 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар,  2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

 

О т в е т :  семья, заяц, Ялта.

9.

Каждый знает:
Буква
Самая хвастливая

Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву Я.

10. Чистоговорки

Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.

Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

11. И г р а  «Слоговое лото»

Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)

12. И г р а  «Найди слово». Из букв следующих слов составьте новые слова.

Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.

Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.

13. И г р а  «Лесенка»

 

14. И г р а  «Подбери слово»

Акростих

Я ельником шла,

Гостинец нашла –

Отличный, отличный, отличный,

До самых краев

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.

О т в е т : ягодки.

 15. Пишем…

16. 

 

Пословицы и поговорки

1. Я – последняя буква алфавита.

2. Язык болтает – рукам мешает.

3. Язык острее мяча.

4. На языке мёд, а под языком – лёд.

  • Егерь — лесник
  • Егоза — вертлявый, подвижной, беспокойный человек.
  • Юбилей — торжество по поводу круглой даты (пятидесятилетия, столетия и т.д.).
  • Ювелир — мастер, изготовляющий ювелирные изделия.
  • Юмореска — шутливая, юмористическая история.
  • Юниор — молодой спортсмен
  • Юннат — Юный натуралист — участник кружка по изучению природы.
  • Юрист — специалист по правоведению, юридическим наукам.
  • Ябеда —  наговор, клевета.
  • Явление — Событие, случай.
  • Явь —  реальная действительность, то, что существует наяву.
  • Ягнёнок — это детеныш овцы
 

 

 

 

 

www.klass39.ru

Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук – люк

Мал – мял

Нос – нёс

Мэр – метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

 

Рис. 1. Лес (Источник)

Рис. 2. Мёд (Источник)

Рис. 3. Брюки (Источник)

Рис. 4. Мяч (Источник)

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Рис. 5. Ёль (Источник)

Рис. 6. Ёжик (Источник)

Рис. 7. Юла (Источник)

Рис. 8. Яблоко (Источник)

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

 

Рис. 9. Маяк (Источник)

Красное яблоко.

 

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

 

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот.

 

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Проверим правильность выполнения задания:

Ветка                         пьёт

Петя                           поют

Алёша                        друзья

мята                            съели

берёза                         синие

люстра

 

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть                       яркий

Петя                          деревья

Мяч                            ясно

Аня                            растения

рябина                       ястреб

                                   швея

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник). 
  2. Nsportal.ru (Источник).   
  3. Genon.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

                                              

                                                        

                                                  

                                          

                                              

                                          

Рис. 11. Загадки о ягодах (Источник)

 

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о буквах Е, Ё, Ю, Я.

interneturok.ru

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове — урок. Русский язык, 1 класс.

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры

Сказочник продолжал повествование.

 

Фея Фонетика произнесла:
— Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
— Как же так? А Йотики… Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?


Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел», «лён», «люк», «мяч».
Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!


 


Ту самую, на которой отдыхают… согласные звуки!!!
Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!


— Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик-подушечку, делая согласный мягким. 
Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:


 

 

— Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»

 

Фея Графика нарисовала домик такого согласного:

 

 

— А после согласного остаётся звук… — продолжала фея Фонетика.

— Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!

 

Мне вспомнилась картинка:

 

 

— Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит… на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?

— Совершенно верно! — похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м’э]л, [л’о]н, [л’у]к, [м’а]ч.

— А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!

— А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:

 

Я, ребята, признаю —
Нет такого звука: Ю.
(Ю \(=\) Й \(+\) У)
И открытье не моё —
То, что нету звука: Ё.
(Ё \(=\) Й \(+\) О)
Заодно скажу, друзья —
Также нет и звука: Я.
(Я \(=\) Й \(+\) А)
И прошу поверить мне —
Нет на свете звука: Е.
(Е \(=\) Й \(+\) Э)

 

— Как же всё это запомнить?!? — спросил я.
Все жители этого этажа побежали на сцену, приглашая меня посмотреть спектакль о Белоснежке. Буквята пообещали, что фраза из этого спектакля поможет навсегда запомнить И, Я, Е, Ё, Ю! Я внимательно смотрел на сцену и не пропустил того момента, когда фея Графика вывела волшебную фразу, которую произнёс самый грустный гном:

 

 

— А вы её заметили, ребята? — спросил Сказочник. — Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв \(10\), а звуков — всего лишь \(6\)! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:

 

 

— А вы, ребята, поняли, почему хористы стоят именно так?.. Чтобы я не забывал твёрдых и мягких командиров, буквята подарили мне вот такое фото:

 

 

А феи Фонетика и Графика преподнесли в подарок ещё одну картину. Давайте её рассмотрим!

 

 

Тут Сказочник принёс из своего домика картину.

— Почему в картине так много красного цвета?

— Почему феи расположились так далеко друг от друга?

— Почему слово «ЗВУКИ» написано прозрачным цветом, а «БУКВЫ» — чёрным?

— При чём тут градусник с обведённой красным кружком цифрой?

— Отчего в картине появились \(2\) ладошки?

— При чём здесь эмблема шоу «Голос»?

— Почему красный человечек смело проходит сквозь стену?

— Почему во фразе гнома подчёркнуты именно эти буквы? Что она помогает нам запомнить?

— Что означают синяя и зелёная стрелки?

— Какая фраза поможет вспомнить «твёрдых командиров»?

— При чём тут участница шоу «Уральские пельмени»?

— Какие гласные и когда могут обозначать \(2\) звука?

Когда ребята ответили на все вопросы Сказочника, они сами указали ему на непонятное слово:

— Возле гласных звуков написано: «Образуют слог»… А что такое слог?!?

Сказочник улыбнулся:

— А это совсем другая история. Если интересно — приходите завтра!

Источники:

По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»; конструкция-приём О. Л. Соболевой «При чём тут (здесь)…?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О. Л. Соболевой; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/11/prodolzhaem-raskryvat-tayny-glasnyh-myagkie-komandiry

www.yaklass.ru

Буквы е, ё, ю, я

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

 

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

 

Лук – люк

Мал – мял

Нос – нёс

Мэр – метр

 

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

 

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

 

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

 

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

 

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

 

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

 

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

 

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].

 

Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

 

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

 

Запомните:

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

 

1. В начале слова (юг, яма)

 

2. После гласных (заявка, поют)

 

3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?



Если  вы  читали  статью про  гласные  звуки  и  буквы, то  вы уже  знаете,  что  в  русском  языке  гласных  букв 10, 
а  гласных  звуков  только  6.

Сегодня  я  расскажу  про  четыре «загадочные» гласные  буквы  
Е, Ё, Ю, Я.

 Какие  же  звуки  они  обозначают? 


То,  какие  звуки  эти  буквы  обозначают,  зависит  от  того, 
в  каком  месте  слова  они  написаны.

Если  Е, Ё, Ю, Я,  стоят  после  согласных, они  указывают 
на  мягкость   предшествующего согласного   звука, 
(если  у  этого  согласного  звука  есть  твёрдая   пара)  и  обозначают  звуки:

буква е —  звук [э] крем [кр’эм],

 ё  — звук [о] пчёлы  [пч’олы],

 ю — звук [у] люблю [л’убл’у],

 я —  звук [а] пляж [пл’аш].

Буквы  е, я  обозначают  звуки  [э],[а] только  под  ударением!
В безударном  положении   они  обозначают  звук, очень 
похожий  на  [и]:

леснИк  [л’исн’ик]
печАть [п’ичат’]
лягУшка [л’игушка]
пляшУ [пл’ишу]



 А   в  некоторых   случаях  эти  буквы  обозначают  два  звука!
Первый   звук — согласный  [й], второй  звук — гласный. 
 е: [й] [э]      ё: [й] [о]        ю: [й] [у]       я:[й] [а]

Какие  это  случаи?

1. Если  эти  буквы  стоят  в  начале  слова: 
юбка[йупка],  ёлка[йолка], яхта[йахта], едет[йэд’ит]. 
2. Если  они  стоят  после  гласной:
маяк[майак], пою[пайу], танцую[танцуйу], моет[мойэт].
3. Если   они  стоят  после  Ъ  или  Ь  знака:
вьюга[в’йуга], подъезд[патйэст], семья[сим’йа],
деревья[д’ир’эв’йа].

Повторюсь, потому  что  это  не  сразу  становится  понятно:
в  этих   случаях  они  обозначают  два  звука, первый   звук — согласный  [й], второй  звук — гласный: 
 е: [й] [э]      ё: [й] [о]        ю: [й] [у]       я:[й] [а] 

Надеюсь, эта  статья  поможет  вам  правильно  выполнять 
фонетический  разбор!



www.podgotovkakshkole.ru

Гласные буквы я, ё, ю, е после гласных — КиберПедия

__________я Буква я после гласного звука обозначает два звука [й,] [а] Рая-4 звука, 3 буквы, красивая-зв.бук. какая-зв.бук. синяя-зв.бук.  
__________ё Буква ё после гласного звука обозначает два звука [й,] [о] Моё-4 звука, 3 буквы, твоё-зв.бук. даёт-зв.бук. своё-зв.бук.  
__________ю Буква ю после гласного звука обозначает два звука [й,] [у] Поют-5 звуков, 4 буквы, роют-зв.бук. бегаю-зв.бук. моют-зв.бук.  
__________ е Буква е после гласного звука обозначает два звука [й,] [э] Моет-5 звуков, 4 буквы, роет-зв.бук. ноет-зв.бук. лает-зв.бук.  

Гласные буквы я, е, ё, ю, (и) после ь — разделительного знака

 

__ья Буква я после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [а] семья- 5 звуков, 5 букв друзья-зв.бук.  
__ьё Буква ё после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [о] льёт- 4 звука, 4 буквы пьёт-зв.бук.  
__ью Буква ю после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [у] полью- 5 звуков, 5 букв сошью-зв.бук.  
__ье Буква е после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [э] платье- 6 звуков, 6 букв кутюрье-зв.бук.  
__ьи Буква и после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [и] муравьи- 7 звуков, 7 букв воробьи-зв.бук.  

Гласные буквы я, е, ё, ю после ъ — разделительного знака

 

__ъя Буква я после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [а] объяснил- 8 звуков, 8 букв, разъяснил-зв.бук.  
__ъё Буква ё после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [о] съёмка- 6 звуков, 6 букв, объём-зв.бук.  
__ъю Буква ю после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [у] предъюбилейный- 14 звуков, 14 букв,  
__ъе Буква е после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [э] объединил- 9 звуков, 9 букв, разъединил-зв.бук.  

 

Выполни задания

 

1.Прочитай. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Апрель, дрова, друзья, подъезд, тюльпан, листья, кукла, коньки, вьюга, сильный, южный

2.Прочитай. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ружье, лимон, юбка, маяк, платье, язык, семья, въезд, вьюн, ящик, стулья, сильные

 

 

Согласные звуки

 

Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие. При произнесении согласных звуков слышится шум [х],[ф]или голос и шум[з],[н]. Согласных букв 21, а звуков гораздо больше, потому что есть твёрдые и мягкие согласные р→[р]( руль), р→[р’](река).

 



Твёрдые и мягкие согласные

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:[б]-[б’],[ф]-[ф’] и другие. Звуки[ж],[ш],[ц] всегда твёрдые. Звуки [й’],[ч’],[щ’] всегда мягкие.

 

1. Придумай и запиши слова, в которые начинаются на эти звуки.

[к] каша [к’] кепка

[л][л’]______________________

[с][с’]______________________

 

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки, образующиеся при помощи голоса, называются звонкими. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими.

Парные Непарные

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з] [й’], [л], [м], [н], [р]

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] [х], [ц], [ч’], [щ’]

 

Согласный звук [й’]

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ь, ъ обозначают два звука: [й’э],[й’о],[й’у],[й’а]. Буква И после гласных букв или после ь, ъ тоже обозначает два звука:[й’и]-соловьи-[салав’й’и], свои-[свай’и].

 

2.В каких словах «спрятался» звук[й’]? Над буквой, где спрятался этот звук, напиши с помощью транскрипции звуки, которые обозначаются этой буквой.

Воробьи, лает, юнга, герой, заявление, енот, чайка, юла, полёт, ёжик.

cyberpedia.su

2. Гласные звуки (продолжение). Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове

Ребятишки под вечер были опять возле дома Сказочника. Они с нетерпением ждали раскрытия дальнейших тайн гласных. Старик усадил детей и рассказал им о продолжении экскурсии по дому «Буквинску».

— Как только я очутился в кровати, сразу же произнёс заклинание, которому меня научила фея Графика: «Раз, два, три… Графика, «Буквинск» покажи!»

Уже по привычке зажмурил глаза, а когда всё стихло… оказался прямо у «Буквинска»! Феи уже поджидали меня. Фонетика произнесла: «Здравствуй! Сегодня ты продолжишь открывать тайны гласных. Готов подняться к ним на этаж»?

Конечно, я сгорал от нетерпения! Ещё бы! Сегодня меня ждала экскурсия и знакомство с остальными жителями этажа гласных!

Когда мы поднялись на предпоследний этаж, фея Графика нажала на скрипичный ключ — дверь на этаж открылась, и появилась надпись: «Квартиры мягких командиров».

 

 

Из-за дверей и на этом этаже раздавалось пение. Да это и понятно! Ведь тут жили буквы, обозначающие гласные звуки, а они очень любят петь — это я усвоил на предыдущей экскурсии! По коридору проходил буквёнок И. Он нам очень обрадовался, тут же продемонстрировал своё умение петь песенку:

 

— И-и-и! И-и-и!

 

Буквёнок остановился возле своей квартирки и пригласил нас в гости. Всё было так же, как и у буквят А, У, Э, О, Ы, которые жили на последнем этаже. Комната утопала в красном! Но я уже знал, что это любимый цвет гласных, поэтому не удивлялся. Мы сделали буквёнку И подарок — назвали слова, начинающиеся со звука [и]: ирис, Иван, игрушка. Буквёнок остался очень доволен!

 

Фея Фонетика поблагодарила буквёнка И за гостеприимство, попросив его познакомить нас с другими обитателями этажа. Буквёнок подбежал к следующей комнатке и постучал своим молоточком в дверь. Я ожидал увидеть ещё одно красненькое существо. Но… Каково же было моё удивление, когда обитатель квартирки предстал передо мной!

 

 

Он был красного цвета, как и остальные гласные буквята… Вместо ротика — карман, на котором написано «Ю». Но очень похож на … кенгуру, потому что носил в кармашке какое-то существо!!! Обитатель кармана подмигнул мне, встряхнул своим задорным чубчиком и произнёс: «Й»!

Он был мягким и пушистым, зелёного цвета, казалось, что бугорок, поросший травкой, скрывается в столь необычном месте!

 

Видя моё замешательство, фея Фонетика представила мне буквёнка: «Знакомься, это Ю, а существо, сидящее в кармане, ОЧЕНЬ любит играть в прятки!»

Как бы подтверждая слова феи, необычное создание юркнуло внутрь и затаилось в кармашке!

 

Пока я рассматривал буквёнка Ю, наш знакомый И успел постучать своим молоточком в остальные квартирки на этаже. Из дверей выходили буквята. Они все были похожи друг на друга как две капли воды: красного цвета, вместо ротика — карман, на котором написана или буква Я, или Е, или Ё, у каждого в кармашке прятался необычный жилец!

 

Буквята Я, Е, Ё, Ю окружили меня и стали приглашать к себе в гости. Я решил воспользоваться их предложением, чтобы выяснить всё подробнее.

Войдя в квартирку к буквёнку Ю, я был удивлён! Ожидал увидеть красное жилище, а тут… Впрочем, смотрите сами!

 

 

Алого цвета было действительно много, но присутствовала и зелёная краска. Стены окрашены в светло-зелёный, и на них какие-то ярко-зелёные квадратные украшения, напоминающие существо из кармашка…

Фея Фонетика предложила:

— Произнеси: «Ю-ю-ю!» Что слышишь?

Я повторил:

— Ю-ю-ю-у-у-у!.. Почему-то [у]!

Я с удивлением взглянул на фею Фонетику.

Но она была чем-то недовольна.

Я постарался точнее произнести:

— Ю-ю-ю-у-у-у!

И тут вдруг почувствовал, что действительно при произнесении появляется что-то ещё!!!

— Понял! Понял!!! Когда мы произносим «ю», слышится [й’у]!

 

Фея Фонетика улыбнулась.

— Совершенно верно! — произнесла она. — Вот кто сидит в кармашке у буквят — [й’]! Это согласный звук, он ВСЕГДА мягкий, как травка, поэтому в квартирке у буквёнка Ю есть зеленые краски!

 

А фея Графика тут же нарисовала вот такую картинку:

 

 

— А теперь попробуй произнести имена других окруживших тебя буквят.

 

Я произнёс:

— Я-а-а! — И тут же у буквёнка Я зелёное существо подпрыгнуло вверх! А фея Графика продолжала свои зарисовки:

 

 

— Ё-о-о! — И зелёное создание выглянуло из кармашка Ё.

 

 

— Е-э-э! — Зелёный пушистик помахал мне из кармашка Е.

 

 

— Я понял! У буквят Е, Ё, Ю, Я в кармашке прячется [й’]! Он пушистый и мягкий, как зелёная травка. Но почему-то это существо иногда выглядывает из кармашка, а иногда скрывается там!

 

Фея Фонетика улыбнулась и спросила:

 

— Готов к экспериментам?

— Конечно!

— Йотик действительно не всегда готов показаться, а только в трёх случаях. А вот в каких — попробуй догадаться. Вот тебе первая подсказка. Произнеси слова, которые напишет фея Графика.

 

Фея Графика написала в воздухе своим волшебным пером: «яма», «юнга», «ёлка», «ель».

 

Я произнёс:

— Яма! Юнга! Ёлка! Ель! — тут же у буквят Я, Ю, Ё, Е из кармашков показались задорные мордашки Йотиков. Но почему они решили выглянуть наружу? Я внимательно присмотрелся к словам, написанным феей Графикой… и понял!

 

— Буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах стоят первыми, и тогда они обозначают \(2\) звука: [й’а]ма, [й’у]нга, [й’о]лка, [й’э]ль!!!

 

Феи были очень довольны… Графика опять взялась за своё волшебное перо. Вот такую подсказку она изобразила: слово — это прямоугольник, а когда буквята Е, Ё, Ю, Я  стоят на первом месте, они обозначают \(2\) звука!

 

 

— Лови вторую подсказку! — произнесла Фонетика и указала на написанные Графикой в воздухе слова: «вьюга», «обезьяна», «въезд», «подъём».

И как только я начал произносить эти слова, Йотики опять показались из своего укрытия. В чём же тут дело? Всё очень просто! Ю стоит после Ь, Я стоит после Ь, Е стоит после Ъ, Ё стоит после Ъ…

 

— Получается, что когда Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь или Ъ знаков, они тоже обозначают \(2\) звука: вь[й’у]га, обезь[й’а]на, въ[й’э]зд, подъ[й’о]м!!!

Фея Фонетика улыбалась, а Графика волшебным пером изобразила вот что:

 

 

— Осталась третья подсказка! — произнесла Фонетика. — Сможешь одолеть?

А фея Графика уже выводила новые слова: «моё», «уютно», «маяк», «боец».

Внимательно присмотревшись к ним, я открыл и эту тайну гласных! Смотрите сами: в слове «моё» Ё стоит после О; в слове «уютно» Ю стоит после У; в слове «маяк» Я стоит после А; в слове «боец» Е стоит после О!

 

— Е, Ё, Ю, Я стоят после… гласных букв, и тогда они тоже обозначают по \(2\) звука: мо[й’о], у[й’у]тно, ма[й’а]к, бо[й’э]ц!!!

А фея Графика уже рисовала:

 

 

Буквята Е, Ё, Ю, Я запрыгали вокруг меня, Йотики от радости чуть не вывалились из кармашков! Все были рады тому, что я раскрыл тайну появления Йотиков.

 

А чтобы я запомнил гласные буквы, обозначающие \(2\) звука, меня пригласили на… шоу «Уральские пельмени»! Оказывается, имя популярной девушки из этой программы поможет нам!

 

 

Нужно лишь вспомнить, что ЕЁ зовут ЮлЯ!

Гласные из этой фразы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать \(2\) звука!

 

Фея Фонетика произнесла:
— Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
— Как же так?

— Об этом ты узнаешь чуть позже. А пока фея Графика подарит тебе картину, глядя на которую, ты будешь вспоминать о сегодняшнем путешествии:

 


Сказочник показал ребятам картину и задал несколько вопросов:

 

— Почему на схеме появилась девушка в короне?

— Какие \(2\) звука может обозначать буква Е? Ё? Ю? Я? 

— Какая фраза поможет вспомнить гласные, обозначающие \(2\) звука?

— Что зеленеет в кармашке у буквят Е, Ё, Ю, Я?

— Что означает схема под № \(1\)?

— Почему буквята на схеме № \(2\) стоят после Ъ и Ь знаков?

— Что означает красный квадрат на схеме № \(3\)?

 

Легко ли тебе было отвечать на эти вопросы? Придумай свой вопрос по этой схеме.

Источники:

По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/11/prodolzhaem-raskryvat-tayny-glasnyh-tayna-yotikov

www.yaklass.ru

Советы рукодельницам