Групповое логопедическое занятие на тему «Гласные звуки и буквы»
Групповое логопедическое занятие «Путешествие в страну Правильной речи»
Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель: уточнить и закрепить правильное произношение гласных звуков.
Задачи.
Образовательная: закрепить представление детей о гласных звуках, слогообразующей роли гласных, вырабатывать навык их чёткого произношения. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие,зрительное и слуховое внимание, память, а также слухо-моторную и зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы: запись звуков природы, музыки, таблица символов гласных звуков, предметные картинки, таблица «Фигуры и буквы», звуковые схемы слов, карточки-массажёры для пальчиковой гимнастики
Словарь: маршрут, шифровальщики, шифр, расшифровать.
Ход занятия:
Организационный момент
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Правильной речи».
Для этого необходимо повторить правила речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем!
Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить,
И не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно.
Говорим и всем понятно.
— Молодцы, ребята, не забывайте эти правила и соблюдайте их в течение всего путешествия.
II. Постановка цели занятия.
— А теперь, попробуйте догадаться, с какими звуками мы встретимся в стране «Правильной речи»?
— Когда мы произносим эти звуки, рот открыт, воздух выходит свободно, не встречая преграды. Как называются эти звуки?
— Правильно сегодня мы будем повторять гласные звуки, и выделять их из слов.
III. Основная часть
Пальчиковая гимнастика.
— В начале нашего путешествия нам необходимо выбрать маршрут, то есть дорогу, по которой мы пойдем. Для этого подготовим наши пальчики.
Упражнение «Урок».
Нажимаем на звонок, Дети поочередно нажимают
Начинается урок подушечками пальцев на бугорки
массажёра.
Вот разгладим мы ладошки, Правой, затем левой ладонью
Поработаем немножко проводят по всей поверхности
массажёра, делая движения
«вперед-назад».
И по кругу проведем, Раскрытой рукой, правой, затем
Каждый пальчик разомнем. левой проводят по всей
поверхности массажёра круговыми
движениями.
А теперь бежит дорожка Дети поочередно подушечками
По ухабам, между пней каждого пальчика «пробегают» по
Прогуляемся немножко дорожке массажёра.
Станут пальчики сильней.
Упражнение на психорегуляцию.
Рисование вальдорфских форм.
— А теперь начинаем рисовать дорогу. Рисовать нужно медленно, аккуратно, не отрывая мелок от листа бумаги.
Одни дети рисуют раскручивающуюся от центра спираль, другие свертывающуюся к центру спираль. Остальные – горизонтально расположенную восьмерку и разворачивающуюся спираль плавно переходящую в сворачивающуюся.
Рисование проводится под медленную музыку.
Артикуляционная гимнастика.
— Все жители в стране «Правильной речи» знают, как важно для правильного произношения подготовить наши губы и язычок.
Упражнения для губ.
Тянем губы прямо к ушкам.
А потом их разожмем.
Упражнения для языка.Три-четыре, три-четыре – потолок мы побелили.
Упражнение на развитие речевого дыхания.
— А теперь мы попадаем с вами в город «Спокойного дыхания», все в нем дышат медленно, плавно, спокойно.
— Вот как шарик надуваем
И рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Дети контролируют правильность вдоха и выдоха своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы.
(Исходное положение детей: свободно сидят на стульчиках, смотрят перед собой.)
Игра-загадка
Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки а, о, у, э, ы – дети озвучивают их, произнося на длительном выдохе, затем рассказывают об артикуляции гласных звуков, ориентируясь на таблицу символов.
Фонетическая зарядка.
— Прошли мы город «Спокойного дыхания», но перед нами появилось препятствие – это река «Слитного произношения», чтобы пройти ее, вам необходимо произнести звуки слитно.
А- у-э ауэ, у-о-а уоа, о-у-ы оуы
и наоборот: эуа э-у-а, уаы у-а-ы.
Упражнение на концентрацию внимания «Думаем глазами»
— Мы попадаем в следующий город – город «Букв и звуков», где жители не только правильно говорят, но ещё умеют «думать глазами».
Вот какие задания они вам приготовили.
Задание:
а) просмотреть ряды букв слева направо и вычеркнуть только гласные. Выполнять в быстром темпе;
б) второе задание – это упражнение «Фигуры и буквы».
— Назовите, какие фигуры изображены на таблице? Сколько здесь треугольников, кругов, прямоугольников?
А теперь ответьте, какие гласные буквы помещены:
В круг, но не в треугольник и не в прямоугольник.
В прямоугольник, но не в круг и треугольник.
В треугольник, но не в круг и прямоугольник.
Динамическая пауза.
— А сейчас ребята мы попадаем в парк отдыха звуков. Отдохнём и мы.
а) Запомните какое движение соответствует какому-либо из звуков.
А – руки вверх.
У – руки вперёд.
О – одна рука вверх, другая вниз.
Э – руки овалом сзади.
(Упражнение выполняется под музыку.)
Внимательно слушайте в предложении каждое слово и реагируйте на первый звук движением.
Аня Увидела Ослика и Улыбнулась.
Оля Услышала Эхо.
Этот Удав Очень Умный.
Андрей Увидел Учителя.
б) Гимнастика для глаз.
в) Упражнение на развитие слухового восприятия.
Дети слушают запись звуков природы, рассказывают, какие звуки они услышали.
— Какие звуки вы слышали? Речевые или неречевые? Кто произносит речевые звуки?
8. Упражнения на развитие навыка звуко-слогового анализа.
— Ребята, жители города «Букв и звуков» не только могут «думать глазами», но и хорошо запоминают всё, что услышали. Вот ещё какие задания они вам приготовили:
а) Из диктуемых слов запомнить только те, в которых звук [у] находится на втором месте, а звук [а] – на 4-ом месте: ВАЗА, РУКА, ГОРЫ, ЛУНА.
б) Звук [о] находится на 2-ом месте, а звук [ы] – на 4-ом месте: СОВЫ, ЛАПЫ, РОЗЫ, ЛУЖИ.
Подбор слов к звуко-слоговым схемам.
— Следующий город – это город «Мастеров – шифровальщиков. Жители этого города зашифровали слова, которые вам необходимо расшифровать.
(На доске расположены звуковые схемы слов, у детей предметные картинки.)
Задание: подобрать картинку к соответствующей схеме, определить количество слогов и количество гласных звуков в слове. Вспомнить, какое правило помогает определить количество слогов в слове. (Сколько в слове гласных звуков, столько же и слогов.)
9. Тест «Верно-неверно»
Поставить знак (+) в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак (-) под номером того предложения, в котором высказывание неверно.
В слове столько слогов, сколько в нём согласных звуков.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог обязательно содержит гласный звук.
В слове ДРУГ один слог.
В слове ФРУКТ пять слогов.
IV. Итог занятия.
— Чем мы занимались на занятии?
— Какие звуки повторяли?
infourok.ru
Логопедические упражнения на гласные звуки
Логопедическое упражнение произнесения звука «А»
1) Артикуляционная гимнастика
Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Повторяйте звукоподражания
Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).
4) Ладушки
Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:
Ой, ладушки, ладушки |
Логопедическое упражнение произнесения звука «У»
1) Артикуляционная гимнастика
Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.
2) Звукоподражания
Му — му (корова),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Игра «поезд»
Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:
Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У! Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У! |
5)Игра «Эхо»
Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».
Логопедическое упражнение произнесения звука «И»
1) Артикуляционная гимнастика
Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Звукоподражания
и – и – и – го — го (лошадка), пи – пи (мышка).
4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:
Игра «Шофер»
В машине, в машине шофер сидит. Машина, машина идет, гудит: «БИ — БИ»! |
Логопедическое упражнение произнесения звука «О»
1) Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».
2) Игра
Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».
В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Звукоподражания
ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).
5) Кошкин дом
Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:
Бом – бом, бом – бом! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом. |
Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»
1) Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».
2) Игра
Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Вот моя семья
Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:
Загибаем большой палец Загибаем указательный палец Загибаем средний палец Загибаем безымянный палец Загибаем мизинец Сложили кулачок |
— Этот пальчик дедушка, — Этот пальчик бабушка, — Этот пальчик папочка, — Этот пальчик мамочка, — Этот пальчик я, — Вот моя семья! |
Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»
1) Артикуляционная гимнастика
Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Моем руки
Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:
Мыли, мыли руки с мылом, Мыли теплою водой. Мыли, мыли, мыли, мыли — Бело — набело отмыли! |
4) Игра
Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.
info-nanny.ru
«Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И»
Для учащихся 1-го класса c системным недоразвитием речи.
Цели:
- Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
- Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии.
Задачи:
- Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах.
- Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
- Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Формировать навык правильного словоизменения ( образование форм множественного числа с окончанием –Ы).
- Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.
Оборудование:
- Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики.
- Игрушка- Красная шапочка, мячик, флажки, домик для букв.
- Корзинки и предметные картинки.
- Карточки с буквами, буквы из бархатной бумаги.
- Игра «Собери урожай».
- Карточки для чтения слогов и слов.
- Пособие « Многозначные слова».
- Игровизоры и маркеры, пособие «Лепестки».
- Карточка « Вставь гласную букву».
- Рабочие тетради учащихся.
- Магнитофонная запись «Шум ручейка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический тренинг:
Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.
2. Подготовительный этап.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
— Упражнения для губ ( улыбка, трубочка,…).
— Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
— Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
— Нужно уметь слушать и правильно повторять:
ау | ио | ыа | иоу | уаы | иоу |
3. Сообщение темы занятия.
Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.
4. Работа с гласными звуками.
— Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
— Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
— Игра «Поймай звук» с флажками.
— Отбор картинок, в названии которых первый звук – гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.
5. Работа со звуками и буквами.
Отправляемся дальше с Красной шапочкой. Она приведёт нас к буквам. Звуки и буквы тесно связаны:
Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и читаем.
Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
— Узнавание гласных букв среди предложенных.
— Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
— Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.
6. Физминутка.
Буква А зовёт нас на зарядку:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.
7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.
Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
— Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
— Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы
— Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.
— Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук ко-са кран
8. Отдых, релаксация.
Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)
9. Работа с рукописными буквами.
Буква И приготовила для вас игрушки – картинки.
— Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
— Работа с игровизорами – узнавание заглавных букв и обведение маркером.
10. Игра с мячом.
Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:
слон – слоны стол — столы блин – блины |
шалун — шалуны угол – углы орёл – орлы |
узел — узлы лёд — льды лоб — лбы |
11. Дифференциация гласных в словах.
Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.
Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
— Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).
12. Итог занятия.
Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.
Также по теме:
logoped18.ru
Логопедическое занятие на тему «Гласные звуки и буквы»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить детей с гласными звуками, со способом их образования;
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
- научить выделять гласные звуки в слогах, словах, предложениях.
Оборудование:
- зеркала,
- картинки,
- фишки,
- мяч,
- ручки,
- тетради,
- веер гласных букв.
Ход занятия
Приложение
I. Организационный момент.
“Сказка о весёлом язычке”.
II. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Упражнения: “Горка”, “трубочка”, “грибочек”, “лошадки”, “чашечка” –
(Слайд 2, 3)
поём песенку, нам помогают петь сказочные герои из сказки “Теремок”.
ААААА – рот широко открыт, поёт лягушка (Слайд 4)
ООООО – губы овальной формы, поёт лисичка (Слайд 5)
УУУУУ – губы трубочкой, воет волк (Слайд 6)
ИИИИ – губы в улыбке, пищит мышка (Слайд 7)
ЫЫЫЫ – губы маленьким овалом, поёт медведь (Слайд 8)
ЭЭЭЭЭ – губы большим овалом, поёт зайка (Слайд 9)
III. Знакомство со способом образования гласных звуков. Схемы.
Артикуляция перед зеркалом, отгадывание по беззвучной артикуляции.
-“Угадай, какую песенку поёт мышка?” (Слайд 7)
-“Угадай, какую песенку поёт лисичка?” (Слайд 5)
-“Угадай, какую песенку поёт лягушка?” (Слайд 4)
-“Угадай, какую песенку поёт зайка?” (Слайд 9)
-“Угадай, какую песенку поёт волк?” (Слайд 6)
-“Угадай, какую песенку поёт мишка?” (Слайд 8)
Буквы показывается по щелчку после угадывания
IV. Физминутка.
Игра с мячом: называем слова, начинающиеся на гласные.
V. Выделение гласных из ряда звуков на слух:
а, м, п, у, с, ы, т, о, и, л, э. Дети выбирают гласную букву на веере и показывают.
VI. Звуковой анализ слов по картинкам.
(Слайд 11,12,13,14)
Выкладывание схем слов из цветных магнитов, дети выходят к доске по одному. На местах составляют слова из цветных фишек, делят на слоги, выделяют гласные, называют их.
Объяснение значения нового слова “эскалатор”
VII. Графическое закрепление.
Работа у доски и в тетрадях по слоговой схеме. (Слайд 15)
Запись схемы слова в тетрадь. Гласные выделяем красным карандашом.
Тигр __и__, розы __о__ы, туча __у_а__, тыква _ы__|_а__, этажи _э_|_а__|_и__.
VIII. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске.
Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.
(оа аа. ыи уи. уи ыу. оо эа.). Читаем, проверяем.
Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?
Литература:
- Рыбина Э.В. “Работа над гласными звуками на логопедических занятиях”, 1 класс.
- Журнал “Начальная школа” №1, 1995 год.
- Костыгина В.Н. “Тру-ля-ля” М. 1999г.
- Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991г.
28.01.2008
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Логопедическое занятие на тему: «Гласные звуки и буквы»
Технологическая карта логопедического занятия в 4 классе 1/10/2015
Ф.И.О. учителя-логопеда
Жигачева Наталия Владимировна
Тема занятия
Гласные звуки и буквы.
Используемые технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Игровая технология.
Цель занятия
Формировать у младших школьников умение различать понятия «предложение» и «слово».
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
В результате занятия:
— сформируется представление о том как образуются гласные звуки 1 ряда.
— смогут слышать и выделять гласные первого
ряда.
Познавательные УУД:
-продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;
— закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
Коммуникативные УУД:
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
–слушать и понимать речь других;
— формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;
— формирование у учеников навыков самоконтроля;
Ресурсы урока
картинки, осенние листья, зеркала, массажные мячи, мяч.
Словарь урока
воробей
I Этап Мотивации к учебной деятельности.
«Здравствуйте, ребята!
Психогимнастика.
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы!
1. Самомассаж.
— помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно; сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой
— разминать и растирать каждый палец массажным колечком;
2.Упражнения для мелкой моторики рук.
«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).
3. Упражнения для артикуляционной моторики.
— Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.
Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)
II. Этап Актуализации знаний
Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о звуках речи. И отправимся в путешествие к гласным звукам и буквам. А сопровождать нас будет красная шапочка. Давай те споем с ней вместе песенку.
— что вы пропели? (звуки)
— а что такое звуки? (это то, что слышим и произносим)
— а что такое буквы (это то, что мы видим и пишем)
— Какие звуки мы пропели?
— Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)
Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
III. Этап Выявления причины затруднений
Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда.
Заучивание ряда. Эти гласные стоят в первом ряду. А сейчас красная шапочка отведет нас к гласным буквам. Звуки и буквы тесно связаны:
Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и читаем.
У них есть подружки гласные буквы, которые стоят во втором ряду.
Называем букву “А”, а подружка буква — “Я”,
Тянем с вами букву “О”, а подружка буква — “Е”,
Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.
IV. Этап Построение проекта, выхода из затруднения
Выделение гласных первого ряда из других звуков.
Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемежку.
Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву.
А, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.
V. Этап Физминутка
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи
Игра “Доскажи словечко”
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)
Прочитаем, запишем, запомним.
Выделение гласных первого ряда из слогов.
Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики:
Назвать только гласный звук слога.
Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
1) Ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от;
2) Ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то.
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой
в) В середине слова. Определить наличие гласного звука:
О
А
Ы
У
куст, сок
сын, наш
дым, нёс
лес, зуб
шкаф, сон
мал, мышь
сел,был
лук, пил
пол, лук
бык, мак
сыр, соль
ток, суп
рос, мох
лось, пар
мел, мыть
пусть, дуб
сад, март
гусь, бак
бык, пыль
шил, сом
рот, рис
шаг, шар
боль, рыть
внук, жук
2) Вычленение гласного звука (на слух)
а) Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку: уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэи т.д.
б) Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:
у л — ус — у ком-он-орпа — канаха-ра-ва
ар — аш — анах — ал — асто — солоты — мы. — лы
ил — ит — исэх — эк — эт ру — ну — ту ти — ки — ни
в) Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву (у каждого участника — набор гласных букв):
искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры., очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.
г) Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук,дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.
Работа с картинками
Выделите гласный из середины каждого слова, схемы на доске прикрепляет кружок начало, середина, конец.
Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:
слон – слоны
стол — столы
блин – блины
шалун — шалуны
угол – углы
орёл – орлы
узел — узлы
лёд — льды
лоб — лбы
IX. Этап рефлексии.
infourok.ru
Конспект логопедического занятия на тему: «Гласные звуки»
Логопедическое занятие с элементами игротерапии
Тема: « Гласные звуки»
Цели:
Учить слышать и выделять гласные первого ряда.
Развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения.
Воспитывать бережное отношение друг к другу.
Оборудование: Зеркала, предметные картинки, «волшебные» башмачки, пластмассовые гласные буквы, карточки в виде домика с гласными буквами, карточки с рядом букв (гласных и согласных).
Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке
Жил – был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. (Дети открывают и закрывают рот).
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом – налево (выполняют упражнение «Часики»), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка».) Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так(«Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послушалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был?
Дети: Комар.
Логопед: Большой комар пел:з-з-з-з, а маленький ему подпевал: зь-зь-зь.
Гимнастика для рук ( су-джок)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!»-
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу (руке) круги катают,
Из-под рук не выпускают.
Взад-вперед его качу,
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает-
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой –
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Дети садятся в кружок на ковре, им раздают « волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Логопед. Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем?
Дети. Гласные звуки: а, о, у, э, ы.
Логопед. Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?
Логопед. Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные.
АВОБЭУКОСЫАТПЭКОТИЭНУАМ
Дети выполняют на карточках.
Посмотрите на вычеркнутые буквы. Как из них лишняя? Почему?
Дети. Гласная и, потом что она из второго ряда.
Игра « Рассели картинки»
По команде разложены « домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками(дом, стол,
мак, жук, рак, дым, кот…..).
Логопед. Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок.
А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали.
Дети выполняют.
Игра «Угадай, что напишу»(прием дермолексии)
Дети встают в кружок.
Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написал?
(Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласные, хлопают в ладоши.
Итог занятия.
Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
kopilkaurokov.ru
Занятие логопедическое групповое “Гласные звуки первого ряда”.
Конспект занятия логопедической группы
Чирятьева Наталья Владимировна МАОУ гимназия № 49 логопункт
Тема занятия “Гласные звуки первого ряда”.
Задачи:
коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
развивать фонематические процессы;
развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.
Ход занятия :
Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он – поделиться медком!
— Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.
Письмо пчелы.
Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!
По полям всю жизнь летаю.
Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.
На лужайку прилетела, но и там я не сумела.
На лужайке той цветы необычной красоты!
Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.
Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!
Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.
Вам — заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.
Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!
Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!
-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!
— Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).
Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,
Нам – заданья, пчелке – мед,
Вот и начался полет!
1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!
Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)
Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).
— Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).
— В чем различия? (В положении рта и губ).
2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).
Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.
Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!
А-А-А — шире ротик детвора.
У-У-У — всех детей к себе зову.
И-И-И — ротик к ушкам потяни.
Ы-Ы-Ы — губку вниз ты опусти.
О-О-О — деткам очень хорошо
АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ
ПА-ПО-ПУ-ПЫ
АВ-ОВ-УВ-ИВ
-Упражнение на дыхание: — И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.
3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? — третий).
Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.
Логопед: Ребята, вы слышите?
Дети: Да! Кто-то кричит.
Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).
Дети: АУ! (заблудился кто-то).
Логопед: Повторите, что вы услышали.
Дети: АУ-АУ-АУ.
Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.
Дети выполняют задания.
(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).
Анализ и синтез звукосочетания УА,
— “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)
4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).
— Чтобы пчелкам сил набрать,
Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.
5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).
Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков ( определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).
Логопед: Чтоб заданье выполнять,
Нужно пальчики размять.
Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ) .
Затем выполняют задания:
Загадки: 1. Звук О
Молодцы крылатые
Платья полосатые
Ростом хоть и крохи
Укусят – будет плохо! (осы).
2. Звук У
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам верный друг,
Электрический….(утюг).
3. Звук И
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает! (игла).
4. Звук А
Стою на крыше
Всех труб выше! (антенна).
5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.
Сделали дыру, вырыли нору,
Солнце сияет, а они не знают (кроты).
Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!
6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!
Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.
Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).
Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.
Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..
Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!
Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!
Со всем справились, устали?
Все заданья выполняли!
Ну а наша пчелка — труженица,
Весь медок собрала, умница!
Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).
Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.
Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!
Благодарна вам, Ребята!
Помогли мне, молодцы!
И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!
Дети благодарят пчелку за мед.
Занятие заканчивается.
www.metod-kopilka.ru