Жилища животных или где живут животные?

Животные не строят себе обычных домиков, подобные нашим, но многие из них сооружают свои собственные жилища.

А некоторые обитают во «встроенных» домах. Некоторые животные используют как дом часть своего тела. Улитки и черепахи имеют очень твердую оболочку (раковину, панцирь). Они спят под ней и прячутся в целях защиты. Вот два изображения одной и той же черепахи. На втором рисунке черепаха убрала голову и лапы под панцирь, собираясь поспать.

Какие бывают жилища животных?
Все они очень разные. Кролики живут в норах, бобры в хатках, дикие пчелы и осы делают гнезда. Перечень можно продолжать и продолжать…

Что такое бобровая хатка?
Куча палок, камней и ила. Бобры перегрызают острыми передними зубами деревья и ветки, чтобы построить плотину поперек ручья или реки. Плотина не пропускает воду и образует запруду. Бобры строят хатки в этих водоемах. Бобры сооружают плотину, чтобы образовалась запруда. В новом водоеме они построят свою хатку.

Я думал, что все птицы живут в гнездах. Некоторые птицы живут на деревьях, другие на скалах. Есть и такие птицы, которые всегда в движении. Птицы вьют гнезда для того, чтобы отложить яйца и вырастить птенцов. Еще в гнездах живут осы, но их гнезда очень сильно отличается от гнезда птицы. Часто осы строят свое гнездо под крышей домов.

Все ли норы животных одинаковы?
Нет, конечно. Например, кроличьи норы заметно отличаются от барсучьих. Каждый зверь делает норы, которые больше всего подходят его образу жизни.

А животные живут семьями или поодиночке?
Некоторые животные — одиночки. Другие живут семьями. Есть и такие, которые образуют колонии в тысячи особей: это муравьи и термиты. Термиты строят необыкновенные башни-термитники, в строительстве участвуют миллионами крошечных насекомых, называемых термитами. Ее высота более 9 метров. Внутри башни живут свыше двух миллионов термитов. При строительстве они использовали землю, слюну и собственный помет. Фотография термитника из национального парка Австралии.

Все ли животные строят собственные дома?
Некоторые животные спят стоя или находят естественное убежище — под деревьями или в пещерах. Чтобы сохранить тепло и оставаться в безопасности, летучие мыши спят большими группами.

Самые удивительные дома у пчел. Большая часть гнезда — медовые соты. Они состоят из множества восковых ячеек. Пчелы хранят в них мед, полученный из цветочного нектара. Некоторые пчелы живут в ульях, построенных людьми. Улей — большой ящик (дом для пчел), сделанный людьми. В нем собирается пчелиный мед.

Будем рады вашим комментариям по поводу этой статьи

chihuashki.ru

Тема «Дикие животные наших лесов»



 Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки; рассказать о том, где животные живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей; в качестве экскурсии посетить зоопарк.
Задание 1.
Отгадать загадки. ·              Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.              Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса) ·              Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж) ·              Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка) ·              Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.         Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц) ·              Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк) ·              Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Задание 2. Дидактическое задание «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным). Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный — … . Серый, зубастый, страшный, хищный — …. Хитрая, пушистая, рыжая, хищная — …. Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький — …. Маленький, колючий, быстрый — …
Задание 3. Дидактическое задание «У кого — кто?» (упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов): медведь – медвежонок/медвежата        волк – волчонок/волчата лиса – лисёнок/лисята                           кабан – кабанёнок/кабанята ёж – ежонок/ежата                                 лось – лосёнок/лосята бобр – бобрёнок/бобрята                       олень – оленёнок/оленята рысь – рысёнок/рысята                         белка – бельчонок/бельчата Задание 4. Дидактическое задание «Назови семью» (упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов): медвежья семья: (папа)медведь- (мама)медведица – (детеныш/и) – медвежонок/медвежата; волчья семья: волк – волчица — волчата/волчонок; заячья семья: заяц – зайчиха – зайчонок/зайчата; лисья семья: лис – лисица – лисёнок/лисята; барсучья семья: барсук – барсучиха – барсучонок/барсучата, т.д.

Задание 5. Дидактическое задание «Назови маму» (упражняем в употреблении родительного падежа существительных): у медвежонка мама медведица у лисёнка мама лисица у рысёнка мама рысь у лосёнка мама лосиха…. Задание 6. Дидактическое задание «Кто как голос подает?» (упражняем в подборе глаголов к существительному): лиса – тявкает                           медведь – рычит Задание 7. Дидактическое задание «Про кого можно сказать …» (упражняем в подборе существительного к глаголу): охотится (кто?) – лиса, волк, медведь, ёж крадётся (кто?) —  лиса, рысь кусается – медведь, белка, лиса (пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, бежит…) Задание 8. Дидактическое задание «Кто где живет?» (упражняем в употреблении именительного падежа существительных). Кто живет  в норе?                                   В норе живёт лиса. Кто живет  в берлоге?                              В берлоге живёт медведь. Кто живет  под кустом?                           Под кустом живёт заяц.                       ( в дупле – белка, в логове – волк)
Задание 9.
Дидактическое задание «Кому что дадим?» (упражняем в употреблении дательного падежа существительных). мясо — волку, медведю, лисе, ежу малину, мед — медведю, орехи, грибы – белке рыбу – медведю, бобру траву, кору – зайцу, лосю, оленю Задание 10. Дидактическое задание «Охотник» (упражняем в употреблении родительного падежа существительных): Кого охотник поймал в лесу?                  Охотник поймал лису. Задание 11. Дидактическое задание «Чей хвост?» (упражняем в образовании притяжательных прилагательных) — желательно использовать картинки с изображением хвостов животных: Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вариант №2. Упражнение «Измени слова по образцу»: нос лисы – лисий нос                         лапы зайца – заячьи лапы след медведя – медвежьи следы    рога лося – лосиные рога
Задание
12. Упражнение на координацию речи с движениями.
Я как белка в колесе прыгаю на месте, Чтобы было веселей, поскакали вместе. Раз, два, три, четыре, пять — начал заинька скакать. Прыгать серенький горазд — он подпрыгнул десять раз. Ребенок совершает прыжки       на месте. Под счет ребенок прыгает 5 раз. После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.
Задание 13. Составить описательный  рассказ  о диком животном нашего леса (по выбору) по плану: Название животного. Внешний вид (части тела).

Задание 14. Ознакомление с художественной литературой.
— Впомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
— Прочитать украинскую народную сказку «Рукавичка». Уточнить какую сказку она напоминает. («Теремок») Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку «Лиса и волк».

Задание 15. Упражнение «Скажи, когда много» на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

Один волк в лесу, а в стае много волков.
Одна белка — много …
И т.д. Задание 16. Упражнение «Посчитай» на согласование числительного с существительным. Один волк, два волка, 3 …, 4 …, 5 …
Одна волчица, две волчицы, 3 …, 4 …, 5 …
Один волчонок, два волчонка, 3 …, 4 …, 5 …
И т.д. Составить предложения со словосочетаниями: «две белки», «пять белок», «два волка», «пять волков» и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение «Наоборот» — учимся подбирать антонимы. Лось большой, а заяц — …
Белка слабая, а волк — …
У волка хвост длинный, а у медведя — …
Лиса — хищное животное, а заяц — … Задание 17. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе. В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы. Заяц зимой
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.

— Где спит зимой заяц?
— Чем питается зимой заяц?
— Кто враги зайца?
— Что спасает зайца от врагов? 

Задание 18. Повторение.Развитие мелкой моторики. Упражнеия для пальчиков. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке — сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками) Задание 19. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (дополнительно).
Зайчик. Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен.
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать.
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать.
(А. Блок) 

chmadou478g7.blogspot.com

Блог Быковой С.В.: Дикие и домашние животные


рекомендации логопеда для группы №11
С 10 по 17 февраля тема:

«Различаем диких и домашних животных».                          Уважаемые, родители!

Повторяем с детьми темы «Дикие животные», «Домашние животные и птицы» и учим детей различать домашних и диких животных.

1. «Кто где живет?» ( в лесу – дикое животное или
около, вместе с человеком – домашнее животное или птица)  Белка, собака, кролик, волк, кошка, свинья, медведь, лось, коза, корова, курица, кабан, овца, индюк, заяц, гусь, еж, баран 2.  «Чьи детки?»  Теленок —  (теленок ребенок коровы и быка),  Ягненок —  ( ягненок ребенок овцы и барана), крольчонок, котенок, щенок, жеребенок, козленок,  цыпленок, гусенок,    Зайчонок — (зайчонок ребенок зайчихи и зайца), волчонок, медвежонок, ежонок.     3. Игра «Закончи предложение» — «неуклюжий, как … » — «быстроногий, как … » — «хитрая, как … » — «голодный, как … » — «колючий, как … » — «запасливая, как … » 4. Игра «Доскажи слово». Корова дает молоко, а курица.? Кошка мяукает, а собака.? Петух кукарекает, а свинья.? У кошки шерсть, а у курицы.? Корова мычит, а цыпленок.? 5. «Кто лишний?» — Волк, медведь, заяц, ласточка (ласточка лишняя — это птица) ; — Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное) ; — Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное) ; — Курица, заяц, гусь, петух (заяц лишний – это не птица) ; — Белка, курица, ёжик, слон (курица лишняя – это домашняя птица) ; — Кролик, собака, жираф, кошка (жираф лишний — это не домашнее животное) . 6. Задание по картинке:
                                                   
— найти и назвать всех животных;
 — раскрасить лису и медведя.

7. Прописываем в тетради букву И.

8. Подобрать картинку и придумать рассказ о животном по образцу:

            Это волк. Волк дикое животное. Он живёт в лесу и сам добывает себе еду. У него есть волчата. Он любит охотиться и быстро бегать.

            Это корова. Корова домашнее животное. Она живет рядом с человеком. Человек корову кормит и ухаживает за ней. Корова любит есть траву. У коровы есть телята. Корова дает молоко.

9. Можно поиграть  в игры на сайте «Играемся»:

— Кто что ест? 1, 2;  

— Чей малыш? 1, 2

— Веселые вопросы «Зверята»

 — Чьи следы? 1. 2

— Чей голос? В лесу. На ферме.
 — Чей домик? 1

bikovasvetlana.blogspot.com

Дикие и домашние животные, их роль в жизни человека

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название – дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие – вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель – выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние – это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные – это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы – это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в жизни человека. Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики – это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, сельскохозяйственные животные, которые приносят пользу. К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем «обеде» самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Приручать домашних животных начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, лошади, львы, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные – источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект «Дикие домашние животные». По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и домашние животные играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.

fb.ru

Где живут лесные жители? | Мир дошколят

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «ГДЕ ЖИВУТ ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ?» для детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  • ​üрасширять представление детей о диких животных, их детенышах и жилищах;
  • üформировать диалогическую речь;
  • üпополнять словарный запас;
  • üразвивать продуктивную деятельность через художественный труд при работе с картинками-пазлами и раскрасками;
  • üвоспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: рассматривание с детьми изображений диких животныхорганизациябесед на темы: «Жилища диких животных?»,«Детеныши диких животных», «Чем питаются дикие животные?»;проведение дидактических игр:«Найди мою тень»,«Найди детеныша»; чтение художественной литературы:В. Сутеева “Яблоко”, Н. Калинина «В лесу», стихотворение «Звери зимой», «Как на горке снег» И. Токмакова.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Дикие животные», карандаши, разрезные картинки диких животных, задания «Найди мою тень», «Найди детеныша».

Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель:Ребята, к нам в гости из леса пришла белочка.

Рекламное сообщение

Воспитатель обращает внимание детей на экран интерактивной доски, на котором появляется белочка с видеообращением:

– В моем лесу происходят удивительные вещи. Медведь и ёж проснулись после долгого сна, зайчики и белочки поменяли свои зимние шубки, а у лисы больше не мерзнут на морозе лапки. Все звери очень рады. Ребята, я приглашаю вас на прогулку в весенний лес.

Воспитатель:Дети, вы хотите туда отправиться? (Ответы детей).

Воспитатель:Предлагаю в лес пойти и животных там найти. Но прежде, чем мы начнем свой путь, давайте повторим правила поведения в лесу.

Дети:В лесу нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья кустарники, разводить костёр, чтобы не случился пожар.

Воспитатель:

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Нельзя даже громко петь.

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки.

Воспитатель:Верно. Запомнили все правила?

Дети: Да!

Звучит аудиозапись пения птиц. На экране интерактивной доски появляется слайд с изображением леса. Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель:Ребята смотрите мы в лесу, но почему-то я не вижу ни единого зверя, а вы заметили, кого ни будь?

Дети: Нет.

Воспитатель:Ребята, здесь лежат подсказки, (воспитатель вместе с детьми подходит к столу где лежат разрезные картинки), давайте посмотрим, что же это? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям собрать из разрезных картинок целое, с изображением диких животных и назвать их. В тот момент, когда дети называют животных, на экране появляется слайд их изображением.

Воспитатель:Ребята нам удалось увидеть диких животных, а теперь скажите есть ли у них домишки, где они могли бы жить?

Дети: Есть.

Воспитатель:А кто делает им эти домишки?

Дети: Сами животные.

Дети называют домишки животных, а на экране появляются слайды с их изображением.

Воспитатель:Где живет белка

Дети:В дупле!

Воспитатель:Где живет лиса?

Дети:В норе!

Воспитатель:Где живет волк?

Дети:В логове!

Воспитатель:Где живет медведь?

Дети: В берлоге!

Воспитатель:А есть ли дом у зайца?

Дети: Он живет везде!

Воспитатель:Правильно ребята у зайчика дом может быть везде, и на полянке, и на лужайке, и под кустом, и под пеньком.

Воспитатель:Все звери в лесу любят играть прыгать, лазать, бегать, а вы любите? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям выполнить движения по тексту.

Физ. минутка.

Мы пришли в дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Там не только чудеса,

Там и рыжая лиса,

Очень хитрые глаза.

Там и волк сердитый рыщет,

Он добычу в лесу ищет.

Там медведь сидит в берлоге.

У него замерзли ноги.

Там и белка прыг да скок.

Сняла с веточки грибок.

Зайке серому дала.

Не ел заинька с утра.

Ёжик ходит там колючий.

Он совсем-совсем не злющий.

Вот такой чудесный лес.

Полон, таен и чудес.

Воспитатель:Мы с вамизнаем, какие животные живут в лесу, и как выглядят их домишки. А теперь звери решили с нами поиграть. Они спрятались, только их тень нам видна. Давайте мы отгадаем, что это за животные спрятались?

На магнитной стороне мольберта прикреплены картинки с изображением тени диких животных, рядом на столе лежат картинки животных. Воспитатель предлагает ребенку взять картинку животного и наложить на его тень.

Воспитатель:Молодцы, ребята, мы с вами справились, нашли всех животных. Но посмотрите, что-то случилось в лесу.

Появляется на экране изображение зайчихи с видеообращением:

-Здравствуйте дорогие ребята, я хочу вас попросить о помощи. Наши детки играли дружно на лесной опушке в прятки и видимо далеко разбежались. Мы их теперь не можем найти. Помогите нам, ведь в лесу скоро станет совсем темно, и они могут заблудиться.

Воспитатель предлагает детям соединить линиями, с помощью карандашей на листе бумаги диких животных с их детенышами. По окончанию работы зайчиха благодарит детей.

Воспитатель:Вы очень хорошо постарались.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!

Птиц зверей оберегайте, и всегда им помогайте!

Воспитатель:Ну что ребята пора и нам возвращаться в детский сад.

(Звучит запись пения птиц и шум листвы).

Рефлексия.

Воспитатель:Где мы сегодня были? С какими зверями нам удалось сегодня встретиться? Как называются домишки животных? (Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо ребята, мне очень понравилось лесное путешествие.

Коннова Елена Петровна, воспитатель,
МДАОУ «Детский сад комбинированного вида № 60»

Толмачева Наталья Кузминична, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 20»

mirdoshkolyat.ru

Урок-викторина «Дикие и домашние животные»

Урок — викторина по окружающему миру

на тему: «Дикие и домашние животные»

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ ИТЛ № 24 им. Е. А. Варшавского

Хитрова Анастасия Сергеевна

Нерюнгри 2016

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних и диких животных

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни домашних и диких животных; знать и выделять существенные признаки животных, знать: чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят человеку; совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас, развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к животным; чувство товарищества.

Оборудование: Презентация, жетоны, диплом «Живой природы знатоки».

Ход урока

Ученики сидят по трем командам. За правильный ответ и выполненное задание команда получает жетон. В конце урока команде, набравшей большее количество жетонов вручается диплом «Живой природы знатоки».

1. Вводная часть

В окружающем нас мире живут разнообразные животные.

Какие?

Они разные по величине, окраске, они передвигаются разными способами. Какими?

(Бегают, ползают, летают )

Издают различные звуки. Какие?

(Лают, мычат, каркают …)

Мы знаем, что животные, которые живут рядом с человеком, называются…?

(Домашние)

А как же называются животные, которые живут сами по себе?

(Дикие)

2. Целеполагание

Сегодня, ребята, у нас не просто урок, а урок-викторина. Мы вспомним и закрепим наши знания о животных. За правильные и интересные ответы вы будете награждаться жетонами, а в конце урока мы подведем итоги нашей викторины.

Итак, начнем.

Выберите для своей команды интересное название.

(дети выбирают)

3. Игра «Кто где живет»

(На доске изображена картинка природы. дерево, озеро, на дереве под ветками паутина, луг с травой, цветы. Учитель читает детям загадки о животных. Дети отгадывают, берут изображение животного и помещают его в то место на картинке, где это животное обитает.)

Посмотрите на доску. Какая красивая картина! Но кого-то не хватает? Кого?

(Обитателей)

Правильно! Без жителей эта картина смотрится пустой. Давайте ее заселим. Я буду читать вам загадки. Команда, первая поднявшая руки отвечает. Если ответ правильный, то один участник выходит, берет картинку с отгаданным животным и крепит ее на доску в том месте, где это животное обитает.

В лесу петлял комочек меха,
Чем доводил зверей до смеха.
А ты возьми и угадай-ка
Кто всех смешил? Конечно, … .
(ЗАЙКА) — крепим под дерево.

Слайд 2

В небе кружит птичек стая,
Стая, вовсе не простая!
Стаю эту ты не бей:
Стаю сизых … .
(ГОЛУБЕЙ) — крепим на небо.

Слайд 3

Есть пескарь, карась, уклейка,
Угорь, вобла и плотва.
Но назвать ты нам сумей-ка
Одним словом все слова.
(РЫБА) — крепим в озеро.

Слайд 4

Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?
(КОРОВА) — крепим на луг.

Как рыбак он сеть плетёт,
А на рыбалку не идёт.
(ПАУК) — крепим в паутину.

Слайд 5

Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(БЕЛКА) — крепим на ветку дерева.

Слайд 6

Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
(ДЯТЕЛ) — крепим на ствол дерева.

Слайд 7

Молодцы! Я вижу вы хорошо знаете, где обитают животные.

2. Игра «Кто сказал?»

Все мы умеем и любим общаться друг с другом. А как вы думаете, разговаривают ли между собой животные?

Конечно, животные, также как и люди умеют общаться друг с другом. Давайте послушаем записи голосов различных животных и постараемся угадать, какое именно животное такие звуки издает.

(По аудиозаписи дети должны назвать животное, издающее такие звуки)

3. «Чей домик?»

Ребята, как вы думаете, домашние животные живут в доме вместе с человеком или на улице?

(Предположения детей)

Некоторые животные, например собака с кошкой, или хомячки и попугайчики живут в доме с человеком. Но как же быть с большими домашними животными? Ведь корову или лошадь в дом с собой жить взять невозможно.

(Предположения детей)

Для домашних животных люди строят жилища.

Например дом для коров называется коровник. Для кроликов — крольчатник, для свиней — свинарник, для кур — курятник. Если в одном большом помещении живут и коровы, и козы, и овцы то такое помещение называется хлев.

А где же живут дикие животные?

Посмотрите на схему. Участник каждой команды по очереди выходит и соединяет линией животное и его дом.

(На доске схема)

бобр нора

медведь логово

лиса плотина

белка берлога

волк муравейник

муравей дупло

Молодцы!

4. Викторина «Кто же я?»

Все все животные разные. Кто-то лохматый, а кто-то с рогами, кто-то любит мед, а кто-то гусениц. Давайте попробуем по описанию догадаться, о ком же идет речь.

Я буду читать вам описание животного, и какая команда первая подымет руки, та и отвечает. Если ответ неверный, то возвращаете мне один жетон.

■ «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

Слайд 8

■ «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)

Слайд 9

■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

Слайд 10

■ «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)

Слайд 11

■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

Слайд 12

■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

Слайд 13

■ «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)

Слайд 14

■ «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.

Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)

Слайд 15

■ «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)

Слайд 16

■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка)

Слайд 17

■ «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)

Слайд 18

5. Физминутка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

6. Викторина «Кто приносит пользу»

Ребята, а как вы думаете, для чего человеку нужны домашние животные?

(предположения детей)

Верно, от них мы получаем полезные для нашей жизни вещи. Молоко, шерсть, мясо и другое.

Давайте попробуем догадаться, какое животное что нам дает.

(учитель показывает слайды с изображениями, дети угадывают животное)

Слайды 18-22

Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дают,
Нет шерсти овечьей пышней,
Нам кошка- мурлыка подарит уют
И всех переловит мышей.
Помощники наши – корова, баран
И конь вороной,
темногривый
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.

7. Мультяшки

Внимательно ли вы слушаете и смотрите сказки и мультфильмы? В этом мы сейчас убедимся, проведя шуточную викторину.
За каждый правильный ответ команды получают по 1 жетону.

Где Винни-Пух нашёл хвост Иа? (На двери у Совы)
У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У Кролика)
Имя любимого пса Мальвины из сказки «Приключение Буратино»? (Артемон)
Что послужило выкупом за жизнь Маугли? (Буйвол)
За кем побежала Алиса в Страну чудес? (За кроликом)
Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
Кто поёт песенку: «Я на солнышке лежу…»? (Черепаха и львёнок)
Назовите любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно»)
38 попугаев и 1 крылышко – это длина кого? (Удава)
«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…» Чьи это слова? (Винни-Пуха)
Как звали черепаху из сказки «Приключение Буратино» (Тортилла)
Как зовут сказочного героя, у которого большие уши? (Чебурашка)
К кому спешил мамонтёнок? (К маме)
Этот страшный зверь съел сказочную Красную Шапочку вместе с её бабушкой (Волк)
Как звали собаку Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)

8. Чье объявление?

Ребята, мне попала в руки газета, в которой так много объявлений! Но вот беда! Не указано кто же автор этого объявления! Давайте поможем читателям и для каждого объявления найдем его автора.

у вас на столах конверты с изображениями животных. Выньте их. Я читаю объявление, а вы поднимаете карточку того животного, кто по вашему мнению является автором. За правильный ответ жетон!


1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)
2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)
4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
6. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)
7. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)
8. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)

9. Подведение итогов.

Сегодня все вы были большие молодцы! я вижу вы очень хорошо знаете и домашних и диких животных. А теперь пришло время подсчитать жетончики и получить награды.

infourok.ru

Дидактические игры по теме «Дикие животные» — Мои файлы — Каталог файлов

Дидактические игры по теме «Дикие животные»

Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).


Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  — … (медвежонок, медвежата).
У лисицы  — … (лисенок, лисята).
У белки  — … (бельчонок, бельчата).
У волчицы  — … (волчонок, волчата).
У ежихи  — … (ежонок, ежата).
У зайчихи  — … (зайчонок, зайчата).

 

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа — медведь, мама — … (медведица), детеныш — … (медвежонок).
Папа — волк, мама — … (волчица), детеныш — … (волчонок).
Папа — еж, мама — … (ежиха), детеныш — … (ежонок).
Папа — заяц, мама — … (зайчиха), детеныш — … (зайчонок).
Папа — лис, мама — … (лисица), детеныш — … (лисенок).


Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.


Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

 

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

— Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
— Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
— Серый, злой, голодный. (Волк.)
— Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
— Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

— Скажите, как подают голос звери?
— Что делает волк — …(воет).
— Что делает лиса — … (тявкает).
— Что делает медведь — … (ревет).
— Что делает белка — … (цокоет).


Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка
Лиса – лисичка

 

Игра «Один — много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей

 

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

 

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д.  Теперь все звери нашли свои хвосты.


Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы — … (лисий нос).
Лапа лисы — … (лисья лапа).
Глаза лисы — … (лисьи глаза).
Нора лисы — … (лисья нора).


Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц — … (маленький).
Волк – сильный, а белка — … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя — … (короткий).


Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь


Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
— Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.)


Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

katkovapk.ucoz.ru

Советы рукодельницам