НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
02.06.2011 16781 1948Внутришкольный контроль (ВШК) — это управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса воспитания. Внутришкольный контроль дает возможность определить, насколько качественно осуществляется в школе процесс воспитания, как относятся к своим функциональным обязанностям не только педагоги, деятельность которых контролируется, но и руководители школы. Материалы внутришкольного контроля позволяют судить, работает в школе коллектив педагогов-творцов или коллектив, который относится к делу воспитания формально.
Система внутришкольного контроля должна обеспечивать:
— сбор и обработку информации о состоянии воспитательного процесса;
— связь между всеми управленческими решениями в ходе их реализации.
Осуществление внутришкольного контроля требует от руководителя и людей, привлекаемых к экспертной оценке, теоретической и методической подготовленности и компетентности, ответственности в принятии решений по результатам контроля. Система внутришкольного контроля должна быть планомерной, обоснованной и всесторонней, а его результаты — основанием для принятия оптимальных управленческих решений.
Внутришкольный контроль помогает изменить отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, формирует сознательную дисциплину, добросовестное отношение к делу, ответственность за принятые педагогом решения в воспитании учащихся. С помощью внутришкольного контроля происходят изучение:
1) воспитательного процесса, а именно:
— уровня воспитанности учащихся;
— их общественной активности;
— качества работы классных руководителей;
— участия родителей в воспитательном процессе;
— качества традиционных.общешкольных мероприятий;
— уровня здоровья и физической подготовки учащихся;
— качества
профилактической работы с педагогически запущенны
ми детьми;
— качества работы с одаренными детьми;
2) системы методической работы педагогов, а именно:
— уровня методической подготовки классного руководителя;
— механизма распространения педагогического опыта;
— системы требований к качеству процесса воспитания.
3) психологического состояния участников воспитательного процесса, а именно:
— степень психологического комфорта учителей и учащихся;
— степень дискомфорта учащихся, учителей, родителей в школе.
Формы ВШК:
— предупредительный;
— текущий;
— тематический;
— фронтальный;
— персональный;
— индивидуальный;
— административный;
— итоговый;
— взаимоконтроль;
— самоконтроль.
Предупредительный контроль используется для того, чтобы снять возможные трудности классного руководителя при выполнении тех или иных видов взаимодействия с коллективом педагогов, учащихся, родителей. Предупредительный контроль можно использовать как метод выборочной проверки перед осуществлением итогового или фронтального контроля. К примеру, на фронтальном контроле стоит вопрос проверки состояния дневников учащихся. Прежде чем делать далеко идущие выводы, необходимо провести предупредительный контроль и обратить внимание педагогов на допущенные ими в этом вопросе недостатки. Это даст возможность снять напряжение перед контролем и позволит педагогам исправить допущенные ошибки. Предупредительный контроль помогает избежать психологический дискомфорт, который часто испытывают проверяющие в ходе итогового контроля.
Предупредительный контроль можно использовать для снятия трудностей в использовании иных видов контроля. Предупредительный контроль предполагает последующую консультацию и разъяснение по возникшим трудностям. В связи с этим, такую форму контроля можно использовать в работе с молодыми педагогами, стажерами.
Диагностический контроль используется с целью выяснения возможностей педагога, учащихся в той или иной воспитательной ситуации. Диагностический контроль предполагает педагогическую коррекцию, которая может быть как групповой, так и индивидуальной.
Диагностический контроль можно использовать для выяснения:
— атмосферы в коллективе;
— взаимодействия в системе учитель — ученик — родитель;
— уровня воспитанности учащихся;
— взаимоотношений в коллективе учащихся;
— профессиональных умений педагогов;
— коммуникативных и иных
возможностей всех участников учебно-воспитательного
го процесса.
Текущий контроль в воспитательной работе используется для изучения состояния традиционных проблем воспитания. Традиционный контроль используется для изучения планирования воспитательной работы в целом и содержания воспитательных дел, отраженных в плане.
С помощью текущего контроля можно проверять:
— оформление журнала классными руководителями;
— оформление журналов кружков и секций;
— оформление личных дел учащихся;
— готовность класса или классов к проведению общешкольных или общеклассных дел;
— периодичность приведения внеклассных мероприятий;
— состояние документации классного руководителя;
— подготовку к проведению заседания МО;
— подготовку к проведению заседаний Совета школы;
— подготовку педагога к проведению внеклассного мероприятия.
Тематический контроль осуществляется в том случае, если в организации воспитательного процесса назрела определенная проблема или необходимо сделать определенные выводы по вопросам традиционной и инновационной деятельности школы.
Тематический контроль используется для изучения и принятия соответствующего решения. Такая форма контроля может быть полезной при анализе:
— результативности программы «Одаренные дети»;
— результативности работы кружка, секции;
— результативности использования пособий и учебников;
— результативности
планирования по тем или иным направлениям
деятельности.
Фронтальный контроль используется для изучения проблемы, которая требует долгосрочного и детального исследования. Фронтальный контроль в воспитательной работе можно использовать для изучения организации воспитательного процесса в параллели, для изучения результативности воспитательной работы школы в определенном направлении. Надо учитывать, что фронтальный контроль предполагает сравнительный анализ, а для этого в изучении вопроса нужна большая выборка.
Персональный контроль предполагает изучение проблемы, возникшей в результате непрофессионального выполнения педагогом своих обязанностей или в результате конфликтной ситуации. Персональный контроль требует детального изучения профессиональных умений педагога по всем аспектам деятельности. Это ведение документации, организация воспитательной работы в классе, атмосфера в коллективе, организация взаимодействия с учащимися и т.д. Теме персонального контроля может предшествовать диагностический контроль, который выявляет проблемы в организации процесса воспитания учащихся.
Индивидуальный контроль можно использовать в том случае, когда заместитель директора предполагает изучить опыт работы классного руководителя и определить содержательную сторону воспитательного процесса в классе. В некоторых случаях тема изучения для индивидуального контроля появляется тогда, когда педагог хочет проверить свои возможности, удостовериться в своей правоте или наоборот. В таком случае завуч помогает сформулировать тему для индивидуального контроля, определить сроки контроля, предложить классному руководителю программу контроля и сроки контроля.
Административный контроль — это форма традиционного контроля, которая осуществляется администрацией школы. Административный контроль может охватывать все стороны воспитательного процесса. Он строится на основе задач планирования учебно-воспитательного процесса школы, планирования воспитательной работы школы. Планирование воспитательного процесса школы предполагает получение определенных промежуточных и итоговых результатов в том или ином направлении деятельности, административный контроль позволяет их эти достижения и результаты подтвердить или опровергнуть.
В воспитательной работе на административном контроле могут быть следующие вопросы:
— эффективность работы школы по различным программам;
— эффективность работы школы с учащимися из
неблагополучных
семей;
— результаты организации коррекционной работы со старшеклассниками по преодолению вредных привычек;
— исследование творческой группы по каким-либо проблемам и др.
Итоговый контроль используется, если проблема изучалась достаточно глубоко и по самым различным аспектам деятельности педагога, класса, объединения. Итоговый контроль может предварять работу аттестационной комиссии школы, комитета по образованию и т.д. Результатом итогового контроля может стать представление педагога к поощрению, распространения опыта, освещения материалов в периодической печати.
Итоговый контроль может быть использован:
— для изучения вопроса организации воспитательного процесса в классе;
— для изучения вопроса организации и проведения родительского всеобуча;
— изучения вопроса взаимодействия классных руководителей с представителями общественных организаций по правовому воспитанию и т.д.
Взаимоконтроль имеет огромное значение в организации процесса внутришкольного контроля. Взаимоконтроль помогает классным руководителям избежать ошибок в организации воспитания учащихся и используется для проверки правильного выбора воспитательной стратегии. Взаимоконтроль дает хорошие результаты, когда он используется в работе методического объединения. Взаимоконтроль можно предложит педагогам во время подготовки к творческим отчетам, праздникам, смотрам — конкурсам, педсоветам.
Огромно психологическое значение взаимоконтроля: с одной стороны, он снимает напряжение классных руководителей, так как дает им возможность изучать достижения друг друга. С другой стороны, эффективность такого контроля заключается именно в том, что возрастает мера ответственности за свою деятельность, когда контроль осуществляет не администрация, а коллеги.
Хорошей возможностью для самоконтроля может быть проведение в школе «Недели творчества». Готовясь к этому мероприятию, классные руководители должны подготовить с классом его визитку как основной элемент данного мероприятия. Классным руководителям можно поручить проконтролировать подготовку визиток класса, внести необходимые коррективы и исправления.
Взаимоконтроль помогает повысить педагогическую, профессиональную, методическую и личную культуру педагогов, учит наблюдательности, ответственности за принимаемое решение.
Во многих школах большое значение уделяется самоконтролю в процессе повышения профессиональной компетенции педагогов.
Самоконтроль используется как поощрение для тех педагогов, которые имеют высокий уровень профессионального мастерства, сами являются наставниками молодых классных руководителей, руководителями методического объединения в школе, районе, городе.
Педагоги, которые своим отношением к делу заслужили такую форму контроля своей деятельности, являются примером организации воспитательного процесса в своем классе, поэтому их воспитательные мероприятия всегда открыты для посещения коллег.
ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Для того чтобы все виды внутришкольного контроля были эффективны и носили конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы.
Подготовительный этап. На заседании методического объединения завуч знакомит классных руководителей с видами и формами контроля, конечным продуктом контроля. В ходе встречи определяются сроки контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов.
Прогностический этап. На этом этапе собирается творческая группа и определяет программу осуществления контроля, формы контроля и анализа полученного материала. В ходе встречи обсуждается диагностический материал, который используется в изучении вопроса. На данном этапе оформляется план исследования вопроса, намечаются ответственные за промежуточные и итоговые исследования.
Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе творческая группа посещает уроки, внеклассные мероприятия, проводит встречи и консультации, изучает документацию, проводит собеседование с классными руководителями и другими участниками.
Анализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции.
Коррекция. На данном этапе проводятся коррекционные мероприятия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации. Это могут быть консультации по разработке сценариев внеклассных мероприятий, посещение самих внеклассных дел, изучение необходимой литературы, курсовая подготовка и т.д.
Схема внутришкольного контроля
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основным объектом внутришкольного контроля в воспитательной работе является, безусловно, воспитательное мероприятие. При изучении этого вопроса важно выяснить, насколько сами учащиеся являются организаторами и инициаторами подготовки воспитательных дел.
Воспитательное мероприятие — это относительно самостоятельная структурная единица педагогического процесса, решающая конкретные воспитательные задачи. Но вместе с тем это — форма организации жизнедеятельности школьников, поэтому в подготовке и проведении и анализе воспитательного мероприятия активное участие должны принимать сами ученики.
Воспитательное мероприятие структурно представляет собой ряд взаимосвязанных, последовательно идущих друг за другом этапов, на каждом из которых учитель включает учащихся в организационную работу, предметную и творческую деятельность.
Процесс подготовки, проведения и анализа результативности внеклассных мероприятий должен стать одной из основных тем изучения в ходе внутришкольного контроля.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Внутришкольный контроль. Оформление и ведение школьной документации
Разделы: Администрирование школы
Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.
Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.
Внутришкольный контроль — это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.
Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.
Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.
Итак, что же необходимо знать о ВШК.
Совет №1:
1. структуру ВШК;
2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;
3. содержание каждого направления контроля;
4. виды, формы и методы ВШК;
5. цепочку последовательности проведения ВШК.
Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.
Совет № 2:
1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;
2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;
3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.
План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.
Совет № 3:
1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.
2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.
3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.
Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).
Совет № 4 (последний, но не главный!):
1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.
2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.
3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.
И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!
На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.
Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.
Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.
Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).
Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)
Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).
Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6). По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.
18.05.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
37. Фронтальный контроль,Постникова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(СОФ НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра педагогики и физической культуры
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
« Фронтальный контроль: сущность и задачи контроля»
Выполнила: студентка
группы № 92061103(330)
Постникова Анастасия Ген.
2013 год, Старый Оскол
В широком смысле контроль – это проверка чего-либо. В учебной деятельности контроль обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у класса в целом. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый ученик, активно участвуя в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом.
Контроль характеризуется большим воспитательным значением. Так, он повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Существуют определенные требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
1) индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
4) всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
5) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
6) дифференцированный подход, учитывающий особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов;
7) единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.
Среди педагогов, теоретиков и практиков, широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И. Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании и главное — виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса.
В этой классификациии выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы — учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Панфёрова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст ] : учебное пособие (Высшее образование) / Н.Н. Панфёрова. — Ростов н/ Д: Феникс, 2010.- 330с.
Воробьёва, С.В. Основы управления образовательными системами [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.В.Воробьёва. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 218 с.
studfiles.net
Педагогический контроль — это… Виды и формы педагогического контроля в школе
Контроль — необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.
Выполняемые функции
Педагогический контроль — это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:
- Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
- Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
- Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
- Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
- Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.
Требования к контролю
Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:
- Ориентация на требования утвержденных программ.
- Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
- Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
- Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
- Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.
Виды педагогического контроля
Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:
- Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
- Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
- Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
- Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
- Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.
Формы контроля над деятельностью педагогов
Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль — это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.
Для этого применяются следующие формы контроля:
- Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
- Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
- Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
- Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
- Комплексно-обобщающий. Контроль за качеством образования и воспитания в параллели классов.
В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.
Формы контроля за усвоением учебного материала детьми
Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:
- Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
- Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
- Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в виде опроса у доски.
- Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
- Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
- Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.
Методы педагогического контроля
Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:
- Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
- Письменная проверка, которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
- Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
- Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
- Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
- Машинный контроль, предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.
Контроль и физическое воспитание
Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.
С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:
- Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
- Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
- Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
- Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
- Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.
Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).
Контроль за воспитательным процессом
Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль — это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.
При этом оцениваются:
- воспитанность школьников;
- работа классных руководителей;
- привлечение родителей к процессу воспитания;
- качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
- проведение спортивных соревнований и конкурсов;
- кружковая работа в целях дополнительного образования;
- профилактическая работа со «сложными», педагогически запущенными учениками.
Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На педагогических советах классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях — привлечь специалистов со стороны.
Контроль за уровнем воспитанности учащихся
Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.
Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:
- Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
- Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
- Психологическое анкетирование.
- Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
- Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.
Педагогический контроль — это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.
fb.ru
Внутришкольный контроль, его виды, формы, методы — Мегаобучалка
Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. Инспекторские функции возложены на директора и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.
Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла. Особенно эта связь заметна с функцией педанализа, т.к. информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педанализа. Контроль отвечает на вопрос: «Что произошло?», дает пищу для ума. Анализ осуществляет наше сознание и отвечает на вопрос «Почему это произошло?» Педанализу подвергается тот фактический материал, который был получен в ходе контроля. Поэтому содержание внутришкольного контроля и педанализа составляют одни и те же направления деятельности.
Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции — направленности на личность учителя. Если это молодой учитель, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Современный инспектор или директор школы должен быть личностью. Их задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности.
Чтобы избежать недостатков, ошибок и недоразумений в организации внутришкольного контроля, важно знать некоторые общие требования. К числу таких требований относятся:
· Систематичность – регулярное проведение контроля, создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом процесса;
· Объективность – проверка деятельности учителя или педколлектива должна проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выбранных критериев;
· Действенность – результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков;
· Компетентность проверяющего – предполагает знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.
В школоведческой литературе в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:
· Выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;
· Качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
· Качество знаний, умений и навыков учащихся;
· Уровень воспитанности учащихся;
· Состояние преподавания учебных дисциплин;
· Состояние и качество организации в неурочной воспитательной деятельности;
· Работа с педагогическими кадрами;
· Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей; исполнение нормативных документов и принятых решений.
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в наше время остается дискуссионной. Среди педагогов-теоретиков широко известна классификация, предложенная Т.И. Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в пользовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса.
В ней выделяются 2 вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педколлектива, группы учителей или отдельного учителя. Содержание его составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педколлектива, методического объединения или отдельного учителя. Этот вид контроля вследствие его трудоемкости, большого количества проверяющих используется не более 2-3-х раз в году. При проведении аттестации учителя он подвергается фронтальному контролю, т.к. изучаются все напрвления его работы – учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:
· Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Может быть тематическим и фронтальным.
· Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формировании классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе.
· Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в целой школе. Этот контроль осуществляют представители администрации и методических объединений.
· Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.
· Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией.
В процессе внутришкольного контроля используются такие метода как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно дополняют друг друга, и если мы хотим получить объективную информацию, то должны по возможности использовать разные методы контроля. При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К ней относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, групп продленного дня, книга протоколов заседаний педсовета школы, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и ?амещения работников и др. Школьная документация многообразна, богата информацией, причем содержит ее за несколько лет, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
Наиболее часто в школьной практике используется устный и письменный контроль, но ограничиваться им нельзя. Используются при контроле социологические методы сбора информации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют проверяющему быстро получить нужную информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учителей и учащихся, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.
Тема 5. Педагогический коллектив школы.
megaobuchalka.ru
Методы, формы и виды контроля на уроке по ФГОС
Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:
- В чем заключаются функции учебного контроля?
- Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
- Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
- Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?
Функции учебного контроля
Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:
- Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
- Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
- Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
- Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
- Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
- Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
- Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.
Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.
Разнообразие видов контроля
Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:
- Предварительный
- Текущий
- Тематический
- Итоговый контроль
При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.
Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.
Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.
В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.
Формы контроля знаний и умений учащихся.
В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:
- Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
- Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
- Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
- Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
Методы контроля
Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.
Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.
- Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
- Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
- Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.
Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.
Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.
В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.
Типы контроля
В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:
- Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
- Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
- Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.
Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.
Средства контроля
Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:
- Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
- Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
- Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
- Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
- Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.
Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.
Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.
Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.
Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.
Требования, предъявляемые к контролю в обучении
Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:
- Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
- Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
- Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
- Экономичным по временным затратам.
- Разнообразие используемых методов и форм контроля.
Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.
aujc.ru
Педагогический контроль
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
• индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
• всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
• объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
• дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе (Н. А. Сорокина).
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
Контроль в процессе обучения — как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.
По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля обучения.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.
Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.
Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.
Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.
Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках — с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.
Возможности применения контролирующих устройств в школе велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.
Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.
psyvision.ru