Наша коллекция камней к уроку окружающего мира :: Это интересно!

В школе у Кати любимый предмет — это «Окружающий мир». Да и немудрено, ведь на нем каждый урок рассказывают что-нибудь интересненькое. То про части растения, то про народы, населяющие страну, то про звездные созвездия у нас над головой, то про камни у нас под ногами. Вот для урока, на котором дети изучали камни, мы с Катей и подготовили эту коллекцию. 

Идея возникла из желания Кати принести на урок и показать одноклассникам наши куски известняка, в которых впечатаны раковины древних моллюсков. Их мы частенько привозим из наших путешествий в рамках игры геокешинг, и интересных экземпляров у нас уже собралось немало. А пока мы искали эти камни, мы нашли еще много любопытных образцов: кусочек янтаря, подаренный друзьями, найденные в окрестностях Белой скалы образцы слюды (ее там была целая жила!), камешки с острова Крит, присланные мне в подарок. Да и среди камней, которые периодически находят на улице и на морском берегу дети и тащат непонятно зачем в дом, нашлось много интересных образцов. Когда мы все их собрали вместе, то оказалось, что мы обладаем настоящим богатством! Нам осталось только опознать их, сделать к каждому этикетку и как-то упаковать, чтобы это получилась не просто кучка камней, а производило впечатление серьезной геологической коллекции. 
Собранная нами коллекция камней
Вместилище для коллекции я решила сделать самым простым и самым практичным способом — разделив на ячейки большую картонную коробку. Есть такой интересный способ — просто сделать вставляющиеся друг в друга крест-накрест картонные перегородки.

В каждую из получившихся ячеек на дно мы с Катей понаклеивали ярлычки с названиями камней. А в саму ячейку поместили соответствующие экземпляры. И в таком виде принесли все это на следующий день в школу.

Так можно легко и быстро сделать коробку с ячейками для экспонатов коллекции камней

У детей коллекция вызвала огромный интерес — всем хотелось потрогать камешки, подержать их в руках, только и слышалось «ах» и «ох» 🙂 А ведь большинство из этих камней каждый из них сто раз видел валяющимися на улице. Вот что значит, попристальнее присмотреться к самым обычным вещам! Потом, после звонка, они вместе с учительницей продолжили рассматривать наши камни, уже в соответствии с темой урока.

А дома мне захотелось дополнить материал учебника (очень уж скудно излагавший этот вопрос) и немного позаниматься с Катей геологией. Кстати, любопытно, что Витя как раз сейчас по географии тоже проходит эту тему. Но, конечно, уже на совсем другом уровне. Хотя и ему было интересно увидеть те камни, о которых говорится в учебнике, «вживую». Он даже ходил вместе с Катей на «охоту за камнями»: нам для наших занятий не хватало хороших экземпляров ракушечника, асфальта и мрамроризированного известняка. 

Позже мы поиграли в юного геолога и провели несколько опытов над камнями, которые нам помогли ответить на вопрос в Клуб почемучек: «Почему камни разные». Этот ответ будет у меня в блоге завтра, а сегодня я просто хочу показать все экземпляры нашей геологической коллекции поближе.
Коллекция камней

Конечно же, самым сложным этапом было именно определение вида каждого камня. Чуть ли не сутки я провела у компьютера, узнала огромное количество материала про горные породы и минералы, но с уверенностью могу назвать только несколько названий наших камней. Остальные, скажем так, мы обозначили условно. А некоторые не решились обозначить совсем — на их счет у меня есть только догадки. Поэтому показываю я  эти образцы тут под их рабочими названиями.

Вот эти два камешка, найденные детьми в одном из наших походов на природу, и долгое
время украшавшие мой цветочный горшок — это яшма

Это два образца кварца (или кварцита, не знаю, как правильно) — левый просто обломок, а правый — обломок, обкатанный морем.

Эти камешки-самоцветы, привезенные нами с морского берега,
скорее всего, обломки разных пород. Похоже, есть тут и яшма.

А вот это пример того, как невзрачный на вид камень, может как как в сказке,
превратиться из лягушки в настоящую царевну. Это его вид с наружной стороны.

А это тот же камень на спиле.

Этот камень когда-то мы купили на барахолке 🙂 По структуре он похож на кремень.
Но мне все же кажется, что это не он — спил уж слишком уж гладкий, зеркальный.
Возможно, это какая-то разновидность агата?

Это обыкновенный ракушечник. Посмотрите — он весь состоит из обломков раковин моллюсков.
Таких камней у нас в городе полно, потому что основным стройматериалом в Крыму долгие годы был именно пиленные камни ракушечника.

Это кусочки слюды, которые мы с детьми подобрали у одного из выходов ее жил в районе Белой скалы под Белогорском. Как нам было жаль, что мы не сможем утащить с собой все те огромные слоистые хрустальные камни, которых в этом месте были сотни! Пришлось довольствоваться только двумя из них 🙂

Я всю жизнь думала, что камни этого вида — это кремень. У нас их во множестве можно найти практически на любом пляже, они бывают серых и оранжевых оттенков. Они внутри с красивыми разводами и очень острые на сколах. Но пока я смотрела информацию в интернете, я засомневалась — уж очень он похож на яшму с некоторых фотографий. Теперь я уже точно сказать, что это кремень, не берусь. Нужна консультация специалиста 🙂

Пример того, как кристаллы одного минерала образовались на поверхности другого.
Насчет их вида у меня даже предположений нет (

Думаю, это гранит с включением кварца.

Это известняк. Как раз те экземпляры с хорошо различимыми на них отпечатками нуммулитов,
с которых и началась наша коллекция. Таких образцов у нас в Крыму можно собирать вагонами,
потому что весь наш полуостров состоит из известняков — донных отложений древнего океана,
волны которого когда-то плескались на этом месте.

Это тоже известняк. Но мраморизированный.
Поэтому у него совершенно другая на вид структура.
Из него обычно изготавливают щебень для строительных и дорожных работ.

Эти два камешка прилетели к нам прямо с острова Крит.
Совершенно очевидно, что это какая-то магматического происхождения горная порода.
Я склоняюсь к тому, что это гранит с включением каких-то кристаллов.

Это еще одни камешки с Крита. Порывшись в интернете, я  нашла, что это базальт. Результат древнего извержения вулкана. А белые пятнышки в нем — это бывшие газовые пузыри, заполненные агатом, кальцитом и яшмой.

Необработанный кусочек янтаря, как-то подаренный нам знакомым. Катино воображение очень волнует тот факт, что это окаменевшая смола дерева, которое росло чуть ли не в каменном веке, а так похожа на ту смолу, которую она видела на наших деревьях)))

Песчанник. Камень, получившийся из слежавшихся крупинок песка.
Если посмотреть на него через микроскоп или лупу, то эти песчинки даже будут видны.

Асфальт. Тот самый, которым асфальтируют дороги.
Опять-таки, нашли дети прямо у нас на улице.
Этот камень  — затвердевший битум, органическая горная порода, происходящая из нефти.
Городские жители знакомы с ним: из него делают мастику (или как ее еще называют, смолу)
для герметизации крыш. 

А это самый обыкновенный кусок гранита — прозаического серого камня, который так легко найти под ногами.
Это кусочек глины, который мы позаимствовали у Вити —
у них в художественной школе она используется на уроке лепки.
Возможно, кто-то из читателей моего блога в комментариях поправит меня насчет названий горных пород — я буду этому очень рада. Ведь я совсем не геолог. Но мы с Катей очень заинтересовались этой наукой — и теперь, гуляя по улицам, внимательно смотрим себе под ноги. Просто удивительно, сколько необычных камней можно найти просто в городских дворах! А уж когда мы поедем на природу, уверенна, наша коллекция обогатится новыми интересными экземплярами — в коробке с коллекцией осталось еще несколько пустых мест для них 🙂
P.S. Вот здесь можно прочитать о продолжении нашей коллекции горных пород и минералов: http://www.tavika.ru/2015/10/kollekciya-kamney.html
Я, вообще, очень люблю все классифицировать и коллекционировать 🙂 Посмотрите только на те коллекции, которые у нас уже есть: Коллекция окаменелостей, Коллаж из билетиков, Мини-коллекция семян, Коллекция елочных игрушек времен СССР, Ракушки Черного моря, Коллекция глиняных черепков, Альбом с марками, Монеты, Бумажные деньги, Гербарий. А еще у меня складируются билеты из наших путешествий, фантики от конфет, меню и бумажные фирменные салфетки из кафе и ресторанов, театральные программки, старинные елочные игрушки, значки СССР, не говоря уж о всяких интересных и редких штучках и сувенирах. Есть во мне такой внутренний хомяк 🙂

www.tavika.ru

60 красивейших минералов и камней

Автор:
13 апреля 2015 09:30

Слово «красота» вряд ли ассоциируется у многих с минералами, а жаль, ведь они бывают великолепны. Минерал — это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. Камни, в свою очередь, не имеют определенный химический состав, и могут состоять из различных минералов. В мире существуют более 4900 видов минералов, и в этой фотоподборке вы увидите красивейшие из них.

Огненный опал

Источник:

Опал

Висмут

Источник:

Опал

Источник:

Аметистовая жеода «Император Уругвая»

Источник:

Черный опал

Источник:

Опал

Флюорит

Источник:

Розовый кварц

Бирманский турмалин

Источник:

Сколецит

Источник:

Титаниум кварц

Источник:

Хризоколла в малахите

Источник:

Арбузный турмалин

Источник:

Азурит

Источник:

Родохрозит

Источник:

Висмут

Источник:

Реальгар на кальците

Источник:

Уваровит

Источник:

Флюорит/кварц/пирит

Источник:

Крокоит

Источник:

Кобальтокальцит

Источник:

Турмалин на кварце с лепидолитом и клевеландитом

Источник:

Родохрозит

Источник:

Крокоит

Источник:

Александрит

Источник:

Агат Ботсваны

fishki.net

Урок геологии и наша домашняя коллекция камней :: Это интересно!

У нас с Катей очередная подготовка к уроку «Окружающего мира». На этот раз надо было сделать фото и составить маленький рассказ о каком-нибудь камешке из домашней коллекции. Но мы ведь маленькие занятия делать не хотим! Мы хотим погрузиться в тему как можно глубже 🙂 Поэтому мы снова достали нашу коллекцию камней, которая за прошедший год существенно пополнилась. Снова стали в ней разбираться, сравнивать образцы с рисунками в энциклопедиях и альбомах и пытаться определить вид минералов и горных пород.
А еще мы к этому домашнему заданию специально приурочили поездку на геокешинг в старинную усадьбу  под Симферополем, в которой когда-то жил Александр Ферсман — выдающийся геолог. Отрывок из его рассказа о детстве в этой усадьбе как раз дан на развороте темы  «Мир камней» в школьном учебнике. Как не воспользоваться возможностью лично побывать на тех же местах, на которых собирал свою первую коллекцию камней маленький Саша Ферсман? 🙂
Так мы готовим домашнее задание на урок «Окружающего мира»

На урок про камни наша учительница пригласила одного из своих бывших учеников, а теперь шестиклассника Даню, увлекающегося геологией. Он рассказывал и показывал детям своею коллекцию камней. Как выразилась Катя, «у него их целый сундук!». Это настолько впечатлило детей, что потом они еще несколько дней всем классом выкапывали камни на школьном дворе и все надеялись найти  в них серебро))) Такие смешные эти второклашки)))
Поэтому интерес к этой теме у Кати теперь просто зашкаливает. Грех было его не поддержать 🙂 Вот мы и продолжили дома изучать минералогию.
Для начала мы сделали практическую работу из учебника про состав гранита. Потому что на уроке они его изучали только теоретически. А дома ведь у нас есть в коллекции и гранит, и кварцит и слюда, из которых он состоит. Так что посмотрели мы на них внимательно не только на фотографиях в книжке 🙂


Практическая работа «Изучаем состав гранита»

Ну а потом стали разглядывать все камни подряд и заново сортировать их.
Хочу  сказать, что все эти камни мы собирали сами. Я не вижу смысла в покупных наборах, разве что просто для любования 🙂 Но коллекцию — свою собственную, по-моему должен собрать ребенок сам. Ну и что, что камешки в основном серенькие? Ведь за каждым стоит целая история, поход в горы, поездка, потом поиск информации, радость узнавания!
Исключение я делаю только для подарков — некоторые камни попали к нам из других мест и они окружены особенным флером дальних стран.
Образцы из нашей коллекции камней

До того у нас все образцы лежали по специальным ячейкам, но теперь камней стало больше, ячеек не хватает. А так как у Дани в коллекции все камешки были разложены по кулечкам с номерами, то Катя тоже захотела сделать и себе так. Весь вечер ушел на то, чтобы покопаться в литературе, сличить образцы, все надписать и сложить! Кстати, нам очень пригодилась энциклопедия «У камня своя история» Дианы Астон — в ней мы нашли многие камни, которые у нас есть! Ну, и конечно, хитом была моя детская любовь — книга Шумана «Мир камня. Драгоценные и поделочные камни».
Книга «У камня своя история» просто великолепна!

В результате теперь наша коробка с камнями выглядит так:
Хранение образцов камней

Коробка с коллекцией

А на внутреннюю сторону крышки Катя наклеила листок с описью всех камней, входящих в коллекцию. Эта любовь к систематике в ней от меня))) Мы с ней обе любим все раскладывать по порядку, подписывать, рассортировывать 🙂 Еще бы писать аккуратнее научилась 😉
Фото всех камней, входящие в нашу коллекцию, можно подробно рассмотреть вот ЗДЕСЬ: http://www.tavika.ru/2014/10/stone-collection.html
Опись коллекции, сделанная Катей

А дальше мы с Катей стали выбирать, о каком же именно камне рассказать в своем домашнем задании. У нас их много интересных! Например, кусок базальта, подобранный Катей в недавнем походе на древний вулкан Демерджи.
Базальт с горы Димерджи — древнего вулкана

Или самоцветы, собранные нами в Коктебеле у подножья Кара-Дага — еще одного потухшего вулкана.

Камешкки с коктебельского пляжа у подножья горы Кара-Даг

Или вот это чудо, которое мы нашли на пляже поселка Сатера, где отдыхали этим летом: внутри небольшого самого прозаического кусочка гранита оказалась полость с крохотными кристаллами кварца! Прямо настоящая пещера гномов или сказочный волшебный город!

Жеода — кварцевые кристаллы внутри гранита

А может, нам показать камешки, которые приехали к нам из шахтерского края ? Их прислала нам в подарок Наташа-Нафтуся из Кривого Рога. Наташенька, мы до сих пор нарадоваться не можем на такое богатство!!!

Камни от Наташи

Вот они крупным планом:
Образцы гранита

Сланцевый уголь

Нефрит!

Кварцит

Гематит (один из видов железной руды) — он даже магнитится, мы проверяли 🙂

Но остановились мы на нескольких камнях, которые имеют за собой долгую историю. Их подарила Кате бабушка. Это камни из коллекции ее отца, Бодягина Владимира Ивановича, который был профессиональным геологом-разведчиком. Всю свою жизнь он с женой провел в экспедициях, помногу лет жил на приисках, в самых глухих районах страны. Работал на Алтае, Тянь-Шане, в Сибири. Бабушка часто нам рассказывает о своем детстве, когда она вслед за отцом побывала в таких краях, которые нам кажутся настоящей сказкой! Горы тысячники, где небо необыкновенно синего цвета, а из-за недостатка кислорода и разреженности воздуха отсутствуют насекомые. Или Колыму и крохотный поселок Усть-Омчуг, где зимы такие суровые, что нам, крымчанам, даже слушать о них зябко!
Конечно же, в доме всегда было много камней, семья возила за собой в поездки целые ящики с коллекцией минералов. Потом эти коллекции были переданы в один из петербургских музеев геологии. А те несколько камешков, которые остались, теперь хранятся у нас.
Вот эти прадедушкины камни Катя и выбрала, чтобы сделать сообщение для урока.

Прадедушкины камни

Совместным мозговым штурмом в комментариях мы решили, что этот камень амазонит 🙂


А эти красивейшие металлические кристаллы в кварце — пирит (колчедан)

Еще один неопознанный камень, сверкающий розовыми крупными кристаллами.
Эти кристаллы — аметист?
Агат


А в выходные, как я уже сказала, мы поехали на геокешинг в усадьбу Кесслеров — загородной дачи немецкого рода, одним из членов которого и был знаменитый геолог, «отец русской минералогии», Александр Ферсман. Именно о своих детских годах в этой усадьбе он вспоминает в том отрывке, который приведен в учебнике «Окружающего мира»
Воспоминания А. Ферсмана

В прошлый раз, когда мы были в этих местах, усадьба стояла практически в развалинах. Теперь же ее выкупил какой-то деятель искусства, отреставрировал, и смотрится она среди леса как замок Спящей красавицы.
Усадьба Кесслера, в которой гостил А. Ферсман

Здесь, в бывших помещениях усадьбы и ее парке, теперь расположен интернат. Но вход на территорию свободный, можно прогуляться по Кесслеровскому лесу, а заодно и взять геокешерский тайник, спрятанный здесь. Мы в него положили геокрота, взятого на Демерджи.
Геокешерский тайник в Кесслеровом лесу

И можно посетить могилы самого Эдуарда Федоровича Кесслера, царского генерала, прославившегося в Кавказскую войну,  и его дочери, матери Александра Ферсмана, Марии Эдуардовны Ферсман.
Интересный рассказ об истории этой усадьбы и судьбе живших тут людей  можно прочитать на сайте «Крымовед»: http://www.krimoved.crimea.ua/zamok_kesslera-fersmana.htm

Могила Марии Ферсман

Вот пока и все о наших занятиях геологией, которые были навеяны одним школьным заданием. Но, конечно, на этом мы не остановимся — ведь Крым полон сюрпризов и загадок, и мы еще не раз будем погружаться в мир камней!

Вот здесь можно посмотреть другие Катины проекты для школы (1 и 2 класс): Проект «Страны мира»: Лэпбук про Австралию, Проект «Города России»: Краснодар,  Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект «Есть ли интеллект у хомяка?», Проект «Красная книга. Возьмем под защиту», Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация «Геокешинг», Проект «Родной город», Проект «Мой домашний питомец», Коллаж «Моя семья в годы войны», Космическая коробочка, Исследовательский проект «Изучение дождевого червя в домашних условиях», Можно ли есть снег — опыты по мотивам урока, «Профессия — художник», Презентация «Как зимуют птицы», Презентация о зоопарке «Солнечный остров», Проект «Моя семья», Проект «Математика вокруг нас».

www.tavika.ru

Открытый урок по ООМ «В мире камней» (2 класс)

Урок окружающего мира во 2 классе.

(УМК «Планета знаний»)

Тема: В мире камней.

Использованные технологии:

  • проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения;

  • создание проблемной ситуации на уроке;

  • личностно-ориентированная;

  • здоровьесберегающая;

  • технология критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, фронтальная, групповая .

Методы обучения:

  • словесно-наглядный:

  • индуктивный;

  • частично-поисковый;

  • обобщающий;

  • аналитический;

  • синтетический;

  • метод контроля

Приемы обучения:

анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Принципы обучения:

  • индивидуальность;

  • вариативность;

  • возможность выбора заданий, литературы;

  • дифференциации;

  • самостоятельности.

Цели урока:

1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.

2.Учить детей планировать свою деятельность, работать со справочными таблицами.

2.Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, презентация, коллекция камней; для работы в группах: справочные таблицы, лупа, стакан с водой, молоточек, карточки с надписями камней, сигналы.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности. (слайд 1)

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться,

И всем вместе потрудится.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим и плодотворным)

— Что поможет нам сделать труд на уроке результативным и плодотворным?

Слайд 2

Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат.

Слайд 3

— Хором прочитаем эти слова. Пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.

У меня все получится. Я смогу выполнить все задания.

Желаю успехов себе и друзьям.

-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробку. Вам интересно, что в ней находится?

Тогда послушайте мой рассказ:

«С незапамятных времен он прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. (слайд 4)

Ими расчленяли на части туши убитых зверей. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными …человек издавна любил украшать себя.

Он был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный поражал врага и настигал ускользающую добычу.

Однако, не каждый обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали их, запоминали их внешние признаки, давали им названия.

-Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим. (Коробка открывается)

-О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока «В мире камней» (слайд 5)

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы и минералы, занимается наука – геология.» (слайд 6)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.

— Из этих камней я предлагаю вам создать коллекцию. Но для этого под каждым камнем надо написать краткие сведения о нем: название, где используется.

-Рассмотрите камни. Какие вам знакомы, какие – нет?

III. Выявление места и причины затруднения.

— Сможем ли мы сейчас подписать все камни? Почему? (Недостаточно знаний)

-Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (спросить у взрослых, прочитать в книге)

-В каких книгах мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)

IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

— Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? (узнать названия камней, их свойства, где используют) (слайд 7)

-Чем воспользуемся?

-Справочника — определителя горных пород и минералов у нас нет, но есть справочная таблица с описанием некоторых камней и их свойств и учебник стр. 28-29. (слайд 8)
— Как пользоваться данной таблицей? Давайте составим план работы.

(слайд 9)

-Посмотрите в таблицу.

-Что будем сначала исследовать? (Цвет). Как? (Рассмотрим)

-Что проверим потом? (Прочность камня). Как? (Попробуем разломить или расколоть молоточком)

-Каким будет третий шаг? (Проверить особые свойства камня).

-Что будем делать потом? (Прочитаем, как используется камень)

-Что узнаем в результате наших действий? (Название камня)

В процессе работы на слайде появляется следующая запись:

План работы:

1.Определи цвет камня. (Используй лупу)

2.Проверь камень на прочность. (Стукни молоточком или попробуй разломить)

3.Прочти в таблице об особых свойствах камня, если можешь, проверь их.
4.Узнай, где камень используется.

5. Прочти название камня.

V. Реализация построенного проекта.

Фронтально решается задача по определению одного из камней (каменный уголь). (гиперссылка на слайд 8)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

Дети разделены на 4 группы. У каждой на столе по 1 камню. Пользуясь справочной таблицей, учащиеся определяют названия камней. Подбирают нужную надпись.

1 группа – гранит, мел;

2 группа – кремень;

3 группа – яшма;

4 группа – янтарь;

5 группа – мел;

6 группа – пемза.

Затем группы отчитываются перед классом. Выбранные надписи приклеиваются в коллекцию камней.

Физминутка

По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли,
Пестрых камешков нашли,
А под горку пошли —
Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.

VII.Включение в систему знаний и повторение.

Мы с вами познакомились лишь с небольшой частью природных камней. Их в природе значительно больше.

Откройте учебник на с.28-30, найдите статью « Коллекция камней», прочтите её про себя и скажите мне о каких камнях мы ещё не говорили сегодня на уроке? (песок, глина, каменная соль) (Слайд 32)

Я думаю, что каждый из вас хорошо знаком с этими природными камнями. По вашему мнению, где используют глину, песок, каменную соль?

Кто создатель камней, о которых мы говорили? Тогда как мы можем назвать эти камни одним общим названием? Они какие? (природные)

Но коль есть камни природные, значит есть и ещё какие? (искусственные)

А их кто создал?

Назовите, какие искусственные камни вы знаете.

Слайд 33

Как вы думаете, что означает слова « керамика», « фарфор», « бетон»?

Поможет нам найти ответ на этот вопрос справочник в учебнике. Откройте его и прочтите, что означают эти слова.( чтение 1 ученика )

(Гиперссылка на слайд 10)

На интерактивной доске отдельно картинки всех изученных камней и их названия. Дети на доске соединяют картинки камней с надписями.

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Выполнили ли мы её?

— Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке:

Я узнал …..

Я научился….

Мне понравилось…..

IХ.Домашнее задание.

Камни служат человеку и как украшения.

Таких камней в природе огромное множество. Нам с вами повезло, что мы живем в стране, которую зовут Россия и на её территории находятся Уральские горы – настоящая подземная сокровищница камней – самоцветов, о которых вы поговорите на следующем уроке.

Слайд 34

У каждого камня самоцвета своё имя, своё обозначение и даже каждому месяцу года присущ свой камень. Вспомните, кто в каком месяце родился, и определите свой камень.

Ваше домашнее задание –

1. Учебник с.28-30 читать, ответить на вопросы 1,2, 5, 6, 7 или составить свою коллекцию камней (можно с помощью картинок).

2. Подготовить сообщение о своём камне.

Дополнительная информация учителя:

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассматривали на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями. А есть камни, которые создал человек. Например, драгоценные камни, кирпич, бетон, стекло. Их называют искусственными камнями.

Справочная таблица

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Каменный уголь

Черный блестящий

Твердый, но хрупкий, колется

Хорошо горит

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств

Кремень

Тёмно-серый с чередованием тёмных и светлых полос

Твердый

При трении двух камней можно высечь искры

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень, в зажигалках

Каменная соль

Белая, серая

Твердая, но колется

Растворяется в воде

Для приготовления пищи

Мел

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Пористая (похожа на губку), легкая, не тонет в воде

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Янтарь

Золотисто — желтый

Твердый

Иногда в нем можно увидеть остатки растений и насекомых

Для изготовления ювелирных украшений: бус, колец, серёжек.

Яшма

Серовато-зеленая или красно-синяя и др.

Твердая, прочная

С причудливыми разводами и узорами

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок

Торф

Темно-коричневый с остатками растений

Твердый, но легко крошится

Хорошо горит

Как топливо и удобрение

Справочная таблица №1

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Каменный уголь

Черный блестящий

Твердый, но хрупкий, колется

Хорошо горит

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств

Мел

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Справочная таблица №2

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Кремень

Желтоватый с чередованием темных и светлых полос

Твердый

При трении двух камней можно высечь искры

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень, в зажигалках

Каменная соль

Белая, серая

Твердая, но колется

Растворяется в воде

Для приготовления пищи

Янтарь

Золотисто – желтый

Твердый

Иногда в нем можно увидеть остатки растений и насекомых

Для изготовления ювелирных украшений: бус, колец, серёжек.

Справочная таблица №3

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Мел

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Яшма

Серовато-зеленая или красно-синяя и др.

Твердая, прочная

С причудливыми разводами и узорами

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок

Торф

Темно-коричневый с остатками растений

Твердый, но легко крошится

Хорошо горит

Как топливо и удобрение

Справочная таблица №4

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Каменный уголь

Черный блестящий

Твердый, но хрупкий, колется

Хорошо горит

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Пористая (похожа на губку), легкая, не тонет в воде

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Гранит.

Используется в строительстве.

Торф.

Используется как топливо и удобрение

Яшма.

Используется как поделочный камень

Каменный уголь.

Используется как топ- ливо, для изготовления пластмасс, лекарств

Мел.

Используется в строительстве, при изготовлении мелков

Пемза.

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Каменная соль. Используется для приготовления пищи.

Кремень.

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень

Гранит.

Используется в строительстве.

Торф.

Используется как топливо и удобрение

Яшма.

Используется как поделочный камень

Каменный уголь.

Используется как топ- ливо, для изготовления пластмасс, лекарств

Мел.

Используется в строительстве, при изготовлении мелков

Пемза.

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Каменная соль. Используется для приготовления пищи.

Кремень.

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень

Гранит.

Используется в строительстве.

Торф.

Используется как топливо и удобрение

Яшма.

Используется как поделочный камень

Каменный уголь.

Используется как топ- ливо, для изготовления пластмасс, лекарств

Мел.

Используется в строительстве, при изготовлении мелков

Пемза.

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Каменная соль. Используется для приготовления пищи.

Кремень.

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень

infourok.ru

Морская галька. Описание для детей 2 класса

Морские пляжи, на которых любят отдыхать и взрослые и дети, обычно покрыты песком или галькой. По песку приятнее ходить, зато галька интереснее выглядит и ее можно привезти с моря в качестве сувенира.

Галька – гладкий круглый или овальный камень по размеру не крупнее яблока. На побережье можно найти камни и покрупнее, но они уже называются булыжниками.

Скругленную форму камню придает вода, поэтому галька встречается на дне или на берегу водоемов: рек, озер, морей. Текущая вода омывает камешки, сталкивает их друг с другом и со временем острые края камней стираются. Иногда на это уходят годы или десятилетия.

Камешек может быть совсем гладким или немного шершавым. Все зависит от того, из какого камня получилась галька. Ведь галькой может стать любой камень, который природа обточила до круглого состояния. Это может быть чистый кварц, полевой шпат, гранит или любой другой природный камень.

Камни откалываются от прибрежных или подводных скал и попадают в воду. Там они перекатываются по дну от морских волн, иногда ломаются на еще более мелкие обломки. Волны и прибой обрабатывают камни днем и ночью, со временем превращая самые острые осколки в гальку.

Иногда вся галька на побережье одного цвета: например коричневая или серая. Но бывает, что берег усыпан камешками самых разных цветов. Кроме серых и коричневых можно обнаружить голыши красноватого, голубоватого, почти белого и желтого цветов.

Интересно, что форму гальки могут приобретать не только камни. Когда в проточную речную или морскую воду попадает стекло или кирпичи, они тоже со временем становятся круглыми как галька. Например, в США есть целый «стеклянный пляж», полностью покрытый круглыми разноцветными стеклышками. Так произошло потому, что в этом месте долгие годы была свалка и туда выбрасывали бутылки и другой стеклянный мусор.

Мелкая галька подходит для создания поделок, украшения интерьера или создания красивого оформления аквариума. Крупными камнями иногда декорируют стены внутри или снаружи помещений, выкладывают дорожки на даче.

dokladiki.ru

Из каких камней делают украшения, виды камней, фото

Натуральные камни являются удивительным произведением природы. Их яркость завораживает и пленяет, в их грани хочется всматриваться снова и снова, любуясь их величественной, неповторимой красотой. А как превосходно они дополняют образ любой красотки, надевшей украшения с использованием природных кристаллов. Такие изделия способны преобразить и сделать неповторимой любую женщину. Но как правильно выбрать данный аксессуар, из каких камней делают украшения? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Какие бывают виды камней

Согласно классификации природных кристаллов, разработанной А. Е Ферсманом, в зависимости от редкости, особенностей и ценности можно выделить 3 группы камней для украшений: драгоценные (или самоцветы), полудрагоценные и поделочные.

Драгоценные камни

Драгоценные камни — это редкие минералы с прекрасным внешним видом, к которым по праву относятся благородный алмаз, весенний изумруд, огненный рубин, топаз, сапфир, циркон.

Драгоценные камни также разделяются по классификации, к примеру, есть 1-го порядка, как алмаз, 2-го, как топаз и 3-го, как циркон. В зависимости от этого порядка на них устанавливается разная цена. Однако, она может зависеть от размера и характеристик самоцветов.

Бывает такое, что камень меньшего порядка может стоить дороже минерала более высокого уровня. В основном, все изумруды, которые используются мастерами ювелирами, до 2 карат, по стоимости могут быть от 500$ до 1000$. Однако, изумруд более 3 карат иной раз превосходит ценой даже рубин и бриллиант с таким весом. Из каких камней делаю украшения всегда можно поинтересоваться у ювелира.

Полудрагоценные камни

К данной группе относят кристаллы, которые не являются такими редкими, как драгоценные. Их залежей гораздо больше на Земле, поэтому их считают полудрагоценными. К этой категории относят аметист, гранат, агат, турмалин, хризолит и многие другие. Стоимость данных минералов, конечно, намного ниже, чем драгоценных. Однако и здесь бывают свои исключения.

К примеру, качественный турмалин стоит от 25$ до 150$ за карат. Однако, иногда попадаются камни, сочетающие в себе плавный переход 2-3-х цветов, стоимость которых приблизительно равна 1000$ за карат. Сине-зеленый минерал куда дороже — вплоть до 5000 долларов. Из каких камней делают украшения, которые вам приглянулись можно уточнить у мастера. Часто данные характеристики указаны на бирке украшения.

Поделочные камни

К поделочным относят, в основном, непрозрачные минералы, горную породу или органические соединения. Такие камни не имеют яркого блеска, но при хорошей огранке могут сравниться даже с драгоценными кристаллами. В поделочных можно встретить: нефрит, лазурит, содалит, азурит, малахит, яшма, везувиан, пр. Уточняйте в магазине или у мастера из каких камней делают украшения на которые вы положили глаз.

Названия камней и их значение

Теперь давайте разберемся из каких камней делают украшения, которые могут не только украшать, но и лечить, приносить пользу.

Один из самых желанных для многих девушек — алмаз, состоит из основного жизненного элемента – углерода. Алмаз считается символом невинности, чистоты, богатства, успеха и счастья. Он улучшает память, помогает ощущать себя моложе его обладателям.

Одним из самых почитаемым и излюбленных минералов во всем мире является изумруд. Он не просто завораживает своей красотой, но к тому же обладает рядом мистических и исцеляющих свойств, помогая в лечении желудка, мочевого пузыря, головы и суставов. Незаменим он и в личных отношениях, так как помогает успокоиться, удержаться от необдуманных поступков, сохранить верность своему супругу.

Удивительным по своей природе минералом, а так же весьма излюбленным, в плане украшений, является жемчуг. Минимум 12 лет требуется, чтобы песчинка, попавшая в раковину к моллюску превратилась в этот удивительный камень. Он означает – чистоту, процветание, долговечность. Способен улучшать отношения с близкими и любимыми людьми.

Очень часто в украшении крупные драгоценные камни сочетают с цирконом. Циркон является хрупким минералом кристаллической природы. Для него характерен сильный алмазный блеск, за что данный кристалл называют еще младшим братом алмаза. Считается, что данный кристалл – камень силы и власти.

Украшения из натуральных камней

Не только люди могут взаимодействовать, дружить и ссорится. Это же относится к камням и металлам. Поэтому немаловажно знать из каких камней делают украшения, а также какие встречаются сочетания металлов с кристаллами.

Натуральные камни в золоте

Золото конфликтует со следующими драгоценностями: гранат, красная яшма, гематит, розовый топаз. Совершенно нормально совмещать его с камнями: агат, золотистый топаз, оникс, изумруд. Но идеальную же пару золоту может составить благородный алмаз, необычный сапфир желтого цвета, гиацинт, хризолит, красный или зеленый янтарь.

Натуральные камни в серебре

Серебро не терпит бриллиантов, рубинов, бирюзы, цирконов, берилла, красного коралла. А вот жемчуг, топаз, горный хрусталь, малахит или лазурит подойдут куда более. Но лучше всего с данным металлом сочетается кристальный лунный камень, сиреневый аметист, легендарный нефрит.

Натуральные камни для бижутерии

Что касается бижутерии из природных минералов, то для изготовления таких изделий часто используют агат, аметист, опал, жемчуг, гранат, бирюзу. Больше всего популярна бижутерия из бирюзы и кристаллов зеленого оттенка, менее востребованы украшения с аметистом.

Изделия из камня

Как правило, из цельного минерала делают кольца, бусы и браслеты, для которых не нужно участие металлов с целю закрепления камня в определенном положении. Чтобы сделать цельное изделие из одного кристалла, он должен быть значительного размера. Поэтому, чаще всего встречаются такие украшения из аметиста, цитрина, кварца, мориона, горного хрусталя, агата, яшмы, опала.

Как подобрать камень

Исходя из того, что камни могут оказывать достаточно значительное влияние на его владельца, приносить удачу или наоборот негативно влиять – то однозначно, к выбору украшения с камнем следует подходить максимально внимательно.

Как подобрать камень по гороскопу

Проще всего успешно подобрать себе камень можно по знаку Зодиака. Специалистами в области астрологии давно разработана классификация камней, подходящих тому или иному знаку.

Кроме того, что камень можно выбрать по знаку зодиака, есть еще один метод, как подбирать камни по гороскопу с пользой для себя. Об этом вы узнаете из видео ниже.

Как выбрать камень талисман

Еще лучше, когда камень не просто правильно подобран и красив, но к тому же защищает от плохих чар или приносит что-то хорошее – то есть, является талисманом. Особенно в защите нуждаются те, кто неспособен дать отпор негативу, сглазу, зависти, а именно дети и беременные женщины. Давайте разберемся из каких камней делают украшения талисманы.

Сильным защитным минералом для детей является малахит, защищающий ребенка от дурного глаза и ряда болезней. Как семейным, так и детским талисманом является розовый кварц, оберегающий детей от опасностей, болезней, травм. Обсидиан же является самым мощным магическим оберегом для ребенка, т.к. своей энергетикой способен защищать от черной магии.

Лучшим женским талисманом является сердолик, помогающий обрести свою любовь и семейное счастье, защитить здоровье женщины, получить долгожданную беременность, заживить раны, предотвратить кровотечения.

Лучшим талисманом для беременной является кахолонг, который не только способен наделить её энергией и силой во время всего периода беременности, но также хорошо справляется с токсикозом, отеками, высоким артериальным. Поможет он сохранять спокойное, гармоничное состояние. Полезны беременным изумруды, которые способствую быстрым и легким родам.

Ну а для новоиспеченной мамочки лучшим оберегом будет украшение с алмазами, которое наполнит ее недостающей энергией, защитит от болезней и травм. Алмазы советуют брать на роды, поскольку они усиливают обменные процессы, способны останавливать кровотечение.

Камни, приносящие удачу

Украшения с гранатом, нефритом, золотистым или желтым цитрином считаются талисманами удачи, успеха, особенно в материальных делах и в бизнесе. Они способствуют процветанию, накоплению, приумножению сбережений.

Агаты смогут принести своему владельцу процветание и успех в делах. Причем каждой профессии соответствует свой цвет минерала: черный поможет верно сделать ставки игрокам на бирже, голубой – раскрыться творческой личности и зарабатывать своим талантом, а серый камень будет способствовать тому, кто решил устроить карьеру юриста, нотариуса или детектива.

Еще один камень сулит успех в делах — зеленый хризопраз. Он поможет начинающему бизнесмену открыть дело, убережет от необдуманных и безрезультатных сделок.

Теперь, зная из каких камней делают украшения, вспомним о самом важном критерии при выборе минерала – это душевное спокойствие и равновесие. Если, изучая камень, вы взяли его в руки и ощутили умиротворение и покой – то это ваш вариант. Если же вам было тревожно или волнительно – то лучше отказаться от данной покупки.

Посмотреть на красивые аксессуары, узнать из каких камней делают украшения и как их правильно носить, можно на видео ниже.

Оцените статью:

[Всего голосов: 60 | Средняя оценка: 3.4]

liveshopping.me

Кладовые Земли. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Рис. 1. Песок (Источник)

 

Рис. 2. Глина (Источник)

 

Рис. 3. Гранит (Источник)

 

Другие используются как топливо:

Рис. 4. Каменный уголь (Источник)

 

Рис. 5. Торф (Источник)

 

Рис. 6. Нефть (Источник)

 

Рис. 7. Газ (Источник)

 

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Рис. 8. Выплавка металла  (Источник)

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

 

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

Рис. 9. Каолин (Источник)

 

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Рис. 10. Гранит (Источник)

 

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Рис. 11. Слюда (Источник)

 

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Рис. 12. Полевой шпат (Источник)

 

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

 

Рис. 13. Кварц (Источник)

 

Рис. 14. Аметист (Источник)

 

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Рис. 15. Агат (Источник)

 

 

Рис. 16. Сапфир (Источник)

 

 

Рис. 17. Гранат (Источник)

 

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Детские электронные презентации (Источник).
  2. Xvatit.com (Источник).
  3. Prezi.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

 

 

interneturok.ru

Советы рукодельницам